Танатотерапия инструкция по применению в психотерапии читать. Танатотерапия. Смотреть что такое "Танатотерапия" в других словарях

Первоначально цель танатотерапии заключалась в оказании помощи умирающим людям и их родственникам. Тяжелобольным упражнения помогают избавиться от страха смерти, принять течение жизни таким, каким оно является, и спокойно умереть. Для родственников танатотерапия – это способ пережить утрату и понять, что смерть не так страшна, как кажется.

Но в ходе экспериментов выявилось, что во время танатотерапии тело настолько расслабляется, что запускаются биологические процессы, способствующие выздоровлению. Для тех, кто не был смертельно болен, но у кого были заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой системой, желудочно-кишечным трактом и т.п., отмечалось после танатотерапии улучшение самочувствия и отступление болезни.

Также танатотерапия помогает людям справиться с эмоциональной напряженностью, гневом, стрессами, страхами и обидами.

Как проходит танатотерапия

Человек должен быть в состоянии глубоко расслабления, в том числе и умственного. Такое состояние близко к состоянию смерти. Для проведения танатотерапии пациент принимает позу шавасана из йоги: он ложится на спину, руки лежат ладонями вверх, не прижимаясь к туловищу, ноги расставлены на ширине плеч.

На некоторое время человек должен максимально напрячь мышцы всего тела и глубоко дышать. После он должен добиться их полного расслабления. Рекомендуется постепенно расслабляться, начиная с конечностей. Потом приступить к мышцам туловища и закончить мышцами головы.

Когда тело станет расслабленным, необходимо привести ум в состояние полного покоя, пациент должен утерять контроль над своим сознанием. Существует несколько методов, позволяющих избавиться от потока мыслей и помочь перестать думать. Одним из простых и действенных считается отчужденное наблюдение за своим сознанием. Спустя некоторое время поток мыслей прекратится.

Когда расслабление получено, специалист по танатотерапии совершает ряд манипуляции. Он одновременно производит несколько касаний на теле пациента, это делается либо всей поверхностью ладони или кулака, либо одними пальцами. Например, танатотерапевт может взять ступню или руку пациента и выкручивать ее. Все эти действия совершают с минимальной силой, никаких телесных повреждений не должно оставаться.

Суть этих манипуляций заключается в воздействии на эмоциональную сферу человека через его тело. Когда танатотерапия окончена, человек должен какое-то время оставаться в неподвижности. Затем слегка пошевелить кончиками пальцев на ногах и руках. Только потом перевернуться на бок и принять сидячее положение.

Увидев в списке предлагаемых психотерапевтических методов слово "танатотерапия ", вспоминается греческая мифология, согласно которой Танатос — это греческий бог смерти . А в нашем мире на смерть существует некое табу . Обычно мы не говорим об этом ни за чашечкой кофе, ни на домашней кухне на ужином, с детьми обычно не обсуждаем эту тему. И на протяжении жизни в нашем организме нарушается баланс существования человека: ум — чувства — телесные ощущения. Доминирует ум, при этом чувства замораживаются и блокируются в теле. Человек контролирует себя, свои чувства, но в определённый момент, когда сила чувств достигает своего переизбытка, человек теряет контроль, "взрывается ". А ведь этого могло и не произойти, — и внутреннее состояние могло быть стабильным, умей человек полноценно выражать свои эмоции через физическое расслабление.

Владимир Баскаков предложил свой метод эффективной релаксации — танатотерапию, или излечение смертью. В основу терапии положена модель тотального расслабления . Танатотерапия — это авторский метод, включающий приёмы установления или восстановления контакта человека с различными видами смерти и умирания. В качестве базового принципа автор метода выделяет "минимальные по силе и амплитуде воздействия ", приводящие "к максимальным по силе чувствам и переживаниям ". Танатотерапия — один из интереснейших методов телесно-ориентированной психотерапии , который изучает соединение сознания человека с разными видами умирания.

