Фашизм в италии и германии. В чём отличие фашизма от нацизма? Чем отличается итальянский фашизм от германского

Фашизм как тоталитарное движение зародился в Италии и получил название от итальянского слова "fascio", что означает ”пучок”, ”связка”, ”объединение”, ”союз”. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами.

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве». Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным: это «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма).

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений:

Б.Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации».

А. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса - это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. «Нация» - это политическое орудие демократии и либерализма».

Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины - понятием «государство».

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма.

Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и антисемитизма.

Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, где бы господствовала арийская раса.

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.

При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал - социализмом.

фашизм национальный социалист муссолини

Первое сразу заметное различие это время появления фашисткой диктатуры раньше, чем начало нацизма в Германии.

Также то, что Италия вышла из войны победительницей, а Германия проигравшей. Несмотря на это, её экономика была в состоянии экономического кризиса. Экономика Германии в начале была в более худшем положении, но Америка выплатила огромные суммы Германии в обмен на акции предприятий, тем самым, погасив их долги.

Сходством можно назвать то, как в Италии, так и в Германии назревает революционная ситуация. Рабочие захватывают заводы и налаживают производство, отстраняя буржуазию на второй план. И уже как реакция буржуазии, в Италии, или империалистических монополий, в Германии, возникают фашистские движения. Разница здесь состоит в том, что если в Германии это происходит на фоне партийной борьбы, партия национал-социалистов приходит к власти и, уже затем, переходит к тотальному террору в стране. В Италии все начинается с массового террора фашистских организаций. Другим сходством будет то, что в обоих случаях происходит накладка социалистических идей на шовинистические лозунги о единстве нации. Различием здесь будет то, что в Германии национализм усиливается, превращаясь в расизм, становясь основой нацистской идеологии. Убеждая массы в верховенстве арийской расы, они обещают построить рай за счет других «неполноценных» народов. В Италии фашистские организации в начале своей деятельности также выступали с социалистическими лозунгами в своей программе, но уже позднее перекрасив её в шовинистическую. Еще одним сходством является провал в борьбе за власть коммунистов и социал-демократов. В обоих случаях отсутствует сплоченность коммунистических и социал-демократических сил. В Италии партия раскололась на центристов и коммунистов, а в Германии коммунисты так и не смогли объединиться с социал-демократами. В обеих странах социалистические восстания рабочих подавляются и коммунисты истребляются. И последнее сходство - это слабость и нерешительность правительств этих государств. У каждого государства была возможность приостановить и не допустить становления фашистского режима. В Италии была возможность открыть стрельбу на четверть часа, а в Германии социал-демократам объединиться с коммунистами, чтобы не дать придти к власти нацистам.

В обеих странах правительство не препятствовало фашистским организациям, способствуя, тем самым, развитию их силы и приходу к власти.

Как здесь видно присутствует больше сходств, чем отличий. Наибольшее отличия во времени возникновения и в статусе государства после окончания войны. В итоге же в обеих странах возникает тоталитарная диктатура.

ГЛАВА 2. Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма

2.1 Различия

2.1.1 Разница между национал-социализмом и фашизмом

Рассмотрев почву зарождения фашизма и национал-социализма и сравнив их, рассмотрим сами доктрины и последствия их применения, то есть сравним идеологии и режимы.

Выясним, как люди понимают фашизм и нацизм. По этому поводу существует множество мнений и ведутся горячие споры. Некоторые люди даже не знают, что есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде русских, воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления тоталитаризма в Европе фашизмом. Зачастую человек просто не хотел разделять эти идеологии, считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице.

В общем-то, здесь есть логика, поскольку зародилась эта ветвь Европейского тоталитаризма в Италии и называлась - фашизм от итальянского слова "fascio", что означает “пучок”, “связка”, “объединение”, “союз”. А поскольку именно в то время было мощное противостояние идей коммунизма и фашизма, то всякое подобное зло называлось фашизмом, что осталось в сознании людей, особенно старых. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.

