Конкретной потребности по сравнению с. Мотивация. Оценка степени удовлетворённости основных потребностей человека. Тельности для достижения целей фирмы и личных целей

1.Потребности

1.1.Классификация потребностей

1.2.Влияние производства на потребности

1.3.Обратное воздействие потребностей на про­изводство

1.4 Влияние времени на удовлетворение потреб­ностей

2. Закон возвышения потребностей

3.Литература

1. ПОТРЕБНОСТИ

В рассмотренном нами круговороте движения благ не достает важного звена, соединяющего потребление с производством. Речь идет о потребностях людей.

Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности че­ловека, социальной группы и общества в целом. Они служат внутренними побудителями активности.

1.1. Классификация потребностей

Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллек­тивные и общественные. По объекту (предмету, на ко­торый они направлены) запросы людей подразделя­ются на материальные, духовные, этические (относя­щиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются по­требности труда, общения, рекреации (отдыха, восста­новления работоспособности) и экономические.

Рассмотрим детально последний вид потребностей. Экономические потребности - та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо про­изводство, распределение, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запроса­ми людей. Как они влияют друг на друга?

1.2. Влияние производства на потребности

Производство прямо влияет на потребности по не­скольким направлениям.

Во-первых, оно создает конкретные блага и, тем самым, способствуют реализации отдельных челове­ческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже потребленной вещи ведет к возникновению новых зап­росов. Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для нее подхо­дящую стоянку или гараж, приобрести горючее, за­пасные части и многое другое.

Во-вторых, под воздействием технического обнов­ления производства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые по­требности. Скажем, с появлением в продаже персо­нальных компьютеров, видеомагнитофонов, телевизо­ров новых поколений у людей возникает желание их приобрести.

В-третьих, производство не только доставляет ма­териал для удовлетворения потребностей, но и влияет на способы потребления, и тем самым формирует оп­ределенную культуру потребителя. Например, перво­бытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испы­тывает, как правило, качественно иную потребность.

Мясо должно быть определенным образом приготов­лено и потреблено с помощью столовых приборов.

Значит, производство создает потребление и опре­деленный способ потребления. Благодаря этому, оно развивает у людей потребности-влечения и способнос­ти к потреблению.

1.3. Обратное воздействие потребностей на производство

В свою очередь, экономические потребности оказы­вают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.

Во-первых, потребности являются внутренней по­будительной причиной и конкретным ориентиром со­зидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быс­тро изменяться в количественном отношении. Потреб­ности всегда включают в себя появление новых сози­дательных целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие таким целям. В силу этого, человеческие запросы часто обгоняют производство и толкают его вперед.

Обобщая весь практический опыт человечества, вы­дающийся философ Георг Гегель (1770-1871) пришел к заключению: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль»

1.4. Влияние времени на удовлетворение потребностей

Справедливо предположить, что многие блага (осо­бенно, если речь идет о товарах широкого потребле­ния, таких как продукты питания и одежда) предназ­начены для непосредственного индивидуального по­требления и привлекают потребителя как средство удовлетворения его потребностей; поэтому они жела­тельны для потребителя с интенсивностью, соответ­ствующей предполагаемой степени удовлетворения этих потребностей. Следовательно, если исходить из самых общих целей экономического анализа, то без всякого ущерба для дела можно рассматривать денеж­ную цену спроса вне зависимости от того, в каком ка­честве она выступает: как мера желания или как мера удовлетворения потребностей, ощущаемых тогда, ког­да желаемое благо уже получено. Из этого общего вывода, тем не менее, имеется одно важное исключе­ние.

