Рифма смежная перекрестная кольцевая. Не только двойные. Рассказываем, какими бывают рифмы. Рифмовка и цельная строфа

Односложные рифмы (или мужские) рифмы из слов, в которых ударный слог - последний.
Двухсложные рифмы (или женские) рифмы из слов с ударением на втором слоге от конца.
Трёхсложные рифмы (или дактиллические) - рифмы из слов с ударением на третьем слоге от конца.
Четырёхсложные рифмы (или гипердактилические) - рифмы из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Пятисложные рифмы (или гипердактилические) - рифмы из слов с ударением на пятом слоге от конца.
Шестисложные рифмы (или супергипердактилические) - рифмы из слов с ударением на шестом слоге от конца.
Семисложные рифмы (или супергипердактилические) - рифмы из слов с ударением на седьмом слоге от конца.
Восьмисложные рифмы (или супергипердактилические) - состоящие из слов с ударением на восьмом слоге от конца.
Девятисложные рифмы (или супергипердактилические) - состоящие из слов с ударением на девятом слоге от конца.

Другие типы рифм:

Гласные рифмы - односложные (мужские) рифмы с ударением на последнем звуке, где последнему ударному гласному предшествует гласный звук, звук «й» или мягкий знак.
Согласные рифмы - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме.
Женские рифмы - рифмы из слов с ударением на втором слоге от конца. То же, что и Двухсложные рифмы.
Кольцевые рифмы - рифмовка по принципу ABВA. То же, что и Опоясывающие рифмы.
Опоясанные, Опоясывающие, Охватные рифмы - рифмовка по принципу ABВA. То же, что и Кольцевые рифмы.
Закрытые рифмы - рифмы, заканчивающаяся на согласный звук.
Открытые рифмы - рифмы из слов, заканчивающихся на гласные звуки.
Мужские рифмы - рифмы из слов, в которых ударный слог - последний. То же, что и Односложные рифмы.
Перекрёстные рифмы - рифмовка по принципу ABAB.
Смешанные рифмы - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах.
Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
Составные рифмы - рифмы с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными.
Стыковые рифмы - разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего.
Супергипердактилические рифмы - второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются.
Тавтологические рифмы - эпифора; слово рифмуется само с собой.
Твёрдо-мягкие рифмы - рифмы, внутри которых мягкая согласная противостоит твёрдой.
Точные рифмы - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Тройные рифмы - рифмы из трёх созвучных слов в сложных строфах.
Усечённые рифмы - базовые равносложные рифмы, в которых пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную.
Устоявшиеся рифмы - часто употребляемые связки не совсем сходных по звучанию слов.
Холостые рифмы - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются. Т.о., под условным понятием «холостой рифмы» следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.
Четвертные рифмы - рифмы из четырёх созвучных слов в строфе.

Под системой рифмовки понимается последовательность, в которой расположены в стихотворении строки, чьи окончания имеют схожее звучание. Использование в стихотворении только одной такой последовательности не является строго обязательным. Применяя различные чередования рифмованных строк, автор может добиться оригинального, нестандартного звучания всего стихотворения.

Наиболее распространенной является смежная система рифмовки, когда парные строки располагаются последовательно, друг за другом , то есть автор сначала «закрывает» одну рифму и только потом переходит к следующей. Стихотворения, написанные с использованием смежной рифмовки, отличаются быстрым темпом и высокой динамикой.

Многие авторы выбирают перекрестную рифмовку . В этом случае созвучные строки располагаются «через одну», то есть вводятся сразу две рифмы. Перекрестная рифмовка не считается сложным способом организации парных строк в стихотворении, более того, применяя ее, авторам проще передавать нужный эмоциональный настрой, легче выбирать ритмический рисунок.

Опоясанная, охватная или кольцевая схема рифмовки довольно известна, но применяется она гораздо реже , по сравнению со смежной и перекрестной. Пары рифмованных строк в этом случае располагаются таким образом, что первая из них как бы «разбивается», одна ее строка открывает, а другая - закрывает четверостишие. Вторая пара размещается между ними и остается неделимой. Эта система рифмовки является довольно сложной, однако ее применение придает особую выразительность стиху.

