Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши. В Османской империи можно было избежать казни… выиграв забег у своего палача

Важное место в отправлении правосудия в Османской империи играли казни. Множество государственных деятелей поплатились жизнью за свои ошибки. Однако особого внимания заслуживает деятельность тех, .

Требования к вакансии палача

Одним из главных требований к палачам были немота и глухота . Именно этим объясняется их легендарная безжалостность. Они попросту не слышали криков свих жертв и оставались, в буквальном смысле глухи, к их страданиям.

Правители Османского государства стали прибегать к услугам палачей с 15 века. Обычно их выбирали из числа хорватов или греков. Кроме этого из янычарского отряда бостанджи выделялось пять человек для совершения казней во время военных походов. У палачей был свой начальник, который отвечал за их деятельность. Начальник «гражданских» палачей, в свою очередь, подчинялся командиру бостанджи. В его обязанности кроме всего прочего входили казни государственных деятелей.

Потенциальный кандидат в палачи , начинал свою практику «заплечных дел мастера» в качестве ассистента у кого-нибудь из своих более опытных коллег, пока не постигал всех тонкостей своего ремесла. Палачи знали анатомию человеческого тела не хуже врачей и могли доставить своей жертве как максимум страданий, так и быстро отправить на тот свет без всяких мучений.

Интересно и то, что палачи никогда не женились и после смерти как бы полностью исчезали из общества, которое бы испытывало определенный моральный дискомфорт в случае присутствия в своих рядах потомков людей такой профессии.

Способы, которыми казнили палачи

Приказ умертвить того или иного провинившегося представителя знати поступал от главы бостанджи, который для этого вызывал к себе главного палача. Османское государство придавало большое внимание тому, какое положение в обществе занимал осужденный на казнь человек. Например, если казнили великого визиря, то его обычно душили, а простым янычарам отрубали голову топором . Один из экземпляров такого топора, кстати, демонстрируется в музее Топкапы.

Если к смерти приговаривался член правящей династии, то для его умерщвления использовалась тетива от лука, которой его душили . Это была очень «чистая» смерть без малейшего следа крови, которая и полагалась членам «касты избранных».

Государственных служащих обычно обезглавливали мечом . Однако не все осужденные на смерть могли отделаться так легко: признанные виновными в воровстве, убийстве, пиратстве и грабежах подвергались болезненной казни путем подвешивания на крюк за ребро, сажания на кол или даже распятия.

Где проводились казни?

Главными тюрьмами во времена Османской империи были Эдикюль , Терсане и Румели Хисар . В Терсане содержались осужденные на галеры, военнопленные и приговоренные к каторжным работам. Тех, кто был приговорен к сравнительно небольшим срокам помещали Эдикюль или Румели Хисар. Сюда же сажали послов тех государств, с которыми османы находились в состоянии войны.

Во дворце Топкапы между башнями Бабус-Салям располагался секретный проход к помещениям, где находились палачи и куда уводили осужденных османских вельмож Последнее, что они видели в своей жизни – двор султанского дворца.

Именно здесь задушили знаменитого великого визиря Ибрагим-пашу. Перед Бабус-Салям палачи водружали на колонны головы казненных ими людей в назидание публике. Ещё одним местом казни была площадка у фонтана перед дворцом. Именно в нем палачи омывали свои окровавленные мечи и топоры.

Обвиняемых, чьи дела находились на рассмотрении, содержали либо в замке Балыкхане, либо в Эдикюле. Свою участь они узнавали по цвету шербета, которую им приносили охранники. Если цвет был белым, то это означало оправдание, а если красным, то – признание виновным и смертную казнь. Казнь происходила после того как осужденный насмерть выпивал свой шербет. Тело казненного выбрасывали в Мраморное море, головы отправляли для подтверждения факта казни великому визирю.

Из истории известно, что подозреваемых и обвиняемых в средневековой Европе подвергали разного рода жестоким пыткам; в Амстердаме даже есть музей пыток.

В Османском государстве такой практики не было, так как ислам запрещает пытки. Но, в отдельных случаях, по политическим мотивам или для того чтобы продемонстрировать определенный урок обществу тех, кто совершил тяжкие преступления подвергали пыткам. Одним из самых распространенных видов пыток были удары палками по пяткам – «фалака».

Тех, кто вымогал у людей деньги и имущество, совершал грабежи, убивал государственных чиновников, подрывал основы государственной власти, так же подвергали пыткам перед приведением смертного приговора в исполнение.

Сила османских султанов заключалась в том, что когда они выпускали свои указы – «фирманы», все без исключения, должны были повиноваться им и никто не смел ослушаться, так как каждому было известно, что ослушника ожидает серьезное наказание.

Ильдар Мухамеджанов

Понравился материал? Сделайте пожалуйста репост?

1. Как шехзаде восходили на престол?

Задокументированная история турецкого государства начинается с Мете-кагана (Огуз-хана. 234-174 до н.э.), правившего великой Империей гуннов. Поэтому многие традиции более позднего периода назывались «Огузский обычай». Согласно этому правовому обычаю всё в государстве принадлежит Династии, а управление государством согласно турецкой традиции происходит путём совместного участия членов Династии.
Выписанной законодательно официальной системы отбора Правителя не существовало. Каждый из наследников имел право взойти на трон. Поэтому следующим правителем обычно становился самый честолюбивый и самый способный . Несмотря на то, что такой метод наследования обеспечивал передачу власти самому достойному наследнику, он также был причиной многих смут.

Западная гравюра, изображающая Валиде Султан и Шехзаде

2. Как шехзаде воспитывались?

Теоретические знания они начинали изучать во дворце. Известные учёные приглашались в качестве наставников шехзаде. В качестве иностранного они непременно изучали арабский и персидский.

В третьем дворе Топкапы под присмотром ич огланов шехзаде учились езде на лошади и владению оружием. Для практического применения изученой теории шехзаде направляли в санджаки.

Сцена из ежедневной жизни шехзаде в третьем дворе Топкапы, миниатюра из Сурнаме-и Вехби

3. Когда шезхаде прекратили направлять в санджаки?

После восстания Шехзаде Баезида во времена Кануни Султана Сулеймана в санджаки стали отправлять только престолонаследных шехзаде. Сын Селима II Мурад III и сын Мурада III Мехмед III были направлены наместниками в Манису.

Пока престолонаследники находились в санджаках в должности наместников, остальные шехзаде находились во дворце под контролем. Для стабильности в государстве стоило престолонаследнику, взошедшему на трон, обзавестись потомством, как остальных шехзаде казнили.

Со времён Султан Мехмеда III, взошедшего на Османский престол в 1595 году, уже и престолонаследники не отправлялись в санджаки, они тоже оставались жить в Топкапы.

Султан Ахмед I не казнил своего младшего брата Мустафу, когда стал Султаном в 1603 году, потому что не имел собственных наследников. Когда же они у него появились, казнить Мустафу не позволили государственные чиновники. Таким образом длившемуся боле двух веков братоубийству на благо государства был положен конец, а все наследники жили под надзором в Топкапы.

Миниатюра Манисы

4. «Наместничество на бумаге» – как это?

