Конспект действия военнослужащего в бою. Ход занятия. Объекты и характер звука

Общевойсковой бой, виды боя

1.1. Общевойсковой бой

Бой - основная форма тактических действий, представляет собой организованные и согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей и подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.

Бой может быть общевойсковым, противовоздушным, воздушным и морским.

Общевойсковой бой ведется объединенными усилиями соединений, частей и подразделений Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Воздушно-десантных войск, а на приморском направлении и силами Военно-Морского Флота. В ходе общевойскового боя соединения (части, подразделения) могут решать боевые задачи совместно с войсками, воинскими формированиями и органами других войск Российской Федерации (Далее, если не оговорено особо, - другие войска).

Характерными чертами современного общевойскового боя являются: высокая напряженность, скоротечность и динамичность боевых действий, их наземно-воздушный характер, одновременное мощное огневое и радиоэлектронное воздействие на всю глубину построения сторон, применение разнообразных способов выполнения боевых задач, сложная тактическая обстановка.

Общевойсковой бой требует от участвующих в нем подразделений непрерывного ведения разведки, умелого применения вооружения и военной техники, средств защиты и маскировки, высокой подвижности и организованности, полного напряжения всех моральных и физических сил, непреклонной воли к победе, железной дисциплины и сплоченности.

Общевойсковой бой может вестись с применением только обычного оружия или с применением ядерного оружия, других средств массового поражения, а также оружия, основанного на использовании новых физических принципов.

Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы, ракеты в обычном снаряжении, боеприпасы объемного взрыва (термобарические), зажигательные боеприпасы и смеси. Наиболее высокой эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия.

Основой ведения боя с применением только обычного оружия является последовательный разгром подразделений противника. При этом важное значение будут иметь их надежное огневое и радиоэлектронное поражение с одновременным воздействием на его резервы и важные объекты в глубине, своевременное сосредоточение сил и средств для выполнения поставленных задач.

Ядерное оружие является наиболее мощным средством поражения противника. Оно включает все виды (типы) ядерных боеприпасов со средствами их доставки (носителями ядерных боеприпасов).

К оружию, основанному на использовании новых физических принципов, относится лазерное, ускорительное, сверхвысокочастотное, радиоволновое и другое.

1.2. Виды боя

Основными видами общевойскового боя являются наступление и оборона.

Оборона имеет целью отразить наступление (атаку) превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать опорный пункт (позицию, объект) и тем самым создать выгодные условия для последующих действий.

Оборона должна быть устойчивой и активной, способной противостоять ударам противника с применением всех видов оружия, отразить наступление его превосходящих сил, их атаку с фронта и флангов. Она должна быть подготовлена к длительному ведению боя в условиях применения противником высокоточного оружия, средств массового поражения и радиоэлектронной борьбы.

Устойчивость и активность обороны достигаются: выдержкой, стойкостью и упорством обороняющихся подразделений, их высоким моральным духом; искусно организованной обороной и системой огня; непрерывной разведкой противника; тщательной маскировкой занимаемых позиций и рубежей; умелым использованием выгодных условий местности, ее инженерного оборудования и применением неожиданных для противника способов ведения боевых действий; своевременным маневром подразделениями (огневыми средствами) и огнем; незамедлительным уничтожением противника, вклинившегося в оборону; постоянным выполнением мероприятий по радиационной, химической и биологической защите, защите от высокоточного оружия и информационно-психологического воздействия противника; упорным и длительным удержанием опорных пунктов (позиций, рубежей); всесторонним обеспечением и подготовкой личного состава к длительному ведению боевых действий, в том числе и в условиях полного окружения.

Взвод (отделение, танк) должен упорно оборонять занимаемый опорный пункт (позицию, рубеж) и не оставлять его без приказа старшего начальника.

Оборона может готовиться вне соприкосновения с противником или в условиях непосредственного соприкосновения с ним, продолжительное время или в короткие сроки.

Оборона взвода (отделения, танка) включает последовательное выполнение ряда тактических задач, основными из которых являются: занятие и построение обороны; уничтожение подразделений противника при их развертывании и переходе в атаку; отражение атаки его подразделений и удержание занимаемых опорных пунктов (позиций); уничтожение (разгром) подразделений противника, ворвавшихся на передний край и вклинившихся в оборону.

Наступление.

Наступление проводится в целях разгрома противостоящего противника, овладения назначенным объектом и создания условий для ведения последующих действий. Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении войск в глубину его боевого порядка, уничтожении и пленении живой силы, захвате вооружения, техники и различных объектов. Под разгромом понимается нанесение противнику такого ущерба, при котором он теряет способность к сопротивлению.

Личный состав взвода (отделения, танка), используя результаты огневого поражения противника, должен вести наступление с полным напряжением сил, непрерывно днем и ночью, в любую погоду и в тесном взаимодействии с другими подразделениями разгромить противостоящего противника.

В зависимости от обстановки и поставленных задач наступление может вестись на обороняющегося, наступающего или отходящего противника.

В зависимости от готовности обороны противника и степени его огневого поражения наступление взвода (отделения, танка) на обороняющегося противника осуществляется с выдвижением из глубины или из положения непосредственного соприкосновения с ним.

Наступление взвода (отделения, танка) включает последовательное выполнение ряда тактических задач, основными из которых являются: занятие исходного положения для наступления; выдвижение к рубежу перехода в атаку, развертывание элементов боевого порядка и сближение с противником; преодоление инженерных заграждений и естественных препятствий; атака и овладение указанным объектом; развитие наступления в глубине обороны и преследование противника.

Наступление с выдвижением из глубины обычно начинается из исходного района последовательным развертыванием подразделений для атаки с ходу.

Для обеспечения организованного выдвижения подразделений и одновременной атаки противника назначаются: маршрут выдвижения, исходный пункт, рубежи развертывания, рубеж перехода в атаку, а при атаке в пешем порядке для мотострелковых подразделений - рубеж спешивания.

Для согласования действий мотострелковых, танковых, гранатометных подразделений, а также артиллерийских подразделений, ведущих огонь с закрытых огневых позиций, назначается рубеж безопасного удаления от разрывов своих снарядов и мин (гранат). Безопасное удаление для мотострелковых подразделений, атакующих в пешем порядке, - 400 м, атакующих на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), - 300 м; для танковых подразделений - 200 м.

В случае применения ядерного оружия указывается рубеж безопасного удаления, при подходе к которому войска принимают необходимые меры защиты.

Для мотострелковых подразделений на автомобилях могут назначаться места посадки десантом на танки. При этом для автомобилей назначаются места сбора. Вызов их к своим подразделениям осуществляется по команде командира роты.

Наступление на обороняющегося противника из положения непосредственного соприкосновения с ним начинается в заранее созданном боевом порядке с исходных позиций рот, которые занимаются после необходимой перегруппировки или со сменой обороняющихся подразделений. Рубеж перехода в атаку, как правило, назначается по первой траншее.

На исходной позиции роты мотострелковые взводы (отделения) со средствами усиления располагаются в траншеях и прилегающих ходах сообщения, а боевые машины пехоты (бронетранспортеры) занимают огневые позиции рядом со своими отделениями или позади них. При невозможности скрытного занятия боевыми машинами пехоты (бронетранспортерами) огневых позиций со своим взводом они могут располагаться на исходной позиции приданного (взаимодействующего) танкового подразделения или оставаться на огневых позициях занимаемых до перегруппировки (смены). Управление ими осуществляет заместитель командира взвода.

Танковый взвод может располагаться в составе подразделения первого эшелона на огневых позициях, на исходной позиции роты на удалении 2-4 км или на выжидательной позиции батальона на удалении 5-7 км от переднего края обороны противника.

