Пространственное мышление наиболее необходимо в профессии. Чем отличается математическое мышление. Как развить математические способности. Поэтапное формирование пространственных представлений

Повседневная жизнь наполнена пространственными обозначениями и направлениями, символами и знаками, в которых ребенок обязан ориентироваться почти наравне с взрослыми. Своевременное развитие пространственного мышления дошкольников поможет осознанию себя в окружении предметов и формированию умений правильно оценивать расстояния, соотносить размеры, находить ориентиры.

Что подразумевают под пространственным мышлением детей дошкольного возраста

Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве.

Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, как составляющая .

Ребенок осваивает не только мыслительные процессы, но и научается осознавать себя и место предметов в пространстве.

Основные у детей дошкольного возраста заключаются в способности:

  • Использовать навыки координации в пространстве: определить свое местоположение относительно людей или предметов;
  • Оценивать размер и форму предмета;
  • Зрительно разбить объект на геометрические фигуры (например, мишка состоит из шариков и вытянутых колбасок);
  • Нарисовать картинку, учитывая расположение предметов относительного друг друга;
  • Слепить или сконструировать трехмерную модель домика или животного.

Оперируя наглядными моделями, дошкольник осваивает знаковую и схематическую системы, что значительно ускоряют последующее обучение математике.

Стадии формирования пространственного мышления

Как и любая функция, пространственное мышление формируется поэтапно. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков.

В 3 года пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку.

В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.

Освоение пространства в младшем дошкольном возрасте

В 2-3 года превалирует стремление «сам». Иногда родителям кажется, что их сын или дочь шалят, хотя на самом деле, они обучаются чувствовать пространство доступными им способами:

  • Залезть в шкаф, чтобы понять, как мало места может быть вокруг.
  • Соорудить пирамиду, наблюдая за изменениями формы и размера.
  • Ходить по комнате в различных направлениях, чтобы найти самый короткий путь.

Многие самостоятельные игры направлены на неосознанное моделирование пространственных ситуаций. Спрятанная «ЗА» спину конфетка, строительство баррикад «МЕЖДУ» собой и возможными врагами, расставление игрушек «ПЕРЕД» собой, потому что так удобнее играть.

Малыш моделирует ситуации движения, представляя себя, то пилотом, то водителем, с интересом направляет игрушечный локомотив по детской железной дороге, и все это помогает ему развивать зрительно-пространственную координацию.

По мнению специалистов, в 3-5 лет ребенок уже без проблем ориентируется в формах геометрических фигур и знает, что об угол можно удариться. А стремительный рывок от двери подъезда к горке на детской площадке говорит о том, что кратчайший маршрут уже точно известен.

При наличии кубиков или конструкторов LEGO можно наблюдать удивительные строения, подсказанные ребенку воображением.

Осмысление пространства старшим дошкольником

В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит освоение пространства в более сложной деятельности. Прежде всего, это рисование. Если малыш может нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине.

В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки, скорее всего, будут неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.

Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.

Сюжетные игры – второй способ развития ориентации в пространстве. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс.

Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Куклы могут сидеть слева, а мягкие игрушки справа.

Игры в доктора – одни из любимейших, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить именно под левую руку или лапку.

В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Конструирование как средство развития пространственного мышления

Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Если в 2 года малыш складывает детали наобум, то к 5 годам дошкольник отчетливо представляет, что должно получиться в результате.

Лепка из пластилина дает большее пространство для творчества, потому что можно представить любой домик или поезд, после чего начинать создавать объемные фигуры, скреплять их, использовать другие материалы для придания завершенности.

Конструкторы с готовыми схемами – тоже отличный способ для развития. Обучение чтению схематического изображения помогает представить конечную поделку, описание действий учит соблюдать последовательность необходимых операций.

Отдельным пунктом стоит необходимость выбрать, найти и прикрепить деталь нужного размера нужным способом. Уже одна ошибка может свести на «нет» все труды.

В процессе дошкольник применяет принцип обследования предметов. Он воспринимает объект в целом, определяет его объемную форму и составляющие детали. При этом используются следующие мыслительные операции:

  • Сравнение – необходимо при выборе необходимой детали или фигуры;
  • Классификация – используемые части разделяются по выбранному критерию;
  • Синтез – из представленных деталей ребенок формирует образ готового результата;
  • Анализ – наглядная модель раскладывается на детали, что позволяет составить последовательность действия для конструирования.