Метод танатотерапии позволяет решать психологические проблемы, исцелять душу и разум человека приведением в норму его энергетического баланса. Автор метода делает акцент, что танатотерапия не имитирует смерть, а лишь моделирует через символическое представление .

Только в момент испытания сильных чувств, когда человек перестаёт контролировать своё сознание, он способен отпустить телесные импульсы. Интересны результаты применения танатотерапии при лечении бесплодия и невынашивания беременности .

Когда наступает смерть ? Когда человек полностью теряет контроль над телом. А умирать человеку страшно, потому что тело в этом случае перестанет ему принадлежать. Помогая расслабить тело, а значит, и психику, танатотерапевт моделирует смерть человека. И смерть уже не пугает, не вызывает болезненных переживаний; можно эмоционально "умереть " и родиться заново.

С помощью таких упражнений можно избавиться от эмоционально-мышечных напряжений. Очень интересна в танатотерапии работа с нижней челюстью, — если сделать хороший вдох грудью, то автоматически пойдет вверх голова, а челюсть — вниз. Расслабленная нижняя челюсть — это необходимое условие расслабления всего организма. То есть, чтобы выжить физически, просто необходимо уметь расслабляться .

А возможен и такой сценарий танатотерапии. Приходит человек к терапевту. Что его тревожит?

"Жить не хочется совсем. Депрессия" .

Терапевт предлагает ему попробовать умереть, раз в этой жизни его ничего не радует, ничего не хочется и единственное желание — закончить с этой жизнью.

Смерть выполняет роль активизатора сильных чувств. Человека вывозят в поле и предлагают попробовать умереть. Он согласен. Из автомобиля выкатывают настоящий гроб. Вообще, всё по-настоящему. Он ложится в него. Гроб закрывают. Подвешивают на дерево и говорят, что приедут за ним через 20 часов. Все уезжают. Человек лежит в гробу.

Лежит час, лежит два, уже отдохнул, что называется, все мысли передумал, даже вздремнул, если такое возможно в гробу. Гроб раскачивается, ночь приближается. Дышать всё труднее, хотя естественная вентиляция присутствует. Человек не можете ни повернуться, ни встать, ни присесть, ноги и руки затекают, его охватывает ужас и единственное желание меняет своё направление — жить!

Когда человек говорит, — "я хочу умереть ", "я не хочу жить ", он может себе представлять что-то из области "не жить ", но у него нет опыта проживания смерти. Поэтому, можно рассуждать о смерти, можно жаловаться на жизнь, говорить о том, что всё не так, а можно, попробовать умирать в искусственно созданных условиях.

Какова же была реакция человека, за которым приехали через двадцать часов?

Как только открыли крышку гроба, он выскочил из гроба человека со словами: "Я люблю жизнь… Я люблю свою жену… У меня замечательная работа… Я ещё столько дел хочу сделать… Ещё столько мест, в которых я не бывал… Отвезите меня домой скорее ". Человек осознал ценность жизни.

Стоит отметить, что в медицине есть отдельный раздел "танатология" , который изучающет состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, а так же причины смерти и проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма. Это учение и послужило возникновению такого направления в психотерапии, как танатотерапия.

Метод танатотерапии даёт мощный динамический эффект. Имея переживания смоделированного опыта умирания, человек начинает ценить жизнь как таковую.

Реальная смерть изгоняется из жизни современного человека, табуируется, а, значит, в силу исходного баланса/дуальности всех жизненных, космических процессов (вдох-выдох, день-ночь, лето-зима…), – проникает в нашу жизнь в образе эрзац-смерти, симулякра (Бодрийяр Ж, 2000). Отсюда такой ее избыток в современном кинематографе, художественной литературе – количеством эрзац-смерти восполняется качество запретной реальной смерти. В силу «шизофренизированности» современного человека нарушается изначальный баланс трех сфер его существования – «ума»-«чувств»-«телесных ощущений и импульсов» (Boadella D.,1987, Успенский П., 1994) с мощным акцентированием/доминированием «ума»(разума, сознания, контроля). (…)

Раз идет и стремительно развивается у современного человека доминирование «ума» с параллельным «замораживанием» чувств и блокированием телесных импульсов – все более актуальным звучит шекспировское «зову я смерть!». Смерть выступает в своей специфической функции и позитивной роли активизатора сильных (пусть через страх!) чувств современного человека, ре-интегратора трех его сфер.

