Задание. Святые места Является ли святыня источником благодати

«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его...
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества».

А. С. Пушкин

Каждый народ имеет свои , которые являются некими опорами, позволяющими ему сохранить свою индивидуальность, не терять связь с ушедшими поколениями, заботиться о своей исторической и культурной памяти. Происхождение святынь обусловливается религиозной природой самого человека, неважно даже насколько религиозно сознание конкретно того или иного человека (в этом-то и безумие падшего мира – отсутствие согласия, даже вражда, между природой человека и его сознанием). Наличие святынь в жизни народов как раз и доказывает религиозную природу человека, его душевную деятельность, которая не может не опираться на те или иные идеалы или святыни. В святынях отображаются самые важные проявления исторической жизнедеятельности того или иного народа, или даже конкретного человека.

В святынях отображаются самые важные проявления исторической жизнедеятельности того или иного народа

Наш мир сотворен Истиной, поэтому святыни необходимо различать на истинные и ложные. В собственном смысле слова, святыни должны иметь происхождение от истинно Святого, и тогда в нашем почитании их мы не обманемся. Хоть и замусолено в нашем обществе слово «святой», и применяют его люди часто не к месту, но истинная святость возможна только там, где дышит , Утешитель, сошедший в мир освятить всякого истинно верующего в Иисуса Христа. Ибо Он есть источник святости. Плоды деятельности Духа Святого – это святые. Русская Православная Церковь жива и свята, ибо явила миру свою святость через многих своих чад, просиявших святым подвигом веры. Она имеет Духа Святого. А значит и святыни ее, напитанные благодатью Духа, достойны поклонения.

По предметам почитания можно судить о степени духовно-нравственного совершенства или деградации того или иного человеческого общества

Конечно, свои святыни, если можно называть так то, чего не касался Святой Дух, есть и у народов, не ведающих Истины. Они возымели нужду в своих кумирах в силу той же религиозности природы человека. Но запросы этой природы оказались достаточно примитивными, поэтому эти народы оказались не способны принять Премудрость Божию. Отсюда, по предметам почитания можно судить о степени духовно-нравственного совершенства или деградации того или иного человеческого общества.

Испокон века и до наших дней люди не перестают творить себе кумиров и идолов. Этим занимаются даже, казалось бы, совершенно безрелигиозные люди. Ведь природу не обманешь, она нуждается в почитании Творца своего. Только предлагают ей люди вместо Бога суррогаты нижайшего качества. Своими идолами (коими можно считать артистов, певцов, спортсменов, политических деятелей и их мавзолеи, различные страсти, даже детей и женщин, и все атрибуты, происходящие от этих объектов преклонения) они отгораживаются от Неба. Ведь идолопоклонство ни к чему не обязывает, а почитание Истинного Бога требует изменения всей прежней жизни до самоотречения, непростого духовного труда. Знали бы несчастные нигилисты, что их нигилизм по природе тоже религиозен, свидетельствовавший, правда, лишь об их духовно-нравственной деградации.

Чтобы не впустую прожить земную жизнь и избежать в будущем Страшного Суда собственной совести, человек должен выбрать главное и единственно верное. К этому выбору он должен подойти со всей ответственностью и тщательностью, не растрачивая впустую жизненные энергии и не отвлекаясь на предлагаемые суетным миром подделки и миражи. И могут помочь ему сделать верный выбор святыни вочеловечившейся Истины – Иисуса Христа. Святыни, которые помогают человеку поддерживать связь со своим Творцом, не забывать о Нем.

Церковь Христова есть сокровищница святынь Божиих, она сияет их небесной красотой. Счастлив тот человек, который получает от Бога доступ к ним. Всякий православный христианин должен знать, что истинная церковная жизнь зиждется на самой главной святыне, великом даре Божием, на Жертве Христовой, Коей являются Его Тело и Кровь, преподаваемые верным на каждой Литургии. Без этой святыни не было бы и Самой Церкви, и у наших предков не было бы стимула возводить многие великолепные храмы.

А , которое является Божественным Откровением для всего человечества, раскрывающим ему тайны Промысла Божия о мире, тайны Царствия Божия!? Читая Евангелие, человек, по слову святителя Тихона Задонского, ходит по райскому саду и беседует с Самим Господом. Люди, покидающие этот мир, и так и не вкусившие сладости этой евангельской беседы, не пожелавшие открыть для себя эту святую книгу, самые несчастные люди на свете, впустую прожившие свою земную жизнь.

Имена Божии, наши святые молитвы, удивительные церковные песнопения, Божественные службы и церковные Таинства, мощи и раки святых, храмы и монастыри, писания святых Отцов – богата святынями Церковь Христова! Эти духовные богатства только лишний раз доказывают непосредственное участие Промысла Божия в истории человечества, свидетельствуют о неизреченной любви Божией к людям: «…вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф, 28: 20).

Русский православный человек всегда любил свои святыни. Наши благоверные князья и святители из разных стран привозили на Русь святыни, среди которых мощи святых и чудотворные иконы. У наших православных предков была ярко выраженная любовь к духовной красоте. Какие удивительные по красоте храмы они возводили, как заботливо и благоговейно они их украшали! Подтверждением этому служит то великое наследство, которое мы от них получили. Все-таки было, за что называть Русь Святой.

После многих лет владычества в нашем Отечестве князя мира сего, когда власти пытались уничтожить все, что могло напомнить о Боге, когда уничтожались храмы и монастыри, некрополи, погосты и мощи святых, в России сохранилось еще немало от удивительного духовного наследия наших предков. Но еще больше было безвозвратно погублено. Хотя и сохранившееся позволяет представить масштаб духовного величия прежней России, от которого потом большинство русских людей отреклось, поменяв даже имя своей Родины, из русских обратившись в советских.

Советская власть в те времена совершенно не думала об иностранных туристах будущего, которые почему-то чаще всего предпочитают посещать в России неуничтоженные безбожниками храмы и монастыри старой России. Они, восхищаясь духовной красотой ушедшей Руси, еще больше начинают презирать эстетический выбор советского общества. Да что говорить об иностранцах, когда во многих районах Центральной России молодым поколениям нечего показать из духовного и культурного наследия прошлого! Присутствуют только памятники советской эпохи, поэтому молодежь нередко делает вывод, что история их малой родины ведет начало от появления в их местах советской власти. Знали бы эти молодые люди, что когда-то их родные места славились своими храмами, коих было не один десяток, и от которых со временем не оставили камня на камне.

