Религия майя и культы. Цивилизация майя – загадочная и величественная Сотворение мира по майя

Верования майя, религия древнеамериканских культур характерна сложными, изощренными обрядами, ритуалами, основополагающей целью которых являлось получение снисхождения со стороны богов в виде всевозможных благ. Религия майя могла похвастаться огромнейшим разнообразием ритуалов от воскурения ароматных смол, культовых танцев и песнопений до бдений, постов и молитв.

Религия древних майя была устроена таким образом, что особое место в ней занимали жертвоприношения. В качестве жертвы религия майя, племя и его верования принимали как обитателей флоры и фауны: ягуары, индюки, черепахи, цветы, плоды деревьев, - так и более распространенные жертвы в виде ремесленных изделии и, конечно же, человеческих жизней. Непременным атрибутом религии мая и обрядов жертвования являлась особая синяя церемониальная краска, которой вымазывались подношения. Вероисповедание майя, религия жителей древней Америки. Очевидно, что с таким трепетным отношением к традициям и обрядам особое место в майянском обществе занимали жрецы, причем народ майя и религия создали для них такие условия, что жрецы, как у многих других народностей Мезоамерики, составляли особую социальную прослойку, касту, в которой господствовала непоколебимая иерархия.

В империи майя, религии древних цивилизаций, власть шла от верховного жреца до молодых прислужников. Религия народов майя отличалась тем, что жрецы выполняли функции ученых, они занимались исследованиями окружающего мира и накапливали научные знания. По сведениям, представленным хронистами, по изображениям и кодексам, относящимся к культуре древних индейцев, можно частично восстановить ритуалы, через которые проявлялась религия племени майя. Известно, что больше всего жителей Мезоамерики заботили такие проблемы, как добыча пищи и продление сроков жизни. Религия цивилизации майя диктовала индейцам, что добиться этого можно при помощи различных обрядов, коллективных или индивидуальных.

Религиозные предпочтения, религии майя выделялись еще и тем, что церемонии сопровождали почти все значимые моменты жизни людей. Например, майя религию воспринимали как некую обязанность, а поэтому земледельческие работы, ремесленнические труды и прочие аспекты жизнедеятельности сопровождались соответствующими обрядами восхваления богов. Как и более поздние народности, заселявшие Центральную Америку, верования, которым придерживалось племя майя, религия мезоамериканцев, буквально зависели от культа крови. Древние цивилизации - категоричный народ. В отношении религии индейцы майя придерживались обычаев, впитанных за долгую историю. Так по дошедшим до сегодняшнего дня предметам быта, обнаруженным исследователями, - сосудам, посуде мелкой лепки, ритуальным инструментам - можно судить о специфическом отношении майянцев, к обряду кровопускания, которое отличало майя религию от более поздних аналогов.

Жрецы практиковали кровопускание с самых давних пор. Религии племени майя диктовали им свои правила. Жрецами прокалывались языки, мочки ушей, бедра, половые органы, делалось кровопускание и все это при помощи костей рыб и обсидиановых ножей, неприспособленных для таких операций. Нельзя сказать, что религия племён майя, распространенная в Центральной Америке той эпохи навязывала жестокость. Это сформировалось само собой с течением времени и под давлением суровой окружающей реальности тех времен. Во время операции прокалывания органов, частей тела, главным образом пениса, языка и губ, которыми славились майя, религия, присущая им, в получившееся отверстие протягивалась веревка.

Согласно представлениям майянцев, открывшимся недавно, в крови находилась жизненная энергия, душа. А поэтому гравюры, которыми богата майя цивилизация, религия мезоамериканцев, изображающие правителей с опущенными руками, из которых вытекает жидкость, сегодня, воспринимаются не иначе как иллюстрации обрядов кровопускания. - вековые традиции Мезоамерики. Ритуальный календарь на каждый день содержал подробнейшие предсказания для рождающихся детей. Эти предсказания, которые имели прямое отношение к религии мая, описывали будущие качества младенца, предстоящую ему судьбу и подходящий род деятельности.