Танатотерапия – моделирует (не имитирует!) реальную смерть через ее символическое представление. Такими видами-символами смерти выступают в танатотерапии: тотальное расслабление, сон, любое окончание/завершение, оргазм, сумасшествие, объектные/предметные характеристики тела.


Тотальное расслабление как смерть

Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется, сверхконтроль сознания покидает тело, и последнее становится объектом/предметом. В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т.е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги). Мертвое тело занимает ряд важных для тотального расслабления позиций: руки и ноги полностью раскрываются, отпадает нижняя челюсть, глаза приоткрываются.

Сон как смерть

В мифологии бог сна Гипнос, брат бога смерти Танатоса. Так и механизмы сновидений и танатотерапии аналогичны: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию или, наоборот, отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»). Это способствует ее разблокированию и гармонизации.

Любое окончание, завершение как смерть

В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков и девочек, изменение гормональных циклов), взлеты и падения в статусе взрослых людей обычно инициируются через модель смерти, что смягчает эти переходы, устраняет временной разрыв (Талалаж Я., Талалаж С., 1998)

Оргазм как «маленькая смерть»

Оргазм традиционно рассматривается на Востоке как «маленькая смерть». В момент оргазма человек испытывает колоссальной силы чувства, а это своеобразный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти - при сепарации души и тела). Это возможно только в силу потери контроля сознания, сопровождающегося страхом потери собственного Я /Self/Эго Только в этом случае человек способен отпустить мощные телесные импульсы (…)

Сумасшествие как вид смерти

Этот вид смерти вытекает из перехода психически здорового человека в психически больного (мы говорим в «ненормального»), что являет собой смерть прошлой личности (сущности, Self, Эго и др.). Это напрямую связано с потерей контроля со стороны сознания и проявляющимся страхом(…)

Объектность и предметность тела и его частей

(…)Если мы лежим расслабленными на полу и кто-то приступает к работе с отдельными частями нашего тела, - нашему телу всему и его отдельным частям предъявляется особая ситуация взаимодействия, задается особый контекст, описываемые как субъект (тот, кто работает) – объект (наше тело в целом и отдельные его части). Но объектом/предметом мы становимся только после смерти! Отсюда и напряжение, возникающее в теле и отдельных его частях. Мы просто направляем туда наш контроль! Отсюда и активность наших частей тела в тот момент, когда с ними начинают работать. Мы не способны быть пассивными. Пассивность – характеристика мертвого тела! (…)
Используя модели перечисленных выше видов смерти танатотерапия достигает главного: в этой неузнанности реальной смерти для человека (клиента, пациента) – залог безопасности его контакта с этой реальностью.

В танатотерапии в качестве средства установления (или восстановления утраченного) контакта с процессами смерти и умирания берется отмеченное выше моделирование смерти, причем редкого ее вида, т.н. правильной смерти. В основе такой модели - модель тотального расслабления. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, он иногда даже радостен. Его тело максимально расслабляется; дыхание становится поверхностным и замедленным; руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх; ступни ног раскрываются и сами ноги распадаются; нижняя челюсть отпадает вниз; глаза приоткрываются (…)

Принципиально важной характеристикой, отличающей тело клиента, проходящего танатотерапию от всех других средств релаксации, является то, что конечности и тело человека холодеют (…) Расслабление – «иньская» составляющая, характеризующаяся исключительно холодом. Отсюда и трудность попадания в центр тотального расслабления (иньского компонента) с помощью иных технологий: невозможно пройти т.н. «холодную зону» (страх смерти) и невозможно ощутить себя предметом (объектом). Танатотерапия, представляющая специальную технологию (сумма принципов, приемов, упражнений) позволяет это сделать.

