Шарков ф и основы теории коммуникации. Шарков, феликс изосимович. Отрывок, характеризующий Шарков, Феликс Изосимович

Учебник написан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по циклу ОПД Государственного образовательного стандарта по специальности Реклама.
В нем раскрывается роль института связей с общественностью в современном обществе, приводятся функции служб и специалистов по связям с общественностью, технология проведения PR-кампаний, а также другая информация.
Для студентов, преподавателей высших учебных заведений, начинающих специалистов и опытных PR-менеджеров, а также всех, кто интересуется данной проблемой.

Связи с общественностью в коммуникационной системе маркетинга.
Понятие и сущность интегрированных маркетинговых коммуникаций
Рассмотрим отечественную и зарубежную литературу, раскрывающую суть маркетинговых коммуникаций. Сразу отметим, что отечественная литература по данной проблематике в подавляющем большинстве состоит из работ, опубликованных до 1990 г, в которых социальная коммуникация трактуется с сугубо классовых позиций, ее любые формы рассматриваются как оружие в идеологической борьбе. Уже сами названия опубликованных в СССР в 60-80-е гг. монографий и сборников (“Агрессия лжи”, “Анатомия лжи”, “По ту сторону расцвета”, “Идолы века”, “СМИ и капитализм”, “Социалистический образ жизни и идеологическая борьба” и др.) раскрывают классовый подход к рассмотрению сущности различного типа коммуникаций.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
I. РОЛЬ ИНСТИТУТА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. История развития науки, профессии и отрасли связей с общественностью
1.2. Субъект, объект, цели, задачи, сущность, принципы, функции связей с общественностью
1.3. Взаимосвязь связей с общественностью с другими науками, научными направлениями и дисциплинами. Реклама и паблик рилейшнз
1.4. Связи с общественностью в коммуникационной системе маркетинга
II. ФУНКЦИИ СЛУЖБ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПO СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
2.1. Службы по связям с общественностью
2.2. Интегративные функции специалиста по PR, его статус в компании
2.3. Требования к специалистам по связям с общественностью
2.4. Подготовка специалистов по связям с общественностью
III. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ PR-КАМПАНИЙ И АКЦИЙ
3.1. Кампании в связях с общественностью: общие положения
3.2. Внутрикорпоративное общение как внутренние связи с общественностью
3.3. Интегративная роль технологического цикла кампании в связях с общественностью
3.4 Цели и направления рекламных и PR-кампаний в трудовом процессе
IV. ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ В СВЯЗЯХС ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
4.1. Организационные формы в деятельности специалистов по связям с общественностью
4.2. Элементы интегрированной технологии проведения избирательной кампании
4.3. Технологии, применяемые во “внутреннем пиаре”
4.4. Технология и методика политического консалтинга как средства интеграции усилий специалиста и политика
4.5. Формирование образа (имиджа) и престижа
V. УРОВНИ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
5.1. Уровни и формы мероприятий паблик рилейшнз
5.2. Организационные формы в связях с общественностью
5.3. Коммуникативный уровень связей лидера с общественностью
5.4. Этика в связях с общественностью. Слэнговые и “грязные” формы
5.5. Информационные и коммуникационные технологии при проведении рекламных и PR-кампаний
5.6. Интегрированная технология формирования гудвилла
ГЛОССАРИЙ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Паблик рилейшнз, Шарков Ф.И., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)

Я спасу статью! (обещаю успеть до 09.10.2015 )

Феликс Изосимович Шарков
Дата рождения:
Страна:

СССР СССР → Россия Россия

Научная сфера:
Учёная степень:
Альма-матер :
Известен как:

социолог, специалист в области коммуникологии, интегрированных коммуникаций (рекламы, связей с общественностью, выставочных коммуникаций)

Награды и премии:
Сайт:

Феликс Изосимович Шарков (20 июля , СССР , Чувашская Республика , дер. Карабаши Мариинско-Посадского района), - советский и российский социолог , основатель междисциплинарного научного направления «коммуникология». Автор "информационно-коммуникационной парадигмы «Четвертой волны Шаркова» . Автор энциклопедического словаря-справочника «Коммуникология» , словаря-справочника «Современные маркетинговые коммуникации. Словарь-справочник» , учебных пособий серий «Коммуникология», «Интегрированные коммуникации» и др . Действительный член Российской академии естественных наук по секции «Российские энциклопедии» (с 09.12.2005). Заслуженный деятель науки РФ . Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации . Автор свыше 300 научных работ, в том числе около 50 монографий, учебников и учебных пособий . Входит в топ-100 самых продуктивных российских учёных по данным РИНЦ (6 место) и в топ-100 самых цитируемых российских учёных по данным РИНЦ (6 место) в номинации «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации».

