"Маленький принц": анализ. "Маленький принц": произведение Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: как детская сказка стала главным трудом экзистенциализма Кадр из мультфильма "Маленький принц"

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении.

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать художественный текст; постигать философию произведения, его нравственную сторону; закрепление знаний о художественных средствах языка.

ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии, видеоклип и презентация.

ОБОРУДОВАНИЕ: художественный текст, листы-заготовки для домашнего задания, компьютер для показа презентации и видеоклипа.

ХОД УРОКА

Постановка цели урока. Работа с эпиграфом.

“В жизни у каждого сказка своя…”

Учитель литературы (У.Л. ) читает эпиграф. – А какие бывают сказки?

Ученики (у. ) дают разные ответы

У.Л. – Как часто вы смотрите на небо, любуетесь звездами?

у. отвечают

У.Л. – Если человек “за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб”. Мы сейчас побываем в сказочной стране. ВИДЕОКЛИП НА ПЕСНЮ “МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ”

У.Л. – Сегодня мы с вами познакомимся с необычной книгой – сказкой французского писателя с красивым именем Антуан де Сент-Экзюпери.

Ученик дает биографическую справку и начинается показ презентации.

Биографическая справка. Экзюпери родился в 1900 году в Лионе в аристократической семье. Когда ему было 12 лет, он впервые летал на самолете, но это пока не стало для него главным в жизни. Во время Второй мировой войны стал военным летчиком. 31 июля 1944 года летчик-разведчик Экзюпери, вылетев на задание, из боевого полета не вернулся. Пропал без вести. Но имя писателя облетело весь мир и ушло в бессмертие. Он был писателем и летчиком одновременно. “Для меня писать и летать – одно и то же”.

У.Л. – Сказку “Маленький принц” Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это произведение стало его писательским завещанием. На первый взгляд, это обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но так ли это? Давайте отправимся вместе с Маленьким принцем в это путешествие и посмотрим, что же завещал нам Экзюпери.

Ученики рассказывают о жизни Маленького принца на его планете.

У. – Он твердо усвоил правило: “встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету”. Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.

У. – Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то потом от него не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья.

У.Л. – Рассказ этот метафоричен. По мнению Экзюпери, самый страшный баобаб – это фашизм. Также и в каждом человеке есть семена “дурной сорной травы”. Если вовремя не распознать в себе ростки дурного, то за это потом можно дорого поплатиться.

Работа в группах. Сообщение о планетах.

1 планета – ПОСЕЩЕНИЕ КОРОЛЯ . Ученики делают вывод: “С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна”.

2 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ЧЕСТОЛЮБЦА . Вывод: “Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал”.

3 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ПЬЯНИЦЫ . Вывод: Каждый человек должен найти силы изменить себя, если это нужно.

4 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА . Вывод: Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

5 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ФОНАРЩИКА . Вывод: Нужно быть верным своему слову и думать не только о себе.

У.Л. – И вот Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло его здесь?

У. – он увидел сотни тысяч роз, и заплакал. “А ведь его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной”.

У.Л. – Потом Маленький принц повстречался с Лисом, который открыл ему самый главный свой секрет. Какую мудрость дарит он нам?

У. – чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили. “Ты всегда в ответе за того, кого приручил”.

У. – Маленький принц понял, что его Роза совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца. Он приручил ее и теперь за нее в ответе.

У.Л. – Как вы понимаете слово “приручить”?

У. – надо не только давать живому существу пищу, а понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье. Приручить – значит отдать частичку своего сердца.

У. – Лис сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

У.Л. – Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу, и любить тех, кого мы приручили.

У.Л. – Как заканчивается сказка?

У. – Летчик и Маленький принц расстаются. Маленькому принцу надо вернуться на свою планету к Розе и ради этого он просит змею, чтобы она укусила его. Он должен уйти из земной жизни.

У.Л. – Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? (Показ слайда с афоризмами).