В период правления Мехмеда III традиция отправлять всех шехзаде наместниками в санджаки прервалась, но престолонаследники – Велиахт Шехзаде – продолжали направляться в санджаки.
В последующий период самый старший наследник трона хотя би даже на бумаге, но непременно назначался наместником. Только вместо них наместниками уезжали так называемые мютесселимы (представители). Сын Султана Ибрагима Шехзаде Мехмед был назначен наместником в Манису, когда ему было 4 гожа. С Султана Мехмеда IV традиция назначать шехзаде наместниками прекратилась даже не бумаге.

Кануни Султан Сулейман проверяет вещи Шехзаде Баезида (рисунок Мюнифа Фехми)

5. Какие санджаки были выделены для шехзаде?

В Османской Империи шехзаде во время правления своего отца направлялись наместниками в регионы, рядом с ними находился опытный государственный деятель – лала.
Благодаря наместничеству шехзаде учились искусству государственного управления. Главные санджаки для шехзаде – это Амасья, Кютахья и Маниса. Обычно шехзаде отправлялись в эти три региона, но, конечно же, ими возможные санджаки не ограничивались. Согласно исследованию, проведённом Хальдуном Эроглу, на протяжение всей Османской истории шехзаде были наместниками в следующий санджаках:
Бурса, Инёню, Султанхисар, Кютахья, Амасья, Маниса, Трабзон, Шебинкарахисар, Болу, Кефе (современная Феодосия, Крым), Конья, Акшехир, Измит, Балыкэсир, Акъязы, Мудурну, Хамидили, Кастамону, Ментеше (Мугла), Теке (Анталья), Чорум, Нигде, Османджик, Синоп и Чанкыры.

Султан Мустафа III и его шехзаде

6. Каковы были обязанности лала при шехзаде?

До периода Империи к шехзаде приставляли наставника, который назывался «атабей». Во времена Империи эта же традиция продолжилась, но наставника стали называть лала.
Когда шехзаде направлялся в санджак, к нему приставляли наставника, лала был ответственен за управление санджаком и обучение шехзаде. Письма, отправляемые из дворца в санджак, были обращены к лала, а не к шехзаде. Лала был также ответственен за воспитание шехзаде и именно он был обязан пресечь любые попытки наследника выступить против своего отца.
Должность лала сохранилась даже тогда, когда шехзаде перестали отправлять в саджаки. В тот период лала выбирался из дворцового персонала.

7. Где жили шехзаде во дворце?

В период правления Мехмеда IV в 1653 году члены Династии мужского пола, помимо Падишаха, жили в 12-комнатном здании под названием «Шимширлик», другое его название – . В строение было всё для комфорта шехзаде, вот только окружали его высокие стены и самшиты (шимшир на турецком). Двери в Шимширлике закрывались на цепь с двух сторон, чёрные гаремные аги дежурили круглосуточно как перед, так и за дверью. В 1756 году французский купец Жан-Клод Флэша сравнил здание с надёжной клеткой.
Шехзаде, которых держали в Шимширлике, не имели права выходить наружу и с кем-либо общаться. В случае болезни врачей вызывали в Шимширилик, и они проводили лечение там.
В 18 веке жизнь шехзаде в Шимширлике стала легче. Во времена правления Османа III с 1753 по 1757 год Шимширлик немного перестроили, высоту внешней стены уменьшили, а в здании сделали больше окон. Когда Падишах следовал во дворец в Бешикташе или какой-то другой дворец, он стал брать с собой и шехзаде.

Султан Ахмед III и его шехзаде

8. К чему привела вынужденная жизнь шехзаде взаперти во дворце?

Шимширлик – результат того, что Падишахи больше не хотели убивать своих братьев и племянников. Но иногда эти шехзаде использовались злонамеренными врагами Султана для шантажа.
Падишахи обычно помимо официальных церемоний не виделись с шехзаде, проживавшими в Клетке. Наследникам образование особо не давалось. Как результат – неприметные Падишахи у власти. Особенно во второй половине 17 века некоторые шехздаде взошли на престол прямиком из Шимширлика, из-за отсутствия какого-либо образования и минимальных знаний о мире они испытывали большие трудности, получив власть, их действия всецело направляли государственные мужи.
Длившееся 2 века братоубийство (в особенности совсем маленьких шехзаде) с точки зрения сегодняшнего дня повергает нас в ужас. Но все события стоит оценивать в их исторической канве. Для того, чтобы можно было избежать братоубийства, должна была иметься чёткая система наследования трона. Появилась она только в 17 веке, когда прямым наследником был старший шехзаде. Благодаря узакониванию братоубийства в ранний период истории Османская Империя занимает особое место в турецкой истории. Именно благодаря этому закону Империи удалось выстоять 6 столетий.

Султан Ахмед III с наследниками во дворце в Айвалыке (деталь из миниатюры Левни)

9. Когда произошла последняя казнь шехзаде?

Впервые в истории Османской Династии Ахмед I не казнил своего брата Мустафу, но братоубийство не было сразу же упразднено. После этого случая было ещё несколько исключений.
Сын Ахмеда I Осман II во время своего правления приказал казнить своего младшего брата Шехзаде Мехмеда, который был младше его всего на пару месяцев. Далее взошедший на трон Мурад IV тоже был вынужден пойти тем же путём, потому что больше не мог справляться с гаремными заговорами. Мехмед IV хоть и попытался казнить своих братьев, Валиде Султан и другие государственные чиновники этому помешали. После неудачной попытки братоубийства Мехмедом IV, если не считать одного исключения, эпоха «Закона Фатиха» пришла к концу.

10. Что происходило с детьми шехзаде?

Шехзаде, жившим в Шимширлике, прислуживали наложницы и гаремные аги. Агам нельзя было видеться в шехзаде наедине. Они обитали в здании Шимширлика на первом этаже. Все свои потребности наследники удовлетворяли в стенах Клетки. Они могли вступить в интимные отношения с любой понравившейся наложницей, но вот детей иметь не могли. Если же какая-то наложница случайно беременела, ей делали аборт. Некоторые всё же умудрялись сохранить ребёнка и вырастить его за пределами дворца.
Шехзаде также нельзя было отращивать бороду. Борода была символом власти, поэтому взошедший на трон Шехзаде начинал отращивать бороду на специальной церемонии, называвшейся «ирсаль-и лихие» (дословно: отпускание бороды)

© Эрхан Афйонджу, 2005

ЗАКОН ФАТИХА.

3 сообщения

В этой теме мы расскажем о Законе Мехмеда II Фатиха и о том, что такое «Женский султанат».

Немного истории. Какая власть ждёт нашу Нурбану — жену султана Селима II?

Женский султанат — исторический период жизни Османской империи, который продлился немногим более века. Он характеризуется переходом фактической власти в руки четырёх матерей сыновей султанов, сыновья которых, правящие падишахи, слушались их безоговорочно, принимая решения по поводу внутри и внешнеполитических, общегосударственных вопросов.

Итак, этими женщинами были:

Афифе Нурбану Султан (1525-1583) — по происхождению венецианка, имя при рождении Сесилия Баффо.

Сафие Султан (1550-1603) — по происхождению венецианка, имя при рождении София Баффо.

Махпейкер Кёсем Султан (1589-1651) — Анастасия, вероятнее всего родом из Греции.

Хатидже Турхан Султан (1627-1683) — Надежда, родом из Украины.

Верной датой «Женского султаната» следует считать 1574 год, когда Нурбану стала Валиде Султан. И именно Нурбану Султан следует считать первой представительницей исторического периода Османской империи под названием «Женский султанат».

