Караковский чтобы воспитание было успешным. Караковский презентация к уроку на тему. Награды и премии

Владимир Абрамович Караковский (14 февраля 1932 - 3 марта 2015) - советский и российский педагог. Народный учитель СССР (1991).

Биография

Родился 14 февраля 1932 года в Свердловске. Родители - педагоги Абрам Залманович Караковский (1893, Себеж - 1938, Челябинск) и Роза Петровна Караковская. Отец был репрессирован и расстрелян в 1938 году.

Окончил Челябинский педагогический институт в 1953 году. Начинал работать учителем литературы и русского языка средней школы № 48. С 1962 года работал в Челябинской школе № 1. В 1963 году Владимира Абрамовича назначили на должность директора школы № 1 им. Ф. Энгельса. С 1977 года директор московской средней школы № 825. В 1988-1991 годах председатель всероссийского совета по народному образованию. Один из авторов педагогики сотрудничества. В конце декабря 1988 г. избран на Всесоюзном съезде учителей во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже В. А. Караковский стал председателем данного совета. В 1989 году защищает докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук на тему: «Воспитательная система школы как объект педагогического управления». Член-корреспондент РАО избран 20.12.1990 года, состоит в Отделении общего среднего образования. В 2006 году В. А. Караковский стал почётным доктором Челябинского педагогического института.

В 2011 году В. А. Караковский ушёл с поста директора и работал в школе № 825 на должности заместителя директора по науке.

В годовщину смерти Владимира Абрамовича, в марте 2016 года, о нём был снят документальный фильм с воспоминаниями выпускников и педагогов

Награды и премии

  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) - за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
  • Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) - за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
  • Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год)
  • Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) - за разработку учебно-методического пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для общеобразовательных учреждений
  • Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей
  • Премия Ленинского комсомола (1986 год) - за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев

Воспитательная система В. А. Караковского

В 1963 в челябинской школе № 1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил её разработку в Москве.

Этапы становления системы

  • 1.(1977-1981) - была проведена диагностика педагогического и ученического коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом.
  • 2.(1981-1986) - происходит стабилизация системы, чётко оформляются её структурные компоненты, были созданы органы самоуправления.
  • 3.(1986-1988) - Развитие воспитательной системы. Решения противоречий между учебной и внеучебной деятельностью посредством изменения ведущих видов деятельности.
  • 4.(с 1991 года) - отработка дальнейших перспективных направлений развития воспитательной системы.

Труды

  • Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
  • Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
  • Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
  • Караковский В. А. Воспитай гражданина.- М., 1987.
  • Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
  • Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
  • Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
  • Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
  • Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
  • Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
  • Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
  • Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
  • Караковский В. А. Школа будущего - это школа воспитания // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
  • Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис.-2005.-№ 3/4.
  • Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система.-2005.
  • Караковский В. А., Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. - 2005.
  • Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь.-1998.- № 7.
  • Караковский В. А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.

Караковский Владимир Абрамович (14 февраля 1932 – 3 марта 2015) - российский и советский педагог.

Краткие биографические данные

В.А. Караковский родился в Свердловске в семье, где оба родителя были педагоги. Когда мальчику исполнилось 6 лет, отца репрессировали и расстреляли.

В.А. Караковский пошёл по стопам родителей, и начал обучение в Челябинском педагогическом институте, по окончании которого в 1953 году работал в качестве учителя в нескольких челябинских школах, там он преподавал русский язык и литературу.

В 1963 году В.А. Караковский был назначен директором школы №1 г. Челябинска.

В 1977 году переезжает в Москву и становится директором школы №825 г. Москвы.

На протяжении 1988-1991 гг. являлся председателем при Всероссийском совете по народному образованию.

В 1989 году В.А. Караковским была защищена докторская диссертация, в результате получена степень доктора педагогических наук. Чуть позже, в 1990 году, был избран членом-корреспондентом РАО.

В 2011 году покинул пост директора школы, но остался в школе в качестве заместителя директора по науке.

Умер в 1915 году в Москве.

Вклад в науку

Замечание 1

В.А. Караковским была разработана и внедрена методика коллективного творческого воспитания, в современной педагогической литературе данная методика также называется «коммунарской методикой».

Методика ориентирована на развитие личности школьников с опорой на преобладающие интересы и способности. Ведущими идеями методики являются:

  • системность воспитания;
  • комплексность воспитания;
  • интегрированный характер осуществляемым педагогом воздействий;
  • необходимость коллективного творчества.

Данные идеи реализуются в школьном коллективе, в состав которого входит школьная администрация, педагогический совет (с участием школьников старшего звена) и большой совет (включены представители классов, начиная с шестого). Все решения подлежат обсуждению в большом совете.

В качестве функционального узла методики выделен весенний коммунарский сбор; школьники выезжают за город, на протяжении трёх дней проводятся коллективные творческие дела, которые характеризуются высокой интенсивностью. Главным является не осуществление творческой деятельности, не получение продуктов этой деятельности, а наличие особой психологической атмосферы и специфического способа общения.

Воспитательная система школы реализуется в организации ключевых общешкольных дел, ориентированных на реализацию основных ценностей, вырабатывающихся на сборах и в повседневных будничных ситуациях.

Повседневные дела школьников интегрируются в учебной и внеурочной деятельности; автором апробировано использование коллективных, групповых форм работы на уроке, уроков творчества, межпредметных, интегрированных и разновозрастных уроков.

Разработанная В.А. Караковским воспитательная система получила широкое распространение в современных российских школах.

КАРАКОВСКИЙ, Владимир Абрамович , доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, народный учитель, посвятивший 60 лет жизни воспитанию и обучению детей в советской и российской школе. Один из авторов педагогики сотрудничества. В 1988—1991 годах председатель Всероссийского совета по народному образованию. С 1977 по 2011 годы директор школы №825 г. Москва.

В 2003 году за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу был награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. За многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей отмечен Медалью «В память 850-летия Москвы» (1997год) и Знаком отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (2011 г). За особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность в 1971 году В.А.Караковскому было присвоено звание Заслуженный учитель школы РСФСР, в 1991 году «Народный учитель СССР». В 1986 году он стал Лауреатом Премии Ленинского комсомола за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные достижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев. В 1997 году − Лауреатом Премии Президента Российской Федерации в области образования за разработку учебно-методического пособия для общеобразовательных учреждений "Воспитание? Воспитание... Воспитание!"

Владимир Абрамович был убеждён, что «школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания». В одной из своих работ он писал: «Мы размышляем о школе будущего без суетливого авангардизма, без эффектов… Наша вера на этом пути такова:

Без памяти — нет истории,
Без истории — нет культуры,
Без культуры — нет духовности,
Без духовности — нет воспитания,
Без воспитания — нет Человека,
Без Человека — нет Народа!»

О встречах с Владимиром Абрамовичем, о его идеях, оказавших огромное влияние на развитие научно-педагогических представлений о воспитании и воспитательных системах не одного поколения учителей России, вспоминает в своей статье доктор педагогических наук, профессор С. Д. Поляков.

