История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая. Первородный грех, его причины и последствия В чем первородный грех адама и евы

Как объяснить, почему первородный грех, совершенный Адамом и Евой, перешел на их потомков?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Грех прародителей имел глубокое воздействие на человеческую природу, определившее всю последующую жизнь человечества, потому что созданный Богом человек пожелал сознательно и свободно вместо воли Божией установить свою воли в качестве главного жизненного начала. Попытка тварной природы утвердиться в собственной автономии грубо извратила божественный творческий план и привела к попранию богоустановленного порядка. Неотвратимым логическим следствием этого стало отпадение от Источника Жизни. Бытие вне Бога для человеческого духа есть смерть в прямом и точном значении этого слова. Святитель Григорий Нисский пишет, что пребывающий вне Бога неизбежно пребывает вне света, вне жизни, вне нетления, ибо все это сосредоточено только в Боге. Удаляясь от Творца, человек становится достоянием тьмы, тления и смерти. По мысли того же святого, никому невозможно существовать, не находясь в Сущем . Любой, согрешающий человек вновь и вновь совершает адамово грехопадение.

В чем именно повредилась природа человека в результате эгоистического стремления утвердить свое бытие вне Бога? Прежде всего, все дарования и способности человека ослабли, потеряли ту остроту и силу, которая была у первозданного Адама. Ум, чувства и воля потеряли гармоническую согласованность. Воля часто проявляет себя неразумно. Разум же часто оказывается безвольным. Чувства человека заправляют разумом и делают неспособным увидеть подлинное жизненное благо. Эта потеря внутренней гармонии в человеке, лишившимся в себе единого центра тяготения, особенно пагубно проявляется в страстях, которые являются уродливо развившимися навыками удовлетворения одних потребностей в ущерб другим. В силу ослабления духа в человеке получили преобладание чувственные, плотские потребности. Поэтому св. апостол Петр наставляет: Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1Пет.2:11). Это восстание на душу плотских похотей – одно из самых трагических проявлений падшего человеческого естества, источник большинства грехов и преступлений.

Все мы причастны к последствиям первородного греха, потому что Адам и Ева являются нашими прародителями. Отец и мать, дав жизнь сыну или дочери, могут дать только то, что имеют. Адам и Ева не могли нам да ни первозданную природу (ее у них уже не было), ни возрожденную. По слову св. апостола Павла: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян.17:26). Эта родовая преемственность делает нас наследниками первородного греха: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили (Рим.5:12). Комментируя вышеприведенные слова первоверховного апостола, архиепископ Феофан (Быстров) пишет: «Изучение это показывает, что святой Апостол ясно различает в учении о первородном грехе два момента: parabasis или преступление и hamartia или грех. Под первым разумеется личное преступление нашими прародителями воли Божией о невкушении ими плода от древа познания добра и зла; под вторым – закон греховного расстройства, привзошедший в человеческую природу, как следствие этого преступления. Когда речь идет о наследственности первородного греха, имеется ввиду не parabasis или преступление наших прародителей, за которое ответственны они одни, а hamartia, то есть закон греховного расстройства, поразивший человеческую природу вследствие падения наших прародителей, и “согрешили” в 5:12 в таком случае нужно понимать не в действительном залоге в смысле “совершили грех”, а в среднестрадательном, в смысле 5:19 стиха: “стали грешниками”, “оказались грешниками”, так как в Адаме пала человеческая природа. Поэтому св. Иоанн Златоуст, лучший знаток подлинного апостольского текста, находил в 5:12 только ту мысль, что “как скоро он [Адам] пал, то чрез него соделались смертными и не евшие от запрещенного древа”» (О догмате Искупления).

Грехопадение прародителей и наследование всеми поколениями духовной порчи дает сатане власть над человеком. Освобождает от этой власти таинство крещения. «Крещение не отъемлет самовластия и самопроизволения нашего. Но дарует нам свободу от тиранства диавола. который не может против воли нашей властвовать над нами» (преп. Симеон Новый Богослов). Перед тем как совершить само таинство священник читает над крещаемым четыре заклинательные молитвы.

Поскольку в таинстве крещения человек очищается от первородного греха и умирает для жизни греховной и рождается в новую благодатную жизнь, в Церкви с древности установлено крещение для младенцев. Когда же явились благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 4-5).

Что в раю пошло не так

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика . Каждый читатель может , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом - они требуют подробного разговора. Какое-то время назад к нам пришел один из таких вопросов.

Здравствуйте! Я никак не могу понять, что же такое конкретно сделали Адам и Ева, раз Господь их выгнал из Рая, и более того - что мы все, как я читала в православной литературе, почему-то расплачиваемся за их поступок? О чем здесь речь, о каком запретном плоде, что это за древо познания, зачем это древо было помещать рядом с Адамом и Евой и при этом запрещать к нему приближаться? Что случилось в раю? И как это связано с моей жизнью, с жизнью моих близких, друзей? Почему наша участь зависит от не нами совершенного поступка, причем совершенного очень и очень давно?

Екатерина

Отвечает Александр Ткаченко


Ч то случилось в раю? Там случилось самое страшное из всего, что только может случиться между любящими существами, доверяющими друг другу. В райском саду случилось то, что спустя время повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда толпу вооруженных стражников, искавших Иисуса.

Проще говоря, в раю случилось предательство.

Человек предал своего Создателя, когда поверил клевете на Него и решил жить исключительно по своей собственной воле.

Человек научился предавать самых близких ему людей, когда обвинил жену в собственном грехе.

Человек предал самого себя. Ведь «предать» означает буквально - передать. И человек передал себя из доброй воли создавшего его Бога в злую волю своего убийцы - дьявола.

Вот что случилось в раю. А как это все произошло и почему оказалось связанным с жизнью каждого из нас, сейчас попробуем выяснить более подробно.

Вы представить себе не можете!

Бог создал человека и поместил его в место, наиболее благоприятное для его жизни. То есть в прекрасный сад Эдем, который также принято называть раем. Сегодня мы можем лишь строить различные предположения и догадки - что же представлял собой райский сад. Но зато смело можно биться о заклад, что любая из этих догадок окажется неверной. Почему?

А потому, что и сам человек тогда был другим - чистым, радостным, не знающим тревог и забот, открытым миру, встречающим этот мир счастливой и властной улыбкой его повелителя. Причина тут проста: человек тогда еще не вычеркнул Бога из своей жизни, был с Ним в теснейшем общении и получал от Бога такие познания, утешения и дары, о которых мы сегодня и представления не имеем.

Нам, нынешним, как уже было сказано, остается только пофантазировать на райскую тему. Причем - с натугой протискивая эти свои фантазии сквозь узенькие просветы между невеселыми думами о падающем курсе рубля, обидами на тещу, заботами о покупке зимней резины для автомобиля, грядущем ЕГЭ для старшего сына и еще тысячью неприятных мыслей, одновременно терзающих любого современного человека каждый день с утра до ночи. Тот скудный фарш фантазий, который вывалится на выходе этой мысленной мясорубки, и будетнашими сегодняшними представлениями о рае.

