Как устроен храм: паперть и притвор. Двери с притвором: особенности конструкции

Словарь Ушакова

Притвор

притво р , притвора, муж.

1. Створка, то, чем закрывается, затворяется что-нибудь (обл. ).

2. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью (церк. ).

Католическая Энциклопедия

Притвор

передняя часть храма, находящаяся, как правило, в прямо противоположном пресвитерию его конце.

Архитектурный словарь

Притвор

1. Ограниченное стенами помещение перед входом в церковное здание.

2. Створка ворот или калитки.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Православие. Словарь-справочник

Притвор

западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой – проход в среднюю часть храма. Собственное название притвора – трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. Притвор имеет богослужебное назначение. В нем по Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим и др. В притворе, как правило, находится церковный ящик – место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Притвор

притв’ор (часть помещения православной церкви) - передняя часть храма (см. ) и колоннада вокруг его двора, но в 1Пар.26:18 ; 1Пар.28:11 означает «двор храма».

Православный энциклопедический словарь

Притвор

самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

Притвор

то же, что и нартекс - преддверие в западной части христианского храма. В эпоху раннего христианства, в позднюю античность и начале раннего средневековья, там полагалось стоят кающимся и катехуменам.

Словарь церковных терминов

Притвор

западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.

Православная энциклопедия

Притвор

вход в храм, который располагается на его западной стороне. Со стороны улицы в нем расположена паперть, а с другой – проход в центральную часть храма. По Уставу в притворе положено совершать чин оглашения, чин обручения, литию и некоторые другие богослужения.

В конструкции некоторых дверных полотен встречается такой элемент, как притвор, но что это такое? По своей сути притвор двери – это некое продолжение полотна, планка небольшой толщины, которая заходит на небольшое расстояние непосредственно на . Давайте разберемся, с какой целью это делается и в чем заключаются особенности таких моделей.

Притвор улучшает характеристики двери

Отличия дверей с притвором и без

Для начала следует выделить отличительные особенности дверей с притвором. Обычные современные изделия имеют в наличии прямое полотно, его края не утяжелены никакими дополнительными элементами, при закрывании оно полностью заходит в коробку и между ним и планками лутки по всему периметру остаются небольшие зазоры.

У дверей с притвором края полотна имеют дополнительную планку, которая частично заходит в короб, а сверху дополнительно прижимается выступающим элементом. Таким образом удается добиться большей герметизации конструкции, к тому же притвор создает весьма привлекательный декоративный эффект.

Такие модели отлично подходят для классического стиля интерьера или кантри, для современных дизайнерских экспериментов лучше ограничиться простыми полотнами.

Иными словами такие изделия называют «четвертью» или «фальцем». Притвор по стандартам имеет толщину в одну четверть от толщины полотна, что и послужило возникновению такого названия. Что касается другого термина, он происходит от способа изготовления таких моделей дверей. Во время вытачивания притвора фреза прорезает в полотне фальц, это и объясняет подобное название.

Притвор обеспечивает более плотное закрывание двери

В основном такое дополнение прилагается к дверям из массива дерева. Также его можно встретить в некоторых моделях полотен из МДФ. Очень часто притвором дополняют металлопластиковые конструкции и бронированные входные двери.

Функции притвора и его преимущества

Чем отличаются двери с притвором теперь стало ясно, но остается открытым вопрос о целесообразности установки таких конструкций. Их стоимость несколько выше, нежели обычных полотен, ведь требуется проведение дополнительных манипуляций. Чем же компенсируется более высокая цена? Давайте рассмотрим преимущества дверей с притвором:

  • Звукоизоляция. За счет более плотного прижима и устранения боковых зазоров удается создать дополнительное препятствие для проникновения шума и посторонних звуков.
  • Теплоизоляция. Герметизация стыков препятствует прохождению тепла и холода в проеме, ликвидируются сквозняки, в помещении сохраняется заданная температура.
  • Маскирует зазоры. При установке двери могут возникнуть неравномерные зазоры и перекосы между полотном и рамой, которые снизят эстетические показатели конструкции, за счет притвора их удается скрыть.
  • Эстетичность. Изделие придает особый шарм классическому интерьеру и служит дополнительным декоративным элементом.

Но не стоит ограничиваться стереотипами относительно стилевых решений, иногда удается органично вписать такую конструкцию даже в ультрасовременный интерьер.

Дверь с притвором имея много преимуществ идеально впишется в любой интерьер

Особенности используемой фурнитуры

В связи с особенностями конструкции для таких дверей необходимо подобрать особую фурнитуру. В первую очередь речь идет о петлях. Так как их ось несколько сдвигается за пределы притвора, здесь будут уместны следующие модели:

  • Угловые карточные – имеют вид уголков, присоединенных к шарнирному элементу, крепятся таким же образом, как и простые прямые петли: одну часть фиксируют на краю лутки, а вторую привинчивают к краю полотна и внутренней части притвора.
  • Вворачиваемые – неплохая альтернатива карточным петлям, они состоят из двух вкручиваемых штифтов и шарнира, одна часть вворачивается напрямую в короб между притвором и наличниками, вторая шпилька засаживается наискось в полотно, задевая при этом притвор.

Вворачиваемые и угловые карточные петли хорошо подойдут для двери с притвором

Ввертные петли подходят только для прочных материалов, которые не расколются при подобной нагрузке.

Если используется , для дверей с притвором следует выставить специальные настройки. Необходимо учитывать, что часть полотна будет задевать короб снаружи, поэтому движение двери должно быть более плавным в конце закрывания.

Двери с притвором – это отличное решение для дома не только с декоративной точки зрения, но и в плане полезного функционала.


Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг - знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест - во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы - три Лица Святой Троицы, пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Самая важная часть храма - алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня - престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю - из белого полотна и верхнюю - из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери - северную и южную - называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево - Божией Матери, далее - образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах - киотах, лежат на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой - полукруглый выступ перед царскими вратами - именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название "притвор" отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части-трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс - местом для наказанных. Теперь практически почти все наши храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

У притвора сейчас богослужебное назначение. В нем согласно Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. В притворе во многих обителях совершается также последование определенных частей вечерних богослужений. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы.

Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под колокольней, где она примыкает ко храму вплотную.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет большой догматический смысл, как образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего. Проходя свое служение в миру, Церковь в то же время по природе своей, по существу отлична от мира. Это и обозначают ступени, возвышающие храм.

Если считать от входа, то паперть - это первое возвышение храма. Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, - это второе возвышение. Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение - это третье возвышение. Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу: первое-это начало духовной жизни, самый вход в нее; второе - это подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина; третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.