Гранатометный взвод занимает позицию за ротами первого эшелона на удалении от них до 300 м, а противотанковый взвод - до 100 м. Противотанковое отделение роты позицию занимает обычно в траншее на направлении сосредоточения основных усилий роты.

Огневые средства, выделенные для ведения огня прямой наводкой, располагаются на огневых позициях на удалении, обеспечивающем эффективное выполнение огневых задач.

При наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником со сменой обороняющихся войск мотострелковый взвод в составе роты выдвигается в район встречи с проводниками и, спешившись, по скрытым путям, а в последующем по ходам сообщения и траншеям выходит на свою исходную позицию и занимает ее, принимая от сдающего подразделения опорный пункт (позицию), схему опорного пункта (карточку огня), формуляр минного поля и все имеющиеся данные о противнике. Боевые машины пехоты (бронетранспортеры) располагаются в укрытиях на направлении действий своих подразделений и выдвигаются к ним, как правило, во время огневой подготовки. Автомобили остаются в назначенном месте сбора в готовности к перемещению.

Перегруппировка может осуществляться по фронту или с отводом подразделений в глубину.

При перегруппировке по фронту личный состав мотострелкового взвода по траншеям и ходам сообщения скрытно выдвигается на исходную позицию роты и занимает исходное положение для наступления, при необходимости дооборудует занимаемый участок траншеи дополнительными ячейками; подготавливает приспособления для выскакивания из траншей, доснаряжает магазины (ленты), подготавливает к действию ручные гранаты.

Боевые машины пехоты (бронетранспортеры) взвода остаются на своих огневых позициях и выдвигаются ко взводу во время огневой подготовки наступления. Боевые машины пехоты в период огневой подготовки наступления могут привлекаться для ведения огня прямой наводкой с занимаемых позиций либо с началом огневой подготовки выдвигаться на новые для уничтожения назначенных целей.

Гранатометный (противотанковый) взвод, как правило, занимает позиции, на которых отрывает и оборудует окопы.

Если осуществляется смена роты вновь прибывающим подразделением, то мотострелковый взвод в составе роты скрытно, используя траншеи и ходы сообщения, выходит в район сбора, а затем перемещается на исходную позицию роты во второй или третьей траншее.

Танковый взвод остается обычно в своем опорном пункте и используется для ведения огня прямой наводкой. Выдвижение на рубеж перехода в атаку он осуществляет во время огневой подготовки наступления из занимаемого опорного пункта.

При переходе противника в наступление смена (перегруппировка) прекращается и все подразделения отражают его атаку. Управляет боем командир сменяемого подразделения. Ему подчиняются и прибывшие для смены подразделения.

Тактическая подготовка
Учебные вопросы:
1. Действия солдата в наступлении.
2. Подготовка к атаке и действия в
наступлении, выскакивание из траншеи и
движение в атаку. Преодоление заграждений.
3. Атака переднего края обороны противника.
4. Продвижение вперед различными
способами в сочетании с огнем.
Осуществление маневра.
3

Тактическая подготовка
Наступление
один из основных видов общевойскового боя
Цели наступления
разгром противника
овладение важными районами
(рубежами, объектами) местности
Сущность наступления
поражение
противника
всеми
средствами
решительная
атака
стремительное
продвижение
уничтожение
и пленение
живой силы
захват оружия,
техники и
намеченных
районов
местности

Тактическая подготовка
Наступление проводится 2 способами:
- с ходу;
- из положения непосредственного соприкосновения
с противником.
Атака - стремительное движение танковых и
мотострелковых подразделений в боевом порядке в
сочетании с огнем из танков, БМП и другого оружия в
целях уничтожения противника.
Существует 2 способа атаки:
- в пешем порядке;
- на БМП.

Тактическая подготовка
НАСТУПЛЕНИЕ С ХОДУ
При атаке на БМП (БТР)
при развертывании
взвода в боевую линию
механик-водитель
выводит БМП (БТР) на
свое направление и ведет
машину за танком на
удалении 100-200 м.
Минное поле
преодолевается с
использованием трала,
имеющегося на танке, а
при отсутствии трала - по
проделанному проходу.

Тактическая подготовка
После преодоления заграждений механик-водитель в
установленное время выводит машину на передний
край обороны противника и продолжает вести ее в
глубину обороны, выдерживая направление
наступления.

Тактическая подготовка
Наводчик-оператор из пушки
и пулемета уничтожает
огневые средства, в первую
очередь противотанковые.
Автоматчики и
пулеметчики
уничтожают
противника через
бойницы.

Тактическая подготовка
При атаке в пешем порядке
по команде командира
«Отделение,
приготовиться к
спешиванию» солдат ставит
оружие на предохранитель и
готовится к спешиванию.
С выходом БМП (БТР) на
рубеж спешивания механикводитель по команде
командира «К машине»
замедляет движение или
делает короткую остановку.
Спешивание производится:
из БМП - через заднюю
дверь; из БТР - через люки.

10.

Тактическая подготовка
Солдат, выскочив из машины, по команде командира
«Отделение, в направлении такого-то предмета,
направляющий - такой-то - к бою, вперед» или
«Отделение, за мной - к бою» занимает свое место в
цепи с интервалом между солдатами 6-8 м (8-12
шагов), открывает огонь на ходу, бегом или
ускоренным шагом продолжает движение к
переднему краю.

11.

12.

Тактическая подготовка
При подходе к минному полю по команде командира
«Отделение, за мной, в колонну по одному (по два), в
проход в минном поле, бегом - марш» пулеметчик
первым выдвигается к проходу, огнем прикрывает
движение отделения, а остальные солдаты в колонне
вслед за танком или по проделанному проходу под
прикрытием огня БМП (БТР) преодолевают минное
поле.

13.

14.

Тактическая подготовка
Преодолев минное поле, солдат по команде
командира «Отделение, к бою - вперед» вновь
занимает свое место в цепи, ведя огонь на ходу,
стремительно продвигается к объекту атаки.

15.

16.

Тактическая подготовка
Приблизившись к траншее противника на 30-35 м,
солдат по команде командира «Гранатой - огонь»
бросает гранату в траншею и стремительным
рывком, с криком «Ура» врывается на передний край
обороны, уничтожает противника огнем в упор и
безостановочно продолжает атаку.

17.

Тактическая подготовка
В бою в траншее, солдат продвигается как можно
быстрее. Перед тем как войти в излом траншеи,
солдат бросает гранату и делает 1-2 очереди из
автомата («прочесывает огнем»).

18.

Тактическая подготовка
Проволочные
заграждения в виде
«ежей» и «рогаток»,
поставленные в
траншее,
выбрасываются
наверх штыком или
подрываются
гранатой.
Если это сделать
невозможно, следует
скрытно обойти такой
участок поверху.

19.

Тактическая подготовка
Продвигаясь по траншее, нужно
внимательно смотреть, нет ли в
ней мин-сюрпризов и других
взрывных устройств. При
обнаружении минно-взрывных
заграждений их необходимо
обезвредить, а при невозможности
обезвредить - поставить
предупредительный знак.
Уничтожать противника в этих
условиях ОЧЕНЬ СЛОЖНО, солдат
должен рассчитывать на свое
оружие и свои силы, применяя
при этом штык, удары прикладом,
магазином или пехотной лопатой,
гранаты и огонь в упор.

20.

Тактическая подготовка
В глубине обороны противника солдат, не отклоняясь
от направления наступления и используя складки
местности, выходит в составе отделения на фланг
или в тыл противника и уничтожает его.
БМП (БТР), продвигаясь сзади наступающих или в их
цепи, огнем из орудия, ПТУР или пулемета
поддерживает бой.

