Что является необузданным произволом дикого. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (ЕГЭ по литературе). Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала. Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его прием

Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию. Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высоких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливаются жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных событий. Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с песьими головами.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке. Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите... А у кого деньги, ...тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют друг на друга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» — восклицает Кулигин.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. «...Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Кабановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наследство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит племянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную причину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все... говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее...», — писал Добролюбов о самодурстве Дикого.

Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспросветно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на установку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами... обороняться».

Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пьесе. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других людей. И только потом уже на богатстве.

Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ним и Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка. Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дикого его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений. «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.

Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, культивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, постоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает бесконечные нравоучения невестке, пытается контролировать поведение дочери.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домостроя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родителей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их. Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недовольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никакого порядка», — рассуждает она в одиночестве. Катерину она попрекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце...», — поучает она невестку. Тихон же, по мнению Кабановой, слишком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважают», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.

Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа... Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает о ней Кулигин. В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, всепрощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихону жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «добивается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона. «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене», — пишет Добролюбов.

Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности своих чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями». Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись. Все это привело Тихона к определенной эмоциональной глухоте: он часто не понимает состояния Катерины.

Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно подавляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недостатке мужественности. Подсознательно он и стремится восполнить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гулянках» «на воле». Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и собственного мнения, и собственных чувств. Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилизмом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако вероятно, она не осознает степень своей причастности к этому.

В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности. Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «усвоила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их. В героине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, однако ее ложь — это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Куряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.

Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное качество его природы — под названием „широты натуры"; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.


Словарь Ожегова сообщает, что самодур – это человек, который действует по прихоти и по личному произволу, унизительному и оскорбительному для других. Таким образом, самодурство как явление предполагает произвол одних людей, в отношении других. Персонажи пьесы А. Н. Островского «Гроза», написанной в 1859 году в период революционной ситуации в России, делятся на самодуров и их жертв. Действие происходит в придуманном городе Калинове на берегу Волги.

Отсутствие точного географического названия подчёркивает, что перед нами типичный провинциальный городок, в котором, как в зеркале, отразится вся Россия в предреформенный период, когда старое ещё обладает силой и цепко держится за власть, а новое возникает в ещё неясных стремлениях к свободе.

К самодурам в пьесе можно отнести «значительных лиц» города: богатого купца Савла Прокофьевича Дикого и купеческую вдову Марфу Игнатьевну Кабанову, в просторечии Кабаниху. Фамилии героев указывают на присутствие в них «звериного» начала и дефицит человечности: доброты, жалости, милосердия, сострадания. Имя «Савёл» ассоциируется с апостолом Павлом, который до обращения в христианство носил имя Савл и был яростным гонителем христиан. С Диким нравственного преображения не произошло, он так и остался притеснителем бедняков. Отчество «Прокофьевич» переводится как «преуспевающий», указывая на те «земные» блага, которые накопил купец, обирая по копейке мужиков. Имя «Марфа» обозначает «владычица», подчёркивая властность натуры этой хранительницы домостроевских устоев. Фамилия «Дикой» характеризует её обладателя как вспыльчивого и неуравновешенного человека, быстро приходящего в гнев. Фамилия «Кабанова» передаёт грубость и жестокость нрава Марфы Игнатьевны. Таким образом, мы убедились, что А. Н. Островский наделил своих героев яркими «говорящими» именами, которые точно и весьма многозначительно раскрывают нравственную сущность этих самодуров.

В характеристике этих состоятельных калиновцев большое значение имеет их первое появление на сцене, так называемая «визитная карточка». Дикой ещё не появился на сцене, но о нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!» - с неодобрением замечает механик – самоучка Кулигин, только что восхищавшийся красотой волжского пейзажа. И действительно, поведение Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным. Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита». Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя за Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, а те безропотно терпят.

За что Дикой ругает Бориса? Видя племянника, он каждый раз вспоминает о неприятности: по завещанию своей матери и бабушки Бориса он должен передать молодому человеку часть наследства при условии, если те будут почтительны к нему. Денег жалко. А с другой стороны, кто запретит Дикому сказать, что Борис непочтителен, даже если это неправда? Ведь Дикой чувствует себя полноправным хозяином, и закон ему не писан. Самого городничего может запросто, по-приятельски потрепать по плечу, когда тот призовёт к порядку. На просьбу рассчитать хорошенько мужиков, Савёл Прокофьевич отвечает городничему:»Стоит ли, ваше благородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Кабаниха появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. она предчувствует, что «дети» хотят жить своей волей, боится, что они уйдут из-под её власти. «Не очень-то нынче старших уважают», - ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему жена милее матери.