Руководить гаремом Нурбану начала в 1566 году. Но настоящую власть Нурбану удалось прибрать к своим рукам только в период правления её сына Мурада III.

В год восшествия на престол Мурад III, поддавшись влиянию матери Нурбану и Великого Визиря Мехмеда Паши Соколлу, который был послушным исполнителем воли Нурбану, отдал приказ казнить всех своих сводных братьев, объясняя своё решение Законом Мехмеда Фатиха о братоубийстве, изданным в 1478 году. До этого Закон не использовался целых 62 года, так не было нужды в нём.
Когда на престол взошёл Сулейман у него на тот момент не было братьев-конкурентов.
Также, когда на престол восходил его сын Селим, у него (у Селима) уже не было братьев. (Мустафу и Баязета казнил Сулейман, Джихангир умер своей смертью и он не являлся претендентом на трон из-за болезни, а Мехмет был специально заражен оспой ещё в Манисе конкурентами на трон.

Через 21 год, когда умрёт Султан Мурад III, сын Селима II, новый султан, сын Мурада III — Мехмед III опять использует этот закон и опять это будет сделано по настоянию матери султана, уже Валиде Сафие Султан.
Мехмед III казнил 19 своих сводных братьев в 1595 году. Этот год войдёт в историю, как самый кровавый год применения Закона Фатиха.

После Мехмеда III на престол взойдёт Ахмед I, наложницей которого станет знаменитая Кёсем, в будущем властная и хитрая Валиде Султан.
Ахмед I введёт в практику заточения братьев правящих султанов в один из дворцовых павильонов, в «Кафес» (в переводе «Клетка»), что, однако, не является отменой закона Фатиха, а лишь дополняет к нему право выбора — смерть или клетка на пожизненное заточение. Да и к введению этой практики Кёсем Султан не приложила никаких усилий, поскольку смогла вмешиваться в решение султанов намного позже.
Упомянем лишь о том, что правящий султан Мурад IV сын Кёсем в 1640 году оставшийся без наследников, из страха конкуренции попытается убить своего родного брата, другого сына Кёсем. Однако Кёсем, располагавшая на тот момент огромной властью, помешает этому, поскольку в противном бы случае, правление Османской династии прекратилось бы, а османы правили империей 341 год.
Справедливости ради отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. Последний раз он использовался в 1808 году, когда султан Махмуд II, занявший трон, убьёт своего брата султана Мустафу IV.

Кто такой Мехмет Фатих? Чьё имя заставляло дрожать от страха могущественных султанш и их наследников трона на протяжении почти всего существования Османской империи?
Упоминание имя Мехмета Фатиха бросало в дрожь Хюррем Султан и её сыновей, только Махидевран спала спокойно, не боясь, что её сын попадёт под удар.
Всему виной ни что иное — как ЗАКОН О БРАТОУБИЙСТВЕ, закон, который придумал и ввёл Мехмет Фатих (Завоеватель), предок султана Сулеймана, тот самый, кто завоевал Константинополь и переименовал его в Стамбул. Закон разрешает воцарившемуся брату убить всех осталных братьев дабы потом они не посягнули на его трон.
Мустафа, сын Махидевран, под закон Фатиха не попадал, так как был старшим и главным наследником османского трона. Конечно, в этом Махидевран повезло, ведь до него у султана были сыновья от предыдущих наложниц — от Фюлане и Гюльфем. Но они умерли от болезни в годы эпидемий, и ПОЭТОМУ, Мустафа стал первым и главным претендентом на османский трон.
Махидевран не боялась закона Фатиха.
После Мустафы у султана появились от новой любимой наложницы и в будущем супруги — Хюррем — 6 детей: дочь Михримах и 5 сыновей (Мехмет, Абдалла, Селим, Баязет, Джихангир.) Абдалла умер во младенчестве, поэтому его не посчитали нужным ввести в сериал, о нём даже не упомянули.
Вот ко всему вышесказанному Хюррем и боялась больше всех этот проклятый закон, ведь она знала, что воцарившись, Мустафа убьёт её сыновей, каким бы добрым или милосердным он не казался — закон есть закон, и Совет настоит на исполнении этого закона, дабы жить спокойно, не опасаясь, что кто-то из братьев посягнёт на трон.

А теперь подробнее о законе Фатиха:

В 1478 году Мехмет II Фатих Завоеватель ввёл закон «О престолонаследии», второе более распространённое название закон «О братоубийстве».
Закон гласит: «Любой человек, который посмеет посягнуть на султанский трон, должен быть немедленно казнён. Даже, если трон пожелает занять мой брат. Следовательно, тот наследник, кто станет султаном, должен немедленно казнить своих братьев для сохранения порядка.»

Свой закон Мехмед II ввёл уже в конце правления. Он должен был послужить наследникам Мехмеда II надёжной защитой от претендентов на трон, недовольных властью оппонентов, в первую очередь от родных и сводных братьев правящего султана, которые могли в открытую выступить против Падишаха и поднять бунт.
Для предотвращения подобных беспорядков братьев надлежало казнить сразу после восшествия нового султана на трон, в независимости от того, посягали они на трон, или нет. Это было очень просто сделать, поскольку невозможно было отрицать, что хотя бы раз в жизни законные шехзаде не помышляли о троне.

И напоследок, отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. Последний раз он использовался в 1808 году, когда султан Махмуд II, занявший трон, убьёт своего брата султана Мустафу IV.
Просуществовала османская империя до 1922 года и потерпела крах из-за поражения в первой мировой войне.

Закон Фатиха или чего больше всего на свете боялась великая Хюррем-султан.

Закон Фатиха. Жестокое и непреложное правило существования могущественной династии Османов, неизбежный рок, повергающий в ужас могущественных султанш, родивших своему повелителю шехзаде. Как же был установлен этот обычай, породивший множество интриг у подножия султанского престола?

Одна лишь мысль о том, что ее сыновья станут жертвами Закона Фатиха, заставляла сердце Хюррем Султан сжиматься в жгучей тревоге. Напротив, Махидевран не очень беспокоилась по поводу того, что эта норма принесет в будущем несчастье ее сыну Мустафе. Дело в том, что Мехмет Фатих узаконил настоящее братоубийство — тот наследник, которому посчастливилось стать избранником Аллаха и взойти на трон, был обязан убить своих братьев во избежание смуты и неповиновения.

Мустафе повезло: он был старшим мальчиком среди детей султана Сулеймана и под Закон Фатиха не подпадал. Конечно, если бы выжили сыновья от предыдущих фавориток — Гюльфем и Фюлане, то Махидевран пришлось бы отчаянно интриговать, чтобы сохранить жизнь своему единственному шехзаде. Однако судьба до поры до времени позволяла главной жене правителя хранить спокойствие и не думать о печальной участи матери, потерявшей сына.

Но над головой сыновей рыжеволосой Хюррем Султан Закон Фатиха раскачивался словно дамоклов меч. Мать пятерых мальчиков прекрасно понимала, что если сын ее соперницы станет султаном, то им не жить. Каким бы добрым и понимающим братом не был Мустафа, он не остановится ни перед чем, желая уберечь государство от развала и гражданской войны. Закон суров, но это закон. На его выполнении будет настаивать Совет, отрицающий родственные чувства во имя интересов страны.