21.

Тактическая подготовка
Гранатометчик и пулеметчик продвигаются вблизи
командира отделения и уничтожают противника по
его команде или самостоятельно.
Снайпер поражает в первую очередь наиболее
опасные цели (расчеты ПТУР и пулеметов, а также
офицеров противника).

22.

Тактическая подготовка
При ослаблении сопротивления противника солдат,
наступающий в пешем порядке, по команде
командира производит посадку в машину.

23.

Тактическая подготовка
Механик-водитель БМП (БТР)
догоняет цепь, а затем
замедляет движение машины
или останавливает ее.
Солдат по команде командира
«К машине» бегом выдвигается
к своей машине, ставит оружие
на предохранитель, затем по
команде «По местам»
производит посадку,
изготавливается для ведения
огня на ходу.
Наводчик-оператор БМП во
время посадки наблюдает за
противником и уничтожает
обнаруженные цели.

24.

Тактическая подготовка
Солдат, продолжая наступление на БМП (БТР), с
подходом к опорному пункту вновь спешивается и
атакой в составе отделения во фланг и тыл
уничтожает противника.

25.

Тактическая подготовка
Наступление из положения непосредственного
соприкосновения с противником начинается из
исходного положения - траншеи, которые солдат
занимает скрытно, в указанное командиром время.
До перехода в атаку солдат по команде командира
ведет по противнику огонь, а перед атакой пополняет
запас патронов и ручных гранат до нормы.
25

26.

Тактическая подготовка
При подходе танков к позиции отделения по команде
командира «Отделение, приготовиться к атаке»
солдат дозаряжает оружие, снимает его с
предохранителя, вставляет запалы к гранатам,
присоединяет штык-нож.
Как только танки пройдут позицию отделения, по
команде «Отделение, в атаку - вперед» солдат
выскакивает из траншеи и двигается вперед бегом
или ускоренным шагом вслед за танком.
26

27.

Тактическая подготовка
Преодоление минно-взрывных заграждений и атака
переднего края обороны осуществляются так же, как
и при наступлении с ходу в пешем порядке.
27

28.

Тактическая подготовка
В ходе атаки солдат наблюдает за местностью, чтобы
своевременно обнаружить и уничтожить противника,
который будет стремиться использовать каждую
складку местности, чтобы уничтожить или
остановить танки и отсечь от них атакующих солдат,
вынудив их залечь.
Поэтому каждый солдат должен быстро реагировать
на действия противника, уничтожать огневые
средства и живую силу противника.
28

29.

Тактическая подготовка
Атака из положения НСП возможна и на БМП (БТР).
В этом случае посадка солдата в них осуществляется
во время огневой подготовки атаки. Для посадки БМП
(БТР) по команде командира скрытно подходит к
своему отделению и делает остановку.
Солдат по командам командира «Отделение - к
машине», «По местам» занимает свое место в
машине и с переходом в атаку - открывает огонь с
ходу.
29

30.

Тактическая подготовка
Атака и развитие наступления в глубину
осуществляются также, как и при наступлении с ходу
на БМП (БТР).
30

31.

Тактическая подготовка
При отражении контратаки превосходящего по силе
противника солдаты по команде командира
отделения занимают позицию на указанном рубеже и
огнем с места уничтожают контратакующего
противника, после чего продолжают наступление.
31

32.

Тактическая подготовка
Когда будет обнаружен отход противника,
подразделения приступают к преследованию.
Чтобы не дать противнику возможности отойти и
занять оборону на новом рубеже, преследование
ведется днем и ночью.
Солдат, преследуя противника, использует складки
местности, выходит на пути отхода противника,
сковывает его действия и атакой в составе
отделения наносит ему поражение.
Солдат преследует противника, как правило, в
составе отделения на БМП (БТР).
32

33.

Тактическая подготовка
Благодарю за внимание

План лекции

1. Солдат-наблюдатель.

2. Солдат в наступлении.

3. Солдат в обороне.

4. Солдат дозорный.

Краткий конспект лекции

Успешное выполнение боевой задачи достигается при уме­лом и четком выполнении личным составом подразделения в целом и каждым солдатом в отдельности обязанностей, опре­деленных Боевым уставом. В общевойсковом бою неизмеримо повышается роль сержантов и солдат. Для достижения победы над врагом они должны в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять в бою. Кроме того, каждый солдат должен быть готов заменить при необходи­мости выбывшего из строя товарища, поэтому знание смежной воинской специальности является обязательным.

1. Солдат-наблюдатель

Наблюдение является одним из наиболее распространенных способов ведения разведки противника и местности. Наблюде­ние организуется во всех видах боевой деятельности войск и ведется непрерывно днем и ночью. В условиях ограниченной видимости наблюдение ведется с применением приборов ноч­ного видения и других технических средств, средств освещения местности и дополняется подслушиванием.

Каждый солдат обязан непрерывно и целеустремленно вести наблюдение за полем боя, т. е. за противником и местностью, и добывать важные сведения о характере его действий. Наблю­дением в годы войны выявлялись и подтверждались сосредото­чение войск противника для перехода в наступление, располо­жение его огневых средств, боевой техники, пунктов управле­ния, инженерных заграждений и другие сведения.

Наблюдение в подразделениях организуется командирами подразделений и ведется наблюдателями с наблюдательных постов и командно-наблюдательных пунктов.

Наблюдатель обычно назначается из числа специально под­готовленных солдат и сержантов. Он должен уметь хорошо ори­ентироваться на местности днем и ночью, обладать хорошей выучкой в ведении разведки наблюдением, зрительной памятью, огромной выдержкой и терпением, быть выносливым, сообра­зительным, хладнокровным,

Наблюдатель обязан:

Уметь: выбирать, оборудовать и маскировать место для наблюдения; ориентироваться на местности в любое время года и суток; определять расстояние до целей (объектов); пользо­ваться приборами наблюдения и средствами связи.

Знать: разведывательные признаки основных видов воору­жения и боевой техники противника; анализировать сведения; вести записи в журнале наблюдения и четко докладывать о результатах наблюдения командиру (старшему наблюдатель­ного поста).

Наблюдателю для ведения разведки противника назначается сектор (полоса), а иногда район или объект наблюдения. Сек­тор для наблюдения назначается тогда, когда наблюдение за противником ведется на пересеченной местности. Если местность позволяет наблюдать вперед и в стороны, и поставлена задача вести наблюдение и за своими подразделениями, назначается полоса. В тех случаях, когда необходимо выявить противника или следить за его действиями в каком-либо районе местности, для наблюдения назначается район.

Для выполнения задачи наблюдатель обеспечивается штат­ными приборами наблюдения.

Наблюдатели танковых подразделений, экипажей танков на­блюдение ведут обычно непосредственно из танков.

Задача наблюдателю ставится, как правило, на местности, откуда будет вестись наблюдение. При постановке задачи на­блюдателю указываются:

Ориентиры и кодированные (условные) наименования местных предметов;

Сведения о противнике и своих подразделениях;

Место для наблюдения;

Сектор (полоса), район (объект) наблюдения, за чем наблюдать и на что обратить особое внимание;

Направления вероятного подлета самолетов (вертолетов) противника;

Порядок доклада результатов наблюдения, сигналы опо­вещения.

Пример постановки задачи наблюдателю (вариант)

Ориентиры: первый - перекресток дорог; второй - от­дельное дерево; третий - столб с подпоркой; четвертый - угол дома.