Биография

В настоящее время - проректор по науке Академии труда и социальных отношений , заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики РАНХиГС , профессор в РАНХиГС и АТиСО . Исполнительный директор всероссийских конкурсов на лучшую выпускную квалификационную работу по рекламе и связям с общественностью и на лучший ролик по социальной рекламе . Член рабочей группы Координационного Совета Общественной палаты РФ по противодействию терроризму .

Автор-составитель и преподаватель курсов коммуникативной направленности: социология коммуникации, коммуникационный консалтинг, массовые коммуникации и медиапланирование, гендерные коммуникации, основы теории коммуникации, интегрированные маркетинговые коммуникации, коммуникология, правовые основы коммуникационной деятельности, гендерная коммуникология, управление человеческими ресурсами, человеческий капитал. и др .

Научная деятельность, членство в научных сообществах

Экономическая теория, анализ, практика (ЭТАП). Член редсовета

Вестник Российского университета кооперации. Член редсовета

Международный научный журнал «PolitBook». Член редсовета

#АЮРМосква - интернет-журнал. Член редколлегии

Ислам в современном мире. Член редсовета

Научно-консультационный совет Центра общественных связей Правительства Москвы. Эксперт.

Российский экспертный совет по отбору и продвижению российских журналов в международные информационные системы. Russian Content Advisory Board (RCAB). Руководитель экспертной группы.

Expert Content Selection and Advisory Committee (ECSAC) - Russian Federation Scopus. Эксперт.

Ассоциация «Международная академия коммуникологии». Президент.

Членство в программных комитетах научных конференций

Входит в программные комитеты международной научной конференции «Наука и современный университет» (Университет г. Ниш, Сербия) и международной научно-практической конференции Бизнес-исследования «Synthesis 2015» (Университет Сингидунум, Белград).

Награды и премии

  • Медаль «За доблестный труд»
  • Медаль «За вклад в развитие местного самоуправления»
  • Медаль «За вклад в реализацию межгородского сотрудничества»
  • Медаль «М.В. Ломоносов. 200 лет»
  • Медаль «За развитие образования и науки»
  • другие отраслевые награды

Напишите отзыв о статье "Шарков, Феликс Изосимович"

Примечания

Ссылки

Официальный сайт Ф. И. Шаркова

Отрывок, характеризующий Шарков, Феликс Изосимович

Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.

Даву был Аракчеев императора Наполеона – Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью.
В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этой необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдиравший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски благородном и нежном характере Александра.

Москва, 2010

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.1. Коммуникология и теория коммуникации в системе наук и учебных дисциплин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

1.2. Перспективы становления науки «коммуникология» и ее терминологического аппарата. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

1.3. Генезис массовых коммуникаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 1.4. Истоки и основные парадигмы социальной коммуникации. . . . 57

1.5. Развитие теорий массовой коммуникации и информации в ХХ веке (парадигмы и функции массовой коммуникации) . . . . . . . 76

Глава 2. Разновидности коммуникаций. Межличностные, специализированные и массовые коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

2.1. Типы, виды, формы и модели коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . 105

2.2. Особенности возникновения и развития межличностной и массовой коммуникаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147

2.2.1. Межличностные коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 2.2.2. Сеть и структура социальной коммуникации. . . . . . . . . . . 151 2.2.3. Сущность массовой коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 2.2.4. Функции и характеристики массовой коммуникации. . 170 2.3. Специализированные коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173

2.3.1. Теоретические проблемы интеграции различных маркетинговых коммуникаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173

2.3.2. Межкультурные коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 2.3.3. Коммуникации в организациях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 2.3.4. Офисные коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 2.3.5. Электронные интерактивные коммуникации. . . . . . . . . . . 257 2.3.6. Визуальные коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294

Глава 3. Коммуникативные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349

3.1. Коммуникативный процесс: производство, мультипликация, распространение, прием, распознавание, использование информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350

3.2. Прохождение информации по элементам коммуникативной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358

3.3. Обеспечение процесса коммуникации.

Общение как коммуникативный процесс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367

Глава 4. Коммуникаторы и коммуниканты в системе социальной коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384

4.1. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Коммуникативная сфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385

4.2. Коммуникативная личность. Требования к качествам коммуникатора. Личность в системе социальной коммуникации. . . . 388

4.3. Коммуникативная культура личности и организации. . . . . . . . 401

5.2. Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации. Семиотика языка: синтактика, семантика, прагматика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449

Глава 6. Аудитория коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 459

6.1. Обратная связь коммуникатора с аудиторией как механизм социального управления. Общественное мнение как обратная связь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460

6.2. Барьеры коммуникации и искажение информации. . . . . . . . . . . 466

Глава 7. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493

7.1. Информация как основной элемент коммуникативных систем. Производство и потребление информации. . . . . . . . . . . . . . . . 493

7.2. Роль информатизации в управленческой деятельности и функционировании коммуникативных систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496

7.3. Обеспечение информационной безопасности систем коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511

7.4. Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 521

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531

Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 534

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникативное направление в изучении социальной действительности имеет теоретическую основу и практические результаты, полученные в рамках действующих в настоящее время концептуальных подходов и исследовательских парадигм.

