Монгольские шахматы. Монгольские шахматы положили начало завоеваниям чингисхана. Теория о происхождении шахмат

Монгольские шахматы существуют в 2-х вариантах - малые и большие. По-монгольски они называются так: малые - шатар , большие - хиашатар . Шатар известен относительно широко, а вот хиашатар почти абсолютно неизвестен. Однако именно этот последний вариант более необычен и потому более интересен.

Слово «шатар» происходит от «шатрандж » - названия арабских шахмат. И это не случайно, поскольку по наиболее вероятной версии монголы заимствовали шахматы у арабов через посредство персов. Основная цель раздела «Монгольские шахматы» - привлечь внимание к хиашатару. Однако описание шатара помещено на первом месте, так как логично излагать материал от простого к сложному, да и сведений по шатару гораздо больше.

Прежде чем перейти к описанию правил обеих игр, стоит отметить, что монголы относятся к шахматам с большим почтением. Игра происходит, как правило, в спокойной, уважительной атмосфере, игроки ведут себя достойно, и хотя во время игры часто забывают обо всём на свете, они не дают воли эмоциям. По степени вежливости и благородства во время игры монголы, пожалуй, близки к японцам. Хвалиться победой или открыто радоваться ей считается неприличным.

В Государственном Центральном музее Монголии в Улан-Баторе есть даже специальная экспозиция, рассказывающая о появлении и развитии шахмат в Монголии. О важном месте шахмат в жизни монголов свидетельствуют также легенды. Вот две из них:

Игрок в шахматы

Жил когда-то монгольский мальчик по имени Тохан. Его послали учиться читать, писать, играть в шахматы и на флейте. А его друг Бенппо не хотел учиться. Когда Тохан вернулся домой, разбойники напали на его стойбище. Он умилостивил их игрой на флейте, и они отпустили его. Он отправился в город, где зарабатывал на пропитание умением писать.

Затем он попал в страну Сахим. Царь этой страны убивал всех, кто проигрывал ему в шахматы. И следующей его жертвой был Бенппо! Тохан вызвался играть с царём, но при условии, что если царь проиграет, то смертные приговоры в Сахиме будут отменены. Тохан выиграл!

По народному поверью, страстные любители шахмат живут очень долго. Вот как об этом рассказывает другая легенда.

Хан и бог смерти

У одного монгольского хана истек отведенный ему судьбой срок жизни как раз в тот момент, когда он играл в шахматы. Бог смерти Эрлик отправил за ханом своего гонца, но тот оказался тоже заядлым шахматистом. Увидев, как мастерски сражается хан со своим шахматным противником, гонец сам так увлёкся игрой, что напрочь забыл о поручении бога смерти. Так этот хан остался жив и ещё долгие годы наслаждался игрой в шахматы.

Поскольку монголы ставят шахматы чрезвычайно высоко, шахматисты сидят в юрте на почётном месте, они не обязаны вставать, когда входит человек, занимающий более высокое положение. Шахматные доски часто вырезаются на крышках сундуков с семейными реликвиями или шкатулок с драгоценностями, а также и на более обычных бытовых предметах - например на деревянных кулинарных (разделочных) досках.

Практически в каждой семье есть комплект шатара, и даже в самой бедной юрте можно увидеть мешочек с потемневшими от времени фигурами и растрескавшуюся, потёртую доску, или, в крайнем случае, заменяющий её истрёпанный лист бумаги.

В настоящее время популярность шатара несколько уменьшилась из-за распространения в Монголии международных шахмат.

Для создания данного раздела были использованы как интернетовские, так и «бумажные», т.е. обычные источники. Ниже приведены те и другие.

Сайты Интернета по монгольским шахматам :

Литература по монгольским шахматам :

  1. С. Кондратьев. Шахматная игра у монголов. «Шахматы в СССР», 1931, №13, с.216-218, №14, с.232-234.
  2. Giada Ricci. Mongolie-Mongolie. Traditions de la steppe (Монголия. Степные традиции), с.44-47, Le jeu d’echecs mongol (Монгольская шахматная игра), 1983. Материалы из Музея Человека (Musee de l’Homme), Париж (фр. яз.).
  3. Н. Окано, Шахматы мира (Сэкай-но мэйна сёги, яп. яз.), с.40-46, глава V, Шатар и хиашатар. 1999.
  4. ШАХМАТЫ. Энциклопедический словарь. М., «Советская Энциклопедия», с.258, Монголия. 1999.
  5. Энциклопедия КНР по Физкультуре и Спорту (Чжунго Дабай Кэ Цюань Шу Тиюй, кит. яз.). Пекин-Шанхай. С.206, Монгольские шахматы (Мэнгу сянци). 1982.