Подробнее о законе Фатиха

Совершивший множество славных походов Мехмед Фатих прославился среди своих подданных не только как завоеватель, но и как законодатель. Изданный в 1478 году закон «О престолонаследии», который вошел в анналы истории как закон о братоубийстве, гласил, что любой человек, осмелившийся посягнуть на трон повелителя, должен быть предан казни. Даже если это будет ближайший родственник. Из этого следовало, что новый султан прежде всего будет обязан уничтожить все потенциальныхсоперников за верховную власть.

Эта норма появилась под конец царствования Мехмеда II и должна была способствовать закреплению прав на престол наследников самого Фатиха, а не его сводныхбратьев и дядей, имевших возможность выступить против царствующего падишаха и повести за собой недовольное правлением население. В целях внутренней безопасности империи надлежало сразу же тайно или явно устранить конкурентов мужского пола, тем паче, что основания всегда имелись: каждый законный шехзаде хоть раз в жизни мечтал о троне.

Последний раз закон о братоубийстве был реализован в 1808 году, когда Махмуд II расправился со своим братом Мустафой IV. Впоследствии эта норма прекратит свое существование вместе с распадом Османского государства после поражения в Первой мировой войне в 1922 году.

Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши

Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии. Империя не может долго существовать и эффективно развиваться без стабильной системы наследования верховной власти. К чему может привести анархия в империи, можно проследить на примере Римской империи эпохи её упадка, когда императором мог стать фактически любой, кто предложит больше денег преторианцам, столичной гвардии. В Османской империи вопрос о порядке прихода к власти регулировал в первую очередь закон Фатиха, приводимый многими в пример как образец жестокости и политического цинизма.

Закон Фатиха о престолонаследии появился благодаря одному из самых известных и успешных султанов Османской империи Султаны Османской империи: 600 лет завоеваний, роскоши и власти , Мехмеду II (годы правления 1444-1446, 1451-1481). Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе. Но главным его военным деянием является захват Константинополя в 1453 году. Византийская империя к тому моменту уже фактически перестала существовать, её территория контролировалась османами. Но падение великого города, столицы монументальной империи, было знаковым событием, ознаменовавшим конец одной эпохи и начало следующей. Эпохи, в которой у Османской империи появилась новая столица, переименованная в Стамбул, а сама она стала одной из ведущих сил на международной арене.

Однако завоевателей в истории человечества немало, гораздо меньше великих завоевателей. Величие завоевателя измеряется не только масштабом покорённых им земель или количеством убитых врагов. В первую очередь это забота о том, чтобы сохранить завоёванное и превратить его в могущественное и процветающее государство. Мехмед II Фатих был великим завоевателем – после множества побед он задумался о том, как обеспечить империи стабильность в будущем. В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти. К тому моменту уже был выработан один из механизмов. Заключался он в принципе, на котором строилась жизнь султанского гарема – «одна наложница – один сын». Султаны очень редко вступали в официальный брак, обычно детей им рожали наложницы. Чтобы одна наложница не получала слишком много влияния и не начинала интриг против сыновей от других наложниц, она могла иметь от султана лишь одного сына. После его рождения её больше не допускали к интимной близости с повелителем. Более того, когда сын достигал более или менее вменяемого возраста, его назначали наместником в одну из провинций – и мать должна была его сопровождать.

В политике братья опаснее всего

Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало. С учётом того, что каждый совершеннолетний сын мог рассматриваться полноправным наследником, борьба за будущую власть нередко начиналась ещё до смерти предыдущего султана. Кроме того, даже получив власть, новый султан не мог быть полностью спокоен, зная, что его братья способны в любой момент поднять мятеж. Сам Мехмед II, придя к власти окончательно, решил этот вопрос просто и радикально – он убил сводного брата, потенциального соперника в борьбе за власть. А затем издал закон, в соответствии с которым султан после восшествия на престол имеет право казнить своих братьев ради сохранения стабильности государства и во избежание будущих мятежей.

Закон Фатиха в Османской империи Османская империя: южный мост между Востоком и Западом формально действовал на протяжении более чем четырёх веков, до конца существования султаната, упразднённого в 1922 году. При этом не стоит делать из Мехмеда II изувера, который якобы в обязательном порядке завещал своим потомкам нещадно уничтожать всех братьев. Закон Фатиха не говорил о том, что каждый новый султан обязан умерщвлять своих ближайших родственников. И многие султаны не прибегали к подобным радикальным мерам. Однако этот закон давал главе империи право посредством такого внутрисемейного «кровопускания» обеспечить политическую устойчивость всего государства. Кстати, данный закон не являлся жестокой прихотью султана-маньяка: его одобрили юридические и религиозные авторитеты Османской империи, посчитавшие, что такая мера оправдана и целесообразна. Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи. Так, при своём восшествии на трон в 1595 году султан Мехмед III приказал умертвить 19 братьев. Впрочем, последний случай применения этой чрезвычайной юридической нормы был отмечен задолго до падения империи: в 1808 году пришедший к власти Мурад II приказал убить брата, предыдущего султана Мустафу IV.

Закон Фатиха: законы и сериалы

Вряд ли бы о законе Фатиха в наше время вспомнило бы столь большое количество нетурецкого, то есть не изучавшего деяния Мехмеда II в школьном курсе истории, населения, если бы не пресловутый сериал «Великолепный век». Дело в том, что сценаристы сделали закон Фатиха одной из главных сюжетных пружин всего повествования. Согласно сценарному замыслу, Хюррем, знаменитая наложница и любимая жена султана Сулеймана Великолепного, начала плести свои интриги против других наложниц и старшего сына султана Сулеймана. При этом главная её деятельность была направлена как раз против закона Фатиха о престолонаследии. Логика была такова: у султана Сулеймана был старший сын, рождённый другой наложницей. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.

Поэтому Хюррем-султан якобы стремилась добиться от Сулеймана отмены данного закона. Когда же султан не захотел отменять закон даже ради любимой жены, она перенаправила свою деятельность. Не будучи в состоянии упразднить закон как угрозу своим сыновьям, она решила упразднить первопричину – и начала интриговать против старшего сына Сулеймана, чтобы дискредитировать его в глазах отца, а по возможности и уничтожить. Эта деятельность привела к усилению влияния Хюррем, ставшей, таким образом, родоначальницей той традиции, которая в истории Османской империи известна как «Женский султанат».

Версия в целом интересная и не лишённая логики, однако, всего лишь художественная версия. Хюррем-султан не является деятельницей «Женского султаната», это явление, характеризуемое большим влиянием женщин гарема на политическую ситуацию в стране и даже на верховную власть, возникло спустя полвека после её смерти.

К тому же опять стоит вспомнить, что закон Фатиха не предусматривал неизбежной расправы султана над братьями. Характерно, что в некоторых случаях закон обходили: например, в 1640 году, перед своей смертью, Султан Мурад IV приказал убить своего брата. Однако приказ не был выполнен, так как в случае его выполнения не оставалось прямых наследников по мужской линии. Правда, следующий султан вошёл в историю как Ибрагим I Сумасшедший, так что большой вопрос, правильно ли не выполнили приказ – но это уже другая история…

www.chuchotezvous.ru

Закон Фатиха

Закон Фатиха

Название закона

Основатель закона

Закон Фатиха - одна из священных традиций Османской Империи, используемая султанами при восшествии на престол. Закон Фатиха призывал султанов, получивших трон, умертвить всех своих братьев и их потомков мужского пола ради предотвращения междоусобных войн в дальнейшем.