Передний край обороны противника проходит: по опуш­ке леса, зап. склоны высоты «Круглая», ор. 3, изгиб дороги.

Подразделения роты перешли к обороне на рубеже роща «Зеленая», мост. Место для наблюдения - здесь (окоп в траншее).

Наблюдать в секторе отдельное дерево, ор. 3 и устано­вить места расположения танков, ПТУР, окопов и инженер­ных заграждений в районе высоты «Круглая». Особое вни­мание обратить на перемещение живой силы и техники про­тивника. Возможное направление действий вертолетов про­тивника ор. 4, роща «Зеленая». Об изменениях обстановки докладывать мне немедленно голосом.

Эффективность наблюдения в значительной степени зависит от умения выбирать и оборудовать место для наблюдения с таким расчетом, чтобы оно обеспечивало хороший обзор, скрыт­ный подход, маскировку и защиту от поражения огневыми средствами.

При выборе места для наблюдения необходимо проявлять максимум находчивости и изобретательности. Выбранное место маскируется так, чтобы не вызывать у противника подозрения. Наиболее надежным укрытием наблюдателя является окоп. Место для наблюдения может быть выбрано в траншее, в спе­циально оборудованном сооружении или в другом удобном для наблюдения месте.

Как показывает опыт боевых действий, наблюдатели часто располагаются в подбитых вражеских танках, окопах, местах, замаскированных под кочку, камень, пень и др. Следует, одна­ко, помнить, что при маскировке мест для наблюдения наблю­датели противника ведут учет каждого заметного местного пред­мета, поэтому появление новой «кочки» или «пня» может вы­звать у них подозрение и усилит наблюдение.

При выборе места для наблюдения необходимо помнить, что наблюдатель должен все видеть и слышать, а сам оставаться незамеченным (рис. 3). Для этого нельзя выбирать место для наблюдения вблизи ярко выраженных ориентиров, нельзя вы­двигаться на вершины высот, холмов, курганов, барханов, что­бы не вырисовываться на горизонте.

На открытом месте наблюдатель выбирает место для наблю­дения с таким расчетом, чтобы окраска его одежды и вооруже­ние сливались с естественной окраской местности. При распо­ложении около местных предметов (дерево, столб, пень, куст, камень и т. п.) надо вести наблюдение лежа, находясь с тене­вой стороны.

При выборе места для наблюдения в населенном пункте наблюдатели располагаются в стенах разрушенных домов, на чердаках, верхних этажах и развалинах. Располагаясь на чер­даках или за заборами, они могут вести наблюдение через щели и отверстия. Иногда могут использоваться для наблюде­ния заводские трубы. Однако следует иметь в виду, что про­тивник будет стремиться артиллерийским огнем разрушить объ­екты и местные предметы, которые могут быть использованы для наблюдения. В лесу и кустарнике лучше всего располагаться для наблю­дения несколько в глубине от опушки, в тени деревьев, на зем­ле или на деревьях.

При выборе места для наблюдения в лесу дерево надо вы­бирать толстое, суковатое, ствол которого закрыт со стороны противника густыми ветками. Внешне и своими размерами оно не должно резко выделяться на общем фоне лесного массива. Для размещения наблюдателя на дереве обычно устраивается площадка из сучьев и веток.

Места для наблюдения в горной местности выбираются на скатах и отрогах господствующих высот, у скал и утесов. Не­обходимо помнить, что в горах даже с самого удачно выбран­ного места можно просматривать не более 30-40% лежащей впереди местности. Поэтому для наблюдения за отдельным на­правлением выбирается не менее 2-3 мест для наблюдения. Иметь место для наблюдения непосредственно на вершинах гор и у резко выделяющихся местных предметов не рекомен­дуется. В этом случае положение наблюдателя хорошо проек­тируется на фоне неба.

Неправильно

Правильно

Рис. 3 . Выбор места для наблюдения

Работа наблюдателя по ведению разведки начинается с де­тального изучения местности в указанном ему секторе (по­лосе) .

Вести наблюдение необходимо в определенной последова­тельности. Если наблюдатель будет осматривать местность без всякой системы, беспорядочно переводить взор с одного места на другое, он может не обнаружить противника.

Для удобства наблюдения необходимо разделить заданный сектор (полосу) наблюдения на зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю, обозначая их условными линиями по местным пред­метам. Ближняя зона включает участок местности в пределах видимости мелких предметов, объектов и целей (до 400 м). Средняя зона намечается в пределах видимости выделяющихся местных предметов (обычно от 400 до 800 м). Дальняя зона включает весь участок местности до пределов видимости с по­мощью оптических приборов. Граница зон намечается на мест­ности по ориентирам или местным предметам.

Как правило, наблюдатель осматривает вначале местность невооруженным глазом, а затем с помощью оптических прибо­ров те участки, на которых возможно расположение объектов противника.

Наблюдение начинается обычно с ближней зоны и ведется справа налево путем последовательного осмотра местности и местных предметов. Наблюдатель, осмотрев, справа налево ближнюю зону, взглядом возвращается по ней обратно, как бы проверяя себя, затем осматривает в таком же порядке среднюю и дальнюю зоны. Применение оптических приборов повышает эффективность наблюдения, дает возможность обозревать объ­екты и цели, невидимые или плохо видимые невооруженным глазом. Однако длительное наблюдение с оптическим прибором утомляет зрение и ограничивает сектор одновременного обзора. Поэтому наблюдение с оптическим прибором следует чередо­вать с наблюдением невооруженным глазом. При наблюдении в средней и дальней зонах выгоднее первоначально отыскивать объект (цель) невооруженным глазом и лишь после того, как цель выявлена, необходимо приступить к его изучению с по­мощью оптического прибора.

Обнаружив цель, наблюдатель обязан определить ее поло­жение на местности и расстояние до нее.

Положение цели на местности определяется по ее угловой величине от ближнего ориентира (вправо, влево) в тысячных и по удалению относительно этого ориентира (дальше, ближе) в метрах.

С высокой точностью можно определить положение цели в том случае, если наблюдатель в совершенстве владеет основ­ными способами измерения углов и определения расстояния. Рассмотрим порядок измерения углов с помощью бинокля. Цена малого деления угломерной сетки бинокля равна 5 тысячным (0-05), большого деления-10 тысячным (0-10). Для опреде­ления угла между ориентиром и целью необходимо совместить один из штрихов сетки бинокля с ориентиром, подсчитать коли­чество делений до цели и полученное число умножить на цену деления. Например, расстояние между обнаруженной целью и ориентиром 4 малых деления, значит, угол между ними будет равен 4X0-05 = 0-20. Если шкала бинокля не захватывает пол­ностью угол, то он измеряется по частям. Можно измерять углы с помощью линейки, пользоваться подручными средствами (ка­рандашом, спичечной коробкой и др.).

Определение расстояния до обнаруженной цели противника можно осуществлять по карте, но наблюдателю чаще всего придется определять расстояние на глаз или с помощью под­ручных предметов.

Глазомерный способ - основной, самый простой и быстрый для определения расстояния. Точность глазомерного способа зависит от натренированности наблюдателя. У опытных военно­служащих ошибки при определении расстояний до 1000 м не превышают 10-20% дальности.

Для определения расстояний по степени видимости пред­метов невооруженным глазом можно пользоваться данными табл. 9.

Таблица 9

Таблица видимости предметов невооруженным глазом

Расстояние (дальность) глазомерным способом можно оп­ределить сравнением с другим заранее известным расстоянием (например, с расстоянием до ориентира или запечатленными в памяти отрезками в 100, 200, 500 м).