Обсуждение высказываний учениками. Ученики самостоятельно выбирают эпиграф к уроку, объясняют свой выбор.

У.Л. – Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Нас она заставила задуматься над очень серьезными жизненными вопросами. Если вы прочитаете ее, когда станете старше, эта сказка откроется вам по-другому. Потому что это мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте.

Показ слайда с изображением памятника писателю.

У.Л. – Почему скульптор изобразил Экзюпери сидящим?

У.Л. – Экзюпери говорил: “Я писал, чтобы сказать моему поколению: вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля”.

Домашнее задание. Заполните листы-заготовки и напишите сочинение-отзыв о сказке Экзюпери “Маленький принц”.

Зачислив дочь в престижную школу, женщина перегружает малышку летними занятиями и требует, чтобы та провела все каникулы за книжками и тетрадками. Поначалу девочка прилежно выполняет мамины инструкции, но затем она обнаруживает, что в соседнем доме живет пожилой авиатор, пытающийся починить архаичный биплан. Подружившись со стариком и пренебрегая занятиями ради общения с ним, девочка узнает от пилота историю о том, как много лет назад он повстречал в пустыне Сахара Маленького Принца, прилетевшего на Землю с далекого астероида.

Над картиной работала французская анимационная студия ON Animation Studios, также известная по мультфильму «Хранитель Луны»

Одна из самых известных книг нашей планеты, «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери стоит на полках детской литературы. Формально это правильно, но по сути - нет. «Принц» адресован скорее взрослым, чем детям, и по-настоящему ценить эту книгу обычно начинают в старших классах. «Принц» ведь не увлекательное приключение, а метафорическая притча и философское размышление, пусть и замаскированное под сказку. Нужно многое понять о жизни и о себе, чтобы в полной мере осмыслить идеи выдающегося француза.

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


Кукольную анимацию для мультфильма создал режиссер Джейми Калири, получивший в 2010 году премию «Эмми» за заставку телесериала «Такая разная Тара»

Все это, разумеется, осложняет жизнь экранизаторов, но ни в коем случае не дает права обращаться с «Принцем» так, как с ним обошлись французские и канадские аниматоры, работавшие над новым мультфильмом по мотивам книги. Мало того что они превратили Принца и Авиатора во второстепенных персонажей их собственной истории, чтобы освободить сюжетное место для девочки, которой даже не придумали имя (Принца и Авиатора еще можно писать с больших букв, но Девочка - это уже перебор). Они еще и существенно сократили исходное повествование и переврали его!

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


«Маленького Принца» нельзя свести к паре фраз. Но если все же попытаться это сделать, то можно сказать, что французский писатель прежде всего посвятил свою книгу детскому взгляду на вещи, чистому и незамыленному. Однако детский взгляд на вещи не имеет никакого отношения к ребячеству. Вспомним, что делает Принц в повести. Разве он беззаботно играет? Ничего подобного. Он выпалывает баобабы, заботится о Розе, исследует Солнечную систему, заводит дружбу с Лисом и Авиатором… За всю повесть он совершает лишь один безответственный поступок - бросает Розу и свой астероид. И это так его гложет, что он идет на страшный риск, чтобы вернуться домой.

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


Иными словами, «Маленький Принц» прославляет ответственность, любознательность, готовность учиться и трудиться. Экранизация же, созданная режиссером «Кунг-фу панды » Марком Осборном , сводится к словам из песни советских лет: «Мы - маленькие дети, нам хочется гулять». Юная героиня готовится к занятиям в школе, куда не прошла по собеседованию (Девочка все же попала в школу, поскольку семья переехала в школьный микрорайон)? «Брось это скучное дело, - советует ей фильм. - Тусуйся с маразматичным стариком, который при первом знакомстве тебя чуть не угробил, обманывай маму, манкируй учебой… А потом садись в самолет, которым не умеешь управлять, и лети на поиски Принца. Потому что в нашей истории Принц - жалкий хлюпик, который не может сам себя спасти». И это при том, что де Сент-Экзюпери в одном из первых абзацев «Принца» замечает, что школьные занятия географией ему в жизни очень пригодились. Для летчика карта - важнейшая вещь!