Задания на развитие пространственного мышления

Стремление ребенка освоиться в пространстве обязательно должно поддерживаться взрослыми. Существует мнение, что 5-15 минут занятий в день достаточно, чтобы активизировать процесс и ускорить формирование пространственной ориентации.

Стимулирующие игры для младших дошкольников

Занятия с малышами включают подвижные игры и другую в виде упражнений с предметами:

Такой указатель поймет любой ребенок

  • Выполнение простейших гимнастических упражнений под детские песенки. Команды должны содержать понятия «право», «лево», «вверх», «вниз». Используются движения рук, ног и комбинации с прыжками;
  • Игра с мячом, который необходимо толкать или бросать определенной рукой или ногой;
  • Помощь игрушек и объектов на прогулке. Перемещение предметов или взятие в определенную руку мяча или совочка закрепляет понятия «право-лево».

Упражнения на развитие мышления старших детей

В старшем дошкольном возрасте задания становится значительно разнообразнее. Для повышения уровня ориентировки в пространстве рекомендуется:

  • Соединение точек по цифрам или для изображения фигуры;
  • Дорисовывание половинки картинки;
  • Копирование узоров и орнаментов;
  • Воспроизведение фигуры с изменением размеров или добавлением деталей;
  • Прохождение нарисованных на бумаге лабиринтов;
  • Создание аппликации знакомых предметов, используя только геометрические фигуры;
  • Описание местоположения персонажей на картинках с использованием соответствующих предлогов;
  • Создание объемных поделок из различных материалов;
  • Помещение воображаемого животного в подходящую по размерам емкость;
  • Запоминание положения предметов и последующее описание их расстановки;
  • Сокрытие «кладов» для поиска по схемам и подсказкам.

В большинство игр родители могут играть вместе с детьми, стимулируя пространственное мышление дошкольников и готовя их к успешному обучению математике и геометрии.

Пространственное мышление – одна из важных составляющих интеллекта. С его помощью мы можем ориентироваться в пространстве, решать геометрические задачи, представлять предметы в трехмерном измерении. Да и не у всех оно развито в одинаковой степени. Сегодня подробно поговорить про пространственное мышление и разберемся, как можно его натренировать.

Пространственное мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов и действия с ними в процессе решения всевозможных задач. Другими словами, это способность человека представить объект во всех его деталях и проявлениях и каким-либо образом трансформировать этот объект.

Дети с развитым пространственным мышлением часто преуспевают не только в геометрии, черчении, химии и физике, но и в литературе! Пространственное мышление позволяет создавать в голове целые динамические картины, своего рода кинофильм, основанные на прочитанном отрывке текста. Такая способность существенно облегчает анализирование художественной литературы и позволяет сделать процесс чтения намного более интересным. И, конечно же, пространственное мышление незаменимо на уроках рисования и труда.

С развитым пространственным мышлением становится гораздо легче читать чертежи и карты, определять местонахождение и представлять схему движения к цели. Это просто необходимо любителям спортивного ориентирования, а всем остальным существенно поможет в обычной жизни в условиях города.

Пространственное мышление развивается с раннего детства, когда ребенок начинает совершать свои первые движения. Его формирование проходит несколько этапов и заканчивается, примерно, в подростковом возрасте. Однако в течение жизни возможно его доразвитие и преобразование. Проверить уровень развития пространственного мышления можно с помощью небольшого интерактивного теста .

Выделяют три типа такого оперирования:

Изменение пространственного положения образа. Человек мысленно может передвинуть объект без каких-либо изменений его внешнего вида. Например, передвижения согласно карте, мысленное переставление объектов в комнате, перечерчивание и т.д.

Изменение структуры образа. Человек может мысленно каким-либо образом изменить объект, но при этом он остается неподвижным. Например, мысленное добавление одной фигуры к другой и их объединение, представление того, как будет выглядеть объект, если добавить к нему деталь, и пр.