Рассмотрим идеологические основы фашизма и национал-социализма. Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали. Существовали принципиальные разногласия: по отношении к государству, по национальному вопросу, по отношению к войне и миру, по вопросам религии, и некоторым другим, менее значимым.

2.1.2 Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию»,14 то для национал-социалистов государство – «только средство для сохранения народа».

Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма).

Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

2.1.3 Различия по национальному вопросу

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.


Становление и развитие итальянского фашизма

Фашизм относится к крайне правому флангу идеологического спектра. Суждения его идеологов и вождей фиксируют лишь общие цели фашизма и оправдывают его, опираясь на предельно эклектичный набор идей.

Итальянский фашизм − результат объединения части левых, разочаровавшихся в марксизме, «новых националистов» и представителей «национального синдикализма». Это идеологическое движение перенесло принцип классовой борьбы на международную сцену. Следуя за идеями немецкого экономиста Фридриха Листа, фашисты верили в то, что высокоразвитые промышленные государства создали препятствия на пути торговли и обмена для более слабых стран, мешая им преодолеть недоразвитость. В их борьбе только идея нации могла стать опорой стабильности, а сильное тоталитарное государство способно обеспечить рост в экономике. Фашисты утверждали что пролетарская Италия после тысячелетней униженности и подчинения должна с помощью быстрой индустриализации стать равной современным «плутократиям», жертвой эксплуатации которых она и является. Ведь среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена Первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в кризисном положении. Нигде в Европе не было такой безработицы и нищеты. Первые фашистские организации возникают в Италии вскоре после окончания Первой мировой войны.

Хотя Италия испытала в войне ряд поражений, она была одной из стран-победителей. Италия получила Южный Тироль и Истрию с Триестом, но ей пришлось отказаться в пользу Югославии от далматинского побережья, тогда как Фиуме (Риска) был объявлен вольным городом. Общественное мнение Италии возмущенно реагировало на такое решение союзников и на предполагаемую нестойкость итальянского правительства.

Перед лицом этих националистических эмоций итальянское правительство не решилось вмешаться, когда итальянские войска под предводительством поэта Габриеле Д"Аннунцио не выполнили приказа об отходе и 12 сентября 1919 года своевольно оккупировали город Фиуме. В течение 16 месяцев Д"Аннунцио, присвоивший себе титул «начальника», хозяйничал в городе, развив уже тогда все элементы политического стиля фашистской Италии. Сюда относятся массовые шествия и парады его сторонников в черных рубашках под знаменами с изображением мертвой головы, воинственные песни, приветствие по древнеримскому образцу и эмоциональные речи Д"Аннунцио.

Организация фронтовиков «Боевые отряды» («Fasci di combattimento»), основанная Муссолини в Милане 23 марта 1919 года, приняла политический стиль Д"Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение в партию (Национальную фашистскую партию, НПФ, Partito Nazionale Fascista) и за поразительно короткое время организовать массовое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов. Это зависело и от личности самого Муссолини, и от пропагандируемой им идеологии, содержавшей, наряду с националистическими, также некоторые социалистические элементы. Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прежние партии, единственную еще неиспытанную политическую силу, от которой они ожидали радикального решении не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем больший они производили эффект.

Центральность понятия «нация» в фашистской доктрине очевидна. Ещё до прихода власти в Италии идеолог Бенито Муссолини писал, что фашизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо». В этой идеологии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как органическое единство, выражающее своё мнение и волю в вожде, а суверенитет − в государстве. В тоже время для фашистов нация являлась «мифом», «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием тысячелетней традиции «вечного Рима». Она воодушевляла граждан на жертвенность, трактовалась как память о героическом прошлом и одновременно мечта о будущем. Реальная же нация, связанная территорией, языком, экономикой, и общей историей, была лишь сырьём, которому истинную форму и целостность, моральное, политическое и экономическое единство придаёт фашистское государство: «Не нация создаёт государство… Скорее нация создаётся государством, оно даёт народу, осознающему своё моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным».