Статья С. Кондратьева (1), хотя и была написана главным образом на основе материалов 1928 г., отнюдь не потеряла и сейчас своей ценности. Интересно, что значительную часть сведений С. Кондратьев получил от лам монастыря «Гандан» в Улан-Баторе. Материал (2) был любезно предоставлен Д.Б. Притчардом (D.B. Pritchard), автором известной «Энциклопедии вариантов шахмат» (The Encyclopedia of Chess Variants). Сведения о хиашатаре были найдены только в книге Н. Окано (3). Оттуда же были заимствованы рисунки.

В прошлом у монголов не было шахматной литературы, первая книга о национальных шахматах - «Монгол шатар» - вышла в 1936 г., автор Санжажамц. К сожалению, мне не удалось использовать монгольскую шахматную литературу, поэтому я буду очень признателен всем тем, кто поможет в поиске и переводе монгольских источников.

Шатар

Доска размером 8х8, все поля традиционно одного цвета (светлые), номенклатура фигур - как в обычных шахматах, однако их названия и форма отличаются. Существуют различные правила игры в шатар, и обычно перед началом игры участники уточняют правила. Начнем с наиболее часто встречающегося варианта. Начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед - d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, т.е. международных шахмат.

Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали - только на соседнее поле (т.е. как превращённая ладья в японских шахматах); пешка ходит всегда только на 1 поле вперёд (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьёт пешка как в международных шахматах, т.е. вперёд на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, т.к. его просто не может быть - ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.

Различают следующие различные формы шаха: шак - даётся ферзём, ладьёй или конём, тук - слоном, цод - пешкой. Матовать можно только шаком (т.е. ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конём. Например, если даётся следующая серия шахов (последний шах - мат) - конём, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья - нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья - робадо. Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») - ничья; попавший в пат проигрывает.

Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведённых правил: мат конём допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королём противника, а с его ферзём (см. рис. 1), пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа);

Национальные названия шахматных фигур у монголов следующие:

  • Король - князь, по-монгольски нойон.
  • Ферзь по-монгольски бэрс (фантастическое животное вроде большой собаки), иногда это трактуется как «барс», но это неверно.
  • Конь у монголов называется морь, что и переводится с монгольского как «конь».
  • Ладья называется тэрэг, что означает «повозка, кибитка, телега».
  • Слон называется тэмэ, в переводе «верблюд».
  • Пешка по-монгольски ху, что означает «дитя», но подразумевается обычно не человеческий ребёнок, а детёныш животных («бэрсенок», щенок).

Фигуры часто выполняются в такой форме:

  • король - важный мужчина, сидящий на троне или в паланкине (это князь или даже хан),
  • конь - фигурка коня,
  • слон представлен верблюдом (но иногда и слоном), а
  • ладья - двухколёсной кибиткой без лошади, с оглоблями, упирающимися в землю.
  • Интересно, что распространённые изображения ферзя и пешки отличаются только размерами, но не формой: и пешка, и ферзь - лохматые собаки, но ферзь настолько больше пешки, насколько взрослая собака больше щенка. Т.е. по форме пешка - это маленький ферзь. Это напоминает нам, что каждая пешка имеет шанс стать ферзём.

Как правило, форма белых и чёрных (зелёных и красных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.

Приведём и другие варианты формы фигур. Во-первых, существуют модернизированные формы (см. ниже описание короля и ладьи). Во-вторых, одинаковые фигуры разного цвета иногда бывают разной формы. Начнём с королей.

  • Белый король напоминает описанный выше вариант, это почтенный, грузный, бородатый и очень важный мужчина. Он олицетворяет всё старое, консервативное. Чёрный король - прямая ему противоположность, это худощавый безбородый молодой человек. Он явный носитель нового и прогрессивного. В современных комплектах его даже изображали в виде председателя колхоза!
  • Как уже говорилось выше, ферзи часто изображаются в виде больших собак. Однако существуют и другие кандидатуры на эту роль - большие кошки. Для белых это обычно белый лев с зелёной гривой, для чёрных - барс или пантера.
  • Кони и верблюды (слоны) могут различаться по половому признаку: на одном фланге - жеребцы и верблюды, на другом - кобылы и верблюдицы.
  • Ладья может быть представлена не только кибиткой, но и колесом, драконом, легендарной птицей гаруда, павлиньим хвостом или веером, а в современных комплектах - автомобилем или танком.
  • Пешки могут изображаться не только щенками («бэрсятами»), но также львятами, тигрятами, зайцами и птицами.