Одновременное изменение и положения, и структуры образа. Человек способен одновременно представить изменения во внешнем облике и пространственном положении предмета. Например, мысленное вращение объемной фигуры с разными сторонами, представление о том, как будет выглядеть такая фигура с той или другой стороны, и др.

Третий тип является наиболее совершенным и предоставляет больше возможностей. Однако для его достижения необходимо сначала хорошо освоить первые два типа оперирования. Представленные ниже упражнения и советы будут направлены на развитие в целом пространственного мышления и всех трех типов действий.

3D пазлы и оригами

Складывание объемных пазлов и фигурок из бумаги позволяет формировать в голове образы различных объектов. Ведь перед началом работы следует представить готовую фигуру, чтобы определить качество и порядок действий. Складывание может проходить в несколько этапов:

Повторение действий за кем-то

Работа в соответствии с инструкцией

Складывание фигуры с частичной опорой на инструкцию (в случае, если ребенок забыл какое-то действие)

Самостоятельная работа без опоры на материал (может осуществляться не сразу, а после нескольких повторений предыдущих этапов).

Важно, чтобы школьник четко прослеживал каждое действие и запоминал его. Вместо пазлов можно также использовать обычный конструктор.

Делятся на два типа:

С использованием наглядного материала. Для этого необходимо иметь несколько заготовок различных объемных геометрических фигур: конус, цилиндр, куб, пирамида и др. Задача: изучить фигуры; узнать, как они выглядят с различных ракурсов; накладывать фигуры друг на друга и смотреть, что получается и т.д.

Без использования наглядного материала. Если школьник хорошо знаком с различными объемными геометрическими фигурами и хорошо представляет, как они выглядят, то задания переносятся в мысленный план. Задача: описать, как выглядит та или иная фигура; назвать каждую ее сторону; представить, что будет при наложении одной фигуры на другую; сказать, какое действие нужно осуществить с фигурой, чтобы превратить ее в другую (например, как превратить параллелепипед в куб) и пр.

Перечерчивание (копирование)

Задания этого типа идут по нарастанию сложности:

Простое перечерчивание фигуры. Перед учеником стоит макет/образец фигуры, который ему необходимо перенести на бумагу без изменений (размеры и внешний вид должны совпадать). Перечерчивается отдельно каждая сторона фигуры.

Копирование с добавлением. Задача: перечертить фигуру без изменений и добавить к ней: 5 см в длину, дополнительную грань, другую фигуру и т.п.

Масштабируемое перечерчивание. Задача: скопировать фигуру с изменением ее размера, т.е. начертить в 2 раза больше чем макет, в 5 раз меньше чем образец, убавив на 3 см каждую сторону и т.д.

Копирование из представления. Задача: представить объемную фигуру и нарисовать ее с разных сторон.

Представления

В качестве объектов представления будут выступать отрезки и линии. Задачи могут быть самыми разнообразными, например:

Представь три разнонаправленных отрезка, мысленно соедини их и нарисуй, получившуюся фигуру.

Представь, что на два отрезка наложили треугольник. Что получилось?

Представь две сближающиеся линии. В каком месте они пересекутся?

Составление чертежей и схем

Могут осуществляться с опорой на наглядный материал или с опорой на представляемые объекты. Составлять чертежи, схемы и планы можно по любому предмету. Например, план комнаты с отображением расположения каждой вещи в ней, схематическое изображение цветка, чертеж здания и пр.

Игра «Угадай на ощупь»

Ребенок закрывает в глаза и получает какой-то предмет, который может ощупать. Объект должен иметь такие размеры, чтобы школьник имел возможность изучить его целиком. На это отводится определенное количество времени в зависимости от возраста ученика и объема предмета (15-90 секунд). По истечении этого времени ребенок должен сказать, что именно это было и почему он так решил.

Также в игре можно использовать разные виды ткани, схожие по форме фрукты (яблоки, нектарины, апельсины, персики), нестандартные геометрические фигуры и другое.

Игра «Муха в клетке»

Для этой игры потребуется не менее трех человек. Два непосредственно участвуют в игре, а третий отслеживает ее ход и проверяет конечный ответ.