Мы видим, что Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа. Самодурство Дикого основано на власти денег и беззакония. Стоит лишь заговорить о деньгах, как этот «ругатель» и «пронзительный мужик» становится неуправляемым, оскорбляет беззащитных людей, «как с цепи сорвался», ему ничего не стоит «ни за что человека оборвать». Его поступками управляет своеволие. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», - говорит он Кулигину, когда тот просит всего десять рублей для общественной пользы, чтобы установить солнечные часы на бульваре.

Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип купечества, но она требует лишь формального исполнения традиционного уклада. Например, жена обязательно должна бояться мужа. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего», - упрекает она Катерину. Она делает «всё под видом благочестия». Соблюдая «букву» домостроевского закона, выбирая из него самые суровые правила, она забывает об основном христианском законе – милосердии и прощении. В этом проявляется её ханжеская сущность. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит о Кабанихе Кулигин.

Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости незнакомы этой хранительнице патриархальных устоев. В Диком ещё брезжит тусклый свет нравственной истины, иногда проявляются проблески сознания греха, и он способен попросить прощения. В Кабанихе же сознание своей греховности полностью отсутствует.

На чём же основывается власть этих хозяев города? Полная беззащитность и безответность жертв, их покорность и смирение, неспособность отстоять своё человеческое достоинство позволяют Дикому и Кабанихе безнаказанно творить бесчинства, потому что они не встречают отпора. Однажды на перевозе гусар обругал Дикого. Из-за невозможности ответить обидчику Савёл Прокофьевич выместил своё зло на домашних.

В «Грозе» есть типичный образ самодура в лице Дикого. Богатый купец Дикой также, как и Кабанова, не терпит никаких противоречий. К посторонним людям и членам своей семьи Дикой относится весьма грубо.

Механик-самоучка Кулигин предлагает Дикому устроить солнечные часы на бульваре и просит десять рублей. Дикой сердится и подозревает Кулигина в обмане и называет его разбойником. «Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других - ты честный человек, а я думаю, что ты - разбойник, вот и все!» Жадность к деньгам у Дикого так велика, что он или совсем не платит рабочим, или обсчитывает их. «У нас о жалованьи никто и пикнуть не смей, - говорит живущий у него Кудряш, - наругает на чем свет стоит. Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Дикой сам признается Кабановой, что никому доб¬ром денег отдать не может, хотя и понимает, что должен платить. «Только заикнись мне о деньгах, - говорит он, - у меня всю нутренную разжигать станет; ну, в те поры ни за что обругаю человека».


Дикой - это законченный тип купца-самодура.
В одной из своих комедий [«В чужом пиру похмелье»] Островский так определяет значение слова «самодур»: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает; ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда... Это - дикий, властный человек, крутой сердцем».


Таким, самодуром, основой поведения которого служат необузданный произвол и тупое упрямство, является Савел Прокофьич Дикой. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника, Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.
Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разговоре с Кулигиным. Кулигин обратился однажды к Дикому с просьбой дать десять рублей на устройство солнечных часов для города.
«Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!..
Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь! Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».


Дикой чувствует свою силу и власть, власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Выйти в люди - значило «сколотить» себе капитал. Хороши были любые средства, лишь бы только разбогатеть. Тот же Кулигин говорит об этом так: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить».


Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его приемов: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Жалобы обиженных не достигают цели. Да и что бедняки могут сделать с самодуром, когда он даже городничего фамильярно хлопает по плечу?
Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чем свет стоит». Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «...да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». «Пронзительный мужик», - так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш.


Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество.
Речь Дикого пестрит грубыми, оскорбительными выражениями и эпитетами (разбойник, червяк, дурак, дармоед проклятый и т. п.).


Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты «жестоких нравов», которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства».

