Разное описание грозы. Описание грозы и тумана в произведениях г. колесникова Художественное описание грозы

Случалось ли вам когда-нибудь попасть под первый весенний дождь? Оказаться в поле в разгар грозы? Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе? Эти впечатления остаются надолго – пугающие и захватывающие одновременно, очаровывающие дыханием

Вступившей в свои права весны. Весенняя гроза совсем не похожа на грозу летом или осенью. Это совершенно особенное явление. Как-то раз на майские праздники мы отправились на природу. Расположились в небольшом дачном домике, разложили продукты для пикника. Взрослые занялись приготовлениями, а мы с друзьями побежали разведывать территорию. Денек стоял прекрасный. Весна начинала проявлять себя во всей красе. Все деревья были в цвету, и в воздухе стоял неповторимый аромат. Весеннее солнышко, иногда скрываемое набегающими облаками, радовало своим теплом. Птицы щебетали, радуясь весне. Иногда налетал свежий ветерок, а потом затихал. И казалось, что все вокруг затаилось на время вместе с ним, словно прислушиваясь. А что же дальше. Все-таки природа знает: весенняя погода так переменчива!

Увлеченные игрой и разговорами, мы не заметили, как отошли довольно далеко от домика. И тут все изменилось… Набежали тучи, все вокруг потемнело. Небо из приветливо-голубого стало грозным и тяжелым. Вдали оно казалось почти черным. Мы повернули обратно и поспешили вернуться в дом. Вдруг небо разрезала молния, а с другой стороны – еще одна. И, будто прямо над нашими головами, грянул гром. Он раздался, словно внезапный выстрел, и, прокатившись по полям, нехотя затих где-то за горизонтом. Тут же, как бы в ответ ему, откуда-то издалека донесся другой раскат. Грохочущие звуки то нарастали, то затихали, возобновлялись вновь и уходили вдаль. Казалось, что там, наверху, кто-то ведет бурный спор. О чем? Неизвестно. Но становилось как-то страшновато. На какое-то мгновение все стихло. Не слышалось ни грома, ни шума ветра. Листочки замерли на деревьях в ожидании чего-то, смолкли голоса птиц.

Вот шевельнулась травинка, где-то чирикнула маленькая птичка. В лицо пахнуло ветерком, но уже не тем, теплым и ласковым. В воздухе запахло свежестью и легким холодком… И тут полил дождь – первый этой весной, словно кто-то опрокинул с небес огромный ушат воды. Укрыться от дождя было негде, до домика было еще далеко. Вода была кругом, дождь лил сплошной стеной. Мы бежали почти наугад, ничего не видя перед собой. В небе еще кое-где сверкали молнии и раздавались отзвуки грома, но уже далеко. Они становились все реже и все слабее. И вдруг все прекратилось, так же внезапно, как и началось.

Небо быстро прояснилось, и снова выглянуло солнышко. Птицы опять перекликались, перелетая с ветки на ветку. И тот, кто появился бы здесь только сейчас, очень удивился бы, увидев бесконечные потоки воды, бегущие по дороге. И нас, промокших до нитки, словно искупавшихся в речке прямо в одежде. Родители встретили нас с сердитыми лицами, но затем сменили свой гнев на милость. Нас переодели, посадили за стол. И эта майская гроза осталась в прошлом. Но я уверена, что воспоминания о ней сохранятся надолго!

Вчерашнее утро было тихое, теплое и безоблачное. В такие дни особенно не хочется идти в школу, потому что, когда сидишь у окна, невозможно слушать объяснения учителя. Крики малышей на улице, пение птиц на деревьях, близость каникул не дают сосредоточиться на уроках – взял бы, да и выпрыгнул прямо в окошко на зеленую траву, в кусты сирени.

