Периодизация истории древней греции и древнего рима. Основные этапы развития древней греции. Письменные источники по истории Древней Греции

Изучение истории Древней Греции с начала зарождения цивилизации и ранней государственности на рубеже III - II тысячелетий до н. э. и до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией, дает возможность как проследить общие закономерности ее развития, так и выявить ряд кардинальных особенностей, выделяющих греческую цивилизацию от других.

Историю можно разделить на три больших этапа:

I. Крито(минойско)-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.)
В этот период существует две цивилизации: Минойская цивилизация на Крите и Микенская на материковой части Балкан. Минойская цивилизация, созданная догреческим населением, появилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
Поэтому для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития.

a) Минойская цивилизация (Крит):

  1. Раннеминойский (XXX-XXIII вв. до н. э.) - господство доклассовых родовых отношений.
  2. Среднеминойский период , или период старых дворцов (XXII-XVIII вв. до н. э.), -образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.
  3. Позднеминойский период , или период новых дворцов (XVII-XII вв. до н. э.), -объединение Крита и создание критской морской державы, расцвет критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

b) Элладская цивилизация (Балканская Греция) :

  1. Раннеэлладский период (XXX- XXI вв. до н. э.) - господство первобытных отношений, догреческое население.
  2. Среднеэлладский период (XX- XVII вв. до н. э.) -расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложение родоплеменных отношений.
  3. Позднеэлладский , или микенский (XVI-XII вв. до н. э.), — возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

II Полисный период (XI-IV вв. до н. э.)

  1. Гомеровский период , или Темные века , или Предполисный период (XI- IX вв. до н. э.), -родоплеменные отношения в Греции.
  2. Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) - формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).
  3. Классический период (V-IV вв. до н. э.) - расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н. э. вступил в полосу затяжного кризиса.

III Эллинистический период (IV-I вв. до н. э.).

  1. Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). — Восточные походы Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
  2. Второй эллинистический период (281-150 до н. э.) — Функционирование эллинистических обществ и государств, расцвет экономики и культуры.
  3. Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). — Кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке. Захват римлянами в 30 г. до н. э. последнего эллинистического государства - Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, - означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации, которое составляет содержание курса “История Древней Греции”.

Заключение :

Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.

Однако рождение раннеклассового общества и государства в Греции проходило в иной природной среде и на другой племенной основе.

Во II тысячелетии до н. э. вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, как и в большинстве стран Древнего Востока, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины.

Эти примитивные монархии и раннеклассовые общества в Греции, внутренне слабые, разрушились под ударами извне. В начале I тысячелетия до н. э. в Греции возникла новая ячейка - греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

Как независимый суверенный город-государство греческий полис стал испытывать кризис в IV в. до н. э. но на новом этапе развития древнегреческой (и древневосточной) цивилизации - эллинистическом - он получил новые импульсы для своего существования, оказавшись включенным в рамки крупного территориального государства, которое обеспечивало стабильность его внутренней структуры, автономию города-полиса и его внешнюю безопасность. Как самоуправляющаяся единица с большой внутренней автономией и местными традициями в рамках большого государства греческий полис уже в новой форме римского муниципия стал одной из основных административных единиц римской средиземноморской империи и способствовал социально-экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья.

На разных этапах исторического развития во II-I тысячелетиях до н. э. греки вступали в активные контакты с древневосточными государствами, сложным племенным миром Средиземноморья и Причерноморья, что способствовало взаимообогащению и древних греков, и других народов. Однако следует отметить благотворное воздействие древнегреческой цивилизации, ее стимулирующее влияние на исторические судьбы народов Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Особенно сильным это влияние оказалось во время великой греческой колонизации VIII-VI вв. до н. э. и в эллинистический этап древнегреческой истории.

Древние греки внесли огромный вклад в развитие средиземноморской цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях: организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важных условий цивилизованного существования; установлением демократической республики (демократии) -наиболее прогрессивной формы государственного устройства; создании замечательной культуры.