Муссолини систематически изложил свои политические взгляды лишь в 1932 в 14 томе Итальянской энциклопедии. Статья состояла из двух частей: «Фундаментальные идеи» и «Политическая и социальная доктрина». Считается, что первая написана итальянским философом-неогегельянцем Джованни Джентилле, который отдал авторство дуче. Фашизм был определён в качестве религиозной концепции, которая якобы снимала границы между публичным и индивидуальным, позволяя реализовать «всеобщность свободы».

В основе фашистского учения Муссолини − принцип абсолютизации Государства с «большой буквы» в прямом и переносном смысле: «Всё для государства, всё во имя государства, ничего помимо государства». В дальнейшем Муссолини объявил фашизм «здоровой политической концепцией», которая является «и действием, и мышлением». Более того, фашизм как мышление вполне самодостаточен, ибо уже содержит оправдание самого себя. В такой связи фашизм выступает одновременно источником политических институтов, задающих их форму и содержание, и «воспитателем и покровителем духовной жизни».

Как и всякая тоталитарная идеология, фашизм претендует на радикальную перестройку человека, его характера и веры. Дуче считал «железная логика природы» состоит в том, что сильный всегда берёт верх над слабым. Фашизм отрицает либеральные и социалистические модели исторического развития, ибо они ведут к деградации «до простого физического существования» и, отвергая демократию как «договорную ложь политического равенства», соглашается использовать её как инструмент мобилизации масс («организованная, централизованная и авторитарная демократия») .

Фашисты были не только крайними националистами, ни и радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождём − воплощение группового сознания. Б. Муссолини отмечал это постоянно: «антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчёркивает значением государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности…Либерализм отрицал государство во имя индивидуализма, фашизм подчёркивает права государства как выразителя настоящей сущности индивида…фашистская концепция государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, а фашистское государство − синтез и объединение, включающее в себя все ценности, объясняет, развивает и придаёт силу всей жизни народа».

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы «возродить Римскую империю». «Война − признак жизненной силы нации, смысл истории» провозгласил в своей «Доктрине фашизма» Муссолини.

Можно выделить следующие черты итальянской фашистской идеологии, которые ярко и отчётливо были привнесены в практику ежедневной политической жизни. В первую очередь определилась тенденция «вождизма», единоличной диктатуры. Уже закон 1925 года “О полномочиях главы правительства” делал премьер-министра неответственным перед парламентом. Министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего.

В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил исполнительной власти, то есть тому же главе правительства, право на издание «декретов – законов». При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было.

Вторая быстро выявившаяся тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены. Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.

Третья тенденция может быть определена словом террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини. Помимо общей полиции существовали: «организация охраны от антифашистских преступлений» (ОВРА), «особая служба политических расследований», «добровольная милиция национальной безопасности».

Противники режима находились под наблюдением специальной тайной полиции; специальные суды приговаривали их к длительным срокам заключения или к интернированию на отдаленные острова. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в «политической неблагонадежности».

Специфика германского национал-социализма

Рассматривая национал-социализм (нем. Nationalsozialismus) как политическую доктрину фашистской Германии, зачастую взамен полного термина употребляется слово «нацизм», произошедшее от сокращения «наци» (Nazi, сокр. от нем. Nationalsozialist), которым в Германии называли национал-социалистов.

Нацизм имеет много общего с фашизмом и обычно классифицируется как одна из его разновидностей. Однако при всей схожести во многих элементах идеологии (антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, антидемократизм, тоталитаризм, принцип вождизма, экспансионизм) есть и определенная разница, которая заключается в том, что фашизм используется для обозначения широкого спектра политических движений, существовавших в разных странах, в то же время как термин «нацизм» применяют только в связи с нацистской партией и Третьим Рейхом. В 1946 году нацизм был осужден мировым сообществом как преступления против мира и против человечности.

