Что такое талант и одаренность. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Специальные сложные способности

По поводу соотношения между этими понятиями «одаренность», «талант», «гениальность» существуют разные точки зрения (А В. Либин, 2000). Ряд авторов рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству.

Талант (от греч talanton - «вес, мера», затем - «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего - специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо ПО отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в видах спорта - беге, плавании, гребле и т. д.). Талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов драматических героев, роли которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. А каким «художником» был А. С. Пушкин, и говорить не приходится. Можно лишь заметить, что одаренные в каком-либо виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.

Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям. Отмечается связь таланта с особенностями личности. Л. Б. Богоявленская (1983) даже говорит о некоем симптомокоплексе, благоприятствующем развитию таланта. В него входит, например, стремление выйти за пределы нормативной активности.

Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

Учитывая это, делают попытки отделить одаренность и талант, гений, приняв во внимание данное от природы и его реализацию. Тогда одаренность - удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность - проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. «Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов о причинах своего успеха.

Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной на известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом». Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом.

Исследования показали, что наиболее талантливые личности -это индивиды, неудовлетворенные своими результатами , способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза: хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта.

Ряд ученых отстаивает точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л.Н. Толстого, Ольга Трубецкая, и прабабушка А.С. Пушкина, Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Поэтому названное созвездие выдающихся людей скорее свидетельствует о природной случайности их таланта, а не о наследственной его обусловленности, тем более что свой талант они проявляли в разных сферах: поэзии, философии, физике.

Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью , о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у та иантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье таланливыми могут стать один-два ребенка. Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых - только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.

Да и меткое народное высказывание о том, что природа чаще всего отдыхает на детях, подтверждает истину: талант если и наследуется, то незначительно. Так, исследование приемных детей, усыновленных при рождении, показало: их умственные способности более соответствовали тем, какие отмечались у биологических родителей, нежели у приемных. Однако относительное сходство по этим способностям между детьми и биологическими родителями наблюдается не всегда и резко уменьшается с возрастом. Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. Так, одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Грузчик одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не понравился одному из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик уже пел как солист Большого театра.

Написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам,лингвистам)
  2. цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
  8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. предпринимательский - талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Например, ректор МГУ им.М.В.Ломоносова Садовничий. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

Этимология

Слово происходит от меры веса «талант» . В Новом Завете есть притча о трёх рабах , которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им. Это врожденное в человеке и проявляется, при его наличии, в течение жизни.

См. также

Литература

  • Е. Г. Рабинович. Мерное бремя // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991, с. 139-153
  • Отчёт об исследовании: «Представления россиян о гениальности и талантливости»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Талант" в других словарях:

    Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (лат. talentum, от греч. собственно весы). 1) определенная сумма денег у древних иудеев, а также вес = ок. 3 пудов. 2) вес серебра у греков = ок. 1,5 пуда. 3) вес в Греции и на Ионич. остр. = 100 английск. фунт. 4) дарование, способность к какой… … Словарь иностранных слов русского языка

    талант - а, м. talent m. <лат. talentum <гр. talanton. 1. Выдающиеся природные способности, большое дарование. БАС 1. Но какая польза государству будет.. есть ли в важных случаях министерство полагаться будет на малого таланта и знания людей. 1766 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    талант - (от греч. talanton первоначально вес, мера, потом в переносном значении уровень способностей) высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (см. способности специальные). О наличии Т. следует судить по результатам деятельности… … Большая психологическая энциклопедия

    См. дарование, способность, судьба зарывать свой талант... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. талант дар, дарование, способности; способность, судьба; голова, искра божья,… … Словарь синонимов

    Талант - Талант ♦ Talent Больше, чем дарование, но меньше, чем гений. Об одаренном ребенке, имеющем явные способности к математике или рисованию, невозможно сказать, талантлив он или нет. А вот талантливый, и даже гениальный художник – например,… … Философский словарь Спонвиля

    Высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно… … Психологический словарь

    Таланта, м. [греч. talanton, букв. вес, весы]. 1. только ед. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности. «Твое искусство, твой талант почтили данью равной.» Некрасов. || чаще мн. Вообще способность к чему н., уменье что н. делать… … Толковый словарь Ушакова