КАРАКОВСКИЙ: ВСТРЕЧИ И ИДЕИ

Поляков Сергей Данилович,

доктор пед. наук, профессор кафедры психологии

Ульяновского государственного педагогического университета

им. И.Н.Ульянова

[email protected]

Аннотация : В статье, посвященной памяти выдающегося советского и российского ученого-педагога Владимира Абрамовича Караковского, содержится краткий очерк развития его педагогических идей с учетом социальных и идеологических контекстов. В. А. Караковский исповедовал педагогику коллективной творческой жизни, делая акцент на воспитании у детей и молодежи инициативы, самодеятельности, творчества. По его мнению, воспитатель-ная система школы начинается с выработки общих педагогических целей и представлений о желаемом образе жизни детей и взрослых. В основании системы воспитания лежат ценности. Сформулированный Караковским перечень ценностей включает такие понятия, как: Человек, Семья, Отечество, Знание, Мир, Труд, Культура, Земля. Сутью воспитания является построение коллективных отношений в соответствии с этими ценностями. Необходима символизация школьных событий, традиций с «оглядкой» на сложившиеся школьные ценности. В построении воспитания должны сочетаться краткие периоды насыщенных ярких событий («воспитание крупными дозами») и периоды повседневной жизни и работы. Успешное воспитание предполагает создание опыта самопознания; понимания законов коллективной жизни, опыта помощи другим людям в их развитии. Взгляд автора статьи на педагогическое наследие В. А. Караковского может быть полезен в плане осмысления и понимания социально-педагогических реалий, связанных с историей становления коллективного воспитания в России, и перспективами его развития.

Ключевые слова: В. А. Караковский. Воспитание в коллективе. Система воспитания.Ценности. Отношения.

3 марта 2015 г. ушел из жизни один из самых выдающихся практиков и теоретиков воспитания поздней советской и современной российской школы Владимир Абрамович Караковский. В моей педагогической судьбе знакомство с В. А. Караковским, с челябинской и московской школами, где он работал директором, осмысление его научно-педагогических и мировоззренческих идей стали важными источниками понимания социального мира и педагогических реалий.

Сначала Владимир Абрамович Караковский был для меня легендой. Где-то там, в Челябинске, есть директор школы, который вместе со старшеклассниками участвует в деятельности отряда юных коммунаров, носит на лагерных сборах школьного актива красный галстук и поет у костра вместе с ребятами песни о таежной романтике и любви. Об этом рассказывал в Комсомольской правде журналист С. Л. Соловейчик и ребята из Фрунзенской коммуны, с которым мы, ульяновские школьники, дружили.

Потом, в 1974 г., был эстонский город Элва, конференция московских и эстонских педагогов из научных групп Людмилы Ивановны Новиковой и Хейно Лийметса. И гость из Челябинска Владимир Абрамович Караковский провозглашает удивившую меня, начинающего аспиранта, идею: дети должны делать то, что им хочется, а хотеть они должны то, что хотим мы, педагоги. Тогда это утверждение казалось отрывом от распространенной практики: дети должны делать то, что хотят умные, опытные взрослые. Позже, в 1990-х, в педагогических кругах эта максима Караковского оспаривалась: не получается ли здесь манипуляция над внутренним миром ребенка? И ответы на этот вопрос были разные. Одни дискутанты присоединялись к Караковскому, другие говорили, что такая позиция разрушает самоопределение школьников - главное условие личностного развития. Там, в Элве, и состоялось мое знакомство с Владимиром Абрамовичем и я напросился к нему в Челябинск на коммунарский сбор.

Коммунарский лагерный сбор в челябинской школе № 1 произвел сильное впечатление, но еще больше запомнилась ситуация обсуждения сбора на другой день после его окончания. Мы сидели с Караковским где-то позади школьников и он, к моему удивлению, не очень-то слушал высказывания ребят, но каждому выступающему выдавал яркие неожиданные характеристики. Так впервые для меня приоткрылась идея, что за педагогикой коллективной творческой жизни существует более глубокий слой педагогики: жизненные, индивидуальные проявления детей и подростков.

Потом Караковский появился в Москве. Сначала писал в годичной аспирантуре кандидатскую диссертацию, а затем в 1977 г. стал директором 825-й московской школы. Я в тот же год начинал работать организатором внеклассной и внешкольной работы в ульяновской школе № 62 (сейчас эта должность называется «замдиректора по воспитательной работе») и в меру своих умений пытался «строить» в школе коллективную творческую жизнь. Но в попытках устроить хорошую жизнь в школе нам не хватало образцов этой хорошей жизни. И в поисках образов такой жизни группа школьников и учителей нашей школы отправились на коммунарский сбор уже в школу В. А. Караковского. После этой поездки с учителями мне стало разговаривать легче.

В это же время появились первые книги Владимира Абрамовича . В книгах зацепило несколько идей:

Ценность организованного разновозрастного общения, без которого невозможна, как говорил позже Караковский, атмосфера добротворчества;

Идея общешкольных ключевых творческих дел, как относительно коротких (до недели!) насыщенных ситуаций школьной жизни, которые становятся «ударными» дозами воспитания;

Концепция критериев результативности воспитания (критерий факта участия школьников в воспитывающих ситуациях; критерий отношения как отношение школьников к общей деятельности, общению, традициям школы, критерий выпускников как факт их добровольного участия в жизнедеятельности школы). Первые два критерия (особенно второй) мне представляются и сейчас базовыми для анализа воспитательной эффективности школ;

- «приземление» идеи системности воспитания (сформулированной в начале 1970-х гг. Л. И. Новиковой и А. Т. Куракиным) на организацию жизни школы. У В. А. Караковского эта идея звучала как максима: «воспитание успешно только, если оно системно».

Сначала системность в его кандидатской диссертации имела облик системы воспитательной работы (то есть системной характеристики внеучебной сферы школы). Затем к 1988 г. в докторской диссертации она расширилась до характеристики всей жизни школы как воспитательной системы. Эта общешкольная воспитательная система трактовалась как следствие определенной воспитательно ориентированной политики директора, администрации при построении школьной жизни в целом. Докторская диссертация Караковского стала одним из краеуголных камней нового, более конкретного понимания системности воспитания во всей научной группе Л. И. Новиковой. Именно такой интерпретацией пронизана известная книга «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» . В 1995 г., когда появилось первое издание, она была чуть ли не единственной в новые «российские» времена научно-практической книгой по проблемам воспитания.

Воспитательная система челябинской школы № 1 и московской школы № 825 и в 1970-е, и в 1980-е гг. строилась на идеях романтического коммунизма, понимаемого как общество свободных, творческих, коллективистских людей, стремящихся к общему социальному благу. Может быть, квинтэссенцией этого устремления было раннее утро 22 апреля, когда все, кто ЛИЧНО считал это необходимым (школьники, их родители, учителя, директор), шли к мавзолею Ленина. Причем в этой акции никакого организованного хождения классами, педколлективом, никакой обязаловки для учителей и детей не было…

В начале 1990-х гг. для школы № 825, школы Караковского, наступили сложнейшие времена. Романтическо-коммунистическая система воспитания «налетела» на изменившиеся социальные ценности, ориентиры, реалии. Перед педагогами и перед самим директором встал вопрос: отказываться ли от своей успешной воспитательной системы, от педагогических идей, в которые верила значительная часть педколлектива? Но если отказываться, что взамен? Ответа не было. И тогда учителя попытались понять, что же в действительности стоит за успешной педагогикой школы, нет ли в ней более глубоких, чем коммунистические идеи, оснований, не привязанных однозначно к какой-либо идеологии. В. А. Караковский и педагоги школы нашли ответ на этот вопрос, и ответ оказался непростым.