Однако солнечная погода продержалась только до начала третьего урока. Быстро-быстро, как будто их кто-то подгонял сзади, набежали хмурые сизые тучи, вдалеке громыхнул гром. Внезапно так сильно потемнело, что в классе пришлось включить свет. Мы притихли, даже самые беспокойные ребята перестали разговаривать. И вот, когда в классе возникла минута “мертвой” тишины, прямо за окном раздался раскат грома и сверкнула молния. Удар был настолько сильным, что у меня зазвенело в ушах, а многие наши девчонки завизжали. Через несколько секунд полил такой ливень, что соседний дом стал трудно различим. Учитель сказал нам побыстрее закрыть форточки. Было видно, как по дорогам несутся бурлящие потоки грязной воды, смывая с асфальта мусор и пыль. Многие пешеходы вброд перебирались через лужи. Никто из них не взял зонтик, да это все равно было бы слабой защитой от такого ливня.

Внезапно все стихло. Дождь перестал, за несколько минут растянуло тучи. В окошко заглянуло ласковое солнышко: не бойтесь, гроза закончилась!

Сочинения по темам:

  1. Передо мной произведение знаменитого художника, живописца К. Е. Маковского. В своих картинах, он обращается к разным темам. Есть у него...

марта 08 2011

Случалось ли вам когда-нибудь попасть под первый весенний дождь? Оказаться в поле в разгар грозы? Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе? Эти впечатления остаются надолго - пугающие и захватывающие одновременно, очаровывающие дыханием вступившей в свои права весны. Весенняя совсем не похожа на грозу летом или осенью. Это совершенно особенное явление. Как-то раз на майские праздники мы отправились на природу. Расположились в небольшом дачном домике, разложили продукты для пикника. Взрослые занялись приготовлениями, а мы с друзьями побежали разведывать территорию. Денек стоял прекрасный. Весна начинала проявлять себя во всей красе. Все деревья были в цвету, и в воздухе стоял неповторимый аромат. Весеннее солнышко, иногда скрываемое набегающими облаками, радовало своим теплом. Птицы щебетали, радуясь весне. Иногда налетал свежий ветерок, а потом затихал. И казалось, что все вокруг затаилось на время вместе с ним, словно прислушиваясь. А что же дальше?.. Все-таки природа знает: весенняя погода так переменчива!

Увлеченные игрой и разговорами, мы не заметили, как отошли довольно далеко от домика. И тут все изменилось… Набежали тучи, все вокруг потемнело. Небо из приветливо-голубого стало грозным и тяжелым. Вдали оно казалось почти черным. Мы повернули обратно и поспешили вернуться в дом. Вдруг небо разрезала молния, а с другой стороны - еще одна. И, будто прямо над нашими головами, грянул гром. Он раздался, словно внезапный выстрел, и, прокатившись по полям, нехотя затих где-то за горизонтом. Тут же, как бы в ответ ему, откуда-то издалека донесся другой раскат. Грохочущие звуки то нарастали, то затихали, возобновлялись вновь и уходили вдаль. Казалось, что там, наверху, кто-то ведет бурный спор. О чем? Неизвестно. Но становилось как-то страшновато. На какое-то мгновение все стихло. Не слышалось ни грома, ни шума ветра. Листочки замерли на деревьях в ожидании чего-то, смолкли голоса птиц.

Вот шевельнулась травинка, где-то чирикнула маленькая птичка. В лицо пахнуло ветерком, но уже не тем, теплым и ласковым. В воздухе запахло свежестью и легким холодком… И тут полил дождь - первый этой весной, словно кто-то опрокинул с небес огромный ушат воды. Укрыться от дождя было негде, до домика было еще далеко. Вода была кругом, дождь лил сплошной стеной. Мы бежали почти наугад, ничего не видя перед собой. В небе еще кое-где сверкали молнии и раздавались отзвуки грома, но уже далеко. Они становились все реже и все слабее. И вдруг все прекратилось, так же внезапно, как и началось.

Небо быстро прояснилось, и снова выглянуло солнышко. Птицы опять перекликались, перелетая с ветки на ветку. И тот, кто появился бы здесь только сейчас, очень удивился бы, увидев бесконечные потоки воды, бегущие по дороге. И нас, промокших до нитки, словно искупавшихся в речке прямо в одежде. Родители встретили нас с сердитыми лицами, но затем сменили свой гнев на милость. Нас переодели, посадили за стол. И эта майская гроза осталась в прошлом. Но я уверена, что воспоминания о ней сохранятся надолго!