Удивительно, как при той целеустремленной адской ненависти ко всему Божьему, силы зла выдохлись, не смогли справиться с поставленной задачей – уничтожить всякое присутствие Русской Церкви перед глазами советских людей! Воистину, сбылись слова Христовы: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф, 16: 18).

Многие святыни Православия продолжают оставаться в плену у безбожия и нецерковности, где подвергаются глумлению и оскорблениям

Извлекло ли современное российское общество какие-нибудь уроки из событий недавнего прошлого? Действительно, небольшая часть народа русского обратилась к своим истокам, смягчила свои сердца для Бога. Отношение же подавляющего большинства остального народа к наследию предков оставляет желать лучшего. Многие люди не знают своих святынь, не почитают их, равнодушны к их судьбе. Мало того, многие святыни Православия продолжают оставаться в плену у безбожия и нецерковности, где подвергаются глумлению и оскорблениям.

Московский Кремль – сердце России, хранилище многих древних святынь, любезных сердцу каждого настоящего русского человека. Без преувеличения можно сказать, что Кремль есть самый главный памятник русской истории, ведь именно в Кремле эта история творилась. Мало найдется людей, которые бы не считали своим долгом посетить Московский Кремль, поэтому он является, наверное, самым посещаемым местом в России.

Но после посещения святынь Кремля, его святых соборов, душа переживает не только чувства радости и утешения. К сожалению, после увиденного в соборах Кремля, в душе также остается осадок горечи, досады и разочарования. Напрашивается вывод, что только православные христиане умеют правильно относиться к святыням, да и, вообще, воспринимать святыни как, именно, святыни, требующие к себе благоговейного отношения. Святыни Кремля выставлены, в буквальном смысле, на позор! Они являются объектом беззастенчивого зрелища, предметом потребительского отношения и наживы, в соборы запускают людей, которых и близко к храмам нельзя подпускать по причине их порочного образа жизни. И все это возможно потому, что святыни находятся в чужих руках, не Церковь-Мать заботится о своем достоянии, не она хозяйка своих святынь.

Зайдя вместе с обычной экскурсией в Успенский собор, что можно увидеть и почувствовать? Неприятно становится уже от того, что среди всех посетителей, переступивших порог собора, ты один совершаешь крестное знамение с поклонами, при этом еще обращаешь на себя удивленное внимание остальных – как будто это не Дом Божий! Для них, наверное, это, действительно, не Дом Божий. Поэтому и ведут себя многие в соборе слишком вольно, особенно иностранцы (с нескольких мужчин приходится чуть ли не сдергивать их головные уборы). Они громко шумят, разговаривают, размахивают руками, сидя нога за ногу на лавочках посередине собора, прямо напротив рак с мощами святителей, истинных хозяев собора. Жаль, что никто не видит слез святителей, скорбящих о безумии этих людей. Некоторые иностранцы в шортах и майках, им можно, ведь они приносят доход в кассу, да и, вообще, они иностранцы – им все можно. Их встречают на входе с ободряющей улыбкой женщины-вахтеры, которые сами своим внешним видом наносят досаду православному человеку. Они в штанах, без платков, сидя, равнодушно взирают на происходящее. А вот, вышел полуголый человек из алтаря, позвал другого сотрудника. Тот, не снимая шляпы, вошел в алтарь южной боковой дверью, изнутри послышалось скверное бранное слово.

И все это происходит в , занимающем особое место в истории Русской Церкви. Этот собор называли первопрестольным, в него свозили древние чтимые святыни со всей Руси. Здесь находилась дорогая для каждого православного святыня России – Владимирская икона Божией Матери. С этим собором связаны величайшие события церковной и общественной жизни Русского государства. Здесь венчались на царство наши цари, здесь избирали первосвятителей – митрополитов, а затем и Патриархов всея Руси. Успенский собор имеет значение национального масштаба. И вот такое поругание каждый день, пошлое и глумливое отношение! Это то же самое, как если бы надругались над флагом и гербом России. Куда смотрит наше государство?

Как посмотрят на человека, который пришел на кладбище полуголым, если он при этом еще и сквернословит, смеется, нарушает всякие приличия?

А ничего, что Успенский собор – это еще и усыпальница великих святителей, многие из которых прославлены Церковью в лике святых?! В такие места приходят только поклониться и помолиться, а не удовлетворить свое любопытство, да еще и в оскорбительной форме! Как посмотрят на человека, который пришел на кладбище полуголым, если он при этом еще и сквернословит, шумит, смеется, нарушает всякие приличия?

При посещении Архангельского собора сразу обращает на себя внимание холодность и неуютность интерьера, какая-то мертвость, как будто у собора отняли душу. Приходится объяснять это тем, что собор используется не по назначению. Он, прежде всего, музей, молитвы и церковные песнопения в нем нечастое явление. Но где как не в нем должны совершаться ежедневно заупокойные богослужения! Ведь этот собор – усыпальница десятков самых известных представителей истории России, творцов ее, великих князей и царей. Лежат и ждут наших молитв в этом храме собиратели русских земель, основатели Русского государства, унижаемые и оскорбляемые ежедневно толпами туристов.

А иностранцы не церемонятся с любезными сердцу нашему гробами. Они весело что-то обсуждают, смеются и тычут пальцами в гробницы. А государственные мужи лежат и ждут защиты от своих русских потомков. Дождутся ли? Или придется вспомнить красноречивые слова Тараса Шевченко: «Великих предков поганые внуки!» Ведь вероломно было попрано последнее желание этих предков – лежать под ежедневным молитвенным покровом в специально предназначенном для этого храме.

И такая же тоска возникает при посещении других соборов Кремля, храма Василия Блаженного, где опять приходится требовать от мужчин, чтобы они снимали в храме головные уборы, многих других храмов России, заброшенных и бесприютных. Что уж говорить о том, что богослужебные сосуды, которых не должна касаться рука мирянина, напрестольные Евангелия и кресты, облачения и прочая церковная утварь, некогда отнятые у Церкви, так и не были возвращены ей. Они тоже теперь просто экспонаты, услаждающие взор людей, далеких от понимания их духовной ценности.

Православные люди будут всегда благодарны ученым-историкам, археологам, искусствоведам, антропологам, сотрудникам Музеев Кремля за спасение святынь, за их труд по сохранению наследия наших предков. Но этого недостаточно, ведь святыни имеют свое назначение – участвовать в спасении душ людей, стимулировать их духовную жизнь, воспитывать в них высокие чувства. Святыни же эти лишены такой возможности, так как к ним относятся как к явлениям материальной культуры. Оно и понятно, ведь даже академик с плотским мудрованием «не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор, 2: 14).

