Употребление деепричастий в речи русский язык. Употребление причастий и деепричастий в речи. Список использованной литературы

1.Организационный момент.

Здравствуйте! Я пришла к вам с хорошим настроением.

А какое настроение у вас?

2. Введение в тему, определение целей урока.

Учитель: Каждый день бывают разные речевые ситуации. Приведу пример из повседневной жизни. Администратору магазина необходимо было написать несколько объявлений. Вот что у него получилось:

Зайдя в магазин, дверь должна быть закрыта.

Заходя в магазин, собаки должны остаться на улице.

Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!

Проверяйте деньги, не отходя от кассы.

Можно ли такие объявления повесить в магазине?

Помогите администратору, исправьте ошибки, запишите правильно.

Проверяем… Определяем, в чем ошибки… Формулируем тему и цель урока…

3. Создание мотивации. Работа с поэтическим текстом.

Учитель: Деепричастия… И произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны?

Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад». Давайте познакомимся с этим стихотворением и попробуем определить, в чем его необычность.

Прочитаем текст (один ученик читает);

Сколько предложений в этом тексте?

Почему мы называем это предложение текстом?

С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

Почему стихотворение записано в виде пирамиды? (Стих. любопытно не только обилием деепричастий, передающих дополнительные действия падающей воды (об этом свидетельствует наличие в словах дрожащих, свистящих, шипящих согласных), но количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, который и своим внешним видом напоминает срывающийся с высоты, все более нарастающий поток воды.)

Задание 1. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий:

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Взвиваясь вертясь грохоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем быстром

(Р.Саути «Лодорский водопад» в переводе А.Шмульяна)

Задание 2 (по рядам). 1ряд: Выпишите деепричастия, которые способствуют звуковой организации речи и помогают услышать падение воды.

2 ряд: Выпишите деепричастия, которые передают звуки движения воды подобно живому существу.

3 ряд: Выпишите деепричастия, которые придают стилю текста возвышенность и торжественность

Проверь себя

Учитель: Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. И именно с помощью деепричастий удалось поэту описать неукротимую природную стихию.

4. Работа в парах с текстом по картине И.А.Айвазовского «Ниагарский водопад»

Учитель: А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.

Рассмотрите картину. Какие деепричастия можно использовать, описывая водопад?

Задание 1: допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Роберта Саути.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты ______________ . Они, ___________, неостановимо бегут наперегонки,___________________ . Вот они, ______________________, переливаются под лучами солнца, а вот,________________________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________, веками удивляет человека?

Выслушать ответы учащихся. Подвести итог: обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, деепричастия «дорисовывают действие», придают художественному тексту особую выразительность.

5. Работа по развитию речи. Грамматические ошибки.

Учитель: Ответьте на вопрос: часто ли вы, ребята, в своей речи используете деепричастия и деепричастные обороты? (отриц. ответ)

Действительно, в обыденной речи человек редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам:

Деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной жизни;

Эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи…

Такие ошибки относят к грамматическим ошибкам. Нам надо научиться видеть и исправлять эти ошибки в предложении, чтобы не возникли проблемы, какие возникли у администратора магазина и чтобы успешно выполнить задание на ЕГЭ.

Задание: Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов

НО… Учитель: Мы на уроках уже изучили деепричастие, знаем, как они образуются и на какие вопросы отвечают, что такое деепричастный оборот, но есть ли в нашем учебнике правило, как находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота. (ответ отриц.)

Распечатка

    Книга ЕГЭ. Русский язык. Авт. Пасичник И.В., Басова Л.А..

В предложениях, содержащих деепричастный оборот, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.

Поэтому, прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в Им. п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный подлежащим, должен выполнять оба действия.

Деепричастный оборот не может быть употреблен в предложении, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным деятелям.

НЕПРАВИЛЬНО: Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

У действия, названного с помощью деепричастия, и действия, названного с помощью сказуемого, должен быть один и тот же исполнитель.

ПРАВИЛЬНО: Возвращаясь в порт, корабль был застигнут штормом.

