Нательные медные крестики 18 19 века. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Мужской нательный крест

История появления старинных крестиков на Руси, классификация старых крестов и их разновидности (нагрудные, кресты-тельники, энколпионы, киотные и другие).

Отыскать клад - цель, о которой мечтает каждый копатель. Но часто в ходе поиска попадается если не , то интересные и ценные находки. Это - разнообразные трофеи военных времён, монеты, старинные кресты. О последних поговорим особо.

Кресты: естественные и божественные знаки

Оглянись вокруг: кресты окружают нас повсеместно. Это не только современные уличные перекрёстки, здания крестообразной формы или «крестовые» технические приспособления. Это - скрещенные ветви деревьев, камни в виде «крестовины» и многие другие предметы, которые имеют вид креста или их легко можно превратить в перекрестье.

Потому неудивительно, что знак креста был известен человечеству на самых ранних этапах цивилизации. Опытные кладоискатели знают, что нарисованный крест различного вида можно встретить в пещере, на скале. В ходе археологических раскопок попадаются изображения крестиков, датируемых каменным веком.

Повсеместное естественное присутствие крестов человек сделал не только видимым, но и осязаемым: кресты легли в основу декоративных орнаментов, стали частью грамоты (буквами), конструктивной и духовной основой строительства - многие храмы и здания обязательно строятся в виде креста. Крестики изготавливались и для религиозных нужд: медные, золотые, серебряные, железные, костяные, из янтаря. Они стали и оберегом, и символом, и источником духовной веры.

Старинные крестики: история появления на Руси

Христианская религия, принятая Древней Русью, сделала крест важнейшим религиозным символом. Православные русичи не только осеняли себе крёстным знамением, но и целовали массивные церковные кресты, и носили на теле крестики, полученные при крещении. Сотни веков люди, населявшие русские земли, не мыслили себя без крестов, особенно нательных.

Старинные крестики, найденные сегодня в ходе , представляют собой значительный исторический интерес. Тем более, что цена такого креста может иметь не только материальное значение, но и большую культурную, а подчас и художественную ценность.

Старинные и современные кресты, их виды

Крест - мощнейший символ одной из мировых религий. В христианской традиции он означает и само орудие пыток Христа - деревянную крестовину, ставшую впоследствии святым крестом, и распятую фигуру сына Божия - символ божественного покоя и величия. Крест-распятие христиане понимают как одновременную и смерть бога-человека, и победу Бога-Духа.

Неудивительно, что кресты, главнейший религиозный символ, различают по типам назначения, т. е. где и кто может ими пользоваться.

Напрестольный крест . Хранится в храме на престоле алтаря. Отличается большим размером - от 30 см и выше.

Киотный крест . Хранится в красном углу на киоте (полке с иконами). Иногда врезался в икону. Брался в странствия и походы. Найти сегодня такой старинный крест - большая удача.

Крест-мощевик или энколпион . Энколпион ранее представлял собой 4-хконечный ящичек. На крышке изображался крест. В самой коробочке древние христиане держали частички мощей. Затем энколпион получил крестообразную форму. На Руси кресты-мощевики с нагрудными крестами носили поверх одежды цари, князья, монахи и паломники.

Наперсные/нагрудные кресты. Высотой св. 8 см. Полагаются к ношению поверх одежды на груди священникам различного сана.

Кресты тельники . Мменно они - те маленькие нашейные (нагрудные) крестики, которые получают при крещении и носят всю жизнь. Нательные кресты - наиболее частая при раскопках находка, которая может рассказать много интересного.

Разнообразие форм нательных крестиков

Любая крестообразная форма считается в православии «правильным» крестом и религиозным символом.

А потому для придания символичности различным церковным догмам, и для художественного восприятия и даже гендерной принадлежности нательные крестики имеют разное количество лучей - от 4 до 8 и различные формы: с нижним полукружием, криновидные, лепестковые, каплевидные и др. Форма старых крестов могла зависеть и от места изготовления, и от времени - тогдашней «моды».

В православной традиции нательный крест имеет восемь лучей. Это - наиболее массовый крестик на территории России. Срединная перекладина в восьмиконечном кресте длиннее остальных, над ней - прямая укороченная перекладинка, и под средней же перекладиной - укороченная перекладина косая.

