Презентация модель психологической структуры личности. Проблема развития личности. Стадия трансцендентальной нравственности












Понятие личности в психологии Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества или группы, осознающий своё отношение к окружающим его людям и социальной действительности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.








Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.






Краткое название структуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального Подструктура направленности Убеждение, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень(биологического почти нет) Подструктура опытаУмения, знания, навыки, привычки Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) Подструктура биологических, конституциональных свойств. Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень




Индивидуально- психологическая сторона личности Психические процессы - обеспечивают первичное отражение и осознание воздействий окружающей среды Психические свойства - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивают определенный тип поведения Психические состояния - временное своеобразие психической деятельности, определяемое содержанием деятельности и отношением человека к ней Психические образования - знания, умения, навыки, которые приобретаются и формируются человеком в процессе жизни и деятельности.








Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темперамента, основанного на представлении о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). Дал основанное на гуморальном принципе описание эмоциональных проявлений.





Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Выделяются две ведущие характеристики: Активность, в которой человек взаимодействует с окружающим миром. Она проявляется в темпе, быстроте, интенсивности действий; Эмоциональность, которая выражается в чувствительности, импульсивности и впечатлительности. Понятие темперамента содержание




Четыре темперамента символизируют четыре элемента: Холерический - огонь: тёплый и сухой, быстрый и сильный Холерический - огонь: тёплый и сухой, быстрый и сильный Сангвинический - воздух: тёплый и влажный, быстрый и слабый Сангвинический - воздух: тёплый и влажный, быстрый и слабый Флегматический - вода: холодный и влажный, медленный и слабый Флегматический - вода: холодный и влажный, медленный и слабый Меланхолический - земля: холодный и сухой, медленный и сильный Меланхолический - земля: холодный и сухой, медленный и сильный




Темперамент и свойства нервной системы Определенные устойчивые сочетания свойств нервной системы образуют типы высшей нервной деятельности, или сокращенно – типы ВНД. Темперамент, по мнению И.П.Павлова – психическое проявление общего типа нервной системы, а типы ВНД могут быть соотнесены с классификацией темпераментов: содержание


Физиологическую основу темперамента составляют свойства нервной системы: 1. Сила (способность выдерживать большие нагрузки); 2. Уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения); 3. Подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).





САНГВИНИК Беззаботный Легкомысленный Живой Активный Общительный Отзывчивый Разговорчивый Быстрый Трудоголик Болтун Красноречивый Поверхностный Чуткий Болтливый Дружелюбный Легко приспо- сабливающийся Яркий Нетерпеливый Безответствен- ный Ненадежный Непостоянный Гибкий Щедрый Легкий Счастливый ХОЛЕРИК Импульсивный Неугомонный Вспыльчивый Активный Легковозбудимый Пышущий здоровьем Агрессивный Лидер Сильный Энергичный Экстраверт Нетерпеливый Инициатор Шумный Практичный Эффективный Забывчивый Спортивный Соперничающий Выносливый Доминирующий Нетерпимый Упрямый Сердитый Деятельный МЕЛАНХОЛИК Пессимистичный Печальный Грустный Серьезный Нервный Погруженный в себя Тихий Сдержанный Замкнутый Скучный Павший духом Задумчивый Требовательный Ранимый Читатель Медлительный Мрачный Мыслитель Умный Хорошая память Созерцатель Неблагодарный Неудовлетворен- ный Самоотверженный Безутешный ФЛЕГМАТИК Внимательный Методичный Уравновешенный Пассивный Миролюбивый Задумчивый Спокойный Сдержанный Расслабленный Неторопливый Медлительный Непреклонный Размеренный Тихий Погруженный в себя Контролирующий себя Мечтательный Любящий рутин- ный труд Медленно учится Настойчивый Упрямый Застенчивый Мудрый Унылый


Характеристики темпераментов холерик Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.





Характеристики темпераментов сангвиник Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.