Как говорила религия индейцев майя, влияние предсказаний ритуального календаря должно оказывать прямое воздействие на будущее человека, на его личность. Кроме того, знаки предсказания, читаемого жрецами религии майя, могли быть не только благоприятными, но и негативными. В особо тяжелых случаях родителями ребенка под давлением религии майя и предсказаний жрецов принималось решение убить младенца или принести в жертву богам, чтобы не мучить его тяготами предстоящей предсказанной жизни. Говоря о такой теме, как религия народов майя, нельзя не затронуть вопрос похоронных обрядов. Они, как и многое другое в жизни майянцев, отличались от церемоний похорон у предшественников и потомков. Религия племени майя говорила, что погибшего в зависимости от его социальной категории необходимо хоронить в подходящих условиях и по надлежащим правилам: важных лиц и правителей кремировали, их прах хранился в урнах, в то время как простых крестьян религия цивилизации майя заставляла устраивать захоронения в могилах под их собственными домами.

Народ майя просуществовал не одно столетие, а поэтому сумел развить множество по-своему броских традиций и обрядов. Уникальный подход вот чем выделялись индейцы майя, религия этого народа. Так, археологами установлено, что в зависимости от ранга погибшего могилой для него служили простые ямы, вырытые в земле, каменные камеры, накрытые сверху крышкой или залы со сводчатым потолком.

Религия цивилизации майя не довала поблажек и не делала исключений. Социальный статус был всем. Люди либо покоились под полом хижины, либо готовили для себя пышные похоронные процессии. Древняя религия, цивилизация майя и их верования были жестокими, но по-своему справедливыми. В империи диктовались свои правила и им следовали без оглядки. Религия древних майя: культ крови. Возвращаясь к теме жертвоприношений, без которых не проходило не одно значимое событие в жизни майянцев. Сказать, что в религии древних майя человеческие жертвоприношения были распространенным явлением, все равно, что ничего не сказать. Религия древних майя приносила людей в жертву через повешение, избиение, отравление, утопление, при помощи захоронений заживо и через множество других жестоких и изощренных способов.

В городе Чичен-Ица древние религии майя и связанные с нею жертвоприношения воспринимались по-своему. Добровольцев, рабов и военнопленных сбрасывали в специальные колодцы, сеноты: счастливчики, оставшиеся в живых, получали помилование. Такой ритуал был направлен на успокоение богов водной стихии. Религия цивилизаций майя говорила, что бог дождя Чаак, обитает именно в сенотах. Наиболее жестокий из известных майянских ритуалов жертвоприношения был во многом схож с ацтекским обрядом. Человека, подготовленного к смертоубийству и окрашенного, как диктовала религия древних майя, в специальную синею краску, вели на вершину храма-пирамиды. Там четыре помощника главного жреца укладывали жертву на специальный алтарь и буквально потрошили. Каменным ножом жертве вскрывалась грудь.

Индейская религия, племя майя и их вероисповедание учило, что боги зависят от человеческой крови, они питаются ею. Поэтому все кровь, вытекающую из жертвы, собирали в особые сосуды. После вскрытия грудной клетки жрец вырывал у жертвы еще бьющееся сердце, которое передавалось чилану, старейшине. Завершающим этапом, как диктовали древняя религия, племена майя, становилось действо, когда брызжущей из сердца кровью окроплялась статуя бога, в честь которого было проведено жертвоприношение. В качестве жертвы ритуалы майя использовали как захваченные во время битв войны из враждебных племен, так и добровольцы из собственного народа, в том числе и люди из высших слоев общества, знать. Исследователями установлено, что люди приносились в жертву в огромнейших масштабах. Были обнаружены свидетельства, говорящие, что во время одного из празднований в жертву за всего несколько дней было принесено около пяти тысяч рабов и военнопленных. Нельзя упрекать верования майянцев, как и сам древний народ. Жизнь той эпохи диктовала свои правила, с которыми приходилось мириться и которым приходилось подчиняться.

У народа майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира отражались в образах многочисленных богов, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее.