Города и городская жизнь появились на Древнем Востоке еще в III тысячелетии до н. э. и к середине I тысячелетия до н. э. достигли высокого уровня развития. Однако при этом подавляющая масса населения проживала в сельской местности, в многочисленных деревенских поселениях, в которых протекала вся их производственная (как сельскохозяйственная, так и ремесленная) деятельность, их досуг, вся их жизнь. Древневосточный общинник мог прожить всю жизнь в микромире своего родного поселения, с ним неразрывно были связаны весь уклад жизни, образ мыслей и система ценностей.

Иное положение сложилось в Греции. Хотя в Греции существовало немалое число полисов, не имеющих городов (например, Спарта), однако греческий полис как таковой предполагал существование благоустроенного города в качестве естественного центра. Как центр всей полисной округи греческий город был местом жительства не только ремесленников, торговцев и прочего городского люда, но включал также и сельское население, т. е. становился местом жительства большей части населения полиса, которое, таким образом, могло пользоваться всеми благами благоустроенной городской жизни.

Город как место жительства основной части граждан полиса стараниями греческих градостроителей благоустраивался и украшался и в классический период стал регулярным городом, т. е. городом, построенным по плану, с сеткой пересекающихся под прямым углом улиц, с правильным делением на кварталы, предусмотренными местами для главной площади, центральных святилищ, стадиона, театра, зданий общественного назначения.

Строительство городов велось с учетом климатических и других экологических факторов. В самом городе сооружались не только удобные жилища для граждан, но и художественно украшенные святилища и места общественного отдыха. Непременной частью греческого города были театральные помещения, вмещавшие большую часть гражданского населения, гимнасии и стадионы, в которых граждане проводили значительную часть своего времени. Основные принципы регулярной планировки, появившиеся в классический период, были усовершенствованы в эллинистическое время и впоследствии оказали большое воздействие на европейское градостроительство.

Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (наиболее совершенное воплощение - афинская демократия). Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.

Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения.

Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума).

Однако не стоит забывать, что эта демократия существовала только для граждан и зижделась на жесточайшей эксплуатации рабов. Помимо этого существовала еще большая прослойка неграждан, также стоявших вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении.

Вопросы темы:

1. Периодизация истории Древней Греции.

2. Греция в крито-микенскую эпоху (III-II тыс. д.н.э.).

3. Греция в I тыс. д.н.э.

4. Эллинистический период (конец IV-I вв. до н.э.).

Изучив тему, Вы будете:

знать:

 периоды истории Древней Греции;

 особенности жизни греческого общества в крито-микенскую эпоху;

 что принесло Греции наступление железного века;

 как расширялась территория греческого мира;

 какими особенностями обладали греческие полисы;

 значение Греко-персидских войн;

 структуру греческого общества и особенности рабства в Греции;

 как Македония завоевала Древнюю Грецию;

 достижения греческой культуры.

Основные понятия

 минойский период в истории Древней Греции;

 дворцовые государства;

 микенский период в истории Древней Греции;

 великая греческая колонизация;

 демократия;

 олигархия;

 классическое рабство;

 гомеровская Греция;

 архаическая Греция;

 эллинизм;

 теократия;

 автаркия;

 тираны;

 метеки;

 гоплиты;

 классический период в истории Древней Греции;

 античный капитализм.

Теоретический материал

Античный период – основа для развития европейской цивилизации. Он продолжался вплоть до конца V в.н.э., когда под ударами варварских племен пала Римская империя.

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции.

История Древней Греции, включавшей территории Балканского полуострова, Эгейского региона, Южной Италии, о. Сицилия, Причерноморья, начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. Именно тогда возникли первые государственные образования на острове Крит. Окончание истории Древней Греции во II-I вв. до н. э. Это период, когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья захватил Рим, и они стали частью Римской средиземноморской державы.

В тридцативековом существовании Древней Греции выделяются несколько ключевых моментов. Первый связан с возникновением раннеклассовых обществ и ранних государственных образований II тысячелетия до н. э. Это - история Крита и Ахейской Греции. Второй - с формированием и расцветом полисов как независимых городов-государств, а так же созданием высокой культуры. Это период XI-IV вв. до н. э. Наконец, третий, самый короткий, это - завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Обобщая, можно предложить следующую схему.

 Крито-микенский период: XXX-XII вв. до н.э.