Характеристики темпераментов флегматик Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. содержание




Характеристики темпераментов меланхолик Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами.


Меланхолик. Слабый неуравновешенный тип. плюсыминусы Чувствительность, мягкость, человечность, рассудительность, доброжелательность, способность к сочувствию. Низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, тревожность, пессимистичность.


Тип темперамента в зависимости от свойств личности Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности: 1) экстраверсия - интроверсия 2) нейротизм - эмоциональная стабильность Экстравертам свойственны общительность, стремление быть среди людей, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптированость. Интровертам присущи: необщительность, уход в себя, богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Показатель "экстраверсия - интроверсия" характеризует индивидуально – психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Показатель "нейротизма" характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. Показатель типов биополярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся высокой эмоциональной устойчивостью, а на другом – нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные индивиды. содержание


Открытый стабильность вспыльчивый нейротизм Круг Айзенка С Ф Х М интроверсия экстраверсия НЕУСТОЙЧИВОСТЬНЕУСТОЙЧИВОСТЬ обидчивый тревожный впечатлительный пессимистичный необщительный сдержанный оптимистичный лидирующий импульсивный агрессивный поддающийся насилию раздражительный пассивный старательный вдумчивый миролюбивый надежный размеренный спокойный любящий удобства беззаботный живой доступный разговорчивый общительный УСТОЙЧИВОСТьУСТОЙЧИВОСТь неподатливый содержание









Самооценка в зависимости от темперамента неустойчивая, повышенная, рассказывает об успехах, у всех на виду наивысшая, стремление к первенству, соперник занижена, скромен, не на виду низкая, стеснителен, в группе держится в тени сангвиник холерикфлегматик меланхолик К началу


Уверенность в зависимости от темперамента САНГВИНИК ХОЛЕРИКФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК надеется на удачу самоуверен, скрывает слабости нет самоуверен- ности, переживает за себя, не унывает Неуверен в себе, преувели- чивает недостатки, не верит в удачу К началу


Дружба и любовь в зависимости от темперамента ФЛЕГМАТИКХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИКСАНГВИНИК дружит с немногими, другом командует, сильно привязан, склонен к гневу, ревности, к разрыву из склонности переживает симпатии легко, ярко и весело не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру, влюбчив, спокойная привязанность преданность, подчиняется паре, стыдится открывать свои чувства, однолюб К началу










Как вы убедились, нет однозначного идеала среди типов темпераментов. И изменить его нельзя, т.к. это не черта характера, а всего лишь особенность реакций организма. Но, узнав подробнее о каждом из типов темперамента, определив, каким типом темперамента обладаете вы, вам будет проще строить свои отношения с людьми.


В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком. Вильгельм Вундт




Характер это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.


Свойства характера По отношению к окружающему миру: -убежденный; - безпринципный. Волевые: -решительность; - настойчивость; - самообладание; - инициативность; - боязливость. По отношению к деятельности: -деятельный; - бездеятельный; - самостоятельный; - трудолюбивый. По отношению к людям: -общительный; - замкнутый; - доброжелательный; - отзывчивый. Эмоциональный: -порывистость; - впечатлительность; - инертность; - безразличие; - жизнерадостность. По отношению к себе: -самовлюбленный; - неуверенный; -застенчивый; - эгоценричный. Интеллектуальные: -вдумчивость; - легкомыслие; - сообразительность; - находчивость; - любознательность.














Урок № 7 Урок № 7 Тема урока: Тема урока: Способности как психическое Способности как психическое свойство свойство

План  1. Понятие о способностях  2. Физиологические основы способностей  3. Учёные о способностях  4. Структура способностей  5. Виды способностей  6. Формирование способностей

Актуальность проблемы Одной из самых сложных и интересных Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Психические индивидуальных различий. Психические свойства и качества людей свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. обучения, воспитания, деятельности. Центральным моментом в Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека индивидуальных особенностях человека являются его способности. Именно они являются его способности. Именно они определяют становление личности и определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее обуславливают степень яркости ее индивидуальности. индивидуальности.