Космология майя

Согласно представлениям майя, вселенная, так же как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. За нижним «небом Луны» (богини Луны) следовало «небо звёзд и бога Земли», затем «небо Солнца и богини воды», а после него «небо Венеры и бога Солнца». Ещё выше располагалось «небо комет и богини любви». Шестое небо — «чёрное небо ночи и бога смерти», седьмое — «голубое небо дня и бога кукурузы». Над ним «небо бурь и бога дождя», а затем «белое небо бога ветров», «жёлтое небо Ум-цек» (т.е. бога смерти) и «красное небо жертвоприношений». Предпоследнее небо было отдано богу зерна, а последнее, тринадцатое, связывалось с богом в виде Совы и в некоторых рукописях расшифровывается как принадлежащее тому, «кто владеет небом». В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели, враждовали с другой группой богов — владык подземного мира, Болон-Ти-Ку.

Если представления о строении вселенной в целом нам сегодня понятны, то совершенно другая ситуация связана с «подземными мирами». Сложно сказать, почему миров было именно девять, но точно известно, что владыкой подземного мира был Хун Ахав.

Как уже было сказано, подземный мир делился на девять уровней, каждому из которых покровительствовал один из девяти богов, которые вместе назывались Болон-Ти-Ку. Эти боги являлись антагонистами Ошлахун-Ти-Ку и являлись врагами всего человечества, насылая на людей болезни и смерть. Вредное влияние этих богов на жизнь и поступки человека проявляется и в календаре и в эпосе ицев «Чалам-Балам» в главе «Девять богов ночи» Там описано соперничество между Болон-Ти-Ку и Ошлахун-Ти-Ку, которое закончилось победой первых и привело к катастрофе, в итоге чего погиб один из родов людей последовательно создававшихся богами.

Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной земли. Когда люди умирали, их души уходили в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный мир - холодное и тёмное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души.

Майя из равнинных районов страны считали, что вход в преисподнюю - это особое отверстие в земле в горах Гватемалы. Оттуда бьёт ужасный фонтан крови и сгнивших тел. По представлениям майя, во время своего путешествия по низшим мирам душа человека подвергалась страшным испытаниям. Она должна была пересечь реку - своеобразный Стикс (в греческой мифологии река, окружавшая подземное царство). Для этого на похоронах приносилась в жертву собака - поводырь, помогающий преодолеть эту водную преграду. Впереди ждали и другие испытания: пять Домов преисподней, грозившие смертельной опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого пришельца и т. д. Наиболее подробно и увлекательно майяская преисподняя описана в «Пополь-Вух» («Книге Народа»), священной книге гватемальских майя - киче.

В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые - не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.

Сотворение мира по майя

Творцом мира майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге «Пополь-Вух» говорится, что Унаба сотворил человечество из кукурузы. Согласно «Пополь-Вух», в процессе превращения кукурузы в человека большую роль сыграл не только Творец - Великий Отец (Кукумай), но и Создательница - Великая Мать (Тепеу).

Из кукурузного теста были созданы четыре первых человека - «первые праотцы» и «первые отцы» Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. «И были созданы для них женщины. Ещё раз божество осуществило своё намерение. И они появились во время сна (первых людей). Поистине прекрасными были женщины… Они зачали людей малых племён и больших племён, и они были началом нас самих, нас - народа киче».

Согласно более поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом.

Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом.

Последовавший затем мир был населён преступниками, которых смыл новый потоп.

Третий мир оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен четвёртый всемирный потоп.

Пантеон богов у майя

Древние майя делили богов на доброжелательных и злонамеренных. Первые «дарят» дождь, обеспечивают урожай кукурузы, способствуют изобилию. Вторые заняты в основном разрушительной работой. От них исходят засухи, ураганы, войны. Видимо, к числу и тех и других можно отнести четырёх богатырей, братьев-бакабов, которым Творец после создания мира поручил встать в четырёх углах вселенной и поддерживать небо. Пока держали - делали благое дело, но, когда начался потоп, испугавшись, братья бежали.

Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира Ицамна - старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди майяских божеств играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвлённым носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу дождя Чаку, богу Солнца Кинич-Ахау, а также богу долин, богу оленей, богу охотников, богам-ягуарам и многим другим.

Среди многочисленных женских божеств особенно почиталась «красная богиня» Иш-Чебель-Йаш. Её часто изображали с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора. Другая весьма почитаемая богиня - Иш-Чель (Радуга) - считалась супругой Ицамны. Иш-Чель, богиня Луны, была покровительницей медицины, деторождения и ткачества.