Крест 4-хконечный различают греческий с равными по длине перекладинами перекрестья и латинский, у которого стойка вертикальная длиннее поперечной.

Крест с 4-мя концами, если они имеют вид лепестков, а соединяющая их серёдка имеет вид цветочной серединки, называется лепестковым.

Листики – эти старинные кресты традиционно считались женскими, т.к. одновременно напоминали своей формой листок растения и стилизованную женскую округлую фигуру.

Крестик каплевидной формы- один из самых любимых и распространённых у христиан. Капельки в полудужьях с 4 концов каплевидного креста символизируют круглые капли крови Христовой.

Криновидный крест представляет собой перекрестье лепестков лилии (по-старославянски лилия - крин).

Старинные кресты - удачная находка кладоискателя

Крест-тельник, как правило, очень частый артефакт, который попадается при . Такая для нас - сегодня единственная и самая совершенная машина времени. Ведь старый нательный крестик может поведать об очень многом.

Большое разнообразие тельников позволяет определить и период его изготовления, и временные рамки культурного слоя, где он найден. Старинные кресты расскажут и о направлении христианского течения, к которому относится находка, и о времени, когда эта местность была заселена и на ней велась хозяйственная деятельность.

Но почему же в ходе поисков старинные крестики попадаются довольно часто? Этому имеется несколько объяснений. В пределах территорий, где обычно ведутся поиски, с незапамятных времён христианство было доминирующей религией. Практически каждый человек носил нательный крест. И неудивительно, что тельник мог сломаться, потеряться, а то и быть предметом для к.-л. обрядов и действ.

Прежде всего, находка старого креста укажет на то, что в этом месте жили и работали люди, даже если сегодня здесь растут сосны или кустарник. Во время сельхозработ крест мог сорваться со шнурка или обломиться и потеряться А вот место, где она найден сейчас – сигнал для копателя присмотреться к такому участку повнимательнее.

Кроме того тельник могли просто бросить на дорожном перекрёстке, чтобы избавиться от болезни. Или повесить на ветку дерева, чтобы «освятить» обряд кумовства, когда крест одновременно целовали с двух сторон будущие кумовья, целуясь в тоже время друг с другом. А тельник или оставался, или зарывался в землю в особо почитаемых местах.

Существовало и поверье, что все неудачи и болезни можно «наговорить» на тельник и оставить его там, где он обязательно попадётся постороннему, который возьмёт себе и крестик, и проблемы вместе с ним.

Старинный крестик: артефакт или реликвия?

Часто у кладоискателя, буквально отрывшего старый нательный крест, возникает вопрос, насколько находка ценная и как с ней поступить. Варианты возможны различные, и руководствоваться следует собственным мнением. Если вдруг особенно повезёт, и обнаружится, что старинная реликвия изготовлена из драгметаллов, то о материальной цене такой находки можно говорить в первую очередь.

Если, к примеру, попался тельник из меди, но старинный и уникальный? Известны случаи, когда подобные находки имели цену в денежном выражении намного большую, чем из золота, т. к. их историческая, культурная, а подчас и художественная значимость была намного выше.

Часть кладоискателей предпочитают собирать из найденных предметов личные коллекции, гордясь не только собственной удачей, но и большой культурной ценностью такого собрания. Некоторым даже удается размещать свои находки в персональных музейных экспозициях.

Встречаются среди поисковиков и те, кто считает обязательным вернуть в храм религиозный символ и относит крест священнику. Ведь православный знак не может нести к.-л. негатив из-за обстоятельств, при которых он попал в землю. Но есть и такие, кто, найдя старый крест, закапывает его в землю снова. Эти люди явно наделяют кресты мистической силой.

В любом случае извлечённый из земли тельничек – маленький кусочек истории и святой для многих предмет. Это находка, которая требует уважения и почитания. А потому, что делать с найденным крестиком, каждый должен решать сам.

Купить старинные бронзовые кресты и старинные распятия.