Танатотерапия: практические результаты

Танатотерапия оказывает мощное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека, выступая эффективным средством релаксации (тотального расслабления). Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет оказывать содействие не только при психосоматических расстройствах, но и получать значимые результаты при лечении многих других заболеваний: остеохондроза позвоночника, депрессии, астении, наркомании, шизофрении, при работе с болями, при подготовке к родам, и лечении бесплодия, при работе со страхами (в частности, страхом смерти)

Глубже познакомиться с теорией и практикой Танатотерапии можно в Москве 25-26 марта на семинаре автора метода – Владимира Баскакова. Подробности и регистрация .

Выдержки из статьи «Терапия Танатоса» знаменитого Владимира Баскакова – психолога, автора метода танатотерапии, координатора Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы «Культура тела», Директора Института танатотерапии.

Термин

Слово танатотерапия является производным от двух корней (греч. «thanatos» - смерть и «therapia» - уход, забота, лечение) и может быть переведено как «терапия смертью». Система получила такое название в связи с телесно-ориентированным методом работы, сочетающим характерные для умирающего человека состояния максимального обездвижения и тотального расслабления.

Цель танатотерапии

Главная цель танатотерапии - оказание специфической помощи в восстановлении человеком утраченного им контакта с процессами смерти и умирания. Танатотерапия оперирует широким спектром представлений о различных видах смерти, к которым относит тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание/остановку процесса, сумасшествие, объектные характеристики тела и др. Танатотерапевтическая методика предлагает специальные техники для восстановления контакта с вышеперечисленными видами смерти и нормализации соответствующих им психофизических процессов человека.

Метод танатотерапии

Танатотерапия и body-tuning

В основе метода танатотерапии лежат естественные процессы саморегуляции человеческого организма. Условия для их проявления возникают благодаря характеру приемов и особому подходу в работе с пациентом (т.н. «body-tuning» - гармонизация разбалансированной внутренней реальности, «настраивание» тела). Такая работа с телом приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное заземление ), чем создаются условия для безопасной встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации и интеграции болезненных переживаний и представлений пациента.

Моделирование «правильной смерти»

В качестве средства установления и восстановления утраченного контакта с процессами смерти и умирания танатотерапия использует моделирование т.н. правильной смерти. Основа этой модели - тотальное расслабление. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, и он даже может испытывать радость. Его тело максимально расслабляется, дыхание становится поверхностным и замедленным, руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх, ступни ног раскрываются, а сами ноги распадаются; нижняя челюсть расслабляется, глаза приоткрываются. (Здесь стоит отметить некоторое сходство с асаной Шавасана (поза трупа) - позой в классической йоге, предназначенной для расслабления, полноценного отдыха тела и нормализации течения праны. Эта поза рекомендована в йоге для устранения беспокойства, напряжения и усталости. Шавасана позволяет достичь полного покоя тела и ума, так как во время принятия этой позы внимание уделяется глубокому дыханию и сосредоточению на нем, в то время как тактильные ощущения сведены к минимуму: тело лежит свободно, челюсть и язык расслаблены, губы сомкнуты, глаза закрыты, ладони развернуты вверх, пятки сведены вместе, дыхание производится при помощи движений нижней части живота и диафрагмы, а ум обращен только к наблюдению за вдохами и выдохами.)

При соблюдении особого танатотерапевтического режима во время сеанса тело достигает энергетического баланса и вырабатывает ровно столько энергии (процесс активизации ), сколько само же поглощает (процесс абсорбции ). Тело выступает своеобразным гарантом безопасности и регулятором баланса процессов активизации-поглощения энергии. Таким образом, в процессе терапии используются естественные механизмы тела пациента, а работа танатотерапевта сводится к их запусканию.