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


Да, мультфильм Осборна - не лишенная увлекательности детская история. Да, мама Девочки перегибает палку, когда требует, чтобы та занималась чуть ли не круглосуточно. И да, у детей есть право на детство. Но де Сент-Экзюпери писал совсем о другом! Книга учит ответственности, а фильм - безответственности (Девочка и Авиатор знакомятся, когда оторвавшийся пропеллер биплана пробивает стену дома Девочки, и это подается как милая шалость). Книга прославляет труд фонарщиков, а фильм унижает уборщиков. Мол, их работа жалкая и недостойная. Книга отмечает, что учеба полезнее всего, когда книжное знание сочетается с практическим. Фильм же обвиняет книжное знание чуть ли не в зомбировании детей. Ни одного хорошего слова в адрес учебников от него не дождаться. И если в книге есть «странные» персонажи (с точки зрения Принца), но нет отрицательных, то в кульминации фильма бравая героиня противостоит зловещим Бизнесмену и Тщеславному Человеку, чтобы спасти от них Принца. Соответственно, картина заканчивается чередой экшен-сцен, хотя у де Сент-Экзюпери ничего подобного нет и в помине!

Кадр из мультфильма "Маленький принц"


Было бы куда лучше, если бы авторы ленты не мудрили и нарисовали простой как валенок мультфильм о девочке-заучке, которая с помощью нового знакомого обретает тягу к приключениям и совершает подвиг против зловредного большого бизнеса. Но, конечно, им хотелось присоседиться к одному из главных «брендов» французской литературы. И получилось, что использованные в мультфильме сцены «Маленького Принца» - про бузину, а история Девочки - про дядьку. И добро бы «Принц» де Сент-Экзюпери вошел в картину целиком - но нет, в мультфильм попала лишь половина книги. Те же фонарщики в картине не упоминаются, хотя астероид с фонарем по экрану все же пролетает. Видимо, как издевка над теми, кто надеялся, что если фильм называется «Маленький Принц», то в кадр попадут все приключения заглавного героя.

С графикой и анимацией, с другой стороны, у мультфильма все в порядке. Особенно обаятельны сцены, позаимствованные из книги, поскольку они переданы с помощью элегантной кукольной анимации. Однако основная, компьютерная часть «Принца» тоже заслуживает похвал. Обидно, что о сценарии ленты этого не скажешь - он больше раздражает, чем радует.

Ясным днем в июне 1942 года французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери обедал в нью-йоркском кафе «Арнольд» с редактором Куртом Хичкоком. Дела у него шли плохо: после роспуска французских войск и падения Парижа он сидел без работы, тяжело переживал гибель близкого друга, а экранизация его книги «Планета людей » откладывалась на неопределенный срок.

По привычке, как это часто случалось с ним во время посиделок в кафе, Сент-Экзюпери выводил на скатерти фигуру мальчика. Хичкок поинтересовался у приятеля: кого он изображает? «О, ничего особенного, - прозвучал ответ. - Маленького друга, которого ношу в своем сердце». И тут неожиданно для Антуана редактор предложил ему написать сказку о маленьком товарище для детей. Идея застала Экзюпери врасплох. К тому моменту он уже успел издать романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Цитадель » и «Планету людей» и стать обладателем Большой премии Французской академии и Национальной книжной премии США. Но вот сочинителем сказок он представлял себя с трудом.

Однако, очень скоро страдающий от депрессии Сент-Экс, как называли его друзья, обнаружит, что работа над волшебной историей для детей - именно то, что нужно ему в это непростое время. Писательство станет спасением, и через 9 месяцев, 6 апреля 1943 года, «Маленький принц » увидит свет.