Переосмысление оснований своего опыта через серию педагогических советов и обсуждений позволило увидеть те ценности, на которые объективно опиралась школа в предшествующие годы. Так появился перечень ценностей, который и сейчас остается точкой отсчета для построения воспитания в школе. Он, начиная с публикаций В. А. Караковского в 1992−1993 гг., стал известен, даже популярен в той части педагогического мира, которая ориентируется на решение задач воспитания. Напомним его: Человек, Семья, Отечество, Знание, Мир, Труд, Культура, Земля. Тезисом, выражающим путь и способ жизни этих ценностей, была еще одна максима Караковского: «построение лучшей жизни лучшими отношениями».

В новых условиях школа Караковского, сохранив основные стратегические формы организации воспитания (лагерные сборы, ключевые общешкольные дела, встреча рассвета), изменила их символические значения. Теперь на сборе отряды носили разноцветные галстуки как символ «нашего разнообразия», в ключевых школьных делах усилилась ориентация на вневременные российские культурные символы: Пушкин, «Мы - москвичи». Рассвет стал Рассветом Победы, когда в начале мая все, кто считал это важным, встречали его на
Воробьевых горах, откуда открывается утренний вид на предпраздничную Москву.

Но возникло новое поле напряжения, новые вопросы: а имеют ли школа, педагоги право на построение жизни детей, значительно отличающихся от окружающей социальной жизни, не создает ли школа своей воспитательной успешностью жизненные конфликты детей, неприспособленность детей к взрослой жизни? Вопрос для педагогики был не новым. Он возникает всегда перед успешными в коллективном воспитании учителями, и в 1970-е, и в 1980-е гг. Но в 1990-е он становился все более острым.

Ответом на этот вопрос стало, может быть, одно из самых тонких утверждений В. А. Караковского: школа имеет право на построение ИНОБЫТИЯ, мира отличающегося от окружающей жизни, если эта «иная жизнь» подается не как верная, правильная, а как «один из возможных миров». Как жизненный опыт, к которому можно по-разному относиться во взрослой жизни. Как к светлому воспоминанию из школьной жизни или как к норме отношений для близкого жизненного круга, или как ориентир во взрослых социальных деяниях. И эти разные отношения равноправны. «Каждый выбирает по себе…» − как звучит строчка из любимой песни Владимира Абрамовича. В. А. Караковский всегда оставался энергичным защитником воспитания как организованного социального деяния дающего человеку шанс на добротворческую, умную позицию в ближнем и дальнем мирах.

Теории воспитания - особенные теории. Уберите из них авторов идей, и теоретические положения станут сомнительны. Научные педагогические идеи убедительны, если убедительны личности их носителей. Это и о педагогике В. А. Караковского. Но все-таки каковы главные идеи педагогики Караковского, в чем сумма его утверждений? Ответ на этот вопрос может дать только специальное исследование. Мы можем претендовать только на обозначение некоторых тем и рамок этой педагогики.

1. Воспитательная система школы как педагогическая реальность, начинается с позиций ее авторов, с выработки общих педагогических целей и представлений о желаемом образе жизни детей и взрослых.

2. Основания воспитательной системы (шире, воспитания) - ценности.

3. Суть воспитания - построение отношений в соответствии с этими ценностями.

4. В построении воспитания должны сочетаться относительно краткие периоды насыщенных ярких событий («воспитание крупными дозами») и периоды повседневной жизни и работы.

5. Необходима символизация школьных событий, традиций с «оглядкой» на сложившиеся школьные ценности.

6. Необходимо различать критерии воспитания на уровне школы (критерии факта, отношений, выпускников) и результаты воспитания на уровне первичного коллектива: какова динамика личности конкретных школьников

7. Успешное воспитание не может происходить без психологизации и педагогизации школьной среды (создание опыта самопознания; опыта понимания своих отношений, законов коллективности, опыта помощи другим людям в их развитии).

Школа, педагоги имеют право на создание опыта «иной», привлекательной жизни как одного из опытов, получаемых школьниками .

Влияние выдающихся педагогов на современников и даже далее, на следующие педагогические поколения, двояко. Что сильнее вдохновляет на научные и практические деяния - стиль Антона Макаренко или его педагогические идеи, образ Константина Ушинского или его антропология, жизнь Иоганна Песталоцци или его размышления о роли ручного труда в умственном развитии, еще неизвестно.

То же можно сказать о Владимире Абрамовиче Караковском. Его идеи, положения ценны для педагогической науки и практики, но для судьбы педагогической науки, для судьбы воспитательной практики для множества людей, втянутых в орбиту дела образования, не менее ценны встречи, жизненные пересечения с Караковским, порождавшие всегда чувства и новые мысли.

Список литературы

  1. Караковский В. А. Без звонка на перемену. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. Караковский В. А. Директор − учитель − ученик. М., 1982; Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.
  2. Караковский В. А. Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! 2-е изд. М.: Пед. о-во России, 2000.
  3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.

1. Караковский В. А. Без звонка на перемену. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. Караковский В. А. Директор − учитель − ученик. М., 1982; Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. М., 1979.

2. Караковский В. А. Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! 2-е изд. М.: Пед. о-во России, 2000.

3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008.


Жизни и педагогическому творчеству Владимира Абрамовича посвящен сайт: URL: http://karakovski.msk.ru/

Особенностью становления воспитательной системы московской школы № 825 было то, что с момента ее открытия (1970 год) и до прихода в нее директором Владимира Абрамовича Караковского (1977 год) здесь уже сложился некий упорядоченный на определенных основаниях микросоциум. Таким образом, становление воспитательной системы выглядело здесь как переход от одного типа упорядоченности к другому.

До 1977 года школа была типичным продуктом административно-командной системы. Она владела Переходящим знаменем района, занимала первые места в районных соревнованиях и смотрах. И это стало основной целью и смыслом существования школы. Ее центральная функция состояла в воспроизводстве внешнего административного порядка. Практически это означало преследование достаточно ограниченной группы целей: поддержание дисциплины, внешнего вида учащихся, чистоты и порядка в школе, определенного процента успеваемости и обязательных так называемых воспитательных мероприятий. Данные цели почти никогда не присваивались детьми, что объективно вызывало необходимость административного давления на них со стороны учителей. Учителя, в свою очередь, подвергались давлению администрации. В результате характерными чертами в отношениях между ними и учениками были отчужденность и взаимное раздражение.

Вспоминает А.И. Рогачева, выпускница конца 70-х годов: «Порядок был свирепый, все колготки строго одного цвета, мешочки для второй обуви одинакового образца. Каждую неделю мы бритвочками отскабливали на полу черные полосы от обуви. И чуть что не так - крик, вызовы родителей, накачки. Просто мы боялись учителей и директора. А жизнь начиналась за пределами школы». Но и внутри педагогического коллектива климат был не лучшим.