Определение расстояний по угловым размерам предметов (по формуле тысячной) производится в такой последователь­ности:

по угломерной сетке бинокля или подручными средст­вами измерить его угловую величину в тысячных;

известную (действительную) величину предмета в мет­рах умножить на тысячу (постоянное число) и результат раз­делить на число измеренных тысячных, т.е.

Д=(В × 1000):У;

где В - размер предмета в метрах по высоте (ширине, длине);

1000-постоянное число;

У - угол в тысячных, под которым виден предмет по вы­соте (ширине, длине);

Д - дальность до предмета (искомая).

При определении расстояний необходимо знать угловые раз­меры отдельных предметов:

Спичка по толщине - 0-02;

Спичечный коробок по длине - 0-90, ширине - 0-60,вы­соте 0-30;

Карандаш по толщине - 0-15;

1 мм линейки - 0-02.

Пример. Определить расстояние Д до танка, если он по своей длине В, уложился в угол У, равный 0-05 тысячным.

Расстояние до танка равно:

Д = (7× 1000):5=7000:5=1400 м.

Определение расстояний по видимым линейным размерам предметов осуществляется с помощью линейки с миллиметро­выми делениями. Для этого необходимо:

держать линейку перед глазами на расстоянии 50 см, из­мерить в миллиметрах видимую ширину (высоту) предмета, до которого измеряется расстояние;

известную (действительную) ширину (высоту) предмета, взятую в сантиметрах, разделить на число миллиметров и ре­зультат умножить на постоянное число «5».

Пример. Определить расстояние Д до телеграфного столба высотой 6 м; если он по своей высоте равен 2 мм, то расстоя­ние до него равно:

Д=(600:2)×5=1500 м.

Наблюдателю необходимо знать средние размеры наиболее типичных предметов, представленные в табл. 10.

Если размеры предмета (цели), до которого необходимо определить расстояние, не известны, необходимо вблизи его выбрать местный предмет с известными размерами, а затем путем сравнения расстояний уточнить расстояние до интересую­щего предмета (цели). Таким образом, обнаружив цель и опре­делив ее положение на местности и расстояние до нее от своего места, наблюдатель, не прекращая наблюдения, немедленно до­кладывает старшему наблюдателю (командиру), затем наносит цель на карту или схему и делает запись в журнале наблю­дения.

Таблица 10

Линейные размеры некоторых объектов

Предметы

Размеры, м

Деревянный столб линии связи

Расстояние между столбами линии связи

Железнодорожные вагоны:

Пассажирские четырехосные

Товарные четырехосные

Автомобили:

Грузовой

Легковой

Бронетранспортер

Средний танк

Доклад наблюдателя должен быть конкретным, кратким и включать: ориентир или условное наименование местного пред­мета; положение цели относительно ориентира; характерные признаки цели. Например: «Ор. 3, вправо 20, дальше 200, у высокого дерева пулемет». Запись результатов наблюдения в журнал производится по форме, представленной в табл. 11.

Таблица11

Форма записи в журнале наблюдения

Смена наблюдателей производится в установленное коман­диром (дежурным офицером, старшим наблюдателем) время. При смене наблюдателей сменяющему сообщается поставлен­ная задача, показывается на местности сектор наблюдения, указываются ориентиры, на что обратить особое внимание, а также все выявленные цели, местоположение и характер дей­ствий противника, передаются приборы наблюдения и доку­менты.

После передачи обязанностей сменившийся наблюдатель до­кладывает о смене командиру (старшему наблюдателю), а на наблюдательном посту, кроме того, оба наблюдателя расписы­ваются в журнале наблюдения.

Наблюдатель может оставить место наблюдения или перейти на новое только по приказанию командира (старшего наблю­дателя). Переход на новое место для наблюдения производится скрытно с соблюдением мер маскировки.

Наблюдательный пост назначается для разведки наземного и воздушного противника. Наблюдательные посты могут быть неподвижными (в окопах, траншеях, на наблюдательных пунктах) и подвижными (на танках, бронетранспортерах). В состав наблюдательного поста назначаются два-три наблюдателя, один из которых назначается старшим, ему подчиняется весь состав наблюдательного поста. Старший наблюдательного поста обя­зан:

Установить порядок непрерывного наблюдения;

Организовать оборудование места для наблюдательного поста и его маскировку;

Проверить исправность приборов наблюдения, средств связи и оповещения;

Своевременно докладывать командиру, выставившему пост, о результатах наблюдения.

На наблюдательном посту должны быть приборы наблюде­ния, крупномасштабная карта или схема местности, журнал наблюдения, компас, часы, фонарь, средства связи и подачи сигналов оповещения.

Задача наблюдательному посту ставится обычно с того мес­та, откуда будет вестись наблюдение, и в такой же последова­тельности, как и наблюдателю.

Поставленная задача наблюдательному посту записывается в журнал наблюдения. Наблюдательные посты, как правило, располагаются в боевых порядках подразделений.

Выбор и занятие места для наблюдения производятся скрытно. Выбрав место для наблюдения (если оно не было точ­но указано), старший наблюдательного поста докладывает об этом выславшему командиру, ставит задачу наблюдателю, а сам определяет расстояние до ориентиров и характерных местных предметов и составляет схему местности.

Место для наблюдения оборудуется личным составом на­блюдательного поста, при этом наблюдение за противником не прекращается (один ведет наблюдение, остальные проводят ра­боты). Расположение наблюдательного поста должно обеспечи­вать наилучший в данных условиях обзор противника и своих подразделений в указанном секторе, удобство работы наблю­дателей и связистов и размещения приборов наблюдения, средств связи и сигнализации, укрытие поста от наблюдения и огня противника.

Обычно оборудуется окоп открытого типа или окоп с пере­крытием и смотровыми щелями.

Внешне место наблюдательного поста ничем не должно от­личаться от окружающей местности. Иногда наблюдательный пост можно оборудовать под подбитым танком и бронетранс­портером, используя их как бронированное укрытие и как хо­рошее средство маскировки.

Наблюдательный пост обеспечивается проводными сред­ствами связи по распоряжению командира, выславшего его.

В зависимости от обстановки наблюдение организуется по­сменно или всем составом наблюдательного поста одновре­менно.

При ведении наблюдения всем составом поста одновремен­но старший наблюдатель ставит задачу каждому наблюдателю в секторе (полосе) или за определенным объектом. Сам в то же время лично ведет наблюдение за наиболее важным объектом, уточняет положение и характер действий целей, выявленных наблюдателем, производит записи в журнале наблюдения и докладывает о результатах наблюдения в установленном по­рядке.

Вероятный противник, как правило, будет стремиться ис­пользовать ночь и условия ограниченной видимости для под­готовки наступления или для усиления обороны, перегруппиров­ки войск, вывода и смены подразделений, изменения построе­ния боевого порядка, размещения огневых средств и др.

Ночные условия ограничивают видимость, меняя очертания предметов, что затрудняет ориентирование на местности, обна­ружение и распознавание объектов. Поэтому в ночных усло­виях количество наблюдателей и наблюдательных постов уве­личивается, а их места размещения выбираются как можно ближе к противнику. Наблюдение ночью ведется с применением радиолокационных станций, приборов ночного видения, а так­же при искусственном освещении местности, которое, как пра­вило, осуществляется по указанию командира. В качестве ори­ентиров назначаются местные предметы, которые видны в ноч­ных условиях (рис. 4).

Рис. 4 Видимость местных предметов днем и ночью

При наблюдении на неосвещенной местности обнаружение целей и распознавание характера действий противника осуще­ствляются в основном по их демаскирующим признакам. Так, например, свет от горящей папиросы виден до 500 м, свет кар­манного фонаря - до 1,5-2 км, вспышки выстрелов из стрел­кового оружия - до 1,5-2 км, свет фар автомобиля и танка на равнинной местности - до 4-8 км. Важными световыми де­маскирующими признаками являются вспышки при стрельбе пулеметов, орудий и других огневых средств.