Правила: два участника представляют решетку 9 на 9 квадратов (пользоваться графическим изображением нельзя!). В правом верхнем углу находится муха. По очереди делая ходы, игроки перемещают муху по квадратам. Можно использовать обозначения движения (вправо, влево, вверх, вниз) и число клеток. Например, муха передвигается на три клетки вверх. Третий участник имеет графическую схему решетки и обозначает каждый ход (каждое перемещение мухи). Далее он говорит «Стоп» и другие игроки должны сказать, где, по их мнению, находится муха в данный момент. Выигрывает тот, кто правильно назвал квадрат, где остановилась муха (проверяется по схеме, которую составил третий участник).

Игру можно усложнить, добавив количество клеток в решетку или такой параметр, как глубину (сделав решетку трехмерной).

Графические задания-тренажеры

Выполняются на глаз без использования каких-либо вспомогательных предметов (линейки, ручки, циркуля и т.д.).

1. На какую отметку должен переместиться человек, чтобы падающее дерево не задело его?

2. Какая (какие) из фигур сможет (смогут) пройти между объектом А и объектом Б?

3. Представь, что овалы на картинке – это машины. Какая из них раньше окажется на перекрестке, если скорость передвижения машин равна?

4. Восстанови часть фигуры, которую закрыла линейка.

5. Определи, куда упадет шар.

Картинки из книги Посталовского И.З. «Тренировка образного мышления»

Школа Юрия Окунева

Всем привет! С вами Юрий Окунев.

Умеете ли вы рисовать? Можете представить предмет с закрытыми глазами во всех деталях? Умение «видеть объемно» − это одна из ключевых позиций высокоразвитого интеллекта. Именно это качество позволяет хорошо считать в уме и быть экспертом в литературе. Разберем сегодня упражнения на развитие пространственного мышления.

Если у вас всегда под рукой навигатор GPS – это не значит, что вам не нужно развивать умение пространственно мыслить. Почему?

Заглянем в словарь:

Говоря простым языком, пространственное мышление – это то, что позволяет нам создавать объёмную картинку в голове, изменять и трансформировать её по нашему усмотрению.

Что это значит?

  1. Художник рисует картину. Чтобы его рисунок был убедительным, он должен соотнести реальные размеры объектов с нарисованными размерами, то есть, создать иллюзию ПРОСТРАНСТВА на бумаге. Этот же принцип действует в черчении.
  2. Писатель пишет роман. Он создает образы героев, размещает их в воображаемом ПРОСТРАНСТВЕ. Продумывает линию сюжета, заполняет пространство событиями.
  3. Шеф-повар, прежде чем готовить очередное произведение кулинарного искусства, должен его представить мысленно во всех деталях: как будет выглядеть, какой у блюда будет вкус, в каком соотношении лучше взять продукты – создать ОБРАЗ будущего творения.
  4. Математические расчеты тоже связаны для нас с понятиями ПРОСТРАНСТВА и образами. Это касается не только геометрии. Ученик, способный представить «мультик» с условиями задачи, справиться с ней гораздо легче и быстрей.
  5. Процесс запоминания любой информации заключается в создании понятного ОБРАЗА и размещении его во внутреннем ПРОСТРАНСТВЕ мыслей. Если образ не создать, то информация быстро забудется.

Как видите, область применения пространственного мышления довольно обширна. Любой вид деятельности человека связан с ней в большей или меньшей степени.

Типы операций над образами

Пространственное мышление – это довольно сложный процесс, включающий в себя как умение мыслить логически, так и способность переводить реальное изображение в графическую схему и наоборот, а также умение представить объект в воображении во всех деталях. Существует три типа операций над образами в пространстве:

  1. Изменение местоположения (мысленное перемещение объекта без изменения его внешнего вида)
  2. Метафорфозы объекта (мысленное изменение внешнего вида объекта без перемещения)
  3. Комбинированное изменение (меняются и вид, и местоположение)

Способность человека производить данные действия определяет его степень успешности в жизни, насколько быстро он может сориентироваться в новых условиях, может ли реализовать свои цели.

Простая закономерность

В университете штата Мичиган в США проводилось исследование. Детей в возрасте от 6 до 8 лет обучали собирать объемные фигуры из кубиков. Оказалось, что как только ребенок начинает понимать принципы построения фигур, его способности производить арифметические действия резко улучшаются.