Конечно же, райский сад был прекрасен. Но жизнь с Богом может оказаться для человека раем даже посреди безводной пустыни, поросшей кустиками верблюжьей колючки. А жизнь без Бога и райский сад мгновенно превращает в обычные заросли травы, кустов и деревьев. Лишь поняв это, можно понять и все остальное, случившееся в раю с первыми людьми.

В творении Божьем человек занял уникальное место. Дело в том, что Бог сотворил мир духовный и мир материальный. Первый населяли ангелы - бестелесные духи (часть из которых впоследствии отпала от Бога и стала демонами). Второй - все жители Земли, имеющие тело. Человек же оказался неким мостиком между этими двумя мирами. Он был создан духовным существом, но при этом обладал материальным телом. Правда, это тело было совсем не таким, каким мы знаем его сегодня. Вот как описывает его святитель Иоанн Златоуст: «То тело не было такое смерт­ное и тленное. Но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободным от всякого тления, его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало». А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о еще более удивительных возможностях тела первозданного человека: «…Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному ви́ дению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов».

Способный к богообщению, человек мог возвещать волю Бога всему материальному миру, над которым он получил от Бога огромную власть. И в то же время только он один мог предстоять от лица этого мира перед его Творцом.

Человек был создан как царь или, точнее говоря, наместник Бога на Земле. Поселив его в прекрасном саду, Бог дал ему заповедь - хранить и возделывать этот сад. В сочетании с благословением плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю это означало, что со временем человеку предстояло сделать райским садом весь мир.

Для этого он получил широчайшие полномочия и возможности. Весь мир с радостью повиновался ему. Дикие звери не могли причинить ему вреда, болезнетворные микроорганизмы не вызывали в нем болезней, огонь не мог обжечь, вода не могла утопить, земля не могла поглотить его в своих пропастях.

И всего лишь один запрет получил от Бога этот почти полновластный владыка мира: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2 :16–17).

Вот этот-то единственный запрет и нарушил человек в райском саду. Человек, у которого было все, решил, что для полного счастья ему осталось сделать еще и то, чего нельзя.

Песочница заминирована

Но для чего же насадил Бог в раю такое опас­ное дерево? Прямо хоть табличку вешай на него с черепом и костями «Не влезай - убьет». Что за странная затея - посреди самого прекрасного места на планете взять и развесить на ветках смертоносные плоды? Как если бы современный архитектор при планировке детского сада вдруг зачем-то спроектировал на игровой площадке небольшое минное поле, а воспитательница потом говорила бы: «Дети, везде можете играть - и на горке, и на каруселях, и в песочнице. Но вот сюда даже подходить не вздумайте, иначе будет большой бабах-бадабум и очень много неприятностей для нас всех».

Здесь сразу же нужно пояснить: запрет на вкушение плодов от древа познания добра и зла вовсе не означал, будто человек без этих плодов ничего не знал о добре и зле. Иначе какой смысл был давать ему такую заповедь?

Златоуст пишет: «Добра и зла не знают только те, которые по природе не имеют разума, а Адам обладал великою мудростью и мог распознавать то и другое. Что он исполнен был духовной мудрости, смотри ее обнаружение. “Привел ”, сказано, к нему Бог зверей, “чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей” (Быт 2 :19). Подумай, какою мудростью обладал тот, кто мог дать имена разнообразным породам скотов, пресмыкающихся и птиц. Сам Бог так принял это наречение имен, что не изменил их и даже после грехопадения не восхотел отменить названия животных. Сказано: Как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей …Итак, знавший столько, неужели, скажи мне, не знал, чтó есть добро и чтó зло? С чем же это будет сообразно?»

Итак, древо не было источником знаний о добре и зле. И ядовитыми его плоды тоже не были, иначе Бог оказался бы подобен уже упомянутому здесь альтернативно одаренному архитектору детского садика. А называлось оно так по одной простой причине: человек имел представления о добре и зле, но - лишь теоретические. Он знал, что добро - в послушании и доверии создавшему его Богу, а зло - в нарушении Его повелений. Однако на практике познать, что есть добро, он мог, лишь исполняя заповедь и не трогая запретных плодов. Ведь и сегодня любой из нас понимает: знать о добре и делать добро - очень сильно не одно и то же. Точно так же, как знать о зле и не делать зло. И для того чтобы свои знания о добре и зле перевес­ти в практическую плоскость, необходимо совершить некоторое усилие. Например, в ситуации, когда близкий человек сгоряча сказал тебе нечто обидное, добром, безусловно, будет промолчать в ответ, подождать, пока он остынет, и лишь потом спокойно и с любовью выяснить, что же так вывело его из себя. А злом в этой ситуации, столь же безусловно, будет - наговорить ему в ответ с три короба всяких гадостей и рассориться на долгие мучительные часы, а то и дни. Каждый из нас знает об этом. Но вот использовать это знание в реальном конфликте получается, увы, далеко не всегда.

Древо познания добра и зла названо так в Библии потому, что было для первых людей возможностью опытным путем проявить свое стремление к добру и отвращение от зла.

Но человек был создан не как робот, жестко запрограммированный на одно лишь добро. Бог дал ему свободу выбора, и древо познания стало для первых людей именно такой точкой, где этот выбор мог быть осуществлен на прак­тике. Без него райский сад, да и весь сотворенный Богом прекрасный мир оказался бы для человека лишь золотой клеткой с идеальными условиями содержания. И суть Божьего запрета сводилась к заботливому предупреждению, обращенному к людям, свободным в своем решении, им словно бы говорилось: «Вы можете не послушать Меня и сделать по-своему. Но знайте, что такое непослушание - смерть для вас, сотворенных Мною из праха земного. Вот, я оставляю вам открытым также и путь зла, на котором вас ждет неминуемая погибель. Но не для этого Я вас создал. Укрепитесь же в добре через отказ от зла. Это и будет для васпознанием того и другого».

Но - увы! - люди не вняли этому предупреждению и решили познать зло через отвержение добра.

Не виноватые мы!

Далее Библия описывает события в райском саду так: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт 3 :1–6).

Под змеем здесь подразумевается сатана - глава ангелов, отпавших от Бога и превратившихся в бесов. Один из самых могучих и прекрасных духов, он решил, что Бог ему не нужен, и превратился в сатану - непримиримого врага Бога и всего Его творения. Но с Богом справиться сатана, конечно же, не мог. И потому всю свою ненависть направил на венец Божьего творения - на человека.

В Библии сатана назван отцом лжи и человекоубийцей. И то, и другое мы можем увидеть в процитированном выше отрывке из книги Бытие. Сатана сочинил лживую историю, в которой Бог выглядел как завистливый обманщик, боящийся конкуренции со стороны людей. И люди, уже получившие от Бога столько даров и благ, знавшие Его, общавшиеся с Ним и из опыта этого общения убедившиеся, что Он - благ, вдруг поверили этой грязной лжи. И решили отведать плодов с запретного древа, чтобы стать «как боги».

Но вместо этого всего лишь обнаружили, что они - голые, и стали срочно сооружать себе примитивную одежку из древесных листьев. А когда услышали Божий глас, призывающий их, испугались и стали прятаться между райскими деревьями от Того, Кто и насадил для них этот рай.