Цель, обнаруживающая себя светом, вначале наблюдают невооруженным глазом, затем, заметив положение ее относи­тельно какого-либо ориентира, отыскивают ее с помощью при­боров наблюдения.

Личному составу наблюдательного поста необходимо соблю­дать все меры световой маскировки. Наблюдатель должен по­мнить, что глаз привыкает к темноте не сразу, а в течение не­которого времени. Чем дольше человек находится в темноте, тем лучше он ориентируется. После часа пребывания в полной темноте способность глаза видеть слабые источники света и силуэты целей улучшается.

Определение расстояний в ночных условиях осуществляется по слышимости звуков. Примерные дальности слышимости не­которых звуков при нормальном слухе и благоприятных усло­виях погоды приведены в табл. 12.

Таблица 12

Дальность слышимости некоторых звуков

Объекты и характер звука

Дальность слыши­мости, км

Негромкий разговор, кашель, негромкие команды, заряжание оружия, резка проволоки

Забивка в землю кольев вручную

Рубка и пилка леса (стук топора, визг пилы)

Движение подразделения в пешем порядке

Падение срубленных деревьев (треск сучьев, глухой удар о землю)

Движение автомобилей

Отрывка окопов (удары лопаты о камень)

Одиночные выстрелы из автомата

Стрельба очередями, движение танков

Орудийная стрельба

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Опорный конспект

Тема

Действия солдата в бою

Вопросы:

    Общевойсковой бой, виды боя

    Общие обязанности военнослужащего в бою

    Нормы Международного гуманитарного права

Методические указания по организации и проведению занятий по тактической подготовке

1. Общие требования

В тактической подготовке на этапе слаживания подразделений основной формой обучения являются тактико-строевые занятия.

Тактико-строевые занятия являются первой и необходимой ступенью боевого слаживания подразделений. Их сущность состоит в том, что с подразделениями отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий в различных видах боя сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом в пределах установленного нормативами времени. Недостаточно освоенные элементы приема и прием в целом должны повторяться до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, согласованно и в установленное нормативом время.

Тактическая обстановка для проведения тактико-строевого занятия может создаваться для отработки каждого учебного вопроса (норматива) отдельно и не связываться единым замыслом. Она должна быть не сложной, но обеспечивать качественное обучение подчиненных.

В ходе этих занятий офицеры и сержанты совершенствуют свои навыки в управлении подчиненными подразделениями путем отдачи коротких распоряжений, команд и сигналов, а также определяют без дополнительных контрольных занятий уровень и качество подготовки подразделений.

Тактико-строевые занятия могут проводиться «пеший по-машинному» или на вооружении и технике. Недостатки, выявленные при подготовке отделений (экипажей), устраняются на начальном этапе подготовки взводов, а выявленные при подготовке взводов - на начальном этапе подготовки рот и батальонов соответственно.

Организуют и проводят тактико-строевые занятия с подразделениями непосредственные командиры.

Проводить тактико-строевые занятия можно на учебном тактическом поле или на необорудованной местности. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на учебном тактическом поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями и участками разрушений могут применяться и звуковые эффекты боя. При проведении занятий на необорудованной местности для обозначения противника используются мишени из ротного тактического комплекта или группа военнослужащих (2-4 чел.) с мишенями и средствами имитации, которые после отработки каждого учебного вопроса или его элемента по распоряжению руководителя занятия перемещаются в новый район для создания тактической обстановки для следующего учебного вопроса. Кроме того, тактико-строевые занятия могут проводиться и с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП).

Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливается руководителем исходя из поставленных целей, и может составлять 2-4 часа. Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий на поле боя (входе отработки тактических нормативов). Могут применяться также объяснение и показ.

2. Подготовка к тактико-строевым занятиям

Подготовка занятий . Поучительность и эффективность занятий в значительной степени зависит от качества их подготовки. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых командиром подразделения накануне занятий и включает:

    личную подготовку руководителя к занятию;

    определение (уточнение) исходных данных;

    выбор района (участка местности) для проведения занятия;

    разработку плана проведения занятия;

    подготовку обучаемых, района проведения занятия и средств материально-технического обеспечения к занятию.

В каждом конкретном случае объем и содержание проводимых мероприятий будет определяться опытом руководителя и его методическим мастерством.

Подготовка руководителя к проведению занятий осуществляется на показных, инструкторско-методических занятиях, сборах и инструктажах. Основным методом подготовки является самостоятельная работа. Начинать самостоятельную работу необходимо с изучения руководящих документов. Ознакомление с этими документами поможет руководителю занятия определить главы и статьи боевого устава, наставлений и руководств, которые необходимо дополнительно изучить или повторить.

Готовясь к занятию, командир подразделения оценивает уровень подготовки личного состава и подразделения в целом и с учетом этого определяет учебные цели.

Исходными данными для тактико-строевого занятия являются:

    учебные цели;

    место проведения и состав обучаемых;

    время (днем, ночью) и продолжительность;

    количество вооружения, военной техники и имитационных средств.

Все эти данные руководитель занятия берет из Плана и Программы боевой подготовки, расписания занятий и указаний непосредственного командира. Кроме того, эти данные могут уточняться во время проведения показных, инструкторско-методических занятий, инструктажей и при подведении командиром подразделения итогов боевой подготовки за прошедшую неделю и постановке задач на следующую.

Работу над исходными данными целесообразно начать с уяснения темы занятия. Это связано с тем, что каждая тема тактической подготовки, как правило, включает несколько тактико-строевых занятий. Поэтому уяснение общей темы необходимо руководителю для того, чтобы понять, на фоне какой тактической обстановки будет проходить занятие.

В Программе боевой подготовки, а следовательно, и в расписании занятий раскрывается содержание каждого тактико-строевого занятия в виде учебных вопросов. Это облегчает работу руководителя занятия. В зависимости от уровня подготовки обучаемых и выделяемых средств материально-технического обеспечения он может уточнить продолжительность отработки учебных вопросов и на этой основе правильно определить, как и где начать занятие, где и чем его закончить, а также исходя из темы занятия правильно определить и учебные цели.

Уяснив тему и содержание занятия, руководитель определяет его цели. При этом необходимо тщательно проанализировать уровень подготовки личного состава и подразделения в целом. Это позволит командиру правильно определить учебные цели занятия, окажет непосредственное влияние на содержание плана и на распределение времени на тот или иной учебной вопрос. Кроме того, важное значение будет иметь и правильная формулировка учебных целей, которая должна отвечать на вопрос, для чего проводится данное занятие и каких результатов нужно достичь в ходе его проведения. Причем цели занятия должны быть конкретными и направленными на повышение качества подготовки подразделения по данной теме.

Достижению поставленных целей занятия способствует правильное определение его продолжительности и произведенный расчет времени на отработку учебных вопросов. Каждая минута учебного времени должна быть строго рассчитана и использована для обучения личного состава.

При решении этой задачи необходимо исходить из степени важности каждого учебного вопроса и уровня методического мастерства руководителя. Кроме того, надо учитывать то обстоятельство, что для отработки наиболее важных и сложных вопросов необходимо выделять большую часть учебного времени.

Общая продолжительность занятия должна обеспечивать не только отработку всех учебных вопросов, но и включать передвижение подразделения к месту занятия и возвращение в расположение.