Случаи убийства близких родственников во время борьбы за власть в династии османов происходили с первых же дней. Казня соперника в борьбе за престол, зачастую казнили и всех его сыновей, независимо от возраста. До Мурада II во всех случаях казнили только провинившихся принцев: бунтовщиков и заговорщиков, противников в вооружённой борьбе. Мурад II первым наложил наказание на несовершеннолетних невиновных братьев, велев их ослепить абсолютно без их вины. Его сын, Мехмед II, сразу после восшествия на престол казнил только что родившегося брата. Позднее султан издал сборник законов, одно из положений которого признавало убийство невинных шехзаде ради сохранения порядка законным.

Османы унаследовали представление о том, что пролитие крови членов династии недопустимо, поэтому родственников султанов казнили, удавливая их с помощью тетивы лука. Хоронили убитых таким образом сыновей султана с почётом, обычно рядом с умершим отцом. Баязид II и Селим I не применяли при воцарении закон Фатиха, поскольку отношения с братьями выясняли с оружием в руках, Сулеймана I пережил только один сын, поэтому в чистом виде закон Фатиха применялся начиная с воцарения Мурада III в 1574 году и до смерти Мурада IV в 1640 году:

Мурад III, старший сын Селима II, при воцарении в 1574 году воспользовался своим правом казнить ни в чём не виновных малолетних братьев по закону Фатиха. Количество казнённых оценивается как пять или девять. Мехмед III, старший сын Мурада III, при вступлении на престол также отдал приказ о казни своих малолетних братьев. У него их было 19. Опасаясь заговора со стороны собственных сыновей, Мехмед ввёл пагубный обычай не отправлять шехзаде в санджаки, а держать их при себе на территории султанского дворца. Ахмед I, старший из сыновей Мехмеда III, переживших его, дважды отдал приказ о казни Мустафы, однако оба раза случались неприятности, заставлявшие суеверного султана отменять приказ. Сын Ахмеда, Осман, приказал казнить своего брата, Мехмеда. Сам Осман был вскоре свергнут и убит. Мурад IV приказал казнить как минимум двух своих несовершеннолетних братьев. Несмотря на то, что у него так и не было сыновей, переживших младенчество, Мурад приказал казнить своего последнего брата и единственного наследника, Ибрагима, однако его спасла мать, и Ибрагим сменил Мурада на троне. Убит Ибрагим был позже, после мятежа янычар и свержения.

В дальнейшем закон Фатиха более не применялся. Посчитано, что на протяжении всей истории Османской империи было казнено 60 шехзаде. Из них 16 были казнены за мятежи и 7 за попытки мятежа. Все прочие - 37 - из соображений общей пользы.

Великолепный век

Мустафа клянется, что никогда не казнит Мехмеда

Впервые о законе, приказывающем убить своих братьев при восшествии на престол, упоминается в третьем сезоне. На охоте Сулейман рассказывает об этом сыну Мехмеду, и тот, встретившись с Мустафой, спрашивает его, сможет ли брат казнить брата. Шехзаде клянутся друг другу, что кто бы из них не взошел на престол, он никогда не казнит другого.

Казнь Баязида и его сыновей

В четвертом сезоне о законе Фатиха упоминается едва ли не в каждой серии. Претендентов на престол три - шехзаде Мустафа, Селим и Баязид. Мать Селима и Баязида Хюррем готова на всё, чтобы трон достался одному из её детей, и с этой целью она начинает плести интриги вокруг Мустафы. Баязид и Мустафа клянутся друг другу, что, взойди один из них на престол, он не убьёт другого, однако против этого активно выступают матери шехзаде. После казни Мустафы соперников остается только двое - Селим и Баязид, и каждый из них знает, что его ждет либо престол, либо смерть. За спиной Селима стоит отец, за спиной Баязида - мать. Между шехзаде происходит не одна битва, и в результате их младший шехзаде оказывается в персидском плену, откуда его выкупает Селим и казнит вместе со всеми сыновьями, дабы обеспечить себе спокойное правление.

Империя Кёсем

Маленький Мустафа I перед казнью в темнице

О Законе Фатиха упоминается в первой же серии. Ахмед рассказывает о своем детстве, омраченном смертью братьев и жестокостью отца, умершего из-за болезни и тем самым позволившего Ахмеду взойти на престол. На глазах шехзаде был убит его старший брат, Махмуд, а Дервиш Паша позже вспоминает, что, не отрави он Мехмеда III, и сам Ахмед был бы казнен. Следуя закону, новый султан должен лишить жизни своего младшего брата Мустафу, однако не может совершить этого не смотря на давление и со стороны матери, и со стороны Сафие Султан. Он делает несколько попыток к убийству мальчика, однако каждый раз что-то останавливает его. В итоге Ахмед так и не совершает злодеяния, чем заслуживает всеобщее признание. Однако из-за его милосердия Мустафе приходится всю жизнь просидеть в кафесе, из-за чего последний сходит с ума.

Казнь шехзаде по приказу Халиме Султан

После смерти Ахмеда закон Фатиха становится едва ли не главным героем сериала: чтобы защитить и своих детей, и всех шехзаде, которые ещё родятся в Империи, Кёсем Султан отменяет братоубийство. Она от имени мужа принимает новый закон о «самом старшем и мудром», по которому султаном становится старший из рода Османов. Но это не помогает остановить кровопролития: по приказу не считающейся с новыми порядками Валиде Халиме Султан всех племянников нового падишаха едва не казнят, причем дважды. Осман II, взойдя, наконец, на престол, отменяет принятый мачехой закон и возвращает братоубийство. Тем самым становится возможной казнь его брата, шехзаде Мехмеда. Также, еще во время жизни Ахмеда, казнят Искендера, «потерянного шехзаде», но позже он оказывается жив, и Кёсем, чтобы обеспечить в дальнейшем спокойное правление своему сыну и лишить наследника Сафие Султан, делает всё, чтобы расправиться с ним. Во время второго правления безумного Мустафы ради сохранения порядка детей Кёсем снова едва не казнят, а Османа убивают янычары. Его сына, Мустафу, также казнят.

Казнь шехзаде Баязида

Во втором сезоне Закон Фатиха царствует от первой серии до последней: стоит султану Мураду взять власть в свои руки, как его братья начинают опасаться за свою свободу, а потом и за жизнь. Гюльбахар Султан, едва приехав во дворец, сразу же начинает говорить сыну, что однажды султан по-любому его казнит, и потому необходимо свергнуть действующего падишаха прежде, чем это случится. Стоит шехзаде Касыму совершить проступок, как его сажают в кафес, а спустя несколько лет, вследствие интриг его матери, и вовсе казнят. Несмотря на все попытки Валиде Кёсем Султан сохранить жизнь всем шехзаде, Баязид первым погибает от рук палачей, ввязавшись в игру своей матери, Касыма убивают вторым, а Ибрагима, также несколько лет проведшего в кафесе, Кёсем в прямом смысле защищает своим телом. Позднее падишах казнит пожилого Мустафу I, всё ещё сидящего в кафесе.

ru.muhtesemyuzyil.wikia.com

На главную страницу

Süleyman ve Roksolana / Сулейман и Роксолана

Закон Фатиха
Зачем он нужен?! И кто его придумал?!