Корреляция прослеживается не только в математике. При чтении художественной литературы, в воображении создается целый кинофильм, оживляющий события книги. Это позволяет производить глубокий анализ произведения, и, конечно, процесс чтения становится более интересным.

Без этого вида мышления становится невозможным процесс запоминания, так как запоминаем мы не что иное, как образы.

В повседневной жизни прежде, чем приступать к какой-либо деятельности, мы четко представляем себе результат, раскладывая по полочкам все детали. В противном случае на выходе может получиться совсем не то, что задумывалось.

Упражнения для малышей

Пространственное мышление активно развивается у малышей уже с 2-месячного возраста. Ребенок сначала ищет взглядом маму, фокусирует взгляд на игрушке, затем, ползая, исследует мир всеми возможными способами – в цвете и в объеме.

2-3-летнему малышу не надо запрещать залезать под стол или в шкаф, сооружать пирамиду из папиных книжек и раскрашивать себя, изображая индейца. Ваш ребенок неосознанно пытается развить в себе задатки гения-математика, способности к логике.

Поучаствуйте с ним вместе в этих играх – залезьте вместе с ним под стол, будьте в роли гостя. Ребенок будет в восторге. Купите специальные краски и порисуйте вместе с малышом руками – пальцем или ладошкой.

Детям 5-6 лет доступны более сложные элементы тренинга. В этом возрасте надо научиться различать, что такое «право», «лево» и «верх» – «низ».

  • Поставьте на листе бумаги несколько отпечатков от ладони, пусть ребенок догадается, где правая, а где левая рука;
  • Выложите перед ним предметы одежды, развернув как лицевой, так и задней стороной, и попросите определить правый и левый рукав (штанину);
  • Читая сказку, заостряйте внимание дошкольника на предлогах «в», «на», «перед». Возьмите в руки игрушку и покажите ребенку, как это будет: «зайчик сел на пенек», «спрятался за кустом»;
  • Поиграйте в путаные фразы. Например: «На стене лежит перина, на кровати же – картина»
  • Развивайте мелкую моторику: лепка, оригами, пальчиковые игры, плетение кос.

Упражнения для школьников

Согласно выводам ученых, пик развития пространственного мышления приходится на возраст 9-11 лет. А в целом, активное развитие этого вида мышления длится до достижения возраста 15 лет.

В наших школах предмет «Геометрия» обычно преподают с 7 класса при достижении детьми возраста 12-13 лет, когда развитие данного вида мышления начинает замедляться. Наверно, поэтому для большинства ребят геометрия является таким нелюбимым предметом, а преподаватели бьют тревогу о низком уровне пространственных знаний учащихся.

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка проблем с геометрией и пространственными навыками не было, начинайте заниматься с ним с первых классов школы. Приведу несколько заданий, разместив их в порядке возрастания сложности:

  • Складывание фигурок оригами из бумаги;
  • Работа с 3D-пазлами, конструирование из лего;
  • Составление плана местности или помещения, свободное владение понятием масштаб;
  • Получение стереометрической фигуры путем вращения плоской фигуры;
  • Работа с кубиком Рубика;
  • Определить стереофигуру по ее проекции, составление изображения-развертки;
  • Получить новую сложную фигуру путем объединения 2-3 простых сереометрических фигур. Найти, что получится, если из одной фигуры вычесть другую.

Также весьма полезным будет учить ребенка составлять рассказ по картинке, при этом четко обозначая эмоции каждого персонажа и выстраивая причинно-следственную линию; решать логические задачки, анаграммы, а также различные планиметрические и объемные головоломки.

Кстати, такие головоломки в большом количестве можно найти на сайте Брайнаппс . Не забывайте также уделять достаточно времени развитию памяти ребенка. Упражнения . И поощрять его занятия рисованием и лепкой.

Методики для взрослых

Пространственное мышление развивается и совершенствуется в течение жизни постоянно, поэтому взрослые тоже могут достичь успехов в освоении данных навыков.