Стоит отметить, что успех к печальной истории о наивном мальчике, прибывшем на Землю с крошечного астероида Б-612, пришел не сразу. Критики встретили ее довольно прохладно, а читатель попросту не понял. Лишь через год после выхода книги в журнале «Коммонвел» появилась рецензия критика Гарри Луи Бинса, который назвал произведение Экзюпери «грустной классикой, заставляющей плакать».

Пройдет еще несколько лет, и немецкий философ Мартин Хайдеггер назовет «Маленького принца» одним из величайших трудов экзистенциализма ХХ века.

О чем же хотел рассказать французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери своему читателю, создавая историю о золотоволосом мальчике, высокомерной Розе и преданном Лисе? И почему исследователи его творчества называют эту сказку автобиографичной? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаем вспомнить цитаты из произведения.

Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

В детстве его называли Тонио. Сын аристократов, он проводил свои счастливые годы между уютной квартирой в Лионе и фамильным замком Сен-Морис-де-Реманс, где летом помогал садовнику ухаживать за цветами, забирался вместе с сестрами на чердак в дождливые дни, устраивал бега улиток во время пикников в каштановом лесу и наблюдал, как по вечерам под кваканье лягушек фонарщик Сен-Мориса зажигает на улице одну лампу за другой.

Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.

Пройдут годы - и об этом беззаботном времени он будет вспоминать во время длительных перелетов и поездок в дальние страны, во время оккупации немецкими войсками Франции и вынужденной эмиграции в США. «Я не уверен, что жил после детства», - напишет он в письме матери.

Мальчик, прибывший на нашу Землю с другой планеты, - это маленький Тони, которого Сент-Экс однажды потеряет и по которому будет сильно скучать.

Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею.

В 12 лет он впервые поднялся на самолете в воздух. Машиной управлял знаменитый летчик Габриэль Вроблевски, и Антуан сразу полюбил это ощущение невесомости и волнения, которое испытываешь на высоте. Пройдет еще 10 лет, и он с успехом сдаст экзамен на гражданского летчика, а чуть позже - и на военного. На своем первом самолете с серийным номером А-612 он будет перевозить почту на участке Тулуза - Перпиньян, а затем - в Испанию и Дакар.

У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид Б-612». Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом.

Можно сказать, что летная карьера Экзюпери шла вверх. В октябре 1927-го его назначили начальником аэродрома в Кап-Джуби - ныне это городок Тарфая на окраине Марокко. В общей сложности в Западной Сахаре он тогда прожил три года.

Этот дикий мир бескрайних песков, населенный змеями и миниатюрными лисичками фенек, которых Экзюпери с восторгом описывал в письмах к сестре Диди, совсем не был похож на пустыню, созданную людьми. Именно в те годы, наполненные одиночеством, будущий литератор проникся безграничной любовью к Сахаре.

Мне всегда нравилось в пустыне. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видно. Ничего не слышно. И все же в тишине что-то светится.

В марте 1929 года срок службы Экзюпери в пустыне закончился. Вскоре он получил должность технического директора отделения авиакомпании «Аэропосталь» (позже вошла в состав «Эир Франс») в Аргентине. Это назначение стало для него судьбоносным: на жаркой латиноамериканской земле уже выросла Роза, которая однажды станет для него единственной на всей земле.

Ее звали Консуэло Суэнцин. Ей было 30, когда Экзюпери встретил ее в центре «Лос Амигос дель Арте» в Буэнос-Айресе. Предпочитавший обычно высоких блондинок, в тот вечер он не сводил глаз с миниатюрной брюнетки.

На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы - у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки.

С вечеринки они ушли вместе: на закате солнца он посадил ее в кресло второго пилота в свой самолет, а после полета над залитым электрическими огнями Буэнос-Айресом всю ночь напролет читал ей главы из еще недописанного «Южного почтового». Спустя годы в книге «Воспоминания розы» Консуэло напишет об этой встрече:

«Ночью я проснулась, и он напоил меня горячим бульоном. Потом показал фильм, который снял сам.