В американских университетах с конца 30-х годов прошлого века читаются курсы по коммуникации, существуют специализации и присваиваются степени МА, MS, Ph. D. по специальностям “communications”, “communications management”, “communications studies”, “mass communications” и т. д. В США издается более двух десятков научных журналов, посвященных коммуникации, таких как, например, “Communication Research”, “Journal on Communication Inquiry”, “Communication Abstracts”, “Management Communication Quarterly”, “Written Communication”, “Human Communication Research” и др. Первая кафедра по общим проблемам развития коммуникаций была открыта в США более полувека назад. В настоящее время кафедры по различным сферам коммуникологии существуют практически во всех ведущих американских и европейских университетах.

В последние годы появились кафедры социологии коммуникации, межкультурных коммуникаций, маркетинговых коммуникаций и др. в российских вузах.

В США за двадцать лет число выпускников университетов по специальности “Коммуникация” выросло в три раза и достигло 60 тыс. бакалавров, 6 тыс. магистров; число докторских диссертаций в год 1 достигло 500.

В 1999 г. в Нью-Йорке был переиздан “Стандартный словарь по коммуникации”, насчитывающий более 1200 страниц; несколькими годами раньше вышла в свет “Международная эн-

1 http://jf.pu/ru/win/tekom-kontinyym.html

Глава 1. Исторические вехи возникновения, развития коммуникации и становления коммуникологии

Цели. После изучения главы 1 студент должен: а) знать:

законы и категории коммуникологии, коммуникативистики

и теории коммуникации;

историю возникновения и развития коммуникации;

основные определения и концепции функционирования социальных коммуникаций;

условия превращения коммуникации в массовую коммуникацию;

теории массовой коммуникации и информации, разработанные зарубежными и отечественными учеными;

определение коммуникации как двустороннего процесса

в внутриличностном, межличностном и социальном контекстах;

специфику прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации.

обосновать сущность и функции массовой коммуника-

включать в коммуникационные системы механизм обратной связи;

формировать и структурировать модели массовой коммуникации;

вычленять роль социологических доминант в массовой коммуникации.

Основные вопросы главы

Становление научного направления “коммуникология”

Зарождение и последующее развитие теорий коммуни-

Истоки социальной коммуникации

Теории и методы социальной коммуникации

Массовая коммуникация как социальное явление

Подходы к пониманию сущности массовой информации

Развитие современных теорий коммуникации

Ключевые слова

Коммуникация

Социальная коммуни-

Источник коммуника-

Коммуникология

Массовая коммуника-

Социология коммуни-

Коммуникант

Коммуникативистика

Средства массовой

Коммуникатор

Публичные коммуни-

информации

Коммуникационная

Средства коммуника-

революция

Речевая деятельность

Реципиент

1.1. Коммуникология и теория коммуникации в системе наук и учебных дисциплин

Сегодня нет ни одной сферы жизнедеятельности человека, где бы ни осуществлялась какая-либо коммуникация. Коммуникация также может осуществляться и между неживыми системами (например, кибернетическими), в животном мире.

Наиболее активно проблемы коммуникации изучаются со второй половины XX века. Так, в 1950–1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Исследования шли в рамках формирующихся в то время наук: кибернетики и информатики. Коммуникация рассматривалась как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения и передаче информации от автора к адресату.

В 1960–1970-х годах различные аспекты коммуникации заинтересовали психологов и лингвистов, делавших основной акцент на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения. Общение как разновидность коммуникации определяется как обмен мыслями при помощи речи. Исследователи стали анализировать психологические характеристики коммуникантов, особенности речевой деятельности, правила речевого поведения.

В 1980-е годы различные способы социальной коммуникации стали изучаться социологами, занимавшимися анализом социальной сущности общения, которое понималось как следствие закономерностей функционирования общества. Тогда же появился логико-семиотический и культурологический интерес

к общению, удовлетворявшийся в рамках социо- и психолингвистики. Коммуникативный акт рассматривался во взаимосвязи с личностными характеристиками участников общения, а само общение, кроме того, рассматривалось как часть той или иной культуры.

В отечественной литературе понятия “общение” и “коммуникация” часто употребляются как синонимы. В англоязычной лингвистической литературе термин “коммуникация” также зачастую определялся как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов, что собственно и означает “общение”.

Сегодня понятие “коммуникация” чаще применяется в двух

значениях:

путь сообщения, связь одного места с другим (например,

транспортная коммуникация, подземные коммуникации);

общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи.