Вчерашнее утро было тихое, теплое и безоблачное. В такие дни особенно не хочется идти в школу, потому что, когда сидишь у окна, невозможно слушать объяснения учителя. Крики малышей на улице, пение птиц на деревьях, близость не дают сосредоточиться на уроках - взял бы, да и выпрыгнул прямо в окошко на зеленую траву, в кусты сирени.

Однако солнечная погода продержалась только до начала третьего урока. Быстро-быстро, как будто их кто-то подгонял сзади, набежали хмурые сизые тучи, вдалеке громыхнул гром. Внезапно так сильно потемнело, что в классе пришлось включить свет. Мы притихли, даже самые беспокойные ребята перестали разговаривать. И вот, когда в классе возникла минута «мертвой» тишины, прямо за окном раздался раскат грома и сверкнула молния. Удар был настолько сильным, что у меня зазвенело в ушах, а многие наши девчонки завизжали. Через несколько секунд полил такой ливень, что соседний дом стал трудно различим. сказал нам побыстрее закрыть форточки. Было видно, как по дорогам несутся бурлящие потоки грязной воды, смывая с асфальта мусор и пыль. Многие пешеходы вброд перебирались через лужи. Никто из них не взял зонтик, да это все равно было бы слабой защитой от такого ливня.

Внезапно все стихло. Дождь перестал, за несколько минут растянуло тучи. В окошко заглянуло ласковое солнышко: не бойтесь, гроза закончилась!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Описание стихии природы – «Гроза» . Литературные сочинения!

Поднимается сильный ветер. Тяжелые темные тучи надвигаются с востока. Уже слышен гром. На горизонте сверкают молнии и бьют, кажется, прямо в землю. Гроза наступает. Летом грозы особенно сильные и непредсказуемые. Вот уже ветер усилился. Гнутся деревья. Тучи закрывают солнце, на улице темнеет. Раскат грома, сверкают молнии, еще раскат грома, и полил дождь. Молнии начали сверкать еще больше со всех сторон.

Бах! Молния угодила в старый высоченный дуб. Он затрещал, но смог устоять. Не одно столетие приходится ему переживать такие грозы. Совсем молоденькие березки гнутся до самой земли. Ветер показывает свою власть над ними. Страшные черные тучи нависли над землей.

Что они принесут с собою? Снова раскат грома и начался град. С неба начали падать крупные льдины. Под таким градом невозможно устоять.

Всего пару минут и град закончился, ветер утих, видимо, понял, что он здесь бессилен. Тучи рассеялись, будто нагулявшись, решили отдохнуть. Но они обязательно еще сюда вернутся.

Выглянуло солнышко, а на горизонте засветилась радуга. Она сообщила о том, что буря прошла, и теперь можно вдоволь набегаться по теплым лужам и по мокрой траве. Как легко и хорошо дышится после грозы! Умывшись, земля стала светлее и чище.

Обновлено: 2012-05-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Слайд 2

Словесное выражение образа грозы в произведениях поэтов XX века

  • Слайд 3

    Объект исследования:

    стихи о грозе поэтов второй половины XX века

    Слайд 4

    Предмет исследования:

    словесное выражение образа грозы в стихотворениях

    Слайд 5

    Цель исследования:

    выяснить, какими средствами художественной выразительности создается образ грозы поэтами XX века, что у них общее, что является особенностями индивидуального стиля каждого поэта

    Слайд 6

    ГРОZА

  • Слайд 7

    Материал для исследования:

    СТИХИ: «Гроза» Павла Когана, Василия Федорова, Николая Заболоцкого; «Гроза идет» Николая Заболоцкого, «Гроза в Новочеркасске» Анатолия Софронова, «Грянул гром нежданно, наобум…» С.Я.Маршака, «Перед дождем» А Твардовского.

    Слайд 8

    Фонетический уровень

    У Александра Твардовского: Добрый гром далеко где-то Прокатился краем неба…

    Слайд 9

    У Василия Федорова:

    Остерегись, когда гроза! Огни и громы Так неистовы…

    Слайд 10

    У Павла Когана:

    Косым, стремительным углом И ветром, режущим глаза … На землю падала гроза.