Речь идет об отношении людей к будущему. Вооб­ще говоря, люди предпочитают данные удовольствия или удовлетворения потребностей в настоящем таким же удовольствиям или удовлетворениям потребностей в будущем, даже если последнее гарантировано. Это положение внутренне противоречиво: из предпочтения благ в настоящем не следует, что данное их количе­ство хоть сколько-нибудь больше такого же количе­ства благ в будущем. Выдвинутое положение означает только то, что наш дар предвидения несовершенен и что, следовательно, мы оцениваем будущие блага, если можно так выразиться, по убывающей шкале. Пра­вильность сказанного подтверждается тем фактом, что по такой же убывающей шкале оценивается накоп­ленный жизненный опыт, когда (речь не идет здесь о склонности людей забывать неприятное) мы размыш­ляем над прожитым. Таким образом, предпочтитель­ность по отношению к настоящим благам по сравне­нию с эквивалентными и гарантированными благами в будущем не означает, что с любым неудовлетворени­ем потребностей в экономике можно было бы смирить­ся, если бы оказалось возможным блага будущего в полной мере заменить благами настоящего. Неудов­летворенность человека, предпочитающего потребить благо в текущем, а не в следующем году, уравновеши­вается удовлетворенностью его предпочтений в следу­ющем году по сравнению с данным годом. Следова­тельно, нечего противопоставить тому, что если мы последовательность равных удовлетворенных потреб­ностей (именно удовлетворенных потребностей, а не объектов, которые порождают чувство удовлетворен­ности) соотнесем с рядом лет (начиная с текущего года), то стремления к удовлетворению этих потребностей, которые человек станет испытывать, не будут равно­значны; их можно количественно представить как пос­ледовательность величин, постоянно убывающую по мере того, как год с соответствующей ему удовлетво­ренной потребностью будет отдаляться от текущего момента времени. Таким образом, вскрывается имею­щее далеко идущие последствия экономического несо­ответствия, поскольку подразумевается, что люди рас­пределяют наличные ресурсы между настоящим, близ­ким и отдаленным будущим на основе абсолютно ир­рациональных предпочтений. Когда они осуществля­ют выбор между двумя удовлетворяемыми потребнос­тями, они не обязательно выбирают ту, что приносит большее удовлетворение, напротив, они склонны про­изводить или получать меньшее удовлетворение, но сегодня, а не стремиться к получению гораздо боль­шего удовлетворения несколько лет спустя. В конеч­ном счете, усилия человека, направленные на получе­ние результата в отдаленном будущем, неизбежно по­давляются усилиями, направленными на получение ре­зультатов в сравнительно близком будущем, последние же подавляются усилиями, направленными на дости­жение результата в настоящий момент. Предположим, к примеру, что индивидуальная способность человека к предвидению будущего такова, что он дисконтирует удовлетворение достоверных будущих потребностей из расчета 5% годовых. Тогда вместо того, чтобы быть готовым работать в следующем году (или в году де­сять лет спустя) столько времени, что данное прира­щение усилий обеспечивало бы такое удовлетворение потребностей, какое гарантирует равное приращение усилий в настоящий момент, он в следующем году будет работать так, что приращение его усилий возрастет в 1,05 раз, а через 10 лет - в 1,0510 раза по сравнению с приращением усилий в данный момент. Следова­тельно, суммарный объем экономического удовлетво­рения, которое люди испытывают на самом деле, го­раздо меньше того, каким оно могло быть, если бы их способность предвидеть будущее не была извращена; а кроме того, к удовлетворению одинаковых (конкрет­ных) потребностей стремились бы с одинаковой силой, независимо от периода, к которому они относятся.

Однако это еще не все. Поскольку жизнь человека ограничена, такие плоды его труда и воздержания, которые имеют свойство возрастать со временем, спу­стя много лет становятся недоступными для исполь­зования тем человеком, усилиями которого они были созданы. Это означает, что та степень удовлетворе­ния, с которой были связаны его желания, служит удовлетворению не его собственной потребности, а по­требности кого-то другого (возможно его непосред­ственного наследника), чьи интересы представлялись ему практически совпадающими с его собственными, а возможно, потребности какого-то далекого ему (по степени родства или по времени жизни) человека, которым он едва ли интересовался вообще. Отсюда вытекает, что даже если бы наши желания получить равное удовлетворение наших собственных потребно­стей, возникающие в различные моменты времени, были равнозначны, то желание удовлетворить буду­щую потребность оказалось бы менее интенсивным по сравнению с желанием удовлетворить потребность, относящуюся к настоящему моменту времени: ведь весьма вероятно, что в будущем удовлетворять по­требности придется не нам. Это тем, по-видимому, справедливее, чем больше времени проходит от воз­никновения в будущем потребности до момента ее удовлетворения: ведь с увеличением продолжитель­ности этого периода увеличивается и вероятность смер­ти не только данного человека, но и его детей, близ­ких родственников и друзей, с которыми его интере­сы, быть может, связаны особенно тесно. Очевидно, что подобное препятствие к инвестированию ради доходов отдаленного будущего частично преодолева­ется с помощью механизма фондовой биржи. Если в данный момент инвестируется 100 фунтов стерлин­гов сроком на 50 лет из расчета 5% годовых, чело­век, который их вкладывает, имеет возможность про­дать свою акцию через год, в конечном счете, за 105 фунтов. Тот же, кто ее покупает, также имеет воз­можность вернуть через год свой капитал в 105 фун­тов, возросший на 5% и т.д.

ПОДСТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Ядром личности считается направленность. К направленности личности относятся потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации.

ПОТРЕБНОСТИ

В психологии принято считать, что в основе любого человеческого поведения лежат потребности. Исходя из принципов самосохранения, саморазвития и самореализации личности, потребность следует рассматривать как состояние известной нехватки чего-либо, которое человек старается восполнить, внутреннее напряжение организма, мотивирующее активность и определяющее характер и направленность всех действий и поступков. И чем сильнее потребность, чем больше это напряжение, тем с большим рвением человек стремится достичь тех условий существования и развития, которые ему необходимы. По меткому замечанию профессора психологии, академика Б.Ф. Ломова, потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения – движение физических тел.

Потребностями называются внутренние (психические) состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо.

Процесс образования и развития потребностей очень сложен и многогранен. Во-первых, он может быть связан с изменением положения человека в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. В каждый возрастной период в соответствии с требованиями социального окружения человек занимает различные позиции и исполняет различные социальные роли. Человек только тогда испытывает удовольствие, ощущает себя комфортно и бывает удовлетворен собой, когда он способен соответствовать предъявляемым к нему требованиям.

Во-вторых, новые потребности могут возникать в процессе усвоения человеком новых форм поведения, овладения готовыми ценностями культуры, приобретения определенных умений и навыков.

В-третьих, может происходить развитие самих потребностей от элементарных к более сложным, качественно новым формам.

В-четвертых, изменяется или развивается сама структура мотивационно-потребностной сферы: как правило, с возрастом изменяются ведущие, доминирующие потребности и их соподчиненность.

В-пятых, в отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в своем числе биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений. Общественное производство создает новые предметы потребления, способствуя увеличению потребности людей.

Характерными особенностями потребностей , как психических состояний, являются:


а) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.); в связи с этим различают предметные и функциональные потребности (например, потребность в движении);

б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

в) эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к нахождению и реализации необходимых для этого путей ; благодаря этому потребности являются одним из самых сильных мотивов волевых действий;

г) ослабление, иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния (например, чувство отвращения к пище в состоянии пресыщения) при удовлетворении потребности;

д) повторное возникновение, когда нужда, лежащая в основе потребности, вновь дает о себе знать ; повторность потребностей является важным их признаком, а однократная, носившая эпизодический характер и больше не повторившаяся нужда в чем-либо не превращается в потребность и не может служить для характеристики психологических особенностей личности человека.

Нужно с самого начала различать потребность как внутреннее условие, как одну из обязательных предпосылок деятельности и потребность того, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. В первом случае потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызвать никакой определенной направленной деятельности; ее функция ограничивается активизацией соответствующих биологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в направленных поисковых движениях. Лишь в результате ее “встречи” с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность.

Встреча потребности с предметом есть акт опредмечивания потребности – “наполнения” ее содержанием, которое черпается из окружающего мира.

Классификации потребностей. Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность – объект); б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность – состояние); в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность – свойство).

Исходя из такого понимания потребностей, можно рассмотреть классификацию потребностей, представленную на рис. 27.

Ставленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность объекта

Выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На

Одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом – нет. Конкурентоспо-

Собность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты,

Научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология,

Производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник,

Информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом.

Конкурентоспособность информационной системы – способность информаци-

Онной системы конкурировать с другими аналогичными системами в способах хранения,

Обработки, преобразования, передачи, обновления информации, обладать системностью,

Комплексностью, надежностью, адаптивностью, доступностью.