В.Б. Кашкин дает следующее рабочее определение термину “коммуникация”: обмен мыслями, знаниями, чувствами, действиями; синоним слова “общение” (сообщение)”1 , хотя в своей книге рассматривает и межкультурные коммуникации, и коммуникации у животных, которые едва ли можно определить понятием “общение”. Подчеркнем в связи с этим, что коммуникация осуществляется и в неживом мире (взаимодействие механических элементов, включенных определенным образом

в общую систему); и среди кибернетических систем, представляющих собой более сложный механизм, чем соединение механических элементов в простую машину; и в животном мире. Естественно, эти коммуникации не социальные. Нельзя отнести к социальной коммуникации и такие случаи, когда человек или сообщество людей взаимодействует с неживым миром (с технической системой) или с животными.

Социологи и психологи термин “коммуникация” рассматривают как процесс передачи информации от человека к человеку, а также передачи и обмена информацией в обществе между различными сообществами людей с целью воздействия на социальные процессы.

Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Одно из основных назначений общения - выполнение контактной функции. Реализация этой функции призвана удовлетворить потребность человека

в установлении и поддержании контакта с другими людьми. Функция воздействия проявляется в постоянном стремлении человека определенным образом влиять на своего партнера по общению. Иными словами, общение предполагает влияние на объект, обмен мнениями, взглядами между коммуникантами, а при необходимости и согласительные процедуры, разрешение противоречий или конфликта. Сегодня под понятием “общение” подразумевается межличностное взаимодействие, а за социаль-

1 Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. - М.: АСТ: Восток–Запад, 2007. - С. 12–13.

4. Кравченко А. В. Что такое коммуникация? Очерк био­когнитивной философии языка / А. В. Кравченко // Пря­мая и непрямая коммуникация. - Саратов, 2003. - С. 27-38.

5. Методы современной коммуникации: проблемы теории и социальной практики. - М.5 2002. - С. 4-6.

6. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – С.3-30

7. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004. – С. 6-15

Тема 2. Типология коммуникации: коммуникативная среда и сферы коммуникации; виды и типы коммуникации. Функциональный анализ коммуникативной деятельности

1. Назовите основные типы, виды и формы коммуникации. Какие подходы существуют при обосновании типов коммуникации?

2. Каковы отличительные характеристики говорения и слушания как видов речевой деятельности?

3. Дайте определения устной и письменной коммуникации. Сформулируйте основные различия между этими видами коммуникации. Какие преимущества имеет устная, а какие – письменная коммуникация?

4. Что такое сферы коммуникации? Дайте определение понятию «специализированная коммуникация».

5. Охарактеризуйте особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникации.

6. Какие характеристики межличностной коммуникации можно выявить в описании коммуникативных стилей и стратегий?

7. Что такое межличностная коммуникация? Какие признаки отличают ее от групповой и массовой? Всегда ли здесь «срабатывает» количественный принцип?

8. Каковы основные характеристики массовой коммуникации? Каковы особенности основных структурных компонентов массово-коммуникативного процесса: коммуникатора, сообщения, массовой аудитории?

Задание 1. Составьте таблицу межличностной коммуникации, где должны быть сформулированы аксиомы межличностной коммуникации по П. Вацлавику, ситуации межличностной коммуникации по Э. Берну и трудные (стрессовые) ситуации по М. Аргайлу.

Задание 2. Вспомните, когда Вас неправильно поняли из-за нарушения культурной составляющей речевого сообщения. Какие еще факторы влияют на успешность межличностной коммуникации? Проведите небольшое исследование и составьте список факторов успешности.

Задание 3. Подготовьте самопрезентацию. Основная задача – наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества: профессиональные знания и опыт работы; степень заинтересованности в данной работе; целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей; степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы; способность руководить и готовность подчиняться; способность творчески подходить к решению проблем; степень самокритичности и объективность оценок; умение хорошо говорить и слушать; внешность и манера поведения; честность и порядочность.

Задание 4. Составьте диаграмму коммуникационных потоков в студенческой группе, в вузе, в известной Вам организации. Укажите направление коммуникационных потоков и виды сообщений, которыми обмениваются коммуниканты. Каковы, по вашему мнению, выгоды этой коммуникативной структуры? Какие коммуникационные проблемы вы здесь себе представляете? Как они могли бы быть разрешены?

Ф.И. Шарков

Основы теории коммуникации

Основная версия допущена Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350400

«Связи с общественностью»

Шарков Феликс Изосимович – доктор социологических наук, профессор, Директор Института социологии, рекламы и журналистики Международной академии бизнеса и управления, член президиума Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений.

Феликс Изосимович является действительным членом (академиком) и членомкорреспондентом академий: РАЕН, Академии педагогических наук, членом президиума Отделения, Международной академии информатизации, Международной академии информации, информационных технологий и процессов.