Предатели ведь всегда боятся встречи с теми, кого предали. А то, что сделали первые люди, и было самым настоящим предательством по отношению к Богу. Сатана ненавязчиво намекнул им, что, поев запретных плодов, они смогут стать как Бог, стать равными своему Создателю. А значит - жить без Него. И люди поверили этой лжи. Поверили сатане и перестали верить Богу.

В этом страшном перевертыше и заключалась главная трагедия происшедшего в раю. Люди отказались слушаться Бога и добровольно отдали себя в послушание дьяволу.

Бог простил им это первое предательство и дал шанс вернуться к Себе, но воспользоваться им люди не захотели. Жена стала оправдываться тем, что ее соблазнил змей. А Адам и вовсе обвинил в своем преступлении заповеди жену и… Бога, который дал ему такую «неправильную» спутницу. Вот он, последний разговор людей с Богом в раю: …не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт 3 :11–13).

Так первый человек предал в раю Бога, свою жену и самого себя. Созданный для царствования над материальным миром, он превратился в жалкое существо, прячущееся по кустам от своего Создателя и упрекающее Его за жену, …которую Ты мне дал . Таким сделал его яд принятой от сатаны лжи. Однажды исполнив волю Божьего врага, человек сам стал врагом Богу.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Отпадение от Бога совершилось полное с отвращением неким и враждебным восстанием против Него. Потому и Бог отступил от таких преступников - и живой союз прерван. Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же в себе самих заключаются, тогда Он не нарушает их самовластия, но, храня их и содержа, внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни. Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним, но они упорствовали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты».

Все в Адама


Вот, собственно, и всё. Предав Бога, люди отпали от источника своей жизни. И стали медленно умирать. Так отломанная от родного ствола ветка какое-то время еще зеленеет в придорожной пыли, но дальнейшая ее участь предопределена и неизбежна. Прекрасное человеческое тело, сияющее красотой и силой пребывающего с ним Бога, тут же превратилось в тело жалкое, подверженное болезням и угрозам стихий, когда Бог отошел от него. А сам рай - место встречи человека и Бога на земле - стал для человека местом страха и мучения. Теперь, услышав голос своего Создателя, он, объятый ужасом, метался по райскому саду в поисках укрытия. Оставлять такого человека в раю было бы бессмысленной жестокостью.

Так, по слову Библии, человек оказался изгнаным из рая, стал уязвимым, смертным и подвластным сатане существом. Таким было начало человеческой истории. Все эти страшные изменения в человеческой природе, связанные с отпадением первых людей от Бога, унаследовали их потомки, а значит - и мы, и наши друзья, и все современники.

Почему так получилось? Потому что человек был задуман как постоянно пребывающий с Богом и в Боге. Это не какой-то дополнительный бонус к нашему существованию, а самая главная его основа, фундамент. С Богом человек - бессмертный царь вселенной. Без Бога - смертное существо, слепое орудие дьявола.

Череда рождений и смертей не приближала человека к Богу. Напротив, каждое поколение, живя в духовной тьме, принимало в себя все новые и новые оттенки зла и предательства, зерна которых были посеяны согрешившими людьми еще в раю. Макарий Великий пишет: «…Как преступивший заповедь Адам принял в себе закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству, стали причастниками этой заквас­ки. А при постепенном преуспеянии и возрастании до того уже умножились в людях греховные страсти, что простерлись до прелюбодеяния, непотребств, идолослужений, убийств и других нелепых дел, пока все человечество не вскисло пороками».

Такова вкратце связь между тем, что случилось в раю с прародителями человечества, и тем, как мы вынуждены жить сегодня.

Вернуться к Богу падший человек оказался не в состоянии. Но невозможное людям возможно Богу. И вот в одну из холодных палестинских ночей, под сияющей в ночном небе звездой, молодая мама родила мальчика, в котором Бог соединил Себя с отпавшим от Него человечеством. Звали мальчика Иисус. На земле Его ждала недолгая - всего 33 года - жизнь, в финале которой будет еще одно предательство, страшные мучения и позорная казнь на кресте по ложному обвинению. Но именно отсюда, с момента Его рождения, и начинается новая история человечества, в которой примирение с Богом стало возможным для каждого, кто его жаждет, стремится его обрести и не может больше жить без него.

В оформлении использованы древнерусские фрески и живопись Анри Руссо

Читайте также:

(69 votes, average: 4,87 out of 5)

Комментарии

  • Все люди должны знать о том, что согрешили “в Адаме”. Все ели плод добра и зла, все распяли Иисуса Христа на кресте, та как Иисус умирал за грехи всех людей, главное – просить у Бога прощения за все свои грехи, тогда очень скоро придёт на землю Бог, восстановит рай на всей Земле и больше никогда не будет зла. Люди перерождаются к осуждению и живут на Земле или попадают в рай на небеса.

    Почему мой комментарий не отправляется?

    Александр, Вы уж простите, но даже такой кровопийца, как Сталин со своим знаменитым “Сын за отца не отвечает”, добрей и справедливей представляемого Вами Бога.

    Самое главное, наверное, во всей этой истории, что Господь дал мне возможность появиться из небытия. Теперь я живу. В любом моем поступке, как в капле воды отражается вся моя суть и направленность моей воли, и Господь это видит. так и приду – к спасению, или к гибели.В Раю я бы поступила, как Ева, поэтому ни за чей грех я не расплачиваюсь. Я вообще здесь, на земле, не расплачиваюсь. Я учусь жить с Богом. И весь набор моих страстей – это вовсе не важно каких конкретно, через борьбу с ними я познаю себя, мир и моего Творца. какая еще расплата? За нас Он уже заплатил все.

    Как-то мне так сильно ХОЧЕТСЯ, чтобы весь этот так много впитавший в себе словеса и вместе с ними… одно не для таких страниц слово, закончился! Чтобы люди шли дальше, совершенствую себя и не то, что забыли, а с неким юморком относились и к вымышленным Еве с Адамом и к Богу, и старались сами учась, как можно больше познавать, да и детей своих приучать в оному.
    Я не знаю как отвадить людей толочь воду в ступе, да и те, кто этим занимается, сегодня Александр Ткаченко, завтра Иные “просветители”, хотел написать просвЯтители, чтобы уж совсем понятно стало о чём я.
    На Руси как-то говаривали “Хватит ужо!” Тем более, что никакая Катя никогда в жизни не задавалась вопросом как там в рае-то казус случился! Есть у нас пока ещё Земля, не всё угробили – давайте о ней!