    Слайд 11

    У С.Я. Маршака:

    Грянул гром нежданно, наобум – Яростный удар и гул протяжный. А потом пронесся легкий шум, Торопливый, радостный и влажный. Дождь шумел негромко, нараспев, Поливая двори крышу дома, Шепотом смиряя буйный гнев С высоты сорвавшегося грома.

    Слайд 12

    СЛОВАРИК ТРОПОВ

  • Слайд 13

    Эпитеты

    Истомленная земля, долгожданный дождь, каляная листва («каляный - разг.- об одежде, ткани; ставший жестким, несгибаемым от холода, влаги» - Толковый словарь Ожегова), грозным подпором, добрый гром, полным летом, темная туча, земля похолоделая, дорога опустелая - А.Твардовский

    Слайд 14

    Сумрак восторга,краткая ночь вдохновенья, человеческий шорох травы, вещий холод, медлительное появленье, темная вода, светлоокая дева, над просторами круга земного, в дивном блеске своей наготы, белое облако, сияющий дождь, счастливые цветы; нахмуренная туча, огромна и тягуча (туча), сломанные молнии, каменный гром, робкие шаги, мертвая корона (о кедре), темный небосклон, живое сердце древесины, почерневшие иглы, дерево печали, лютый голод. - Н Заболоцкий

    Слайд 15

    Косым, стремительным углом (о молнии); ветер, режущий глаза; Яростный удар, протяжный гул, легкий, торопливый, радостный шум; буйный гнев, с высоты сорвавшийся гром; грянул нежданно, наобум; шумел негромко, нараспев; шепотом смиряя - С.Я.Маршак

    Слайд 16

    Метафоры, олицетворение:

    Громы неистовы; небесная коса (молния) – В.Федоров. Содрогаясь от мук, пробежала … зарница; молния мысли; стекает…замирая в восторге, вода; травы падают в обморок; счастливые цветы; нахмуренная туча; (туча) движется …с фонарем в приподнятой руке; (у клена): живое сердце древесины, рана от огня – Н.Заболоцкий

    Художественная мастерская
    по искусству речи в 5-м классе

    «Мой стих поет в волнах его прилива»
    М.Волошин

    Тип урока: интегрированный урок русского языка, литературы и МХК.

    Форма урока: посещение студии маринистов.

    Интерьер кабинета: на партах – фотографии с изображениями моря; кабинетные шторы украшены синими лоскутами в виде волн; стенд с репродукциями морских картин; стенд «Поэтическое посвящение морю» и др. атрибуты, воспроизводящие атмосферу дома мариниста.

    Оборудование: репродукции морских картин И.Айвазовского, М.Волошина, А.Боголюбова, К.Богаевского, У.Тернера, М.Чюрлениса и др.; фотографии и открытки с изображениями моря, с видами домов-музеев А.Грина и М.Волошина; кассеты (= диски) К.Дебюсси «Звуки природы»; репродукция картины К.Васильева «Садко в гостях у Морского царя».

    Цели урока: 1. Способствовать моделированию словесного пространства концепта «море» путем погружения детей в творческий мир художников, поэтов и музыкантов, посвятивших свои произведения морю; познакомить с правописанием сложносоставных цветовых эпитетов и научить использовать их в собственных текстах.

    2. Расширить и дополнить детские фрагментарные представления о море новыми метафорическими и живописными понятиями.

    3. Воспитывать художественный вкус, умение понимать и ценить красоту.

    Звучит запись инструментальной композиции «Морское настроение» (альбом «Звуки природы»).

    Вступительное слово учителя

    Учитель. Вечно изменчивое море восхитительно, им можно любоваться без конца. Люди издавна стремятся к морю: его влажное дыхание успокаивает, наполняет необычайной энергией. Сегодня я предлагаю вам перенестись из школьных будней в завораживающий мир морской стихии, не выходя за пределы учебного кабинета. Для этого мы включим свое воображение, и всемогущая сила нашей фантазии поможет нам оказаться в творческой студии маринистов. Эта студия состоит из нескольких удивительных залов. Мы будем переходить из одного зала в другой и выполнять задания, которые помог придумать мне таинственный природный художник по имени Море.

    ПОЭТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

    Поэты всех времен и народов посвящали морю свои стихи. Одним из лучших поэтических подарков морю до сих пор остается написанное более 100 лет назад стихотворение И.А. Бунина:

    Все море – как жемчужное зерцало,
    Сирень с отливом млечно-золотым.
    В дожде закатном радуга сияла.
    Теперь душист над саклей тонкий дым.

    Вон чайка села в бухточке скалистой, –
    Как поплавок. Взлетает иногда,
    И видно, как струею серебристой
    Сбегает с лапок розовых вода.

    У берегов в воде застыли скалы,
    Под ними светит жидкий изумруд,
    А там, вдали, – и жемчуг и опалы
    По золотистым яхонтам текут.

    (Дети выразительно читают подготовленные стихи.)

    НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ЗАЛ

    Учитель. Море не только удивляет и восхищает нас, оно навевает легкую грусть, которая всегда появляется после расставания с морем.

    (Обмен летними впечатлениями на морских страничках.)

    Когда я вспоминаю море, то…

    …ощущаю морской воздух – чистый, бодрящий, зовущий меня в сказочное путешествие.

    …я мечтаю поскорей увидеть вновь его волны, солнце, отражающееся в воде, прыгающих дельфинов, теплый песок и кружащихся в небе чаек.

    …я устремляюсь в загадочные дали, из которых будто зовет мелодия счастья и мира.

    ПОРТРЕТНЫЙ ЗАЛ

    Учитель. Есть люди, которые расстаться с морем так и не смогли. Они решили посвятить свое творчество манящей глубине морского пространства. Их называют маринистами. К ним относятся писатель А.С. Грин (не случайно его дом-музей в Феодосии спроектирован в форме корабля); художник И.К. Айвазовский, написавший за свою жизнь более 6000 полотен, две трети из которых посвящены морю. Море, горы и облака – это излюбленные темы поэта и художника М.Волошина, ярчайшего представителя Серебряного века. Давайте заглянем в дом мариниста, ведь нас приглашает сам хозяин:

    Дверь отперта. Переступи порог,
    Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
    В прозрачных кельях, беленных известкой,
    Вздыхает ветр, живет глухой раскат
    Волны, взмывающей на берег плоский,
    Полынный дух и жесткий треск цикад.

    А за окном расплавленное море
    Горит парчой в лазоревом просторе…
    Всей грудью к морю, прямо на восток
    Обращена, как церковь, мастерская.
    И снова человеческий поток
    Сквозь дверь ее течет, не иссякая.

    Войди, мой гость, стряхни житейский прах
    И плесень дум у моего порога…
    Со дна веков тебя приветит строго
    Огромный лик царицы Таиах.
    Мой кров – убог. И времена – суровы.
    Но полки книг возносятся стеной.
    Тут по ночам беседуют со мной
    Историки, поэты, богословы.

    (М.Волошин. Дом поэта)

    Учитель показывает изображения домов-музеев А.Грина и М.Волошина.

    Учитель. Мастерские известных писателей и художников, как видите, обязательно содержат книжные стеллажи, картины, портреты, причудливые морские сувениры… Но нам сегодня предстоит заглянуть в самую необычную мастерскую самого необычного мариниста, каким безусловно, является Морской царь. Его мастерская – это загадочное морское дно. У римлян повелителя морской стихии называют Нептуном, у греков – Посейдоном. Был Морской царь и у наших предков – славян, недаром сохранились былины о пребывании в гостях у Морского царя знаменитого новгородского купца Садко. Посмотрите, как лихо выплясывает владыка морской под удивительные гусли Садко на картине К.Васильева. (Дети рассматривают репродукцию картины.) А каким представляете Морского славянского царя вы? Опишите его.