Это то, что я вижу после полетов, - пояснил он.

Образы сменяли друг друга под аккомпанемент странных индейских песен. Я больше не могла - слишком сильное впечатление производил этот человек, слишком богат был его внутренний мир». Через несколько дней она дала согласие стать его женой.

Это был очень гордый цветок.

Их союз был нелегким. Она была подругой Метерлинка и Дали , и Экзюпери страстно любил эту талантливую, своенравную и темпераментную женщину. Но вместе с тем - раздражался, обижался, злился, уходил и снова возвращался.

Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Сомнения, которые не раз испытывал писатель во время отношений с этой женщиной, в «Маленьком принце» он воплотил в образе поля, засеянного множеством роз. Время от времени у него появлялись любовницы - «красивые, но пустые», но именно «она напоила благоуханием и зажгла». И поэтому в уста Лиса он вложил важные слова: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу».

Именно Консуэлло убедила мужа прислушаться к совету редактора Хичкока и написать детскую сказку, именно о ней он думал во время ночных перелетов, глядя на звезды.

Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.

Угасшие кратеры на планете, где выросла эта прекрасная Роза - отсылка к трем вулканам Сальвадора, откуда жена Экзюпери была родом. Извержение одного из них - Исалько - Антуан застал во время поездки на родину Консуэло: покрытые застывшей магмой огнедышащие горы виднелись прямо из окон родительского дома.

У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший.

В конце 1935 года, измотанный постоянным стычками с Консуэло, Антуан решает совершить наиболее длительный перелет на самолете и побить мировой рекорд в 98 часов 52 минуты, добравшись из Парижа в Сайгон, что на юге Вьетнама. Несмотря на уговоры жены остаться, ранним утром 29 декабря он вместе с механиком сел в самолет и взлетел. Они пересекли Францию, затем Средиземное море, долетели до египетской Александрии, где, совершив дозаправку, отправились дальше - в зону бескрайних песков Сахары. Глубокой ночью, полагая, что Каир рядом, Экзюпери пошел на снижение... и на скорости 270 км/ч влетел в огромный песчаный массив. Самолет разбился, летчику с механиком повезло уцелеть. Но они оказались в центре бескрайней пустыни, их бак был пуст. Запас провианта также не внушал оптимизма: небольшой термос кофе, немного вина, несколько виноградин и апельсин. Уже под вечер они видели миражи и только через три дня, умирая от жажды и палящего солнца, были спасены бедуинами.

В первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок.

Во Францию они вернулись героями. Вскоре Экзюпери начнет работать над репортажами для газет, освещая Гражданскую войну в Испании, и займется подготовкой эссе для «Планеты людей».

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, он явился по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран. Его назначили в разведывательную эскадрилью 2/33, где он прослужил вплоть до капитуляции Третьей республики в мае 1940 года.

Ненависть к нацизму растет, желание бороться с ненавистным режимом усиливается с каждым днем. Не способный противостоять ужасам цивилизации, он опишет свой страх за человечество в наивном рассказе Маленького принца о могущественных баобабах, разрушающих планету.

Это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

Война отняла у Экзюпери родную Францию, в которой он провел счастливые годы детства, она лишила его близкого друга и напарника Анри Гийома, чей самолет был атакован итальянским истребителем. Ярый противник коллаборационистского режима Виши, в конце 1940 года он вынужден был покинуть оккупированную немцами родину и переехать в Америку.

Не люблю я выносить смертные приговоры. И вообще мне пора.

Здесь он ощутил себя, как в настоящей пустыне - среди небоскребов и толп равнодушных людей, бездумно блуждающих по улицам и не способных радоваться простым вещам. Летом 1942 года, страдая от жары, нависшей над Манхэттеном (ее хорошо описал Сэлинджер в повести «Выше стропила, плотники»), он пишет в «Письме заложнику»: «Пустыня совсем не там, где кажется. В Сахаре несравнимо больше жизни, чем в столице, и людный город, полный суеты, - та же пустыня, если утратили силу магнитные полюса жизни».