При передвижении к месту занятий и обратно на фоне тактической обстановки могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы, нормативы, проводиться попутные физические тренировки и т.д. При этом всегда нужно помнить, что отведенное на занятия время рассчитано главным образом для обучения выполнению новых приемов и способов действий.

Важное значение для поучительной отработки учебных вопросов имеет умелый выбор района проведения занятия , учет его размеров и характера местности. Он, как правило, выбирается на учебном тактическом поле или вблизи пункта постоянной дислокации, чтобы меньше тратить времени на движение в район занятий и обратно. Причем необходимо руководствоваться следующим положением: тактические занятия должны проводиться на тактическом учебном поле, а тактико-строевые – кроме того и на любом другом участке местности. Размеры и характер необорудованной местности должны обеспечивать качественную отработку намеченных учебных вопросов и наибольшую поучительность занятия. Так, например, для отработки вопросов наступательного боя район занятия должен обеспечивать возможность скрытного выдвижения подразделения на рубеж перехода в атаку, развертывание его в предбоевой и боевой порядок, стремительность атаки, овладение объектом атаки (выполнение боевой задачи), осуществление маневра в глубине обороны противника и т.д.

На стороне «противника» местность должна быть оборудована в инженерном отношении с учетом тактики его действий, иметь необходимое количество мишеней и макетов вооружения и военной техники.

При проведении занятий по оборонительной тематике местность должна способствовать правильному выбору позиций и опорных пунктов, скрытному расположению подразделений и проведению маскировочных мероприятий, защите от современных средств поражения, организации системы огня и хорошему наблюдению за действиями своих подразделений и противником.

Для отработки вопросов разведки, действий на марше и в походном охранении местность выбирается с таким расчетом, чтобы на маршруте движения и в стороне от него имелись местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра и преодоления (лес, открытые участки, овраги, высоты, рощи, населенные пункты, разрушенные и заболоченные участки дорог, водные преграды, мосты и т.д.).

Район занятия должен включать: место, откуда предполагается начать занятие, полосу местности, на которой будет проходить действия сторон при отработке вопросов темы, место (район) окончания занятия.

Рекогносцировка района занятия независимо от того, где оно проводится (на учебном тактическом поле или на незнакомом участке местности), должна проводиться в обязательном порядке. Не следует ею пренебрегать, полагаясь на знание местности, даже если занятие будет проходить на учебном тактическом поле (некоторые его объекты могут оказаться в неисправном состоянии).Одна и та же местность по разному может быть оценена при отработке на ней вопросов марша и встречного боя, обороны, разведки и наступления.

Проводя рекогносцировку района занятия, руководитель должен уточнить:

    место, откуда необходимо начать занятие;

    какую тактическую обстановку создать и какие вопросы отработать при выдвижении в район занятия, на каком участке, какой вопрос целесообразно отработать и какую тактическую обстановку создать;

    порядок использования оборудования учебного тактического поля, какие работы нужно провести по подготовке местности (учебного тактического поля) и что для этого потребуется;

    порядок обозначения действий противника;

    требования безопасности при проведении занятия.

На основе уяснения (уточнения) исходных данных и проведенной рекогносцировки руководитель приступает к разработке плана проведения тактико-строевого занятия .

План является рабочим документом и может быть составлен в рабочей тетради или на отдельных листах. В плане должны найти отражение следующие вопросы:

    учебные цели;

  • место проведения занятия;

    материальное обеспечение;

    руководства и пособия;

    ход занятия.

План состоит из текстуальной и графической частей. В текстуальной части тактико-строевого занятия излагаются учебные вопросы и время на их отработку, действия руководителя, действий обучаемых.

Учебные вопросы излагаются в порядке их отработки с указанием времени, отводимого на их изучение. В графе «Действия руководителя» излагается:

    порядок работы руководителя при отработке учебных вопросов;

    по каким элементам и какие приемы или действия будут отрабатываться раздельно, а затем слитно, с указанием времени на отработку того или другого элемента, в том числе и нормативов;

    разбор занятия.

Необходимо помнить, что место окончания отработки одного элемента (учебного вопроса) является исходным пунктом для отработки следующего.

В графической части тактико-строевого занятия цветными карандашами для каждого вопроса отображаются исходная тактическая обстановка и возможный (наиболее приемлемый) характер действий обучаемых при его отработке, а также положение обучаемого подразделения и противника к началу его отработки и т.д.

Кроме того, в плане намечаются вопросы, которые будут отрабатываться при следовании подразделения в исходное положение для занятия и при возвращении в пункт дислокации или при перемещении к новому месту занятия.

План проведения тактико-строевого занятия утверждают:

    командир батальона - за три-четыре дня;

    командир роты (взвода) - за два-три дня.

При этом утверждение плана должно стать дополнительной формой подготовки руководителя занятия, так как старший командир, изучая представленный план и беседуя с руководителем, определяет степень его подготовленности и, если необходимо, дает ему методические советы и рекомендации по проведению и материально-техническому обеспечению занятия.

После утверждения плана руководитель занятия дает подчиненным командирам указания о подготовке вооружения и военной техники, материально-технического обеспечения, средств связи и т.д., организует подготовку личного состава к предстоящему занятию.

Подготовка личного состава подразделения к тактико-строевому занятию осуществляется под руководством командиров отделений (танков) и взводов в часы самостоятельной подготовки, которые планируются в расписании занятий роты.

Эта подготовка обычно включает:

    изучение или повторение отдельных статей Боевого Устава, наставлений, сигналов управления, обязанностей должностных лиц в различных видах боя, условий и временных показателей нормативов по тактической подготовке и другим предметам обучения, подлежащих отработке и тренировке в их выполнении;

    подготовку вооружения, военной техники и средств защиты.

3. Проведение тактико-строевых занятий

Перед выходом на занятие командир подразделения строит его, проверяет наличие и экипировку личного состава, вооружение, средства материально-технического обеспечения, а также знание обучаемыми требований безопасности. Кроме того, он обязан установить необходимые требования безопасности при проведении занятия.

Тактико-строевое занятие может начинаться непосредственно в расположении части или в исходном районе. В первом случае выдвижение в исходный район и возвращение в расположение части осуществляется на фоне тактической обстановки и используется для закрепления ранее изученных или для отработки отдельных тактических приемов и способов действий по теме данного занятия.

По прибытии в район занятия руководитель строит подразделение в две шеренги, объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Не исключена проверка знания личным составом теоретических положений по теме занятия.

Затем руководитель напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает подчиненным командирам места, для занятий, приказывает вывести подразделения на указанные места. С занятием учебных мест подразделения по команде руководителя приступают к отработке первого учебного вопроса и его первого элемента.

Командир отделения (танка), прибыв с личным составом на указанное командиром взвода место, объявляет обучаемым порядок отработки вопроса по элементам, показывает лично (или привлекая наиболее подготовленных солдат) выполнение элемента с краткими пояснениями и приступает к его отработке. Место командира должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечивалось наблюдение за действиями обучаемых во время отработки каждого приема.

Отработка каждого элемента начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание обращается на правильность его выполнения. В последующем темп постепенно увеличивается до времени, установленного соответствующим нормативом. Ошибки, допущенные обучаемыми, должны исправляться своевременно и умело.

Обнаружив общие ошибки в действиях личного состава, командир отделения (танка) останавливает действие обучаемых, вызывает их к себе, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как выполнить те или иные действия, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

Если же ошибки допускают отдельные обучаемые, то останавливать всех не следует. В этом случае на выявленные недостатки нужно обратить внимание только тех обучаемых, которые допустили ошибки, и добиться их устранения в процессе отработки последующих действий.