  1. Читая книгу, остановитесь и отложите ее в сторону. Закройте глаза и представьте героев сюжета в объеме: кто и где размещается, если идет, то в какую сторону, представьте картинку местности;
  2. Придя из гостей, вспомните до деталей маршрут, по которому добирались, обстановку дома, где вы были, лица гостей и места, где они сидели за столом;
  3. Размещая вещи в багажнике машины, укладывайте их максимально компактно;
  4. Разгадывайте словесные головоломки, занимайтесь развитием памяти;
  5. Займитесь созданием модели ручного изготовления – модель парусника, например, в масштабе 1:20 или макет трамвайного депо.
  6. Направляясь по незнакомому адресу, используйте бумажную карту вместо привычного GPS-навигатора или вообще займитесь спортивным ориентированием.

На этом я, пожалуй, закончу рассказ о пространстве. Как видите, этот навык весьма полезен. Пространственное мышление – это основа, на которой строится понимание любых предметов и явлений от «сколько будет 2+2» до определения .

На этом все. Желаю вам успехов и жду ваших отзывов в комментариях. Подписывайтесь на новости, приглашайте друзей.
До свидания! Ваш Юрий Окунев.

– это левое полушарие.

А у человека их два. Для успешного обучения они должны работать в тандеме. В мыслительной деятельности правое полушарие представляет пространственное мышление.

Полезно развить у дошкольника к школе представления о пространстве, воображение. Например, без развитого воображения вообще невозможно быть успешным ни в какой деятельности.

Пространственное мышление ребёнка

В интернете много хороших советов. Мы предлагаем материал, применяемый нами на практике и показавший удовлетворительные результаты в развитии необходимых качеств. Следует учесть, что самый лучший способ развития дошкольника – игра.

Что доступно всем родителям:

  1. Продуктивная детская деятельность: лепка, рисование, конструирование. Начинать лучше с лепки, так как получаем объёмные фигурки (трёхмерное пространство). Слепили и пробуем нарисовать (переход от объёма к плоскости). Или наоборот, есть картинка, попробуйте слепить нарисованный предмет. С конструированием – аналогично.
  2. Поделки из бумаги: объёмные (конструирование)
  3. Игры: шахматы (особенно) шашки, китайская игра «танграм», «Колумбово яйцо» и т. п.
  4. Рисование планов комнаты, квартиры (или дома), окружающей местности вместе с малышом. Или нарисуйте планы сами, а он пусть соотнесёт план и реальность. Полезно устраивать игры типа квестов: дети любят искать клады, ориентируясь по схемам.
  5. Отгадывание загадок . Опишите предмет, а малыш найдёт его по признакам. Развивающий момент: дошколёнку придётся выстраивать образ в уме.
  6. Куда-то направляясь, спросите у малыша, как лучше туда добраться.

Задачи и упражнения на пространственное мышление

Какие задания можно найти в том числе и на нашем сайте? Подобные занятия в принципе можно начинать с 4,5 лет, но все дети разные. Если не пошло, упростите. И упрощённый вариант не пошёл – откажитесь на некоторое время. Потом сможете предложить опять.

  1. Копирование орнаментов . Рекомендуемые нами узоры подойдут для 6-7 лет.
  2. Зеркальное дорисовывание предмета (дорисовать вторую половину точно также).
  3. Вырезание симметричных фигур (возможно уже со средней группы).
  4. Диктанты по клеточкам . Их можно выполнять по-разному: графические диктанты (простые и сложные), рисование по клеточкам .
  5. Словесные диктанты.
  6. Соединяя точки по последовательности цифр, получить рисунок объекта.
  7. Зеркально перерисовывать любые нарисованные вещи, буквы.
  8. Рисовать по заданию взрослого: нарисуй в левом верхнем углу листочка домик, в правом верхнем – солнышко, левом нижнем – флажок, правом нижнем кораблик. С этого задания мы начинаем.
  9. Всем известные лабиринты. Для малышей просто найти путь мишке к бочке мёда. Ребятам постарше 6-7 лет лабиринты проходить с условием. Например, проходя лабиринт не отрывать карандаша от бумаги от начала и до конца.
  10. Рамки-вкладыши (тоже разные).
  11. Описывать положение предмета, используя предлоги (кошка сидит на крыше, спрыгнет с крыши, спрячется под крыльцо и т. п.)

Игры для 5-7 лет

Для детей постарше 5-7 лет задания можно усложнить.