Ну для начало напоминаю, для тех кто забыл или попросту не знал, как этот закон называется. Закон Фатиха — это тот самый закон, который дозволяет умертвить всех своих братьев и полностью прервать их род (то есть убить всех их потомков, по мужской линии), если (тебе всё таки повезло) и ты занял престол, то есть стал Султаном.

Для начало, не много о создателе этого самого закона. Султан Мехмед II, прозванный в народе Фатих, что означает Завоеватель - был османским султаном с 1444 по 1446 и с 1451 по 1481. (Прадедушка султана Сулеймана Кануни).

Мехмед II родился 29 марта 1432 года в Эдирне. Он был четвёртым сыном Мурада II от его наложницы Хюмы Хатун (предполагается, что она была греческого происхождения).

Когда Мехмету исполнилось шесть лет, его отправили в санджак-сарухан Манису, где он находился до августа 1444 года (до 12 лет), то бишь до занятия им престола.

В момент вступления на трон Мехмед II приказал утопить сводного брата Ахмеда-Кучука. После этого собственно, Мехмед II и узаконил этот обычай своим указом, который гласил «Тот из моих сыновей, который вступит на трон, ВПРАВЕ убивать своих братьев, чтобы был порядок на земле.» Большинство знатоков судейского дела одобрили этот закон. ТАК ПОЯВИЛСЯ ЗАКОН ФАТИХА.

На самом деле этот султан, прославился не только своим знаменитым законам, он вёл многочисленные завоевания в ходе Балканских войн завоевал Сербию, Герцеговину, Албанию. В 1467 году Мехмед II подошёл к владениям мамлюкских правителей Караманидов - Ак-Коюнлу - Мемлюк. В 1479 году султан предпринял поход против венецианцев, держащих обширную территорию Албании под контролем. Мехмед II осадил крепости Шкодер (Ишкодра) и Круя (Акчахисар). Самым главным его завоеваниям, за, которая он собственно и получил прозвище «Фатих» было завоевания Константинополя в мае 1453 года (на тот момент ему шёл 21 год).

Жёны и наложницы:

С начала правления султана Мехмета II (с 1444 года), основным элементом османской семейной политики было проживание с наложницами, официально не заключая с ними брака, а так же главного принципа (о котором, я думаю очень многие слышали) «одна наложница один сын (шехзаде)», так же как и политика ограничения деторождения жен из благородных семей, осуществлялось путем полового воздержания. Внутри султанского гарема, вероятно, применялась своеобразная политика недопущения в постель султана тех наложниц, которые уже родили сыновей. Одной из причин применения политики «одной наложнице одного сына» являлось то, что матери султанских детей при отправке своих сыновей на управления санджаками сопровождали их и возглавляли их дом в провинциях.

1.Эмине Гюльбахар Хатун: мать Джевхер хатун и приёмная мать Баязида II (Как приёмная мать Баязида и вдова Мехмеда получила титул, равный появившемуся позже титулу валиде-султан. Умерла в 1492 году в Стамбуле. Похоронена в мечети Фатих. В память о приёмной матери Баязид II после её смерти построил в Токате мечеть Хатунийе).

2. Ситти Мюкриме Хатун: была ЗАКОННОЙ женой Мехмета, дочерью шестого правителя Дулкадириды Сулеймана Бея и биологической матерью Баязида II. (Её сын взошёл на престол спустя 14 лет, после смерти Мюкриме. Другая жена Мехмеда Эмине Гюльбахар Хатун получила тогдашний эквивалент титула валиде-султан, как его приёмная мать).

3. Гульшах хатун: мать любимого сына султана Мехмеда II – шехзаде Мустафы (1450-1474 года). (Шехзаде умер от болезни в июне 1474 года, в возрасте 24 лет. В его смерти обвинили великого визиря Махмуда-пашу, у которого были плохие отношения с Мустафой. Его задушили, но похоронили в его мавзолее, который он построил и носит его имя. А самое главное в день его похорон султан объявил траур, что являлось признаком его переменчивого характера).

4.Чичек хатун: мать шехзаде Джема
5.Хелена хатун
6.Анна хатун
7.Алексис хатун

Сыновья: султан Баязид II, шехзаде Мустафа, шехзаде Джем и шехзаде Коркут.

Дочери: Джевгер хатун, Сельджук хатун, Хатидже хатун, Илади хатун, Айше хатун, Хинди хатун, Айнишах хатун, Фатьма хатун, Шах хатун, Хума султан и Икмар султан. (Я думаю, многим интересно почему первых дочерей называли хатун, а 2-х последних султан, объясняю, до времени правления Базида II дочерей султана называли Хатун, а после его восхождения на престол, дочерей султанов стали называть Султаншами).

Умер Мехмед II, когда перебазировался из Стамбула в Гебзе для окончательного формирования армии (для очередного похода). Во время нахождения в воинском стане Мехмед II заболел и скоропостижно скончался, как предполагалось от пищевого отравления или же по причине своей хронической болезни. Существовала также версия об отравлении. Тело владыки было привезено Карамани Ахмет-пашой в Стамбул и было выставлено для прощания в течение двадцати дней. На второй день после восхождения Баязида II на престол тело было предано земле в мавзолее Мечети Фатих. Похороны состоялись 21 мая 1481 года.

Требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов Складские строения, предназначенные для хранения нефти, нефтепродуктов, в связи с их взрыво- и пожароопасностью должны быть оборудованы соответствующим образом для […]

  • Криминалистическое исследование следов биологического происхождения К следам биологического происхождения относятся: кровь и ее следы; следы спермы; волосы и другие выделения человеческого организма. Указанные следы несут разыскную […]
  • Османская империя, официально именуемая Великим Османским государством, просуществовала 623 года.

    Она являлась многонациональным государством, правители которого соблюдали свои традиции, но не отрицали и других. Именно по этой выгодной причине многие соседствующие страны союзничали с ними.

    В русскоязычных источниках государство именовали Турецким или Турским, а в Европе его называли Портой.

    История возникновения Османской империи

    Великое Османское государство возникло в 1299 году и просуществовало до 1922 года. Первым султаном государства был Осман, в честь которого и была названа империя.

    Войско османов регулярно пополнялось курдами, арабами, туркменами и иными нациями. Каждый мог прийти и стать участником османского войска, лишь произнеся исламскую формулу.

    Земли, полученные в результате захвата, выделялись для сельского хозяйства. На таких участках располагался небольшой дом и сад. Хозяин этого участка, который носил название «тимар», обязан был являться к султану по первому же зову и выполнять его требования. Он должен был являться к нему на собственном коне и полностью вооруженным.

    Всадники не платили никаких налогов, поскольку они расплачивались «своей кровью».

    В связи с активным расширением границ, им необходимо было не только конное войско, но и пехота, потому они и создали таковую. Сын Османа Орхан также продолжил расширение территории. Благодаря ему османы оказались в Европе.

    Там они брали на обучение у христианских народов маленьких мальчиков в возрасте около 7 лет, которых обучали, и те принимали ислам. Такие граждане, выросшие с детских лет в подобных условиях, были отличными воинами и их дух был непобедим.

    Постепенно они сформировали собственный флот, куда входили воины разных национальностей, брали туда даже пиратов, которые охотно принимали ислам и вели активные сражения.

    Как называлась столица Османской империи?

    Император Мехмед II, захватив Константинополь, сделал его своей столицей и назвал Стамбулом.