Проблемная анатомия

В основе всех человеческих болезней танатотерапия рассматривает четыре базовые проблемы, локализованные в соответствующих им частях тела (проблемная анатомия):

  • контроль/сверхконтроль со стороны сознания (голова)
  • чувства/контакты (руки, грудная клетка)
  • сильные чувства/сексуальные отношения (паховая область)
  • опоры (ноги)

Телесность в танатотерапии рассматривается в контексте оппозиции/взаимодействия социального и биологического тел. Помимо этого телесность находит выражение и в пяти уровнях физических тел: индивидуального и ряда групповых (семья, организация, государство, цивилизация). Концепция настройки тела (body tuning) в танатотерапии предполагает работу с четырьмя базовыми проблемами через принцип т.н. телесной оптики. Тонкой телесной работой терапевт меняет ориентацию «зеркал» внутри тела, в результате чего оно тотально заземляется, а контроль сознания отступает и отпускает чувства. Чувства (энергия чувств) запускают механизм поглощения (абсорбирования) энергии, а поглощение способствует дальнейшему заземлению. Привычные паттерны, блоки и защиты пациента становятся ненужными, утрачивают смысл и значение.

Танатотерапия и закапывание в землю

Стоит особо подчеркнуть, что танатотерапия и ее метод не имеют никакого отношения к тренингам и практикам, предполагающим добровольное временное закапывание их участников в землю.

Показания

Танатотерапия позволяет оказывать помощь в широком спектре ситуаций:

  • в работе с умирающими;
  • при оказании помощи семье умирающего;
  • при любых страхах , и прежде всего - страхе смерти и страхе перед трудностями жизни;
  • при нарушениях сна ;
  • для достижения максимально расслабления;
  • при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • во время беременности (установление более полного контакта с биологическим телом и новой жизнью в этом теле - ребенком);
  • в комплексном лечении бесплодия и невынашивания беременности;
  • при сложностях в сексуальных отношениях;
  • в комплексном лечении сексуальных расстройств;
  • при некоторых психических заболеваниях и психопатиях;
  • в качестве реабилитации кризисных состояний;
  • в реабилитационный период при любых внутренних болезнях и после операций на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат;
  • при ДЦП , особенно напряженной формы;
  • для более полного понимания и чувствования себя;
  • в группах личностного роста для переживания трансперсонального опыта.