Особый интерес вызывает поклонение богам-ягуарам, возможно, очень древнего, ольмекского происхождения. Эти боги имели отношение к подземному миру, смерти, охоте, воинским культам. «Чёрный» и «красный» ягуары были связаны с богами дождя и сторон света. Ягуар, очевидно, был и родовым божеством правящих династий некоторых городов-государств.

Один из самых почитаемых богов майя - Кецалькоатль (Кукуль-кан), бог ветра, бог планеты Венера и т. д. Помимо главных божеств большую роль в религиозной жизни майя играли местные боги и вера в обожествлённых предков и героев.

Майя имели и таких необычных для других народов богов, как, например, Иштаб, которая являлась покровительницей всех самоубийц.

Ритуальная жизнь майя

Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу постились (иногда до трёх лет), не ели мяса, соли, перца и не использовали острую мексиканскую приправу чиле. Поощрялось и половое воздержание. Правда, большинство этих ограничений касалось лишь жрецов. Остальные имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и прежде всего просили облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле, способствовать успеху на войне.

Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путём «отправления посланников к богам», т. е. жертвоприношений, в том числе человеческих.

Огромную роль в ритуальной жизни майя играли гадания, пророчества и оракулы. К религиозным обрядам майя относятся и различного вида церемонии. Подготовка и проведение любой религиозной церемонии включали в себя по меньшей мере шесть элементов: предварительный пост и воздержание; выбор жрецом, находящимся в состоянии божественного озарения, наилучшего дня для проведения празднества; изгнание злых духов с места проведения праздника; окуривание идолов; молитвы. Кульминацией праздника было жертвоприношение, «отправление посланников к богам».

Обычно майя не прибегали к человеческим жертвоприношениям, ограничиваясь фруктами, животными, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в дни тяжёлых поражений или громких побед в войнах со своими соседями, в период засухи и связанного с ней голода, во время эпидемий - т. е. тогда, когда, по представлениям майя, только боги способны предотвратить беду и послать удачу, - в жертву приносили или соплеменников, или захваченных в боях пленных.

Существовало несколько видов жертвоприношения. Наиболее популярным и торжественным считался тот, при котором у жертвы вырывали сердце. Обычно жертву, покрытую лазурью, четыре вымазанных чёрной краской жреца-чаака (обычно ими были почтенные старцы) в чёрных одеяниях клали навзничь на алтарь из яшмы. Он имел округлую форму, так что когда на нём располагали человека, грудь выдавалась вперёд, и рассечь её острым как бритва обсидиановым ножом и вырвать ещё бьющееся сердце жрецу-накому было очень удобно.

Майя считали, что несвернувшаяся кровь и бьющееся сердце - носители души, которая «отправлялась посланником к богам» с особо важными поручениями или просьбами. Поэтому сердце обязательно надо было вырвать очень быстро, чтобы успеть поднести его к статуе бога ещё трепещущим (пока не «улетела» душа). Кровью пульсирующего сердца жрец-прорицатель (чилан, или, иначе, чилам) в плаще из алых перьев орошал изображение или статую бога.

Именно чиланы-пророки пользовались особым почётом у майя, обычно оказываемым только правителям. Чааки сбрасывали тело жертвы со ступеней пирамиды. Внизу другие жрецы сдирали с ещё тёплого трупа кожу, которую тут же натягивал на себя чилан, на виду у тысяч зрителей исполняя неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы погребали; реже, если принесённый в жертву слыл мужественным воином, знать и жрецы поедали его останки, вероятно полагая, что тем самым обретают лучшие качества покойного.

По другому ритуалу выбранную жертву - невинного юношу (для жрецов была важна чистота «души-крови», к тому же необходимо было исключить постороннее влияние) - привязывали к столбу на площади и неторопливо расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. Подобное изуверство объяснялось тем, что в начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану - приносимый в жертву должен был умирать долго и мучительно от общей потери крови, с которой душа «улетала» к богу.

Наряду с грандиозными и торжественными всенародными праздниками-жертвоприношениями существовал и ритуал жертвования крови, не требующий гибели жертвы: ей надрезали лоб, уши, локти; протыкали щёки, нос и даже половой орган.

Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по майяскому календарю самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец: некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми! Многие ритуалы жертвоприношений сопровождались музыкой и танцами. Храмы. В жизни майя значительную роль играли городские центры, древнейшие из которых сложились на рубеже новой эры (Тикаль, Вашактун, Копан, Волактун, Балакбаль и др.). В Копане, например, проживало около 200 тыс. человек. Между 756 и 771 гг. там были воздвигнуты три храма высотой до 30 м каждый. Кроме того, центр города украшали террасы, стелы и статуи богов.

Подобного рода религиозно-светские центры были и в других городах. Они характерны и для Мезоамерики в целом. Многие памятники (пирамиды-усыпальницы, Пирамида Надписей и Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамиды Солнца и Луны в «городе богов» Теотиуакане) сохранились до наших дней.

Среди цивилизаций доколумбовой Америки обычно выделяют культуры майя, ацтеков, инков, которые достигли наибольшего расцвета. Формировались они в районах, которые были относительно обособлены друг от друга. Так, местом проживания майя были полуостров Юкатан и нынешняя Гватемала, ацтеков - Мексика, инков - Перу.

Тем не менее, по мнению исследователей, при всем их различии культуры майя, ацтеков и инков имеют ряд общих черт. У этих народов начали создаваться государственные системы, оформилось социальное расслоение общества. Высокого уровня достигли ремесла, изобразительное искусство, астрономические знания, строительство, земледелие. В сегодняшнем обзоре будет представлена информация о религии и культуре майя.

Периодизация истории

Историю культуры майя кратко можно представить в виде трех следующих периодов:

  • I период (с древних времен до 317 года) - возникновение городов-государств. Примитивное подсечное земледелие. Изготовление хлопчатобумажных тканей.
  • II период (IV-X век), классический, или период Древнего царства, - рост городов, таких как Тулума, Паленке, Чичен-Ица. Таинственный уход из них жителей в начале X века.
  • III период (X-XVI век) - постклассический, или Новое царство, - приход конкистадоров из Европы. Принятие новых законов и стилей в искусстве и в самой жизни. Смешение культур. Братоубийственные войны.

Представляется, что для более детального ознакомления с необычной и интересной культурой народов майя следует обратиться к исследованиям специалистов. На сегодняшний день имеется немало книг, посвященных археологии, истории, искусству этого народа. Одной из таких является «Культура древних майя» Кинжалова Ростислава Васильевича, советского и российского историка, этнографа, писателя. Издана она в далеком 1971 году, но не теряет своей актуальности и по сей день. По словам самого автора, задача его работы — «дать (впервые на русском языке) общую характеристику древней культуры народов майя за все ее более чем двухтысячелетнее развитие, начиная с самых ранних этапов и кончая трагической гибелью от меча испанских конкистадоров». Этнограф касается таких тем, как хозяйство и материальная культура, их общественное устройство, научные знания, архитектура и изобразительное искусство цивилизации, литература, танцы, музыка и, конечно же, религиозные представления.

Архитектура

В архитектуре существовало два типа сооружений - жилые и церемониальные.

Жилые дома строились из камня на платформах, были прямоугольными с островерхой крышей из соломы. В центре находился очаг из камней.

Ко второму типу относились высокие пирамиды, служившие основанием для храма, поднимая его к небу. Они представляли собой квадрат с толстыми стенами и были украшены внутри орнаментами и надписями. Здания строились через 5, 20, 50 лет. В алтарных записях отмечались какие-либо важные события.

Скульптура и живопись

В культуре древних майя архитектура гармонично сочеталась со скульптурой и живописью. Основными темами изображений являлись божества, правители, сцены из общественной жизни. Применялось множество скульптурных жанров: барельеф, горельеф, резьба, моделированный и круглый объем.

Майя использовали различные материалы, например, кремень, обсидиан, нефрит, дерево, кость, раковины. Из глины делались предметы культа, которые покрывались росписью. Большое значение имело выражение лиц, детали одежды. Традиции индейцев майя в скульптуре и живописи характеризовались яркостью, энергией и реализмом.