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Конкурентоспособность производства – способность производства как сложной

Открытой организационно-экономической системы выпускать конкурентоспособную про-

Дукцию, иметь коммерческий успех в условиях конкуренции, необходимый для дальней-

Шего развития и функционирования. Требования к производству: использование прогрес-

Сивных технологий, современных методов менеджмента; своевременное обновление

Фондов; обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, не-

Прерывности, прямоточности, ритмичности процессов.

Конкурентоспособность технологии – способность данной технологии конкури-

Ровать с другими аналогичными технологиями, не иметь аналогов, обладать возможно-

Стью изготовить по данной технологии качественную и экономичную продукцию в соот-

Ветствии с конструкторско-технологической документацией, не снизив качества «входа»

Системы. Требования к технологии: мобильность, оптимальность уровня автоматизации



Процессов, минимальные потери ресурсов.

Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы выпускать конкурентоспо-

Собную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли

Внутри страны и за ее пределами. К.ф. может быть оценена только в рамках группы фирм,

Относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

Оценка степени К.ф. заключается, в первую очередь, в выборе базовых объектов для срав-

нения, в выборе фирмы – лидера, которая должна обладать следующими параметрами:

соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности по-

требностей, удовлетворяемых с ее помощью;

соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая про-

дукция;

соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических

Или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона

Конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках

Антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей».

Контроль – функция менеджмента по учету расхода ресурсов и обеспечению вы-

полнения планов, программ, заданий по реализации управленческих решений.

Концепция – комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрываю-

Щих сущность и взаимосвязи данного явления или системы, и позволяющих определить

Систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, форми-

Рованию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности.

Критерий приемлемости управленческого решения – заранее определенные па-

Раметры, которым должно удовлетворять управленческое решение, чтобы быть принятым.

Критерий Стьюдента – математический критерий, характеризующий существен-

Ность факторов, входящих в модель. Применяется для выбора модели. Для окончательной

Модели его значение должно быть больше двух (при вероятности, равной 0,95).

Критерий Фишера – математический критерий, характеризующий значимость

Уравнения регрессии. Применяется для выбора модели. Значение определяется по стати-

стическим таблицам в зависимости от размеров матрицы и вероятности.

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Критический путь – самая длительная последовательность событий при выполне-

Нии проекта.

Маркетинговый подход к менеджменту – подход, предусматривающий ориента-

Цию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты

Выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами

Потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; 3) эко-

Номия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-техни-

Ческого прогресса, применения системы менеджмента.

Менеджеры – это люди, которые зарабатывают себе на жизнь благодаря своему

Профессионализму в напряженном, постоянно меняющемся и ничего не прощающем ок-

Ружении.

Менеджмент – междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния

Технических, экономических, организационных, экологических, психологических, соци-

Альных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспо-

Собность принимаемого решения. Менеджмент – вид профессиональной деятельности

Людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с исполь-

Зованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Метод балансовый – метод, который позволяет произвести менеджеру, специали-

Сту балансовые сопоставления, увязки. Например, сопоставляются: приход и расход, за-

Траты и прибыль.

Метод индексный – метод прогнозирования, основанный на приведении значений

Показателей объекта в настоящем к будущему моменту при помощи индексов, характери-

Зующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями.

Метод цепных подстановок – метод, который используется для исчисления влия-

Ния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель или функцию путем

Последовательной подстановки фактического значения анализируемого фактора при со-

хранении остальных факторов на прежнем (плановом) уровне.

Методы параметрические – методы прогнозирования элементов полезного эф-

Фекта, затрат и других, основанные на установлении зависимостей между параметрами

Объекта и организационно-технического уровня производства, с одной стороны, и полез-

Ным эффектом или элементами затрат – с другой.

Методы экономико-математические – методы анализа и оптимизации, которые

применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйст-

венные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Методы экспертные – методы прогнозирования, заключающиеся в выработке

Коллективного мнения группы специалистов в данной области.

Методы экстраполяции – методы, основанные на прогнозировании поведения или

Развития объектов в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом.

Моделирование логическое – выявление горизонтальных и вертикальных при-

Чинно-следственных связей между главными факторами, характеризующими управленче-

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Ские, экономические, социальные или другие процессы, с целью воспроизведения процес-

Сов при анализе, прогнозировании и оценке параметров объектов.

Моделирование экономико-математическое – описание процессов математиче-

Скими методами с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимо-

Действия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества управленческого

Решения.

