Грабарь, игорь эммануилович - история русскаго искусства. Игорь грабарь Грабарь история архитектуры

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Предисловие

Глава I. Древнейшее искусство восточной Европы . В.Д. Блаватский

Глава II. Искусство древних славян . Б.А. Рыбаков

Глава III. Искусство Киевской Руси
Киевская Русь. В.Н. Лазарев
Зодчество Киевской Руси. Н.Н. Воронин
Живопись и скульптура Киевской Руси. В.Н. Лазарев
Прикладное искусство Киевской Руси. IX - XI веков и южнорусских княжеств XII-XIII веков. Б.А. Рыбаков
Прикладное искусство в быту
Художественное ремесло и его техника
Орнамент
Сюжеты прикладного искусства
Культурное наследие Киевской Руси. В.Н. Лазарев

Глава IV. Искусство западнорусских княжеств . Н.Н. Воронин и В.Н. Лазарев
Вводные замечания
Галнцко-Волынская земля
Полоцкое княжество
Смоленское княжество

Глава V. Искусство Владимиро-Суздальской Руси
Владимиро-Суздальская Русь. В.Н. Лазарев
Зодчество Владимиро-Суздальской Руси. Н.Н. Воронин
Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. В.Н. Лазарев
Живопись Владимиро-Суздальской Руси. В.Н. Лазарев
Прикладное искусство Владимиро-Суздальской Руси. Б.А. Рыбаков
Татарское иго и судьбы Владимиро-Суздальского искусства. В.Н. Лазарев

Библиография
Указатель
Список иллюстраций

Предисловие

Изложить историю русского искусства, охватывающую весь путь его развития от древнейших времен до наших дней,- научная задача большой трудности и большого политического значения. Попытка разрешить ее, предпринятая в 1908-1915 годах, в связи с первой мировой войной не была доведена до конца: вышли лишь пять томов задуманного издания (И.Э. Грабарь. История русского искусства. Т. I-III, V-VI. М., изд-во Кнебель).

Теперь эта задача ставится вновь в условиях, совершенно не сравнимых по своим возможностям. Их создала Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая невиданные перспективы научного исследования и художественного творчества, вооружившая науку и искусство марксистско-ленинской теорией, поднявшая на небывалую высоту интерес широких народных масс к культуре и искусству великого русского народа.

Новая «История русского искусства» задумана в виде большого многотомного труда, осуществляемого коллективом исследователей, объединенных вокруг Института истории искусств Академии Наук СССР. Первые четыре тома посвящены истории древнерусского искусства, два тома - искусству XVIII века; три тома - искусству XIX века и три тома - советскому искусству.

Основная цель настоящего труда сводится к тому, чтобы дать советскому читателю картину развития русского искусства в связи с общими процессами развития русской общественной жизни, борьбой различных классовых идеологий. Авторы поставили себе задачей прежде всего вскрыть то самостоятельное и оригинальное, что русский народ внес в сокровищницу мирового искусства и чем он по праву может гордиться. Особое внимание уделено народным основам русского искусства, которые столь ясно дают о себе знать уже на самых ранних этапах развития и которые в дальнейшем проявили себя с такой силой.

Исходя из принципиальных установок марксистско-ленинской эстетики, авторский коллектив сознательно выдвигал на первый план реалистические искания и течения, которые были ведущими на протяжении всего развития русского искусства. О них идет речь и в первых томах, и в томах, посвященных искусству XVIII-XIX веков, и особенно в тех томах, где читатель найдет историю русского идейного реализма. В томах о советском искусстве, знаменующем новый этан развития как русской, так и всей мировой художественной культуры, центральной проблемой является социалистический реализм, борьба за который определила все лучшие творческие искания советских художников.

Первые томы настоящего издания посвящены древнерусскому искусству и его истокам. Поскольку в период феодальной раздробленности местные художественные школы имели исключительно большое значение, материал в первом и втором томах сгруппирован с таким расчетом, чтобы рельефнее выделить историческую роль этих школ. Вот почему самые ранние этапы в развитии новгородского искусства, хотя они и неразрывно связаны с искусством Киева, все же объединены с более поздними этапами в истории новгородской художественной культуры. Поэтому и ряд более поздних памятников новгородского и псковского искусства разбирается во втором томе, хотя они возникли в тот период, когда Москва сделалась центром по собиранию русских национальных сил. Такой подход к русскому искусству XI-XV веков позволил авторскому коллективу не дробить историю отдельных художественных школ на мелкие исторические отрезки, а дать их крупными массивами, что помогло более четко очертить их контуры и определить их творческое своеобразие. Придерживаясь этого же принципа, авторский коллектив излагает в третьем томе историю московского искусства от его истоков в XIII веке и кончая его расцветом в XVI столетии.