Всем известно, что крест существовал и в дохристианскую эпоху, символизируя в разные периоды солнце, землю, центр вселенной, огонь, четыре стороны света и даже стилизацию изображения человека. С появлением христианства крест становится одним из его основных символов. Ведь именно на кресте был распят Иисус. Причем даже на Руси, несмотря на то, что здесь после крещения долгое время жили языческие традиции, преломившиеся к христианским и родившие своеобразное русское православие, крест был и остается главным символом веры. Неспешно полистайте подобранный нами каталог старинных крестов. Здесь вы найдете старинные бронзовые распятия различного предназначения и в разнообразном исполнении. Итак, у нас вы сможете купить, в частности, большое бронзовое распятие христово с предстоящими. Это композиция, часто отливавшаяся из медного сплава, украшавшаяся серебром и разноцветной эмалью, в центре которой располагается бронзовый крест, вокруг него - изображения разных святых поодиночке или в группах. Нельзя не заметить в нашем каталоге старинных крестов богослужебный напрестольный крест, который вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью Святого Престола в алтаре Православной церкви. Он используется при особо торжественных молебнах, для благословения верующих в конце литургии, им освящается вода на Богоявление. При архиерейском богослужении напрестольный крест на подносе с покровцем выносят, встречая епископа. Несомненно, что довольно обширным отделом нашего каталога старинных крестов является раздел крестов, носившихся на шее. В частности, это наперсные кресты, кстати, в средневековье носившиеся и духовенством, и мирянами на груди, поверх одежды. В современном мире наперсный крест - обязательный атрибут одеяния духовенства. Самый распространенный крест - это нательный крест. Старинные нательные крестики делали и из меди, и из серебра, и из золота - все зависело от статуса его владельца. Носились они прямо на теле, под одеждой, поэтому получили название «тельник», были небольшие по размеру и, как правило, с незатейливой иконографией. Он возлагается на грудь каждого крещаемого при обряде крещения, и должен носиться каждым христианином на протяжении всей его жизни. Конечно, довольно часто нательный крест терялся, но позволительно заменять его на новый, поскольку крест должен сопровождать христианина всю жизнь. Конечно, каталог старинных крестов был бы неполным, не включи мы в него старинный бронзовый крест энколпион, который еще именуют крестом мощевиком. Вначале это были маленькие коробочки с изображением креста на крышечке, в которых помещали мощи святых. А вот к 11 в. коробочки обрели крестообразную форму, и именно в таком виде кресты энколпионы появились на Руси.