Точки в клетках

У психологов есть простой тест на выявление двигательного темпа шести-семилеток. На листе в клетку он выполняется построчно. Надо проставлять точки в каждой клетке строчки в максимально возможном темпе. Этот тест легко превращается в развивающее задание. Дополним простое проставление точек условиями:

  1. В первой строчке точки проставляются слева направо, во второй наоборот, в третьей снова слева направо и т. д.
  2. Точки можно проставлять чередуя сверху вниз и снизу вверх
  3. А можно как-то наискосок или как придумаете.

После такого упражнения дети прекрасно запоминают ещё до школы расположение в строчку и в столбик, упрощая себе школьную жизнь.

Расставь игрушки

Предложите детям набор мелких игрушек. Поставьте какую-нибудь игрушку на стол. Вы говорите, а они расставляют относительно её другие игрушки: слона дальше, кошку слева, свинью ближе и так далее.

Разложи фигуры

Приготовьте несколько геометрических фигур (усложнение: разных по цвету и размеру). Пусть малыш по вашей инструкции их располагает. Аналогично предыдущему заданию. Только там объемные фигуры, а здесь плоские.

Разведчик

В этом упражнении тренируется ещё и память.

Инструкция. Посмотри внимательно на всю комнату. Запомни. Отвернись. Отвечай на вопросы: что стоит справа от дивана, какого цвета стол под телевизором, что стоит справа (слева) от кресла, сколько диванных подушек на диване, сколько на кресле, какого цвета диван и т. д.

Рисунок на спине

Рисуйте пальцем на спине малыша простые геометрические фигуры, буквы, цифры. Его задача понять, что нарисовано.

Волшебный мешочек

Играем с ясельной группы. В мешочек из ткани сложите мелкие фигурки животных, других игрушек. Задача дошкольника узнать предмет на ощупь.

Муха

Тоже известное упражнение. Разные варианты есть в интернете. Есть поле 9*9 клеток (для дошкольников 7*7 или 5*5). Игра в два этапа.

1 этап. Муха (игрушка или пуговица) садится в левый верхний угол и двигается по клеткам. Взрослый диктует: две клетки вниз, одна направо. Играющий передвигает муху согласно инструкции. И так далее.

2 этап. Движения мухи дошкольник производит в уме и сразу передвигает её в нужную клетку. усложнение: все действия, и саму муху, и поле игрок держит в уме. Положение мухи он говорит взрослому, и то отмечает его на игровом поле, а в итоге оно сравнивается с заготовкой. Когда игра освоена, можно играть 2-3 игрокам с ведущим.

Пространственное мышление и 1 класс

Чем поможет пространственное мышление ученику в школе?

  1. Он будет быстро ориентироваться в помещении и на местности, что придаст ему уверенности в себе.
  2. Будет легко запоминать местонахождение своих вещей. Не будет их терять.
  3. Сумеет быстро концентрироваться и легко запоминать информацию.

Это минимум, обеспечивающий успешность обучения на самом первом его этапе.

Знаете ли вы людей, которые очень легко и быстро ориентируются в незнакомом месте, не используя карту? Завидовали ли тем, кто умеет хорошо рисовать? Изучали ли с воодушевлением и восторгом жизнь и работы Леонардо да Винчи? Все эти черты свойственны тем, кто обладает развитым визуально-пространственным мышлением.

Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ними в процессе решения практических и творческих задач. Не последнюю роль в развитии пространственного мышления играют гены, но, тем не менее, его можно развить и при помощи практики и упражнений.

1 Играйте в шахматы

Думать на несколько шагов вперед – именно этому учат шахматы. Для этого вы должны визуально перебирать различные комбинации, не перемещая физически ни одной фигуры.Для того чтобы удерживать в голове несколько комбинаций одновременно, нужно долго практиковаться. Но это также один из лучших способов тренировки пространственного мышления. Впрочем, подойдет любая стратегическая игра. Например, «Цивилизация» на компьютере или настольная.

2 Используйте дворец памяти

Многие утверждают, что пространство и память связаны по существу, и дворцы памяти, безусловно, «убивают двух зайцев»:

  • Позволяют развить память (что критически полезно для пространственного мышления).
  • Улучшают пространственное мышление.