Он включает:

Минойский (эгейский) – XXX-XV вв. до н.э. и Микенский (ахейский) - XV-XII вв. до н.э.

 Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.);

 Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.);

 Классический период (V-IV вв. до н.э.);

 Эллинистический период (конец IV-I вв. до н.э.)

Вопрос 2. Греция в крито-микенскую эпоху (III-II тыс. Д.Н.Э.).

Рис. 2

Рис. 3. Г. Шлиман

Минойский период.

Бронзовый век (XXX-XII вв. до н.э.) был в Греции эпохой возникновения первых государственных образований. Древнейшим очагом цивилизации в Европе является остров Крит. Уже в глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Видимо, благодаря восточному влиянию, еще в начале III тысячелетия до н. э. на Крите было освоено производство меди, а затем и бронзы. Бронзовые орудия труда и оружие постепенно вытесняли аналогичные изделия из камня. Важные изменения происходят в этот период в сельском хозяйстве Крита. Оно стало ориентироваться на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур, в той или иной степени характерных для всего Средиземноморского региона, а именно: злаковых (в основном, ячменя), винограда и оливы. Новые явления, распространяясь и укрепляясь в обществе, подготовили почву для возникновения на рубеже III-II тысячелетий д.н.э. первых «дворцовых» государств, происшедшее почти одновременно в различных районах Крита.

Эпоха дворцовой цивилизации на Крите охватывает в общей сложности около 600 лет (2000 – 1400 гг. д.н.э.). Археологам известны несколько больших дворцов, вокруг которых группировались небольшие общинные поселения. Это дворцы Кносса, Феста, Маллии в центральной части Крита и дворец Като Закро (Закрое) на восточном побережье острова. Отличали эти крупные постройки вытянутость по осевой линии всегда в одном и том же направлении: с севера на юг. Посуда дворцов в стиле Камарес поражает ученых цветовым богатством росписей и динамизмом, безостановочным движением, который создает орнамент. Эта черта станет в дальнейшем важнейшим отличительным признаком всего минойского искусства. В эту эпоху на Крите создается линейное письмо А.

Рис. 4. Росписи стен Кносского дворца

Рис. 5. А. Эванс

Примерно около 1700 г. до н. э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро были разрушены, по всей видимости, в результате сильного землетрясения, сопровождавшегося большим пожаром. Новые постройки стали еще более великолепными. Археолог А. Эванс (1851-1941 гг.) открыл так называемый дворец Миноса в Кноссе, комплекс зданий которого состоял из 300 помещений общей площадью 16000 кв.м.

Рис. 6. Реконструкция Кносского дворца

Архитектура этого критского дворца, как и других, была в высшей степени необычна, своеобразна и ни на что не похожа. Здесь имелись водопровод и канализация, хорошо продуманная система вентиляции и освещения. Стены дворца в Кноссе украшали великолепные безмятежные и жизнерадостные фрески, отличавшиеся разнообразной цветовой гаммой и исключительным искусством в передаче движения людей и животных. Они не содержали жестоких кровавых сцен войны и охоты, столь популярных в современном им искусстве стран Ближнего Востока и материковой Греции. Археологов поразил факт отсутствия укреплений дворцов, его обитатели чувствовали себя в полной безопасности. Ни одной значительной морской державы рядом тогда не существовало.

Рис. 7. «Игры с быком» – росписи дворца в Кноссе

Рис. 8. Священный бык

Рис. 9. Внешний вид дворца в Кноссе

Рис. 10. Интерьер дворца в Кноссе

Жизнь критян осложняли природные катаклизмы. Землетрясения, частые в этих местах морские штормы, сопровождающиеся грозами и ливневыми дождями, засушливые годы - все это периодически обрушивалось на Крит. Защитой жителям служили боги. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня - «владычица». Так именуют ее надписи, найденные в Кноссе и в некоторых других местах. В этом разноликом образе угадываются общие черты древнего божества плодородия - великой матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено в странах Средиземноморья, начиная с эпохи неолита. Другой образ – это образ могучего и свирепого бога-быка. Определенную роль играли священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора - лабриса. В религии минойского периода тесно переплелось «божеского и человеческого», что было ее отличием от позднейшего времени.