Первые кресты, появившиеся на Руси, были привозными, но постепенно русские православные мастера освоили производство мелкой религиозной пластики в Киеве, а затем и в других местах. Древние меднолитые кресты были очень маленькими, и это понятно: слишком дорог и дефицитен был металл, а потому, чтобы сделать крест-тельник доступным всем, и отливали крестики маленькими.
Интересно, что первые кресты не несли на себе изображений и были односторонними, то есть скромный узор украшал только лицевую сторону креста-тельника, потому что отливались они в одностороннюю форму. Древние крестики встречаются и с разноцветными эмалями, они прекрасно сохранились до наших дней!
Постепенно производство меднолитых крестов разрасталось, а открытые собственные месторождения меди позволили не только разнообразить ассортимент продукции медниц (литейных мастерских), но и увеличить размеры изделий.
Не стоял на месте и процесс усложнения форм старинных крестов, икон, медальонов, панагий, складней. Ранее применявшиеся лишь изредка двухсторонние формы для литья теперь использовались повсеместно, благодаря чему старинные кресты тельники получили рельефные изображения на лицевой поверхности и на оборотной стороне! Кресты тельники и старинные распятия украшали разноцветными эмалями, что делало их очень красивыми, эстетичными, привлекательными.
Но несовершенство гайтана - нити для подвешивания крестиков-тельников и активный крестьянский образ жизни людей приводили к тому, что крестики часто терялись.
Настоящий расцвет производства меднолитых крестов и икон происходит после церковного раскола. Именно раскольники, староверы, уходя в труднодоступные места, прячась от преследований и пытаясь сохранить истинную веру, осваивают в своих общежительствах и скитах производство бронзовых крестов, бронзовых икон, бронзовых складней.
В своей работе они руководствуются чрезвычайно скрупулезным подходом к качеству продукции, доводят внешний вид даже обыкновенных крестов-тельников до совершенства.
Удивителен факт, который свидетельствует нам о том, что практически все старинные кресты тельники, старинные бронзовые иконы, старинные бронзовые кресты-распятия были изготовлены в медницах расколькников, то есть никонианская Церковь в этом сегменте не препятствовала распространению среди православных христиан религиозных предметов, произведенных староверами.
Форма и рельефные узоры старинных крестиков-тельников не случайны, и благодаря изобразительным тенденциям, присущим определенным периодам, мы сейчас можем с большой точностью определять принадлежность старинного крестика или распятия к конкретному временному отрезку, в который он был изготовлен. Религиозные предметы из мелкой и крупной меднолитой пластики можно отличать и по своему виду, с достаточной вероятностью устанавливая и региональную привязку и даже предоставляется возможность выявлять конкретных мастеров-литейщиков, мастеров-изготовителей матриц, что делает собирательство металлопластики увлекательнейшим занятием!
Благодаря этому на нашем сайте Вы можете оценить работу древних мастеров и купить старинные бронзовые нательные кресты, купить старинные бронзовые кресты-распятия, в том числе и красивейшие эксклюзивные экземпляры, несущие на себе многоцветные горячие эмали и индивидуальные клейма мастеров-резчиков и мастеров-литейщиков.
Во времена, когда старообрядчество не подвергалось гонениям, возникли и крупные центры по производству медного литья не только в отдаленных губерниях России, но и в Москве. Район нынешней Преображенской площади, Большой Черкизовской улицы славился своими мастерами литейщиками, но как оказывается, мало было быть хорошим мастером по литью. Важнейшей частью меднолитейного производства было наличие качественной матрицы - образца иконы, крестика-тельника, или распятия. Именно в несуществующем ныне, селе Черкизове и в окрестностях работали талантливые мастера-резчики, к которым за эталонными матрицами приезжали со всех краев мастера или посланники, ведь от качества матрицы зависело качество продукции, спрос на нее. А знаменитый мастер Родион Хрусталев работал в нынешнем районе Лефортово, старинные бронзовые распятия, имеющие клеймо этого мастера, ценятся особенно высоко!
В XVIII веке старообрядцы доводят производство религиозной пластики до наивысшего совершенства. Великолепные образчики: старинные бронзовые крестики-тельники, старинные наперсные кресты, старинные кресты-распятия поражают зрителя тончайшей проработкой рельефа, узорами, искрятся многоцветными эмалями.
Медница - часто производство семейное, где все, от мала до велика заняты на определенном этапе изготовления религиозных предметов, где каждый - специалист своего дела.
Каждый день старообрядческая медница (в зависимости от своей мощности) могла производить до пятиста крестов-тельников, сотню пядничных икон и десяток крупных крестов-распятий, или крупных бронзовых икон.
Работа тяжелая, с раннего утра и до поздней ночи, даже детям находилось дело. Удивительно, что древний мастер пользовался при изготовлении старинных бронзовых крестов и икон самыми простыми средствами. Наиболее ответственный этап - подготовка формы под отливку. Сегодня трудно себе представить, глядя на сложнейший рельеф старинного креста-распятия, что он отливался в форму, изготовленную из… песка и глины, смешанных в особой пропорции! Даже при нынешнем развитии технологий повторить старинные образцы в полной мере не удается!
В XIX веке складывается и особая культура ношения крестов-тельников. Четко проводится граница между женскими и мужскими нательными крестами. Нет, никто специально не ограничивает православных в ношении тех, или иных тельников, просто одни из них приобретают более ажурный (женский) орнамент, особую характерную форму, ныне их именуют «крестиками-листиками», другие же выдерживаются в строгой изобразительной манере, и именуются мужскими прямоугольными крестами, хотя смысловое (религиозное) наполнение у них абсолютно одинаковое.
Очень красивы крупные кресты распятия. Присмотритесь, как тонко мастер резчик проработал тело Христа, а мастер-литейщик воспроизвел образец и украсил его эмалями! Тяжелые старинные бронзовые кресты распятия с Предстоящими сосредотачивают нас на сцене Распятия Господа, дают уникальную возможность увидеть это Великое событие глазами древних верующих.
Часто оборотную сторону распятий украшал текст молитвы «Крест Спаситель Всей Вселенной…», или замысловатым цветочным узором, нитяная тонкость которого была визитной карточкой мастерской и самого мастера.
Сегодня мы ценим старинные кресты тельники, старинные кресты распятия, ценили их и тогда, когда они были изготовлены. Посланники старообрядческих общин развозили продукцию медниц по округе и даже привозили ее в столицу, и всегда на красивые изделия был спрос.
Старинные большие бронзовые кресты украшали стены жилищ, их размещали над входом в дом, на внешней стене дома или даже над воротами, их брали с собой в дальний путь.
Привлекательность медной старинной пластики понятна: все эти изделия можно с полной уверенностью назвать вечными, столь не властно над ними быстротекущее время. И сегодня мы удивляемся творениям литейщиков домонгольской Руси, восхищаемся старинными бронзовыми крестами XVIII, XIX веков.
У Вас есть отличная возможность стать обладателем одного из этих бессмертных художественных и религиозных произведений, ассортимент нашего антикварного интернет салона позволяет без труда выбрать великолепный образец меднолитой пластики и начать собирать свою собственную коллекцию древностей, или развить уже существующее собрание.
Мы уверены, что каждый православный христианин почувствует особое духовное настроение, прикоснувшись к любому старинному кресту, будь то маленький крест-тельник, или огромное многоэмальное распятие!
Старинные бронзовые кресты - украшение любого дома, утешение в любой беде, помощь в любой проблеме!