Отсюда святыни часто остаются недоступны для поклонения, богослужения в соборах совершаются редко (благодать совершенной Литургии быстро выстывает после посещения собора неблагоговейной толпой туристов). Святыни наши являются частью туриндустрии, коммерческого проекта. Поэтому и неудивительно, что в соборах Кремля так холодно душе, отсутствует молитвенный уют, который обычен для действующих намоленных храмов.

Многие наши святыни являются частью туриндустрии. Такой ли судьбы хотели для них, бережно собранных и переданных нам в наследство, наши православные предки?

Такой ли судьбы хотели для своих святынь, бережно собранных и переданных нам в наследство, наши православные предки, среди которых были многие известные и великие люди, цари, великие князья и святители? Что бы они сказали сейчас нашему современному обществу, будь такая возможность? А они сказали бы вот что: «Мы строили храмы, собирали святыни, делали вклады и пожертвования ради величия нашей Матери – Русской Православной Церкви, это все ее достояние! Как вы дерзнули положить руку на собственность церковную и распоряжаться ею по своему усмотрению, не умея при этом обращаться со святынями! Верните церковное Церкви, чтобы не постиг вас гнев Божий как кощунников и хищников!»

По тому, как люди относятся к своим святыням можно судить о духовно-нравственном здоровье народа. У здорового человека святыня вызывает чувство благоговения и трепет, желание прославить Бога. Такие люди не боятся исповедовать Господа своего, ведут себя по отношению к святыне искренне и по-детски непосредственно. «Будьте как дети» (Мф, 18: 3), – призывает Иисус Христос. А почитание святынь Божиих как раз и воспитывает в душе человека самые лучшие детские качества, которые так любезны Господу. «Душа бывает светла и радостна, когда работает Господу Богу своему в веселии сердца своего, с надеждою и упованием на милость и благость Божию» (преп. Георгий Затворник). Но много ли в России таких, здоровых душою, людей?

Не постигнет ли нас печальная судьба тех народов, которые пренебрегали своим священным достоянием, вместо благоговения и почитания проявляя к нему бесчувствие и холодное равнодушие, доходящие до прямого оскорбления. Подобные явления рождаются от забвения Бога. Вспомним ветхозаветных иудеев, также иудеев – современников Иисуса Христа, вспомним и гибель Российской империи в 1917 году.

«Не давайте святыни псам» (Мф, 7: 6), – так говорит Господь про неприемлемое отношение к Божиему достоянию. Да не послужат эти слова Его приговором нашему обществу! Ведь все еще можно исправить. Православные, освободите свои святыни из плена и верните достойное для них применение!

Путешествия бывают разными. Желанием одних людей является отдых на море, других - экскурсионные городские туры. К некоторым поездкам готовятся годами, ведь их смысл - не осмотр достопримечательностей, а духовный рост, получение благодати и утешения. Святые места - это цель миллионов верующих всего мира, мечтающих прикоснуться к величайшим религиозным реликвиям. Сегодня мы расскажем вам о самых известных из них.

Святые места. Ватикан

Страна площадью 0,44 м2 и священная столица католического мира. Высокая крепостная стена скрывает тайны суверенного государства, основанного в 1929 году и имеющего собственный флаг, монетный двор, свою валюту, почту, радиостанцию и железную дорогу. До этого времени Ватикан принадлежал Италии и был известен как центр власти Папы - главы Святого Престола и римско-католической церкви. Здесь находятся бесценные сокровища мировой культуры и искусства, часть которых выставлена в доступных для посещения музеях, а также тайные архивы, расположенные в подземном хранилище протяженностью 85 км. Доступ туда закрыт для простых смертных.

Главным входом в Ватикан служит Пьяцца Сан-Пьетро, спроектированная величайшим Лоренцо Бернини. Его великолепной идеей стали симметричные колоннады в форме полукруга, обрамляющие площадь, что придает ей очертания ключа от рая, врученного Петру Иисусом.


Источник фото: etxt.ru/elenawiet.html

На Пьяцца Сан-Пьетро расположена священная цель паломничества миллионов католиков мира - Собор Святого Петра, являющийся крупнейшим христианским храмом на планете, площадь которого составляет 22,067 м2. Основанием грандиозной базилики стало место погребения Апостола Петра, принявшего мученическую смерть на перевернутом кресте. Гроб с частью мощей Петра находится в центре собора, над ним негасимо горят лампады Папского алтаря. Кроме того, в священном месте расположены Ватиканские гроты, где покоятся почившие Папы, мощи Иоанна Златоуста, Григория Богослова и статуя Царицы Елены с обретенным ею Крестом Господним, частицы которого также являются реликвией Собора Святого Петра.


Источник фото: jewishpress.com

Шма Исраэль, Адонай Элоэйну Адонай эхад! Эти слова важнейшей иудейской молитвы уже давно впитали в себя камни Стены Плача. Евреи всего мира молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима - в сторону Стены плача - символа надежды и веры. Так было более 2 тыс. лет назад, так есть и сейчас. Представители других конфессий тоже стремятся попасть к святыне и вложить в щели между древними камнями записки, которым они доверяют свои самые заветные желания. Здесь всегда царит атмосфера гармонии и умиротворения. Здесь каждый ведет беседу с Богом.


Источник фото: gfbv.de

Сегодняшнее место молитв представляет собой руины сооружений, которые ранее окружали Храмовую гору. Более 3 тыс. лет назад мудрейший Соломон основал здесь грандиозный храм, где находились бесценные святыни народа Израилева - хранящиеся в Ковчеге Завета скрижали с начертанными на них заповедями, которые дал Бог Моисею на вершине горы Синай. В 586 году до н. э. храм был разрушен царем Вавилонского царства Навуходоносором. В 516 году до н. э. был воздвигнут второй святой дом. Но и его ждала печальная участь. В 70 году н. э. войска Рима, ведомые императором Титом, сожгли святилище.

Целой осталась лишь западная часть стены второго храма - нынешняя Стена Плача - главная синагога под открытым небом, где последователи иудаизма неустанно молятся, скорбя о потерянном святом месте и скрижалях и мечтая о возведении Третьего храма, появление которого было предсказано пророками.