Ф.И. Шарков – основатель нового научного направления (социономика), автор теорий ноосоциетальной системы, маркетинговой и виртуальной коммуникации и других, автор более 20 книг (монографий, учебников и учебных пособий) и 140 научных работ.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК...........................................

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

1.1. Генезис массовых коммуникаций.........................................................................................

1.2. Истоки и основные парадигмы социальной коммуникации

1.3. Развитие теорий массовой коммуникации и информации в ХХ веке.............................

Взято з сайту “Інформація, управління, бізнес” (www.iub.at.ua)

ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ,

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ.........................................

Основные вопросы главы.......................................................................................................

Ключевые слова.......................................................................................................................

2.1. Типы, виды, формы и модели коммуникации.....................................................................

ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ...............................................................................................

Модели коммуникации...........................................................................................................

2.2. Особенности возникновения и развития межличностной специализированной и

массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации..................................................

2.2.1. Межличностные коммуникации..................................................................................

2.2.2. Специализированные коммуникации. Коммуникации в организациях..................

2.2.3. Сущность массовой коммуникации...........................................................................

2.2.4. Функции и характеристики массовой коммуникации...............................................

2.2.5. Сеть и структура социальной коммуникации............................................................

Вопросы для самоконтроля....................................................................................................

Основная литература..............................................................................................................

Дополнительная литература...................................................................................................

ГЛАВА 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ......................................................................

Основные вопросы главы.......................................................................................................

Ключевые слова.......................................................................................................................

3.1. Коммуникативный процесс: производство, мультипликация, распространение,

прием, распознавание использование информации...................................................................

3.2. Прохождение информации по элементам коммуникативной системы.............................

3.3. Обеспечение процесса коммуникаций. Общение как коммуникативный процесс..........

Выбор каналов коммуникации...............................................................................................

Обмен информацией по формализованным каналам..........................................................

Обмен информацией посредством неформализованных каналов......................................

Аргументация как коммуникативная процедура.................................................................

Вопросы для самоконтроля....................................................................................................

Литература (основная)............................................................................................................

Литература (дополнительная)................................................................................................

ГЛАВА 4. КОММУНИКАТОРЫ И КОММУНИКАНТЫ КАК СУБЪЕКТЫ

КОММУНИКАЦИИ........................................................................................................................

4.1 Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Коммуникативная сфера........................

4.2 Коммуникативная личность. Требования к качествам коммуникатора. Личность в

системе социальной коммуникации.............................................................................................

Личность в системе коммуникации.......................................................................................

Вопросы для самоконтроля....................................................................................................

Основная литература..............................................................................................................

Дополнительная литература...................................................................................................

5.2. Семиотика языка: синтактика, семантика прагматика........................................................

ГЛАВА 6. АУДИТОРИЯ КОММУНИКАЦИИ............................................................................

6.1. Обратная связь в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией.......

Массовая коммуникация в сфере общественных связей и отношений.............................

6.2. Барьеры коммуникации и искажение информации.............................................................

Вопросы для самоконтроля....................................................................................................

Взято з сайту “Інформація, управління, бізнес” (www.iub.at.ua)

Основная литература..............................................................................................................

Дополнительная литература...................................................................................................

ГЛАВА 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В

КОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМАХ........................................................................................

7.1. Информация как основной элемент коммуникативных систем. Производство и

потребление информации.............................................................................................................

7.2. Роль информатизации в управленческой деятельности и функционировании

коммуникативных систем.............................................................................................................

7.3. Обеспечение информационной безопасности и систем коммуникаций...........................

7.4.Средства массовой информации как главная коммуникативная сеть................................

Мониторинг воздействия СМИ на массовую аудиторию...................................................

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ.......................................................................................................

ТЕСТЫ..............................................................................................................................................

Тест 1...............................................................................................................................................

Тест 2...............................................................................................................................................

Глоссарий.................................................................................................

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ.....................................................................................

ПРОГРАММА..................................................................................................................................

Распределение часов курса по темам и видам работ..................................................................

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА............................................................................................................

Тема 1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации.....................................................

Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации...................................

Тема 3. Развитие теорий информации и коммуникации............................................................

Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникаций............................................................

Тема 5. Межличностные специализированные и массовые коммуникации. Модели и

структурные компоненты коммуникации...................................................................................

Тема 6. Коммуникативный процесс. Социологические доминанты коммуникации.............

Тема 7. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты..................................

Тема 9. Аудитория и коммуникации............................................................................................

Тема 10. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах..................

Тема 11. Эффективность коммуникации.....................................................................................

Тема 12. Коммуникация в различных сферах общественной жизни........................................

Тема 13. Методы исследования коммуникации.........................................................................

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.................................................................................