КРЕСТ - ГЛАВНЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛ

Изображения креста встречаются повсеместно с древнейших времен. Крест в квадрате, символ земли и стабильности, олицетворяет четыре стороны света или четыре области мира. Крест в круге означает солнце, огонь. Крест - центр Вселенной, космическая ось, космическое Древо, осуществляющее связь Неба с Землей. В кресте выражался заложенный в природе дуализм и единство противоположностей. Линия вертикальная - небесная, духовная, активная, мужская. Горизонтальная - является земной, рациональной, пассивной, женской. Неразрывно с крестом связано и значение распятия как жертвы спасителя, бога или богочеловека.

Второе значение креста, где он выступает как орудие позорной казни, преобладало в первые века христианства и затеняло древний символизм креста.

На христианском Востоке изображения Распятия появляются не ранее VI века. Наиболее известное - иллюстрация к полемическому сочинению греческого монаха Анастасия Синаита. Здесь впервые изображен восьмиконечный крест. Верхняя перекладина заменяет титло, к средней пригвождены руки, к нижней - обе ноги. Христос изображен умершим, склонившим главу. Надпись на кресте – IC XC Эта миниатюра стала в дальнейшем прообразом большинства византийских и русских Распятий.

КРЕСТ ВСЯКОЙ ФОРМЫ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ КРЕСТ

Существует несколько видов крестов различающихся по своему назначению. Это простой монолитный нательный крест (тельник), нагрудный или наперстный, энколпион или крест-мощевик, состоящий из двух створок с полостью внутри, киотный крест и напрестольный.

Тельный крест . Самым распространенным с древних времен до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. С помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. В основном изготовляются из меди и ее сплавов и отличаются небольшими размерами (2.5-5 см).

Наперсные кресты . При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христианского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также обязательными предметами княжеского и царского облачения, применялись и как награда для священнослужителей. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.

Энколпион. Крест-мощевик . Этот тип креста пришел из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священ¬ных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеского и царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники.

Киотный крест . Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, прикрепляли на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей.

Напрестольный крест . Являются необходимой принадлежностью христианского храма. Располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием. Применяются при проведении церковных служб. Отличаются от наперсных и киотных крестов большими размерами - от 30 см и выше.