Александр Островский в пьесе «Гроза» всех жителей города разделил на две большие группы: «темное царство» и угнетенные. К первой относятся властные, богатые и подавляющие все современное и живое. Яркими представителями этой группы являются Дикой и Кабаниха. Им автор противопоставляет жертв «темного царства», угнетенных людей. К ним относятся Кулигин, Катерина, Борис, Тихон, Варвара, Кудряш. Несчастные герои одинаково страдают от представителей «темного царства», только вот свой протест показывают по-разному.

Деньги правят миром

Характеристика Дикого становится понятной после прочтения фамилии помещика, которая говорит сама за себя. Савел Прокофьич является богатым купцом и очень уважаемым человеком в городе Калинове. Это один из самых отрицательных персонажей в пьесе. Грубый, агрессивный, невежественный, упрямый - вот такая краткая характеристика Дикого. Этот человек чувствует свою безнаказанность, поэтому им руководит необузданный произвол. Помещик позволяет себе обращаться с людьми как с ничтожеством, грубить, обзывать, обижать - все это доставляет ему несказанное удовольствие.

Дикого можно охарактеризовать одним словом - самодур. Савел Прокофьич запугал всех вокруг, от него нет покоя ни окружающим людям, ни родным. Характеристика Дикого у читателей вызывает отвращение. Каждый день его жена со слезами на глазах умоляет всех не гневить барина, но его невозможно не рассердить: он и сам не знает, каким у него будет настроение через минуту. Домашние от ярости Савела Прокофьича прячутся по чуланам и чердакам.

Чрезмерная жадность помещика

Характеристика Дикого будет более полноценной, если к самодурству добавить еще и жадность. Больше всего на свете он любит свои деньги, расставание с которыми для него словно нож в сердце. Прислуга и намекнуть не смела о жалованье. Хозяин и сам понимает, что нужно деньги отдать, и в конце концов он их отдаст, но перед этим обязательно обругает человека. Обидеть кого-то, уколоть побольнее барину ничего не стоило. Он нисколько не стыдится посторонних, употребляет крепкие словечки и без стеснения куражится над теми, кто слабее его.

Невежество и деспотизм толстосума

Трусость перед равными себе, неприятие всего нового - это тоже характеристика Дикого. Помещика не волнуют чувства окружающих людей, но он придерживает свой нрав перед теми, кто может дать отпор. Савел Прокофьич не посмел нагрубить проезжему гусару, но затем свою обиду выместил на домашних. Кабанихе он тоже не смеет показать свой характер, поскольку считает ее равной себе.

Островский очень хорошо показал невежество Дикого в разговоре помещика с Кулагиным. Савел искренне полагает, что гроза посылается в качестве наказания за грехи. Он обвиняет Кулагина в мошенничестве, ведь как можно от стихии обороняться рожнами да шестами. Характеристика Дикого показывает, какой он на самом деле глупый и отсталый человек. Его невежество прослеживается в манере говорить, в интонации, использовании бранных, оскорбительных выражений, искажении слов иностранного происхождения. Грубый, глупый, упрямый деспот - вот что можно сказать о Диком.

Система образов в драме А.Н. Островского “Гроза”.

Образ Дикого.

В комедии Островского “В чужом пиру похмелье” так определяется значениеслова «самодур»: «Самодур - это называется , коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Это - дикий, властный человек, крутой сердцем».

Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьевич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. В конец затравил Дикой племянника Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.

Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться», особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разговоре с Кулибиным.

Кулибин обращается к Дикому с просьбой дать 10 рублей на устройство солнечных часов города.

Дикой: А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!...

Кулибин: За что, сударь, Савёл Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой: Отчет, что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и всё. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай: говорю, что разбойник, и конец! Что же ты судиться, что ли, со мной будешь! Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала. Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его приемов: «Много у меня в год-то народу перебывает… не доплачу им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из того тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман , для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смеет о жалованьи: изругает на чем свет стоит.» Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое? Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет…» «Пронзительный мужик», - так характеризует Дикого за грубость Кудряш.

Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам и по чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себя.

Другая причина, помогавшая процветанию самодурства (кроме власти денег), - невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулибиным относительно устройства громоотвода. Дикой кричит на Кулибина: «Какое еще там елестричество? Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…»

Язык человека, манера говорить и сама интонация речи обычно свидетельствует о характере человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак и т.п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчеркивает его невежество.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «Темного царства».