Рис. 11. Лабрисы

Рис. 12. Великая Богиня

Как считают многие ученые, на Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его было запрещено «простым смертным».

Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н. э. Тогда весь Крит был объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Весьма возможно, что объединение Крита вокруг Кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы. Считалось, что именно Минос создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями. И, действительно, в XVI в. до н. э. наблюдается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые удаленные уголки древнего Средиземноморья. Следы их поселений или, может быть, просто корабельных стоянок удалось обнаружить на берегах Сицилии, в южной Италии и даже на Пиренейском полуострове. По одному из мифов, Минос погиб во время похода в Сицилию и был там похоронен в великолепной усыпальнице. В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами Сиро-Финикийского побережья.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены. От этого страшного удара минойская культура уже не смогла оправиться. С середины XV в. начинается ее упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна.

Причины катастрофы, сыгравшей роковую роль в судьбе минойской цивилизации, до сих пор точно не установлены. Согласно наиболее правдоподобной догадке, гибель дворцов и других критских поселений была следствием грандиозного извержения вулкана. Он находился в южной части Эгейского моря, на о. Фера (совр. Санторин). Другие ученые больше склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса). Ученые подтверждают своими находками, что Кносский дворец и его окрестности были заселены пришельцами. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. Кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже полностью не восстанавливался. Остров Крит, центр минойской цивилизации, превращается в глухую отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.

Микенский период.

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Они ассимилируют население, обитавшее здесь раньше, приносят новшества в жизнь общества. Например, впервые появляется керамика, изготовленная с помощью гончарного круга. В некоторых местах при раскопках были найдены кости лошади, ранее, по-видимому, неизвестной в пределах южной части Балканского полуострова. Стали использовать повозку или боевую колесница с запряженными в нее лошадьми. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Но они создают свою культуру, имевшую яркие особенности.

Самым ранним памятником микенской культуры считаются так называемые шахтовые могилы. Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом (1822-1890 гг.) в черте стен Микенской цитадели. Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных.

Рис. 13. Маска из золота Агамемнона

Властители Микен имели воинственных наклонности. Об этом свидетельствуют, во-первых, обилие оружия в их гробницах и, во-вторых, изображения кровавых сцен войны и охоты, которыми украшены некоторые из вещей, найденных в могилах, а также каменные стелы, стоявшие на самих могилах.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV-XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения охватыла весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общими для всей этой зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.

Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Важнейшим отличием от Критских сооружений является то, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Великолепным образцом микенских фортификационных сооружений может служить знаменитая Тиринфская цитадель. Поражают, прежде всего, монументальные размеры этого сооружения. Необработанные глыбы известняка, достигающие в отдельных случаях веса в 12 т., образуют наружные стены крепости. Их толщина превышала 4,5 м, высота же только в сохранившейся части доходила до 7,5 м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые галереи с казематами, в которых хранилось оружие и запасы продовольствия (толщина стен достигает здесь 17 м.).

Рис. 14. Микенский акрополь

Ахейские государства не только воевали между собой, но и могли организовывать совместные кампании. Например, знаменитая Троянская война, которую ученые считают проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье. В течение XIV-XIII вв. до н. э. многочисленные ахейские поселения появились на западном и южном побережьях Малой Азии, примыкающих к ним островах - Родосе и Кипре - и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного моря. Повсюду в этих местах микенские греки перехватывают торговую инициативу из рук своих предшественников минойцев. Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре становятся одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья. Ахейские государства ставятся в один ряд с сильнейшими державами той эпохи: Египтом, Вавилоном, Ассирией, поддерживают связь с хеттскими царями.

В конце XIII в.д.н.э. племенной мир всего северобалканского региона в силу каких-то неизвестных причин пришел в движение. Огромная масса варварских племен, включавшая в себя как народы, говорившие на различных диалектах греческого языка, так, по-видимому, и народности негреческого происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась на юг, в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. Этот страшный удар на рубеже XIII-XII вв. привел микенскую цивилизацию к катастрофе, после которой она уже не смогла оправиться.