Когда ремеслом литья из меди полностью овладели раскольники, началась новая эра массового производства предметов из различных похожих материалов. Были созданы различные предприятия, которые изготовляли церковные предметы из меди и ее сплава - латуни. В XVIII-XIX веках было создано колоссальное количество икон, киотных и

Необычный крест

Далеко не каждый человек в современном мире знает, что такое киотный крест и для каких целей он предназначался у староверов. Что ж, постараемся приоткрыть завесу тайны над этим вопросом. Этот церковный аксессуар не годился для ношения на теле, его значение было другим. Более того, от обычного нательного он отличался размером и имел слегка нетрадиционную форму.

Название данного церковного аксессуара произошло от древнего слова "киот". Киот - это такой небольшой ящик, порой может быть сундук, малых размеров, в котором хранятся различные иконы. В старину киоты изготавливали из бронзы или меди, для красоты и сохранности покрывали эмалями.

Киотные кресты: история

Такие кресты появились еще в древности, когда было принято осенять ими ворота. Причем это могли быть как домашние, так и городские. Однако они имели и много других различных применений в разных местах. К примеру, киотные кресты служили знаками в святых местах или на дорогах. Их врезали в дерево, таким образом, они всегда находились в знаковых местах. Также их часто врезали в Благодаря своей многофункциональности киотные кресты были весьма почитаемы среди населения того времени, они были в доме практически каждой семьи.

Такие кресты в большинстве случаев имеют восьмиконечную форму и четыре перекрытия (два прямых, два косых). Очень часто эти церковные атрибуты покрывались эмалями, но в некоторых случаях они могли покрываться и патиной.

Патина - слой из окиси металлов, который имеет защитные свойства. Стоит также отметить, что патина на меди и ее сплавах может образоваться самостоятельно, но для этого должно пройти несколько десятков лет. При помощи активных химикатов умельцы того времени киотные кресты «Распятье Христово» покрывали этим слоем за несколько дней.

Староверы проделывали колоссальную работу, и изделия того времени получались невероятно красивыми. Многие современники до сих пор не могут понять, как они могли отобразить все детали настолько филигранно, используя достаточно примитивные инструменты того времени.

Отдельно отмечается качество эмалевого рисунка, который был достаточно сложным. Известны факты, когда на одном кресте было задействовано до 6 различных покрытий. Для нанесения эмалей использовался горячий способ.

Достаточно часто киотные кресты 18 века имели обрамление из дополнительных образов: Магдалены, Девы Марии, Богослова. Такие кресты демонстрировали всю благодать Церкви.

Стоит отметить, что такого рода продукцией пользовались не только староверы, большое количество православных ценили такого рода труд. Христиане бережно относились к иконам и крестикам.

Изображения на изделиях

Зачастую мастера старались сильно не повторяться, и сюжеты были достаточно разнообразными. К примеру, в одно время могли выпускать киотные кресты «Распятье Христово с предстоящими святыми», а через некоторое время изготавливались уже с совершенно другим сюжетом.

Еще одна интересная особенность рисунка - линии. Сам сюжет мог быть одинаковый, некоторые наиболее удачные модели изготавливались столетиями, не меняя смысла изображения, но были разные линии. Более новые изделия изготавливались с ровными линиями, было уделено много внимания различным деталям. Если же рисунок прост и грубоват, то можно с уверенностью сказать, что это более древнее изделие.

Киотные кресты пользовались большой популярностью у населения, поэтому их изготавливалось очень много. Самые крупные медницы в год могли произвести более 100 000 изделий. Также они выплавлялись в небольших мастерских. Такие изделия были в продаже не только в церквях, их можно было приобрести и на ярмарках.

Разновидности крестов

Для лучшего понимания, чем же отличается киотный крест от остальных, необходимо разобраться, какие же вообще бывают разновидности крестов и для каких целей они используются. Все кресты можно разделить на 3 основных группы:

  1. Нательные. Такие изделия имеют самые небольшие размеры. Зачастую они не имеют более 8 см в высоту. Они оборудованы небольшим ушком и предназначены только для ношения на теле.
  2. Металлические наперсные. Это крупные изделия, которые также используют для ношения на груди. Они очень похожи на киотные, однако их главное отличие - отверстие для подвешивания. В большинстве случаев оно находится сверху (как в нательных), но иногда оно может быть и сзади изделия.
  3. Киотные кресты. Такие изделия также изготавливались массивными и тяжелыми. В основном они размещались у людей среди икон. Также их могли врезать в ставротеки. Стоит отметить, что киотные кресты были в большом почете у староверов, как правило, их ставили в самом почетном месте дома.