Создание алгоритма по исправлению ошибок в употреблении деепричастного оборота:

1.Найдите подлежащее (сущ. или местоим. В Им.п.)

2.Найдите сказуемое.

3.Найдите деепричастие. (действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему)

4.Проверьте: должен быть один исполнитель.

Задание: Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

    Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

    Сидя у костра, внезапно налетел ветер.

    Придя в лес, солнце село.

    Входя в школу, у ребят открывается дорога знаний.

    Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

    Закончив экскурсию, в столовой нас ждал обед.

Ответы:

    Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

    Когда мы сидели у костра, внезапно налетел ветер.

    Как только мы пришли в лес, солнце село.

    Входя в школу, ребята открывают дорогу знаний.

    Когда я посмотрел фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

    Закончив экскурсию, мы пошли в столовую на обед.

6.Домашнее задание (на выбор)

Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами:

«ПОЛЕЗНО»

«ИНТЕРЕСНО»

Употребление деепричастий в речи

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»

Вид урока: беседа, практическая работа

Цели урока:

  • Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;
  • Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов;
  • Знать особенности употребления деепричастий;
  • Уметь использовать деепричастия в предложении и тексте.

Ход урока

I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание.

Ребята, вы любите юмористические рассказы? Сейчас я хочу напомнить вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга».

« Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».

Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу?

Какую часть речи неудачно употребляет повествователь?

Над чем он не задумался, а может быть, чего-то он не знал? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему «Деепричастие», о чем необходимо задуматься?

Сформулируйте тему урока (употребление деепричастий в речи).

Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

Сформулируйте цели урока (знать особенности употребления деепричастий; уметь использовать их в предложении и тексте; задуматься о роли деепричастий в речи ).

II. Актуализация опорных знаний.

Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (выделите в каждом столбике деепричастие).

I-й вариант

а) закрыт;

б) закрывшийся;

в) закрыв.

II-й вариант

а) работавший

б) работая;

в)разработка.

По каким признакам вы это сделали?

Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания

деепричастие + существительное:

синеющая даль

вспахать поле

пересекая болота

заросшие места

поваленные бурей

пропитан пылью

передвигая ноги

По каким признакам вы нашли деепричастие?

Что такое деепричастный оборот?

Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

Когда не обособляется?

III. Формирование новых понятий.

Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме. Если нужно познакомиться с правилами, заглянем в учебник «Теории»?

Есть ли в нем такие правила? (нет) Поэтому я предлагаю вам самим сделать «научные открытия» на основе наблюдений, анализа языковых фактов, явлений.

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами).

От данных глаголов образуйте деепричастия (устно):

созд а ть

Созд а в

зан я ть

Зан я в

подн я ть

Подн я в

Какую закономерность вы заметили?

Продолжайте теперь самостоятельно (письменно).

нач а ть (нач а в)

пон я ть (пон я в)

прин я ть (прин я в)

приб ы ть (приб ы в)

зак у порить (зак у порив)

запл е сневеть (запл е сневев)

облегч и ть (облегч и в)

углуб и ться (углуб и вшись)

ч е рпать (ч е рпая)

балов а ться (бал у ясь)

Проверьте себя (произносите правильно).

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами).

Анализ текста. Выразительно прочитайте текст. (Текст у каждого на парте).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

  • Определите тему текста и основную мысль.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Какую картину создаёт автор?
  • Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

Графически объясните постановку знаков препинания.


Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
На солнце весело дрожали и переливались капли росы.– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).

Что изменилось в предложениях?

Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены.
1. Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
2. Малыш напевал и хлопал в ладоши.
3. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в каждом предложении.

3. Задумаемся о роли деепричастий в речи.

Деепричастия, деепричастия… . Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Р.Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад».

(звучит стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)

Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

Какую же роль играют они?

  • Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой.
  • Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

IV. Формирование умений, навыков.

А если так, если деепричастия в речи нужны, будем учиться их использовать. Предлагаю выполнить творческое задание.

(составьте текст «Зима в нашем городе», правильно включив в него как можно больше деепричастий)

Чьи работы вам понравились?