В.А. Караковский начал свою работу с изучения сложившегося в школе положения. Он провел среди учителей анкету, одним из вопросов в которой был такой: «Что, на ваш взгляд, необходимо улучшить в школе?» Большинство ответов так или иначе затрагивало отношения внутри педагогического коллектива: «улучшить отношения», «не допускать лжи, клеветы среди педагогов», «деформализовать работу», «поднять на высокий уровень нравственно-этические проблемы» и т.п. (из рабочей тетради В.А. Караковского, 1977/78 учебный год).

На характер отношений внутри школы накладывали свой отпечаток и особенности социального окружения. Это городской «спальный» район с весьма пестрым социально-профессиональным составом. Социальные связи школы в районе были сведены до минимума, поэтому какого-то общего отношения к школе со стороны ее окружения не могло быть выработано. Дети формировали свое отношение к школе главным образом самостоятельно, исходя из собственного опыта, а опыт был преимущественно негативным.

Существовали, однако, в школе и некоторые очаги, отличавшиеся в структурном отношении от всей системы. Это был туристский клуб, руководимый В.Г. Исаевым. Клуб пользовался у школьников большой популярностью хотя бы потому, что характер деятельности, стиль отношений в нем были совсем другими, чем преобладающие в школе. Однако клуб не определял общего облика школы, он играл скорее роль «отдушины».

В школе было немало хороших учителей, которые на своих уроках в общении с ребятами создавали островки подлинно человеческих отношений. Административная система школы не только терпела эти островки, но и нуждалась в них, по-видимому, из соображений самосохранения.

В.А. Караковский пришел в школу с готовой концепцией воспитательной системы, опробованной в школе № 1 Челябинска, и его первым шагом была попытка сделать эту концепцию достоянием коллективного сознания, элементом структуры. Однако эти идеи «не ложились» здесь непосредственно на опыт учителей и школьников. Пришлось вводить в жизнь школы своеобразные опережающие ситуации - фрагменты новой деятельности, которые демонстрировали наглядно новый стиль жизни. Структурные компоненты на этом начальном этапе возникали в тесной взаимосвязи с функциональными: новые идеи, новые отношения проявлялись через соответствующую деятельность.

События первого года могут быть названы с хронологической точностью. 5 сентября - совещание при только что назначенном директоре по плану года. Идут разговоры, уговоры, рассказы. В.А. Караковский обращается к своим выпускникам-челябинцам, которые оказываются в Москве. Им помогают сотрудники АНН СССР В.М. Максакова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова. Идет подготовка сознания школьников и педагогов. Уже 16 сентября состоялась первая школа пионерского и комсомольского актива (позднее ее стали называть ТУ -творческая учеба), на которой можно было не только услышать о том, как жить иначе, но и принять участие в простейших коллективных творческих делах и на себе ощутить ростки новых отношений. ТУ стала регулярной:

11 декабря, 22 января, 19 февраля. И лишь после этого вновь происходит выработка идеологии воспитательной системы: 21 февраля собрание «Перспективы развития школы на 1978—1980 гг.», 15 марта педсовет, посвященный утверждению перспективного плана развития школы. Возникает особая проектировочная деятельность — создание планов и других моделей будущей школы. Создавались документы вроде «Заповедей педагогического коллектива», «Нравственных принципов школьника образцового города», «Письма в 2017 год» и т.п. Эти документы в разной степени отражали появление «коллективной мечты» - важного структурного образования системы.

29 марта начался первый весенний коммунарский сбор, заложивший основные структурные основания системы, которые мы будем описывать ниже.

Самое главное состоит в том, что сбор, являющийся действующим идеалом, создает параллельные структурные образования: стиль отношений, ценности, группы людей, организованные формы, способы деятельности. Эта новая структура начинает противоречить прежним функциям системы, разрушая и вытесняя их. Этот процесс протекал отнюдь не безболезненно.

Итоговый документ 1977/78 учебного года сообщает: «Пошатнувшийся престиж школы, полная замена администрации при сохранении прежнего педагогического состава, перестройка отношений и значительная переориентация по существенным вопросам учебно-воспитательной работы... характеризуют прошедший год как год серьезных испытаний... Школьный коллектив учащихся и многие классные коллективы находятся на низком уровне развития. Неразвитость ученического самоуправления, отсутствие здорового общественного мнения, формальное отношение к выполнению режимных требований, особенно к дежурству, малая общественная активность... Педагогический коллектив, несмотря на его работоспособность, мобильность и многочисленный актив, еще не представляет собой нравственного идеала для коллектива ученического: недостает сплоченности, дисциплины и сознательности. Нередки случаи формального отношения к своим служебным обязанностям, болезненного восприятия критики, ненужной нервозности».

Далее в этом же документе зафиксировано, что имели место нарушения педагогами внутреннего распорядка: прогулы, низкое качество замещенных уроков и т.п. Позднее документы и устные свидетельства сообщают, что в течение первых двух лет снизился уровень успеваемости, дисциплины в школе. Переходящее знамя, естественно, было потеряно.

Таким образом, мы видим наличие определенной деструктивной тенденции. Нарушение структурно-функционального соответствия приводит к некоторой дезинтеграции системы. Однако включение педагогов и учащихся в совместную творческую деятельность достаточно быстро приводит к новому упорядочению системы, к стабилизации отношений всех структурных компонентов. Так, уже при анализе 1979/80 учебного года нарушения педагогической этики, нервные срывы и безответственные заявления называются рецидивами прошлых болезненных явлений. Следовательно, общий стиль отношений стал уже иным.

Интересно проследить распространение нового стиля отношений в детской среде. Вспоминает выпускница С.Султанова: «Если раньше в походах не обходилось без выпивки, преобладал вульгарный стиль, то после нескольких сборов (имеются в виду коммунарские сборы. -А. С.) такое стало невозможным... В походы ходили, как и раньше, с удовольствием, но отношения стали другими».

Можно сделать вывод, что структурные образования, сформировавшиеся под воздействием коллективной творческой деятельности, переносятся на другие виды деятельности, на другие ситуации, в том числе и такие, которые не поддаются непосредственному контролю педагогов. Собственно, это начало процессов саморегуляции - утверждение нового типа упорядоченности.

К концу 1980/81 учебного года педагогический коллектив делает вывод о том, что в школе заканчивался этап становления воспитательной системы.

Каковы же постоянные характеристики воспитательной системы школы Караковского? Если говорить о структуре системы, то начинать нужно с ее идеального уровня. Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, на его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей занимает педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство «мы» по отношению к школе. Возникла идея общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя, кроме педагогов, представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет «сборовских комиссаров», дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.

Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор; он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая - это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И, наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Однако наличие этих четырех сил, несмотря на их объективные различия, не означает, что в школе происходит какая-либо открытая борьба между ними. Хотя процесс принятия решений часто не оформляется демократическими процедурами, на самом деле он глубоко демократичен. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет. Таким образом, можно сделать вывод, что в данной воспитательной системе механизм осуществления властных полномочий функционирует в значительной степени в сфере нормальных отношений.

Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений.

Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде. За три года наблюдений нам не пришлось видеть ни одной драки; здесь невозможно (или почти невозможно) услышать нецензурное слово и даже просто грубость. Преобладают в отношениях юмор и сдержанность.

До сих пор мы говорили о тех нормах, которые регулируют, прежде всего, сферу общения. Что же касается сферы деятельности, то здесь прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

Начиная характеристику функциональных компонентов воспитательной системы данной школы, необходимо отметить, что ее существенным признаком служит использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Внешне трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Гомологически ему отдаленно соответствуют древние карнавалы, мистерии, народные праздники и т.п. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели. Он является самоцелью, несет цель в самом процессе. Это самостоятельная духовная ценность, которая хотя и не имеет способов материализации, так же, как, например, театральный спектакль, тем не менее является самостоятельным феноменом культуры, имеющим такой же самостоятельный статус, как искусство или спорт. Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Несколько условно можно говорить, что сбор - это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального. Образ идеальной общины, тесно связанный с идеей соборности, существует в сознании большинства людей, по крайней мере принадлежащих культуре Российского ареала. Поэтому коммунарский сбор отвечает фундаментальным духовным потребностям человека. Однако эта маленькая утопия - именно потому, что она утопия, - осуществима только при условии ее непродолжительности и относительной изолированности.

Нас интересует не сам по себе коммунарский сбор, а его функциональное содержание в воспитательной системе школы. Прежде всего, он является чрезвычайно значимой личностной ценностью для большинства ребят и взрослых. Это подтверждают и опросы, и сочинения, и воспоминания выпускников, и материалы наблюдений.

Сбор, занимая по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства «мы». Сбор служит функциональной основой, которая в значительной степени формирует ту структуру системы, которую мы пытались охарактеризовать выше. Кроме того, сбор - это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу, выполняемую в режиме, так сказать, подчеркнутой самостоятельности школьников. Старшеклассник-комиссар берет на себя функции организатора, педагога, да и психолога. Сбор для его участников имеет и развивающее, и образовательное, в психокоррекционное значение. Самое же главное, что сбор, показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, в то же время и у воспитанников, и у воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему.

В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). С внешней стороны они, во многом напоминая коллективную творческую деятельность коммунарского сбора, явно ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах. Но в то же время ключевые дела тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями, будучи лишены элементов утопичности, присущих сбору. Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр, как часть Праздника знаний, активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении.

Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты. Таким образом, общешкольные ключевые дела во многих отношениях как бы уравновешивают, дополняют коммунарские сборы, обогащают функциональные характеристики воспитательной системы.

Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. Очевидно, что эти виды деятельности охватывают преимущественно праздничную фазу функционирования школы. Что же происходит с буднями? Будни школы - это учебный процесс. Наиболее характерной чертой учебного процесса в воспитательной системе школы В.А. Караковского являются различные формы интеграции учебной и внеурочной деятельности. В школе давно существуют коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки. Но все эти нестандартные формы обучения могут применяться далеко не каждый день. Все равно остается обыденная, рутинная учебная работа, которая требует напряжения, которая не всегда соответствует личным интересам школьника.

Каким же образом эта деятельность вписывается в воспитательную систему, имеющую в своей структуре идею творчества и личной независимости? Дело в том, что мотивация учебной деятельности тесно увязана с межличностными отношениями между педагогом и школьниками, которые складываются преимущественно во внеурочной творческой деятельности и свободном общении.

Говорит М.Макарова, выпускница 1987 года: «Понимаете, нам бывает неудобно перед, например, Маргаритой Сергеевной не подготовиться к ее уроку. Конечно, не всякий предмет и не всякая тема мне лично интересны. И каждый из нас уже решил, чем он будет заниматься после школы. Но наши учителя, во всяком случае большинство, - хорошие люди, и у нас с ними хорошие отношения, которые мы не хотим портить...»

Важной функциональной составляющей воспитательной системы является туристическая деятельность. Вокруг физрука школы группируется постоянная компания туристов, которая во время походов обрастает ребятами из разных классов. Важно, что вся туристическая работа хотя территориально и проходит далеко от школы, тем не менее непосредственно связана с ее воспитательной системой. Большие походы всегда становятся предметом обсуждения школьного коллектива: вывешиваются газеты с фотографиями, идет устный обмен мнениями. Все это заметно сказывается на психологическом климате отдельных классов и школы в целом. Туристическая деятельность создает еще один дополнительный слой отношений, укрепляя тем самым структуру воспитательной системы.

Мы рассмотрели центральную функцию воспитательной системы школы № 825 - воспитывающую деятельность. Обратимся теперь к другим ее функциям.

Функция самовоспроизводства, самосохранения воспитательной системы школы реализуется через повторение традиционных ситуаций. Уже упоминавшийся весенний сбор ежегодно продуцирует в детской среде эталонные формы поведения. Он дает коллективу наглядные критерии приемлемого в данной системе поведения. Важно подчеркнуть, что сбор, резко отличаясь от обычной жизни, которая окружает детей вне школы, позволяет ребенку усваивать стиль отношений, присущий именно его школе. Таким путем - через ежегодное воспроизведение эталона — обеспечивается сохранение системы. Большую роль при этом играют «старички» - выпускники школы прошлых лет, которые довольно придирчиво следят за тем, чтобы традиции сборов не нарушались.

Сам по себе эталон поведения еще не обеспечивает воспроизводства структурных компонентов системы. Необходима совокупность санкций и стимулов.

Надо сказать, что воспитательная система этой школы не выработала большого набора санкций. По существу, здесь используется лишь одно наказание как для учителей, так и для учеников - моральное, негласное осуждение. Человек, допускающий в своем поведении отклонение от ценностей школы, просто удаляется на периферию неформальной структуры коллектива: с ним меньше общаются эмоциональные лидеры коллектива, на него меньше обращают внимания и меньше... загружают работой. Этой санкции оказывается достаточно, чтобы обеспечить определенное целостное единство системы.

Впрочем, система стимулов также не разнообразна и строится в основном на приближении к верхушке коллектива (назовем ее элитой) по его неформальной иерархии. Этот процесс протекает несколько быстрее в детской среде, нежели в учительской, однако механизм его идентичен. Парадокс состоит в том, что в глубоко демократичном коллективе существует довольно жесткая иерархия неформальных статусов. Узкий слой элиты в этой иерархии отличается вовсе не привилегиями в работе (скорее, наоборот, элита работает больше всех остальных), но здесь создан весьма привлекательный стиль общения, и возможность участвовать в этом общении является единственной серьезной привилегией.

Итак, что же такое воспитательная система 825-й московской школы? В двух словах — это целостная педагогическая концепция «Мы - школа»; интеграция педагогических воздействий; коммунарская методика; высокий уровень неформальных межличностных отношений; творчество; взаимодействие с наукой.

