Биография. Михаил златковский Михаил златковский

Михаил Златковский - кавалер ордена Почетного Легиона!

В 1802 году Наполеон Бонапарт учредил орден Почетного Легиона, ставший одним из известнейших орденов мира.

За 208 лет существования ордена Михаил Златковский стал вторым (после Айвазовского) российским художником, получившим эту награду. Ура!

Михаил Златковский - один из ведущих художников в карикатуре, журнальной и книжной иллюстрации, дизайне средств массовой информации.

Окончил полный курс МИФИ и 5 лет работал в научно-исследовательской области ядерной физики.

В 1971 году стал свободным художником, с 1974 года -художественный редактор журнала "Химия и жизнь", затем - главный художник журнала "Природа и человек", художник еженедельника "Московские новости".

С 1993 по 1998 год работал в США, где был главным художником ряда издательств.

Участник и лауреат многочисленных международных конкурсов карикатуры, где был около 200 раз премирован, в том числе Главными и Первыми премиями в Канаде, Италии, Японии, Польше, Словакии, Югославии, Бельгии, Болгарии, США, Иране.

Персональные выставки в Бельгии, Германии, Мальте, Польше, Турции.

Член Французской Академии юмористических искусств, Академии авторитетов (Санкт-Петербург), Международной Академии Педагогики.

Член Союзов художников и журналистов СССР и РФ.

Михаил Михайлович Златковский (21 августа 1944, д. Христофоровка села Вторые Левые Ламки Тамбовской области) - российский художник; политический художник-обозреватель газеты «Новые известия».

Работает в жанре карикатуры, плаката, журнальной и книжной иллюстрации, дизайна средств массовой информации, мультипликации.

Биография

В 1967 году окончил МИФИ. Был оставлен при институте и 5 лет работал в области ядерной физики. Тогда же начал работу над диссертацией.

В 1971 году стал свободным художником: ушёл из института «в никуда». С 1974 года (до 1982 года) был художественным редактором журнала «Химия и жизнь». Златковский не мог публиковаться в центральной прессе. Зарабатывал частным извозом, публиковался под чужими фамилиями, в свободное время тренировал детскую группу тенниса. Был главным художником журнала «Природа и человек», а затем - политическим карикатуристом еженедельника «Московские новости» (с 1988 года).

С 1975 года по 1980 год делал плакаты (в единственном экземпляре) для Владимира Высоцкого, которые позже передал в Музей-культурный центр его имени.

С 1988 года начал рисовать политическую карикатуру. Был первым художником, начавшим рисовать карикатуры на Михаила Горбачёва.

Тогда же (в 1988 году) от Михаила Златковского отрёкся его отец. Отец был военным учёным (доктор наук, профессор). Под угрозой увольнения со службы он вынужден был написать заявление в партком Министерства обороны: «С сыном отношений давно не поддерживаю, его политических взглядов не разделяю и мои попытки наставить сына на правильный путь оказались тщетными», но отношения сына с отцом после этого остались прежними.

С 1993 по 1997 год жил и работал в США, затем вернулся в Россиию.

  • Главный художник «Московских новостей», 1997-1998 гг.
  • Главный художник «Литературной газеты», 1998-2002 гг.
  • Главный художник журнала «Деловая хроника», 2002-2003 гг.
  • Главный художник газеты и политический карикатурист «Новые известия», 2003-2005 гг.

В настоящее время продолжает рисовать карикатуры для газеты «Новые известия», которую ценит за независимую позицию.

Член Французской Академии юмористических искусств, Академии авторитетов (Санкт-Петербург), Международной Академии Педагогики. Член Союза журналистов СССР и РФ (с 1985 года), член Союза художников СССР (с 1988 года), основатель и президент Союза карикатуристов России, секретарь Союза журналистов России, с 1988 года до исключения в 2007 году был Вице-президентом международной организации карикатуристов - FECO.

Научный сотрудник сектора «История и теория искусства» Института культорологии Министерства культуры Российской Федерации. Автор нескольких статей по карикатуре и книг «История русской карикатуры», «История мировой карикатуры». Издатель квартального журнала «Карикатура», 1999-2002 гг. Руководитель и консультант многих диссертаций, дипломных и курсовых работ по карикатуре в России и за рубежом.

Президент (18 раз) и член жюри (49 раз) многих международных конкурсов карикатуры.