Мотивация – функция менеджмента, процесс побуждения себя и других к дея-

Тельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Научно-исследовательские работы, разработки – работы научного характера,

Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Изучение потребителей имеет главной своей целью понимание их потребностей для обеспечения их наиболее полного удовлетворения.

Для наиболее полного удовлетворения потребностей необходимо выявить и глубоко проанализировать уже сложившиеся потребности, изучить закономерности их развития и формирования новых потребностей.

Какие же задачи решаются при изучении потребностей? Анализ практических результатов использования категории потребности дает возможность выделить следующие задачи: 1) построение иерархической структуры потребностей, т.е. структуризация общих потребностей на несколько частных уровней; 2) определение количественных значений отдельных потребностей и их динамики; 3) изучение системы предпочтений потребителей относительно очередности реализации отдельных потребностей, требований к ассортименту и качеству товаров и услуг; 4) классификация и измерение потребительских свойств товаров и услуг; 5) определение структуры удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей.

Можно выделить два подхода к изучению потребностей.

Первый подход к изучению потребностей заключается в познании законов развития общественных потребностей с доведением этого познания до такой степени конкретности, которая давала бы возможность заранее предвидеть структуру потребностей будущего. Формируясь под воздействием объективных и субъективных факторов, человеческие потребности являются только относительно индивидуализированными и предопределяются развитием общественного производства и условиями жизни. При их изучении решающую роль играет анализ развития производительных сил общества, научно-технического прогресса, изменений социальных отношений и социальных институтов. Потребности производства и людей в конечном счете определяются этими факторами.

Одним из главных направлений реализации первого подхода является выявление социально-экономических законов, определяющих формирование потребностей. В соответствии с этими законами растет общий объем потребностей, выражающийся в увеличении объема потребляемых благ и услуг, улучшается структура потребностей, что проявляется в повышении доли нематериальных потребностей по сравнению с материальными, духовных по сравнению с физическими и т. д. Кроме того, следует отметить повышение качественных требований людей к благам и услугам.

При изучении потребностей используются также знания физиологии, гигиены, психологии, градостроения и т. д.

Однако следует помнить, что естественные науки могут сформулировать лишь требования к условиям жизнедеятельности человеческого организма как представителя биологического вида. Между тем человек - это социальный феномен, он функционирует как член общества, и его потребности определяются не только биологической природой - они связаны с целым комплексом социально-экономических факторов и условий жизни людей и носят в значительной мере общественный характер.

Выбор целесообразного, научно обоснованного набора потребностей из множества возможных сочетаний нельзя произвести с позиции лишь биологических требований организма. Принципиальное значение в данном случае имеет широкий учет различных аспектов социальных условий жизни людей, индивидуальных требований к ассортименту и качеству товаров и услуг.

Если физиологические потребности испытывают большое влияние экономических факторов и тем, собственно, получают свое социальное оформление, то духовные, интеллектуальные нужды, роль которых в жизни общества интенсивно расширяется, в существенной мере зависят от развития общества, культуры, технического прогресса и социальных отношений.

Трудности определения потребностей на основе законов их возникновения и развития, обусловленные во многом недостаточной изученностью этих законов, в значительной мере преодолеваются при использовании второго подхода.

Второй подход – поведенческий состоит в изучении субъективных форм проявления законов развития потребностей. Составляются прогнозы развития потребностей на основе изучения реального поведения потребителей с последующим агрегированием полученных данных.

С этой целью изучаются оценки отдельными потребителями различных благ и наборов благ (т. е. системы предпочтений), а также планы покупок на будущее, спрос на отдельные товары и услуги и его изменение под воздействием различных факторов, величина имущества населения, структура и объем реализованных товаров и услуг. Следует отметить большие трудности, возникающие при выявлении даже сложившихся предпочтений; принципиальные трудности возникают при выявлении будущих предпочтений, особенно качественно новых потребностей.

Ниже будут охарактеризованы некоторые методы изучения потребностей и потребителей, основанные на втором подходе.

Процесс принятия решений о покупке и действия людей при ее совершении называется покупательским поведением потребителей. Обычно этот термин используется относительно потребителей, покупающих товары в личных целях и для дома, а не для использования их в целях бизнеса.