В области изучения древнерусского искусства старая дореволюционная наука потрудилась немало. Труды крупнейших ученых прошлого (В.В. Стасова, Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Д.В. Айналова и их учеников, а также историков зодчества В.В. Суслова, Н.В. Султанова, А.М. Павлинова, И.Е. Забелина, М.В. Красовского и других) положили начало разработке истории древнерусского искусства. Однако по своим историческим взглядам и применяемой методологии старые исследователи были далеки от правильной постановки вопросов истории древнерусского искусства. В изучении живописи господствовал компаративный и иконографический метод, и лишь в предреволюционные годы были поставлены на очередь задачи стилистического анализа, но последний понимался крайне узко и неверно, как анализ одной лишь формы. В области изучения зодчества преобладал интерес к чисто археологическому исследованию памятников; общей, достаточно полной истории древнерусской архитектуры не было создано, проблема архитектурного образа осталась почти неразработанной, поскольку главное внимание уделялось типологии и моментам технологического порядка. В целом древнерусское искусство трактовалось главным образом как искусство, возникшее лишь с принятием христианства и целиком зависевшее от византийской культуры почти на всем протяжении своего многовекового развития. Эти взгляды частично были обусловлены состоянием знаний о самих памятниках искусства: раскрытие и реставрация памятников живописи и архитектуры только начались в предоктябрьские годы, на археологические памятники еще не обращался взгляд историка искусства, за изучением отдельных памятников исчезала общая историческая перспектива.

Советская эпоха отмечена особенной интенсивностью исследований в этой области знания. Можно без преувеличения утверждать, что за последние тридцать пять лет было сделано больше, чем за все предыдущее столетие.

Археологические исследования советских ученых позволили теперь,- пусть пока эскизно и лишь в общих чертах,- определить истоки русского искусства, восходящие к художественной культуре славянских племен и к искусству античного и скифского Причерноморья. Византийский вклад лег на твердую почву крепких славянских художественных традиций, обусловивших решительную творческую переработку заносных греческих форм и своеобразие древнейших памятников русского монументального искусства.

Грандиозная работа по раскрытию и реставрации памятников древней живописи, осуществленная в наше время, поставила исследователей перед невиданным дотоле обилием замечательных творений русского народа, которым надлежало найти место в его художественном развитии. Нужно было вскрыть в культовых но своему назначению произведениях, созданных кистью древнерусских художников, те народные черты, которые неизменно проникали в мир религиозных представлений и которые способствовали смягчению средневекового аскетизма; нужно было проследить этот путь в диалектических изменениях содержания и формы искусства, в нарастании его национального своеобразия. Немало обогатило его понимание рассмотрение, наряду с живописью, памятников художественного ремесла, ранее почти не включавшихся в общую историю русского искусства.

Точно так же и в историю древнерусской архитектуры вошли первоклассные памятники, открытые советскими археологами. Из числа же ранее известных важнейших памятников многие, в результате архитектурно-археологических исследований, предстали перед нами в своем новом, подлинном виде. Перед авторами возникли контуры важнейших исторических этапов древнерусской архитектуры: зодчество Киевской державы X-XI веков; архитектура периода феодальной раздробленности XI-XIV веков, с поразительным богатством оттенков стиля областных архитектурных школ; наконец, период сложения общенациональных черт русского искусства, когда главенство перешло к Москве. Из глубины веков поднялись имена великих русских зодчих, прочно державших в своих руках судьбы строительного искусства. В истории зодчества XVII века были открыты факты, свидетельствующие о развитии многих элементов архитектуры нового времени еще в недрах допетровской Руси и, следовательно, о глубокой органичности этого нового этапа.

Иными словами, приходилось строить совершенно новую историю русского искусства на новом богатейшем материале. Авторы стремились на основе единственно научной марксистской методологии по-иному оценить связь русской художественной культуры с мировым искусством, стремились определить ее самостоятельность и национальное своеобразие.

Естественно, что не все эти задачи решены в настоящем труде с равной полнотой и бесспорностью. Для ответа на многие вопросы все еще недостаточно фактического материала, другие требуют специальных исследований. Так, например, сложнейший вопрос об определении национальных особенностей, кристаллизовавшихся в ходе развития древнерусского искусства, не может считаться окончательно решенным: эти национальные особенности изменялись в ходе исторической жизни русского народа, и показать этот процесс во всей его полноте и конкретности пока еще не представляется возможным. Много спорных моментов имеется и в решении более частных вопросов, связанных с определением или оценкой тех или иных памятников или мастеров. Авторы и редакция «Истории русского искусства» считали поэтому необходимым с возможной полнотой представить в описаниях и иллюстрациях самые памятники, чтобы читатель мог самостоятельно судить об изложенном путем сопоставления его с данными истории искусства.