Семья

Женат. Первый брак в 1967 г. с Надеждой, 1943 г., двое детей - Анастасия, 1970 г., тренер по теннису, и Филипп, 1975 г., дизайнер. Второй брак, 1994 г., Марина Филатова, 1958 г., журналист, писатель.

Внук Козьмы Миколаевича Златковского, 1881 г. рождения, священника РПЦ в селе Анахино, Орловской области, не принявшего «сергианскую ересь» (см. «Катакомбная церковь») и ушедшего в 1924 г. в подполье - Русскую Православную Катакомбную церковь, осуждённого по ст. 58 и расстрелянного НКВД в Туле 26.11.1937 г.

Награды

  • 1970 - Серебряная медаль ВДНХ
  • 1981 - «Золотой телёнок», премия Клуба «12 стульев» «Литературной газеты»
  • 2003 - «Золотое перо России» - высшая награда Союза журналистов России.
  • Награждён более чем 260 национальными и международными премиями в разных жанрах искусства. Среди них главные и первые премии на конкурсах карикатуры в Канаде, Италии, Японии, Польше, США, Иране и других странах.
  • 2009 - Кавалер Ордена Почётного легиона, Франция
  • 2010 - Почётный иностранный член Союза карикатуристов Азербайджан
  • 2011 - На XXXIX фестивале сатиры в г. Форте-дей-Марми, (Италия) награждён призом «Лучший иностранный сатирик»
  • 2012 -Почётный иностранный член Союза художников Армении
  • 2012 -Почётный иностранный член Союза полит. карикатуристов Канады
  • 2013 -Почётный иностранный член Союза карикатуристов и иллюстраторов Китая
  • 2014 -Почётный иностранный член Союза карикатуристов Турции

«good-bye, America!»

Posted by

Златковский Михаил

Нужна ли сегодня России политическая карикатура?

Михаил Златковский, известный художник-карикатурист, чья выставка недавно открылась в Центре Андрея Сахарова, – гость программы “Культурный ответ”, на радио “Маяк”.

ЗЛАТКОВСКИЙ: Безумно интересно заниматься ежедневной карикатурой. Но кроме карикатуры я делаю еще очень много интересных вещей: иллюстрации к книгам, плакаты, большие философские работы. Карикатура – это ежедневный вызов. Я мечтал всю жизнь об этом. И последние четыре годы, наконец, работаю. А всю жизнь мне приходилось работать дизайнером, чтобы как-то заработать. В советское время с моим видением мира невозможно было рисовать каждый день.

– После того как в Сахаровском центре прошла скандальная выставка “Осторожно, религия!”. Руководство музея теперь строже подходит к выбору тех произведений, которые оно выставляет? Была ли какая-то предварительная цензура?

ЗЛАТКОВСКИЙ: Все наоборот. Я не хотел выставлять антиклерикальные вещи, но директор музея Юрий Самодуров попросил меня, сказав, что мы не должны прогибаться. Все, что сделано против псевдоцерковности, псевдоклерикальности, нужно обязательно выставить. Мы выставили это, только с маленькой запиской, что мы никого не оскорбляем и что нельзя эти рисунки рассматривать как надругательство над определенной религией.

– Но ведь тот рисунок, который вызвал судебный процесс и чуть ли не закрытие газеты в одном из провинциальных городов России, тоже никого не оскорблял?

ЗЛАТКОВСКИЙ: Все зависит от местных условий и от желания. Помните датский скандал с 12 рисунками на пророка Мухаммеда? Это просто повод раздуть ту или иную проблему. Карикатура сама по себе никого особенно не оскорбляет. Может быть, в истории мы найдем только два-три случая, когда карикатура всерьез вызывала чудовищную реакцию. Это Наполеон потребовал выдать ему английских карикатуристов и уничтожить их, или просто запретить им работать, если Англия не могла выдать их на гильотину. Второй случай – это Адольф Гитлер, который составил список на повешение карикатуристов. В этот список попали и наши Кукрыниксы, и Ефимов, и Дэвид Лоу. А все остальное – это провокация.

ЗЛАТКОВСКИЙ: Это карикатура ангажированная. В мире, наверное, не существовало такого понятия, какое сформировалось в советское время. Удивительное советское понятие “сатира”, которое было абсолютно безнаказанным. Они сидели здесь спокойно, и их враги ничего не могли с ними сделать. Конечно, это агитпроп, а не карикатура. Я занимаюсь авторской карикатурой. На меня никто не давит, мне никто не заказывает. Это просто моя общественно-социальная позиция. У них не было этой общественно-социальной позиции.