Начальный период развития воспитательной системы школы Караковского оканчивается к концу 1980/81 учебного года. Однако следующие четыре года в качественном отношении примыкают к этому периоду, поскольку идет интенсивный процесс упорядочения на тех же основаниях. Система совершенствуется: вырабатывается наиболее рациональная структура весеннего сбора; видоизменяется творческая учеба, превратившись из дела инициативной группы в дело какого-либо класса; появляются некоторые новые формы работы, например зимний подростковый сбор для учащихся четвертых-седьмых классов, постепенно растет уровень качественной успеваемости - от 41,6% в 1978 году до 53,6% в 1983 году. Система стабилизируется, ее структура соответствует функциональным характеристикам.

Примерно 1985/86 учебным годом можно датировать начало следующего этапа в развитии воспитательной системы. В это время происходят достаточно глубокие перемены, система продвигается вперед. В чем же истоки этих перемен?

Первый звонок о неблагополучии прозвенел еще в 1982 году. 19 декабря состоялась ТУ-35. На ее анализе один девятиклассник заявил, что ТУ повторяет сама себя, что она исчерпала себя. В.А. Караковский делает в своей рабочей тетради лаконичную запись: «После ТУ - разговор. Тяжелый: настроения «надоело».

Спустя год, после Дня творчества 26 ноября 1983 года В.А. Караковский фиксирует: «Атмосфера творчества в школе уже создана. Теперь новые задачи: искать новые формы творчества. То, что было, это уже было. А были уже и упрощения (VII-A и 1Х-Б)».

И, наконец, еще через год, осенью 1984 года, тоже после Дня творчества, мысль созревает окончательно: «В этот день наиболее часто встречаются виды творчества, не требующие длительной подготовки (сценки, состязания, пародии, розыгрыши, капустники и др.), и хотя многое готовится не один день, но все же это творческие «однодневки». Они позволяют судить о настроении, о состоянии, но не оставляют реальных и глубоких следов (картина, песня, поэма, механизм, модель, макет к т.д.). На Дне творчества сказывается опыт ТУ и сборов. Но скоро может наступить пресыщение этими формами надо искать новые пути» (из рабочих тетрадей В.А. Караковского).

Мы имеем симптомы определенного кризиса ведущей деятельности. На наш взгляд, он вовсе не исчерпывается словом «надоело». Причины его кроются в появлении определенного дисбаланса между структурой и функциями воспитательной системы. Деятельность по «производству» хорошего настроения, объективно имеющая достаточно высокий качественный уровень, перестала оправдывать ту сложную структуру, которая сложилась в воспитательной системе.

Помимо внутренних проблем коллективной творческой деятельности, обострилось и расхождение между внеурочной и учебной деятельностью. Суть проблемы, на наш взгляд, состояла в том, что структурные образования системы (в частности, представление о том, какой должна быть деятельность) обогнали развитие учебной деятельности. Иначе говоря, структура системы вступила в противоречие не только с непосредственно породившей ее функцией (коллективная творческая деятельность), но и с другой важнейшей функцией - учебным процессом.

Следует отдать должное педагогическому коллективу школы: как только проблема выявилась, сразу же начались поиски путей ее решения.

Идеологическое обоснование перемен было сформулировано В.А. Караковским таким образом: поскольку творческая атмосфера уже создана и она имеет тенденцию превращаться в «балаганчик», необходимо обогатить внеурочную деятельность познавательным содержанием и, наоборот, ввести на урок коллективную творческую деятельность (выступление на обсуждении межпредметного урока 19 ноября 1986 года). Эта линия с характерной для педагогического коллектива настойчивостью проводилась в течение трех лет: 1985/86 - появляются штабы знаний, познавательная игра «Робинзонада-86», общественный экзамен, дидактический театр; 1986/87 - Ломоносовский месяц, включивший в себя экспедицию в Холмогоры, научную конференцию, межпредметные и межвозрастные уроки; 1987/88 - месяц Москвы, развитие межпредметных и межвозрастных уроков и т.п. (из планов работы школы на 1985/86-1987/88 учебные годы).

На наш взгляд, смысл данной серии нововведений не исчерпывается внесением дидактических элементов во внеурочную деятельность, а также элементов коллективного творчества в обучение. На самом деле произошло изменение самой сущности ведущей деятельности, ее смысла. Внешне все выглядело как совершенствование старых форм: ключевые общешкольные дела остались на своих местах, обновляясь в нормальных пределах; содержание деятельности коренным образом не изменилось. Но изменились критерии оценки, изменилась цель деятельности. Если прежде на выступлении класса, например, на празднике песни ценились настроение, атмосфера, юмор, то теперь на первый план вышло качество самого выступления, его художественные достоинства, оригинальность решения, исполнительский уровень. Внешне тот или иной праздник мог выглядеть примерно так же, как и несколько лет назад, однако по сути произошла смена ведущей деятельности.

Изменение ведущей деятельности произошло, повторяем, скрыто, незаметно, но оно вызвало определенные перемены и в структуре воспитательной системы. Изменение критериев оценки коллективных творческих дел, их известная профессионализация повысили авторитет компетентности, что сказалось на отношениях между педагогами и детьми. Если прежде педагогу достаточно было быть хорошим, творческим человеком, то теперь ему необходим еще и достаточно высокий уровень знаний. С другой стороны, дети стали замечать и индивидуальные черты учителя. Таким образом, при определении роли каждого действующего лица системы меньше учитывается официальный его статус (учитель, ученик, вожатый), но все больше - его реальные деловые качества.

Описанный нами процесс придал новый импульс развитию воспитательной системы. Произошло новое упорядочение ее, ослабли деструктивные процессы. Так, в конце 80-х годов уже не было разговоров о кризисе, не было ощущения остановки в развитии. И хотя случались годы более удачные или менее удачные, в целом вторую половину 80-х годов следует оценивать как период роста воспитательной системы школы, повышения ее воспитывающего потенциала.

В.А. Караковский считает, что всякая воспитательная система имеет свойство старения и поэтому необходим особый этап обновления или перестройки системы. Процессы развития, о которых мы говорили выше, имели не только позитивные, но и негативные стороны. Так, процесс упорядочения, интеграции позволяет сделать воспитательную систему предсказуемой и управляемой. Однако он же несет в себе уменьшение количества неожиданных, непредсказуемых ситуаций.

Сокращение зоны неорганизованной хаотичной деятельности объективно приводит к уменьшению источников нового. Потребность в новизне, которая существует в детском обществе всегда, особенно обостряется в общественно-политической ситуации сегодняшнего дня. И даже если дети не чувствуют на себе воздействия авторитарности и формализма, которые существуют во многих других школах, идеи обновления, можно сказать, витают в воздухе. Все это создает определенный дефицит новизны.

Специфика коллективной творческой деятельности состоит, в частности, в том, что в ней недопустимы повторения, топтание на месте. Соответственно в самой структуре воспитательной системы школы № 825 заложена установка на постоянное повышение уровня деятельности.

Важным источником развития стала идея педагогизации ученической среды. Еще в 1985 году В.А. Караковский писал: «...Если мы хотим совершенствовать школьный коллектив, мы должны заниматься педагогической профориентацией. Именно она позволяет создать единый коллектив детей и взрослых» (рабочая тетрадь, 1984/85 учебный год).