Решения потребителей могут быть классифицированы на три общие категории:

1) поведение при совершении рутинных покупок;

2) решения, основанные на ограниченном анализе;

3) решения, основанные на глубоком анализе.

Первый тип решения характеризует часто совершаемые недорогие покупки, не предполагающие серьезного поиска товара и анализа покупательской ситуации. Когда покупаются такие товары, потребитель может отдавать предпочтение определенной марке, хотя он знаком и с другими марками товаров данной группы.

Ограниченный анализ решения о покупке производится в том случае, когда потребитель покупает товар неизвестной ему марки в известной продуктовой группе, и решение о покупке требует предварительного сбора и анализа информации. Например, покупке усовершенствованного стирального порошка «Тайд» может предшествовать сбор информации об этом порошке у друзей и сослуживцев.

Глубокий анализ проводится при совершении дорогих нечастых покупок товаров неизвестных или малоизвестных марок (автомобили, дома, отдых).

Дополнительно выделяют также импульсивные покупки, при совершении которых никакого сознательного планирования покупки не производится, а она может совершаться на основе эмоций или в срочном порядке.

Процесс принятия потребителем решения о покупке можно подразделить на пять последовательных этапов (рис. 8.1): появление проблемы, поиск информации, оценка альтернатив, совершение покупки и послепокупочная оценка.

Проблема возникает, когда потребитель начинает осознавать различие между желаемым и фактическим состоянием покупки – например, в конце года было обнаружено, что еженедельник закончился.

Поиск информации направлен на получение необходимых сведений о требуемом товаре. Такая информация может содержаться в памяти потребителя, но возможно, что для ее поиска требуется привлечь внешние источники.

Для оценки вариантов покупки необходимо выбрать критерии. В качестве таких критериев обычно рассматриваются характеристики альтернативных продуктов. (Методы многокритериальной оценки будут охарактеризованы в разделе об управлении разработкой новых продуктов.) Маркетологи могут влиять на оценки потребителей путем правильного описания предлагаемых товаров, делая акцент на наиболее важные для потребителей их характеристики.

Если в результате оценки альтернативных продуктов потребитель выбрал одну или несколько марок для возможной покупки, то начинается этап совершения покупки. На совершение покупки, помимо решений, принятых на предыдущем этапе, влияют и другие факторы: близость магазина, наличие товара, его цена, условия покупки и доставки купленного товара и т.д. Например, если в магазине не оказалось марки товара, которую в своем выборе потребитель поставил на первое место, он может купить товар, поставленный им на второе место.

Послепокупочная оценка заключается в сравнении до- и послепокупочных ожиданий. На этом этапе выясняется, доволен потребитель покупкой или нет. От этого зависит, какую информацию о купленном товаре потребитель передаст другим людям и совершит ли он в дальнейшем повторные покупки данного товара.

Поведение потребителей на рынке, характер покупок определяются их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований.

Личностные факторы включают в свой состав возраст, стадию жизненного цикла семьи, род занятия, экономическое положение (уровень дохода на семью и одного члена семьи), стиль жизни, тип личности и самопредставление.

Жизненный цикл семьи – совокупность отдельных стадий, которые проходит семья в своем развитии с момента своего создания.

Можно выделить следующие стадии жизненного цикла семьи;

· холостяки (молодые, неженатые люди, живущие самостоятельно от родителей);

· молодая семья без детей;

· «полное гнездо»-1 (младшему ребенку меньше 6 лет);

· «полное гнездо»-2 (младшему ребенку 6 и более лет);

· «полное гнездо»-3 (семейная пара с независимыми детьми);

· «пустое гнездо»-1 (дети живут раздельно от родителей, глава семьи работает);

· «пустое гнездо»-2 (глава семьи вышел на пенсию);

· живым остался только один родитель, который работает;

· живым остался только один родитель, который вышел на пенсию.

Очевидно, что для разных стадий жизненного цикла семьи потребности являются разными (в питании, одежде, жилье, отдыхе и т.п.).

Стиль жизни – стереотипы жизненного поведения личности, выражающиеся в ее интересах, убеждениях, действиях. Жизненный стиль потребителей измеряется путем использования очень объемных вопросников, порой до 25 страниц. В этих вопросниках потребителей просят определить степень своего согласия или несогласия с утверждениями, ряд из которых приводится ниже:

· Я являюсь человеком, который все очень тщательно планирует.