    ТАЛАНТ, а, муж. 1. Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Т. актёра. Музыкальный т. 2. Человек, обладающий такими качествами, способностями. Молодые таланты. Зарыть талант в землю не дать развиться таланту, дать ему… … Толковый словарь Ожегова

    - (от греч. tälanton, букв. – весы, вес, взвешенное) выдающиеся способности, необычная одаренность в какой либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность … Философская энциклопедия

    Крупная счетно денежная единица Древней Греции, Египта, Малой Азии. Талан введен в 594 г. до н.э. Талан содержал свыше 26 кг серебра. По английски: Talent См. также: Счетно денежные единицы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь


Введение

Тема одаренности и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Актуальность темы нашей курсовой работы раскрывается следующими положениями. Еще несколько десятков лет назад С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались».

К сожалению, порой с помощью неумолимого анализа разрушают и уничтожают одну за другой те светлые, радужные иллюзии, которыми обманывает и возвеличивает себя человек. Так мы приходим к убеждению, что любовь есть, в сущности, не что иное, как взаимное влечение тычинок и пестиков... а мысли - простое движение молекул. Даже гениальность - эта единственная державная власть, принадлежавшая человеку, перед которой, не краснея, можно преклонить колени, - даже ее многие психиатры поставили на один уровень со склонностью к преступлениям, даже в ней видят только одну из тератологических форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия.

Вопросы одаренности, таланта, гениальности, как верно было выше подмечено Рубинштейном, несмотря на регулярность изучения, так и остаются не понятыми до конца, с настолько разными вариантами причино-следственных отношений, что трудно говорить о какой-либо логической связи между этими теориями. Например, в психологической литературе вопрос о соотношении понятий одарённость, талант и гениальность имеет зачастую очень противоречивые ответы. Во многих источниках понятия «одарённость» и «талант» трактуются как синонимичные и не разделяются, а гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости.

Неразработанность и вместе с тем важность темы курсовой работы также подчеркивает актуальность нашего теоретического исследования.

Объектом исследования являются такие психологические понятия как одаренность, талант, гениальность.

Предметом исследования – особенности, время появления, развития, раскрытия таких сторон психики как одаренность, талант, гениальность.

Цель нашей курсовой работы – изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность.

Цель реализуется следующими задачами:

Дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста;

Изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность;

Изучить теоретико-психологические основы таланта;

Раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;

Описать промежуточную ступень гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);

В процессе раскрытия заявленной темы нами были изучены работы таких психологов как: Ананьев Б.Г., А.В. Петровский, Гарднер Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Лейтес Н.С., Лурия А. Р., Матюшкин А.М., Немов Р.С., Попова Л.В., Рубинштейн С.Л., Теплов Б. М., Щебланова Е.И.

Наша работа написана на 36 страницах, состоит из введения, 5 пунктов с подпунктами, заключения, списка использованной литературы (30 источников) и носит исключительно теоретический характер.

Первая глава нашей курсовой работы посвящена способностям как основе изучаемых нами процессов, 2-я глава описывает одаренность, 3-я – талант, 4-я - гениальность и промежуточную ее ступень, в 5-ой главе нами даны общие рекомендации для работы с одаренными детьми.

1. Способности

1.1 Общая характеристика способностей человека

В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов выделял 3 основных признака способностей :

· индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

· особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

· особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

По С. Л. Рубинштейну, «способности – это сложное, синтетическое образование, включающее в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

В. С. Юркевич понимает под способностями виды деятельности, В. Д. Шадриков – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и т.д. Но мы остановимся на определении Теплова. Суммируя все вышеописанные признаки, получим следующее определение :

«Способности – индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам».

Необходимо также отметить, что способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Без развития способность теряется. Именно поэтому успешность той или иной деятельности зависит от развития способности, необходимой для этой деятельности.

Выделяют природные (или естественные) и специфические способности . Природные способности биологически обусловлены и связанны с врожденными задатками.Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян (например: память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способности формируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

Специфические же способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь специфические способности можно разделить еще на 3 типа :

· теоретические, которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

· учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

· способности к общению, взаимодействию с людьми.

Также отметим, что теоретические и практические способности не сочетаются друг с другом в отличие от природных и прочих специфических. В этом случае большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко и в основном у одаренных и разносторонне развитых людей. Способности помогают развиваться человеку и при определенном сочетании различных хорошо развитых способностей определяют уровень развития способностей, в общем, у конкретного человека .

Предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки, с которыми ребенок родился. Однако способности не определяются биологически унаследованными свойствами. Мозг заключает в себе лишь способность к формированию этих способностей. То, как будут развиваться способности, зависит:

1) от качества наличных знаний и умений, от степени их объединения в единое целое;

2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности;

3) от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

1.2 Уровни и развитие специальных способностей

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей :

· репродуктивный

· творческий

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное.

Если бы человечество было лишено возможности творить или не обладало учебными (репродуктивными) способностями, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Поэтому некоторые авторы считают, что репродуктивные способности - это, прежде всего, общие способности, а творческие - специальные, определяющие успех творчества. И их взаимодействие определяет развитие человечества .

Стоит принять во внимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная – творческую. Также, оба уровня довольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладения новыми знаниями или умениями человек переходит с одного уровня на другой, меняется структура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренные или даже гениальные люди начинали с подражания.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Гениальность

Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности .

Введение

1 Способности

1.1 Понятие о способностях

1.2 Классификация способностей

1.3 Способности и задатки

2 Одаренность

2.1 Понятие одаренности

2.2 Влияние социальной среды на одаренность

2.3 Технология работы с одаренными детьми

Заключение

Библиография

Введение

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

1 Способности

1.1 Понятие о способностях

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки - философия, социология, медицина и др. Но, ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.

1.2 Классификация способностей

В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков).

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения (типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т.д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

1.3 Способности и задатки

В науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности".

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Однако некоторые из ученых (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

2 Одаренность

2.1 Понятие одаренности

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения - психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

2.2 Влияние социальной среды на одаренность

Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

Очень важным условием развития одаренности является семья, а именно:

    структура и эмоциональный климат семьи;

    стили детско-родительских отношений;

    отношение родителей к детской одаренности.

Более детально изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности. Важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.

Типы отношений:

    отрицательное;

    игнорирующее;

    положительное;

    гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся возможностей).

2.3 Технология работы с одаренными детьми

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.

У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества.

Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно сделать его ниже посредственности.

3 Талант

Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».

Талант - высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего - способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.

Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 - 40 лет; в поэзии в 24 - 30 и т.д.

Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Заключение

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, - это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

Библиография

    Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Просвещение, 1960.

    Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2005.

    Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Издательство «Центр» 2002.

    Развитие развития способностей : способность , одаренность , талант , гениальность». (Ю.Б. Гиппенрейтер) «…категория способностей относится к числу важнейших...
  1. Способности . Пути развития способностей

    Реферат >> Психология

    Физической работе. Высшую ступень развития способностей называют талантом . Талант - это сочетание способностей , дающее человеку возможность... свидетельству многочисленных психологических наблюдений над одаренными детьми, проявляются у подавляющею большинства...

Человека. Давайте сначала разберемся с каждым из этих понятий и дадим им определения.

О задатках

Итак, задатки - это те возможности, с которыми рождается ребенок. Они начинают проявляться в 3-4 года. Например, задатки к рисованию или пению. Конечно, говорить об умении в таком возрасте петь песни или рисовать картины не может быть и речи, однако внимательные родители могут заметить тягу ребенка к определенным видам творчества. Задатки следует развивать. При правильном подходе они могут перерасти в способности. Кстати говоря, задатки - понятие весьма многогранное. Например, ребенок с наличием музыкального слуха в будущем может стать и композитором, и гитаристом, и дирижером, а также может настраивать музыкальные инструменты. Все дело в его предпочтениях и выборе.

Одаренность - что это?

Далее следует одаренность - это сочетание нескольких способностей, благодаря которому человек может успешно заниматься определенной работой или видом творчества. Одаренные люди часто преуспевают в выбранном деле. Как правило, ими восхищаются и их ценят другие. Хотя необходимо заметить: это происходит при условии, если они постоянно совершенствуют свои знания, прикладывают определенные усилия для получения необходимого результата. Человек, который не будет расти профессионально и интеллектуально, в конечном итоге может остаться ни с чем.

Поговорим о таланте

Перейдем к обозначению понятия «талант». Это довольно высокий уровень развития творческих способностей, при котором человек может писать прекрасные стихи, рисовать красивые картины или мастерски петь. Если постоянно развивать свои умения и стремиться к большему, можно достичь грандиозных успехов.