Педагогизация означает, что часть старшеклассников, участвуя в тех же делах, что и остальные, становится при этом в педагогическую позицию. Таким образом, та же деятельность приобретает для них новый смысл; они начинают оценивать ее не с точки зрения конечного творческого продукта, а с позиций педагога - как средство развития личности школьника более младшего возраста. Такое преобразование смысловой стороны деятельности фактически означало бы появление новой ведущей деятельности. Иными словами, под развивающуюся структуру системы был подведен новый функциональный базис.

Элементы педагогизации старшеклассников в воспитательной системе школы присутствовали всегда, и особенно ярко они проявляются во время подготовки и проведения весеннего сбора. Однако для того чтобы педагогизация охватила значительную часть старшеклассников, необходима подготовка сознания.

На современное состояние школьной воспитательной системы сильнейшим образом повлияли те изменения в обществе, что произошли на рубеже 80-90-х годов. Развал СССР, невероятное обострение всех социальных, политических, экономических, национальных проблем, отказ от прежних идеалов, коммерциализация человеческих отношений, рост воинствующей бездуховности, культурная деградация, инверсия понятий, вымывание из педагогического лексикона термина «воспитание», разрушение прежних детских и юношеских организаций - это и многое другое привело значительную часть педагогов в состояние шока, тупика, кризиса. Для 825-й школы наступило время суровых испытаний. На прочность прежде всего проверялась ее воспитательная система, и важнейшей проблемой для нее стала проблема выживания. Нельзя сказать, что она уже решена, но к чести педагогического коллектива школы можно с уверенностью сказать, что воспитательная система в этой школе под ударами судьбы выстояла. Причин здесь несколько.

В течение ряда лет в школе работала научно-практическая лаборатория, приобщившая большую часть учителей к исследовательской деятельности, приучившая их к самоанализу и внимательному изучению окружающего социума. Малая педагогическая концепция системы сразу строилась на добротной научной основе: лабораторией создавалась новая концепция гуманистического воспитания. Воспитательная система школы изначально строилась как гуманистическая и демократическая. Прекращение деятельности пионерской и комсомольской организаций школа пережила относительно спокойно, так как в ней приоритет всегда отдавался не организации, а коллективу. Школьный воспитательный коллектив как ядро воспитательной системы сохранился. Структура системы осталась прежней, но содержание ключевых дел было максимально деполитизировано. Интересно, что главный функциональный узел системы - весенний сбор не только не перестал быть духовной ценностью, но его популярность еще более возросла. Дело в том, что в системе, и в сборе прежде всего, ясно обозначились функции компенсации и социальной зашиты. Любое явление реальной жизни, приобретающее характер чрезмерной избыточности, порождает в людях обратную реакцию. Негативные тенденции в молодежной среде, культивируемые некоторыми средствами массовой информации, зарубежной и отечественной пропагандой, не погасили в детях, подростках, в юношестве мечты об идеальных человеческих отношениях. Вот почему сбор остался духовной потребностью школы.

Вместе с тем педагогический коллектив серьезно занялся целеполаганием. Оказалось, что данной воспитательной системе всегда была свойственна опора на общечеловеческие ценности. Нужно было их сформулировать и педагогически инструментовать. Из нескольких вариантов (религиозные догмы, нравственные добродетели, бытующие в повседневном сознании людей, и т.д.) был выбран вариант, связанный с основополагающими, фундаментальными понятиями, - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Так была создана новая идеология школьной воспитательной системы.

90-е годы существенно усложнили работу школы и функционирование ее воспитательной системы. Благодаря изначальной ориентации на практический гуманизм она ни концептуально, ни структурно не изменилась. Но это не значит, что система вообще не претерпела обновления.

Новая парадигма образования - личностно-ориентированный подход - потребовала движения в работе от всех к каждому. Это сделало весь педагогический процесс более психологичным. В штат школы введены психологи, логопеды, другие специалисты. Теперь необходимые психологические знания получают не только учителя, но и все выпускники школы независимо от выбранного дальнейшего жизненного пути.

Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличились степени свободы, возросла роль ситуации выбора.

Воспитывающая деятельность предусматривает многовариантность. В методах воспитания преобладают «мягкие» опосредованные подходы - диалог, групповая дискуссия, метод педагогической ситуации, создание условий для самореализации личности.

Самоуправленческие процессы максимально упрощены и гуманизированы, немногочисленные органы самоуправления освобождены от властных, административных функций и полномочий.

Обновляются в своем содержании и форме ключевые дела системы. В них появились, например, экономическая игра, свободная трибуна, интеллектуальный марафон, введение новых информационных технологий (Интернет, электронная почта, компьютерные программы).

Система расширяет свое воспитательное пространство, активно осваивая прежде всего малый социум. Но этим дело не ограничивается. У школы крепнут международные связи, развивается детский международный туризм. У педагогов и учащихся складываются связи с английскими, датскими, американскими, китайскими учителями и школьниками. Школа именно как воспитательная система участвует в трех международных программах.

Педагогизация ученической среды приводит к тому, что старшеклассники постепенно приобщаются к систематическому научному исследованию. Это позволяет отслеживать состояние системы изнутри. В школе больше, чем раньше, уделяется внимание воспитанию через культуру. Появились новые спецкурсы: «Культурология» и «Эстетика повседневности». Идет процесс формирования культуры школы.

Вместе с тем усилилось движение навстречу друг другу дидактической и воспитательной систем, каждая из которых сегодня является основанием для развития другой системы. Все это повышает общий культурный и интеллектуальный уровень всех педагогических процессов.

Таким образом, можно сказать, что воспитательная система школы № 825 сохраняет свою динамику и энергетику.

А.М. Сидоркин

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Ре-дактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998.

Владимир Абрамович Карако́вский (14 февраля - 3 марта ) - советский и российский педагог. Народный учитель СССР (1991).

Биография

В годовщину смерти Владимира Абрамовича, в марте 2016 года, о нём был снят документальный фильм с воспоминаниями выпускников и педагогов

Награды и премии

Воспитательная система В. А. Караковского

В 1963 в челябинской школе № 1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил её разработку в Москве.

Этапы становления системы

Труды

  • Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
  • Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
  • Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
  • Караковский В. А. Воспитай гражданина.- М., 1987.
  • Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
  • Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
  • Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
  • Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
  • Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
  • Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
  • Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
  • Караковский В. А. // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
  • Караковский В. А. // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
  • Караковский В. А. // Скепсис.-2005.-№ 3/4.
  • Караковский В. А. // Воспитательная система.-2005.
  • Караковский В. А. , Матусевич В. Л. - 2005.
  • Караковский В. А. // Наука и жизнь .-1998.- № 7.
  • Караковский В. А. // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.