Рис. 1. Вариант начальной расстановки фигур в шатаре

Покажем на конкретном примере, как в шатаре может закончиться партия. Белые: Кр b6, Л b4, С d3, К g8, пп с6, h2; чёрные: Кр с8, п h3. Шах или мат принято объявлять громким возгласом, поэтому ниже проставлены восклицательные знаки.

Вариант №1. 1.С f5 тук! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 тук! В результате ничья - нёл, т.к. не было ни одного шака. Вариант №2. 1.С b1 Кр b8 2.К е7 Кр а8 3.С е4 Кр b8 4.с7 цод! Результат - как в варианте 1 и по той же причине. Вариант №3. 1.К е7 шак! Кр b8 2.с7 цод! Кр а8 3.С е4 мат! Результат - выигрыш, т.к. в серии шахов был шак. Вариант №4. 1.C f5 тук! Кр b8 2.C f4 тук! Кр a8 3.Л a4 мат! Результат - как в варианте 3 и по той же причине (шак дает ладья). Вариант №5. 1.Л а4 Кр b8 2.С f5 чжит! Результат зависит от принятого соглашения о пате, т.е. здесь либо ничья, либо выигрыш белых.

Чёрная пешка на h3 кажется лишней, но это не так: ведь одинокий король не матуется, и не будь этой пешки, была бы ничья - робадо.

Рассмотрим теперь старинную задачу, имеющую историческую ценность. Белые: Кр а1, Л h1, Л h3, С h2, пп f6, g6; чёрные: Кр g8, Ф с2, пп с3, d3. С этой задачей связана следующая легенда. Два пожилых монгола играли партию на крупную денежную ставку. Жена играющего белыми заметила критическое положение мужа и сказала ему: «Двое ребят уже подросли, сломаем наши кибитки, посадим детей на верблюдов и спасёмся от цзута» (цзут - вызванный бескормицей падёж скота при глубоком снеге). Муж понял скрытую подсказку и выиграл следующим образом: 1.Л h8+ Кр:h8 2.С е5+ Кр g8 3.Л h8+ Кр:h8 4. f7х.

Эта задача не что иное, как монголизированный «мат Диларам » - знаменитая задача шатранджа. Удивительно, что при отсутствии у монголов шахматной нотации и литературы они сумели сохранить и задачу, и сопутствующую ей легенду в течение 600-700, а может быть и 1000 лет.

Хиашатар

Перейдём теперь к основной цели данного раздела - к хиашатару. Игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на 4 фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как телохранитель, адъютант, паж. Мы будем называть их телохранителями. Обычно телохранитель изображается в виде сурового, даже свирепого сидящего мужчины средних лет.

Начальное расположение показано на рис.2, на котором легко определить телохранителей - это два одинаковых мужчины в остроконечных шапках. В последнее время под влиянием международных шахмат иногда расставляют фигуры немножко по-другому: положение черных не меняется, а у белых король и ферзь меняются местами.

Рис. 2. Вариант начальной расстановки фигур в хиашатаре

Перейдём теперь к описанию ходов фигур хиашатара. У короля, ладьи и слона остались такие ходы, как и в шатаре. А вот у пешки и ферзя появились следующие отличия от шатара: ферзь стал ходить как в международных шахматах, т.е. и как ладья, и как слон; пешка получила возможность ходить из начального положения на 1-3 поля вперёд, появилось правило взятия на проходе, обязательного первого хода нет. В хиашатаре отсутствуют характерные для шатара ограничения при матовании (запрет мата конём и т.д.). Отсутствует также и рокировка.

Теперь перейдём к самой экзотической фигуре - телохранителю. С одной стороны, это как бы промежуточная фигура между королём и ферзём - так же, как и эти фигуры, он ходит в любом направлении, но на 1-2 поля. Но кроме этого он обладает уникальным свойством тормозить вокруг себя любые фигуры. Говорят, что на всех восьми примыкающих к нему полях создается его зона влияния, внутри которой все фигуры - и свои, и чужие - могут перемещаться только на один шаг, т.е. на соседнее поле. Разъясним это с помощью рис.3. Белая и чёрная ладьи-кибитки на d1 и d10 не могут сразу бить друг друга, это возможно минимум за 7 ходов. Белый слон-верблюд на с5 не шахует короля на f8, поскольку его удар обрывается на поле е7.

Неясно, как в зоне влияния должен ходить конь. Возможно, он в такой зоне просто становится неподвижным, или же она на него вообще не действует.

Т.к. телохранитель может легко взять фигуру, попавшую в зону его влияния, то он по силе приближается к ферзю, несмотря на меньшую дальнобойность. С другой стороны, взять телохранителя может только фигура, находящаяся в его зоне влияния, поэтому взятие телохранителя - это, по-видимому, крайне редкое событие. Если на доске остаются у каждого игрока король и телохранитель, то это ничья.