· В поиске развлечений я обычно покидаю свой дом.

· Я обычно одеваюсь, следуя моде, а не из соображений комфорта.

· Я получаю удовольствие, наблюдая спортивные состязания по телевизору.

Исследовательские фирмы разработали классификаторы жизненных стилей, подразделяющие последние на 6–10 типов, в рамках которых проводятся специальные исследования. Маркетологи часто разрабатывают специальные маркетинговые программы, ориентированные на группы, придерживающиеся определенного жизненного стиля.

Каждый человек является личностью, что обусловливает относительно неизменные на протяжении длительного интервала времени его реакции на воздействия из внешней среды. Тип личности характеризуется такими чертами, как уверенность, независимость, агрессивность, социальность, адаптивность, инертность и т.д. Например, производители кофе обнаружили, что активные потребители кофе являются высокосоциальными личностями.

Самопредставление – сложные мысленные представления личности о себе, о собственном «я». Например, если кто-то мыслит себя творческой и активной личностью, то будет искать товар, отвечающий этим характеристикам.

Культурные факторы включают в свой состав культуру, субкультуру и принадлежность к общественному классу. Маркетологу весьма важным является иметь представления об изменениях культурных факторов, чтобы ответить на них предложением новых продуктов.

Под культурой понимается совокупность основных ценностей, понятий, желаний и поведения, воспринятые членом общества от семьи и других общественных институтов.

Субкультура – группа людей с общей системой ценностей, основанной на общих жизненном опыте и ситуациях – например, национальные, религиозные, региональные группы. При проведении маркетинговых исследований в данной области прежде всего ищутся ответы на вопросы: «Связано ли использование какого-то товара с определенной этнической группой или принадлежность к этой группе не играет существенной роли?», «Владение какими потребительскими товарами, собственностью дает основание отнести потребителя к представителям определенной культуры, субкультуры?»

Общественный класс – относительно упорядоченная и стабильная общественная группа, члены которой обладают общими ценностями, интересами и поведением. Здесь наиболее часто исследуются следующие вопросы: «Является ли данная группа товара или конкретная марка символом принадлежности к какому-то социальному классу, социальной группе?»

Социальные факторы включают в свой состав малые группы, подразделяющиеся на группы членства, референтные группы, семью, социальные роли и статус.

Группа членства – группа, к которой принадлежат определенные личности и которая оказывает непосредственное влияние на их поведение, например, семья, сослуживцы, друзья.

Референтная группа – группа, по которой личность осуществляет прямое или косвенное сравнение при формировании своих отношений и линий поведения. Люди часто попадают под влияние референтных групп, членами которых они не являются. Это влияние осуществляется по крайней мере тремя путями: путем демонстрации новых особенностей поведения и стиля жизни; путем изменения отношений людей и их жизненных оценок; путем изменения оценок тех или иных продуктов. В референтной группе может существовать «лидер мнения», который оказывает особо сильное влияние на других членов группы. Выявление лидеров мнения с целью оказания на них определенного влияния – одна из задач маркетинговых исследований данной направленности. Особенно важным является изучение мнений членов референтной группы при выпуске нового товара.

Под социальной ролью понимаются определенные виды деятельности, которые, как ожидается, осуществит индивид по отношению к людям, его окружающим. Например, один и тот же человек может играть роли сына, отца и директора. Выполнение ролей предполагает активность их исполнителей в соответствии с их окружением. В зависимости от того, какую роль играет человек в данный момент, зависит его покупательское поведение.

Статус – это положение индивида в обществе. Например, статус директора, статус отца. Статус выражает общую оценку, даваемую индивиду обществом. В своем покупательском поведении индивид руководствуется своим статусом. Это касается и одежды, и продуктов питания, и многого другого.

Психологические факторы включают в свой состав мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношения. Эти факторы оказывают сильное влияние на поведение потребителя.

