Декларативное знание. Виды знаний Декларативные знания отражаются с помощью

Различают следующие виды знаний:

1) в соответствии с этапами приобретения знаний наблюдателем:

- декларативные (фактуальные). Описывают отдельные факты и отражают количественные и качественные характеристики предметной области. Образуются после этапа описания и обобщения фактов;

- понятийные (системные). Содержат определения понятий и их свойства, а также описывают взаимосвязи между понятиями. Формируются в результате установления связей;

- процедурные . Задают закономерности поведения предметной области, описывая последовательность действий, которые могут использоваться при решении задачи. В простейшем случае это описание способа решения задачи в виде алгоритма. Формируются в результате установления закономерностей;

2) по зависимости от предметной области :

- универсальные – общие знания о законах внешнего мира, например, о законах времени и пространства реального физического мира, о закономерностях причинно-следственного характера, логического характера. Эти знания применимы практически к любым предметным областям;

- специальные – знания, характерные только для определенной предметной области. Например, для эвклидовой геометрии на плоскости знания должны содержать теорему Пифагора и т.д.;

3) по степени абстрагирования от предметной области:

- глубинные – образуются как результат обобщения первичных понятий в некоторые абстрактные структуры;

- поверхностные – совокупность эмпирических ассоциаций и отношений между понятиями предметной области для стандартных рассуждений и ситуаций;

4) по степени структурируемости представляемых описаний :

- концептуальные – выражают свойства реальных объектов через систему понятий. Описание понятия включает описание его компонент, указание его связи с другими понятиями, а также операциональную часть, содержащую зависимости между компонентами понятий;

- экспертные – получены от специалистов-экспертов предметной области. Включают накопленный практический опыт, навыки и профессиональные приемы в деятельности экспертов. Играют наиболее важную роль в слабо структурированной предметной области.

Примером фактуальных знаний могут служить следующие наблюдения эксперта: «Студент Иванов сдал экзамен по информационным технологиям на 2. Он будет экзамен пересдавать». Эти знания можно назвать и поверхностными , поскольку им не свойственны обобщения.

В результате систематизации приведенных выше фактуальных знаний можно выделить в описываемой предметной области следующие понятия и свойства: студент – фамилия; дисциплина – название; экзамен – (дисциплина, студент, оценка); пересдача экзамена необходима, если оценка равна 2. Эти знания относятся к понятийным .

Наблюдения эксперта за процессом сдачи сессии студентами и последующие обобщения этих наблюдений могут сформировать следующие закономерности, задающие правила пересдачи экзамена: если экзамен не сдан, его следует пересдавать; экзамен не сдан, если оценка равна 2; экзамен не сдан, если студент не явился на экзамен; экзамен не сдан, если студент отказался от ответа. Это пример процедурных знаний.

Одновременно все приведенные в примерах знания являются специальными : они относятся только к сфере обучения в вузе.

И понятийные, и процедурные знания из примера являются глубинными , поскольку получены в результате обобщений и систематизации. В то же время декларативные знания здесь - поверхностные – это всего лишь «фотография» действительности.

Все приведенные примеры знаний относятся к концептуальным : их процедурная часть, по сути, задает алгоритм определения исхода экзамена: сдан - не сдан. Однако на практике иногда опытному преподавателю приходится идти навстречу студенту-неудачнику и в качестве аванса ставить положительную оценку, ожидая в дальнейшем «исправления» нерадивого студента. Это происходит, когда преподаватель чувствует позитивное начало в студенте и верит ему нá слово. Такой воспитательный прием, как правило, оправдывает себя: студент берется за ум и начитает работать более ответственно, а экзамен впоследствии пересдает. Таким образом, практика включает и экспертные знания, зависящие от опыта специалиста.

В психологии часто проводят различие (например: 1987) между декларативным и процедурным знанием. Декларативное знание - это эксплицитное знание, о котором мы можем сообщить и которое мы осознаем. Процедурное знание - это знание о том, как выполнять действия, и оно часто имплицитно (хотя, как мы отметили, имеются другие виды имплицитной памяти, такие как обнаруженные в экспериментах на подготовку).