Рис. 3. Зоны влияния телохранителей (заштрихованы)

Возник хиашатар около 500 лет назад. Вот как об этом рассказывает легенда.

Давным-давно жил хан, который был вынужден вести многочисленные войны. Это помогло ему понять, что для гарантии победы недостаточно только закалки и тренировки воинов. Поэтому он ввёл в своё войско особо доверенных лиц, отвечающих за безопасность. Это нововведение понравилось и другим властителям, и они переняли его. И вот однажды некий мудрец под влиянием этих новшеств преобразовал шатар, введя в него телохранителей - новые фигуры, отвечающие за безопасность короля.

В настоящее время даже в Монголии только немногие проявляют интерес к хиашатару. Однако эта оригинальная и мало исследованная игра определённо заслуживает внимания.

Вместе с первыми военными походами страны с великой историей появляются и монгольские шахматы. Название фигур и доски - шатар. Внешний вид также сильно отличается от того, к которому привыкли жители России.

Есть множество особенностей, которыми обладают монгольские шахматы. Фигуры с древних времен создавались в соответствии с кочевым менталитетом. Однако каждую отличительную черту следует рассмотреть более подробно, чтобы ознакомиться с, казалось бы, известной игрой, но в другом ракурсе.

Теория о происхождении шахмат

Известно, что родиной игры в шахматы считается Индия. Именно здесь создавался прототип доски, фигур и правил современного увлечения. Однако не так давно была выдвинута новая теория. Она заключается в том, что предком этой популярной игры считаются монгольские шахматы.

Фигуры, которые положили начало нынешним пешкам, ферзям или, например, ладьям появились в период правления Чингисхана. Распространялись же они во времена его военных походов. Сначала на восток, а потом и на запад.

Однако нет никаких данных, способных подтвердить или опровергнуть эту теорию. Известно только то, что Чингисхан учил своих тактиков и стратегов именно игрой в шахматы. Глядя на доску, он постоянно утверждал, что животные выстраиваются лучше, чем войны (монгольские фигуры всегда выполняются в форме животных, исключениями являются только король или шах).

Популярная игра монголов

Одной из популярных монгольских игр являются именно шахматы. Они стоят наравне со стрельбой, борьбой и скачками на лошадях. Примечательно, что последняя забава распространяется только на самых юных наездников, в возрасте 5-12 лет. Что касается непосредственно шахмат, то в них играли с далекой древности. Более того, кочевой образ жизни позволил создать свою самобытную игру. Именно поэтому она довольно-таки сильно отличается от подобных ей, распространенных в Европе или соседних азиатских странах, ведь правила диктовались особенностями национального колорита.

Если верить народным преданиям, то человек будет жить очень долго и в крепком здравии, если он играет в монгольские шахматы. Название фигурок и доски (шатар), как впрочем и внешний вид этих элементов, отличаются от европейских. Но игра не становится от этого менее привлекательной, ведь она позволяет потренировать мозг, развить тактические навыки, стратегию и так далее.

Нельзя не отметить того, что игра дала развитие и ремеслу. Резчики с большим удовольствием создавали монгольские животных выполнялись с удивительной точностью. В них чувствовался самый настоящий талант ремесленников.

Особенности в правилах монгольских шахмат

Существует бесконечно много отличительных черт, которыми обладают монгольские шахматы. Название фигур и доски в целом (шатар), размеры каждого элемента в отдельности, изображения, ходы и многое другое являются совсем не такими, какими их привыкли видеть люди в классическом варианте. Каждый набор создается отдельно. Более того, ремесленники, которые занимаются выполнением коллекций, никогда не будут повторять за своими предшественниками.

В правилах есть также множество отличий. К примеру, все монголы детализируют свои ходы, дают им отдельные названия. Если предположить, что игрок ходит пешкой, то предварительно он сообщает своему сопернику об этом словом «цод». Если он планирует передвинуть слона, то говорит «дуг». Примечательной особенностью является то, что «шах» вовсе не означает того, что король находится под угрозой. При игре монголов это понятие применяется при ходах ладьей или ферзем.

В отличие от классической игры пешка может делать шаг через клетку только при условии, что она является ферзевой. Такого же преимущества у других аналогичных фигур не наблюдается.

Нельзя не отметить и того, что независимо от разнообразия племен, от больших размеров страны, все люди пользуются одинаковыми правилами, когда играют в монгольские шахматы.