Источник фото: givengain.com

В сердце Иерусалима расположено священнейшее место всех христиан планеты. Здесь более 2 тыс. лет назад проповедовал Иисус Христос. Энергетику этой земли невозможно передать словами - ее нужно прочувствовать, впитать вместе с раскаленным воздухом древних узких улиц, по которым в пятницу, ранним весенним утром месяца нисана, Иисуса вели к месту распятия. На горе Голгофа, где Он принял смерть на Кресте и погребен, где произошло чудо Воскресения, в 335 году н. э. царицей Еленой и ее сыном Константином был возведен первый священный Храм Гроба Господня.


Источник фото: kirche-in-not.de

Сегодня под сводами храма находятся три величайшие святыни христианства:

Выложенное серебром круглое отверстие в верхней части святилища - местонахождение Креста. Туда ведут семнадцать ступеней. Перед Распятием сооружен Престол, справа от него - находящаяся под стеклом часть скалы с трещинами, образовавшимися в момент смерти Господа.

Облицованный мрамором Камень Миропомазания, на который было возложено тело Иисуса после Распятия для растирания драгоценными маслами. Он находится перед входом в храм. Над этим местом подвешены восемь лампад - ровно столько, сколько конфессий христианства имеют право находиться в священном месте. Паломники стремятся прикоснуться к Камню, возложить на него для Святого благословения иконы и кресты.


Источник фото: rundschau-online.de

Ротонда, в центре которой находится мраморная часовня Кувуклия, состоящая из двух пределов: Ангела и Гроба Господня, расположенного в маленьком гроте с низким входом. Входить в него можно (и нужно!) только на коленях, так как внутри находится Святыня, которой нет равных в христианском мире - Гроб Господень. Здесь произошло Великое Христово Воскресение, здесь у паломников, прибывших со всех концов мира, льются слезы радости, очищая душу!

Каждый год в храме происходит чудо, которого с надеждой в сердце ждут миллионы христиан - восхождение Благодатного огня. Пламя, появляющееся на погребальном ложе, символизирует продолжение жизни на планете. По священным преданиям, год, когда священный огонь не будет дарован людям, станет началом Апокалипсиса.


Источник фото: kathmandupost.ekantipur.com

В Мекке - окруженном горами городе площадью 400 км2, находящемся в западной части Саудовской Аравии, в 570 году н.э. родился и начиная с 629 года проповедовал главный пророк ислама - Мухаммед. В сторону этого святилища обращены взоры мусульман во время молитв, совершаемых пять раз в течение суток. Сюда не допускаются представители других конфессий. В Средние века нарушивших запрет ждала немедленная смерть. Сегодня тех, кто не соблюдает этот закон, ждет крупный штраф.


Источник фото: keywordsuggest.org

Ежегодно более двух миллионов правоверных мусульман планеты совершают хадж - паломничество на святую землю, в котором хоть раз в жизни должен принять участие каждый, верующий в Аллаха. Время хаджа приходит с наступлением определенных месяцев исламского календаря. Это Шавваль, Зуль-каида и 9 дней Зуль-хиджа. Целью паломничества является поклонение величайшей святыне исламской религии - Каабе, находящейся во внутреннем дворе главного строения Мекки - Заповедной мечети, площадь которой - 309 м2.

Сама Кааба представляет собой стоящий на мраморном фундаменте черный гранитный куб высотой 15 метров. Сооружение покрыто темной тканью и скрывает внутри себя помещение, вход в которое закрыт золотой дверью. Ее вес - 286 кг. В полутора метрах от земли в восточном углу Каабы находится главная реликвия - Камень прощения, посланный Аллахом Адаму и Еве. В то время святыня была окрашена в белый цвет, но, вобрав в себя грехи рода человеческого, потемнела. Коснуться Черного камня - это главная мечта всех последователей ислама.


Источник фото: india.com

Священный город, стоящий на берегах реки Ганг, является религиозной столицей Индии. Здесь расположено огромное количество храмов - около 25 000. Индусы утверждают, что Варанаси (или Бенарес), построенный Богом Шивой, стал первым городом, появившимся на планете. Именно с этого места берет свое начало история человечества. Во времена, когда Индия являлась колонией Великобритании, город носил название Каши, что в переводе с индийского означает «светлый». Индуисты верят, что пребывание в этом месте снимает с человека все грехи. Поэтому Варанаси и является важнейшей целью паломничества жителей Индии, мечтающих искупаться в водах Ганга и очистить свою душу.


Источник фото: mouthshut.com

Не менее важной целью многочисленных индийцев, стремящихся попасть в древний город, является, как бы дико это не звучало, кремация усопших. Последователи индуизма не имеют страха перед смертью, ведь душа не умирает, а перерождается заново, проходя множество циклов до момента попадания в рай. Восточный берег Ганга - это место, куда отправляются люди после смерти. И если их тела были сожжены на западном берегу, то освободившиеся души сразу устремляются к Богу. На этом месте ежедневно предают огню около 300 покойных. Ритуальные костры не погасают здесь ни на минуту вот уже 3,5 тыс. лет.

Святые места. Вифлеем, Палестина


Источник фото: fineartamerica.com

Вифлеем - это маленький палестинский городок, который дорог сердцу каждого христианина. Здесь, в волшебную ясную ночь, загорелась на небе новая звезда, и Ангелы возвестили пастухам, сторожившим свои стада, о рождении Спасителя человечества. Сюда, чтобы преподнести дары и поклониться Царю мира, направили стопы 3 восточных царя-волхва. И именно здесь находится Базилика Рождества Христова, которую ежедневно с трепетом в сердце посещают тысячи верующих.

Первый небольшой храм на месте рождения Спасителя был воздвигнут еще в 323 году царицей Еленой. Эта церковь сгорела во время произошедшего в Самарии восстания. Примерно через 200 лет император Юстиниан, получивший прошение о восстановлении святого дома от Саввы Освященного, принял решение о возведении нового храма, который практически без изменений сохранился до наших дней.


Источник фото: travelujah.com

Главный вход в базилику очень низок и узок. Церковь состоит из молитвенного зала в форме креста, включающего в себя пять нефов, и небольшой Пещеры Рождества, имеющей два входа. Именно здесь, в подземелье, и находится главная святыня храма - место рождения Спасителя, обозначенное звездой, и ясли, в которые Мария бережно положила новорожденного Иисуса. Чтобы попасть в грот, паломники стоят в ожидании несколько часов, читая молитвы и подготавливая себя к встрече со святыней.