Космология майя

В течение продолжительного периода майя обожествляли природные явления. Первыми объектами их поклонения были Солнце, Луна, ветер, дождь, молния, леса, горы, водопады, реки. Но с течением времени у них сформировался пантеон богов, соответствовавший их космологическим представлениям, которые заключались в следующем.

Вселенная состоит из 13 миров, находящихся на небесах, и 9 - под землей. Повелители небес враждебны владыкам подземного мира. Между небесными и подземными мирами находится плоская прямоугольная земля. После смерти душа попадет в один из миров. В рай, к богу Солнца, сразу попадают души погибших на поле битвы воинов и женщин, умерших при родах. Большинству же умерших грозит темное царство.

Мировое Древо

Согласно верованиям майя, в центре Вселенной находится Мировое Древо, которое пронизывает все небесные слои. Рядом с ним, по сторонам света, находятся еще четыре дерева:

  • на севере - белое;
  • на юге - желтое;
  • на западе - черное;
  • на востоке - красное.

На деревьях живут боги ветра, дождя и держатели неба. Эти божества также соотносятся со сторонами света и различны по цвету.

Творец мира

Творец мира у майя - бог Унаба (Хунаба Ку). В священной книге под названием «Пополь-Вух» сказано, что все человечество он создал из кукурузы. Его еще называли Великим Отцом (Кукумай). Но в превращении кукурузы в человека большая роль отводилась также и Великой Матери (Тепеу).

Сначала из кукурузного теста были сотворены четыре первых мужчины, а затем для них были созданы прекрасные женщины. От этих первых людей и пошли малые и большие племена. В соответствии с более поздними верованиями, мир создавался четыре раза, и три раза был разрушен вследствие Всемирного потопа.

Добрые и злые боги

В религии древних делились на добрых и злых. Первые дарили людям дожди, помогали выращивать хороший урожай кукурузы, способствовали изобилию. Вторые занимались в основном разрушением. Они насылали засухи, ураганы, войны.

Существовали и божества, имевшие двойственную природу. К ним относятся четверо братьев-богатырей. По указанию Творца, после создания им мира они встали по четырем углам Вселенной и держали на плечах небо. Тем самым они делали доброе дело. Но в начале потопа братья испугались и убежали.

Пантеон богов

Главным в пантеоне богов у майя был Ицмана - Владыка мира. Он изображался в виде старика с морщинистым лицом, беззубым ртом и огромным орлиным носом. Одновременно он выступал в роли Творца мира, бога Дня и Ночи, основателя жречества, изобретателя письменности.

Особенным почтением пользовался бог кукурузы, которому придавался облик юноши. Он носил головной убор, напоминавший по форме кукурузный початок.

Также майя поклонялись богам Солнца, дождя, долин, охотников, оленей, богам-ягуарам, богу смерти Ах Пуч и множеству других.

Еще к самым почитаемым богам относился и Кецалькоатль, или Кукулькан, который был богом ветра и планеты Венеры.

Особого внимания заслуживает и имевшим весьма древнее происхождение, берущее начало в ольмекской культуре. Эти боги были связаны с подземным миром, смертью, охотой, культом воинов. «Красный» и «черный» ягуары связывались также с богами сторон света и дождя. По мнению исследователей, ягуар выступал в качестве родового божества некоторых правящих династий.

Кроме круга главных божеств, в религии майя большая роль отводилась и местным божествам, обожествленным предкам и героям.

Женщины-богини

В религии майя имелось также много женских божеств. Особенно среди них почиталась так называемая красная богиня - Иш-Чебель-Йаш. Зачастую она изображалась со змеей, заменявшей ей головной убор, и с лапами, как у хищного зверя.

Другой богиней, пользовавшейся особым почтением, была богиня Радуги - Иш-Чель. Она являлась супругой главного бога, Ицмана, а также богиней Луны, покровительствующей медицине, деторождению и ткачеству.

У индейцев майя были божества, необычные для других народов. Например, такой была богиня Иштаб - покровительница самоубийц.

Связь с богами

Для того чтобы привлечь внимание богов, майя соблюдали длительные посты, которые иногда достигали периода трех лет. Они не употребляли мяса, перца, соли, острой приправы чили, воздерживались от интимной близости. Нужно отметить, что такие строгости касались в основном жрецов. Но остальные стремились подражать им, чтобы умилостивить богов.