Название фигур и доски - шатар. Разнообразие монгольских шахмат

Неоднократно сообщалось о том, что существует большое количество особенностей, которыми обладают монгольские шахматы. Названия фигур животных, расположенных на доске, - одна из них.

Слон у монголов называется «тэбэ», что в переводе означает «верблюд». Надо отметить, что каждый ремесленник получает полную свободу действий в том, как он захочет его изобразить, поскольку нет однозначного определения.

Ладья носит название «тэрэг», но ранее оно было другим - «гэр». Сегодня она является чем-то вроде повозки, но до этого ее перевод звучал как «народное жилище».

Пешку по старой традиции называют «ху», что в переводе означает «дитя». Некоторые ремесленники именно так и изображают ее - в виде мальчика, который тренируется, или просто держит в руках оружие.

Остальные фигуры называются так же, как вклассическом варианте. Разве что вместо короля монголы нередко говорят либо «полководец», либо «шах», «хан».

Как выглядят монгольские шахматы?

Название фигур и доски в шахматах Монголии не имеет ничего общего с теми, которые известны в России. Но отличается и то, как их изображают.

При создании фигур монгольские ремесленники уделяют много внимания иерархическим канонам. К примеру, если в качестве короля выступает шах, то в его окружении могут быть более величественные люди. Если же это обычный полководец, то и остальные фигуры также меняются. Шах, как правило, выполнялся сидящим на троне. Народные полководцы были стрелками из лука или конными наездниками.

Вместо ферзя ремесленники изображают собаку или тигра. Это обусловлено тем, что рядом с предводителем государства всегда находился друг человека. Более того, полноценно доверять король всегда мог только своему прирученному животному.

Вместо слона делается верблюд. Это может быть детеныш с матерью. Нередко выполняется мальчик в сопровождении верблюда либо два дерущихся самца. Одним словом, выбор непосредственно данной фигуры делается ремесленником самостоятельно, ему предоставляется полная свобода в реализации своих идей.

Народные умельцы уделяют особое внимание коням. Эти животные на протяжении всей истории Монголии шли в одном строю с такими величественными личностями, как Чингисхан. Поэтому они выполняются с любовью. Мастера никогда не изготавливают их в стоящем положении, они всегда находятся в движении. Кроме того, уделяется внимание и мимике. Некоторые фигуры могут быть злыми, остальные - улыбающимися, добрыми.

Своеобразно изображается ладья. Ранее это были конные повозки, однако в наши дни их могут поменять на автомобили или тракторы.

Вообще существует множество способов изобразить монгольские шахматы. Фото различных коллекций можно просмотреть на сайтах частных собирателей или музеев.

Отличительные черты игры в монгольские шахматы

Говоря о том, что такое монгольские шахматы, каких животных они изображают, как их выполняют ремесленники и называют игроки, нельзя не упомянуть о том, что существует несколько игровых особенностей.

Главной из них является то, что перед тем как совершить ход, игрок обязательно должен его озвучить. Существует множество терминов, каждый из которых соответствует передвижениям отдельных фигур. Более того, в зависимости от того, как выполнены шахматы, эти слова могут меняться. К примеру, если перед игроками композиция, где встречаются популярные в народе фигуры, то можно отойти от стандартной терминологии в пользу той, которая использовалась в легенде или сказании.

Независимо от того, какими именно игровыми особенностями пользуются соперники, однозначно можно сказать только то, что шахматы в Монголии представляют собой не только уникальную забаву, но и самое настоящее произведение искусства.

Отличия монгольских шахмат от индийских

В Индии зародилась популярная мировая игра, но есть множество уникальных моментов, ориентированных на монгольские шахматы: название (фигур фото можно увидеть ниже) всего комплекта совершенно иное. Однако это - далеко не единственная разница между ними.

Во-первых, монголы обычно не изображали фигуры в виде людей, это были животные. Исключением является король, шах или полководец. В Индии вплоть до начала 19 века было несколько аморфных персонажей.

Во-вторых, более поздние версии индийских фигур представляются также в виде зверей. Но они используют зайцев, оленей или ланей - тех, на кого совершалась охота. Монголы же предпочитали на доске видеть только личных помощников: собак, верблюдов или лошадей.

И последнее, индийские короли всегда были вооружены. Что касается монгольских фигур, то здесь шах занимал совсем другое положение. Он был стратегом, а войны, которые его окружали, защитниками.

Таким образом, нельзя говорить, что родиной монгольских шахмат является Индия, равно как и утверждать обратное. Но множество отличий как в принципах игры, так и в досках указывают на то, что в Монголии эта забава создавалась отдельно.