Образ Кабанихи.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться еще с одной разновидностью представителей «темного царства», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулибин.

Действительно, Кабанииха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая свои действия идеалами домостроевской старины. Кабаниха строго соблюдает все обычаи и порядки этой патриархальной старины. Она требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла» и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.

Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Всех хочет она заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. «…Ничего-то не знают, никакого порядка» - думает она о молодых, - «что будет, как старики перемрут , как будет свет стоять, уж и не знаю».

Как истинная блюстительница старины, Кабаниха суеверна. У нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но деспотизм ее в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого.

Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьет, да и остынет, а Кабаниха мучит и преследует свои жертвы изо дня в день, истязает хладнокровно, настойчиво, точит «как ржа железо». Она свела в могилу Катерину, из-за не ушла из дому Варвара, а Тихон потерял способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».

Кабаниха также невежественна, как и Дикой. Она не может помириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» - паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду», - решительно заявляет она.

Впрочем, Кабаниха уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжелые для нее времена.

Кабаниха умнее Дикого. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой. Она выступает как своеобразный теоретик старого уклада.

И язык ее богаче и сложнее , чем язык Дикого. В нем тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для ее речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи («В ноги! В ноги!», «Ну, разговаривай еще!»). Заметный отпечаток на ее речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В речи Кабанихи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Все это делает язык Кабанихи своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «темного царства».

Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев - таковы черты внутреннего облика Кабанихи, делающие ее наряду с Диким суровой и еще более страшной хранительницей устоев «темного царства».

Образ Бориса.

Борис Григорьевич служит в доме Дикого. Это молодой человек, порядочно образованный. Он воспитывался в культурной семье (его отец, брат Дикого, женился на дворянке), учился в московской коммерческой академии, но внезапно умерли его отец и мать, и он уехал из Москвы к дяде в надежде получить от него завещанные бабушкой деньги.

На беду Бориса, бабушка, завещая деньги, обусловила их получение почтительностью к дяде, т.е. к Дикому. И таким образом Борис попал в полную зависимость от Дикого. Зная характер Дикого, Кабаниха справедливо говорит Борису: «Это значит, сударь, что вам наследство не видать никогда».

Борис «живет в племянниках» Дикого, т.е. находится в безраздельной власти дяди, служит у него без всякого жалованья в надежде лишь на его милости. Но милостей этих он скорее всего не увидит.

Борис Григорьевич по своим внутренним данным - человек неяркий, «незначительный», хотя и не лишенный «известной степени душевного благородства» (Добролюбов), отзывчивости, добросердечности, скромности, простоты и деликатности в обращении с людьми. Но не лишенный душевного благородства, он отличается робостью, пассивностью, бесхарактерностью, безволием.

Своей робостью и бесхарактерностью он губит и себя и своих близких. Он теряется и отступает перед окружающей его грубостью. Понимая, что Дикой не признает его почтительности, как бы он ни старался ее проявить, и поэтому не оставит ничего по завещанию, а если и оставит, то разве «какую-нибудь малость», Борис все-таки живет у него, оправдывая себя жалостью к сестре. На жалобу страдающей и горячо любимой им Катерины взять ее с собой он отвечает отказом, не имея ни сил, ни решимости покончить с зависимостью от дяди и начать самостоятельную жизнь. Загнанный и забитый самодуром - дядей, он даже в последние минуты расставания с Катериной не может преодолеть рабьего страха: «Не застали бы нас здесь!»

По справедливому замечанию Добролюбова, «Борис не герой, он далеко не стоит Катерины, он и полюбила его больше на безлюдье. Он хватил «образования» и никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни со здравым смыслом, ходит, точно потерянный. При первом свидании с Катериной, когда он говорит о том, что ее ждет за это, Борис прерывает ее словами: «Ну что об этом думать, благо нам теперь хорошо». А при последнем свидании плачет… Словом, это один из тех незаурядных людей, которые не умеют делать того, что понимают и не понимают того, что делают. Образование отняло у него силы делать пакости, - правда , но и не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно даже не развило в нем способности вести себя так, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вокруг него, нет, мало того, что не противодействует, он подчиняется чужым гадостям, он волей --неволей участвует в них и должен принимать все их последствия.»