    Здравствуйте,отец Александр.Почему вы процетировали не всю третью главу Бытия в которой описаны события: как и почему Адам с Евой были изгнаны из рая,как Бог Отец наказал,проклял не только их,но и полевого змея (заметьте,не ангела превратившегося в полевого змея) его жену и их потомство?
    В процетированном Вами отрывке из третьей главы Бытия где Вы увидели в тексте,фразы о том,что не полевой змей,то есть животное пыталось обмануть Еву,что если она с Адамом будут есть плоды с дерева с которого запрещено есть,а мятежный ангел превратившийся в полевого змея?
    Из третьей главы Бытия следует такой текст,о том,как Бог наказал полевого змея (животное),а не мятежного ангела,который будто-бы по-Вашему мнению, превратился в полевого змея:”И сказал Господь Бог змею:за то,что ты сделал это,проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;ты будешь ходить на чреве твоем,и будешь есть прах во всей жизни твоей;и вражду положу между тобою и между женою,и между семенем твоим и семенем её;оно будет поражать тебя в голову,а ты будешь жалить его в пяту”.
    Действительно,мы видим змей (животных) ползающих на чреве своём,потомков полевого змея,которого проклял Бог,чтобы он ползал на чреве,а не мятежного ангела (что было бы абсурдно).
    Анализируя эту часть третьей главы Бытия как Вы можете себе представить,чтобы Бог наказал,по-Вашей версии,мятежного ангела превратившегося в змея,чтобы он был проклят между всеми скотами и перед всеми зверями полевыми (по-Вашему мнению, мятежный ангел относится к скотам или зверям полевым?);ты будешь ходить на чреве твоём (по-Вашему мнению,мятежный ангел ползает на чреве своём?) и будешь есть прах во всей жизни твоей (по-Вашему мнению,мятежный ангел ест прах всю жизнь?); и вражду положу между тобою и между женою,и между семенем твоим и между семенем её(по-Вашему мнению,у мятежного ангела была есть жена и дети которые враждуют?); оно будет поражать тебя в голову,а ты будешь жалить его в пяту (по-Вашему мнению, мятежный ангел может жалить в пяту?).
    Не надо клеветать на мятежного ангела и провоцировать других распространять клевету совершая грех.Он по другому отпал от Бога.
    Клевета по-православной вере приравнивается к скотоложеству. Советую всем читать в данном случае Бытие внимательно,уметь анализировать,логически думать и самое главное,бояться совершить грех,чтобы не пострадать,не быть наказанным Богом.
    Мятежный ангел Люцифер как следует из повествования Библии захотел вознестись над Богом и звёздами небесными и создать над ними царство.Богу очевидно пришлась по душе его идея создать царство над звёздами,на небесах,что Он и сделал,поселился туда Сам с теми,кто остался Ему верен,то есть создал Царство Небесное в которое все православные христиане стараются попасть.Но Богу,как начальнику всего на земле очевидно не могло понравиться то,что его подчинённый решил вознестись над ним,разрушив иерархию,подать повод остальным Божьим творениям не подчиняться Ему,создав таким образом беспорядок в так называемом Божьем государстве.Поэтому,Он видимо решил проучить мятежного ангела Люцифера,сделал всё наоборот,для его покаяния,вместо того,чтобы Бог остался внизу на земле,а мятежный ангел Люцифер вознёсся на небеса и создал там царство,Он сам создал на небесах Царство Небесное,а мятежного ангела Люцифера с его сторонниками-ангелами отпавшими от Бога отправил в бездну.Но это не значит,что Бог не любит мятежных ангелов,Он от них,как и от всех людей,змей,всех кого Он создал ждёт покаяния,в том числе от растений,как известно из Евангелия,Господь проклял смоковницу,на которой Он не нашёл смокв.Смоковница своему Создателю отказала дать плоды,так как было время года,когда смоквы не плодоносили,хотя,как своему Создателю,своему начальнику,она обязана была их дать,сделать доброе дело накормить голодного Господа нарушив правило.Сам Господь подал пример,нарушать правило,если нужно совершить доброе дело,не совершив греха.В данном случае Он нарушал субботы,в которые никто не должен был делать никаких дел,Господь в субботы работал совершая добрые дела:исцелял,воскрешал,изгонял мятежных ангелов (бесов) из людей и т.п.
    Из третьей главы Бытия мы можем узнать,что Бог не только прогнал Адама с Евой из рая,но и как проклял их:”Жене сказал:умножая умножу скорбь твою в беременности твоей;в болезни будешь рождать детей;и к мужу твоему влечение твое,и он будет господствовать над тобою.
    Адаму же сказал:за то,что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева,о котором
    Я заповедал тебе,сказав: не ешь от него,проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе;и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб,доколе не возвратишься в землю,из которой ты взят,ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарёк Адам имя жене своей: Ева,ибо она стала матерью всех живущих”.
    Как мы видим и эти проклятия Бога сбывались и сбываются.но никогда не поздно и ничто не может помешать всем попросить Господа чтобы Он простил всех.
    P.S. Кому интересно и не лень,можете прочитать всю третью главу Бытия,а также всё Бытие и Евангелие.

    С уважением,Александра.

    Почему наша участь зависит от не нами совершенного поступка, причем совершенного очень и очень давно?
    Это последняя часть вопроса- ответа НЕТ!
    Непосредственно НАС касается, это Главное и без ответа. Стоит ли по “клаве” стучать? Каким образом и чем окончились “эксперименты” Адама в “детском” ли состоянии или в состоянии Благодати Божией, Богообщения и возможностями вникнуть в суть творений Божиих для их именования. А змей зеркальный был?
    …Господь Бог дал и дает всем шанс, возможность освободиться от наследственной греховности В Библии говорится об этом шансе, следует только исследовать текст и следовать указаниям Бога. Каждый первенец должен быть посвящен Богу. Может САМОПОСВЯЩЕН?
    …такие моменты в жизни, когда невольно (или вольно) обидишь человека, и потом боишься с ним встречаться, потому что эта встреча обязывает нас к примирению, к извинению, к раскаянию, но гордость, самолюбие, ложный стыд пугают нас и уводят нас от этой встречи… Что уводит, каким образом и куда- ВТОРИЧНО!
    Мироздание то Божие и Законы Его.
    Он Всеведущий! Он Всемогущий! Если Прародителям не хватает ума, послушания или еще чего: Не Надо Подпускать змея близко или Сказать “конкретно”: искушаем будешь так-то… Бди! И Быть рядом в это время которого еще не было.
    Ада каялся за “надкусанный” плод 960 лет. И Эдем он видел лично и жил там еще и с Евой и БОГОМ! я- нет. Куда делся мой плод? Кто мне дал возможность выбора: кусать или нет. Быть Посвященным Богу и нести за это страдания десетилетиями или быть убиенным в Вифлееме во младенчестве?
    Вот эти вопросы похоже ответа не найдут.

    Мы не расплачиваемся за грехи наших предков. Мы восприняли греховную природу предков, чтобы понять добро и зло, проявить себя, сделать выбор и приобрести не падательное состояние для того, чтобы в дальнейшем больше никогда не отпасть от бога, не захотеть жить без него. По этому человек получает при рождении пакет со страстями, болезнями, благодаря которым и сможет себя проявить в земной жизни и понять что он хочет. Ведь после воскресения повторения этой земной жизни больше не будет (А. И. Осипов). А отвечать мы будем только за свой собственный грех.