Легенды о монгольских шахматах

Много чем отличаются монгольские шахматы. Название фигур с доской (шатар), их изображение, принципы ведения игры - все это имеет свои особенности. Но в Монголии с шахматами связано множество легенд.

Наиболее распространенной считается та, в которой рассказывается о мальчике Тохане, научившимся мастерски владеть фигурами и доской. У него был брат, который в погоне за собственным счастьем отправился в страну с деспотичным правителем. Шах того государства любил играть в шахматы, и всем тем, кто его побеждает, он даровал несметные богатства. Проигравших же убивали. Так и был приговорен к смерти брат мастера игры. Сам же Тохан поспешил отыграться у шаха. Его условием после победы было помилование всех, кого в тот день приговорили к смерти. Так ему удалось спасти брата.

Другой популярной легендой является сказание о властелине, любимой игрой которого были шахматы. Смерть в назначенный день отправила за ним гонца, но тот застал шаха непосредственно во время игры. Он настолько увлекся просмотром партии, что забыл о наказе своей госпожи. И тот хан прожил еще много лет, постоянно наслаждаясь своей любимой игрой.

Легенда о возникновении монгольских шахмат

Говоря о теории относительно того, что рассматриваемая забава зародилась в Монголии, люди, которые ее придерживаются, обращают внимание на одну легенду. В ней рассказывается о Чингисхане, который начинал свои походы в Европу и Индию. Добравшись до одного города, расположенного за высокой стеной, войны полководца приступили к осаде. Однако прошел месяц, а должного результата они так и не добились.

Удивительной особенностью является то, что все животные - мулы, волы, ослы и лошади, уже на второй неделе осады запомнили, что и как им нужно делать. Складывалось впечатление, будто их специально дрессировали. И тогда Чингисхан сказал, что во время боевых действий даже животные научились правильно выстраиваться и заниматься свои позиции, а люди - все никак!

Полководцы расчертили доску, которая являлась зоной военных действий. Затем они расположили на ней свои конницы, пехоту, наездников, катапульты и так далее. В самом защищенном месте находился их король, как и у противника. Благодаря такому подходу войску быстро удалось захватить город.

Таким образом, во время реальных боевых действий и появились монгольские шахматы. Название фигурок и доски до сих пор не менялось, несмотря на большие перемены непосредственно в языке. Однако нельзя брать за основу эту легенду, ведь нет никаких фактов, указывающих на то, что в действительности все происходило именно так.

Заключение

Несмотря на то что вовсе не является Монголия, нельзя уменьшать ее вклад в распространение и развитие этой игры. Кроме того, ни одна другая страна не подходила к ним с таким же интересом. Невозможно найти более разнообразные коллекции или красивые фигуры. А мастеров, которые занимаются их выполнением, нельзя назвать иначе, кроме как талантливыми ремесленниками.

Шатар и Хиашатар - бурятское и монгольское название национальных шахматных игр, различающихся между собой размерами доски, одной фигурой («хиа»), при идентичности остальных правил игры.

Отличия от классических шахмат [ | ]

Правила [ | ]

Доска размером 8х8, все поля традиционно одного цвета (светлые), номенклатура фигур - как в обычных шахматах, однако их названия и форма отличаются. Существуют различные правила игры в шатар, и обычно перед началом игры участники уточняют правила.

Расстановка фигур [ | ]

В наиболее часто встречающемся варианте начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед - d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, то есть международных шахмат.

Ходы [ | ]

Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали - только на соседнее поле (то есть как дракон в сёги); пешка ходит всегда только на 1 поле вперёд (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьёт пешка как в международных шахматах, то есть вперёд на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, так как его просто не может быть - ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.

Различают следующие различные формы шаха: шак - дается ферзём, ладьёй или конём, тук - слоном, цод - пешкой. Матовать можно только шаком (то есть ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конём. Например, если даётся следующая серия шахов (последний шах - мат) - конём, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья - нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья - робадо.

Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») - ничья; попавший в пат проигрывает.

Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведенных правил: мат конём допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королём противника, а с его ферзём (см. рис. 1), пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа);

Названия и изображения фигур [ | ]

Как правило, форма белых и чёрных (зелёных и красных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.

Хиашатар [ | ]

Игра производится на доске 10х10. В хиашатаре у каждого игрока на 4 фигуры больше, чем в шатаре: добавляются две пешки и две новые фигуры, называемые по-монгольски хиа, что переводится как телохранитель, адъютант, паж. Он изображается в виде сурового, даже свирепого сидящего мужчины средних лет.

Начальная расстановка [ | ]

Начальное расположение показано на рисунке , на котором легко определить телохранителей - это два одинаковых мужчины в остроконечных шапках. В последнее время под влиянием международных шахмат иногда расставляют фигуры немножко по-другому: положение чёрных не меняется, а у белых король и ферзь меняются местами.