Само различие между знанием что и знанием как давно известно. Люди знают о том, что лето теплее, чем зима, что у короля Генриха VIII было шесть жен и что вечеринка была в прошлую субботу. Человек знает, как ездить на велосипеде, играть в теннис или в волейбол. Именно с учетом этого различия Коуэн и Сквайр (1980) провели разграничение между декларативным знанием и процедурным знанием. Декларативное знание означает знание о чем-то (знать, что...) и охватывала эпизодную и семантическую память. В отличие от него процедурное знание - это знание, как действовать. Оно охватывает двигательные и другие навыки.

Коуэн провел четкую границу между процедурным знанием, охватывающим имплицитную память, и знанием декларативным, охватывающим обычно эксплицитную память. По его мнению, декларативное знание представлено «в некоторой системе... в которой информация... сначала перерабатывается и кодируется, затем запоминается в какой-либо эксплицитно доступной форме, а потом по мере надобности извлекается». В противоположность этому имеется процедурное знание, когда «опыт служит организации процессов, которые направляют деятельность без доступа к тому знанию, которое лежит в основе этой деятельности» (1984: 96).

Представляет интерес рассуждение о тех причинах, которыми вызвано существование у людей двух отдельных систем памяти (1993):

Одна система... обеспечивает основу сознательных воспоминаний. Эта система является быстродействующей, филогенетически молодой и специализирующейся на обучении с одной попытки... Данная система подвержена ошибкам в том смысле, что она чувствительна к помехам и склонна к ошибочному извлечению информации. Она ценна также тем, что обеспечивает способность человека к самосовершенствованию. Определены и иные типы памяти... филогенетически они являются древними, надежными, обладают устойчивостью и дают основу для бесчисленных бессознательных способов реагирования на события в мире.

Коуэн утверждал, что декларативная система у амнестических больных нарушается, а процедурная остается сохранной.

Что касается декларативной памяти, то сам факт того, что амнестическим больным трудно даются новые эпизодные и семантические воспоминания, подтверждает мнение Коуэна. Научение двигательным навыкам и эффекты совершенствования можно объяснить тем, что они основаны на процедурном научении, а амнестические больные обладают в основном нормальной деятельностью при выполнении задач, требующих двигательного научения и совершенствования.



Если в основе декларативного и процедурного знания лежат разные структуры мозга, то у некоторых больных должна быть повреждена только процедурная система или только декларативная. Получены данные в пользу этого предположения. Например (1988), исследовались лица с болезнью Хантингтона - разновидностью дегенеративного поражения базальных ганглиев. Этим больным было очень трудно усваивать двигательные навыки (основывающиеся на процедурном научении), но память узнавания (основанная на декларативном научении) оставалась у них нормальной, что подтвердили результаты тестов.

Амнестические испытуемые обнаруживают отсутствие памяти на процедурную информацию.

Декларативное знание

Термин, обозначающий любое знание, к которому человек имеет осознанный доступ и которое может быть выражено тем или иным способом. Так, когда мы учимся печатать, то полагаемся на свои знания о расположении клавиш (декларативное знание). Но по мере приобретения рабочих навыков мы постепенно перестаем думать о расположении клавиш. и наши пальцы попадают в нужные места почти без осознанных усилий (). Представление о знании в рамках этих двух систем было продемонстрировано при исследовании пациентов, страдающих амнезией, у которых наблюдалась полная утрата декларативной памяти, но их процедурная память оставалась неповрежденной.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Декларативное знание" в других словарях:

    Декларативное знание - Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным … Википедия

    ДЕКЛАРАТИВНОЕ ЗНАНИЕ - См. знание, декларативное …

    ЗНАНИЕ ЧТО - Декларативное знание … Толковый словарь по психологии

    ЗНАНИЕ - 1. Собирательное значение – массив информации, которой обладает человек, или более широкое значение: группа людей или культура. 2. Те психические компоненты, которые возникают из любых и всех процессов, являются ли они данными от рождения или… … Толковый словарь по психологии

    ЗНАНИЕ, ДЕКЛАРАТИВНОЕ - Знание о мире, которое может быть представлено как осознанно известное, фактическое знание. То есть знание, которое человек может декларировать; например, роза – вид цветка. Гильберт Райль любил обозначать это фразой знание, что... . Также… … Толковый словарь по психологии

    Знание “что” - декларативное (см.), фактическое знание, то есть знание, которое индивид может декларировать, выразить в форме определённого суждения … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Дескриптивное знание - Дескриптивное (декларативное знание) любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств). В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным … Википедия Энциклопедия эпистемологии и философии науки

База знаний, БЗ (англ. Knowledge base, KB) - это особого рода база данных, разработанная для управления знаниями (метаданными), то есть сбором, хранением, поиском и выдачей знаний. Раздел искусственного интеллекта, изучающий базы знаний и методы работы со знаниями, называется инженерией знаний.