Понятие о способностях..Способности – индивидуально­психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б.Гиппенрейтер).

Способности Способности Термин «способности» широко используется.. не только в психологии, но и в других науках. Способности выступают как свойства души человека и включают в себя всевозможные психические процессы и состояния. Такая характеристика способностей является наиболее старой Способности – это такой уровень развития знаний, умений и навыков у человека, который позволяет ему успешно справляться с различными видами деятельности. Такое определение широко применялось в XVIII–XIX вв Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

Физиологическая основа Физиологическая основа способностей способностей.. Способности не могут быть ни врождёнными, ни генетическими образованиями – они продукт развития. Врождёнными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатками Задатки определяются как анатомо­ физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. реальностью. реальностью. Учёные о «способностях» Учёные о «способностях» С.Л. Рубинштейн говорит, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Рубинштейн С.Л.

Структура способностей Структура способностей ­Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух ­Сложные (учебные, трудовые, общения)

«Психология личности»

Подготовила студентка ш-21 группы Мудреченко Елена



Б.Г. Ананьев (1907-1972)

  • «Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является, конечно, только следствием всё большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия

самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens, как индивид, как человечество в его историческом существовании и личность как субъект, индивидуальность»,- отмечал Б.Г. Ананьев, подчёркивая сложность проблемной ситуации, сложившейся в человекознании к середине 70-ых г.



Личность - основная загадка человеческого мира, его тайна.

  • Вспомним Николая Бердяева, его слова: «Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все».

К.Г. Юнг (1875-1961)

  • «Личность как юная реализация целостности нашего существа, - писал он, - недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы - не что иное, как указатели пути...»

Личность

  • Итак, личность, с одной стороны, тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

  • Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение... Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре»
  • (Там же. с. 264).

  • Личность при этом «рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межличностных связей» [Там же].
  • И в личностном развитии в онтогенезе выделяются соответственные фазы, т. е. рассматриваются процессуальные моменты становления личности на временной возрастной дистанции.
  • А «взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: (Там же)

« Индивидом рождаются.

Личностью становятся.

Индивидуальность отстаивают»


Личность : несколько подходов:

  • личность как система отношений (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская); личность – это человек как носитель сознания (К.К.Платонов); личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л.И.Божович).
  • личность как система отношений (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская);
  • личность – это человек как носитель сознания (К.К.Платонов);
  • личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л.И.Божович).

Индивид - это врожденное и прижизненно складывающееся в человеке.

  • Понятие индивида охватывает как момент единичности, отдельности, так и характеристику биологическую, которая определяет диапазон формирования психических свойств в условиях взаимодействия с окружающим миром.

Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид - единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).

  • Индивидные свойства - это субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, как субъекта.
  • Природный индивид обладает той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются... (Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. С. 176-177])

Индивид всегда еще и социальная единица социума, т. е. общественный индивид.

  • В этом смысле каждый индивид социален - прошел социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком - общественный статус).
  • Каждый индивид «входит» в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а значит, в совокупность норм, требований, правил. Эти требования безлики в том смысле, что обращены к любому человеку, живущему в обществе.

Индивид:

А.Н.Леонтьев: об индивиде мы говорим, когда хотим подчеркнуть отличие отдельного человека от других представителей вида;

А.Г.Асмолов: человек как элемент системы. Вид: человек разумный. Индивидуальные качества объединяют человека с другими представителями этого вида. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.


Субъект

  • Субъект определяется как «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира.

Субъект - это человек, познающий и преобразующий мир»

[в «Психологическом словаре» (1983, под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.) С. 360].


Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности.