Ходы [ | ]

У короля, ладьи и слона остались такие ходы, как и в шатаре. А вот у пешки и ферзя появились следующие отличия от шатара: ферзь стал ходить как в международных шахматах, то есть и как ладья, и как слон; пешка получила возможность ходить из начального положения на 1-3 поля вперед, появилось правило взятия на проходе, обязательного первого хода нет. В хиашатаре отсутствуют характерные для шатара ограничения при матовании (запрет мата конём и т. д.). Отсутствует также и рокировка.

Теперь перейдем к самой экзотической фигуре - телохранителю. С одной стороны, это как бы промежуточная фигура между королём и ферзём - так же, как и эти фигуры, он ходит в любом направлении, но на 1-2 поля. Но кроме этого он обладает уникальным свойством тормозить вокруг себя любые фигуры. Говорят, что на всех восьми примыкающих к нему полях создается его зона влияния, внутри которой все фигуры - и свои, и чужие - могут перемещаться только на один шаг, то есть на соседнее поле. Белая и чёрная ладьи-кибитки на d1 и d10 не могут сразу бить друг друга, это возможно минимум за 7 ходов. Белый слон-верблюд на с5 не шахует короля на f8, поскольку его удар обрывается на поле е7.

Неясно, как в зоне влияния должен ходить конь. Возможно, он в такой зоне просто становится неподвижным, или же она на него вообще не действует.

Так как телохранитель может легко взять фигуру, попавшую в зону его влияния, то он по силе приближается к ферзю, несмотря на меньшую дальнобойность. С другой стороны, взять телохранителя может только фигура, находящаяся в его зоне влияния, поэтому взятие телохранителя - это, по-видимому, крайне редкое событие. Если на доске остаются у каждого игрока король и телохранитель, то это ничья.

Монголия - маленькая и вовсе не богатая страна, очень дружественно относящаяся к России и русским. Она небогата деньгами, но очень богата культурой.

Но для начала поговорим о деньгах. Монголы - частые покупатели в российских магазинах в приграничных регионах (Бурятия, Тува, Забайкалье). «Тавтай морилно уу» - такие вывески на монгольском («Добро пожаловать») вовсе не редкость в торговых центрах этих регионов.

В последнее время наметилось снижение количества монгольских покупателей в России, что обусловлено, в том числе однообразностью товарного ассортимента. Делая покупки в российских магазинах в Бурятии или Забайкалье несколько лет кряду, монголы пресытились российскими товарами, не испытывают такой острой нужды в них, как ранее. Чтобы удержать товаропоток и туристический оборот на прежнем уровне, необходимо обновить товарную номенклатуру, и тогда монгольские деньги будут вновь оседать в российском бюджете в прежнем количестве.

Теперь - о культуре.

Монгол шатар, или монгольские шахматы, набирают популярность в приграничных российских регионах. Они несколько отличаются от классических индийских шахмат не только правилами. В них есть фигура телохранителя короля, сам король называется ноён (по-монгольски «командир», «начальник»), часть фигур - это всадники на конях. Пешки часто имеют вид вооружённых саблями воинов.

Монгол шатар - отражениевоенно-стратегического мышления древних монголов. По монгольской легенде, классические шахматы - искаженная копия монгольских шахмат. Монгол шатар были придуманы мудрецами в окружении одного из ханов для развития способа мышления, необходимого в бою.

Пока в монгол шатар играют, в основном, в Бурятии (есть бурятская версия игры), но распространение этой игры по всей России можно приветствовать. Пусть наши юноши оттачивают этой игрой своё стратегическое и полководческое мышление, готовясь к будущим испытаниям, чтобы были у нас новые Суворовы, Жуковы, Коневы и Шамановы. Шахматы были любимой игрой Наполеона и многих русских монархов и полководцев.

Стрельба из лука, наряду с монгольской борьбой - национальный вид спорта в Монголии. Кто стреляет хорошо из лука, тот стреляет хорошо из огнестрельного оружия. Один из путешественников так описывал монголов: «Каждый монгол - хороший наездник и прекрасный стрелок. Соревнования в стрельбе из лука являются годовым праздником во многих монгольских родах… Монголы, научившиеся этой верности со стрелами, оказываются чудесными стрелками из винтовок. Обращению с ними они обучаются с неожиданной легкостью» .