Церковь Святого Николая, Турция


Источник фото: tatilvillam.com

На территории Турции находится множество христианских святынь. Одна из самых посещаемых из них - Храм Святого Николая. Находится он в небольшом городе Демре, расположенном в провинции Анталия примерно в трех километрах от развалин древнейшего города Мира, где примерно в 270 году н. э. появился на свет величайший Николай Чудотворец (Мирликийский). Здесь же он впоследствии служил епископом в созданной им церкви.

Свою жизнь Николай с детства посвятил служению Господу. Примерно в 300 году н. э., став епископом Миры, он начал проповедовать. Тогда же произошло необыкновенное событие - чудо, которое сотворил Николай, воскресив погибшего моряка во время бушующего шторма. Народ преисполнился веры в духовную силу священнослужителя.

Примерно в 343 году н. э. Николай скончался. Последним пристанищем великого человека, после смерти причисленного к лику святых, стал мраморный белый саркофаг, установленный в храме, в котором служил Чудотворец.


Источник фото: etxt.ru/elenawiet.html

Даже после смерти Святого его мощи исцеляли больных. В 1087 году останки Чудотворца были выкрадены венецианцами и перевезены в итальянский город Бари, где и находятся в настоящее время. Но и сегодня тысячи паломников съезжаются в турецкий Демре, чтобы преклонить колени перед местом, где покоился Николай Мирликийский. Уцелевший саркофаг Святого находится в южном нефе базилики.

В заключение хотелось бы напомнить, о каких правилах поведения вы не должны забывать, посещая святые места. Даже если вы приехали сюда в качестве туриста, а не паломника, следует уважать чувства верующих и соблюдать необходимые требования. Волосы, руки, декольте и ноги выше колен у женщин должны быть прикрыты, для мужчин неприемлемы шорты и майки. Внимательно ознакомьтесь с правилами фотосъемки - иногда она находится под запретом. Если вы хотите войти в мечеть, не забудьте предварительно снять обувь. И пожалуйста, всегда отключайте мобильные телефоны.

На этом у нас все . Мы очень рады, что вы заглянули на наш сайт и провели немного времени для обогащения новыми познаниями.

Присоединяйтесь к нашей

Воспитания советского патриотизма - один из важнейших компонентов воспитания гражданственности, формирования нравственного мировоззрения. Чувство советского патриотизма основано на слиянии чувства национальной гордости с чувством социалистического интернационализма: гордость за достижения всех народов - СССР, глубокое понимание той великой роли, которую играет наша страна в мировой истории, в современном мире.

Остановимся лишь на нескольких фрагментах работы по воспитанию у учащихся чувства советского патриотизма и рассмотрим, что по данной теме писал В.А. Сухомлинский.

Народ - великий и бессмертный, вечный патриот. Он творец и хранитель идеи огромной силы. Идея эта звучит просто и величественно: бесценное наше сокровище есть Отечество - земля наших отцов, дедов и прадедов, земля, дающая нам хлеб насущный и хранящая прах наших предков. Много захватчиков побывало на нашей земле, но никому не удалось сломить душу народа, убить в сердце народном его святыни, покорить его дух, посеять безразличие к "дыму Отечества" и к праху предков.

Идея эта жила столетия, живет и ныне. Она горит вечным огнем, от которого загорается пламя человеческих поступков - одни из них навсегда входят в историю, другие, вспыхнув яркой звездой, не записываются на страницы истории, но долго хранятся в преданиях и передаются из поколения в поколение, обретая красоту легенды.

Сердце каждого советского патриота постигает святыню любовь к Отечеству - благодаря знаниям о нем, о нашем славном прошлом и героическом современном, о великих наших идеях и целях, о благородном духовном облике человека социалистической эпохи, о богатстве, величии и красоте нашей Родины. Без знаний воспитание остается бескрылым: человек не может подняться до понимания своей роли в общественном развитии.

Долг перед Отечеством - смысл и сущность жизни человека. От нас, от отца и матери, учителя и пионервожатого, зависит то, чтобы каждый юный гражданин понимал и сердцем чувствовал непреложные истины: Родина для меня - все, я без Родины - ничто; горе, несчастье Родины - это мое личное горе и несчастье. Только там, где есть беззаветная и неугасимая любовь к святому и великому Родине, только там живет и ненависть к врагу, готовность отдать жизнь во имя счастья народа.

Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой. Торжество добра, красоты, истины - это для него личное счастье.

Формирование патриотической сердцевины человека как раз и заключается в том, чтобы он постиг это счастье. Чтобы маленький человек впитал своим умом и сердцем дух народа, все безгранично дорогое народу. Высшая правда - правда верности Отечеству - становится для ребенка бесконечно дорогой, родной тогда, когда она заставила учащенно биться сердце, когда в искреннем порыве души ребенок выразил готовность защищать, утверждать эту правду, бороться за нее независимо от того, как это отразится на его личной судьбе, на его личном благополучии.

Утверждение в детском сердце верности Отечеству, преданности трудовому народу, готовности отдать свою жизнь за свободу, могущество, славу, достоинство, честь и независимость нашей Родины. Это духовное средоточие всей воспитательной работы.

Как же утвердить в юных умах и сердцах эту святыню? Как воспитывать, как творить людей, для которых нет ничего дороже и выше советской социалистической Родины? Как достигнуть идеала - чтобы в миллионах грудей бились сердца Александра Матросова и Зои Космодемьянской?

Мы подходим здесь к святая святых воспитания. Речь идет о прикосновении отца, матери, учителя к тем тончайшим струнам человеческого сердца, которые дивной музыкой, чарующим звучанием - то нежным и ласковым, то гневным и суровым - откликаются на каждый наглядный образ, на каждую картину, на каждое событие, на каждое слово, несущее в себе маленькую крупицу, маленькую частицу того великого и дорогого, имя которому - Отечество. Воспитывать патриота, утверждать непоколебимую верность Родине - значит прежде всего познавать душу народа, познавать патриотическую красоту и патриотическое величие гражданина, выполнившего свой долг перед Отечеством. И, познавая, отражать в себе народную душу как многовековую историю Родины в личной судьбе. Школа лишь постольку яркий очаг патриотического воспитания, поскольку в ней перед разумом и сердцем питомцев ярко раскрывается образ Родины в живых человеческих страстях, в ратоборстве, в труде народа.