    Однако, не все сражения проходили гладко. В конце XVII века была череда неудач. Так, например, Российская Империя отобрала у османов Крым, а также побережье Черного моря, после чего государство стало терпеть все больше поражений.

    В XIX веке страна начала быстро слабнуть, казна стала опустошаться, сельское хозяйство велось плохо и неактивно. При поражении во время Первой Мировой Войны было подписано перемирие, султан Мехмед V был упразднен и уехал на Мальту, а в последующем в Италию, где прожил до 1926 года. Империя распалась.

    Территория империи и её столица

    Территория очень активно расширялась, особенно в годы правления Османа и Орхана, его сына. Осман стал расширять границы после того, как пришел в Византию.

    Территория Османской империи (для увеличения нажмите)

    Изначально она располагалась на территории современной Турции. Далее османы добрались и до Европы, где расширили свои границы и захватили Константинополь, названный в последующем Стамбулом и ставший столицей их государства.

    К территориям также присоединена была Сербия, а также многие другие страны. Присоединили османы и Грецию, некоторые острова, а также Албанию и Герцеговину. Данное государство было одним из могущественных долгие годы.

    Расцвет Османской империи

    Расцветом считается эпоха правления султана Сулеймана I. В этот период было совершено множество походов на Западные страны, благодаря которым границы Империи были существенно расширены.

    В связи с активным положительным периодом правления, султан был прозван Сулейманом Великолепным. Он активно расширял границы не только в мусульманских странах, но и присоединяя страны Европы. У него были свои визири, которые обязаны были информировать султана о происходящем.

    Сулейман I правил длительное время. Его идеей все годы правления была идея объединения земель, так же как и у его отца Селима. Также он планировал объединить народы Востока и Запада. Именно поэтому свою позицию он вел достаточно прямо и не сворачивал с поставленной цели.

    Хотя активное расширение границ происходило и в 18 веке, когда были выиграны большинство сражений, однако, самым положительным периодом все таки считается эра правления Сулеймана I - 1520-1566 гг.

    Правители Османской империи в хронологическом порядке

    Правители Османской империи (для увеличения нажмите)

    Династия османов правила длительное время. Среди списка правителей самыми выдающимися были Осман, который образовал Империю, его сын Орхан, а также Сулейман Великолепный, хотя каждый султан оставил свой след в истории Османского Государства.

    Изначально турки-османы, спасаясь от монголов, частично перекочевали в сторону Запада, где были на службе у Джалал уд-Дина.

    Далее часть оставшихся турков была направлена во владение падишаха султана Кей-Кубада I. Султан Баязид I, во время сражения под Анкарой, попал в плен, после чего умер. Тимур разделил Империю на части. После этого восстановлением ее занялся Мурад II.

    В период правления Мехмеда Фатиха был принят закон Фатиха, который подразумевал убийство всех тех, кто мешает правлению, даже родных братьев. Закон просуществовал не слишком длительное время и поддерживался не всеми.

    Султан Абдух Хабиб II был свергнут в 1909 году, после чего Османская Империя перестала быть монархическим государством. Когда Абдулла Хабиб II Мехмед V стал править, при его правлении Империя стала активно разваливаться.

    Мехмед VI, правивший кратко до 1922 года, до момента конца Империи, покинул государство, которое окончательно распалось в XX веке, но предпосылки к этому были еще в 19 веке.

    Последний султан Османской империи

    Последним султаном был Мехмед VI, который был на престоле 36-м по счету . До его правления государство переживало существенный кризис, поэтому восстановить Империю было крайне трудно.

    Османский султан Мехмед VI Вахидеддин (1861-1926)

    Он стал правителем уже в возрасте 57 лет. После начала своего правления Мехмед VI распустил парламент, однако Первая Мировая Война сильно подорвала деятельность Империи и султану пришлось покинуть страну.

    Султанши Османской империи — их роль в управлении государством

    Женщины в Османской Империи не имели права править государством. Такое правило существовало во всех исламских государствах. Однако, существует период в истории государства, когда женщины активно участвовали в правлении.

    Считается, что женский султанат появился в результате окончания периода походов. Также во многом образование женского султаната связано и с отменой закона «О престолонаследении».

    Первой представительницей была Хюррем Султан. Она была женой Сулеймана I. Ее титулом был Хасеки Султан, что означает «Самая любимая жена». Она была очень образована, умела вести деловые переговоры и отвечать на различные послания.

    Она была советником своего супруга. А поскольку он большую часть времени проводил в сражениях, то она брала на себя основные обязанности правления.

    Падение Османской империи

    В результате многочисленных провальных сражений в период правления Абдулла хабиб II Мехмед V, Османское государство стало активно разрушаться. Почему распалось государство — сложный вопрос.

    Однако, можно сказать, что основным моментом в ее развале была именно Первая Мировая Война , которая и положила конец Великому Османскому государству.

    Потомки османской империи в наше время

    В новое время государство представлено лишь ее потомками, определенными на генеалогическом древе. Одним из них является Эртогрул Осман, который родился в 1912 году. Он мог бы стать следующим султаном своей империи, если бы она не распалась.

    Эртогрул Осман стал последним внуком Абдул Хамида II. Он свободно говорит на нескольких языках, имеет хорошее образование.

    Его семья переехала жить в Вену, когда ему было около 12 лет. Там он и получил образование. Эртогул женат второй раз. Первая жена скончалась, так и не подарив ему детей. Второй женой его стала Зайнеп Тарзи, которая является племянницей Амманулла, бывшего короля Афганистана.

    Османское государство было одним из великих. Среди его правителей можно выделить несколько самых выдающихся, благодаря которым его границы существенно расширялись за достаточно короткий промежуток времени.

    Однако, Первая Мировая Война, а также многие проигранные поражения нанесли серьезный урон данному империи, в результате чего она распалась.

    В настоящее время историю государства можно посмотреть в фильме «Тайная организация Османской Империи», где в кратком содержании, но достаточно подробно описаны многие моменты из истории.

    Османская или как ее чаще называли в Европе Оттоманская империя, на протяжении многих веков оставалась страной – загадкой, полной самых необычных и, порой, страшных тайн.

    При этом средоточием самых «темных» секретов, которые ни в коем случае не раскрывали перед гостями и «деловыми» партнерами, был дворец султана. Именно здесь за внешней роскошью и великолепием прятались самые кровавые драмы и события.

    Закон, легализующий братоубийство, содержание наследников престола в жестких условиях, массовые убийства и бег наперегонки с палачом, как способ избежать казни — все это в свое время практиковалось на территории империи. И обо всем этом впоследствии попытались забыть, но…


    Братоубийство как закон (Закон Фатиха)

    Междоусобная борьба наследников престола характерна была для многих стран. Но в Порте ситуация усложнялась тем, что здесь не существовало узаконенных правил престолонаследия – стать новым султаном мог каждый из сыновей умершего правителя.

    Впервые, ради укрепления своей власти, кровь братьев решился пролить внук основателя Османской империи Мурад I. Позднее его опыт избавления от соперников использовал и Баязид I по прозвищу Молниеносный.

    Намного дальше своих предшественников пошел султан Мехмед II, вошедший в историю как Завоеватель. Он возвел братоубийство на уровень закона. Данный закон предписывал правителю, вступившему на престол, в обязательном порядке лишать жизни своих братьев.

    Закон был принят с молчаливого согласия духовенства и просуществовал около 2 столетий (до середины XVII в).

