Пять слов со звуком м твердый. И г р а «Магическая буква. Коррекционно – образовательные

Два часа мочалкой...(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на...(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

10. Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Звук Мь

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

1. Повтори слоги.

Мя - ме - мю
Мя - мя - мя
Мя - мю - ме
Ямь - ямь - ямь
Ми - мя - мю
Ми - ми - ми
Мю - ме - ми
Ме - ме - ме
Мё - ми - мя
Имь - имь - имь
Мю - мю - мю
Емь - емь - емь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.

Тема:

Звуки М – Мь. Буква М

Программные задачи:

* Закрепить навык правильного произношения звуков М и МЬ в слогах, словах и предложениях

* Нахождение положения звуков в слове
* Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости
* Анализ слов типа СГС.
* Чтение, письмо обратного слога

* Развивать внимание, память, мышление

Ход занятия:

1. Оргмомент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
– Что общего в словах?
2. Изолированное произношение. Характеристика звуков М, Мь.

* Произнесение заданного звука с разным тембром

* Произнесение заданного звука с разной силой голоса

– Какие звуки произносили?

– Расскажите о звуке М

– Расскажите о мягко паре звука М

3. Выделение последней согласной.
Игра «Эхо».
Дом – … М вам – … М
Дым – … вигвам – …
Дам – … альбом – …
Там – … Том – …
Ком – … гиппопотам – …
Сом – … сам – …

4. Игра «Наоборот».
МА – МЯ АМ – АМь
МО – … ОМ – …
МУ – … УМ – …
МЫ – … ЫМ – …
МЯ – МА АМь – АМ
МЁ – … ОМь – …
МЮ – … УМь – …
МИ – … ЫМь – …
5. Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.
Работа с раздаточным материалом 2 картинки 1 – со звуком М, 2-я – со звуком Мь.
1)Задание: поднять карточку с картнкой с мягким М, поднять карточку с твёрдым звуком М
2) Задание: все карточки положить на один стол.
Отобрать картинки с М – в начале слова, затем М – в конце слова, и картинки
с М в середине слова.

6. ФМК
Ходьба по кругу
А) С остановкой на твёрдый М. В слогах, словах.
Б) С остановкой на мягкий Мь. В слогах, словах. Словарный материал в упражнения одинаковый и для звука для задания под буквой А) и Б).
7. Определение положения места звука в слове.
Игра «Где спрятался звук?»
Словарный материал: Мак, самолёт, медведь, ком, Том, муха, панама, альбом, Дима, мыть.
Пособие «3 домика».

8. Подбор антонимов
Война – мир
быстро – медленно
глупый – умный
ссориться – мириться

твёрдый – мягкий

большой – маленький

9. Звуковой анализ

А) Преобразование слогов, работа с разрезными азбуками.
вариант цепочки: МА…..МУ…..УМ…..ИМ…..МИ…..МА…..АМ

Устный анализ слогов, выкладывание фишками слогов МА, МИ.

Чтение прямого слога: МА, МУ, МЭ, МИ.

Б) Анализ и выкладывание фишками слога МА

– Сколько звуков вы услышали?

– Какой звук первый, расскажите о нём.

– Какой звук второй, расскажите о нём.

– Выложите схему этого слога фишками.

– Добавьте к этим двум фишкам, фишку, обозначающую звук К.

– Сколько было звуков?

– Как они звучали вместе?

– Сколько стало звуков?

– «Прочитайте» по схеме, какое слово получилось. (МАК)

– Был слог – получилось слово.

– Что вы для этого сделали?

– Сколько звуков в слове МАК?

– Какой в начале? Какой в конце? Какой в середине?

10. Знакомство с буквой.

– Сколько звуков у буквы М? (Два – М и Мь)
– Чем отличается звук от буквы?
– Что такое слог?
– На что похожа буква М.
– Показ написания буквы М.

11. Письмо буквы М, слогов УМ, МУ

прислала

Королева Светлана

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навык:

- определятьпозицию звука в слове;

Анализа и синтеза слова «мама»;

Находить заданный звук в словах,

Дифференцировать твердость и мягкость звука,

Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

Слуховую память, внимание, восприятие;

Умение концентрировать внимание;

Слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

Речевое дыхание.

Определять по запаху растение.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

Умение работать в микрогруппах, группах;

Желание помогать друг другу;

Интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Оборудование:

Герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

6 конвертов с одной частью от целой картины;

Две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

- «волшебные» бусины;

Мешочки с ароматом лимона и пихты;

Кассы букв;

Листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

Корзинка для фишек;

Фишки для рефлексии;

Малиновое варенье.

Ход НОД.

Организационный момент.

А) – Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться - «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

III. Сообщение темы НОД.

Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

Звук «М» - согласный или гласный? Почему?

Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?

Звук «М» - твердый или мягкий?

Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?

Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?

Звук «Мь» - твердый или мягкий?

Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

V. Игра №2. «Поэты»

Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

ма – ма - ма – скоро к нам придет зима

му – му - му – молока кому

МО ЭСКИМО

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

VII. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

Пей чай с моя мёдом.

Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

IX. Аромотерапия.

Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.


Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

Б) Манипуляции с буквами.

Как кричала Маша? «Ам – ам».

Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

Как кричал Крокодил? «Мама».

Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

Сколько слогов в лове МАМА?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Бусинкой круги катаю,

Взад- вперед её гоняю.

Ей поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
3.А.В.Никитина «33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5.Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

6. http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/23165-masha-i-medved-20-kartinok.html

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.