План семинара по теме «Исторические вехи возникновения и развития коммуникации»...

План семинара по теме «Развитие теорий информации и коммуникации».............................

Литература...............................................................................................................................

План семинара по теме «Типы, виды, функции, средства коммуникации»...........................

Литература...............................................................................................................................

План семинара по теме «Межличностные специализированные и массовые

коммуникации. Модели и структурные компоненты коммуникации»....................................

Литература...............................................................................................................................

Взято з сайту “Інформація, управління, бізнес” (www.iub.at.ua)

План семинара по теме «Коммуникативный процесс. Социологические доминанты

Литература...............................................................................................................................

План семинара по теме «Коммуникативная личность.............................................................

Коммуникатор и коммуниканты»................................................................................................

Литература...............................................................................................................................

План семинара по теме «Содержание коммуникации. Семиотика языка».............................

Литература...............................................................................................................................

План семинара по теме «Аудитория и коммуникации»............................................................

Литература...............................................................................................................................

План семинара по теме «Обеспечение информационного обмена в коммуникативных

системах»

Литература...............................................................................................................................

План семинара по теме «Эффективность коммуникации».......................................................

Литература...............................................................................................................................

План семинара по теме «Коммуникация в различных сферах общественной жизни».........

Литература...............................................................................................................................

План семинара по теме «Методы исследования.........................................................................

коммуникации»..............................................................................................................................

Литература...............................................................................................................................

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.....................................................

Основы теории коммуникации

Настоящий учебник адресован студентам, аспирантам и преподавателя высших учебных заведений, а также исследователям и специалистам, связанным с теорией и практикой коммуникации, и в большей мере - социальной коммуникации. В конце каждой главы приводятся вопросы для самоконтроля, дается список основной и дополнительной литературы по данной теме.

ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие; и процесс взаимодействия; и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во

Франции акцентирует внимание общественности на необходимость признания права человека на коммуникацию , включая в это понятие возможность обеспечения и материальных, и духовных условий коммуникации1 . Коммуникация (лат. communicatio от communicare - делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественнонаучных дисциплин. Сегодня это понятие применяется в двух значениях:

1. 1. путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);

2. 2. общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи.

1 См.: В. П. Терин. Массовая коммуникация. М., 2000. - С. 197.

Взято з сайту “Інформація, управління, бізнес” (www.iub.at.ua)

Согласно нашему предмету изучения в книге в дальнейшем рассматриваются аспекты коммуникации применительно ко второму определению. Каждая наука или научное направление, изучающие те или иные аспекты коммуникации или соприкасающиеся с коммуникационными проблемами выделяют из коммуникации свой предмет изучения. Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление. «Ее возникновение было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», что обусловило преобладание в этой сфере знания журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода»2 .

Семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем в обществе (естественные и искусственные языки, некоторые, относящиеся к знакам явления культуры), самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.) природе (коммуникации в мире животных)

Социология изучает функциональные особенности общения различных социальных групп, представляющего их взаимодействие - передачу и получение смысловой и оценочной информации с целью оказания воздействия на их взаимодействие, а также на отношение к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Общение определяется экономическими профессиональными социальными и иными интересами как процесс взаимодействия субъектов. Социология кроме того изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой межличностной, и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации. Для социолога важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. На основе взаимопонимания в процессе взаимодействия формируется совокупность поступков, мероприятий, обеспечивающих достижение коммуникативных целей. В социологии коммуникации, наряду с межличностной коммуникацией, всесторонне изучается массовая коммуникация исследуются социальных факторы, обусловливающие влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения.

Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических сообществах.

«Социолингвистика исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп»3 .

Психология и психолингвистика рассматривают факторы, способствующие передаче и восприятию информации, факторы, способствующие межличностной и массовой коммуникации и причины затрудняющие этот процесс, а также мотивацию речевого поведения коммуникантов. Лингвистика изучает проблемы вербальной коммуникации (слова и словосочетания в устной и письменной речи), различные функции языка как средства общения. Здесь изучение восприятия информации ее получателем отодвигается на второй план, поскольку относится к так называемым экстралингвистическим факторам коммуникации. Паралингвистика же специализируется на способах невербальной коммуникации (жестах, мимике и других несловесных средствах коммуникации).

Кибернетика включает в себя достаточно самостоятельные разделы - информационная теория, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Она разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда.

Отдельные отрасли знания занимаются формированием специальных кодов и систем специальных символов и правил, с помощью которых осуществляется информационный обмен.

2 Василькова В. В., Демидова ИМ. Д. Социология коммуникаций - дисциплинарный статус и методологические очертания. // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» - С-Пб: Издательство «Скифия», 2000 - С. 348.

3 В. П. Конецкая. Социология коммуникации. М., 1997. - С. 5-6.