    Мифологическая словарная статья

    Морской царь – это пожилой мужчина, который одет в русский народный костюм. На голове его – корона из ракушек. На ногах его – лапти, сплетенные не из соломы, а из самых красивых водорослей. У него рыбий хвост и клешни, как у рака. В одной клешне он держит посох морей и океанов, в другой – макет пиратского корабля, из тех, которые он любит топить. (Катя Шило)

    Морской царь – это огромный осьминог, который восседает на коралловом троне. Иногда он запрягает волшебных китов в громадные сани, украшенные самыми прекрасными жемчужинами. Тогда море бушует, закрывая царя от любопытных глаз. Когда его дочери-дельфинихи танцуют для него, он радуется. Море начинает будто улыбаться и пританцовывать вместе с ними. (Соня Кузьменко)

    ПИСАТЕЛЬСКИЙ ЗАЛ

    Учитель. Восторгаться морем может каждый, а вот выразить свое восхищение в словах дано не всем. Предлагаю поучиться у мастеров художественного слова. Обратите внимание на то, что никто в своем описании не ограничился одним цветовым оттенком. Все авторы прибегли к помощи сложных прилагательных, т.е. прилагательных, состоящих из двух корней. Такие прилагательные, обозначающие цветовые оттенки, пишутся через дефис.

    Выборочный диктант

    Задание. Из данных предложений выпишите словосочетания, состоящие из существительных и зависимых от них сложных прилагательных.

    1. Впереди, резко отделяясь от желтой воды лимана, лежала черно-синяя полоса мохнатого моря. (В.Катаев)

    2. Тысячи бликов дробились и зыбились на серо-золотом море. (Д.Быков)

    3. Море лежало прямо под ногами, спокойное, как туго натянутый серовато-голубой атлас, и только кое-где слегка морщилось. (З.Воскресенская)

    4. Море в гавани было грязно-зеленого цвета, а дальняя песчаная коса, которая врезалась в него на горизонте, казалась нежно-фиолетовой. (А.И. Куприн)

    5. Вот и скамья, и соломенный зонт,
    Дальше обрыв – и туманный,
    Мглисто-багровый морской горизонт,
    Запад зловещий и странный. (И.А. Бунин)

    КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МАРИНИСТОВ

    Учитель. В нашей картинной галерее вы можете увидеть картины тех художников, кто мог изобразить свое благоговейно-восторженное отношение к морю в красках. Морская стихия в их живописных работах может вздымать гигантские волны, разбиваться на мириады радужных брызг, бурлить и неистовствовать, крушить корабли… В то же время они могли изобразить море тихим и ласковым, спокойным и задумчивым, игривым и шаловливым или же тревожно затаившимся перед грозой… Чтобы подобрать нужную краску, художник на своей палитре смешивает и пробует несколько раз сотни различных оттенков. Мы тоже попробуем сейчас смешать словесные краски и описать спокойное и бушующее море. Найти наиболее удачный цвет вам, конечно, помогут репродукции картин прославленных живописцев. Не забывайте: если вы будете пытаться нарисовать гамму моря с помощью двух цветовых оттенков, вам понадобится дефис.

    Цветовая гамма моря

    Портрет спокойного моря

    Бирюзовое, синее, голубое, фиолетовое, небесно-розовое, серебристо-лазурное, изумрудно-лазоревое, …

    Портрет бушующего моря

    Свинцовое, серое, стальное, черное, сине-черное, пепельно-коричневое, грязно-фиолетовое, угольно-багровое, …

    Учитель. Ну что ж, я думаю, море будет нам признательно за те наряды, какие мы ему подарили. Ведь оно наряжается, чтобы доставить радость людям.

    В ночь любую, в день любой
    Море занято собой:
    По утрам оно одето
    В платье розового цвета.
    Днем – одето в голубое,
    С белой ленточкой прибоя.
    По ночам на черной глади –
    Мягкий бархатный наряд,
    А на бархатном наряде
    Драгоценности горят.
    Море, если не секрет.
    Дай, пожалуйста, ответ:
    Для чего тебе наряды?
    – Чтобы люди были рады!

    (В.Орлов)

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ

    Прослушивание инструментальной композиции К.Дебюсси «Море».