Это обращение от лица эмигранта к сорока миллионам французов появилось одновременно с «Маленьким принцем» и во многом перекликалось с наивной детской сказкой, герой которой не разделяет ценности короля и делового человека. В «Письме заложнику» Экзюпери повторяет простую истину: превыше всего стоит ценить простые вещи - радость улыбки, тепло дружбы, о которых люди забывают в век господства тирании и коммерции.

Будь у меня пятьдесят три свободных минуты, я бы просто-напросто пошел к роднику.

Через две недели после выхода «Маленького принца» в американском издательстве, он покидает США. «Я не могу находиться вдали от тех, кто испытывает голод», - пишет он и присоединяется к войскам свободной Франции де Голля в Алжире, чтобы продолжить свою борьбу за детские мечты во взрослом мире.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

«Маленький принц» - это сказка об одиночестве. Заблудившийся герой этой истории напоминает современного человека, который живет на планете, где все меньше шансов найти «садовника для людей». Маленький Тони потерялся во взрослом мире. Счастливый ребенок, любивший запах цветов и шум дождя, стал разочаровавшимся взрослым. Человечество перестало ценить поэзию, краски и любовь.

31 июля 1944 года, прямо накануне своей смерти, он написал: «Если меня собьют, я ни о чем не буду жалеть. Меня ужасает грядущий муравейник. Ненавижу добродетель роботов. Я был создан, чтобы стать садовником». В свой последний полет он отправился, размышляя о том, что «жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами больше нельзя» - и не вернулся обратно.

Было это самоубийство, дезертирство или авария - никто не знал. Экзюпери пропал бесследно. Только в 1998 году, спустя 45 лет после исчезновения летчика, рыбак у побережья Марселя нашел браслет с выгравированными надписями «Антуан» и «Косуэло» и нью-йоркским адресом издательства, которое опубликовало «Маленького принца». Еще через 5 лет обломки самолета, на котором Сент-Экс совершал свой последний полет, были найдены на дне Средиземного моря.

И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда - очень прошу вас! - не забудьте утешить меня в моей печали. Скорей напишите мне, что он вернулся...

В повести-сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери речь идет о мальчике, который видит окружающий мир не так, как обычные люди. Начинается это произведение с посвящения автора своему лучшему другу – Леону Верту.

Еще в шесть лет автор повести увидел в книге изображение удава, глотающего жертву, находясь под впечатлением от картинки, он решил нарисовать это. Но взрослые неправильно поняли творчество ребенка, увидев в запечатленном обычную шляпу.

Мальчик не падал духом и решил еще раз доказать свое видение, изобразив слона, находящего внутри змеи. Взрослые и на этот раз совершенно его не поняли, попросили вовсе больше ничего не рисовать, а заниматься точными науками. Автор сказки-повести вырос, художником он так и не стал, выбрал другую профессию – летчика. И долгое время упорно, но безрезультатно пытался найти тех, кто смог бы его понять.

Шесть лет назад наш автор-летчик вынужден был сделать посадку в Сахаре. Здесь то и состоялась встреча с удивительным человечком, который просил нарисовать ему барашка. Автор честно признался малышу, что с рисованием у него не все гладко и показал в доказательство своих слов тот злополучный рисунок. Как ни странно, но незнакомец легко определил, что изображено на картинке, никакой шляпы он там не видел. Правда, слон и удав показались ему опасными животными, и он просил нарисовать всего лишь крошечного барашка.

Летчику пришлось сделать несколько набросков, но ни один не понравился малышу. Закончилось это занятие тем, что автор изобразил ящик, внутри которого, по его словам, находится именно тот барашек, которого так мечтал увидеть ребенок.

Разговорившись с Маленьким принцем, летчик догадался, что тот прилетел с крошечного астероида «В 612».