При изучении мотивации или побуждений, вызывающих активность людей и определяющих ее направленность, в данном случае на покупку какого-то товара, ищутся ответы на такие вопросы, как: «Почему совершается данная покупка?, «Что потребитель ищет, покупая данный товар?», «Какие потребности пытается удовлетворить?» Человек в любой момент времени испытывает различные потребности. Однако большинство этих потребностей не являются достаточно сильными, чтобы мотивировать его действовать в данный момент времени. Потребность становится мотивом только когда достигает достаточного уровня интенсивности. Под мотивом, понимается потребность, настоятельность которой является достаточной, чтобы направить человека на ее удовлетворение. Для исследования мотивов поведения потребителей используется мотивационный анализ. В маркетинге при анализе поведения потребителей наиболее часто используется теории мотивации Фрейда и Маслоу.

На основе психоаналитической модели Фрейда изучается процесс принятия решений о покупках потребителей. Предполагается, что важные покупательские мотивы потребителей носят подсознательный характер и что потребители при выработке мнения о том или ином товаре не в состоянии четко и явно обосновать свой выбор. Например, потребитель может не покупать чернослив, потому что подсознательно он его ассоциирует со старым возрастом. Потребитель может предпочитать покупать готовую смесь для изготовления кексов только потому, что он таким образом удовлетворяет подсознательное желание принять хотя бы минимальное участие в изготовлении теста (в смесь требуется добавлять яйца). Хотя сознательным образом добавление яиц мотивируется стремлением повысить качество теста.

Согласно теории мотивации Фрейда человек с рождения находится под прессом многих желаний, которые он до конца не осознает и не контролирует. Таким образом, индивидуум никогда полностью не осознает мотивов своего поведения. Исследователи поведения потребителей стараются вскрыть глубинные мотивы их поведения и покупок. Прямое интервью для этого не годится – используются специальные косвенные методы, дающие возможность преодолеть сопротивление личности желанию проникнуть внутрь его души. Выводы исследователей зачастую бывают весьма неожиданными. Например, вывод о том, что курение сигар для мужчин является продолжением детской привычки сосать палец. Внешний вид товара может влиять на возбуждение у потребителя эмоций, которые в состоянии либо способствовать, либо препятствовать совершению покупки.

Теория мотивации Маслоу направлена на объяснение, почему люди в качестве мотивов своего поведения в определенный момент времени имеют определенные потребности. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей, в которую в порядке важности входят следующие потребности; физиологические (в питании, одежде, жилье), в самосохранении (безопасность, защищенность), социальные (принадлежность к определенной социальной группе, в любви), в уважении (самоуважение, признание заслуг, завоевание определенного статуса в организации), в самоутверждении (саморазвитие и самореализация, возможность полностью раскрыть свои способности). Человек стремится удовлетворить в первую очередь самую важную потребность. Как только ему удается это сделать, она перестает действовать как мотиватор, и человек будет стараться удовлетворить следующую по важности потребность. Например, голодающего человека гораздо в большей степени интересует еда (потребность первого уровня), чем события, происходящие в мире искусств (потребности пятого уровня), чем степень его уважения и любви окружающими (потребности четвертого и третьего уровней), чем чистота воздуха, которым он дышит (потребности второго уровня). Но по мере удовлетворения очередной, наиболее важной потребности на первый план выходит следующая за ней. Эти знания используются как при оценке возможного поведения различных категорий потребителей, так и при мотивации труда сотрудников, в том числе маркетинговых служб.

Восприятие – процесс, с помощью которого индивид осуществляет отбор, систематизацию и интерпретацию информации для построения осмысленной картины реального мира. При изучении поведения потребителей и выборе методов продвижения необходимо учитывать, что люди предоставленную им информацию воспринимают выборочно, интерпретируют ее по-разному и усваивают ее в соответствии со своими отношениями и убеждениями.

В процессе своего активного поведения люди обучаются, усваивают свой предшествующий опыт. Усвоение заключается в изменении в поведении индивидов на основе приобретенного ими опыта. При стимулировании спроса следует учитывать такие факторы усвоения, как внутренние побудительные мотивы покупателей, подсказки других, реакции покупателей на возможность купить товар и закрепление опыта покупки определенного товара.

На покупательское поведение потребителей оказывают влияние убеждения, т.е. определенные представления о товаре. Убеждения могут основываться на реальном знании, мнении, вере. Они могут и не могут нести эмоциональный заряд. Маркетологам полезно знать, какие представления об определенном товаре имеет потребитель. Очевидно, что отрицательные убеждения препятствуют совершению определенных покупок.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.