Дома можно попробовать написать стихотворение с деепричастиями или текст на другую тему.

V. Итоги.

Наше занятие подходит к концу.

С какими нормами употребления деепричастий вы познакомились?

Какова роль деепричастий в предложении?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?

(итоговый тест по типу заданий в ЕГЭ)

Итоговый тест

В- I

В- II

1. Какое из слов не является деепричастием?

а) даря;

а) доля;

б) гиря;

б) деля;

в) жаря.

в) пиля.

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он шел по тропинке (1) и (2) низко опустив голову (3) что-то искал.

Он бросил работать (1) и (2) отойдя к окну (3) открыл его.

а) 1,2,3

а) 1,2,3

б) 2,3

б) 2,3

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге:

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Выберите правильное продолжение фразы.

Сидя у костра,

Подходя к лесу,

а) внезапно налетел ветер;

а) ветер стал как будто сильнее;

б) мы завороженно глядели на огонь;

б) уже чувствуется осенняя свежесть;

в) мне вспоминалась ночь на Днепре.

в) я всегда испытываю необычайное волнение.

5. Подберите синоним к фразеологизму.

а) сломя голову;

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

Дома можно составить тест по теме «Употребление деепричастий в речи».

Таким образом, домашнее задание по выбору:

1) написать стихотворение (текст) с использованием деепричастий или «Похвальное слово деепричастию»;

2) составить тест по изученной теме.

V. Рефлексия.

Благодарю всех за сотрудничество и прошу, уходя с урока, подумать о том, как прошел он для вас лично, и «выстрелить» в своеобразную мишень с графами: «Полезно», «Интересно», «Скучно», «Трудно».


Деепричастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства).Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Деепричастный оборот(Д.О) – это оборот, состоящий из деепричастия и зависимых от него слов.

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, происходящее одновременно или в связи с другим действием (перед или после), именно поэтому с помощью деепричастного оборота можно передавать различные этические моменты. Пример «Заинтересовать в скорейшем выполнении…»

В деепричастных оборотах формулируются причины, послужившие причиной управленческого действия. Пример : «Принимая во внимание…»

В письменной деловой речи Д.О обычно стоит в начале предложения.

Основное правило для употребления деепричастных оборотов:

Добавочное действиевыраженное деепричастием и основные действия выраженные глаголом должны выполнятся одним и тем же лицом, название которого в предложении является подлежащим.

Пример : Вернувшись из армии, онустроился на работу, на завод..»

а) безличных предложениях; (Пр. Гуляя по улице, мне не здоровилось)

б) если сказуемое выражено возвратным глаголом в страдательном значении или кратким страдательным причастием.

Деепричастные обороты встречаются в деловой речи достаточно регулярно, причем некоторые авторы деловых текстов даже злоупотребляют ими.

1. При использовании деепричастных оборотов следует твердо помнить, что в русском языке (в отличие от английского и французского язаков) называемое деепричастием действие обозначает действие подлежащего.

2. Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении при инфинитиве, потому что в таких предложениях нет ни грамматического ни логического подлежащего, например: Редактируя рукопись, нужно учитывать оправданные особенности авторского стиля.

3. Деепричастный оборот не употребляется:

· Если действие, выраженное сказуемым и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать «Работая полряд десять часов над отчетом в душной комнате, у меня закружилась голова.» Следует: «Когда я работал подряд десять часов над отчетом в душной комнате, у меня закружилась голова.»

· Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом и нет инфинитива.

Нельзя сказать: Работая над отчетом в душной комнате, мне стало плохо.

Следует: Когда я работал над отчетом в душной комнате, мне стало плохо.

· Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. При этом субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия деепричастия.

Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик вскоре был найден родителями. Дело в том. Что здесь два субъекта: мальчик убежал, родители нашди.