Тот же автор описывает монгольский характер. Если не читать в тексте слово «монгол», можно подумать, что речь о русских, настолько много общего в характеристиках обоих народов: «Монголы любят свою страну…обладают необыкновенной выносливостью и могут проходить большие расстояния без пищи или воды и выдерживать превратности природы. Физически они необыкновенно приспособлены…В дополнение к активному сопротивлению монголы обладают терпеливой мощью сопротивления пассивного, которое победить ещё труднее» .

800 лет назад русские и монголы сошлись в смертельной схватке. Полчища ордынцев захватывали одно русское княжество за другим. Но это не было завоевание в смысле полного уничтожения. Монгольские ханы отдавала дочерей замуж за русских князей. Праправнучка жестокого Батыя вышла замуж за внука Александра Невского, приняв Православие.

Христианином был и сын Батыя Сартак, а ведь сам Батый был внуком Чингисхана! Не чурались чингизиды русской крови! Сильные роднились с сильными! Воинственные и отважные создатели самой крупной в мире сухопутной империи, от Вьетнама до Польши, могли родниться только с такими же сильными и отважными.

Расовые предрассудки - продукт западной идеологии, не восточной. Англичане, голландцы, испанцы, португальцы, французы считали индейцев, негров и арабов людьми второго сорта. Немцы при Гитлере возвели расовые теории в кровавую догму.

В XVII в. русские казаки уже гоняли чингизида Кучума по сибирским снегам. Пройдёт ещё полвека-век, и чингизиды-потомки Кучума будут верой и правдой служить русским государям.

С тех пор ни разу монголы не смотрели на Россию как на врага. Всегда только как на друга. Взаимообогащение русской и монгольской культуры продолжалось. Раньше на Руси владели монгольским языком. Сейчас в Монголии многие владеют русским.

Монголия - надежный и добрый сосед России, даже сейчас, в период попыток Запада изолировать нас от остального мира. Наши народы и наши культуры обречены на сосуществование и взаимное обогащение.

МОНГОЛЬСКИЕ ШАХМАТЫ

Шахматы монгольских кочевников. По-монгольски такие шахматы называются шатар. С набором таких шахмат и сегодня кочуют монгольские скотоводы. Во время отдыха в теплой уютной юрте играют в шахматы, считая их одной из великих игр. Вместо привычных фигур здесь есть собаки, верблюды, зайцы, юрты и настоящие ханы-нойоны.

Эта удивительная ручная работа монгольских мастеров, выполненная из войлока шерсти сарлыков (яков) с искусно выжженными национальными орнаментами. Фигурки шахмат сделаны из гипса в виде нэцке. В удобном футляре из войлока они занимают совсем немного места и потому удобны в дороге для любителей путешествовать.

В шахматах заложена игра жизни и смерти. Древние индийцы придумали эту Великую игру, видимо, под шаманским воздействием, воздействием вещей, дарующих знание. Шахматы отображают отношения людей и движение жизни.
Шаманы использовали шахматы - шатар в своей практике предсказывая судьбу человека, определяя наиболее вероятный путь развития событий.

Слово «шатар» происходит от «шатрандж» - названия арабских шахмат. И это не случайно, поскольку по наиболее вероятной версии монголы заимствовали шахматы у арабов через посредство персов.
Монголы относятся к шахматам с большим почтением. Игра происходит, как правило, в спокойной, уважительной атмосфере, игроки ведут себя достойно, и хотя во время игры часто забывают обо всем на свете, они не дают воли эмоциям. По степени вежливости и благородства во время игры монголы, пожалуй, близки к японцам. Хвалиться победой или открыто радоваться ей считается неприличным.
По народному поверью монголов, страстные любители шахмат живут очень долго.

Поскольку монголы ставят шахматы чрезвычайно высоко, шахматисты сидят в юрте на почетном месте, они не обязаны вставать, когда входит человек, занимающий более высокое положение. Практически в каждой семье есть комплект шатара, и даже в самой бедной юрте можно увидеть мешочек с потемневшими от времени фигурами и растрескавшуюся, потертую доску, или, в крайнем случае, заменяющий ее истрепанный лист бумаги.

Национальные названия шахматных фигур у монголов следующие:
Король – хан, по-монгольски нойон.
Ферзь - по-монгольски бэрс (фантастическое животное вроде большой собаки), иногда это трактуется как «барс», но это неверно.
Конь у монголов называется морь, что и переводится с монгольского как «конь».
Ладья называется тэрэг, что означает «повозка, кибитка, телега».
Слон называется тэмэ, в переводе «верблюд».
Пешка по-монгольски ху, что означает «дитя», но подразумевается обычно не человеческий ребенок, а детеныш животных («бэрсенок», щенок). Пешки могут изображаться не только щенками («бэрсятами»), но также львятами, тигрятами, зайцами и птицами.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.