    ЗАЛ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

    Учитель. Художники и поэты всегда воспринимали море как живой организм. Они понимали, что у моря, как и у человека, есть свой характер, свои увлечения, свои печали и радости. Море обижается, когда некоторые ученики считают его существительным женского рода и приписывают ему окончание -а. Давайте не будем обижать море и докажем, что мы умеем правильно вписывать глагольные окончания, в соответствии с определяемыми существительными.

    Осложненное списывание с грамматическим обоснованием

    1. Море дышал_ спокойно и легко.

    2. А море качал_сь, кипел_ и рушил_сь синей волной.

    3. Бирюзовое море нежил_сь в лучах солнца, спокойно и глубоко дышал_ водная гладь.

    ПИСАТЕЛЬСКИЙ ЗАЛ

    Учитель. Предлагаю вернуться в писательский зал, чтобы еще раз насладиться словесной морской палитрой выдающихся мастеров.

    Мелодекламация

    На фоне инструментальной композиции, в которой можно услышать плеск морских волн, крики чаек, учитель (или подготовленный ученик) выразительно читает отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий».

    Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

    Оно меняется на глазах каждый час.

    То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг цвета индиго, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

    Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

    Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

    Эвритмическая разминка «Капризные волны»

    Дети становятся между рядами и берутся за руки. В зависимости от количества детей в классе организуйте две или три группы «волн». Каждой группе нужно сначала превратиться в бушующую волну, а затем – в спокойную. Дайте возможность сначала обсудить характер движений. Подберите соответствующую музыку.

    ПОЭТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

    Учитель. Прежде чем вы попробуете себя в создании словесного образа моря, давайте выберем для сочинения «Тайна морского дна» эпиграф.

    А. Хорошо меж подводных стеблей.
    .... Бледный свет. Тишина. Глубина.
    .... Мы заметим лишь тень кораблей,
    .... И до нас не доходит волна. К.Бальмонт

    Б. Безмолвное море, лазурное море,
    .... Открой мне глубокую тайну твою:
    .... Что движет твое необъятное лоно?
    .... Чем дышит твоя напряженная грудь? В.Жуковский

    В. Но вдруг лесной повеет явью,
    .... Когда сквозь моря синеву,
    .... Сквозь лунно-звездное сиянье
    .... Увидишь сказку наяву. Л.Вьюнник

    Г. Прощай, свободная стихия!
    .... В последний раз передо мной
    .... Ты катишь волны голубые
    .... И блещешь гордою красой. А.С. Пушкин

    Обоснование выбранных эпиграфов.

    Написание сочинений по выбору:

    сочинение-фантазия «Тайна морского дна!»;

    сочинение-описание «Когда море резвится (волнуется, сердится…»);

    сочинение-сказка «В гостях у Морского царя».

    Лучшие ученические работы

    КОГДА МОРЕ РЕЗВИТСЯ

    Когда море резвится, белые барашки его волн накатывают и убегают, увлекая за собой. Море как будто живое: оно пытается догнать меня, свалить с ног. Когда барашки бьются о камни, кажется, что камни – пастухи морского побережья. Они не пускают волны на берег.

    Море сияет и переливается. В нем играют разные краски: зеленая, голубая, жемчужная, изумрудно-фиолетовая. Эти краски сбежали от одного художника, который каждый день приходил к морю, чтобы нарисовать картину. Но картина у него никак не получалась, и тогда обиженные краски убежали от неудачника.

    Когда какая-нибудь волна вздымается вверх, кажется, что вот-вот из нее выйдет сам Нептун, чтобы осмотреть свои владения. Обычно он следит, как ведут себя люди, не сорят ли они. И если он видит, что все-таки сорят, окатывает их большой волной. Белые барашки всегда сопровождают Нептуна во время таких контрольных осмотров.

    Вечером море стихает. Нептун уплывает решать очень важные вопросы глубоко-глубоко в море. А люди уходят домой.

    Алена Макаренко

    ТАЙНА МОРСКОГО ДНА

    Спускаюсь на самое дно и медленно-медленно иду (или все-таки плыву?). Ой! Вот промелькнул дельфин, справа рыбки трудятся над жемчужинами: готовят украшения для свадебного платья дочери Нептуна. Он сам вдалеке восседает на троне, следит за своими подданными в специальный бинокль.