Напишите отзыв о статье "Караковский, Владимир Абрамович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Караковский, Владимир Абрамович

В воздухе, на солнце, было тепло, и тепло это с крепительной свежестью утреннего заморозка, еще чувствовавшегося в воздухе, было особенно приятно.
На всем, и на дальних и на ближних предметах, лежал тот волшебно хрустальный блеск, который бывает только в эту пору осени. Вдалеке виднелись Воробьевы горы, с деревнею, церковью и большим белым домом. И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зеленый шпиль церкви, и углы дальнего белого дома – все это неестественно отчетливо, тончайшими линиями вырезалось в прозрачном воздухе. Вблизи виднелись знакомые развалины полуобгорелого барского дома, занимаемого французами, с темно зелеными еще кустами сирени, росшими по ограде. И даже этот разваленный и загаженный дом, отталкивающий своим безобразием в пасмурную погоду, теперь, в ярком, неподвижном блеске, казался чем то успокоительно прекрасным.
Французский капрал, по домашнему расстегнутый, в колпаке, с коротенькой трубкой в зубах, вышел из за угла балагана и, дружески подмигнув, подошел к Пьеру.
– Quel soleil, hein, monsieur Kiril? (так звали Пьера все французы). On dirait le printemps. [Каково солнце, а, господин Кирил? Точно весна.] – И капрал прислонился к двери и предложил Пьеру трубку, несмотря на то, что всегда он ее предлагал и всегда Пьер отказывался.
– Si l"on marchait par un temps comme celui la… [В такую бы погоду в поход идти…] – начал он.
Пьер расспросил его, что слышно о выступлении, и капрал рассказал, что почти все войска выступают и что нынче должен быть приказ и о пленных. В балагане, в котором был Пьер, один из солдат, Соколов, был при смерти болен, и Пьер сказал капралу, что надо распорядиться этим солдатом. Капрал сказал, что Пьер может быть спокоен, что на это есть подвижной и постоянный госпитали, и что о больных будет распоряжение, и что вообще все, что только может случиться, все предвидено начальством.
– Et puis, monsieur Kiril, vous n"avez qu"a dire un mot au capitaine, vous savez. Oh, c"est un… qui n"oublie jamais rien. Dites au capitaine quand il fera sa tournee, il fera tout pour vous… [И потом, господин Кирил, вам стоит сказать слово капитану, вы знаете… Это такой… ничего не забывает. Скажите капитану, когда он будет делать обход; он все для вас сделает…]
Капитан, про которого говорил капрал, почасту и подолгу беседовал с Пьером и оказывал ему всякого рода снисхождения.
– Vois tu, St. Thomas, qu"il me disait l"autre jour: Kiril c"est un homme qui a de l"instruction, qui parle francais; c"est un seigneur russe, qui a eu des malheurs, mais c"est un homme. Et il s"y entend le… S"il demande quelque chose, qu"il me dise, il n"y a pas de refus. Quand on a fait ses etudes, voyez vous, on aime l"instruction et les gens comme il faut. C"est pour vous, que je dis cela, monsieur Kiril. Dans l"affaire de l"autre jour si ce n"etait grace a vous, ca aurait fini mal. [Вот, клянусь святым Фомою, он мне говорил однажды: Кирил – это человек образованный, говорит по французски; это русский барин, с которым случилось несчастие, но он человек. Он знает толк… Если ему что нужно, отказа нет. Когда учился кой чему, то любишь просвещение и людей благовоспитанных. Это я про вас говорю, господин Кирил. Намедни, если бы не вы, то худо бы кончилось.]
И, поболтав еще несколько времени, капрал ушел. (Дело, случившееся намедни, о котором упоминал капрал, была драка между пленными и французами, в которой Пьеру удалось усмирить своих товарищей.) Несколько человек пленных слушали разговор Пьера с капралом и тотчас же стали спрашивать, что он сказал. В то время как Пьер рассказывал своим товарищам то, что капрал сказал о выступлении, к двери балагана подошел худощавый, желтый и оборванный французский солдат. Быстрым и робким движением приподняв пальцы ко лбу в знак поклона, он обратился к Пьеру и спросил его, в этом ли балагане солдат Platoche, которому он отдал шить рубаху.
С неделю тому назад французы получили сапожный товар и полотно и роздали шить сапоги и рубахи пленным солдатам.
– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.
– Вишь, в самый раз, – приговаривал Платон, обдергивая рубаху. Француз, просунув голову и руки, не поднимая глаз, оглядывал на себе рубашку и рассматривал шов.
– Что ж, соколик, ведь это не швальня, и струмента настоящего нет; а сказано: без снасти и вша не убьешь, – говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу.
– C"est bien, c"est bien, merci, mais vous devez avoir de la toile de reste? [Хорошо, хорошо, спасибо, а полотно где, что осталось?] – сказал француз.
– Она еще ладнее будет, как ты на тело то наденешь, – говорил Каратаев, продолжая радоваться на свое произведение. – Вот и хорошо и приятно будет.
– Merci, merci, mon vieux, le reste?.. – повторил француз, улыбаясь, и, достав ассигнацию, дал Каратаеву, – mais le reste… [Спасибо, спасибо, любезный, а остаток то где?.. Остаток то давай.]
Пьер видел, что Платон не хотел понимать того, что говорил француз, и, не вмешиваясь, смотрел на них. Каратаев поблагодарил за деньги и продолжал любоваться своею работой. Француз настаивал на остатках и попросил Пьера перевести то, что он говорил.
– На что же ему остатки то? – сказал Каратаев. – Нам подверточки то важные бы вышли. Ну, да бог с ним. – И Каратаев с вдруг изменившимся, грустным лицом достал из за пазухи сверточек обрезков и, не глядя на него, подал французу. – Эхма! – проговорил Каратаев и пошел назад. Француз поглядел на полотно, задумался, взглянул вопросительно на Пьера, и как будто взгляд Пьера что то сказал ему.
– Platoche, dites donc, Platoche, – вдруг покраснев, крикнул француз пискливым голосом. – Gardez pour vous, [Платош, а Платош. Возьми себе.] – сказал он, подавая обрезки, повернулся и ушел.
– Вот поди ты, – сказал Каратаев, покачивая головой. – Говорят, нехристи, а тоже душа есть. То то старички говаривали: потная рука торовата, сухая неподатлива. Сам голый, а вот отдал же. – Каратаев, задумчиво улыбаясь и глядя на обрезки, помолчал несколько времени. – А подверточки, дружок, важнеющие выдут, – сказал он и вернулся в балаган.

Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.
В разоренной и сожженной Москве Пьер испытал почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек; но, благодаря своему сильному сложению и здоровью, которого он не сознавал до сих пор, и в особенности благодаря тому, что эти лишения подходили так незаметно, что нельзя было сказать, когда они начались, он переносил не только легко, но и радостно свое положение. И именно в это то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении, – он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными. Ему не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне. Ему очевидно было, что все это не касалось его, что он не призван был и потому не мог судить обо всем этом. «России да лету – союзу нету», – повторял он слова Каратаева, и эти слова странно успокоивали его. Ему казалось теперь непонятным и даже смешным его намерение убить Наполеона и его вычисления о кабалистическом числе и звере Апокалипсиса. Озлобление его против жены и тревога о том, чтобы не было посрамлено его имя, теперь казались ему не только ничтожны, но забавны. Что ему было за дело до того, что эта женщина вела там где то ту жизнь, которая ей нравилась? Кому, в особенности ему, какое дело было до того, что узнают или не узнают, что имя их пленного было граф Безухов?



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.