Ахейское население микенских государств Балканской Греции пыталось найти новые условия и массово эмигрировало на Восток - в Малую Азию и на близлежащие острова. Так возникли ионийские города Милет, Эфес, Колофон, эолийская Смирна, дорийский Галикарнас. Здесь в ионийских и эолийских колониях спустя несколько столетий возник новый вариант греческой культуры, резко отличающийся от предшествующей ему микенской цивилизации, хотя и вобравший в себя некоторые из ее основных элементов.

Уже в III тыс. до н. э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности у народов, этническая при­надлежность которых не установлена. Развитие их в материковой Греции было прервано примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами, или данаями. Их нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.

1. Критская культура (конец III тыс. до н.э. - XVв. до н.э.). Наибольшими впечатляющими остатками этой цивилизации являются двор­цы, поэтому она называется также дворцовой. В конце XV в. до н.э. недалеко от Крита, на острове Тир, произошло грандиозное извержение вулкана, в ре­зультате чего большинство поселений на Крите погибло. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись ахейцы и захватили его.

2. Микенская культура (XV-XIII вв. до н.э.).

Ее центрами были Микены, Тиринф, Пилос, Афины. В этот период ахейские племена ведут активную колонизацию, заселяют острова Родос и Кипр, соз­дают колонии на Сицилии, в Южной Италии и Малой Азии. Воспоминания о завоевательных походах ахейцев в Малую Азию сохранились в предании о Троянской войне, которая была увековечена Гомером в «Илиаде».

3. Вторжение дорийцев (конец XIII-XIIвв. до н.э.).

В конце XIII в. до н. э. ахейская цивилизация погибает в результате нашест­вия с севера греческих племен дорийцев, которые позднее расселились на территории материковой Греции.

4. «Темные века» (XI-IXвв. до н.э.).

Происходившие в это время события не вполне понятны. Основным источ­ником по истории этого периода являются поэмы Гомера, потому этот пе­риод называют еще гомеровским.

5. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.).

В этот период складывался этническое самосознание греков на основе един­ства языка, религии, нравов, формируются полисы.

6. Классическая эпоха (V в. до н.э.).

Время расцвета древнегреческой культуры и искусства. В это время разви­ваются философия и живопись, возникают театры, возводятся великолепные храмы. Важнейшие политические события этой эпохи - греко-персидские войны (492, 490, 480-479 гг. до н.э. и 448 г. до н.э.) и Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Война между Афинским и Спартанским военными сою­зами формально закончилась победой спартанцев, но ослабила оба греческих государства. 7. Эпоха эллинизма (IVв. до н.э. - Vв. н.э.).

Данная эпоха начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчи­вается с захватом Рима варварами. Александр Македонский создал огромную империю, которая охватила весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда.

Во II в. до н.э. Греция была захвачена римлянами и с этого момента вхо­дила в состав Римского государства.

История развития Древней Греции . Эпоха Древней Греции берёт начало своего существования в III тысячелетии до н.э. и продлившуюся до I века до н.э . на юге Балканского полуострова и островов на западе Малой Азии . К концу VII века до н.э. греческая культура стала максимально процветающей. Греки достигли огромных успехов в изящных искусствах, монументальном строительстве, разгадки тайн математики и медицины, в развитии социальных идей. Они создали систему управления,при которой все граждане имели право голоса в решении важнейших вопросов.

Но Древняя Греция не была единым государством. Материковая часть и острова делились на множество городов-государств, окружённых сельскими поселениями. Cамым могущественным городом-государством были Афины , ставшие в V веке до н.э . центром греческой цивилизации. Афины имели хорошо обученную армию и самый мощный древний флот в мире. Триеры , корабли с 3-мя рядами вёсел по каждому борту, составляли большую часть боевого флота греков.

Афины

Афины были самым процветающим городом Греции. Огромная бронзовая статуя Афины-Защитницы возвышалась на 9-метровой высоте, а в храме Эрехтейон стояла древняя деревянная статуя. Сбоку от храма находился огромный алтарь. Главный храм Афины назывался Парфенон . Он был построен в 447-438 гг. до н.э . из сверкающего белого мрамора. Крышу покрывали мраморные плитки. Фриз был украшен сценами боёв кентавров - мифических существ полулюдей-полулошадей. Великолепный город владел серебряными рудниками и вёл международную торговлю через порт в Пирее . На холме возвышался Акрополь (верхний город), священное место с храмами и святилищами богини Афины. Внизу лежал город с мощеными улицами, великолепными зданиями и рыночной площадью, называвшейся агора , где проходили народные собрания. Великие философы Сократ, Платон и Аристотель жили в Афинах.
В праздники по Афинам шли многолюдные религиозные процессии.На священную землю Акрополя они входили через мраморные ворота - Пропилеи .