Список литературы

  • Архангельские психиатры лечат смертью. «Курган и курганцы» (г. Курган), № 60 за 03.06.2003 г., стр.5.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М., Ин-т общегуманитарных исследований, 2007. ISBN 5-88230-196-3 , 978-5-88230-196-4
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия. Психотехнический подход. // Сб. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый спец. выпуск. СПб., 1995
  • Баскаков В. Ю. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). Психологическая консультация. № 1. 1998. Стр. 13-20.
  • Баскаков В. Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов // Сб. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. Стр. 54-61.
  • Баскаков В. Ю. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб., 2000, стр. 264-276.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти / Свободное тело / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 - с. 108-125.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия посттравматического стресса / Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих / Материалы всеармейской научно-практической конференции (25-26 октября 2001 г.) - СПб.: ООО «ФАРМиндекс», 2001, стр. 372-373.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия/ Энциклопедия традиционной народной медицины: Направления. Методики. Практики / Сост. И. М. Минеев. - М.: ООО «Издательство АСТ»: «Сопричастность», 2002, стр. 537-539.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М., Институт танатотерапии, 2002.- 90 с.
  • Газарова Е. Сумасшествие как смерть. Клинические аспекты танатотерапии: обсессивно-фобические расстройства. Материалы IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Обратная сторона жизни», г. Харьков, Украина, 22-25 апреля 2004 г., стр.11-15.
  • Газарова Е. «Танатотерапия: глубокий выдох». Популярная психология, № 8, 2005, с.72.
  • Газарова Е. Э. Танатотерапия. Материалы участников «2-й Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков», Москва 9-12 февраля 2006 г. Под ред. Сукманюк А. Н.- Москва:2006, С.60-63.
  • Горобец П. Ю. Модели телесной психотерапии. Вестник НЛП, выпуск 2, 2000.- М., Издательство «КСП+», 2000, стр.363.
  • Замараева Е. В. Танатотерапия и трансформация отношений. В сб.: III-я Междисциплинарная научно-практическая конференция «Мужчина и женщина. Любовь, партнерство, семья», М., 2003, стр.300-304.
  • Замараева Е. Зачем учиться умирать? Материалы IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Обратная сторона жизни», г. Харьков, Украина, 22-25 апреля 2004 г., стр.5-11.
  • Инсарова Н. «НЕСКАЗКА о смерти». Популярная психология, № 8, 2005, с.78-79.
  • Карицкий И. Н. Теория и практика в психологии. Материалы участников «2-й Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков», Москва 9-12 февраля 2006 г. Под редакцией Сукманюк А. Н.- Москва:2006, С.14.
  • Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд.-во Института психотерапии, 2005. с.379, 479-480.
  • Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2004, с. 574-578.
  • Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- стр.498-505 (глава «Танатотерапия»).
  • Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарского.- СПб, «Питер», 2002.- (упоминается «Танатотерапия» в разделе "Телесно-ориентированная психотерапия), стр. 886.
  • Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М.: Независимая фирма «Класс», 2005, с. 129, 172, 395, 562.
  • Учитель смерти. Умирать в России надо легко и непринужденно. Газета «Московская правда», № 90 (25388), 28 апреля 2006 г., стр.4.
  • Body Magic. Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 № 1, April 1994, p.15-17.
  • RABOP Russia Annual International Conference for Body Psychotherapy and Thanatotherapy «Body: between Life and Death». Newsletter EABP, Spring 2006, page 21.
  • Thanatotherapie nach Wladimir Baskakow. «Korper Geist Seele». Hamburg 4,2004, s.45.
  • La formazione in thanatoterapia e molto diffusa soprattutto all Est. Un seminario per imparare a morire. Corriere di Siena, Domenica 28, Ottobre 2001.

Ссылки

  • из издания «Клиническая психология. Словарь» из проекта Яндекс.Словари.
  • Е. Э. Газарова. Танатотерапия: тело - жизнь - смерть // Тезисы выступления на конференции ППЛ 4-го октября 2008 г. (лицензия GNU FDL)
  • АНО «Институт танатотерапии»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Танатотерапия" в других словарях:

    танатотерапия - парапсих. мед. лечение смертью (используется при лечении от депрессии) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Смерть (гибель) необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Для одноклеточных живых форм завершением периода существования отдельного организма может являться как смерть, так и митотическое деление клетки. В медицине… … Википедия

«Танатотерапия?! Лечение смертью?? Что, прямо так и называется?!» Когда я впервые услышала это название от своей знакомой, мы с ней вместе посмеялись: неужели кто-то и правда ходит на такие тренинги? Они, наверное, «совсем».

С тех пор я успела пойти учиться на факультет психологии, побывать на куче тренингов и оказалось, что я тоже «совсем». Словом, я по доброй воле отправилась испытывать на собственной шкуре, что такое эта самая «танатотерапия».

Справка: «Танатотерапия это авторский метод в рамках телесно-ориентированного подхода к психотерапии, включающий приемы восстановления контакта человека с различными видами смерти и умирания, разработанный Владимиром Баскаковым, президентом Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов России (АТОП). Ничего общего, психотерапия и метод танатотерапии в частности с различными практиками закапывания, удушения, запугивания и прочими псевдонаучными способами организации досуга не имеет». Александр Буслаев, ведущий тренинга.

«А те, кто заявлялся и не пришел, умрут в страшных муках...»