Правильной была бы фраза: Убежавший из дома мальчик вскоре был найден родителями.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Порядок слов и строение предложения в текстах служебных документов

В этом случае текст приводится без кавычек б одну две строки можно цитировать в строчку например чудная картина.. оформление цитат с прописной буквы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В аналитическом отчёте ФИПИ об итогах ЕГЭ по русскому языку сказано: "Чаще всего неверно квалифицируются как части речи отглагольные прилагательные, производные служебные слова, не различаются причастия и деепричастия, прилагательные и наречия, причастия и прилагательные".

Хотим еще раз напомнить отличия отглагольных прилагательных и причастий.

Причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий , так и отглагольные прилагательные . Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ - образуется причастие горящий , а с помощью суффикса -юч - - прилагательное горючий . Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн - или -им -), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Пр ичастия обозначают временный признак предмета , связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), например:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) - причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).

2. Слово в полной форме с суффиксом - н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным , если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов , и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами - им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

? непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),

? непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Остановимся подробнее на образовании форм некоторых причастий и деепричастий.

Формы причастий

1. Из вариантов забредший – забрёвший, приобретший – приобрёвший, приплетший – приплёвший первый используется в книжной речи, второй – в разговорной.

2. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, мокнуть, сохнуть сохраняют этот суффикс в причастиях, например: глохнувший, липнувший, мокнувший, слепнувший .

Приставочные глаголы этого типа, как правило, теряют суффикс в форме причастия, например: замёрзший, оглохший, прилипший, прокисший, промокший, ослепший . В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший ) или параллельные формы: с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший, постигнувший – постигший, увязнувший – увязший, увянувший – увядший и некоторые другие).

3. При использовании возвратных причастий с суффиксом -ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породить двузначность, например: сочетание «звери, отправляющиеся в зоопарк» (вместо: звери, отправляемые в зоопарк ).

Формы деепричастий

1. Из вариантов взяв – взявши, встретив – встретивши, купив – купивши и т. п. первый (с суффиксом ) является нормативным для литературного языка, второй (с суффиксом -вши ) имеет разговорный характер. Формы на -вши сохраняются в пословицах и поговорках, например: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут .

2. Возможны варианты замерев – замерши, заперев – заперши, затерев – затёрши, простерев – простёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). Но только выведя (не «выведши»), выметя (не «выметши»), обретя (не «обретши»), отвезя (не «отвезши»), ошибясь (не «ошибившись»), пронеся (не «пронесши») и т. д.

В парах высунув – высуня (ср. бежать высуня язык ), положив – положа (ср. положа руку на сердце ), разинув – разиня (ср. слушать разиня рот ), скрепив – скрепя (ср. согласиться скрепя сердце ), сломив – сломя (ср. броситься сломя голову ), спустив – спустя (ср. работать спустя рукава ) и т. п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в устойчивых фразеологических выражениях. Ср. также устарелый оттенок в формах вспомня, встретя, заметя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша и т. п.

3. Стилистически окрашенными (под народную старинную речь) являются деепричастные формы на -учи(-ючи) : глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи и т. п. В значении наречий употребляются формы играючи (ср. делать играючи ), крадучись (ср. идти крадучись ), припеваючи (ср. жить припеваючи ), умеючи (ср. пользоваться умеючи ) и некоторые другие.

Причастный оборот

Большое количество ошибок допускается в употреблении причастных оборотов. Разберем это на конкретном примере. Возьмём предложение:

Лежащая книга на столе прочитана.

Недостаток его заключается в неправильном порядке слов: определяемое существительное книга оказалось в середине причастного оборота. По правилам же определяемое существительное должно находиться или перед всем оборотом, или после него. Ср.: 1) Книга, лежащая на столе, прочитана; 2) Лежащая на столе книга прочитана. Другой пример: « Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку ». Можно ли так сказать? Правильны ли будут созданные по этому образцу сочетания: « спортсмен, сумеющий пробежать стометровку за десять секунд », « пленник, попытающийся убежать »? Нет, потому что причастия имеют только две формы времени - настоящего и прошедшего, будущего же времени у них нет. Поэтому от глаголов совершенного вида (написать, суметь, попытаться) причастия на -щий не образуются. В этих случаях причастный оборот заменяется придаточным определительным предложением: ученик, который напишет; спортсмен, который сумеет пробежать; пленник, который попытается убежать. А можно ли так сказать: « Каждый, пожелавший бы выступить на собрании, получит слово »? Нет, потому что от глаголов в форме условного наклонения (с частицей бы) причастия не образуются. В этих случаях причастный оборот тоже заменяется придаточным определительным предложением: Каждый, кто пожелает...

« Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают уже в промышленные центры страны ». Возможно, читая вслух это предложение, вы почувствуете некоторую неловкость. И действительно: не получается ли, что фрукты «сами себя отправляют» на север? Дело в том, что суффикс -ся в глагольных формах имеет не только возвратное значение (ср.: Ученики отправляются в турпоход), но и страдательное значение, когда предмет испытывает чье-либо воздействие (ср.: Ответы на письма отправляются секретарем без задержки). Чтобы избежать возможной неясности, мы в подобных случаях употребляем вместо причастия на -ся причастие на -мый (страдательное причастие настоящего времени), т. е. вместо конструкции «Фрукты, отправляющиеся...» пишем: Фрукты, отправляемые... Вместо «Девочка, воспиты вающаяся бабушкой...» - Девочка, воспитываемая бабушкой...

Использование причастного оборота помогает устранить неясность в предложении. Например: Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован (был реорганизован один из цехов или завод в целом?).

Необходимую ясность вносит причастный оборот: 1) ...в одном из цехов завода, недавно реорганизованном; 2) ...в одном из цехов завода, недавно реорганизованного.

Стилистическая особенность причастий и причастных оборотов состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер. А. С. Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет...» Приведенное рассуждение Пушкина, отмечавшего «выразительную краткость причастий», имеет такое продолжение: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».

Деепричастный оборот

Всем известна хрестоматийная фраза из рассказа А.П.Чехова: "Подъезжая к сей станции, у меня слетела шляпа ".

Смысл её понятен, но предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота.

Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения: он может стоять в его начале, в середине и в конце.

Например: 1) Войдя в класс, учитель поздоровался с учениками; 2) Учитель, войдя в класс, поздоровался с учениками; 3) Учитель поздоровался с учениками, войдя в класс. Как показывают примеры, действие, выраженное деепричастием (войдя), относится к подлежащему.

Это положение не соблюдено в эпиграфе: в нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова - о пассажире (он подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему. В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот: «Шляпа, подъезжая к станции, слетела у пассажира».

Сравните в ученическом сочинении: «Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу привычки и взгляды » (получилось, что в аристократическом обществе «жили и вращались привычки и взгляды»).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например: Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта . В подобных предложениях нет ни грамматического, ни логического субъекта (т. е. предмета речи, выраженного в безличном предложении косвенным падежом существительного). Но неудачным было бы предложение типа: «Подходя к лесу, мне стало холодно »: в нем нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот.

Деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоинство - краткость, лаконичность. Сравним два предложения: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. - Выполнив домашнее задание, я пошел гулять . Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).

1. Нельзя употреблять в одном предложении деепричастия совершенного и несовершенного вида, например: Гуляя по саду и любовавшись природой, мы весело смеялись . Правильный вариант – любуясь (несов. в., так как гуляя – несов. в.).

2. Нельзя, чтобы деепричастие и глагол обозначали действия разных лиц или предметов: Услышав эту новость, у меня потекли слезы (здесь подлежащее – «слезы», то есть «слезы» – это «деятель». А кто же услышал новость? Получается, что слезы и услышали). Правильный вариант: Услышав эту новость, я заплакала («деятель» должен быть один и тот же: я услышала, и я же заплакала).

3. Нельзя употреблять деепричастия в безличном предложении, поскольку в них не может быть подлежащего, то есть «деятель» отсутствует совсем, например: Вернувшись в зал, мне захотелось снова сесть за рояль. В таких случаях деепричастный оборот заменяется придаточным предложением: Когда я вернулся в зал, мне захотелось...