Майя обращали к богам молитвы, которые прежде всего содержали просьбы об облегчении жизненных тягот, избавлении от болезней, обеспечении урожая, удачи на охоте и в рыболовстве, успехов в военных действиях.

Связь с богами осуществлялась через жрецов, которые погружались в молитвы и медитации. А также практиковалось «отправление посланников к богам», то есть жертвоприношения, в числе которых были и человеческие.

Ритуальная жизнь

Большую роль в религии майя играли такие ритуалы, как пророчества, гадания и оракулы, а также различные церемонии. Подготовка и осуществление каждой религиозной церемонии проходили в шесть основных этапов:

  1. Предшествующий пост и воздержание.
  2. Назначение жрецом, который находился в состоянии божественного озарения, подходящего дня для проведения праздника.
  3. Обряд изгнания злых духов с того места, где предполагалось проводить празднество.
  4. Окуривание идолов.
  5. Произнесение молитв.
  6. Кульминация - жертвоприношение.

Как правило, человеческие жертвы приносились нечасто. В основном ограничивались животными, птицей, рыбой, фруктами, украшениями. Но были дни, когда, согласно представлениям майя, необходимо было жертвовать своими соплеменниками или пленниками, чтобы боги предотвратили беду или послали удачу. Это случалось во времена тяжелых поражений либо громких военных побед, эпидемий, в периоды засухи и следовавшего за ней голода.

Пока не улетела душа

Существовало несколько разновидностей жертвоприношений. Самым торжественным и популярным было то, во время которого у жертвы вырывалось сердце. Происходило оно следующим образом.

Жертву покрывали лазурью и клали на алтарь из яшмы. Это делали четыре жреца, почтенных старца в черных одеждах, вымазанных черной краской. Верх алтаря был округлым, что способствовало поднятию груди. Это давало возможность легко и удобно рассечь грудь жертвы острым ножом и вырвать бьющееся сердце. Оно считалось носителем души, которую отправляли к богам в качестве посланника с очень важными просьбами или поручениями.

Сердце нужно было вырывать как можно быстрее, чтобы приблизить его к статуе бога, пока оно еще трепетало, то есть пока душа еще не «улетела». При этом жрец-прорицатель орошал кровью пульсирующего сердца статую бога.

Затем тело жертвы сбрасывалось жрецами со ступенек пирамиды. Другие жрецы, которые находились внизу, сдирали с теплого трупа кожу. Один из них натягивал ее на себя и на глазах у тысяч зрителей исполнял ритуальный танец. После этого тело погребали, но если это было тело мужественного воина, оно съедалось жрецами. Они считали, что тем самым к ним переходят лучшие качества жертвы.

Важна чистота души

Существовал ритуал, по которому в качестве жертвы выбирали невинного юношу, так как для жрецов очень важной была чистота «души-крови». Кроме этого, необходимым было исключение постороннего влияния. Жертва привязывалась на площади к столбу, и ее неторопливо расстреливали, как мишень, из луков или копьями. Такое изуверство имело свое объяснение. В начале ритуала было строго запрещено наносить смертельную рану жертве. Она должна была умирать долго и мучительно от потери крови. С этой кровью и «улетала» душа к богу.

Наряду с описанными ритуалами существовало и жертвование крови, которое не требовало гибели человека. Жертве лишь делали надрезы на лбу, ушах, локтях. А также ей протыкали нос, щеки, половой орган.

Большое значение придавалось обрядовому танцу огненного очищения. Его совершали в те годы, которые по календарю майя считались наиболее опасными и несчастливыми. Эту церемонию проводили глубокой ночью, что придавало ей торжественности и производило большой эффект. Пылающие угли, остававшиеся от большого костра, разбрасывались вокруг и выравнивались. Главный жрец шел во главе процессии босых индейцев, шагавших по углям. Некоторые из них обжигались, другие обгорали очень сильно, а кто-то оставался невредимым. Этот ритуал, как и многие другие, сопровождался музыкой, танцами.