Ожидать того времени, когда все станет бесспорным и ясным, значило бы надолго лишить советского читателя книги, раскрывающей перед ним величественную картину художественного творчества русского народа. А с этим медлить нельзя: знание всего лучшего, что создано народом в далеком и близком прошлом, есть одна из основ сознательного патриотизма и горячей любви к Родине.

Москва, издание И. Кнебель, 1909-1917. Издательские полукожаные переплеты с тройным золотым обрезом и золотым тиснением на корешках и крышках. С многочисленными иллюстрациями в тексте и на отдельных листах. 4-й том в современном п/к переплете, стилизованном под издательский.




Содержание:


Том I. История архитектуры. Допетровская эпоха. , 513 с., 4 л. илл.
Том II. История архитектуры. Допетровская эпоха (Москва и Украина). 480 с., 4 л. илл.
Том III. История архитектуры. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. 584 с., 5 л. илл.
Том IV. История архитектуры. Московское зодчество в эпоху барокко и классицизма. Русское зодчество после классицизма (вышел из печати только 1 выпуск). 104 с., ил., 1 л. ил. Редкость!
Том V. Врангель Н.Н. История скульптуры. 416 с., 4 л. илл.
Том VI. История живописи. Допетровская эпоха. 536 с., 4 л. илл.

Академик И.Э. Грабарь был инициатором и редактором многотомного труда "История русского искусства", автором ряда его важнейших разделов. Собранный в этом труде ценнейший художественный и архивный материал дал возможность широко показать богатство и величие Русского искусства. В обработке и издании многочисленных частей, принимали участие самые известные и яркие деятели России: русские художники А. Бенуа, И.Я. Билибин, А.М. Васнецов, барон Фон Н.Н. Врангель, архитекторы Ф.Ф. Горностаев, С.П. Дягилев, академики художественных искусств Н.П. Кондаков, С.К. Маковский, проф. Г.Г. Павлуцкий, архит. В.А. Покровский, Н.К. Рерих, прив.-доц. Н.И. Романов, проф. М.И. Ростовцев, прив.-доц. А.А. Спицын, свящ. Н.А. Скворцов, проф. архит. В.В. Суслов, В.К. Трутовский, проф. А.И. Успенский, проф. Б.В. Фармаковский, архит. И.А. Фомин, архит. А.В. Щусев и др. Не случайно, что именно И.Э. Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства». Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича. Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. Первый вариант программы «Истории русского искусства» был готов в январе 1907. Все издание должно было состоять из 12 томов (3000 иллюстраций); архитектуру предполагалось выделить в особые тома. В 1909-16 годы было выпущено 5 томов, причем Грабарь был не только редактором, но и автором важнейших разделов. Собранный в этом труде ценнейший художественный и архивный материал дал возможность широко показать богатство и величие русского искусства. До сих пор это исследование остается самым полным и основательным трудом по русской живописи, архитектуре и скульптуре.




Рассмотрим подробнее, к примеру, 6-й том: Игорь Грабарь. История русского искусства. Том 6 "Живопись. Допетровская эпоха". Книга содержит большое количество черно-белых иллюстраций и несколько цветных. Тема предлагаемого шестого тома - допетровская живопись, начало русской художественной истории. Памятники древнерусской живописи можно разделить на два основных типа: стенная живопись и иконы на дереве.

Важными, но вспомогательными памятниками являются миниатюры рукописей и церковное шитье. И. Грабарь отмечает, что серьёзное исследование памятников стенописи ещё впереди: древнерусские фрески немногочисленны, плохо сохранены, и значительная часть их искажена неудачными реставрациями. Он и не догадывается, что через несколько лет большая часть церковных росписей будет варварским образом вообще уничтожена советской властью. Основная часть тома посвящена иконописи. В русских летописях встречаются противопоставления терминов «иконопись» и «живопись», но эти противопоставления, соответствующие буквальному значению слов, не идут далее противопоставления искусства идеалистического - искусству на основе реальности. Поэтому иконопись безусловно следует рассматривать как разновидность искусства живописи. Ведь мы же не различаем «иконописи» от «живописи», например, y Рафаэля. Термин «иконопись» сохраняет лишь определённый технический смысл, так же как «фреска» и «миниатюра». Особенность иконописного искусства в том, что деятельность художника в значительной степени ограничена церковной традицией. Ограничение определённым, хотя и весьма большим выбором тем, заставляло русского художника сосредоточить весь свой талант на стилистическом существе живописи. По чувству стиля русская живопись занимает одно из первых мест в ряду других искусств.