Базы знаний чаще всего используются в контексте экспертных систем, где с их помощью представляются навыки и опыт экспертов, занятых практической деятельностью в соответствующей области (например, в медицине или в математике). Обычно база знаний представляет собой совокупность правил вывода.

Классификация баз знаний

В зависимости от уровня сложности систем, в которых применяются базы знаний, различают:

  • БЗ всемирного масштаба - например, Интернет или Википедия
  • БЗ национальные - например, Википедия
  • БЗ отраслевые- например, Автомобильная энциклопедия
  • БЗ организаций
  • БЗ экспертных систем
  • БЗ специалистов

Применение баз знаний

Простые базы знаний могут использоваться для создания экспертных систем и хранения данных об организации: документации, руководств, статей технического обеспечения. Главная цель создания таких баз - помочь менее опытным людям найти существующее описание способа решения какой-либо проблемы предметной области.

Онтология может служить для представления в базе знаний иерархии понятий и их отношений. Онтология, содержащая еще и экземпляры объектов не что иное, как база знаний.

База знаний - важный компонент интеллектуальной системы. Наиболее известный класс таких программ - экспертные системы. Они предназначены для построения способа решения специализированных проблем, основываясь на записях БЗ и на пользовательском описании ситуации. Создание и использование систем искусственного интеллекта потребует огромных баз знаний.

Декларативные и процедурные знания

Инженерия знаний определяет их как набор фактов, понятий, правил и эвристики, направленных па решение задач. Знания о каком-либо предмете могут быть разделены на две группы: декларативные и процедурные. Декларативные знания - это описательное представление в какой-либо предметной области. Это поверхностные знания о том, что собой представляет предмет, как он выглядит и что он означает. Знание того, «что» представляет собой отчет о прибылях и убытках, является примером декларативного знания (знания фактов). Процедурные знания являются набором интеллектуальных способностей, направлен¬ных на знание того, «как» сделать что-либо (например, как подготовить годовой отчет о прибылях и убытках фирмы). Процедурные знания являются предписывающими: они используют процедурные знания для определения образа действий.

Факты и понятия по большей части относятся к декларативным знаниям. Правила и алгоритмы являются примерами процедурных знаний. Наличие процедуры выполнения какого-либо действия не обязательно означает наличие навыков, необходимых для осуществления задачи. Декларативные и процедурные знания отдельного человека основаны на его опыте, воспитании и обучении. Знания подразумевают изучение, осведомленность и компетентность в различных вопросах, которые представлены в ментальных моделях (интеллектуальные модели).

Существует особый вид знаний, называемых здравым смыслом. Он формируется со временем и представляет собой накопленные декларативные и процедурные знания, которые сами собой разумеются для большинства людей. Здравый смысл, построенный на основе информации, представляет собой совокупность информации по какому-либо вопросу, которую «следует знать» всем. Такие знания также называются знаниями общего плана и могут быть описаны как процедуры, установленные порядки и процессы, направленные на эффективное выпол¬нение различных (профессиональных) задач.

Наиболее важным аспектом знаний является их долговечность. Неизменные знания, такие как чаконы природы, не меняются со временем. Статичные знания, такие как политика бизнеса или его процедуры, статичны лишь какое-то время - рано или поздно их ждут перемены. Динамичные знания, такие как условия рын¬ка или норма возврата инвестиций, изменяются от одного приложения к другому.

Применение знаний

Мышление, решение задач и рассуждения - это пути развития и применения человеческих знаний. Как гласят различные определения, мышление - это направленная, ориентированная на цель деятельность, сконцентрированная па решении задач. Это также активный мыслительный процесс, направленный на разработку и изменение ментальных моделей. Ментальные модели - это структуры знаний, которые создаются во время изучения или выполнения различных задач. Мышление подразумевает активную интеграцию новых знаний с существующими знаниями и навыками. Это основа обучения, процесса разработки новых и более совершенных ментальных моделей и когнитивных навыков. Наиболее эффективное приобретение новых знаний - это «обучение на деле». Ре¬шения задач и затруднений часто находятся там, откуда их никто не ждет. Ре¬зультат решения - это переход из первоначального состояния в желаемое (целевое) состояние.