Борис, несомненно, обманул надежды Катерины, которая вправе была ждать и ждала от него помощи и поддержки.

Заурядный по своим природным способностям, лишенный ума и сильной воли, и подлинного чувства, Борис оказывается пришибленным деспотичными условиями Дикого.

Подчиняясь произволу Дикого, он не только не спас Катерину, но и себя погубил, превратившись, несмотря на свое образование, в простого приказчика, в покорного исполнителя воли Дикого.

Борис - это человек, который вместо того, чтобы преодолевать и побеждать препятствия, пасует перед ними и приспосабливается к окружающей среде, теряя при этом свое лицо , поступаясь своим человеческим достоинством.

В этой жалкой роли бесцветного человека, покорного деспотичному самодурству, виноваты как сам Борис, так и окружающая его среда.

Образ Кудряша

Кудряш представляет собой полную противоположность Бориса. Кудряш - конторщик Дикого. Это человек острого, наблюдательного ума, волевого склада, своеобразного чувства собственного достоинства и грубоватого простодушия. По-своему добрый и честный, он, предвидя горестные для Катерины последствия ее увлечения, предупреждает Бориса: «Эх, Борис Григорьевич, бросить надоть!» Кудряш не только добр и честен, но и смел в поступках, дерзок на язык. Встретив Борис на месте своих обычных свиданий с Варварой и подозревая в нем соперника, он ему говорит: «На этой дорожке вы со мной ночью не встречайтесь, чтобы, сохрани господи, греха какого не вышло… Я за свою, да я не знаю, что сделаю, горло перерву!» (III,2). Он не спускает и своему хозяину. О Диком говорит: «Он слово, а я - десять; плюнет да и пойдет». Избавляя Варвару от домашней тирании, Кудряш не долго думая, покидает родной город вместе с ней.

Кудряш не одобряет разнузданного своеволия властвующих в жизни людей: «Нешто они обращение понимают.» Он осуждает их жестокость. Он готов и одернуть их, постращать какого-либо Дикого в темном переулке: «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать отучили».

Однако недовольство кудряша носит личный и частный характер. До серьезного общественного протеста он не дорос. Самое большее, на что он способен - это критиковать дурные поступки. Осуждая дурных людей, он не видит за ними порочных социальных устоев. Вот почему Дикой, снося его непокорство , дерзости, держит у себя. Они нужны друг другу.

Протест Кудряша имеет целью, главным образом, охрану собственной личности. Ощущая в себе «силушку по жилушкам переливающуюся», малоразвитый, он увлекается подвигами молодецкого «разгула», ухарской «лихости». Он чем-то сродни лихачу Кудрявичу из песни Кольцова, у которого

С радости - веселья

Хмелем кудри вьются;

Ни с какой заботы

Они не секутся.

Вовремя да впору

Медом речи льются

И с утра до ночи

Песенки поются.

Но нельзя трактовать образ Кудряша только как песенника, балагура-гитариста. Как в Кольцовском «Удальце», в нем проснулось недовольство окружающим, стремление к его осознанию. Кудряш в зависимости от условий своего бытия может пойти двумя разными жизненными путями. Он может, переходя от хозяина к хозяину, растить в себе недовольство и дойти до понимания жизни, основанной на эксплуатации, на власти одних и кабале других. Но вполне допустимо и то, что он вернется с Варварой в калинов, получит прощение Кабанихи, станет ее главным приказчиком, а затем вместе с Тихоном и наследником огромного состояния. При таком обороте дела из него может получиться ловкий купчина, по сравнению с Диким несколько облагороженный, но по существу защищающий те же общественные устои.

Образ Варвары.

Варвара - дочь Кабанихи - показана доброй, как и Тихон, но в отличие от него более смышленой, умной, смелой, своенравной! Варвара духовно примитивна. Ее примитивизм - прямое порождение косногокупеческого мира.

В доме Кабанихи, державшемся на обмане и соблюдении внешней обрядовой стороны морально-бытовых устоев, отсутствовали условия для внутреннего роста и нравственного совершенствования. “И я, - заявляет Варвара, - не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара руководствуется во всех своих деяниях и поступках инстинктом самосохранения, житейским практицизмом. Морально непритязательная она следует принципу, выработанному взрастившей ее ханжеско-хищнической средой: “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.