Тренировку можно проводить, применяя различные методические приемы:

    учить каждого солдата;

  • учить одного, а тренировать всех.

Закончив обучение солдат по одному элементу, командир отделения (танка) в такой же последовательности отрабатывает последующие элементы.

После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения приступает к тренировке обучаемых действиям по всему учебному вопросу в целом. Для этого он изменяет направление действий обучаемых, добиваясь от солдат правильного и четкого выполнения приемов в установленное нормативом время.

После отработки учебного вопроса командир строит подчиненных, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, доводит тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента в той же последовательности, что и при отработке предыдущего учебного вопроса.

Закончив, таким образом, отработку всех учебных вопросов, командир отделения (танка) проводит разбор. Проведение разбора аналогично проведению разбора командира взвода (см. ниже).

В установленное время или по команде командира взвода отделение (экипаж) прибывает в указанное место. Командир отделения (танка) докладывает командиру взвода об окончании занятия, о степени усвоения каждым солдатом учебных вопросов, об имевших место недостатках, изъятии неизрасходованных имитационных средств и в дальнейшем действует по указанию командира взвода.

Командир взвода в ходе тактико-строевого занятия, проводимого командирами отделений (танков), поочередно лично обучает наиболее сложным учебным вопросам каждое отделение (экипаж) и одновременно контролирует проведение занятия командирами других отделений (танков). При необходимости он оказывает им помощь в устранении допущенных ошибок при отработке того или иного элемента, а также управляет мишенной обстановкой.

Если же командир взвода проводит тактико-строевое занятие лично в составе взвода, то он находится в таком месте, откуда бы обеспечивалось наблюдение за действиями всех отделений во время отработки каждого приема, элемента и учебного вопроса в комплексном (слитном) выполнении.

Обнаружив ошибки в действиях отделений (экипажей), командир взвода установленным сигналом останавливает взвод, вызывает к себе всех обучаемых или только командиров отделений (танков), указывает им на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, привлекая для этого одно из отделений, как надо правильно действовать и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а прием выполнен четко и слажено.

Если ошибки допускают отдельные солдаты, останавливать весь взвод не следует. В этом случае лучше на выявленный недостаток обратить внимание командира отделения и потребовать устранить его в процессе отработке последующих действий путем подачи дополнительных команд (сигналов), не останавливая занятия.

Закончив отработку всех учебных вопросов, командир взвода строит взвод, проверяет наличие личного состава, вооружения и военной техники, изымает неизрасходованные холостые боеприпасы и средства имитации и проводит разбор, который является заключительной частью тактико-строевого занятия.

При разборе командир напоминает тему, цели занятия и как они достигнуты, анализирует действия личного состава при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя свои выводы требованиями уставов, наставлений и приказов старших командиров, отмечает наиболее поучительные действия солдат, отделений и взвода в целом, а также недостатки в действиях обучаемых.

В заключение разбора командир взвода подводит итоги выполнения поставленных задач и определяет результаты действий обучаемых, дает указания по устранению выявленных недостатков. Разбор должен быть объективным, принципиальным и поучительным.

УТВЕРЖДАЮ

Командир

(воинское звание)

(фамилия)

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНО-ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

Учебные цели:

1. Изучить что такое общевойсковой бой и основные виды боя.

2. Выучить близко к тексту обязанности солдата в бою.

3. Ознакомить обучаемых с основными требованиями Международного гуманитарного права при ведении боевых действий.

4. Выучит близко к тексту Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий.

I . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Определение готовности подразделения к занятию:

    принимаю доклад от дежурного по подразделению (командира) о готовности к занятию;

    проверяю готовность и состояние учебно-материальной базы класса и оформление классной доски;

    проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, осматриваю внешний вид обучаемых, указываю на недостатки;

    даю команду на раздачу учебной литературы и тетрадей.

Напоминание материала предыдущего занятия:

    напоминаю тему предыдущего занятия по тактической подготовке;

    довожу, какие знания и навыки, полученные ранее и не только по этому предмету, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия.

Опрос обучаемых:

звание, фамилия

звание, фамилия

звание, фамилия

звание, фамилия

Основные вопросы контроля:

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Доведение требований безопасности:

    довожу порядок безопасного обращения с учебно-материальной базой класса;

    устанавливаю порядок безопасного выполнения элементов занятия.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы,
задачи, нормативы

Действия руководителя
и его помощника

Действия
обучаемых

Довожу тему, учебные цели занятия и порядок его проведения.

Общевойсковой бой, виды боя.

Слушают, запоминают, делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

Общие обязанности военнослужащего в бою.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Материал по данному вопросу довожу методом рассказа с подробным разъяснением основных его положений.

Довожу под запись общие обязанности военнослужащего в бою. Даю время на самостоятельное заучивание этих обязанностей близко к тексту.

Задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильности понимания обучаемыми изложенного материала и их готовности действовать согласно изученному вопросу.

Слушают, запоминают, делают записи в тетради, самостоятельно заучивают обязанности близко к тексту, отвечают на вопросы.

Нормы Международного гуманитарного права.

Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Материал по данному вопросу довожу методом рассказа с подробным разъяснением основных его положений.

Довожу под запись Кодекс поведения военнослужащего ВС РФ - участника боевых действий. Даю время на самостоятельное заучивание Кодекса близко к тексту.

Проверяю качество заучивания у 2-3 обучаемых.

Задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильности понимания обучаемыми изложенного материала и их готовности действовать согласно изученному вопросу.

Слушают, запоминают, делают записи в тетради, самостоятельно заучивают Кодекс близко к тексту, отвечают на вопросы.

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Опрос по изложенному материалу:

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Сформулировать вопрос

Задание на самостоятельную подготовку:

    выучить близко к тексту обязанности военнослужащего. БУ, ч.3, ст. 22;

    (при необходимости выдать персональное задание на изучение обязанностей для других должностных лиц отделения) БУ, ч.3, ст. 23, 29-37;

    выучить близко к тексту нормы Международного гуманитарного права. БУ, ч.3, ст. 24: СОЛДАТА -МОТОСТРЕЛКА В БОЮ бой , способы...) КОНСПЕКТ ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ Тема : ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА -МОТОСТРЕЛКА В БОЮ учебные Вопросы: Общевойсковой бой , способы...

  • Конспект тема: Строи отделения, взвода и роты в пешем порядке

    Конспект

    Строевая подготовка Опорный конспект ТЕМА : Строи отделения, взвода и роты в... от одной пары к другой, контролирует действия солдат , исправляет допускаемые ими ошибки. Командир... начинает бить «Походный марш», бой барабана прекращается на время остановки...

  • Конспект Состав и организационная структура мотострелкового отделения

    Конспект

    Конспект Состав и... построение, готовиться к тем или иным действиям в определенное время, ... обеспечивать: успешное ведение боя ; полное использование в бою всех огневых средств... усилия противника. Каждого солдата необходимо научить самостоятельно выбирать...

  • Конспект проведения "Урока мужества"

    Урок

    План-конспект проведения... мая. Сценарий праздника в 4-5 классе Действующие лица: Учитель 1-й ученик 2-й ученик... войне). Поклонимся великим тем годам Тем самым командирам и бойцам... мечте, О друзьях – товарищах солдатах , И о с боем взятой высоте. Вед.3. В...

  • Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания в труде Тема Труд как социально-психологическая реальность

    Документ

    Притчу о солдате наполеоновской армии, потерявшем в бою ногу и ставшем... ли студент в свои конспекты тем более в книги) ... действия и познания. ...Действие есть актуализированное знание и знание есть конденсированное потенциальное действие . Действием ...



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.