При решении задач человек использует четыре типа рассуждения: рассуждение с привлечением здравого смысла, рассуждение с проведением аналогий, дедуктивное рассуждение и индуктивное рассуждение. Рассуждение с привлечением здравого смысла основано на индивидуальном опыте и фактах, усвоенных человеком за его жизнь. Современные системы с базой знаний не работают с. таким видом рассуждений из-за его сложности. Исключением является только так называемый эвристический поиск, разновидность эмпирических правил, с помощью которых можно исключить наименее вероятные альтернативы. Современные системы с базой знаний не используют и рассуждения с проведением аналогий, поскольку они основаны на сравнении рассматриваемой задачи с уже известным и принятым стандартом поведения в аналогичной ситуации. Проведение таких аналогий основано на способности распознавать сходство ситуации с прошлым опытом. В основе дедуктивных рассуждений лежат логические цепочки, построенные на предпосылках, ведущих к заключениям. Предпосылки состоят из истинных утверждений и правил. При дедуктивных рассуждениях происходит переход от общего к частностям. Используя общие факты, истины и утверждения, человек приходит к какому-либо выводу либо выбирает направление деятельности. Ин¬дуктивное рассуждение, напротив, идет от частностей к общему, поэтому оно не такое точное, как дедуктивное. При интерпретации логики, которая описывает имевшие место факты, оно зачастую основывается на подходе наилучшей догадки. Дедуктивные и индуктивные рассуждения широко используются при разработке систем с базой знаний.

Источники знаний

Для разработчиков систем источник знаний - это в первую очередь его преподаватели и учителя, исследователи, работающие в этой области, работники, которые применяют знания в этой области, и живые эксперты. В качестве других источников можно назвать книги, руководства, научные труды, записки, материалы исследований, физические записи (видео- и аудиозаписи, диски CD-ROM, фильмы, слайды и т. д.) и компьютерные ресурсы (базы данных, электронные доски объявлений, и т. д.). При разработке базы знаний надо учитывать ее размер, степень сложности, стабильность и форму знаний. Эти вопросы определяют выбор методологии, а также программного и аппаратного обеспечения, которое планируется использовать при создании базы знаний.

Эксперты

При разработке систем с базой знаний экспертом является компетентный человек, который решает задачи в какой-то предметной области, владеет методиками и обладает способностями, превышающими средний уровень его коллег. Эксперты разрабатывают комплексные стратегии обработки информации, отбирают необходимое, используют то, что требуется в настоящий момент, и сохраняют то, что может понадобиться в будущем. Эксперты получают свой статус благодаря их способности применять полученные знания и личный опыт. Эксперты решают задачи быстро и эффективно. Как правило, им известен предел собственных возможностей и, если они его достигли, то ссылаются на кого-либо другого. Эксперт используется в качестве информационного источника, решателя задач или учите¬ля. Эксперты отличаются от всех остальных своей способностью активно отслеживать и видоизменять свои когнитивные модели и процессы.

Эксперты, занимающиеся разработкой баз знаний, должны обладать как декларативными, так и процедурными знаниями в предметной области. Они должны быть способны не только решить задачу, но также объяснить свои решения дру¬гим. Если у одного эксперта знаний недостаточно, привлекают группу экспертов.

Когнитивная психология - одно из направлений современной психологической науки, связанное с поиском внутренних причин того или иного поведения живой системы. Как правило, объектом изучения выступает знание человека о себе и окружающем мире, а также познавательные процессы, обеспечивающие приобретение, сохранение и трансформацию этого знания. Первоначально основной задачей когнитивной психологии было изучение преобразований сенсорной информации с момента попадания раздражителя на рецепторы органов чувств до возникновения образа и генерации ответа. При этом исследователи опирались на компьютерную метафору-аналогично между процессами переработки информации человеком и в универсальном вычислительном устройстве.