    – Что будем заказывать, уважаемая?

    Я удивилась ее хорошим манерам и отвечаю:

    – Очень хочется попробовать водички с водорослями.

    Креветка посмотрела на меня и внезапно попятилась. Я удивилась ее странным движениям, но тут вспомнила, что креветки задом наперед плавают. Гляжу, а она уже передо мной стоит и поднос со стаканом в два раза больше ее самой держит!

    – Спасибо! – поблагодарила я странную официантку.

    – Стакан можете оставить себе! – ответила она и вновь попятилась.

    Иду (или плыву?) я по улицам морским, воду пью, под ногами жизнь морская кипит: скаты-автобусы плавают, рачки-геологи землю роют… Хорошо здесь! Но, к сожалению, пора домой! На поверхность! Я всплываю медленно, чтобы еще раз насладиться морскими видами.

    Через несколько мгновений я оказываюсь дома, в теплой кроватке, а в ногах мирно мурлычет кошка. Завтра я обязательно расскажу ей об удивительных морских обитателях.

    Соня Кузьменко

    В ГОСТЯХ У МОРСКОГО ЦАРЯ

    Как-то раз я плыла по морю на яхте с белыми парусами. Виднелись горы, спящие в тумане; яркое солнце отражалось в прозрачной воде.

    Вдруг я увидела прыгающих дельфинов. Каково же было мое удивление, когда они прыгнули на борт и заговорили человеческим голосом.

    – Не желаешь ли ты побывать в сказочном подводном царстве? – спросили они меня.

    Это была моя давняя мечта, и я, ни минуты не раздумывая, согласилась. Только хотела надеть маску, но дельфины остановили меня.

    – Но как же я буду дышать под водой? – спросила я.

    Дельфины ничего не ответили и нырнули. Вскоре они вернулись с морскими водорослями, которые предложили мне съесть. Я их съела и оказалась… в сказке. Я обнаружила, что могу дышать, плавать и даже разговаривать под водой.

    В сопровождении дельфинов я направилась к Морскому царю. Когда я очутилась у него во дворце, он превратил меня в русалку, чтобы мне было легче плавать. Я проплыла мимо рифа, огнедышащих вулканов, сада чудесных ягод. Познакомилась с удивительными существами. Но внезапно мне захотелось домой. И тут я поняла, что не могу вернуться на яхту, потому что у меня вместо ног был блестящий русалочий хвост.

    Я возвратилась к царю, но он отказался помочь. Тогда я подумала про ягоды, которые видела в необычном саду. Я снова попала в сад. Там стала вспоминать, что именно мне рассказывали об этих ягодах дельфины. В саду росла волшебная ягода-превращательница. Я сорвала ее и вернулась во дворец. Морской царь невероятно удивился, когда услышал мой рассказ об этой ягоде. Он решил посадить ее у себя во дворце, поэтому отнял ягоду у меня.

    Мне пришлось обратиться за помощью к фее Мермедии – великой морской волшебнице. Она дала мне кулон славы. С его помощью я должна была вернуть свои ноги. Поблагодарив фею, я поплыла. Двигаться быстрее мне, конечно, помогал русалочий хвост. Я выплыла на берег, а затем произошло чудо: волшебный хвост превратился в обыкновенные человеческие ноги. На память об этом необычном погружении у меня остался кулон Мермедии.

    Таня Цурупа

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Вачьянц А. Проект «Мир моря» на уроках изобразительного искусства в начальной школе. М.: Искусство, № 3, 2007. С. 4–5.

    2. Волошин М. Дом поэта: Стихи. Главы из книги «Суриков». Л.: Дет. лит., 1991. С. 173–178.

    3. Катаев В. Белеет парус одинокий: Повесть. Для старшего школьного возраста. Вильнюс: Витурис, 1987. С. 10.

    Н.И. НЕМЫКИНА,
    гимназия № 3,
    г. Белгород

  • 

    Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.