Власть народа

Города-государства Греции назывались полисами (от чего и произошло слово политика ). Около 510 года до н. э. полисы избавились от царей и предпочли управление группы знатных людей (олигархии ) или одного влиятельного политика (тирана ). В 508 году до н.э. в Афинах возникла демократия , или власть народа . При новом устройстве граждане мужского пола решали различные вопросы, голосуя в ассамблее - народном собрании. В голосовании не могли принимать участие женщины, иностранцы и рабы.
В 443-429 гг до н.э . афинские жители избрали правителем крупного политика Перикла , который начал строительство храма на Акрополе .

Культура и ремесло

В Греции впервые зародились Олимпийские игры в 776 году до н.э . и в дальнейшем стали частью празднеств в честь бога Зевса. В демократическом обществе политик должен был владеть ораторским искусством. Появляется первый исторический мыслитель по имени Геродот ,в скором будущем его стали называть "отцом истории". Он правдоподобно и честно умел описывать все исторические события. Греки посещали Дельфийский оракул , который по легендам мог рассказать о будущем много полезной информации. Гора Олимп считалась обителью богов и являлась самым священным местом в греческой религии.
Фессалия славилась коневодством благодаря прекраcным и обширным пастбищам. Cвою великолепную расписную керамику греки делали из особой глины, преобретавшей при обжиге красный цвет. В Лидии ,а позднее в Афинах начали чеканить первые монеты с эмблемой совы одной из богинь. В Греции находились серебряные рудники Лаурии , которые славились месторождением драгоценных металлов.
Греческие женщины сами ткали большую часть материи для изготовления белья и одежды своему дому. Они носили одежду ионического и дорического стиля. Во время жатвы девушки веяли зерно,отделяя его от мякины.

Архитектура Греции

Греки строили грандиозные храмы которые строились на ступенчатой платформе. Их окружала колоннада. Внутри был главный зал со статуей бога или богини и хранилище для храмовых сокровищ.
Снаружи храм украшали барельефы и скульптуры, традиционно раскрашенные в красный и синий цвета. Cначала храмы были деревянными,но с VI веа ло н.э. их стали строить из камня или мрамора и покрывать черепицей.
Жилые дома греки строили простыми из кирпича и дерева, c земляными полами. Но на общественные здания, особенно храмы,не жалели ни денег,ни труда. Архитекторы стремились к гармонии пропорций. Здания обычно имели колонады. Сложилось два основных стиля - дорический, строгий, с приземистыми гладкими колоннами, и более изысканный ионический, cо стройными изящными колоннами. Общественные здания,как правило, украшались статуями и настенной росписью.

Наука и знания

Знания Древней Греции . В VI веке до н.э. греческие учёные начали стремиться к познанию устройства мироздания. Их называли философами, то есть "любителями мудростями". Они изучали строение тела человека, решали математические задачи и следили за движением планет. Наставник Александра Македонского Аристотель, например, описал сотни видов животных. Исследования греческих учёных заложили фундамент современной биологии, медицины, математики, астрономии и философии. Наука Древней Греции являлась одной из самой уникальной и своеобразной в древнем мире.

Олимпийские игры

Спортивные состязания были в Греции частью всех крупных религиозных празднеств. Главными считались Олимпийские игры в честь Зевса. Они проводились каждые 4 года и длились 5 дней. Многие из Олимпийских соревнований, например метание копья или борьба,были связаны с военной подготовкой,необходимой каждому мужчине. На время игр прерывались войны, чтобы участники со всех концов страны могли прибыть в Олимпию. Победители игр становились знаменитостями.
Женскому полу запрещалось смотреть и участвовать в олимпийских играх.