Германский национализм преднацистского толка выражен в популярнейшем в те времена произведении Меллера ван ден Брука «Третий Рейх». И здесь уже можно различить претензии на мировую миссию, для которой «запад надо оставить как прочный тыл» и повернуться на Восток. Главная мысль Меллера – формулирование отличия национализма от патриотизма, обоснование верховенства нации над государством.

Национал-социализм отличается от итальянского фашизма пониманием государства. Немецкие идеологи считали государство «производным продуктом» расы, т.е. их подход можно назвать биологическим. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма. Идея расы нацистскими пропагандистами интерпретировалась как воплощение души, форма и фигура души. Отсутствие расовой определенности означает незаконнорожденность, парадоксальный «не-тип» по отношению ко всем расовым типам вообще. Соответственно, такой «не-тип» противостоит высшему, культуротворящему расовому типу. «Не-тип» угрожает идентичности народа, который определяется уже не как нация – нация несет в каждом своем представителе лишь некоторую долю расы, – а как воплощение некоего «мистического синтеза», мифа. «Арийский миф» говорил о немцах, как о наследниках великого племени, создававшего древние цивилизации. От них немцы, по мысли Гитлера, получали право на «коллективный и священный эгоизм нации», переданное посредством крови. И теперь миссией немцев становится не немецкая культура, традиция, язык, не национальная идея, а охранение крови (а в действительности – только мифа крови).

Отличительными элементами нацистской идеологии можно считать замену итальянского «римского мифа» на «арийский миф», основанный на нордицизме. Отсюда последовала концепция о расовой гигиене и, как следствие, вывод о необходимости уничтожения «недочеловеков» (цыган, евреев, славян, негров). Нацисты видели эпическую мистическую борьбу между белой “арийской” расой и евреями. Коммунизм и капитализм объявлены выдумкой евреев. Что касается славян, то война фашистов против СССР была войной на истребление. Главным источником, в соответствии с которым шло планомерное истребление огромных масс населения, является план «Ост». По своей жестокости и цинизму этот документ не имеет аналогов в истории человечества. План содержит в себе ужасающие подробности уничтожения советских людей. В него включались такие средства, как уничтожение интеллигенции, низведение культуры народа до самого низкого уровня, а также искусственное сокращение рождаемости.

Как и в Италии, мы видим в нацистской Германии не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы − партии. Одна полиция следила за другой, и ни одна не доверяла другой.

Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть − в особе «фюрера». Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству, не получая санкций парламента, издавать правовые акты. Как и в Италии, в Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Государственный строй, политические режимы фашистской Италии и гитлеровской Германии обнаруживают больше сходства, чем различий. Недаром Муссолини признавал: «Фашизм и национал-социализм есть два параллельных течения в истории», но исторически фашистская доктрина оказалась опороченной вместе с нацистской практикой, имея к ней ровным счетом самое поверхностное отношение.

Таким образом, фашизм − это праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социальные ценности, основанное на государственном режиме тоталитарного типа. В узком «классическом» смысле − феномен политической жизни Италии и Германии 1920-40-х гг. При установлении фашизма устраняется разделение властей и политическая оппозиция, разрастается полицейский аппарат как способ подавления протесов, а государственный аппарат полностью сращивается с фашистской партией, в то время как её руководитель обладает неограниченными властными полномочиями. Фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии «новый порядок» и предельно жёсткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя». Однако разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии во Второй мировой войне привёл к ликвидации фашизма «классического образца», но в тоже время породил определённые его видоизменения и модификации.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Фашизм как тоталитарное движение зародился в Италии и получил название от итальянского слова "fascio", что означает ”пучок”, ”связка”, ”объединение”, ”союз”. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами.

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве». Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным: это «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма).

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений:

Б.Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации».

А. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса - это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. «Нация» - это политическое орудие демократии и либерализма».

Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины - понятием «государство».

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма.

Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и антисемитизма.

Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, где бы господствовала арийская раса.

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.

При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал - социализмом.

фашизм национальный социалист муссолини

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Фашизм в Европе: итальянский национал-фашизм, немецкий национал-социализм. Учение о государстве. Заимствование у Ленина идеи партийной диктатуры. Символы партийного знамени национал-социалистов. Идеология Гитлера. Преследование христиан и псевдорелигия.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Личность Бенито Муссолини. Фашизм: сущность понятия, предпосылки возникновения, зарождение. Идеология Муссолини, его цели. Главные идеи фашизма. Краткая характеристика различий между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. Смерть идеолога.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2016

    Понятие, причины возникновения и сущность идеологии фашизма. Анализ идеологии итальянского фашизма и германского национал-социализма. Механизмы формирования тоталитарного режима на базе фашистской идеологии. Понятие и особенности неофашизма и неонацизма.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Антисемитизм как идеология и политическое движение, основанное на ненависти к евреям, и направленные на борьбу с ними, часть национальной политики Третьего Рейха. Центральное место антисемитизма в мировоззрении самого Гитлера и в идеологии нацизма.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2012

    Определение сущности национал-социалистической идеологии в Германии и политики национал-социалистов по отношению к церкви. Идея возрождения нации. Нордическая идея. Антисемитизм. Фюрер-идея. Отношение официальных учреждений церкви к национал-социализму.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Борьба за власть в партии. Противостояние А. Гитлера с основателями НСДАП. Борьба с "левой оппозицией". Разгром СА. Абсолютизация власти Гитлера в НСДАП. Установление режима личной власти Гитлера над Германией. Абсолютная власть фюрера.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2006

    Италия после первой мировой войны. Италия в годы фашизма. Послевоенный кризис в Германии. Пивной путч. Германия в годы второй мировой войны. Зарожнение и развитие фашистских и национал-социалистических идей. Причины поражения фашизма в мировой войне.

    реферат , добавлен 30.11.2008

    Биография Бенито Муссолини - основоположника итальянского и фактически европейского фашизма. Приход Б. Муссолини к власти, его стиль управления Италией, проведение социальных и экономических реформ. Роль и значение диктатора во Второй мировой войне.

    реферат , добавлен 23.12.2013

    Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 г. Куликовская битва. Фашизм - идеология человеконенавистничества. Достижения советских конструкторов. Рельсовая война как проявление национального характера в стратегической борьбе с оккупацией.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2010

    Детские и юношеские годы жизни Гитлера. Становление характера фюрера в ходе поражения Германии в Первой мировой войне. Пропаганда идеологии нацизма в годы правления Гитлера. Террор и "конвейер смерти" - средства достижения власти над всем миром.

Многие не понимают разницу между фашизмом и нацизмом, и думают что это одно и тоже или рассматривают одну идеологию как частный случай другой. Можно слышать такие возгласы:

1. "Да назови ты это хоть горшком, суть от этого не меняется."
Ну что-ж если человек хочет казаться необразованным и быть экземпляром "Эллочки-людоедки" и называть все вещи одним словом (горшком, например), то это его такое же демократическое право, как и любого бомжа валятся на улице и пропагандировать свой образ жизни.
2. "Нацизм рассматривается как частный случай фашизма, читая ту же вики, это легко понять. Разницы практически нет."
Как раз на практике разница есть. В силу исторической справедливости, следует различать эти понятия, и не мешать кислое с зеленым. Объединить по общим признакам, и рассматреть как частный случай можно - но бессмысленно (в контексте конечных целей идеологий), потому как под эти "случаи" попадут еще куча других "-измов"). За подробным исследованием надо обращаться к соответствующим работам, а не к словарям, и уж тем более не к СМИ.