Гениальность и талант - это...

Теперь мы подобрались и к понятию «гениальность». Психологи утверждают, что это высшее проявление таланта. Гениальные люди своим творчеством меняют жизнь целых поколений людей, заставляют их думать по-новому, делать грандиозные открытия.

Чем отличается талант от гениальности? Ответить на этот вопрос тяжело. Часто трудно понять, где заканчивается талант и начинается гениальность. Эти понятия тесно соприкасаются. Однако стоит отметить, что талантливых людей много, гениальных - единицы. Исследователи считают, что за всю историю человеческой цивилизации их было не больше 400. Говоря о них, нельзя не вспомнить о Леонардо да Винчи, Моцарте, Аристотеле, Менделееве.

Существует мнение о том, что гениальные люди - посланники Бога, они пришли на Землю, чтобы делать гениальные открытия, изобретать новое, тем самым подталкивая человечество к развитию и совершенствованию. Они словно связующее звено между Творцом и людьми, они передают необходимые знания, хотя сами не осознают этого. Призвание гениальных людей - нести свет во тьме. Часто у них нелегкая судьба, так как большинство людей их не понимает и даже осуждает, особенно при жизни. Таким образом, им приходится бороться за свое место в этом мире. Все мы знаем случаи, когда гении жили в нищете и непонимании, а признание и слава приходили к ним лишь после смерти. Увы, это так. Объяснение в том, что гениальность и талант - это вещи, которые обычным людям тяжело постичь из-за ограниченности мировоззрения. Многие из них даже не пытаются этого сделать.

Талант и гениальность: сходство и различия

Существует мнение, что гениальность и талант отличаются тем, что последний следует развивать, а гениальность дается человеку свыше. Но все же ничего нельзя сделать без упорного труда. Представьте себе гения, который не занимается тем делом, которое предписано ему судьбой, он пустил свою жизнь на самотек и совсем не реализовывает себя. Вряд ли он создаст что-то новое или как-то поможет человечеству. Понятие "талант" (и "гениальность" также) включает в себя неустанный труд, самоконтроль и самосовершенствование. Недаром американский изобретатель утверждал, что гений - это 1% вдохновения и 99% пота. Нельзя не согласиться с ним.

Также очень важно, чтобы способности, задатки, одаренность, талант, гениальность человека были направлены в положительное русло. Ведь миру известны также злые гении, которые использовали свои способности во вред людям: Гитлер, Чингисхан, Саддам Хусейн, Иван Грозный… Эти и некоторые другие люди залили человеческой кровью страницы истории в разные времена. Гениальность и талант - это слуги Добра, а не Зла. Хотя, как видим, есть и исключения.

Психологи говорят, что каждый человек гениален по-своему, необходимо только открыть в нем задатки. Талант, гениальность придут со временем. Именно поэтому заботливые родители должны внимательно наблюдать за своим малышом, чтобы обнаружить в нем творческие способности. Регулярные занятия с профессионалами сделают свое дело. Способности превратятся в одаренность, а в дальнейшем и в талант. Сможет ли человек стать гением в своем деле, будет зависеть только от него. Способен ли он трудиться без отдыха, сможет ли он посвятить всего себя любимому делу, отказавшись от всего остального. Стоит учесть, что семейная жизнь и быт могут помешать гениальности, притупить её.

Алкоголь и наркотики также могут встать на пути у талантливого человека. Это часто происходит. Всем известны случаи, когда творческие люди «пропивали» свой талант, оставшись в итоге ни с чем.

О развитии таланта

А теперь поговорим о том, как развить свой талант.

  1. Если вы понимаете, что у вас есть способности к определенному виду деятельности, развивайте их. Не бойтесь совершенствовать навыки и узнавать что-то новое.
  2. Общайтесь с единомышленниками. Прежде всего, это поможет вам очертить границы своего умения на данный момент и понять, как нужно развиваться дальше. Кроме того, никто другой не поймет вас лучше того человека, у которого схожие интересы. Если вы пишете стихи, ходите на конкурсы и другие творческие мероприятия.
  3. Не расстраивайтесь в случае неудач. Поражение должно стать для вас поводом двигаться дальше с ещё большим упорством.
  4. Творите, учитесь у профессионалов, однако не копируйте их, ведь гениальность и талант - это, прежде всего, индивидуальность и неповторимость.


Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.