Иконописец вкладывал весь объем своей души в формальную трактовку темы, умея быть глубоко индивидуальным в своей композиции, в своем цвете, в своей линии, но никогда не осмеливался усиливать действие святых изображений прибавлением к ним своих собственных чувств. «Русский художник мало претендовал на изображение внутренних движений, и столь же мало привлекало его изображение внешнего движения. Неподвижность вытекает из идеалистической основы русской живописи. Её бытие не нуждается в движении, которое могло бы нарушить цельность священного образа и сменить эпизодичностью его вневременное единство. В русской живописи нет мысли о последовательности во времени. Она никогда не изображает момент, но некое бесконечно длящееся состояние или явление. Таким образом она делает доступным созерцание чуда».

Содержание тома:

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ДО СЕРЕДИНЫ 17-го ВЕКА I.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ II.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ III.

ЖИВОПИСЬ ДОМОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА IV.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВЕК V.

ЭПОХА РУБЛЕВА VI.

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА В 15-ОМ ВЕКЕ VII.

ДИОНИСИЙ VIII.

НОВГОРОД И МОСКВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 16-ГО В. IX.

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ПРИ ГРОЗНОМ И ЕГО ПРЕЕМНИКАХ X.

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА XI.

ЭПОХА МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА Царские иконописцы и живописцы 17-го века XII.

ЖИВОПИСЦЫ-ИНОЗЕМЦЫ В МОСКВЕ XIII.

СИМОН УШАКОВ И ЕГО ШКОЛА Украинская живопись 17-го века XIV.

ВОЗРОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ В 17-М ВЕКЕ Стенные росписи в русских храмах 17-го века XV.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗВУКИ БОЛЬШОГО СТИЛЯ XVI.

ФРЕСКИ-ЛУБКИ XVII.

ЗАПАДНЫЕ ВЛИЯНИЯ.

Грабарь, Игорь Эммануилович (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия - 16 мая 1960, Москва, СССР) - русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны. Родился в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью - Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж. В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя Ивана Тургенева. С 1882 по 1889 годы Игорь Грабарь учился в Москве - в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем - на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году. В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в петербургскую Академию художеств, где его руководителем некоторое время был И. Е. Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его "творческий период". Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя "вещественность и реальность". "Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем. "Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы. Еще осенью 1902 г. Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). Эта поездка пробудила в нем страсть к русскому искусству, которая стала основой всей его жизни. Путешествия по рекам Вычегда, Сухона и Северная Двина, где он зарисовывал и обмерял церкви, мельницы, избы, фотографировал иконы, утварь, древнее шитье, утвердили его в желании осмыслить и издать собранный материал. Часть рисунков и фотографий, сделанных в те годы на Севере, были изданы в Роcсии на почтовых открытках. В 1903 году он переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей - в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне - посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области). После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции. Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах - в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи- он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. 1910-23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в шести томах (1909- 16), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В течение двенадцати лет (1913-25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства. Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал "Портрет матери" (1924), "Светлану" (1933), "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" (1934), "Портрет сына" (1935), "Портрет академика С. А. Чаплыгина" (1935). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934; "Автопортрет в шубе", 1947). Обращается он и к тематической картине - "В. И. Ленин у прямого провода" (1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина" (1938). Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931), "Березовая аллея" (1940), "Зимний пейзаж" (1954), серия картин на тему "День инея". Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. "Лучший отдых есть перемена работы", - говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Кроме того, Грабарь в 1918-1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя. Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов. В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием "Истории русского искусства". "Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал", - говорил о нем С. В. Герасимов. Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

"История русского искусства"
И. Грабарь

Издание И. Кнебель, 1910 г.

Издание в роскошных издательских полукожаных переплетах с художественным золотым тиснением. Тройной золотой обрез! Качественная мелованная бумага. Большой формат: 30x25 см. 5-й том немного отличается по цвету, т.к. в издательстве не хватило кожи, использовали более светлую. Это выдающееся издание по искусству считается самым роскошным из всех книг, выпущенных в издательстве И.Кнебеля. Великолепная сохранность. Сохранены издательские коробки, в которых поставлялись книги в магазин в момент выпуска в продажу. В таком состоянии - большая редкость!

Издание представляет большую художественную и историческую ценность.