С порога мрачно шутит ведущий (Александр Буслаев - один из трех человек в Новосибирске, кто проводит такие тренинги). Да уж, шуточки. Но мы-то, мы-то пришли! Участники ежатся и нервно хихикают.

- Смерть - естественное состояние, - продолжает Александр, - в агонии умирают те, кто пытается контролировать этот процесс на необратимых стадиях. Он говорит это таким будничным тоном, как об остывшем кофе, что это этого становиться еще больше не по себе.

Тем временем участники расстелили на полу свои пледы и сели в кружок прямо на них. Тренинг телесный, как нас заранее предупредил организатор. А это означает, что большую часть времени мы проведем лежа на полу.

А. Б.: Групповая работа проходит в уютной аудитории при небольшом количестве участников, возможно использование восточных благовоний и релаксационной музыки. Весь процесс работы с телом происходит лежа на полу на удобных пледах, принесенных с собой участниками, тем самым выполняется базовый принцип телесно-ориентированных подходов - «заземление».

«Какое отношение смерть имеет к вашей жизни?...»

Вопрос ведущего огорошивает, разве можно на него так вот сразу ответить? «Ну… я, пожалуй, ее боюсь» , - мямлю я. Что я вообще здесь делаю?! Разговаривать о смерти, сидя на полу в окружении незнакомых людей как-то не тянет, хочется переключить мысли на что-нибудь другое. Где мой телефон?!

Но отключиться не так-то просто - я же на сеансе танатотерапии. Ведущий рассказывает о том, что старики в деревнях часто заранее чувствуют приближение смерти, предупреждают всех родных, не спеша готовятся и спокойно отходят. Потом он объясняет, что на самом деле означает ритуал целования покойника (вы уверены, что хотите это знать?!), а затем почему-то переходит к подробному рассказу о тибетском погребальном ритуале скармливания усопших хищным птицам.

Наверное, он это говорит, чтобы нас «расшевелить». И получается! Вся группа приходит в движение: кто-то из участников делится своим опытом утраты близких, кто-то (например, я) молча сидит с выпученными глазами и слушает грустные и страшноватые рассказы. В воздухе начинает отчетливо пахнуть смертью - не поймешь, то ли ведущий нарочно зажег какие-то благовония «для настроения», то ли воображение разыгралось. Но вообще-то танатотерапия - это не разговоры. И мы переходим к делу.

А дела у нас такие: сеанс танатотерапии - это череда легких телесных воздействий, которые имитируют… терминальные стадии умирания организма и полное расслабление тела в финале. Иными словами это - моделирование опыта «естественной смерти».

Что, прям вот так, да?

«В ходе тренинга, скорее всего, никто из вас не умрет...»

Подбадривает Александр, добавляя: хотя такая смерть была бы очень приятна .

Еще одна новость: в каждом сеансе будут принимать участие все - эти особые прикосновения будет осуществлять для каждого «тела» вся группа. Перед «сборками» (так называются сеансы танатотерапии) каждого из участников мы репетируем, надо запомнить технику прикосновений.

Все по очереди ложатся на спину, раскинув руки и ноги, закрывают глаза (поза звезды). Звучит просто, но в реальности хочется немедленно открыть глаза, вскочить или хотя бы скрестить ноги и руки.

- Это и есть настоящая поза покойника , - подливает масла в огонь ведущий, - у умирающего расслабляются все мышцы и руки-ноги разваливаются в стороны. Это потом их уже скрещивают и связывают, чтобы придать телу известную нам позу.

  1. Сверхконтроль, когда проявления спонтанности становятся невозможными.
  2. Проблема контактов (невозможность организации продуктивных социальных взаимоотношений).
  3. Проблема с сексуальностью.
  4. Неуверенность в себе и окружающем мире.

Метод танатотерапии применяется для решения базовых личностных проблем, а так же в работе с умирающими и семьями умирающих, психотерапии психосоматических расстройств, нарушениях сна. Танатотерапия ориентирована на актуализацию естественных биологических механизмов саморегуляции человеческого организма, поэтому рекомендована в реабилитационный период после тяжелых заболеваний.