Воспитание гражданина, патриота-это гармония разума, мысли, идей, чувств, духовных порывов, поступков. Это и воспитание убеждений, и воспитание сердца - чуткого, нежного, отзывчивого к добру, к людям труда и сурового, беспощадного, непримиримого к злу, к врагам трудящихся. Наиболее важным и наиболее сложным в нашем педагогическом деле является воспитание способности к этому ни с чем не сравнимому движению человеческого духа. Выражается же такое движение в выполнении гражданского долга, в живом, практическом служении Отечеству. Поэтому пусть первым, что изумляет ребенка в окружающем его мире, что восхищает и очаровывает, потрясает и одухотворяет его, будет образ Человека, прекрасного и величественного тем, что он выполнил свой долг перед Отечеством.

Если хотите, чтобы ваше слово прикоснулось к душе ваших детей, чтобы самые нежные струны их сердец отозвались первой песнью верности Отечеству, сделайте так, чтобы сын ваш, дочь ваша, питомец ваш увидели и постигли в живом воплощении мудрейшую и в то ж время азбучную истину патриотизма: главное в человеке - долг перед Отечеством, верность Отечеству. Это истина - если она заставляет учащенно биться сердце - возвышает человека в собственных глазах, пробуждает у него чувство собственного достоинства. Осознавая себя наследником патриотической славы свои предков, чувствуя себя сыном своего народа, существо, рожденное человеком, становится настоящим человеком.

Из крупинок радостей и горечей человеческих в детской душе постепенно откладывается тревога, забота о судьбах Отечества. Надо стремимся к тому, чтобы дети на каждом шагу впитывали в свои сердца эту тревогу и эту заботу. Завтрашний гражданин начинает жить в большом мире нашего общества тогда, когда у него возникает желание в чем-то воплотить свои лучшие порывы, оставить в чем-то вещественном, материальном движения своего сердца. И если такой огонек святыни уже загорелся в детском сердце, надо заботиться о том, чтобы он не угас.

Все в обществе делается для того, чтобы детство, отрочество и юность были радостными. Но если мир детей будет наполнен только радостями потребления, они вырастут бездушными, бессердечными эгоистами, в их сердце не будет ничего святого. Воспитание патриотических чувств с того и начинается, что завтрашний гражданин находит радость жизни в том, что он что-то дал людям. Это чувствование подлинной радости бытия уходит своими корнями в детство. Именно в детстве, когда человек пытливо и жадно познает окружающую жизнь, он впервые переживает красоту того, что сам создал для людей, вначале для самых близких, родных. Не случайна слова Родина, Отечество - единокровные братья слов родить, отец.

Первая и главная заповедь патриотического воспитания - в годы детства и отрочества каждый ребенок должен оставить на родной земле частицу своего сердца, гордиться тем, что он создал собственными руками для своих соотечественников. Нельзя забывать, что корни идей, убеждений уходят своими тончайшими разветвлениями в глубины сердца. Поэтому воспитанность сердца, чувств - важнейшее условие того, чтобы разум, воля человеческие становились чуткими, восприимчивыми патриотическому призыву, поучению, нравоучению. Пусть сердце каждого ребенка прочными узами будет связано с родной землей, с тем, что создается и оберегается для общества, для народа, для Отечества.

Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений, - память, простирающаяся в века. Только потому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются. Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность как частику народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство - чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством.

Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины, в его сознании зреет убеждение: для каждого советского человека самое дорогое в мире - честь, свобода, независимость, слава Отечества.

Логика патриотического воспитания заключается именно в том, чтобы любовь к Отечеству утверждалась в человеке на основе активного проявления его собственной души, его сердца и разума. Самое важное дело в воспитании - это достигнуть того, чтобы питомец наш увидел самого себя, понял, кто он, какие силы таятся в его душе, каким он может и должен стать; чтобы ему захотелось стать настоящим человеком, живущим и действующим во имя величия, достоинства и чести Отечества.

Только тогда, когда человек ставит такие вопросы, когда его начали волновать мысли о сделанном и не сделанном им, происходит становление гражданского сознания.

Познание Отечества, формирование патриотического сознания - это очень сложный и многогранный процесс. Видит Родину глазами патриота только тот, кто всеми силами своей души любит ее, кто перестрадал ее страданиями и переболел ее болями, кто чувствует себя частичкой народа. А любить Родину по-настоящему наш воспитанники можно, лишь глубоко зная ее. Знания о Родине должны быть не просто определенным кругом фактов и выводов, которые надо усвоить. Юный гражданин должен жить судьбой социалистического Отечества.

В воспитании советского патриотизма определяющее значение имеет сохранение, обогащение и передача новым поколениям духовных ценностей нашего общества.

Чувство любви к Родине - одно из самых глубоких и сложных чувств человека. В нем органически сочетаются, сливаются любовь к своему народу, к родной природе, к родному селу и городу. Из отношения к близким людям начинает складываться отношение к Отечеству. Долг в действии, одухотворенность поступков сознанием долга - это важнейший источник, питающий корни человеческого благородства. Долг помогает человеку понять красоту жизни для людей. Если же нет долга, если человек делает только то, что ему взбредет в голову, он вырастает существом, которое любит лишь себя.

Многолетний опыт убедил в том, что способность относиться должным образом к самому себе, ставить перед собой требования, властвовать над собой, руководствоваться своей совестью - все это находится в прямой зависимости от того, каковы источники радости маленького человека. Безвольным эгоистом и себялюбцем может вырасти тот, кто в детстве, отрочестве и ранней юности знает лишь одно - потребление благ, создаваемых старшими. Чтобы по-настоящему, познать счастье, человек с детства должен находить радость в творении счастья для других людей, для коллектива, для общества, для Отечества.

Сухомлинский в основу своей идеи патриотического воспитания вложил душу народа, образ человека, выполнившего свой долг перед Родиной и патриотическую славу перед предками, как условие рождения и становления настоящего человека, истинного патриота.

К местам религиозно-исторической памяти - одна из форм внешнего выражения веры. Традиция почитать памятные сердцу, святые места восходит к временам .

Так, патриарх Иаков, увидев во сне таинственную лестницу, ведущую в и стоящего на ней , проснувшись, не только отметил это священное место памятным камнем, но и возлил на него елей (). По слову Божию памятными камнями было отмечено место чудесного перехода сынов Израиля через Иордан: двенадцать камней было взято со дна реки и уложено на берегу (), а двенадцать других — среди Иордана, там, где во время перехода располагались стопы священников ().