Более сложные схемы рифмовки, как правило, обозначаются общим термином «сплетенная рифма» . Под это определение попадают стихи, где в группах сток рифмованные пары используются не два, а три раза, или, где используется не две, а три и более рифмы. Сплетенные рифмы довольно сложны в использовании, зато они позволяют создавать стихотворения, необычные по звучанию. Однако прежде чем начинать эксперименты с подобными системами рифмовки, стоит освоить более простые способы чередования строк с созвучными окончаниями.

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА

Рифмовка по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абаб. При П. р. созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки соответственно, например:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

А.С. Пушкин

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - эластичность, показывающая, как изменится спрос на товар А при изменении цены товара В на один процент. …
  • РИФМОВКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. см. рифмовать. 2. Порядок, система чередования рифм в стихе1. Свободная …
  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЕРЕКРЁСТНАЯ МОДУЛ́ЯЦИЯ, взаимная модуляция двух или большего числа колебаний вследствие их взаимодействия в нелинейных устройствах или при распространении в пространстве …
  • РИФМОВКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рифмо"вка, рифмо"вки, рифмо"вки, рифмо"вок, рифмо"вке, рифмо"вкам, рифмо"вку, рифмо"вки, рифмо"вкой, рифмо"вкою, рифмо"вками, рифмо"вке, …
  • РИФМОВКА в словаре Синонимов русского языка:
    зарифмовывание, …
  • РИФМОВКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) разг. То же, что: рифмование (1). 2) а) Система, порядок чередования рифм в стихе. б) Характер …
  • РИФМОВКА в Словаре русского языка Лопатина:
    рифм`овка, -и, р. мн. …
  • РИФМОВКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рифмовка, -и, р. мн. …
  • РИФМОВКА в Орфографическом словаре:
    рифм`овка, -и, р. мн. …
  • РИФМОВКА в Словаре русского языка Ожегова:
    порядок, система чередования рифм в стихе 1 Свободная р. рифмовка <= …
  • РИФМОВКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    рифмовки, ж. (лит.). Система, порядок чередования рифм в стихе. Перекрестная рифмовка (рифмуются 1-й стих с 3-м, 2-й с 4-м). Охватная …
  • РИФМОВКА в Толковом словаре Ефремовой:
    рифмовка ж. 1) разг. То же, что: рифмование (1). 2) а) Система, порядок чередования рифм в стихе. б) Характер …
  • РИФМОВКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. разг. то же, что рифмование 1. 2. Система, порядок чередования рифм в стихе. отт. Характер …
  • РИФМОВКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. процесс действия по гл. рифмовать 2. Результат такого действия; система, порядок чередования рифм в стихе; рифмование 2.. 3. …
  • СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    С. к антигенам, имеющим общие детерминанты с аллергеном, вызвавшим …
  • РЕАКТИВАЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    включение локусов бактериофага, инактивированного ультрафиолетовым облучением, в потомство необлученного жизнеспособного бактериофага при смешанном заражении бактериальной …
  • ИНФЕКЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (i. cruciata) И. в результате взаимного обмена возбудителями среди лиц (больных или реконвалесцентов), находящихся в тесном …
  • ДИСТОПИЯ ПОЧКИ ГЕТЕРОЛАТЕРАЛЬНАЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (d. renis heterolateralis cruciata) врожденная Д. почки с ее расположением на противоположной стороне, рядом со второй …
  • ДИПЛОПИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (d. cruciata; син. д. разноименная) Д., при которой изображение, относящееся к правому глазу, проецируется слева, а относящееся к левому, - …
  • ГЕМИПЛЕГИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (h. cruciata; син. г. крестообразная) сочетание центральных параличей одной руки и противоположной ноги; наблюдается при одностороннем поражении продолговатого мозга, на …
  • ГЕМИАТРОФИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (hemiatrophia cruciata) гемиатрофия, характеризующаяся уменьшением лица с одной стороны, а туловища и конечностей - с …
  • ГЕМИАНЕСТЕЗИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    (hemianaesthesia cruciata) см. Гемианестезия альтернирующая …
  • АЛЛЕРГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ ПЕРЕКРЕСТНАЯ в Медицинских терминах:
    А. р. на перекрестно-реагирующие (общие) …
  • СМЕЖНАЯ РИФМОВКА
    - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: аабб. При С. р. созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки …
  • ПАРНАЯ РИФМОВКА в Словаре литературоведческих терминов:
    - См. смежная …
  • ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМОВКА в Словаре литературоведческих терминов:
    (охватная, кольцевая рифмовка) - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абба. При О. р. созвучны первая и четвертая, вторая …
  • ПЕРЕКРЕСТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    взаимная модуляция двух или большего числа колебаний вследствие их взаимодействия в нелинейных устройствах или при распространении в пространстве с нелинейными …
  • ЧАСТУШКА
    жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 …
  • СТРОФА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. strophe, буквально - поворот), в стихосложении - группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы …
  • Кислота оксолиниевая
  • Эритромицин в Справочнике лекарственных средств.
  • Гентамицина сульфат в Справочнике лекарственных средств.
  • Канамицин в Справочнике лекарственных средств:
    КАНАМИЦИН (Kanamycinum). Антибактериальное вещество, продуцируемое лучистым грибом Streptomyces kanamyceticus другими родственными организмами. Относится к антибиотикам группы аминогликозидов. О-3-Амино-3-дезокси- a -D …
  • ШТОКХАУЗЕН в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Stockhausen) Карлхайнц (род. 1928) Современный немецкий композитор, исполнитель-дирижёр и звукорежиссёр, а также теоретик музыки, который своей творческой деятельностью — прямо …
  • УКУСЫ ЖИВОТНЫХ в Медицинском словаре:
  • УКУСЫ ЖИВОТНЫХ в Медицинском большом словаре:
    Частота. Укусы собак отмечают 12:1 000 населения. Укусы кошек -16:10000. Факторы риска - Собаки чаще кусают в послеполуденное время, особенно …
  • ДИПЛОПИЯ РАЗНОИМЕННАЯ в Медицинских терминах:
    (d. heteronyma) см. Диплопия перекрестная …
  • ГЕМИПЛЕГИЯ КРЕСТООБРАЗНАЯ в Медицинских терминах:
    (h. cruciata) см. Гемиплегия перекрестная …
  • ГЕМИАНЕСТЕЗИЯ АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ в Медицинских терминах:
    (hemianaesthesia alternans; син. гемианестезия перекрестная) альтернирующий синдром при поражении моста мозга (варолиева моста) с вовлечением в процесс ядра среднемозгового пути …
  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. syllabe - слог) - стихосложение, основанное на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке (равносложии): длина стих …
  • РИФМА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от греч. rhythmos - соразмерность) - одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы …
  • ВНУТРЕННЯЯ РИФМА в Словаре литературоведческих терминов:
    - рифмовка слов, стоящих в середине стиха. Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам... Н.А. …
  • ТРУБАДУРЫ в Литературной энциклопедии:
    [от провансальского trobar — «находить», «изобретать», отсюда «создавать поэтические и музыкальные произведения», «слагать песни»] — средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен …
  • СТРОФА в Литературной энциклопедии:
    организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в …
  • МАЯКОВСКИЙ в Литературной энциклопедии.
  • ВОЛЬНЫЙ СТИХ в Литературной энциклопедии:
    , как и белый стих, представляет собою модификацию силлабо-тонического стиха (см.) , принципиально от него не отличающуюся, …
  • БЫЛИНЫ в Литературной энциклопедии:
    ТЕРМИН — русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «стари?н», «ста?рин» и «старинок». Термин былины …

Рифмовка - словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом - два красных или чередовать их… Комбинаций много.

Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.

Итак, РИФМОВКА - это порядок чередования рифм в стихе.

Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».

СТРОФА - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо "Евгения Онегина", написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.

Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.

1.Смежная рифмовка«ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - (А)

Мы хлеба горбушку - и ту пополам! (А)

Коль ветер лавиной, и песня - лавиной, (В)

Тебе - половина, и мне - половина! (В)

(А. Прокофьев)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова, (А)

Кто их сказал - истратил слишком много, (В)

Неистощима только синева (А)

Небесная и милосердье Бога. (В)

(А. Ахматова)

3. Кольцеваярифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне. (А)

За хуторами, на бахчах, (В)

В нежарких солнечных лучах (В)

Краснеют бронзовые дыни… (А)

(А. Бунин)

4. Холостая рифмовка - в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.

Чаще всего первый и третий стих не рифмуются - «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки - «АВАС».

NB . Холостую рифмовку русские поэты заимствовали из немецкой поэзии в XIX веке. Известно, что Г.Гейне часто использовал именно такой способ рифмовки (его стихи в то время в большом количестве переводились на русский язык). Например:

Бушуют кудри у ней по плечам, (А)

Как смоляные реки. (В)

От этих огромных ясных очей (С)

Займется дух в человеке. (В)

Так что холостая рифмовка - вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!

В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.

5. Смешанная рифмовка (вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):

Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)

Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)

Поёт ли дева за холмом - (А)

На всякий звук (В)

Свой отклик в воздухе пустом (А)

Родишь ты вдруг. (В)

(А.С. Пушкин)

Исторически сложился ряд«твёрдых строфических форм»- устойчивых строфических схем стихотворных текстов.

Твёрдая форма - промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

ТЕРЦИНА - ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины, (А)

Я очутился в сумрачном лесу, (В)

Утратив правый путь во тьме долины. (А)

Каков он был, о, как произнесу, (В)

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)

Чей давний ужас в памяти несу! (В)

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. (С)

Но, благо в нем обретши навсегда, (D )

Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)

(А. Данте)

РУБАИ - четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:

В колыбели - младенец, покойник в гробу: (А)

Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)

Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)

Господин не откроет секрета рабу. (А)

(Омар Хайям)

ЛИМЕРИК -пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже - амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

ОКТАВА - строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :

Обол - Харону: сразу дань плачу (А)

Врагам моим. - В отваге безрассудной (В)

Писать роман октавами хочу. (А)

От стройности, от музыки их чудной (В)

Я без ума; поэму заключу (А)

В стесненные границы меры трудной. (В)

Попробуем, - хоть вольный наш язык (С)

К тройным цепям октавы не привык. (С)

(Д.С.Мережковский)

ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

О, юность, быстрая моя, (В)

Одно сплошное заблужденье! (А)

Ты промелькнула, как виденье, (А)

И мне осталось сожаленье, (А)

И поздней мудрости змея. (В)

Ты промелькнула, как виденье,— (А)

О, юность быстрая моя! (В)

(К. Бальмонт)

СОНЕТ - стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже - на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности - ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» - ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).

Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - твёрдая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AB AB CCDD EFF EGG .

Ещё несколько распространённых видов рифмовки.

МОНОРИМ -стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий вевропейской поэзии, но широко распространённыйв классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

Когда уверен ты, что будет толк.

ПАНТОРИФМА (панторим) - стих, в котором все слова рифмуются междусобой.

Опьяняетсмелыйбег,

Овеваетбелыйснег,

Режутшумытишину,

Нежатдумы про весну.

(В. Брюсов)

РИФМОВКА 4+4 ("квадратная рифмовка") -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий -

Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

(Б.Л. Пастернак)

РИФМОВКА 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы - (A )

В белоснежных одеяньях (B )

Непокорные вершины, (C )

И хрустальные озёра (А)

У подножий великаньих, (В)

И пустынные долины... (С)

(В. Невский)

Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.

Литература:

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru .

Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». - URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm .

Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». - URL :



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.