– Все равно сегодня политическая карикатура – это жанр ангажированный?

ЗЛАТКОВСКИЙ: Все зависит от уровня культуры и от уровня знания общественно-социальной жизни конкретного карикатуриста. В этой огромной стране я не найду ни одного примера ангажированной карикатуры. Всегда это карикатура авторская. Другое дело, что политической карикатуры всерьез нет. Этим же делом, наверное, позволительно заниматься только одному человеку. Это Виктор Богорад из Петербурга, который каждый день по факсу, по интернету присылает рисунки в две газеты. Это “The Moscow Times” и “Ведомости”. У него там есть политическая карикатура. Прекрасный художник Сережа Тюнин, который рисует экономику в “Коммерсанте”. Все, больше нигде нет, за исключением маленьких провинциальных газет, где еще что-то есть. Мы должны говорить о центральной прессе.

– Сегодняшний уровень карикатуры высок или нет?

ЗЛАТКОВСКИЙ: Технически очень высок, теоретически и по своим потенциальным возможностям влияния на политику со стороны – очень высок. Но просто у нас нет газет, которые бы привлекли к работе, например, Сашу Сергеева. Я могу назвать еще 50 имен в России, которые вполне бы могли на мировом уровне каждый день выступать в газете, но этих газет нет.

– Вы сказали, что политическая карикатура никого не может всерьез обидеть, неужели никто не обижается?

ЗЛАТКОВСКИЙ: Обижаются. Известен многолетний скандал де Голля.

– Я про сегодняшнюю Россию.

ЗЛАТКОВСКИЙ: у нас нет той карикатуры, на которую можно обидеться. Появляются рисунки с портретным сходством депутатов, но это всегда очень комплиментарные вещи. Есть большое количество карикатур с лицом Путина, но это тоже все абсолютно комплиментарно. Это скорее пиаровские кампании. Многие политики даже бы платили бы, если бы их лицо появлялось достаточно часто в карикатурах, как в свое время многие хотели попасть в “Куклы” к Шендеровичу. Но это пиар. Жесткой карикатуры нет не потому, что художник не может сделать, а потому что ни одно СМИ не рискнет это делать.

Карикатуры Михаила Златковского, как часто бывало в советские времена, сначала увидели на Западе и лишь в начале семидесятых - в СССР. Сегодня послужной список художника впечатляет, персональные выставки прошли по всему миру, он член Французской академии художеств, вице-президент Европейской ассоциации карикатуристов, основатель и первый президент Союза карикатуристов СССР. Согласно опросу, который несколько лет назад провели среди профессиональных художников всего мира, Златковский был признан "Лучшим карикатуристом всех времен и народов". Что и неудивительно - сто пятьдесят международных премий без особого, уникального таланта не получишь.


- Михаил! А правда, что раньше вас считали карикатуристом-диссидентом?

Да? Так теперь говорят? Хотя моя жизнь в искусстве начиналась вполне мирно. Все детство я рисовал в бесконечных стенных газетах, у девочек в альбомах. Если нужно было сделать по заказу приятелей порнографические рисунки, рисовал на заборах. Почему-то запомнил, как нарисовал модель для ручки пластмассовой расчески - контур женщины, которая в ногах держит эту самую расческу. Потом по шаблонам старшие ребята из ремесленных училищ вырезали расчески и подарили человечеству огромное количество таких вот женских силуэтов. А все вообще в жизни складывалось обычно: комсомольская юность, прекрасная учеба, естественный выбор в пользу физики - как результат двухлетней дискуссии в "Комсомолке" на тему "Нужны ли нам физики или лирики?". Закончив Московский физический институт, я работал над диссертацией. Не защитил ее по банальной причине: не захотелось вступать в КПСС. Наскучило все! - и я все бросил. Недели две я никуда не ходил, усиленно думал и в конце концов решил заняться любимым делом. Тогда мне было двадцать семь.