В конце концов мне удается принять «позу звезды». Теперь дело за упражнениями. Названия у них поэтические и совсем не ассоциируются со смертью: «Театр прикосновений», «Телесная гомеопатия», «Телесная магия». То участники по очереди или одновременно прикасаются к разным частям тела лежащего (зоны губ, груди и паха - под строгим запретом!), то очень (очень-очень-очень!) медленно начинают вращать кисти рук, ступни и голову, то плавно тянут руки-ноги в разные стороны, то поднимают руки и ноги и поворачивают их в разные стороны…

«Кто первый?..»

Репетиция закончена, пора начинать «сборку». Самая смелая (а еще - очень скромная, красивая и добрая) участница быстро делает шаг вперед. Я не люблю долго тянуть. Ну, все, теперь бежать некуда, не отвертишься! В смятенных чувствах расстилаю посреди зала свой коврик и плюхаюсь на него в той самой позе звезды. То ли на эшафот собралась, то ли вздремнуть после обеда - разве разберешь?

Закрываю глаза, стараюсь отключить голову. Поехали! Особенность сборки и отличие от «репетиции» в том, что все упражнения участники делают все вместе и сразу. Один тянет вас за ногу, другой ме-е-е-едлено вращает кисть руки, третий положил руку вам на грудь, а четвертый крутит голову.

Очень быстро от этого сенсорного винегрета начинает теряться ощущение реальности. Это моя рука? А где же нога, у меня ведь точно была нога! И почему моя голова крутится вокруг своей оси, словно на шарнирах? Да кто меня все время трогает?! Почему-то мне становится очень грустно и обидно, я тихо глотаю слезы, а сеанс все продолжается.

От еще ощутимых прикосновений участников руки и ноги сворачиваются жгутами и плывут по воздуху сами по себе. А тело и вовсе куда-то пропадает, начинает ощущаться как нечто отдельное. Все становится ярким, возникают разные образы. Да я же угодила в мультик!

Я плыву по воздуху! Доносится какая-то мелодия, в такт ей кружатся разноцветные теплые вихри, танцуют пушинки. Это я пушинка! Это я купаюсь в солнечном свете, пролетаю над зелеными волнами травы…

- Же-ня! , - кто-то трогает меня за плечо. Возвращаться не хочется. Я - трава, которая колышется от ветра, былинка, пляшущая в солнечном свете. Какое там просыпаться?!

- Женя!

Не-ет. Я трава. Цветок. Былинка! Ну что вам надо от меня?! Слезы градом начинают катиться по щекам - опять реву! Но глаза упорно не открываю. Отстаньте от былинки!

- Евгения? Евгения, ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ!

Ну, ладно-ладно. Всем привет! Сеанс танатотерапии закончен. Я сделала это!

Самое удивительное - мне понравилось

Я даже не помню, когда мне еще удавалось почувствовать себя настолько расслабленной и спокойной. Никакой тревоги, никакого волнения. Тот самый сверхконтроль, который как настырный менеджер, постоянно мешает мне жить, пытаясь контролировать чуть ли не дыхание, притих.

Прошла ли я инициацию, стала ли толерантнее к смерти? Понятия не имею. Но прогресс налицо: до тренинга я слово «танатотерапия» толком не могла сказать, спотыкалась. А сейчас - пожалуйста - целая статья!

А. Б.: Каждый клиент представляет собой уникальную личность обусловленную своим неповторимым опытом и, привнося этот опыт в психотерапевтическое пространство, предъявляет свой индивидуальный запрос. Исходя из этого запроса, психотерапевт создает условия для возможных изменений, в результате терапевтических отношений или используя разные психотерапевтические приемы. При этом мой опыт практикующего психолога показывает, что каждый клиент всегда берет от психотерапии, вне зависимости от подхода, ровно столько, сколько нужно именно ему и именно сейчас.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.