Исходя из этого принципа, она позволяет себе больше того, что допускалось бытовыми обычаями: “Что за охота сохнуть-то”.

Она гуляет с Кудряшом, таясь от матери. Ей же принадлежит и инициатива устройства “преступного” свидания Катерины с Борисом.

Окружавшая ее с детства среда хищничества и деспотизма воспитала в ней черты грубоватости и развязности. Возможно, что, оттеняя именно эти особенности дочери Кабанихи, Островский назвал ее Варварой, что значит по-гречески “грубая”. А по словарю Даля шуточное “варварить” означает “праздновать, кутить, гулять”.

Обстановка тогдашней среды ограничила внутренний мир Варвары тесным кругом чувственных интересов, но не закрыла для нее совсем возможности духовного развития. Бывало на улице, она наблюдала другие нравы, встречалась с другими людьми.

Варвара сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата и возмущается грубой бестактностью бессердечной матери, не оставляющей в покое своих близких даже на улице. “Нашла место наставления читать” - говорит она “про себя” о матери.

При всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной примитивности Варвара не смогла выдержать домашней тирании. Она бежит из дома своей матери.

Перед Варварой путь открыт как к доброму, так и злому. Добрые задатки в ней, несомненно, есть. Так, она признает перед Катериной свои моральные недостатки (“Я хуже тебя”). Она не чужда доброты и сострадательности. Освободившись от тлетворного влияния матери, она, вероятнее всего, будет развивать лучшие стороны своей натуры.

Образ Тихона .

Тихон Иванович Кабанов - купеческий сын, скромный, добрый, но весьма недалекий, робкий, безвольный, бесхарактерный по натуре, да к тому же в конец забитый своей деспотичной матерью.

И мать, и Кудряш “честят” его “дураком”, но это несправедливо. Часто он судит куда более здраво, чем Кабаниха. Так на вопрос матери: “Променяешь ты жену на меня?” - он резко отвечает: “Да для чего же мне меняться? Я обеих люблю”. На ее же упрек: “Станет ли тебя жена бояться после этого?” - он опять-таки разумно говорит: “Да зачем же ей бояться? С меня и того хватит , что она меня любит”.

Тихон видит муки Катерины и жалеет ее, сочувствует ей. В этом проявляется его глубокая человечность.

Верная укладу старины, Кабаниха воспитывала сына по заветам “Домостроя”, понимаемого еютолько как заветы страха и наказания.

Она обезволила Тихона. Бессильный бороться против деспотичного произвола своей матери, Тихон решил беспрекословно выполнять ее распоряжения. Но все его старания оказываются напрасными: он не может предугадать всех проявлений ее самодурства. С горечью восклицает он: “Я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем”.

Измученный постоянными укорами, попреками, нравоучениями, носящими характер измывательства, лишенный всякого проявления самостоятельности, Тихон старается заглушить свою горечь вином.

Островский хотел подчеркнуть безответную покорность и скромность сына Кабанихи даже самим именем, назвав его Тихоном. Но как же сгустиласьв изображаемой действительности атмосфера произвола и насилия, если буря возмущения поднимается даже в сердцах самых кротких и смирных! Все время остававшийся безропотной жертвой Тихон, доведенный до отчаяния смертью Катерины, забыв робость и страх, превращается в обличителя: перед всем народом бросает он в лицо своей матери жестокие, но справедливые слова осуждения: “Маменька, вы ее погубили. Вы, вы, вы”.

Как и все другие действующие лица “Грозы”, Тихон является лицом типичным в мире социально-экономического и семейно-бытового деспотизма. Вспоминая свою поездку в Нижний в начале 60-х г.г., известный провинциальный актер и режиссер П.М. Медведев рассказывал: “Мой попутчик был живой Тихон. “А я, братец, Кулигин, как выехал, так и загулял”. Этот молодой купчик был истинно таким. Сколько я с ним, пьяным, муки принял - одному богу известно! В дороге он мне рассказывал про строгость его отца, про забитую жену, словом - историю “Грозы”.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.