Началось, пожалуй, самое интересное: попытки рисовать, попытки выжить. Год боролся за публикации, а потом стал просто рисовать. Увлекся карикатурой. Кстати, ее в Советском Союзе всегда называли сатирой. Она, по определению, была "острым мечом партии". Советские сатирики этим гордились. Они получали всевозможные премии и государственные награды. Сатирики были на гребне событий: утром в газете - вечером в куплете. Ходили легенды, например, о поразительной оперативности Бориса Ефимова. Его старший брат Михаил Кольцов был главным редактором "Известий". Вечером он пересказывал брату "завтрашние" новости. И товарищ Ефимов уже утром приносил во все газеты рисунки на животрепещущую тему. Все скандальные политические спектакли, все разоблачительные акции, предпринимаемые властью, проходили во главе с Ефимовым. А недавно он хвастался, что руки у него "чистые", дескать, никого не убил. Да в нашей стране карикатуры работали еще сильнее, чем статьи! В основном карикатуры публиковал журнал "Крокодил". Естественно, я тоже хотел там сотрудничать. Не удалось. Потом наше поколение стало участвовать в международных выставках и внутри единого цеха советских сатириков возникла "пятая колонна".

- Кто конкретно? Можете назвать фамилии?

Сережа Тюнин, Игорь Макаров, Володя Иванов (он умер в 1978 году, думаю, самый талантливый из нас), Виталий Песков, Василий Дубов... Немножко позже появился Леонид Тишков, затем Алексей Меринов. Так вот, уже в 74-м нам перекрыли все легальные каналы для отправки работ на международные выставки. Хотя предлагали сотрудничать с западногерманскими, французскими журналами, но нельзя было заключать контракты. И все рисовали "в стол". Возникла удивительная субкультура. Ее нельзя было назвать "подпольной культурой". Просто появился неформальный союз Мы общались, ездили друг к другу в гости по всему Советскому Союзу, обменивались новыми идеями и даже устраивали подпольные выставки. Москве повезло немножко больше. Здесь был горком графиков, который, кажется, в 77-м разрешил нам выставляться. У нас было пять или шесть выставок на Малой Грузинской, которые проходили тогда не только с большим успехом, но и с большими неприятностями. Это была захватывающая атмосфера игры с огнем. Нас постоянно вызывали в КГБ и отделы культуры, прорабатывали... И в то же время все, чем мы, в сущности, занимались, так это изощренным показом кукиша в кармане.

В своих рисунках я никогда не занимался конкретикой, и это меня спасало. Однажды опубликовали мой теперь уже знаменитый рисунок, с которого началась целая серия знамен других художников: человек с отрубленной головой гордо несет огромное знамя. При более внимательном рассмотрении знамя оказывается топором. Но достаточно было бы мне покрасить этот топор в красный цвет - и суд был бы неминуем. Когда же мне при очередном вызове в компетентную организацию говорили: дескать, этот рисунок с топором против советской власти, я отвечал: ничего подобного! На знамени нет ни одного советского цвета! Аналогичная история случилась еще с одним рисунком: на нем тоже изображено знамя, его полотнище долго-долго развевается, ложится на землю, и возникает огромный лабиринт. Потому что для меня любая идеология - лабиринт.

- А если бы сейчас тебе предложили расцветить это знамя, какой бы цвет ты выбрал?

Как-то я расцвечивал его для того, чтобы рисунок получился более красивым: использовал весь набор из ста сорока восьми карандашей - красный цвет постепенно переходил в малиновый, желтый - в оранжевый... Для меня любая идеология, выкрашенная в один цвет, уже идеология фашизма. Поэтому цвет, в сущности, не важен...

Знаете, я никогда не разыгрывал из себя великого борца, чтобы на немножко сесть и потом быть высланным на Запад. У меня вообще сложное отношение к диссидентству. Есть люди - их совсем немного, которые искренне выбрали мученическую стезю. Основная же масса диссидентов сознательно садилась в лагерь, чтобы потом уехать на Запад. Это был красивый "выход" отсюда. Я встречался со многими из последних. Они влачат на Западе жалкое существование. Коммунизм в СССР умер - и сразу кончились субсидии борцам с ним.

- Когда же наконец пришло официальное признание?

Наверное, в году 79-м. Тогда появилось осознание того, что ты живешь не где-то на задворках современной западной культуры, а, наоборот, являешься ее центром. Для многих из нас это оказалось серьезным испытанием: кто-то заболел звездной болезнью...

- Действительно, почему вы решили, что самые лучшие в мире?