    Интересны воззрения автора, как литератора и интерпретатора текста Библии и мнений иных исследователей. Но ответа как не было, так и нет. Множество людей, верующих в том числе, волновал и интересовал вопрос о изначальной греховности при рождении. Почему каждый человек обязан расплачиваться за грехи своих предков. Существует ли выход из создавшейся ситуации. Объективно, мы рождаемся благодаря действиям родителей по нашему зачатию. Это неоспоримый факт. Неоспорим факт наследования детьми множества физических и физиологических особенностей родителей. Так может следует винить родителей, а не далеких Адама и Еву? И да, и нет. Родители виновны в том, что они следовали шаблонам поведения внушаемым системой воспитания и образования. Тогда, виновна наука, определяющая эти нормы поведения? Нет, наука имеет закон Менделя о внутривидовом скрещивании. Согласно этому закону, человек не преодолевает результатов первого поколения. Восстановление идеальных признаков происходит в последующих поколениях, при тщательном подборе скрещиваемых особей. Мы скрещиваемся произвольно, что способствует наслоению мутаций. Мутации ведут к деградации вида жизни, вплоть до его полного исчезновения. Возможно возникновение иного вида жизни, но это будет уже не человек. Тупик? Нет. Господь Бог дал и дает всем шанс, возможность освободиться от наследственной греховности. В Библии говорится об этом шансе, следует только исследовать текст и следовать указаниям Бога. Каждый первенец должен быть посвящен Богу. Это не жертва, это возврат к норме воспроизводства идеального человека. К сожалению, необходимые действия искажены до абсурда. Как был рожден Иисус? Марию, мать Иисуса, осенило, что означает понимание необходимых действий. Что мешает нам понять алгоритм действий? Если нас устраивает жизнь до 50 -……лет, жизнь с набором болезней, болезнями детей, с способностями и возможностями животных, то “нечего на зеркало пенять, коль рожа крива”. Включите мозг и исследуйте Библию.

    Мне нравится, что Александр Ткаченко – умный, но сомневающийся человек! Если бы я был рядом, очень хотел бы с ним встретиться и поговорить!

    Дорогая Ульяна, беда в том, что Адам и Ева сами не смогли больше оставаться в раю. Не могли больше выносить присутствие Бога, которого предали. Немало в нашей сегодняшней жизни примеров, когда дети уходят из дома, уходят от родителей, которые их любят и готовы простить. Но дети уходят, потому что именно чувство предательства по-отношению к своим родным мучает их и мешает примириться. Знакомы ли Вам такие моменты в жизни, когда невольно (или вольно) обидишь человека, и потом боишься с ним встречаться, потому что эта встреча обязывает нас к примирению, к извинению, к раскаянию, но гордость, самолюбие, ложный стыд пугают нас и уводят нас от этой встречи. Каждый человек сам отказывается от Бога, когда совершает зло, сам прячется от Него и убегает из Его райского сада. Бог никого не прогоняет от Себя. Он только зовет нас и ждет, ждет, ждет….

    Дорогая Ульяна, и мне самому до конца очень-очень многое непонятно в Священной Истории. И здесь тоже я всего лишь попытался развернуто изложить точку зрения святых отцов. Но сказать, будто я все и до конца понял в этой теме было бы неправдой. Бог даст – поймем больше. Что же касается Вашего вопроса про “выгонять из дома”, то здесь, как мне кажется, более уместна аналогия не с маленькими детьми, а – с подростками. Или просто – с молодыми неопытными людьми, считающими себя достаточно взрослыми, чтобы принимать самостоятельные решения. И еще думаю, что притча Христа о блудном сыне вполне применима и к истории грехопадения.

    Спасибо Вам! Меня тоже (думаю, как и очень многих) мучал этот вопрос. Вы подробно и глубоко ответили на него. И все же я не понимаю: Адам и Ева ведь действительно были как дети! Да, «сунули пальцы в розетку», хоть им и запретили, да, начали оправдываться, как дети и друг на друга, да на змея пальцем тыкать. Но ведь они, может, и не знали, что можно покаяться? Станут ли родители детей из дома за такое выгонять? Накажут покрепче, да научат, как впредь себя вести.
    Вроде, умом согласна со всем, что Вы написали, а все равно мучительно не понимаю:(

Что такое первородный грех?

Термин «первородный грех» подразумевает грех непослушания Адама (съевшего плод из Дерева познания добра и зла), который влияет на всё человечество. Первородный грех может быть определён, как «грех и вина, которыми мы владеем в Божьих глазах в результате греха Адама в Эдемском саду». Доктрина первородного греха в частности сосредотачивается на его последствиях для нашей сущности и нашем статусе перед Богом даже до того, как мы достигнем сознательного возраста для совершения собственных грехов. Существуют три главных теории относительно этих последствий.

Пелагианство: Последствия греха Адама для душ его потомков всего лишь заключаются в греховном примере, подтолкнувшем их так же грешить. Человек способен прекратить грешить, всего лишь пожелав этого. Это учение противоречит ряду текстов, которые отмечают, что человек безнадёжно порабощён своими грехами (без Божественного вмешательства) и что его добрые дела «мертвы» или бесполезны для того, чтобы заслужить Божье благоволение (Ефесянам 2:1-2; Матфея 15:18-19; Римлянам 7:23; Евреям 6:1; 9:14).

Арминианство: Грех Адама привёл к тому, что всё человечество унаследовало предрасположенность к греху, называемую «греховной сущностью». Эта греховная сущность заставляет нас грешить таким же образом, как сущность кошки заставляет её мяукать – это происходит естественно. В соответствии с этим взглядом, человек не может перестать грешить самостоятельно, поэтому Бог даёт всеобщую благодать всем, чтобы помочь нам остановиться. В арминианстве эта благодать называется предварительной благодатью. Согласно этому взгляду, мы не ответственны за грех Адама – лишь за свои. Это учение не соответствует тому факту, что все люди несут наказание за грех, даже если они могли и не согрешить так, как согрешил Адам (1 Коринфянам 15:22; Римлянам 5:12-18). Похожим образом, учение о предварительной благодати не находит подтверждения в Библии.

Кальвинизм: Грех Адама привёл не только к тому, что мы имеем греховную природу, но также и к тому, что мы несём вытекающую из этого вину перед Богом, за которую заслуживаем наказания. Рождение с первородным грехом (Псалтирь 50:7) приводит к тому, что мы наследуем греховную сущность – настолько испорченную, что в Иеремии 17:9 говорится: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено». Не только Адам виновен из-за того, что согрешил, но его вина и наказание (смерть) принадлежат также и нам (Римлянам 5:12, 19). Существуют два взгляда на то, почему вина Адама должна относиться и к нам. Согласно первому, человечество было с Адамом в форме семени, таким образом, когда Адам согрешил, согрешили и мы. Это соответствует Библии, так как Левий уплатил десятину Мелхиседеку за Авраама, своего предка (Бытие 14:20; Евреям 7:4-9), хотя он родился сотни лет позднее. Другой ключевой взгляд заключается в том, что Адам был нашим представителем и, таким образом, мы несём вину за него.

В соответствии с кальвинистской теорией человек не в состоянии преодолеть грех без силы Святого Духа – силы, получаемой лишь тогда, когда человек возлагает веру на Христа и Его искупительную жертву на кресте. Кальвинистский взгляд на первородный грех более других отвечает библейскому учению. Тем не менее, как Бог может считать нас ответственными за грех, который мы не совершали лично? Существует убедительное толкование, что мы становимся ответственными за первородный грех, когда решаем принять и действовать согласно нашей греховной сущности. В жизни каждого из нас наступает момент, когда мы начинаем осознавать свою греховность. В тот момент мы должны отвергнуть греховную сущность и покаяться. Вместо этого, мы все «принимаем» эту греховную природу, убеждая себя, что она не такая уж и плохая. Принимая свою греховность, мы выражаем согласие с поступками Адама и Евы в Эдемском саду. Таким образом, мы виновны в этом грехе, по сути, не совершив его.