Внешний вид креста

В зависимости от внешнего вида изделия можно сказать о нем достаточно многое, например, где он был изготовлен. На севере страны искусство изготовления таких крестов зашло очень далеко, и зачастую созданные предметы имели весьма непривычные формы.

Также, где был изготовлен крест, можно определить и по обратной его стороне. Там обычно делали различные надписи и узоры. Более того, всегда должна стоять подпись мастера и его клеймо.

Часто на киотных крестах «Распятье Христово» видны следы его чистки. Все дело в том, что староверами они очень сильно почитались, и они их постоянно чистили, таким образом заботились об изделии. Иногда можно встретить следы и достаточно грубой чистки креста - это означает, что его владельцы не сильно волновались за его сохранность и небрежно к нему относились.

Чем покрывали кресты?

Производили такие церковные изделия на протяжении многих столетий, они создавались из разных Однако наиболее ценными считались те, которые были изготовлены из таких материалов, как бронза и медь. Покрывались такие изделия патиной и эмалью, наиболее ценными считались те, которые были покрыты золотом. На данный момент данные предметы очень востребованы среди коллекционеров.

Цена на изделие

Цена напрямую зависит от того, когда был изготовлен киотный крест и как он выглядит на данный момент. Однако есть еще очень много прочих факторов. Наиболее дорогими считаются данные церковные атрибуты, которые были покрыты несколькими слоями эмали. Также стоит отметить, что цена может повышаться, если конкретный крест имеет свою историю. Немаловажным фактором ценообразования также является его размер и сохранность.

Некоторые киотные кресты имеют достаточно сложные судьбы, как и некоторые их владельцы. К примеру, когда к власти пришли коммунисты, они обирали и раскулачивали зажиточных граждан, Более того, та власть не признавала церковь, многие экземпляры крестов были просто уничтожены или проданы, их дальнейшая судьба осталась неизвестной.

Заключение

Киотный крест - это особенный вид церковных атрибутов, который был в почете у всех староверов. В основном они изготовлялись из бронзы и ее сплавов, покрывались патиной, эмалью и золотом. На сегодняшний день такие изделия являются достаточно дорогими и редкими. Их можно найти только в антикварных лавках и у коллекционеров.


Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.

Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова - обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому – известное вологодское издание).

И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.


К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов - переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.


Редкость «сюжетных» тельных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями – чаще всего Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.2) При этом нужно учитывать популярность тельных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. – начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.


Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов – задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сличения с северным материалом можно выделить не более нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены. (Рис.3) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная. На многих крестах, происходящих с византийской территории, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. (Рис.4)


Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, изображающих «рысь», а так же амулетов-топориков, и встречается на щитках большой группы колец, влияние на тип которых со стороны византийских предметов личного благочестия представляется весьма сомнительным. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.


Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу – на Балканах. (Рис.5)

Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.

Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.


Особую, и весьма многочисленную группу, составляют так называемые крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна – в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную привеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия, пусть и с некоторыми оговорками. (Рис.6)

Основным аргументом для разделения крестовидных привесок на «христианскую» и «языческую» группу (и то и другое обозначение условно) может служить наличие или же отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих с византийской территории. В случае с «крестовключёнными» привесками мы должны признать их в большей степени предметами христианской культуры, чем языческой, так как существуют многочисленные аналоги, происходящие со всей византийской территории, а в Херсоне этот тип, насколько можно судить, был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные, или же близкие к криновидным завершения. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий сред византийского материала, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.


Интереснейшим примером языческо-христианского синтеза могут служить , включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно без сомнения утверждать, что крест, возникший на некоторых типах линниц (впрочем, достаточно редких) – элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия» - то есть органического соединения языческих и христианских представлений в рамках единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование , которые должны быть включены как в своды домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов – ярчайшее его проявление. (Рис.7)

Подробнее о лунницах и других славянских оберегах можно прочитать в статье " ".