Взято з сайту “Інформація, управління, бізнес” (www.iub.at.ua)

Ряд технических дисциплин изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации с помощью технических систем.

В прикладных исследованиях особое значение приобретают задачи, связанные с коммуникацией - разработка диалоговых систем типа "человек - компьютер", совершенствование статистических методов обработки и анализа информационных данных, создание искусственного интеллекта, реализация машинного перевода. Эти задачи разнообразны

От создания обучающих программ для овладения коммуникативными навыками на иностранном языке до методов преодоления нарушения речи как медицинской проблемы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ

Цели. После изучения главы 1 студент должен: а) знать:

теории массовой коммуникации и информации, разработанные зарубежными и отечественными учеными;

определение коммуникации как двустороннего процесса в внутриличностном, межличностном и социальном контекстах;

специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГЛАВЫ

Зарождение и последующее развитие теорий коммуникации Истоки социальной коммуникации Теории и методы социальной коммуникации

Массовая коммуникация как социальное явление Подходы к пониманию сущности массовой информации Развитие современных теорий коммуникации

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Взято з сайту “Інформація, управління, бізнес” (www.iub.at.ua)

1.1. ГЕНЕЗИС МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

На самой ранней стадии развития общества человек применял различные средства коммуникации и связи . Человек, как социальное существо постоянно стремился взаимодействовать с другими людьми. Для интенсификации и расширения сферы публичных коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния и он вынужден был искать средства передвижения, используемые с целью наладить коммуникации с людьми, размещенными на определенном отдалении. Пожалуй, самым первым наиболее активно и эффективно

эксплуатируемым средством, способствующим более быстрому установлению массовых коммуникаций являлась лошадь. Наездник, преодолевая сравнительно большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей. Изобретение колеса и применение ее в конструкции телеги позволило увеличить число субъектов, стремящихся наладить внешние публичные коммуникации . Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы.

Здесь речь шла об осуществлении внешних публичных массовых коммуникаций , осуществляемых путем перемещения субъектов коммуникации во внешнюю отдаленную коммуникативную среду . Одной из причин, вызывавших стремление к осуществлению таких коммуникаций является желание расширить сферу функционирования и развития системы обмена товарами, информацией, а в последующем и предметами материального производства.

В Древней Греции и Риме отношения с общественностью составляли органическую часть системы управления обществом. Позже в Америке Бенджамин Франклин, Александр Гамильтон, Томас Джеферсон благодаря активным коммуникациям со своей общественностью управляли общественным мнением. Они активно выступали в прессе, публично перед аудиторией распространяли свои революционные идеи.

В последующем для интенсификации коммуникаций потребовалось изобретение средств связи, которые позволили бы осуществлять требуемые коммуникации и без публичного соприкосновения . Так, через систему знаковых сигналов (флажки, костры - в пределах

видимости; звуковые сигналы - в пределах слышимости) коммуникации стали осуществляться на

расстоянии. Для увеличения расстояния, в пределах которого необходимо установить целевые разовые коммуникации использовались такие индивидуальные средства коммуникации

как гонец, посыльный. В целях же расширения сфер дистанционных коммуникаций и

превращения их в массовые была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала достаточно

массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы. В связи с тем, что в такой системе фаза коммуникативного обмена информацией достаточно велика, актуальность получаемой информации зачастую уменьшалась, а то и вовсе исчезала, а тем более информация, получаемая через обратную связь, устаревала, что и делало эту систему

коммуникативных связей достаточно аморфной, а коммуникативную среду - не интенсифицированной.

Телеграф, изобретенный в XIX веке ознаменовал начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций . С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций , а главное резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей - коммуникантов . С изобретением радио и внедрением его в глобальную коммуникативную сеть скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света, а главное - информация и данное средство коммуникации стали массовыми. Практически всеобщая телефонизация

Взято з сайту “Інформація, управління, бізнес” (www.iub.at.ua)

урбанизированных регионов по мнению К. Штейнбуха4 в 333 раза увеличивает пропускную способность информации, а логически вытекает, что соответственно во столько же раз возрастает интенсивность коммуникаций . Повышение мобильных свойств (нестационарность, беспроводность аппаратов) телефонных аппаратов по крайней мере еще в 5-6 раз увеличивает эту возможность. Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и в 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом 5 . Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к . Обратная связь от реципиента к источнику информации осуществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение.

Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации в 550 тысяч раз по сравнению с телеграфом 6 . Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы . Кроме того, телевидение стало возвращать естественную устность со слуховизуальным воздействием на людей, характерную для дописьменной культуры. Обратная связь от реципиента к источнику информации осуществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение. Интерактивное телевидение

Этот этап развития человечества согласно теории Г. Маклюэна знаменует конец эры Гутенберга, хотя во всех последующих периодах развития человечества книгопечатание продолжает играть огромную роль в развитии человеческой культуры.