Но если деепричастие употребляется при инфинитиве, то такой вариант считается допустимым: Готовясь к урокам, необходимо было прочитать записи лекций.

4. Из вариантов: написав – написавши, закрыв – закрывши в современном русском языке нормативным считается первый (с суффиксом ), второй вариант (с суффиксом -вши ) имеет разговорный характер.

5. Имеют своеобразную стилистическую окраску деепричастия на -учи (-ючи): глядючи, играючи, едучи и др. Они используются для передачи народной или старинной речи.

6. Ненормативным является образование от глаголов совершенного вида деепричастий на -а, -я : видя, заметя, оставя ; правильный вариант: увидев, заметив, оставив.

Но у деепричастий совершенного вида в возвратной форме суффикс считается допустимым: встретясъ, притаясь, не спросясь

Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность. При описании главного действия использование деепричастий дает возможность уточнить его, раскрывая то, что происходит параллельно в данный момент.

Однако при употреблении деепричастий в речи необходимо знать и соблюдать связанные с этим нормы.

Вопросы и задания

Какими признаками характеризуется деепричастие? Назовите их, приведите примеры.

Как образуются деепричастия? Какие существуют нормы употребления деепричастий?

3. Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида от следующих глаголов, если это возможно:

слышать, понимать, везти, держать, беречь, волноваться, бороться, построить, запереть, окрепнуть, склеить, увидеть, бежать, кричать, встречать, быть, писать, мерзнуть.

4. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм деепричастия и исправьте их:

а) Слушая его, ей казалось, что он лжет.

б) Встретясь случайно на улице, их охватила бурная радость.

в) Прощаясь с ними, у меня возникла одна странная мысль.

г) Проходя по темному переулку, мне послышались чьи-то шаги.

д) Издавая громкий гудок, мы плыли на пароходе.

е) Читая материал и законспектировав важные мысли, я лучше подготовился к семинару.

ж) Увидя себя в зеркале, я улыбнулся.

з) Услыша резкий стук, я вздрогнул.

и) Въезжая на мост через реку, потянуло прохладой.

к) Забывши дома ручку, я попросил ее у своего друга.

л) Занимаясь спортом, у него оставалось мало времени.

м) Рассуждая таким образом, мои мысли снова пришли в порядок.

н) Я думал, что, поступив в институт, сбылась моя мечта.

о) Пиша рассказ, я вспомнил случай из детства.

п) Употребляя неточное слово, меняется смысл.

Прочитайте следующие стихотворные отрывки, определите автора и произведение. К кому из героев относятся эти строки или какую ситуацию они описывают? Найдите в этих отрывках деепричастия, определите, какую функцию они выполняют в каждом случае.

а) Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя.

б) Служив отлично, благородно,

Долгами жил его отец.

в) Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.

г) В сердечных письмах так небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

д) Еще, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони.

е) Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

ж) Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся.

з) Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Наречие

Наречие – самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантические признаки: обозначает признак действия (бежать быстро), признак предмета (пальто нараспашку) и признак другого признака (очень интересный) и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? почему? сколько? как?

Чаще всего наречие относится к глаголу, отсюда и его название (наречие буквально означает «наглаголие»), или к формам глагола – причастию и деепричастию и обозначает признак действия: писать красиво, говорить вполголоса, пробраться украдкой и т.д.

Реже наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к существительным: прогулка (какая?) пешком; чтение (какое?) вслух; кофе (какой?) по-турецки.

Наречие может обозначать признак другого признака, если присоединяется к прилагательному, причастию или другому наречию: очень большой дом, прекрасно сделанная вещь, слишком мало.

Особую группу составляют наречия, которые не называют признак, а только указывают на него; это местоименные наречия: где, куда, когда, нигде, когда-нибудь, здесь, там и др.

2. Морфологические признаки: неизменяемость; не имеет ни склонения, ни спряжения, то есть не изменяется.

3. Синтаксический признак: в предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством, хотя может быть и несогласованным определением: издалека (откуда?; обстоятельство места) слышалась песня. К завтраку подали яйцо всмятку (какое?; определение).



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.