  • Определяя личность, Б. Г. Ананьев пишет: «Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную общественную функцию. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций...»
  • Процедуры, мотивы и общественные функции «ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе общественных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса»

  • «Говоря о том, что субъект деятельности - личность, мы должны иметь в виду, что оба эти определения человека взаимосвязаны в такой мере, что субъект - общественное образование, а личность образуется и развивается посредством определенных деятельностей в обществе».
  • Деятельность находится во взаимодействии с общественными отношениями, субъект деятельности рассматривается как личность в структуре «субъект деятельности - личность».

«Быть субъектом» - значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования, на философском языке - быть «причиной себя »

  • Когда говорят о личности индивида , то, как раз и имеют в виду его способность быть целеустремленным, рефлексирующим, свободным, развивающимся существом, т.е. полноценным субъектом в социуме.

четыре характеристики субъекта:

  • субъект - целеустремленное существо;
  • субъект - рефлексирующее существо;
  • субъект есть свободное существо;
  • субъект - развивающееся существо.

«индивидуальность» это есть нечто уникальное, неповторимое, «непохожее»

  • «Личность есть вершинный уровень развития человека. Индивидуальность – это его глубинное измерение».

Индивидуальность выражает уникальность личности .

(Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001)


  • Индивидуальность: К.К.Платонов: это совокупность свойств человека, которая отличает его от других людей.
  • Структура индивидуальности по К.К.Платонову:
  • сомато-морфологическая индивидуальность;
  • биохимическая индивидуальность;
  • физиологическая индивидуальность;
  • процессуальная психическая индивидуальность;
  • содержательная психическая индивидуальность (содержание интересов, целей);
  • социальная психологическая индивидуальность.

Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность»

  • Личность и субъект.
  • Личность и индивид.
  • Личность и индивидуальность
  • Техника «Мудрые совы»
  • Каждой группе проработать содержание текста, внести дополнения, изменения.

Личность и субъект.

  • Ананьев подчеркивает, что совпадение субъекта и личности относительно «даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных т. д.)»
  • два значимых момента:
  • 1) субъект совмещается с личностью, и одновременно между ними как структурными компонентами человека существуют определенные различия;
  • 2) личность изначально выступает образующим свойством человека

Личность и индивид.

  • Индивид обозначает как отдельного представителя - в этом индивид противопоставлен общности, так и биологическую данность, основу - в этом представлении индивид противопоставлен личности.
  • Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.

Личность и индивидуальность

  • Понятие личности и индивидуальности не совпадают , но имеют общую область - индивидуальность личности.
  • Личность и индивидуальность, образуют единство, но не тождество .
  • Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

Литература: М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии М., 86 г.; Я.Л. Коломинский Человек: психология М., 86; А.В. Петровский Введение в психологию, М-95 г.; Теории личности в западно-европейской и американской психологии, ред. Сос-ль Д.Я. Райгородский, Самара – 96 г.; Л. Хьел и Д. Зиглер Теории личности., С-Петербург 98 г.; Общая психология., под ред. С.Л. Рубинштейна., С-П 98 г. Социальная психология личности., под. Ред. В.А. Лабунской., М.: С Д. Майерс Социальная психология., С-Пб.:1997., с Общая психология., сост. Е.И. Рогов. М.:1995. С Психологія., під ред. Ю.Л. Трофімова. Київ.: С Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология., М.: 1988., с Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.Пб: 1999 (Я-концепция с, направленность личности). Психология, под. Ред Л.А. Крылова., М.: 1999 (Я- концепция с.243, личность 165). Общая психология., под. Ред. А.В. Петровского., М.: С)


Самостоятельная работа Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция. Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция.




