Четвертый день принес новое открытие. Маленький принц рассказал, что любит любоваться закатами.

На пятый же день произошло неприятное событие – мальчик растрогался до слез, потому что боялся, что барашек съест его любимый цветок, не испугавшись даже его шипов.

Вообще все цветы на планете Маленького принца были маленькими и невзрачными. Главная их особенность в том, что, распускаясь утром, к вечеру они уже увядали. А однажды появился новый росток, который спустя некоторое время превратился в прекрасный цветок – розу, отличающуюся горделивостью. Маленький принц досадовал на очаровательную капризулю, но вскоре понял, что любить Розу нужно за ее неповторимый и ни с чем несравнимый запах.

Перед тем, как отправиться в путешествие, мальчик сделал уборку – почистил вулканы. Он во всех делах был таким обстоятельным, хоть и маленьким.

Первый астероид, на который высадился малыш, познакомил его с разумным королем, не требующим от подчиненных того, чего они выполнить не могли.

А вот на второй планете жил честолюбец. Маленький принц отнесся к нему с большим почтением. На третьей планете знакомство было менее приятным – там жил пьяница.

На четвертом астероиде обитал деловой человек. Углубившись в складывание чисел, он не сразу смог отвлечься и даже не помнил, что и для чего считал. Этот деловой человек именовал себя владельцем звезд, вот только не мог связно растолковать, какая вообще польза от звезд и зачем они нужны.

Пятая планета была самой маленькой по размеру. Здесь путешественник завел знакомство с фонарщиком. Вся жизнь этого человека заключалась в том, что он зажигал и тушил фонарь.

Шестой астероид был огромным. Обитающий на нем старик увлекался географией и писал многостраничные книги. Именно он рассказал Маленькому принцу, что есть планета Земля и посоветовал побывать на ней.

Что же увидел путешественник на нашей планете? Оказалось, на ней живет множество тех, кого он уже повстречал. Есть здесь и пьяницы, и короли, и те, кто зажигает фонари, а общая масса населения составляет два миллиарда людей.

Маленький принц оказался в пустыне. Пересекая ее, он завел беседу с неприметным цветком, который поделился с ним своим мнением о людях. Видел же он их в составе проходившего однажды каравана.

Путешественник хотел поприветствовать людей и забрался на гору. Оттуда открылся вид на острые скалы. И больше ничего в округе не было. Маленький принц долго искал дорогу и, наконец, набрел на сад, в котором росло огромное множество роз. Малыш расстроился от осознания того факта, что его любимица не единственная и неповторимая. Это открытие снова обернулось слезами. В этот момент появился Лис.

Маленький принц хотел поиграть с животным, но для того, чтобы это сделать, необходимо сначала приручить зверя. Процесс этот не сложен – приходить в одно и то же время и с каждым днем придвигаться все ближе.

Мальчик быстро приручил Лиса, но долго оставаться на земле он не мог и снова собрался в дорогу. На прощание зверь открыл ему важный секрет: человек должен отвечать за тех, кого приручил.

Летчик допил воду и решил остановить рассказ необыкновенного человечка, которого он встретил. Автор поведал принцу, что ему придется умереть. Малыш захотел пить, и они вдвоем отправились к роднику. Когда ребенок уснул, автор поднял его и пошел дальше.

На пути им встретился колодец, и мальчику захотелось испить из него воды. Маленький принц не реагировал на расспросы, оставался равнодушным и грустным. Автор понял, что он хочет вернуться домой. Ради этого он даже подговаривал змею, чтобы та отравила его ядом.

Мальчик все же вернулся на родную планету, забрав с собой воспоминание о колодце. О себе он тоже оставил память – смех.

Шесть долгих лет летчик никому не рассказывал об этом удивительном знакомстве. Но все время смотрел на небо и вспоминал маленького необыкновенного человечка, гадая, как же там живет его друг Маленький принц.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.