Хотя бы потому, что в конце восьмидесятых мы стали участвовать в международных выставках, наши имена появились в мировых каталогах. Работы приходилось отправлять на международные конкурсы в чемоданах с двойным дном. Неприятностей хватало. Я, например, в этот период изобрел огромное количество псевдонимов. До сих пор, например, японское комьюнити (это сообщество граждан японской национальности, проживающих в Соединенных Штатах) разыскивает выдающегося японского художника Ясумото Кумадзо. По легенде, он живет в Хобокэне - на другой стороне от Нью-Йорка, через Гудзон. На самом же деле приятель-американец регулярно отсылал мои рисунки, а на конверте писал свой адрес (для участия в выставках помимо псевдонима требовался адрес). Так вот, этот Ясумото Кумадзо награжден несколькими международными премиями, что можно считать феноменальным достижением для японца, живущего в Штатах!

Другой псевдоним бельгийский - Винт ван дер Болт. Международное сообщество на полном серьезе присуждает премию этому художнику - и только русские ребята удивлялись между собой: "Что за странное имя? Какой-то винт с болтом, хорошо еще, что не гайка".

- Вы ведь получили и около полутора сотен международных премий за карикатуры, дизайн, плакат, анимацию... Они дошли до вас?

До меня доходила лишь информация об этих премиях. Например, вызывают в отдел культуры на Неглинной - на четвертый этаж. Дверь без таблички, в комнате трое молодых людей в серых пиджаках. Через несколько минут начинаешь понимать, что ты где-то что-то вроде бы получил. Мои собеседники тем временем пытаются выяснить, кто именно, что, каким образом и куда послал. У нас существовал неписаный договор: ничего не знаю, ничего не посылал.

Однажды в спецхране журнала "Крокодил" мне показали мой личный каталог, подписанный специально для меня. А я даже не подозревал о его существовании. Или еще курьез - в Министерстве культуры меня допустили до одного шкафа: когда его открыли, со всех полок посыпались коробки с медалями, кубками, призами... Среди них я обнаружил и свою, пролежавшую много лет.

Начиная с 85-го премии стали приходить. Нас вызывали во Внешторгбанк и предлагали, например, получить премию в пять тысяч долларов рублями по курсу: один доллар - сорок две копейки. Я отказывался. И правильно. Лет через десять Внешторгбанк вернул мне все мои деньги в валюте.

Более того - пришли времена, когда я получил от КГБ первое задание. Во время пребывания Михаила Горбачева в Париже случилась весьма неприятная вещь. Михаил Сергеевич тогда демонстрировал миру новый образ социализма с человеческим лицом. А на одной пресс-конференции журналисты высказали сомнение по поводу истинной гласности в СССР. Хотя бы потому, что в советской прессе не появилось ни одной карикатуры на главу государства. А для Запада это и есть показатель свободы слова и мысли. Михаил Сергеевич обеспокоился. Было принято решение нарисовать на Михаила Сергеевича карикатуру. Выбор пал на меня. Я сделал рисунок и получил баснословный гонорар. Карикатуру разослали по международной сети АПН, но в нашей прессе она так и не появилась. Я нарисовал Горбачева, который через бедро бросает борцовским приемом огромного медведя, вооруженного до зубов, одетого в советскую маршальскую форму. Это означало противостояние Михаила Сергеевича военщине.

При Горбачеве я смог выезжать за границу, показывать свои рисунки. Но теперь их не публиковали в западной прессе: редакторы газет и журналов не понимали, почему я так зло рисую Михаила Сергеевича. Ведь для Запада он был олицетворением всего нового, прекрасного, светлого, что только может быть в постсоветской стране.

- Проще говоря, цензура просто видоизменилась?

За собственную моральную позицию всегда приходится платить. Например, Армянский музей национального искусства и современной эстетики предложил мне сделать серию плакатов. Именно в тот момент случились трагические события в Баку. Естественно, я сделал плакаты в защиту армян. И ко мне начали по почте приходить письма с угрозами. Звонили люди со специфическим акцентом: "Сколько тэбэ заплатили? Если нэ прэкратишь этим заниматься, ты будэшь уничтожен!"

Для меня проблема вовсе не в идеологии, а в вечных идеях добра и зла. Чем обернулась свобода слова? Закрылся один журнал, другой, перестала выходить прекрасная газета "Искра", в которую я с удовольствием бесплатно рисовал. Ее печатали раз в месяц и раздавали чуть ли не бесплатно на Пушкинской площади... Выстоять ведь смогли только те издания, которые имели серьезную спонсорскую подпитку. А у спонсоров - собственная идеология. И рисунки перестали быть нужными. "Острый" рисунок по-прежнему не востребован. Да и таких карикатур сегодня нет.