    Шимширлик или клетка для шехзаде

    После принятия решения об отказе от Закона о братоубийстве, османские султаны изобрели другой способ борьбы с потенциальными претендентами на престол – всех шехзаде стали заключать в Kafes («клетки») – специальные помещения, расположенные в главном дворце империи — Топкапы.

    Другое название «клетки» — шимширлик. Здесь принцы постоянно находились под надежной охраной. Как и положено наследнику престола, они были окружены роскошью и всевозможными удобствами. Но все это великолепие было со всех сторон окружено высокими стенами. А ворота в шимширлик закрывались на тяжелые цепи.

    Шехзаде были лишены возможности выходить за двери своей «золотой клетки» и общаться с кем бы то ни было, что негативно сказывалось на психике юных принцев.

    Лишь во второй половине XVIII в. наследники престола получили некоторые послабления – стены клетки стали немного ниже, в самом помещении появилось больше окон, а самим шехзаде было разрешено иногда выходить для того, чтобы сопроводить султана в другой дворец.

    Сводящая с ума тишина и бесконечные интриги

    Несмотря на безграничную власть, султану во дворце жилось ненамного лучше, чем шехзаде в шимширлике.

    Согласно существовавшим на тот момент правилам, султану не полагалось много разговаривать – свое время он должен был проводить в раздумьях и размышлениях о благе страны.

    Для того, чтобы султаны разговаривали как можно меньше была даже разработана специальная система жестов.

    Султан Мустафа I, взойдя на престол, попытался было воспротивиться системе и установить запрет на данное правило. Однако визири не поддержали своего правителя и тому пришлось смириться. В итоге султан вскоре сошел с ума.

    Одним из любимых занятий Мустафы были прогулки по берегу моря. Во время променада он бросал в воду монеты, чтобы «хоть рыбы могли потратить их куда-нибудь».

    Наряду с данным порядком поведения, напряженности дворцовой атмосфере добавляли многочисленные интриги. Они не прекращались никогда – борьба за власть и влияние шла круглосуточно, 365 дней в году. В ней принимали участие все – от визирей до евнухов.


    Послы во дворце Топкапы.

    Художник Jean Baptiste Vanmour

    Совмещение должностей

    Примерно до XV века при дворах османских султанов не было палачей. Однако это вовсе не значит, что отсутствовали и казни. Обязанности палачей исполняли обычные садовники.

    Самым распространенным видом казни было обезглавливание. Однако визирей и родственников султана казнили путем удушения. Неудивительно, что в садовники в те времена отбирали тех, кто не только владел искусством ухода за цветами и растениями, но и обладал значительной физической силой.

    Примечательно, что казни провинившихся и тех, кого посчитали таковыми, совершались прямо во дворце. В главном дворцовом комплексе империи были специально установлены две колонны, на которых размещались отрубленные головы. Рядом был предусмотрен фонтан, предназначенный исключительно для садовников-палачей, которые мыли в нем руки.

    Впоследствии должности дворцового садовника и палача разделили. Причем на должность последнего стали отбирать людей, лишенных слуха – чтобы не могли слышать стенания своих жертв.

    Убежать от казни

    Единственным способом избежать смерти для высокопоставленных чиновников Порты, начиная с конца XVIII века, было научиться быстро бегать. Спасти свою жизнь они могли лишь убежав от главного садовника султана по дворцовым садам.

    Все начиналось с приглашения визиря во дворец, где его уже ждали с кубком замороженного щербета. Если цвет предлагаемого напитка был белым, то чиновник получал временную отсрочку и мог попытаться исправить ситуацию.

    Если же в кубке была красная жидкость, означавшая смертный приговор, то визирю не оставалось ничего, как только бежать без оглядки до ворот на противоположной стороны сада. Успевший добежать до них раньше садовника, мог считать себя спасенным.

    Трудность заключалась в том, что садовник обычно был намного моложе своего соперника, и более подготовленным для такого рода физических упражнений.

    Однако нескольким визирям все же удалось выйти победителями из смертельной гонки. Одним из счастливчиков оказался Гаджи Салих-паша – последний, кому выпало подобное испытание.

    Впоследствии удачливый и быстробегающий визирь стал губернатором Дамаска.

    Визирь – причина всех бед

    Визири в Османской империи занимали особое положение. Их власть была практически безграничной и уступала разве что султанской власти.

    Однако иногда приближение к правителю и обладание властью играли с визирями злую шутку – нередко высокопоставленных чиновников делали «козлами отпущения». На них «вешали» ответственность буквально за все – за неудачную военную кампанию, голод, обнищание народа и т.д.

    Никто не был застрахован от этого, и никто заранее не мог знать в чем и когда его обвинял. Дошло до того, что многие визири стали постоянно носить с собой собственные завещания.

    Немалую опасность для чиновников представляла и обязанность усмирять толпу – именно визири вели переговоры с недовольным народом, который нередко приходил к султанскому дворцу с требованиями или недовольством.

    Дела любовные или султанский гарем

    Одним из самых экзотических и в то же время «секретных» мест дворца Топкапы был султанский гарем. В годы расцвета империи он представлял собой целое государство в государстве – здесь жили одновременно до 2 тыс. женщин, большая часть из которых были рабынями, купленными на невольничьих рынках или похищенных с подконтрольных султану территорий.

    Доступ в гарем имели лишь немногие – те, кто охранял женщин. Посторонних людей, посмевших взглянуть на наложниц и жен султана, казнили без суда и следствия.

    Большинство обитательниц гарема могли даже никогда не увидеться со своим повелителем, но были и такие, что не просто часто посещали покои султана, но и имели на него довольно сильное влияние.

    Первой женщиной, сумевшей заставить правителя империи прислушиваться к своему мнению, была простая девушка из Украины Александра Лисовская, более известная как Роксолана или Хюррем султан. Попав в гарем Сулеймана I, она пленила его настолько, что он сделал ее законной женой и своей советницей.

    По стопам Хюррем пошла и венецианская красавица Сесилия Веньер-Баффо — наложница султана Селима II. В империи она носила имя Нурбану султан и была любимой женой правителя.

    Именно с Нурбану султан, по мнению историков – экспертов в Османской империи, начался период, вошедший в историю, как «женский султанат». В этот период практически все дела государства находились в женских руках.

    На смену Нурбану пришла ее землячка София Баффо или Сафие султан.

    Дальше всех пошла наложница, а затем и жена Ахмеда I Махпейкер или Кесем султан. После смерти правителя, сделавшего Кесем своей законной супругой, она почти 30 лет правила империей в роли регента сначала сыновей, а затем и внука.

    Последняя представительница «женского султаната» Турхан султан, устранившая свою предшественницу и свекровь Кесем. Она, как и Роксолана, была с Украины, и до того, как попала в султанский гарем звалась Надеждой.


    Кровный налог

    Третий правитель Османской империи Мурад I вошел в историю не только как султан, узаконивший братоубийство, но и как «изобретатель» девширме или кровной дани.

    Девширме облагались жители империи, не исповедующие ислам. Суть налога заключалась в том, что из христианских семей периодически отбирали мальчиков возрасте 12-14 лет для службы султану. Большинство отобранных становились янычарами или отправлялись работать на фермы, другие попадали во дворец и могли «дослужиться» до весьма высоких государственных должностей.

    Однако прежде чем отправить юношей на работу или службу, их насильно обращали в исламскую веру.

    

    Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.