Подобных памятных мест на территории Палестины было много. Все они вкупе напоминали сынам Израиля о Божественной благости, служили свидетельством Его милости и человеколюбия, способствовали укреплению .

Христиане издревле почитали места, связанные со служением Господа (Вифлеем, гора Фавор, Гефсимания, Голгофа). И это было угодно Творцу. Так, например, о славе места Рождения Мессии, города Вифлеема, за несколько столетий до этого события возвестил пророк Михей (), а всеобщую славу Иерусалима, опять же, в связи со служением Спасителя, провозгласил пророк Исая ().

Между тем, при всей важности такой благочестивой традиции как традиция паломничества известно огромное количество имен славных подвижников, которые, посвятив жизнь монашеским подвигам, оставив мирские соблазны и суету, не только не имели привычку паломничать, но и, спасаясь в затворах, не покидали территории обителей, келий, пещер.

Стало быть, благоговейно осуществляемое паломничество хотя и угодно Создателю, однако не является необходимым условием .

Является ли святыня источником благодати?

Достаточно часто под святынями мы понимаем или особые географические места (например, освященные стопами Христа, окропленные кровью мучеников), или особые предметы (например, связанные с богослужением, как то: иконы, образы Животворящего Креста…). В круг этих предметов могут входить и личные вещи, принадлежавшие прославленным .

Роль святынь в жизни верующих трудно переоценить. С одной стороны, приобщение человека к святыням (в рамках паломничества ко святым местам, через благоговейное прикосновение к священным предметам) может влиять на него субъективно, способствуя богоугодному воодушевлению, формированию доброго религиозного настроения.

С другой стороны, святыни служат особыми орудиями Божественного Промысла, средствами передачи Божественной . В этом следует видеть объективный фактор влияния святынь на жизнь верующих. К сожалению, иногда это положение интерпретируется таким образом, будто сами святыни источают Божественную благодать, будто они являются святыми едва ли не сами по себе.

Чтобы не стать жертвой подобных иллюзий, необходимо помнить, что Источником благодати, в точном значении слова, является не предмет, но Господь. И именно Он (в данном случае - опосредованно) преподаёт её верующим.

Характерным поучительным примером может служить случай с Елисеем, ветхозаветным пророком, учеником Илии.

Незадолго до взятия Илии на Елисей стал свидетелем . Когда он с Илией должен был перейти через Иордан, Илия снял свою милоть и ударил по водам реки, отчего они расступились (). Это чудо дало им возможность перейти Иордан посуху. После того как Илия был вознесен на огненной колеснице, Елисей остался один, но при этом ему досталась милоть учителя ().

Елисей видел, что после удара Илии своей милотью по глади реки воды разошлись. Возвращаясь, он решил повторить это действие. Милоть учителя была в его руках, но когда он ударил ею по воде, чудо не повторилось: воды не разошлись () (в Синодальном варианте Библии об этом не сообщается; см. Церковно-славянский вариант).

Не получив ожидаемого результата, Елисей взмолился Богу: «где Бог Илиин Аффо?» (). Затем он снова ударил милотью по воде. На сей раз воды расступились, после чего он смог перейти Иордан по обнажившемуся дну.

Это случай объясняется следующим образом. Елисей справедливо связывал чудо, совершенное Илией, с милотью. Однако, как считается, с ней он связал и саму чудодейственную силу. Но хотя Бог, в первый раз, и благоволил явить чудо через милоть, Творцом чуда был именно Он. И чтобы у Елисея не возникало даже малейших сомнений на этот счёт, Он разъединил воды лишь после того, как тот помолился ().

Как видно из примера, связь чуда с милотью существует. Вместе с тем очевидно, что не сама по себя милоть, но Бог, по молитве её обладателя, явил через неё чудодейственную силу.

*Маркс К. К критике гегелевской философии и права. Введение.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414.

лениях и особенно к врагам Родины. Высшим двигателем человеческого поведения является убежденность в том, что это добро - вершина морального богатства. Такая убежденность и является "царем в голове", рожденным мудростью народа, созданным родом человеческим, миром человека. Но мудрость мира человеческого овладевает сознанием только тогда, когда, кроме понимания и логического анализа добра и зла, у человека есть чувство добра и зла, то органическое чувство, которое стало личной совестью, личной точкой зрения. Морально воспитанный человек, увидя женщину с непосильной ношей, почувствует, что рядом происходит что-то недоброе, он почувствует себя гадким, если не поможет женщине. Голос совести, идущий из глубины сознания и подсознания, сформировавшийся благодаря нагромождению в памяти личности многочисленных фактов из опыта морального утверждения благородных идей, сразу же подскажет разуму: "Смотри! Действуй! Приказывай!" И ум мгновенно отдаст приказ, руки протянутся к ноше, непосильной для женщины. Чем больше я задумывался над перспективностью, направленностью воспитательного процесса в будущее, тем больше убеждался, что моральная чистота, духовное благородство, красота отношений между людьми в значительной степени зависят от того, насколько, образно говоря, крепка красная нить, которая соединяет детство, отрочество и юность (особенно детство и отрочество),- пору утверждения в юном сердце идей, истин, мыслей, являющихся для личности непоколебимой и безгранично дорогой святыней. Одну из главнейших задач воспитания я усматриваю в том, чтобы видение мира, личное отношение подростка к явлениям окружающей действительности отвечало его внутренним силам, способностям, возможностям. Основой морального воспитания, моральной зрелости подростка является идея Родины. Моральная воспитанность, духовное благородство человека в годы отрочества достигаются тем, что он видит мир через свой долг перед Родиной; самой дорогой для него святыней является честь, слава, могущество и независимость Родины. То, что входит в сферу повседневного поведения (отношение к людям, помощь слабому, трудолюбие, скромность), определяется отношением человека к святыням народа. Наш школьный коллектив прежде всего заботится о том, чтобы, познавая минувшее и настоящее, жизнь и труд строителей коммунизма, подросток ощущал себя гражданином, чтобы красота человеческая, стремление к которой мы пробуждаем в каждом юном сердце, осмысливалась и переживалась прежде всего как яркая, полноценная, духовно богатая жизнь гражданина. Гражданские мысли, гражданские убеждения, труд-это и есть та сфера духовной жизни в годы отрочества, которая делается основой благородной, чуткой, требовательной к себе совести - голосу человеческой совести. Чтобы наш подросток дорожил высшими ценностями - святынями народа, он должен уважать в себе гражданина. Гражданская жизнь в годы отрочества это важный раздел воспитательной работы. Я всегда стремился к органическому единству гражданских мыслей, чувств и деятельности, чтобы чувства, переживания находили свое выражение в благородных поступках, в труде для людей, для общества, для Отчизны. Чрезвычайно тонким инструментом воспитания является похвала за хороший поступок, поощрение добра, приобщение к поведению, которое своей сущностью выражает человеческое благородство. Похвала учит ребенка, образно говоря, читать книгу элементарной человеческой культуры. Одобрение, высказанное семьей, коллективом, поднимает человека в собственных глазах, утверждает в нем гордость. Но когда ребенку приносят радость только похвалы, тут уже скрывается опасность. Настоящее мастерство воспитателя заключается в том, чтобы добро делалось без расчета на похвалу. Нельзя без тревоги говорить о том, что в отдельных школах чрезмерно расхваливают детей за поступки, которые должны быть нормой ежедневного поведения (например, нашел мальчик рубль и положил его на стол в учительской - и уже о его честности пишут в стенной газете). Это игра в человечность. Такой игрой можно привить человеку моральную неряшливость: руки он будет мыть, потому что люди видят руки, ноги же останутся грязными, потому что они спрятаны от людских глаз обувью... Перед людьми он стремится быть порядочным, а наедине - непорядочным. Честность наедине с самим собой как выражение долга перед людьми, перед обществом - это важная моральная черта, которую надо воспитывать в детстве и отрочестве.