Протоиерей Петр Андриевский для журнала "Благодатный огонь"

Так случилось, что начало моего интереса к богословию имеет место, время и событие. Таким местом стала Московская Духовная академия, куда я поступил в 1984 году. А событием – изложение догмата о первородном грехе профессором Михаилом Степановичем Ивановым на первом курсе академии. Думаю, что многим это имя ничего не говорит. Однако проф. Иванов несколько десятков лет является проректором академии и возглавляет кафедру догматического богословия МДА – важнейшего учебного центра нашей Церкви.

Первородный грех или поврежденность природы?

Так вот, изъясняя учение о первородном (или как его еще называют) прародительском грехе, проф. Иванов сказал, что понятие «первородный грех» – понятие вообще-то нарицательное. Это для Адама этот грех – есть грех в собственном смысле этого слова. Для нас же, его потомков, под «первородным грехом» нужно понимать поврежденность нашей природы, которую мы наследуем от нашего праотца. И только поврежденность природы.

Признаться, эти слова проф. Иванова для многих студентов-первокурсников стали сущим откровением. Конечно, нельзя сказать, что после семинарии знания по догматическому богословию у нас были совершенными. Однако, что грех Адама распространился на всех его потомков, что мы в Адаме все согрешили, это положение православного вероучения мы хорошо усвоили. И вдруг мы слышим, что потомки Адамовы не виновны за грех своего праотца. Что первородный грех только для Адама – это грех в собственном значении этого слова. Для его же потомков – это всего лишь повреждение, наследуемой ими природы. С этим мы не могли согласиться.

В Адаме мы все согрешили. Или нет?

Почему-то мы решили переубедить проф. Иванова. На занятия по догматическому богословию мы приносили изречения святых Отцов, которые, как нам казалось, неопровержимо говорили в пользу того, что потомки виновны за грех Адама. Однако убедительные для нас святоотеческие выражения для проф. Иванова такими не были. Он говорил, что в приводимых нами изречениях, святые Отцы говорят о поврежденности человеческой природы, которая произошла из-за греха Адама. Но здесь святые Отцы не говорят, что мы виновны пред Богом за грех Адама.

Я не помню точно, какие именно изречения святых Отцов мы приносили. Помню точно, что однажды мы принесли на занятия изречение из «Православного Исповедания Веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Оно звучит так:

«Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме, и таким образом чрез одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы и зачинаемся и рождаемся с сим грехом, как учит Священное Писание: Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5,12)» (часть 3, ответ на вопрос 20).

Это изречение перетолковать невозможно. Здесь ясно сказано, что «сей», т.е. первородный или прародительский грех, «перешел от Адама во все человеческое естество… посему мы и зачинаемся и рождаемся с сим грехом». Проф. Иванов и не стал спорить, что здесь говорится о причастности всех потомков Адамовых первородному греху. «Но Восточные Патриархи, – сказал он, – не святые Отцы».

Связь первородного греха с крещением младенцев

Тогда мы так и не нашли ни одного свидетельства, принадлежащего святому Отцу Древней Церкви, которое бы невозможно было перетолковать. Только через несколько лет, когда я читал правила Карфагенского Собора, я нашел такое свидетельство. Вот что сказано в 124 правиле этого Собора:

«Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5,12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

Как видим, правило Собора направлено как против отрицающих нужду крещения детей, так и против тех, кто отрицает переход на нас прародительского, Адамова греха. Отцы Собора говорят, что если мы не виновны за грех нашего праотца, тогда получается, что образ крещения во отпущение грехов совершается Церковью над младенцами не в истинном, но в ложном значении. Ибо младенцы не имеют личных грехов. Какие грехи отпускаются младенцам в крещении? И если они не виновны за грех Адама, тогда Церковь, крестя младенцев во отпущение грехов, выходит, употребляет над ними этот образ крещения в ложном значении. Примечательно, что в подтверждение этого Собор, также как и Восточные Патриархи, привел изречение апостола Павла (Рим. 5,12), то самое изречение, которое ныне пытаются перетолковать еретики. Но Собор засвидетельствовал, что это изречение Апостола должно понимать именно так, как его всегда понимала Православная Церковь: что в Адаме согрешили все люди, что первородный грех распространился на всех. А авторитет его безусловен: 2-м правилом VI Вселенского Собора правила отцов Собора Карфагенского, в числе прочих правил Поместных и Вселенских Соборов, «запечатлены согласием», т.е., утверждены. А VII Вселенский Собор своим 1-м правилом это утверждение подтвердил.

Младенцы грешны только прародительским грехом

Совсем не случайно отцы Собора в этом правиле объединили переход Адамова греха на его потомков с необходимостью крещения младенцев. Младенцев потому и нужно крестить, поскольку они грешны, грешны единственным грехом – прародительским, с которым они рождаются в мир. И если этот грех не будет очищен в купели крещения, то в случае смерти младенца, грешником он предстанет на суд Божий. Почему отцы Собора под страхом анафемы повелели крестить младенцев.

Потому все рассуждения и умозаключения еще одного профессора МДА А.И. Осипова, пытающегося доказать, что нельзя крестить младенцев, являются ничего не значащими и разбиваются об анафемы Поместного и двух Вселенских Соборов. А сам проф. Осипов вместе с теми, кого он сумел убедить в своей правоте, находятся под анафемой.

Грех Адама перешел на все человечество

Возвращаясь к проф. Иванову и его перетолкованию изречений святых Отцов, следует отметить, что не все из них можно перетолковать. Так нельзя перетолковать два изречения, находящиеся в «Православно-догматическом богословии» митр. Макария (Булгакова):

Св. Амвросий Медиоланский: «Мы все согрешили в первом человеке, и чрез преемство естества распространилось от одного на всех преемство и во грехе...; итак Адам в каждом из нас: в нем согрешило человеческое естество, потому что чрез одного грех перешел во всех».

Св. Григорий Богослов: «Этот новонасажденный грех к злосчастным людям пришел от прародителя..., все мы участвовавшие в том же Адаме, и змием обольщены, и грехом умерщвлены, и спасены Адамом небесным».

Нельзя перетолковать также изречение преп. Симеона Нового Богослова: «То изречение, в коем говорится, что никто не безгрешен, кроме Бога, хотя бы один день жития его был на земле (Иов. 14,4–5) не о тех говорит, которые сами лично грешат, потому что однодневное дитя как может согрешить? Но этим выражается то таинство веры нашей, что человеческое естество бывает грешно от самого зачатия своего. Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, и сделался тленным и смертным; то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительскому греху от самого зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехом» (Слова преп. Симеона Нового Богослова. Вып.1. М. 1892. С.309).

Следует добавить, что нет ни одного свидетельства святого Отца Древней Церкви, где бы говорилось, что мы не виновны за грех своего праотца. Если и имеются выражения святых Отцов, где они говорят о поврежденности человеческой природы, происшедшей из-за греха Адамова, это вовсе не значит, что они говорят, что в результате греха только и повредилась природа, а грех Адамов потомкам не передался.

И здесь нужно назвать еще одного проф. МДА протодьякона Андрея Кураева. Этот профессор обнаружил-таки одно выражение. Принадлежит оно преп. Марку Подвижнику. И этим выражением он, как флагом, размахивает в своих книжках. Но, к сожалению, ему не хватило разума это выражение правильно понять.