Прием также известен как метод римской комнаты или метод локусов.

3 Запустите дрона

Управлять летающим объектом в пространстве с помощью нескольких джойстиков сложнее, чем кажется. Направление, в котором летит беспилотный летательный аппарат, постоянно меняется, заставляя вас одновременно им управлять и отслеживать положение дрона, чтобы правильно ориентировать его. Это тест на вращение предмета в реальном времени.

4 Разгадывайте головоломки

Попробуйте собрать кубик Рубика или поиграйте в многочисленные игры-головоломки, которые сейчас доступны и в виде приложений для телефона. Собрать пазл – тоже хороший вариант.

5 Делайте наброски

Попробуйте нарисовать трехмерный объект с разных ракурсов и перспектив. Если тяжело, просто рисуйте, что в голову взбредет. Чем больше тренируетесь, тем лучше становитесь – здесь настойчивость является самой верной стратегией.

6 Исследуйте физический мир

Исследование реального мира научит вас визуализировать пространство и расстояние наилучшим образом. Будьте осознанны. Оценивайте расстояние, которое проходите, сопоставляйте с реальными показателями. Обращайте внимание на дороги, мосты, горы, постройки – все, что вас окружает. Это улучшит память и внимательность, поможет избавиться от информационной перегрузки и прокачает пространственное мышление.

7 Научитесь мысленно вращать предметы

Мысленное вращение – это способность мысленно представлять и поворачивать 2D и 3D объекты в пространстве быстро и точно, в то время как функции объекта остаются неизменными.

Пройдитесь по квартире или офису, найдите один объект, который будете мысленно вращать. В идеале его нужно взять в руки и рассмотреть со всех сторон. Запомните каждую мелочь. А теперь закройте глаза и мысленно вращайте его. Добейтесь того, чтобы объект не терял объема, не уменьшался, не увеличивался и не искривлялся. Теперь представьте, как на него падает солнце или капли дождя. «Разбейте» его на маленькие кусочки, а затем «соберите».

К примеру, выгляньте из окна и внимательно осмотрите один из автомобилей. Запомните его. Теперь закройте глаза и представьте следующее:

  • Как этот автомобиль стоит у дерева в лесу.
  • Как он едет по дороге.
  • Как он будет выглядеть, если перевернется.
  • Представьте его на берегу моря.
  • А теперь «утопите» в море. Прошел один год. Как он будет выглядеть под водой со всех ракурсов? Что с ним сделают обитатели моря?
  • Представьте его в темноте с мигающими фарами.
  • Как он обгоняет другой автомобиль.
  • Как он выглядит без колес.
  • Представьте, как он медленно удаляется.
  • Представьте десять таких же автомобилей, стоящих в ряд.
  • А теперь – те же автомобили, стоящие друг на друге.

Не спешите. Выделите на это упражнение достаточно времени. Чем больше деталей и подробностей, тем лучше.

8 Играйте в видеоигры

Разумеется, не во все. Однако вы сможете найти несколько хороших популярных видеоигр, которыми увлекаются многие люди. К примеру:

  • Minecaft
  • Цивилизация (Civilization)
  • Starcraft

Отлично подойдут и игры для мобильных телефонов:

  • Monument Valley
  • Har-mo-ny
  • Thomas was alone

9 Играйте в настольные игры

Безусловно, лучше всего обучаться, если делать это при помощи игры. Если же говорить про настольные, то здесь еще есть возможность подключить своих друзей или родственников. Всем от этого будет огромная польза. Преимущества настольных игр в том, что они повышают концентрацию, улучшают память, заставляют мыслить стратегически, а также позволяют проводить десятки образных операций в голове. Причем делается это не бесцельно, а для того, чтобы победить соперников. То есть уровень мотивации повышается в несколько раз, причем без дополнительных усилий.

Настольные игры выгодно отличаются от видеоигр еще и тем, что позволяют проводить физические манипуляциями с предметами. Вы можете взять кубик в руки, перемещать фигурки, соединять объекты и ощущать карты в своих руках. Когнитивные психологи считают, что когда к визуальному образу добавляется еще и физический, пространственное мышление развивается быстрее.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.