Сегодня в СМИ, зачастую, фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике. Фашизмом также называют форму популистского ультранационализма, основанного на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. На практике, фашизм стал просто ругательным словом в политической полемике, потеряв своё конкретное содержание.

Ниже предлагается небольшая работа (основано на "еврейских источниках" (!) (что заметно), чтоб не было претензий типа: не нужны мне тут статьи заядлых националистов).

Часть 1. Разница между национал-социализмом и фашизмом

Некоторые люди даже не знают, что есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде, воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления тоталитаризма в Европе фашизмом. Зачастую человек просто не хотел разделять эти идеологии, считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице.

В общем-то, здесь есть логика, поскольку зародилась эта ветвь Европейского тоталитаризма в Италии и называлась - фашизм от итальянского слова "fascio", что означает ”пучок”, ”связка”, ”объединение”, ”союз”. А поскольку именно в то время было мощное противостояние идей коммунизма и фашизма, то всякое подобное зло называлось фашизмом, что осталось в сознании людей, особенно старых. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм - это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.

Рассмотрим идеологические основы фашизма и национал-социализма. Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали. Существовали принципиальные разногласия: по отношении к государству, по национальному вопросу, по отношению к войне и миру, по вопросам религии, и некоторым другим, менее значимым.

Часть 2. Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию» (1), то для национал-социалистов государство - «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма). Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

Часть 3. Различия по национальному вопросу

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений:
Б. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации».
А. Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы». (2)

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса - это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. «Нация» - это политическое орудие демократии и либерализма».(2) Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины - понятием «государство».

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма.

Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и антисемитизма. В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, он сказал: «... К настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение зачастую делает нацию сильной и красивой... Я не верю ни в какие биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы... Антисемитизм в Италии не существует. Итальянские евреи всегда вели себя как настоящие патриоты. Они храбро сражались за Италию во время войны».

Как видим, Муссолини не только не осуждает смешение рас, в чем в корне противоречит не только Гитлеру и всей расовой теории национал-социализма, но и даже с симпатией говорит о евреях. И это были не просто слова - в то время в Италии многие важные посты в университетах и в банках занимали евреи. В армии среди высших офицеров также было много евреев.

Французский автор Ф. Фюре в своей книге «Прошлое одной иллюзии» сказал: «Гитлер сделал слово «раса» главным пунктом своего политического кредо, в то время как Муссолини по сути дела не был расистом». Русский социолог Н.В. Устрялов (1890-1937): «Необходимо... отметить, что в итальянском фашизме расистский дух отсутствует начисто... Иначе говоря, расизм отнюдь не есть необходимый элемент фашистской идеологии».

Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера, и были вызваны только лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру, от которого к тому времени уже во многом зависела судьба не только итальянского фашизма, но и его лидера. Следовательно, основываясь на приведенных высказываниях Бенито Муссолини, проявления расизма и антисемитизма, имевшие место на последнем этапе существования фашистского режима в Италии, носили конъюнктурно-политический, а не принципиально-идеологический характер. Более того, они абсолютно не соответствовали взглядам самого Муссолини и, следовательно, не соответствовали доктрине фашизма. В связи с этим не может не вызывать сомнение утверждение, встречающееся в средствах массовой информации и широкой литературе, что, «важнейшим признаком фашизма является крайний национализм… насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения». Этот признак в полной мере относится к национал-социалистской идеологии, но никак не к фашизму.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса.

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Часть 4. Сходства

Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравнивая диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов:

Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.

При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал - социализмом. Из истории видим, что это так.

Тоталитаризм - это террор. В Италии это чернорубашечники, а в Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции.

И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму двадцатого века.

Конец
/nazireich.info/forum/styles/subsilver2/theme/prime_links/window.gif" target="_blank">http://nazireich.info/forum/styles/subsilver2/theme/prime_links/window.gif) 100% 50% no-repeat rgb(236, 236, 236);" target="_blank">



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.