Появившиеся в начале XX века роскошное издание И. Грабаря "История русского искусства" до сих пор остаётся самым полным и основательным трудом по русской живописи, архитектуре и скульптуре. В издании представлена вся история искусства Российской империи, начиная с древней Руси и вплоть до начала ХХ века. Многочисленные цветные и черно-белые иллюстрации на отдельных листах и в тексте.

В обработке и издании многочисленных частей, принимали участие самые известные и яркие деятели России: русские художники А.Бенуа, И.Я.Билибин, А.М.Васнецов, барон Фон Н.Н.Врангель, архитекторы Ф.Ф.Горностаев, С.П.Дягилев, академики художественных искусств Н.П.Кондаков, С.К.Маковский, проф. Г.Г.Павлуцкий, архит. В.А.Покровский, Н.К.Рерих, прив.-доц. Н.И.Романов, проф. М.И.Ростовцев, прив.-доц. А.А.Спицын, свящ. Н.А.Скворцов, проф. архит. В.В.Суслов, В.К.Трутовский, проф. А.И.Успенский, проф. Б.В.Фармаковский, архит. И.А.Фомин, архит. А.В.Щусев и др.

Т.1 : История архитектуры: Допетровская эпоха. - 508 стр.
Т.2 : История архитектуры: Допетровская эпоха: Москва и Украина. - 479 стр.
Т.3 : История архитектуры: Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. - 584 стр.
Т.5 : Н.Н. Врангель. История скульптуры. - 416 стр.
Т.6 : История живописи: Допетровская эпоха. - 536 стр.

Вышли только I - III, V - VI тт. Из IV тома был напечатан только один выпуск, и тот сгорел в типографии при пожаре.

И.Э. Грабарь (1871-1960) - известный живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член AX СССР (1947). Писал жизнерадостные, пронизанные светом импрессионистические пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н.Д. Зелинский», 1932). Руководил изданием первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников отечественного музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины.

Данного издания нет в наличии

PS: Чтобы продать подобное антикварное издание

Антикварное издание, напечатано в Санкт-Петербурге, типография И. Кнебеля, на русском языке. Книги в хорошем состоянии, в роскошных издательских полукожаных переплетах с художественным золотым тиснением по корешку и переплетным крышкам, тройной золотой обрез, шелковое ляссе, формат 30х23 см.

Том I. История архитектуры. Допетровская эпоха. , 508, страниц, ил., 4 л. ил.,

Том II. История архитектуры. Допетровская эпоха (Москва и Украина). 478, страниц, ил., 4 л. ил.,

Том III. История архитектуры. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. 584 страницы, ил., 4 л. ил.,

Том V. Врангель Н.Н. История скульптуры. 416 страниц, 4 л. ил.

Том VI. История живописи. Допетровская эпоха. 536 страниц, 5 л. ил.

Представленное издание является поистине выдающимся и станет прекрасным экспонатом в любой коллекции. Созданное по инициативе И.Э. Грабаря, оно было выпущено преуспевающим книгоиздателем И.Н. Кнебелем. К многотомному труду были привлечены лучшие знатоки того времени, многие из которых сами являлись виднейшими творцами - Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Сергей Маковский, Аполлинарий Васнецов. Исследование содержит массу уникальных материалов, связанных с живописью, архитектурой и скульптурой, и даже спустя сто лет считается одним из наиболее фундаментальных. Заслуживает особого внимания оформление книг и сопровождающие текст иллюстрации. Чрезвычайно редко встречается в полной комплектации - большая ценность!

Редактор Игорь Эммануилович Грабарь (25 марта 1871, Будапешт - 16 мая 1960, Москва), русский и советский искусствовед, живописец, реставратор и публицист. Родился в Будапеште, бывшем тогда частью Австро-Венгерской империи, в семье общественного деятеля. Многие члены его семьи были связаны с русско-галицкой просветительской деятельностью. Детство будущий искусствовед провёл в путешествиях вместе с родителями, а образование получил уже в Российской империи - в лицее цесаревича Николая, а затем в Санкт-Петербургском университете и ряде частных художественных школ. Участвовал в объединениях «Мир искусства» и «Союз русских художников», картины Грабаря неоднократно выставлялись в салонах, а статьи об искусстве появлялись в ведущих журналах того времени. Ещё до революции был назначен попечителем Третьяковской галереи и пробыл на этом посту до 1925 года. При советской власти руководил Центральными реставрационными мастерскими, также был директором Института истории искусств Академии наук СССР. Активнейше содействовал развитию советских музеев и внёс заметный вклад в сохранение исторического наследия России. Лауреат Сталинской премии, народный художник СССР.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.