- А как же Меринов, Бильжо?

Бильжо - это не политический карикатуризм. Это бытовые жанровые сценки с Петровичем по поводу событий дня. Бильжо никогда всерьез не входил в категорию художников, которые определяли современное положение в карикатуре. Ну, Тюнин чуть-чуть рисует в "Коммерсанте". Есть еще Меринов. Еще - Куксо в "Новых Известиях" - это портретики, которые я считаю беззлобными.

А карикатура прежде всего должна бастовать. Карикатура - это шип, который утром газета вонзает в читателя, и особенно больно он должен вонзиться в героя карикатуры. Вот тогда он елозит, вызывает карикатуриста в суд. Так происходит во всем мире. Это самый красивый судебный процесс, когда президент, премьер или министр судится с карикатуристом. В Турции, например, уже несколько лет художники сидят в тюрьмах за то, что они оскорбили премьер-министра. Де Голль постоянно судился со своими карикатуристами, пока лет за восемь до смерти наконец не понял: намного правильнее не судиться с художниками, а их поощрять. Он стал присуждать им премии. И даже собирать карикатуры. Представляете, Де Голль собрал самую большую коллекцию своих собственных карикатур. Более того, на свои личные деньги издал три совершенно потрясающие книги "Де Голль в карикатуре". Их до сих пор считают библиографической редкостью.

- Ну а вам-то повезло? На вас подавали в суд герои карикатур?

Ни разу.

- Значит, жизнь прожита напрасно?

Вы серьезно спрашиваете?

- Почти...

Тогда почти серьезно отвечаю - ценность жизни определяется не количеством премий или судебных процессов, главное - это иметь внутри согласие с самим собой.

Вот, например, Слава Сысоев - карикатурист нового времени, сознательно занимался политической карикатурой, был очень популярен на Западе. Я уважаю его как художника. Он сознательно выбрал путь сопротивления властям. Не важно даже, каким. Его посадили - правда, не за политику, а за порнографию. А он сумел и на этом сделать себе имя. За него заступались международные организации, президент Франции... В 1989 году Слава уехал на Запад в цветах, с аплодисментами. Его там приняли, год возили по Европе, устраивали выставки. А потом деньги у "Амнисти интернэшнл", отпущенные на эти разъезды, кончились и Слава стал никому не нужен. Возвращаться обратно? Но ведь цель была - осесть на Западе. Теперь Сысоев проживает в Берлине, где получил бесплатную квартиру, издает собственный журнал. Этот журнал даже известен в каких-то кругах. Но как художника мне его жаль - он уже не существует. Зато был суд. Зато была красивая биография...

- А как вы оказались в Соединенных Штатах?

Меня пригласили прочитать в нескольких университетах на Восточном побережье США курс лекций о подпольном искусстве 70-х - 80-х годов. Так- в 1993 году попал в Америку. Это совершенно другая страна. Карикатура здесь - самый развитый и самый высокооплачиваемый жанр. Американцы считают карикатуриста третьим человеком по популярности после президента и звезды Голливуда. Если у нас можно по пальцам пересчитать - Меринов, Бильжо, Куксо, -то в США популярных, ежедневно рисующих художников-карикатуристов, наверное, пятьсот-шестьсот. У всех - очень большие зарплаты. С самого начала я получил хорошую работу: был главным художником в одной крупной американской газете, наслаждался новой спокойной жизнью - без проблем, без бандитов, без грязи на улицах и с нормальными полицейскими Первый год был просто сплошным кайфом. Я всю жизнь страдал от московских дождей и зим, а здесь попал в вечное лето и ходил в шортах. Второй год - это уже год анализа. Третий - год приговора, вынесенного мной Соединенным Штатам. Это страна плебеев. Все, что мы знаем об Америке - это романтическая сказка, навеянная американскими фильмами.

- А кто кроме Горбачева был у тебя любимым персонажем?

Только Горбачев! Я рисовал Ельцина, Ленина, Брежнева, но Горбачева любил больше всех.

- Сейчас есть запрещенные рисунки?

Достаточно. Пресса ведь ангажирована.

- Значит, все-таки жанр карикатуры работает?

Да, но он все еще не востребован.

Источник информации: журнал "ЛЮДИ", декабрь 1999.