Аудиовизуальная коммуникация (особенно в ее неинтерактивной стадии) таит в себе много опасностей, нарушения и препятствия, возникающие в любом звене такой коммуникативной системы порой приводит к чрезвычайным последствиям. Примером может

служить ситуация, описанная в книге «Менеджмент в организациях»7 . Трагедии, которую пережили американцы в Пирл-Харборе в 1941 году из за сбоя в системе коммуникации, возможно можно было бы и избежать, если не два срыва в системе передачи информации. Первый сбой произошел при перехвате сообщения «Ветры», в котором сообщалось о планируемом нападении. Однако высшее военное руководство не обратило внимания на перехваченную информацию. Второй сбой произошел из за отсутствия возможности передать военному командованию на Гавайских островах информацию о приближении к Пирл-Харбору обнаруженных радарной установкой неизвестных самолетов.

До недавнего времени компьютеры являлись персональным средством обработки и анализа информации. Сегодня, со включением в глобальную информационную сеть Internet, компьютеры стали самым мощным инструментом включения в систему массовых коммуникаций .

В 1909 году Чарльз Кули выделяет коммуникацию как средство актуализации человеческой мысли. В 1931 году Дж. Герберт Мид отмечал, что во взаимодействии индивид принимает на себя роль другого, а накопленный человечеством опыт становится общеизвестным и доступным. Массовая коммуникация представлялась в виде общения коммуникатора и аудитории, которые придают коммуникативной информации один и тот же смысл.

Интерактивное телевидение превратило данный канал передачи информации в полноправную сеть двухсторонних интенсивных коммуникаций . Нарушения и препятствия,

4 Штейнбух К. Автомат и Человек. М.: Сов. Радио, 1967 5 Там же.

6 Там же.

7 Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитбург, Виктор А. Томпсон. Менеджмент в организациях. М.: РАГС, Экономика, 1995. - С. 169.

Взято з сайту “Інформація, управління, бізнес” (www.iub.at.ua)

возникающие в любом звене такой коммуникативной системы могут привести к трагическим последствиям. Примером может служить ситуация, описанная в книге «Менеджмент в организациях»8 . Трагедии, которую пережили американцы в Пирл-Харборе в 1941 году из за сбоя в системе коммуникации, возможно можно было бы и избежать, если не два срыва в системе передачи информации. Первый сбой произошел при перехвате сообщения «Ветры», в котором сообщалось о планируемом нападении. Однако высшее военное руководство не обратило внимания на перехваченную информацию. Второй сбой произошел из за отсутствия возможности передать военному командованию на Гавайских островах информацию о приближении к ПирлХарбору обнаруженных радарной установкой неизвестных самолетов.

Таким образом, история развития коммуникаций претерпела три коммуникационные революции:

1) 1) изобретение письменности;

2) 2) изготовление печатного станка;

3) 3) внедрение электронных масс-медиа.

Внедрение Интернета открывает новую эру в развитии коммуникации. Всемирная «информационная паутина» сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни административно-государственных, ни цензурных границ. Информационное пространство «захлестывает» «четвертая волна», которая одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации и переводить их в виртуальную плоскость.

Ныне современные коммуникации развиваются не только в США, но и в других странах, порой даже более интенсивно, чем В Америке. Так, в марте 2001 года самой информатизированной страной мира признана Швеция, К такому выводу пришли представители ЮНЕСКО, Мирового банка и Международного телекоммуникационного союза, изучив возможности доступа и принятия информации в разных странах. На втором месте Норвегия, на третьем Финляндия. США опустились со второго на четвертое место. Большой скачок из за быстрого внедрения мобильной связи сделала Великобритания, поднявшаяся с двенадцатого на шестое место. При этом Интернет лучше всего развит в Швеции, Сингапуре и Австралии, а по развитию компьютерной инфраструктуры первое место занимают США.

1.2. ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) появился в научной литературе в начале ХХ века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации»9 .

Сегодня коммуникация представляет собой общение, передачу информации от человека к человеку, от одной системы к другой. Коммуникация также обозначает связь, сообщение, известие, взаимодействие, обмен информацией в обществе, создание и распространение информации, а также средство связи. Кроме того, этот термин используется для обозначения связи любых объектов материального и духовного мира. В зоопсихологии и этологии выявлен целый

8 Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитбург, Виктор А. Томпсон. Менеджмент в организациях. М.: РАГС, Экономика, 1995. - С. 169.

9 Кули Чарльз. Общественная организация // Тексты по истории социологии XIX-XX веков. Хрестоматия. М.: Наука, 1994. - С. 379.

10 Watson J. B. Behaviorism. N. Y., 1925.

11 Mead George. Mind, Self and Society. Chicago, 1936/



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.