Вот что пишет преп. Марк Подвижник: «Преступление мы не получили преемственно: ибо, если бы мы преступали закон по причине преемствования, то необходимо надлежало бы всем нам быть преступниками и не быть обвиняемыми от Бога, как преступающий оный по необходимости естественного преемствования… Преступление, будучи произвольное, никем не наследуется поневоле, но происшедшая от сего смерть, будучи принудительною, преемствуется нами, и есть отчуждение от Бога; ибо после того, как умер первый человек, то есть отчуждился от Бога, и мы не могли жить в Боге. Итак, мы получили преемственно не преступление… смерть же мы наследствовали поневоле».

Кураев в этих словах преп. Марка под «преступлением» хочет видеть преступление нашим праотцем заповеди Божией в саду Эдемском. И поскольку преп. Марк говорит, что «преступление, будучи произвольное, никем не наследуется поневоле», то, получается, что преп. Марк говорит, что грех Адама не наследуется потомками поневоле. Но преп. Марк рассуждает здесь вовсе не о грехе Адамовом, а вообще о грехах, совершаемых людьми. Совершаются они в силу непреодолимой предрасположенности потомков Адамовых ко греху, или же в душе человеческой и после грехопадения осталась свобода не грешить? Другими словами, совершаются грехи людьми свободно или в силу необходимости, в силу того, что человек наследует от праотца непреодолимую предрасположенность ко греху?

Преп. Марк ведет здесь полемику с еретиками, очень распространенными в его время, которые учили, что после грехопадения в человеке совершенно уничтожился образ Божий и человек наследует от праотца непреодолимую предрасположенность ко греху. Но если бы это было так, говорит преп. Марк, «то необходимо бы всем нам быть преступниками и не быть обвиняемыми от Бога, как преступающими оный по необходимости естественного преемствования». Если бы грехи совершались людьми в силу наследования от праотца непреодолимой предрасположенности ко греху, то и наказания за эти грехи от Бога не следовало бы.

Образ Божий в человеке поврежден, но не уничтожен

Но это не так. Образ Божий в человеке хотя и помрачен, но совершенно не уничтожился. Воля человеческая хотя и наклонена ко злу, но она наклонена и к добру. И после грехопадения от произволения человека зависит: совершить ему доброе дело или злое. И потому «преступление, – говорит преп. Марк, – будучи произвольное, никем не наследуется поневоле».

Не преступление, а смерть наследуется нами. При этом преп. Марк имеет в виду здесь смерть духовную, следствием которой есть отчуждение от Бога. «Ибо после того, как умер первый человек, – говорит преп. Марк, – то есть отчуждился от Бога; и мы не могли жить в Боге». Конечно же, здесь преп. Марк говорит именно о духовной смерти, ибо телесная смерть не отчуждает нас от Бога, почему и Сам Господь наш Иисус Христос воспринял на Себя смертное естество и вкусил смерть на Кресте Голгофском. Именно духовная смерть, которая у всех потомков Адамовых является следствием первородного греха, отчуждает нас от Бога. Потому, слова преп. Марка: «смерть мы наследствовали поневоле», мы понимаем в том смысле, что преп. Марк говорит здесь не только о наследовании нами духовной смерти, но и ее причины – греха прародительского, наследуя который, мы становимся «естеством чадами гнева Божия» (Еф. 2, 3), в силу которого человек и рождается в этот мир «отчужденным от Бога». Таким образом, преп. Марк не только не разделяет заблуждения о невиновности нас за грех первородный, а, напротив, исповедует православное учение о наследовании нами первородного греха, в силу которого в этот мир мы рождаемся уже отчужденными от Бога.

Почему современные богословы отрицают виновность потомков за грех праотца?

Возникает вопрос: почему современные православные богословы так настойчиво отрицают виновность потомков Адамовых за грех праотца? Ответ очевиден. Это происходит из-за исповедуемой ими басни, что Христос воспринял человеческую природу точно такую, какой она стала у Адама после грехопадения, с которой рождаются в мир все потомки Адамовы. Если же потомки Адамовы будут виновны за грех праотца, то виновным будет и Христос, а сами баснотворцы войдут в явное противоречие с исповеданием православной веры, что Христос – абсолютно безгрешен. Тем самым возникают явные затруднения с распространением этой басни.

И если это очевидно, то совсем непонятно следующее: почему люди, нагло отрицающие учение святоотеческое и определения Вселенских Соборов, беспрепятственно занимают кафедры в Духовных академиях и семинариях?

Каким образом Христос остался свободным от греховных страстей?

Каким образом Христос Спаситель остался свободным от присутствовавших в природе Божией Матери, от Которой Он воспринял человеческую плоть, первородного греха и связанных с ним укоризненных страстей?

Восприняв это смертное естество, Христос, как поется в Октоихе, “страсти обоюду отсече”, т.е. отсек их от Своей Божественной души и тела. Какие страсти он отсек? Разумеется, укоризненные. Какие страсти воспринял? Безукоризненные. Для чего Он воспринял безукоризненные страсти? Для того, чтобы во плоти совершить Домостроительство нашего спасения. Следовательно, диавола победило то естество, которое в лице Адама потерпело в нем поражение. ... Чтобы “отсечь” от Себя укоризненные страсти, которые сообщили бы Его человеческой природе греховность, Христос употребил удивительное средство – сверхъестественное рождение, ставшее своеобразным “фильтром”, воспрепятствовавшем прохождению этих страстей от природы Девы Марии. В то же время безукоризненные страсти от человеческого естества Богоматери были добровольно восприняты Господом нашим Иисусом Христом.

Согласно библейскому учению, человек не был создан смертным, болезненным, склонным ко греху. Негативные качества появились в нем тогда, когда он преступил заповедь Бога и захотел сам стать как Бог. Он не смог выдержать искушение и нарушил единственную запретительную заповедь: не вкушать от древа познания добра и зла.

Это преступление божественной заповеди первыми людьми носит название первородного греха. Он является одним из сложнейших богословских вопросов, полемика вокруг которого ведется и по сей день между разными религиями, конфессиями и даже в самих конфессиях. И, действительно, возникает множество вопросов: зачем Бог создал людей, если знал что они согрешат? Каким образом первородный грех дается по наследству всему человечеству? Каковы его последствия? И т.п.

Что такое первородный грех

Человек был поставлен хозяином земли (хотя находился он только в Эдемском саду). Ему были даны заповеди: возделывать землю, нарекать имена животным, размножаться. Только одна заповедь была запретительной - не вкушать плоды от древа познания добра и зла, так как это приведет его к смерти. Но первые люди пренебрегли этим запретом, что и привело их к смерти духовной, изгнанием из Эдема и отдалению от Творца. Тело стало смертным и подверженным страстям, грехам, последствие которых являются болезни.

Происхождение понятия

Термин «первородный (прародительский) грех» присущ только христианству. В других авраамических религиях он не используется. Данный термин предложен блаженным Августином в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану». После того, как данный термин был использован Патриархом Иосифом в «малом катехизисе» 1649 года, он закрепился в православном богословии.