ДИСЦИПЛИНА И САМОДИСЦИПЛИНА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД КОЛЛЕКТИВОМ И ПЕРЕД САМИМ СОБОЮ

ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ВИДЕЛ СЕБЯ ГЛАЗАМИ ЛЮДЕЙ

Соблюдение норм морали, утвердившихся в обществе, коллективе, норм и правил, нарушение которых осуждается общественным мнением и традициями,одна из самых актуальных проблем общественного воспитания. Гармоническое воспитание - это одновременно воспитание дисциплины, ответственности перед коллективом, обществом и перед самим собой - перед собственной совестью. В одном селе Правобережной Украины несколько лет назад произошло следующее. Жарким летним днем на берегу пруда сидел молодой, полный сил мужчина, ловил рыбу. Неподалеку купался мальчик и вдруг начал тонуть. Он звал на помощь, кричал, плакал, но каменное сердце взрослого, который все это наблюдал, осталось невозмутимым. От этого человека все отвернулись, при встречах обходили, его оставили сын и жена. Человек познал, что такое осуждение коллектива и одиночество. Он страдал и не мог найти в себе сил вернуться к людям - покончил жизнь самоубийством. Здесь мы видим, как ответственность перед коллективом сливается с ответственностью перед собственной совестью. Там, где нет ответственности перед коллективом, человек не знает голоса собственной совести. Чувствуя ответственность перед собою, человек острее понимает, переживает нормы и правила, которые ставит перед ним коллектив. В нашей педагогической работе нелегко найти критерии оценки результатов воспитания и самовоспитания. Критерий состоит прежде всего в том, какие граждане выходят из школы, каков уровень их политической сознательности, что они утверждают своим трудом и поведением за что и против чего борются, ч т 6 любят и что ненавидят. Одной из граней гражданского, политического сознания человека является его ответственность перед собственной совестью. Это вместе с тем и один из критериев воспитанности. Если вам удалось достичь того, что ребенку наедине с собою стало стыдно, стыдно, самому перед собою за свой предосудительный поступок, если ребенок жаждет стать лучше, чем он есть, если в его сознании не только живет, но и становится личным убеждением представление о том, что лучше и что хуже, это означает, что вы видите результаты своей воспитательной работы.

Что необходимо для того, чтобы у разума был такой беспокойный, строгий страж, как чуткая совесть? Как практически достигнуть того, чтобы ребенок краснел наедине с собою, чтобы стремление быть лучшим стало одним из сильнейших желаний, которые вдохновляют, облагораживают человека, обогащают взаимоотношения в коллективе? Необходимы добрые, благородные поступки, которые не должны мыслиться и переживаться ребенком как заслуга или право на какие-то особые блага и радости. Обстановка, окружающая ребенка, должна материализовать в себе моральные богатства и ценности, созданные, добытые в борьбе за освобождение человека от социального и духовного угнетения. В понятие обстановка вкладывается не что-то застывшее и неизменное, а то, что творится, обновляется, усовершенствуется и самими воспитанниками. Материализация моральных богатств и ценностей означает, что каждый шаг воспитанника, все, что он делает, все, что удовлетворяет его потребности, отражается на других людях - приносит им добро, облегчает их жизнь, делает ее духовно богатой, полноценной. Внести моральные богатства в отношения между воспитанником и окружающим миром на первый взгляд простое дело, в действительности же - очень сложное. Тут нужна повседневная, кропотливая работа. Самый организованный коллектив превратится в толпу, руководимую инстинктами, если хотя бы на неделю эта работа прекратится. Суть этой интересной и сложной работы в том, что воспитанники постоянно создают вещи, богатства, ценности, обстоятельства, отношения, зависимости, цель, которых радость для людей, благо для людей, красота для людей, счастье для людей и лишь потому-радость для себя, благо для себя, красота для себя, счастье для себя. Никакое добро не накопится, не утвердится в сознании человека, если он сам непричастен к нему. Жизнь тысячу раз убеждает в том, что подготовка ребенка к отрочеству и юности невозможна без труда, но труд должен быть особенным - таким, который материализует тончайшие движения души. Вот почему в первой части моей книги так много говорилось об уголках красоты, о цветах, винограде, плодовых деревьях, саде для людей. Я стремился, чтобы, создавая радость, благо, красоту, счастье для других и на основе этого - для себя, каждый переживал глубоко индивидуальное чувство радости творца, доводил его до вдохновения. Материализация благородства, моральной красоты в труде, во взаимоотношениях между членами коллектива - один из важнейших корней того дерева, которое мы называем гражданством. Очень важно, чтобы этот корень шел глубоко в детство. Вдохновение приходит к ребенку тогда, когда вещь, не принадлежащая ему лично, становится для него дорогой - неизмеримо дороже, чем то, что принадлежит ему лично. Эти сложные движения души никогда не воспитаешь, если начнешь воспитывать их в отрочестве. Я считал своих учеников готовыми переступить границу, отделяющую детство от отрочества, готовыми потому, что



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.