Параллельно очерченной мной семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько типологических групп, основываясь на материале и технике изготовления крестов. У серьёзного историка, стремящегося к предметам «первого уровня», не может не возникнуть вопрос – а существуют ли золотые кресты-тельники? Предметы такие, конечно же, существовали, но, по-видимому, лишь в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов, происходящих с территории Руси. В то же время на территории Византии такие предметы не являются абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты кресты достаточно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.

Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой достаточно немногочисленную группу предметов. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.


Отдельную группу составляют каменные тельные кресты. Их отличает простота формы, отсутствие резьбы. Лишь в некоторых случаях они обрамлены в серебряную оправу. В основном они сделаны из шифера, реже – из мрамора. Кресты из мрамора имеют византийское происхождение. Несмотря на то, что объективной редкостью они не являются – их часто находят во время раскопок на византийской территории - реально их не так много, что объясняется просто: они не могут быть найдены металлодетектором, и являются лишь случайной находкой.

Очень многочисленна группа эмалевых крестов. Стандартный «киевский» тип эмалевого креста относится к наиболее встречаемым типам домонгольских крестов. Разнообразие подтипов внутри общего типа простейшего эмалевого креста достаточно велико. Помимо самого базового разделения на два подтипа по количеству шариков, которыми заканчивается «ветвь», они различаются цветами эмали, а также декором оборотной стороны: если в большинстве своём эти кресты двухсторонние, то к более редкому типу могут быть отнесены односторонние кресты с гладкой оборотной стороной, с гравированным крестом на оборотной стороне или же с надписью, чаще всего нечитаемой из-за качества отливки.


Помимо типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных привесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среду русских предметов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. (Рис.8)


Отдельную, достаточно немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка типов крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же - достаточно редки. (Рис.9)

Переходя к «технической» стороне описания интересующего нас материала, нельзя обойти молчанием два вопроса, волнующие любого заинтересованного человека, а именно: степень редкости предметов, к которым он обращает свой взгляд, и проблема подлинности этих предметов. Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может несколько ухудшатся, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняется. Насколько можно судить, кресты, по крайней мере, в домонгольское время, не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест – явление почти невероятное. Практическая же редкость может объясняться просто: в отличие от Византии, где существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории империи, на Руси литьевые мастерские были рассредоточены по всей территории государства. Произведения этих локальных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона бытования, и в том случае, если место производства какого-либо необычного типа крестов ещё не найдено, он может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр производства, и поятся десятки одинаковых или схожих предметов. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительно. Серебряные кресты объективно достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что наибольшую, хотя опять-таки относительную редкость могут представлять кресты необычной формы, имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более – мелкие разновидности.


Сколь бы кратким не был этот набросок типологического описания крестов тельников домонгольской эпохи, он ставит перед вдумчивым читателем целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не поражать факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников. Ранее, когда единственным источником обретения предметов металлопластики являлись археологические раскопки, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым находкам энколпионов на селищах, стала ясна неправомерность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов – тельников и энколпионов – по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» (это кресты-энколпионы), другой же тип – то есть небольшие кресты-тельники – практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.

Славянская культурная ориентация – это, прежде всего ориентация на язычество. Однако это ни в какой степени не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием амулетной семантикой. Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии – наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами- ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека – своего хозяина – с силами внешнего мира. По-видимому, тельный крест имел охранительные функции – не случайно орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее соответствий среди византийского материала, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительный смысл.

«Двоеверие» как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду скудности источников, и здесь древнерусская металлопластика может являться одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Человек, обративший на неё свой взгляд, соприкасается с самой историей в её ещё нетронутом, ещё непознанном обличии, перед ним – предмет исследования, богатый и интересный, а что как не стремление к непознанному является той силой, что движет сердце и будит страсть увлеченного искателя истины?!

Художественную реконструкцию женского костюма, иллюстрирующую способ ношения нательных крестов и крестовключенных подвесок, можно увидеть в статье .

С примерами русских нательных крестов более позднего периода можно познакомиться в статье " " и статье " ".



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.