Работает в жанре карикатуры, плаката, журнальной и книжной иллюстрации, дизайна средств массовой информации, мультипликации.

Биография

В 1967 году окончил МИФИ. Был оставлен при институте и 5 лет работал в области ядерной физики. Тогда же начал работу над диссертацией.

В 1971 году стал свободным художником: ушёл из института «в никуда». С 1974 года (до 1982 года) был художественным редактором журнала «Химия и жизнь». С 1982 года им пристально занялось КГБ СССР по статье «Антисоветская агитация и пропаганда». Результатом стал «запрет на профессию»: Златковский не мог публиковаться в центральной прессе. Зарабатывал частным извозом, публиковался под чужими фамилиями, в свободное время тренировал детскую группу тенниса. Был главным художником журнала «Природа и человек», а затем - политическим карикатуристом еженедельника «Московские новости» (с 1988 года). С 1975 года по 1980 год делал плакаты (в единственном экземпляре) для В. Высоцкого, которые позже передал в Музей-культурный центр его имени.

С 1988 года начал рисовать политическую карикатуру. Был первым художником, начавшим рисовать карикатуры на Михаила Горбачёва.

Тогда же (в 1988 году) от Михаила Златковского отрекся его отец. Отец был военным ученым (доктор наук, профессор). Под угрозой увольнения со службы он вынужден был написать заявление в партком Министерства обороны: «С сыном отношений давно не поддерживаю, его политических взглядов не разделяю и мои попытки наставить сына на правильный путь оказались тщетными», но отношения сына с отцом после этого остались прежними.

С 1993 по 1997 год жил и работал в США.
Главный художник «Московских новостей», 1997-1998 гг.
Главный художник «Литературной газеты», 1998-2002 гг.
Главный художник журнала «Деловая хроника», 2002-2003 гг.
Главный художник газеты и политический карикатурист «Новые известия», 2003-2005 гг.

В настоящее время продолжает рисовать карикатуры для газеты «Новые известия», которую ценит за независимую позицию.

Член Французской Академии юмористических искусств, Академии авторитетов (Санкт-Петербург), Международной Академии Педагогики. Член Союза журналистов СССР и РФ (с 1985 года), член Союза художников СССР (с 1988 года), основатель и президент Союза карикатуристов России, секретарь Союза Журналистов РФ, с 1988 г. до исключения в 2007 г. был Вице-президентом международной организации карикатуристов - FECO.

Научный сотрудник сектора «История и теория искусства» Института культорологии Министерства культуры Российской Федерации. Ввёл понятие «сенс-арт» (sence-art), «смысловое искусство», вид изобразительного искусства, объединяющий различные по технике жанры (плакат, карикатура, анимация, иллюстрация, скульптура, архитектура и т. д.) наличием в них идейного концепта. Автор нескольких статей по карикатуре и книг «История русской карикатуры», «История мировой карикатуры». Издатель квартального журнала «Карикатура», 1999-2002 гг. Руководитель и консультант многих диссертаций, дипломных и курсовых работ по карикатуре в России и за рубежом.

Президент (15 раз) и член жюри (35 раз) многих международных конкурсов карикатуры.

Женат. Первый брак в 1967 г. с Надеждой, 1943 г., двое детей - Анастасия, 1970 г., тренер по теннису, и Филипп, 1975 г., дизайнер. Второй брак, 1994 г., Марина Филатова, 1958 г., журналист, писатель.

Внук Козьмы Миколаевича Златковского, 1881 г. рождения, священника РПЦ в селе Анахино, Орловской области, не принявшего «сергианскую ересь» (см. «Катакомбная церковь») и ушедшего в 1924 г. в подполье - Русскую Православную Катакомбную церковь, осужденного по ст. 58 и расстрелянного НКВД в Туле 26.11.1937 г.

Награды

  • 1970 - Серебряная медаль ВДНХ
  • 1981 - «Золотой теленок», премия Клуба «12 стульев» «Литературной газеты»
  • 1992 - В результате международного опроса мнений профессионалов признан «Лучшим художником в карикатуре».
  • 2002 - «Золотое перо» - высшая награда Союза журналистов России.
  • На фестивале юмористических искусств в г. Амадора (Португалия) получил звание «Лучший карикатурист мира 2005 года»
  • Награждён более чем 240 национальными и международными премиями в разных жанрах искусства. Среди них главные и первые премии на конкурсах карикатуры в


Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.