Значение термина

Наименование «первородный», или «прародительский» означает содеянный первыми людьми, Адамом и Евой, другими словами это первый грех человека.

Грех - это нарушение божественного закона или его неисполнение. Также грехом является нарушение естественных нравственных законов, причинение зла другим или самому себе. Он противоестественен человеческому естеству, поэтому его совершение вредит самому совершающему.

В богословии данный термин используется в двух значениях:

  1. Как нарушение заповеди данной в Эдеме.
  2. Как следствие этого нарушения, которое выражается в поврежденном грехом человеческом естестве.


История первого греха человека

История создания первых людей и их нарушения божественного закона содержатся во второй и третьей главах книги Бытия. Часто возникают споры, связанные с тем, что рассказ о сотворении человека содержится и в первой главе, и он, будто бы, противоречит рассказу из второй. Но это не так. Первая глава обобщает это событие, а вторая раскрывает его. В дальнейшем описании сотворения первых людей будем придерживаться текста из обоих глав.

Создание Адама и Евы

После того, как Бог создал космос, землю и все на ней, Он создал человека по образу и подобию Своему. И создал его из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал он душою живою. И насадил рай в Эдеме, и поместил его туда.

Тут надо отметить три момента:

  1. Бог сказал, что создаст человека по Своему образу и подобию, но далее описывается, что Он создал его только по образу Своему. В богословии данный момент объясняется тем, что человек должен достичь подобия Творца путем своего духовного совершенствования.
  2. Рай был на земле.
  3. Адам был создан из праха земного, но вне рая.

Далее описывается, что Адаму было повелено дать имена всем живим существам. Но тот не находил себе подобного существа. Погрузив его в крепкий сон, Господь создал из ребра мужчины женщину. Она была названа женою, потому что взята от мужа. По-русски эта фраза может звучать нелогично, но в еврейском языке это разумно, так как муж - это «иш», а жена - «иша».

В этом описании есть интереснейший момент: Адам говорит, что оставит отца и мать и прилепится к жене. Но у него не было физических родителей. Он не мог знать про них. Толкователи объясняют это тем, что, возможно, эти слова принадлежат Моисею (автор книги «Бытие») или же самому Богу, но представлены в контексте речи Адама. Другие предполагают, что у него были пророческие способности.


Искушение в Эдемском саду

Жена первая поддалась искушению. Искуситель в виде змея обманул ее, сказав, что если вкусят от древа познания добра и зла, они не умрут, но будут как боги знать добро и зло. Она вкусила и также дала своему мужу, и он тоже ел. Первое последствие было то, что они постыдились своей наготы, которую до этого и не замечали.

Они действительно познали зло, но не в смысле познания какой-нибудь тайны, а в смысле того, что они сотворили зло.

Идея змея как олицетворение зла присуща Библии: в мифологии он обычно являлся символом плодородия, домашнего очага и т.д.

Грехопадение

Хотя прародители и нарушили заповедь, у них была возможность покаяться. Эту возможность им дал сам Бог, когда спросил, не ели ли они от запрещенного дерева. Конечно, Он знал, что они ели, но хотел, чтобы они покаялись. Если бы они это сделали, возможно, грехопадения как такового не было, потому что грехопадение - это не только совершение греха, но и погружение в него и подвластность ему.

Но вместо покаяния Адам свалил вину на жену и на Господа, сказав:

«Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

Жена, в свою очередь, сказала, что змей виноват.


Изгнание из Рая

Перед изгнанием Бог предупредил первых людей о последствиях, касающихся женской и мужской участи и дальнейшей борьбе добра со злом на протяжении всей истории.

Участь змея следующая:

«Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей».

Для людей стали следующие последствия:

  1. Добыча пропитания станет сложной.
  2. Усложнится работа. Мужчина будет работать в поте лица.
  3. Человек вернется в землю, откуда взят, т.е. станет смертным.
  4. Женщина будет рожать в болезни и будет подвластна мужу.

Тогда Адам дал жене имя Ева, что означает «дающая жизнь».

После этих событий люди были изгнаны из Эдема и отправлены возделывать землю, из которой взяты.


Толкование события

Данное событие, ввиду того, что оно записано намного позже и в описании автор использовал литературные приемы, характерные своему времени, является крайне сложным для правильного истолкования. Попробуем далее выяснить, как в основных христианских конфессиях интерпретируется тема первородного греха.

В православии

Святоотеческое учение о прародительском грехе разнообразно. Не во всех аспектах сходятся мнения Святых Отцов. Но для правильного понимания события надо учитывать временной контекст, мотив написания, кому текст был предназначен и др.

Свт. Кирилл Александрийский, рассуждая на данную тему, задавался вопросом о смысле создания людей, которые все равно согрешат. Вывод был в том, что люди должны «соделаться причастниками славы Зиждителя». Другими словами, если люди не существовали, они бы не могли насладится божественной славой. А смерть после падения была дана для того, чтобы остановить размножение греха, который мешает соприкосновению этой славы.

Свят. Василий Великий писал, что зло не было сотворено Богом, а является отступлением от Него. И искуситель не был Им сотворен злым, но тот отпал от Него.

То, что после грехопадения нагота вызывала стыд, блж. Августин объясняет тем, что в человеке нарушилась иерархия, и тело стало преобладать над душой, что и привело к заострению внимания, в первую очередь, на физические качества.

Если обобщить, то можно сказать так: человек был сотворен свободным и имел право на выбор. Он отступил от Творца, нарушив Его заповедь, и, тем самым, подверг себя злу. Для того, чтобы вернуться в радость божественной славы, он должен праведно прожить жизнь и доказать, что достоин этого. А болезни и смерть не наказание, а средство для прекращения развития греха.


В католицизме

Если сравнивать католическое учение с православным, то расхождения довольно серьезные. Католическое богословие учит, что у людей до грехопадения были особые сверхъестественные качества, а человеческая сущность была та же, что и после изгнания из Рая. Природа людей после греха не претерпела изменений, но потеряла «сверхъестественные дары» и «первозданную святость и праведность».

Также в католицизме поддерживается учение блж. Августина, которое не принимается православием. Это учение о том, что вина Адама и Евы лежит на плечах всех людей.

В протестантизме

В отличие от католиков, протестанты учат, что до грехопадения у человеческой сущности не было сверхъестественных даров, она сама была склонна к святости. Но после изгнания из Рая люди потеряли способность творить добро.

Современные протестанты допускают, что у человеческой души все-таки есть свободная воля к творению добра, но она отражается лишь в «гражданской» праведности, т.е. во внешних добрых делах.


Последствия первого греха

Первородный грех, с точки зрения православия, исказил в человеке его сущность, сделал его склонным ко злу. Творение отдалилось от своего Творца. Именно эти последствия исказили человеческую природу. Они присутствуют в каждом (кроме Христа).

Но это не значит, что потомки прародителей виноваты в их грехе и отвечают за него. Последствия проявляются в склонности и возможности творить зло.

Как спастись от последствий

Иисус Христос своей жертвой примирил человека с Отцом Небесным и дал ему возможность вернутся к Нему. Он освятил Таинство Крещения, через которое верующий рождается для новой жизни. А главное, Он дал возможность христианам причащаться Им и соединяться с Богом.

Видео

Лекция о. Андрея Кураева, посвященная грехопадению.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.