Театр

Первые великие драматические произведения создали греки. Поэты исполняли свои песни на дионисиях - праздниках в честь бога Диониса. Постепенно песни становились длиннее, росло число исполнителей, и песни превращались в театральные представления. Появилось 3 вида пьес - трагедии,комедии и сатиры. Лучшую пьесу в каждом жанре награждали. Для театров строили особые здания,без крыш. Актёры были в масках, и все роли, даже женские, исполняли мужчины.

Религия

Имена богов Древней Греции.
У греков было 12 главных богов
:
1) Зевс - царь богов, громовержец.Его культовой птицей считался орёл
2) Афина - дочь Зевса,была богиней мудрости и войны,покровительницей Афин.Сова была её культовой птицей
3) Артемида - охотница,была богиней Луны,покровительницей женщин и детей
4) Афродита - богиня любви и красоты
5) Деметра - богиня плодородия и земледелия.Во время сева греки устраивали в её честь праздники
6) Посейдон - бог моря,брат Зевса и Плутона.Своим трезубцем он мог вызвать бурю
7) Гера - богиня,супруга Зевса,покровительница женщин
8) Гестия - богиня домашнего очага, сестра Геры
9) Аполлон - бог солнца и музыки
10) Плутон - бог подземного мира
11) Арес - бог, сын Зевса и Геры
12) Гермес - бог, cын Зевса и одной из его возлюбленных,вестник богов

Cпарта

Спарта господствовала на юге Греции, на Пелопоннесе . После завоевания Мессении и Аркадии она стала самым могущественным государством Греции. Cпартанцы целиком посвятили себя войне. Все истинные спартанцы должны были быть воинами, их обучение, начинавшееся в 7 лет, было крайне суровым.
Мальчиков подвергали телесным наказаниям, чтобы приучить к боли и умению преодолеть страх в бою.
Девочек растили сильными, чтобы в будущем у них были здоровые дети. Всё это помогло Спарте выиграть Пелопоннеские войны с Афинами в 431-404 гг. до н.э .
Cпартанцам не проявившим достаточного мужества,приказывали сбривать половину бороды. Они подвергались всеобщим насмешкам и унижению.
Афины и Спарта были постоянными соперниками и вечно враждовали.

Греко-персидские войны

Войны Древней Греции . Персы вторгались в Грецию в 490 г. и 480 г. до н.э. Греки пережили разграбление Афин и гибель небольшой спартанской армии, защищавшей узкий проход в ущелье Фермопилы . Несмотря на потери они всё же победили, выиграв битвы при Марафоне , при Платеях и морской бой у Саламина . Афинский вождь убедил правительство создать собственные военные корабли. Греческий флот стал могучей силой, главным оружием которой был корабль-триера , таранивший вражеские суда ниже ватерлинии. Таран обычно делался из бронзы. Триеры разбивали строй судов противника, таранили их и скрывались из виду.
Решающее сражение произошло у острова Саламин и окончилось разгромом вторгшегося в Грецию персидского царя Ксеркса. Персов заманили в ловушку - узкий пролив между Саламином и материком - и разбили.
Буцефал . Во время походов Александр оставлял в покорённых землях своих людей. Это способствовало широкому распространению греческой культуры и языка, а в конечном итоге и освоению позднейшими цивилизациями достижений греческой науки и архитектуры.

Военные походы Александра

Завоевывая Малую Азию, Александр выиграл битвы с персами при Гранике и Иссе. Cвернув на юг, покорил Финикию, Иудею и Египет, где был принят как Фараон. Македонец посетил храм бога Амона в Сиве, где тот признал его своим сыном.Затем разгромил персов в сражении при Гавгамелах. Персидский царь Дарий III бежал после сокрушительного поражения,нанесённого ему Александром Македонским. Вскоре Дарий был убит. После пьяного разгула в Персеполе Александр приказал сжечь дворец,перед тем как двинуться на Индию. Дальше великий полководец отправился в Индию и вновь стал победителем в битве у реки Гидасп,вступив в схватку с боевыми слонами царя Пора. Он бы продолжал свои походы дальше, но войско было уже истощено.

Александр Македонский умер 323 году до н.э. в Вавилоне от лихорадки накануне похода в Аравию.
Был похоронен в Александрии. Ему было на тот момент всего 33 года.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.