Структура личности по С.Л. Рубинштейну 1. Направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах,убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения); 2. Знания, умения и навыки (приобретаются в процессе жизни и деятельности); 3. Индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях);


Структура личности К.К. Платонов 1. Направленность личности моральные качества, установки, ее отношения с другими. Определяется эта подструктура общественным бытием человека 2. Опыт (знания умения навыки и привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор. 3. Формы отражения Эта подструктура охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально волевой деятельности человека. 4. Биологически обусловленная сторона психических функций личности






Структура личности А.В. Петровский 1. И нтраиндивидная (внутрииндивидная), 2. И нтериндивидная 3. М етаиндивидная (надиндивидная) Л










Основные теории личности в зарубежной психологии З. Фрейд () З. Фрейд () Супер-Эго Морально- этические нормы Эго Принцип реальности.Вторичные процессы мышления Ид Принцип удовольствия. Первичные процессы мышления Сознание. Контакт с внешним миром Предсознательное. Материал который может быть переведен в сознание. Бессознательное Материал, недоступный для сознания..


Юнг Карл Густав () Структура личности: «я» «тень» «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе) «самость» «самость» (самопознание смысла жизни) «анима» «анима» (источник ласки и влечений) «анимус» «анимус» (источник непререкаемых суждений)






Адлер Альфред () Индивидуальная психология: основные концепции и принципы 1. чувство неполноценности и компенсации; 2. стремление к превосходству; 3. стиль жизни; 4. социальный интерес; 5. творческое «Я»; 6. порядок рождения; 7. фикционный финализм;


Хорни Карен Клеменгина (1885 –1952) Типы поведения: 1. выражается в «невротическом стремлении к любви» как средству обеспечения безопасности в жизни; 2. проявляется в «невротическом стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; 3. выражается в стремлении изолироваться от людей; 4. проявляется в признании своей беспомощности («невротическая покорность»). три типа невротической личности: 1) устойчивый, (стремление к людям) 2) устраненный, (стремление отдалиться от людей, стремление к независимости) 3) агрессивный (против людей).


Маслоу Абрахам Харольд () Физиологические (органические) потребности (голод жажда, половое влечение и другие) Потребности в безопасности Чувствовать защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности Потребности в принадлежности и любви Принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятыми ими Потребности уважения (почитания) Компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет Познавательные потребности Знать, уметь, понимать, исследовать Эстетические потребности Гармония, симметрия, порядок, красота Потребность в самоактуализации Реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности


Роджерс Карл Рэнсом () В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную динамикой соотношения «Я-реального» и «Я-идеального». Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки Потребность в позитивном внимании Потребность в позитивном внимании для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Условия ценности Условия ценности (я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть). Безусловное позитивное внимание Безусловное позитивное внимание Ребенка любят и ценят просто за то, что он есть.


Самосознание личности "Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе" используется множество разнообразных терминов, соответствующих по содержанию понятию "Я-концепция": "самость", "самосознание", "образ Я", "Я система", "Я". Американский психолог М. Розенберг в структуре "Я" выделяет: - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я". - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я".


Начало изучения "Я" было положено Уильямом Джемсом () "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. Самоуважение = успех \ притязания Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремлении к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций

Психология личности Общее понятие о личности Структура личности Основные подходы к изучению личности Личность Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует общественной жизни. Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви-тия, который делает его способным управлять своим пове-дением и деятельностью... Личность, достигшая полного раз-вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи-мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха-рактеристикой личности является особая форма ее актив-ности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ-ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями…» Условия развития личности

Деятельность - внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью

Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)

Факторы развития личности

наследственность

воспитание

Структура личности В психологической структуре личности выделяют:

Направленность

Способности

Темперамент

Характер

Самосознание

Направленность Ведущее свойство личности, определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов, выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению Сферы проявления направленности

Бытовая- материальные устремления, культурные и эстетические потребности

Профессиональная – стремление достичь профессиональных высот

Психологическая – идейность, зрелость

Способности Свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой являются природные задатки (психофизиологическое строение) Темперамент и характер

Характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении

Самосознание личности Позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Основные подходы к изучению личности

Биогенетический

Социогенетический

Психогенетический

Когнитивный

Персонологический



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.