Люди всегда интересовались своей сутью. Познание себя во все времена привлекало учёных. Это познание было возможно лишь при использовании аналогий с системами, строение и функционирование которых человеку было понятно. Человеческий организм стали сравнивать с механическими устройствами, сердце виделось хорошо работающим механическим насосом, а движения конечностей уподоблялись шагающим механическим приспособлениям. Век электричества породил аналогию процессов, протекающих в нервной системе человека, с теми, которые протекают в электрических цепях. Голография тут же породила голографические модели мозга. И компьютерная метафора стала законным средством аналогии, когда появились и стали совершенствоваться универсальные переработки информации. В результате были выделены многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов, такие, например, как кратковременная и долговременная память. Кратковременная память связывалась с ранними этапами переработки информации, обеспечивающими. Активный отбор сведений для последующего продолжительного (дорлговременного) хранения. По сути дела, кратковременной памяти приписывалась роль оперативной памяти вычислительного устройства. Постепенно, однако, были обнаружены существенные различия в процессах восприятия и запоминания словесного (вербального) и сложного невербального материала, например: запахов, лиц, сельских и городских ландшафтов. В частности, при запоминании естественного наглядного материала фаза кратковременного хранения может отсутствовать. Эти и другие факты привели к тому, что на первый план выступили вопросы специфики представления (репрезентации) различных видов знания человека о себе и окружающем его мире.

Знание определяется как селективная, упорядоченная, определённым способом (методом) полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве именно знания определёнными социальными субъектами и обществом в целом.

Философы, когнитивисты, психологи выделяют различные типы знания. Например, эмпирическое и теоретическое знание, знание гуманитарное и естественнонаучное, каузальное (знание о причинно-следственных связях между объектами предметной области) и неточное (знание отличающиеся неполнотой или противоречивостью), процедурное и декларативное.

Кроме того, знания могут быть классифицированы по следующим категориям:

поверхностные -знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области;

глубинные -абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и процессы в предметной области.

первичные - знания, определяющиеся с помощью чувств.

вторичные -знания, которые выводятся с помощью логического мышления: дедукция (анализ) и индукция (синтез). Индукция-вывод общего (из материнской формы) из частного (из содержания, из материнских форм). Дедукция-вывод частного (дочерней формы) из общего (материнской формы).

Также выделяют предметные знания , которые в свою очередь, подразделяются на процедурные и декларативные знания:

декларативные -представляют собой утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними. По сути дела-это факты из предметной области, поэтому другим названием декларативных знаний является фактические знания. Декларативные знания определяют содержательную или семантическую часть предметных знаний и порождают семантическую предметную модель обучения;

процедурные -описывают принципы и порядок преобразования объектов предметной области. Это могут быть алгоритмы, методики, инструкции, рецепты, стратегии принятия решений. К процедурным знаниям следует отнести правила, которые состоят больше, чем из одного высказывания, одной фразы. Процедурные знания описывают порядок и характер преобразования объектов предметной области. Процедурные знания составляют процедурную предметную модель обучения.

Процедурные и декларативные знания часто называют правилами и, таким образом, о них говорят как о фактах и правилах. Это неправильно: ведь факты, по сути дела, также являются правилами, поскольку определяют, задают отношения между объектами предметной области, и эти объекты связываются между собой по определённым правилам. Больше того, все факты могут быть записаны в виде продукционных правил [Атанов Г.А., Пустынникова И.Н.,1997; AtanovG.A., PustynnikovaI.N., 1997]. Таким образом, и процедурные, и декларативные знания практически являются правилами, но правилами разного характера.

Согласно деятельностной теории учения[Атанов Г.А., 2001 Машбиц Е.И., 1998], конечной целью обучения является формирование способа действий, а образ действий реализуется в практической деятельности через умения. Знания выступают в качестве средств, с помощью которых формируются умения. В инженерии знаний умения трактуются как поведенческие, или операционные знания. Механизмом формирования умений является оперирование знаниями (как декларативными, так и процедурными), проявляемое в поведении человека. Таким образом, предметная модель, обучаемого включает в себя умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Декларативные и процедурные знания хранятся в долговременной памяти, где распределяются соответственно в декларативной и процедурной памяти. Люди должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками, поэтому важно понимать, что знания хранятся в декларативной памяти, а умения и навыки в процедурной памяти. Процедурная память инициирует мыслительный процесс у людей.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.