Храмы

В религии майя большое значение придавалось городским центрам. Самые древние из них сформировались на рубеже новой эры. Это были Вашактун, Копан, Тикаль Волактун, Балакбаль и другие. Они носили характер религиозно-светских. Например, в Копане проживали около 200 тысяч человек. В VIII веке там воздвигли три храма, высота каждого из которых достигала 30 метров. Кроме этого, в самом центре города находились террасы, украшенные стелами и статуями богов.

Такие религиозно-светские центры находились и в других городах. Они присущи всей Мезоамерике в целом. Многие из памятников сохранились до наших дней. К ним относятся:

  • В Паленке: Пирамида надписей, Храм Солнца, пирамиды-усыпальницы.
  • В Чичен-Ице: Храм Ягуаров, Храм Воинов,
  • В Теотиуакане - «городе богов»: Пирамиды Солнца и Луны.

Согласно одному из поверий, когда человек перестает отражаться в зеркале, он приближается к смерти. К концу X века цивилизация майя перестала отражаться в зеркале. Пришел ее закат. Множество городов покинули их жители, и они оказались разрушены. Цивилизация майя угасла. Почему? Точного ответа нет, есть лишь гипотезы: войны, землетрясения, эпидемии, внезапное изменение климата, снижение плодородности почвы... Однако истинная причина не известна никому.

Центрами цивилизации майя были города: Чичен-Ица, Паленке, Майяпан. В них строились многочисленные храмы. Святилища майя имели форму ступенчатых пирамид. Богам приносились жертвы, нередко и человеческие, но у жителей Юкатана они не играли такой роли, как в кровавых ритуалах ацтеков. Жрецы майя проводили регулярные астрономические наблюдения за Солнцем, Луной и планетами и разработали календарную систему, более точную, чем юлианский календарь в странах христианской Европы. Верования майя, религия древнеамериканских культур характерна сложными, изощренными обрядами, ритуалами, основополагающей целью которых являлось получение снисхождения со стороны богов в виде всевозможных благ. Религия майя могла похвастаться огромнейшим разнообразием ритуалов от воскурения ароматных смол, культовых танцев и песнопений до бдений, постов и молитв.

Религия древних майя была устроена таким образом, что особое место в ней занимали жертвоприношения. В качестве жертвы религия майя, племя и его верования принимали как обитателей флоры и фауны: ягуары, индюки, черепахи, цветы, плоды деревьев, - так и более распространенные жертвы в виде ремесленных изделии и, конечно же, человеческих жизней. Непременным атрибутом религии мая и обрядов жертвования являлась особая синяя церемониальная краска, которой вымазывались подношения. Вероисповедание майя, религия жителей древней Америки. Очевидно, что с таким трепетным отношением к традициям и обрядам особое место в майянском обществе занимали жрецы, причем народ майя и религия создали для них такие условия, что жрецы, как у многих других народностей Мезоамерики, составляли особую социальную прослойку, касту, в которой господствовала непоколебимая иерархия.

В империи майя, религии древних цивилизаций, власть шла от верховного жреца до молодых прислужников. Религия народов майя отличалась тем, что жрецы выполняли функции ученых, они занимались исследованиями окружающего мира и накапливали научные знания. По сведениям, представленным хронистами, по изображениям и кодексам, относящимся к культуре древних индейцев, можно частично восстановить ритуалы, через которые проявлялась религия племени майя. Известно, что больше всего жителей Мезоамерики заботили такие проблемы, как добыча пищи и продление сроков жизни. Религия цивилизации майя диктовала индейцам, что добиться этого можно при помощи различных обрядов, коллективных или индивидуальных.

Религиозные предпочтения, религии майя выделялись еще и тем, что церемонии сопровождали почти все значимые моменты жизни людей. Например, майя религию воспринимали как некую обязанность, а поэтому земледельческие работы, ремесленнические труды и прочие аспекты жизнедеятельности сопровождались соответствующими обрядами восхваления богов. Как и более поздние народности, заселявшие Центральную Америку, верования, которым придерживалось племя майя, религия мезоамериканцев, буквально зависели от культа крови. Древние цивилизации - категоричный народ. В отношении религии индейцы майя придерживались обычаев, впитанных за долгую историю. Так по дошедшим до сегодняшнего дня предметам быта, обнаруженным исследователями, - сосудам, посуде мелкой лепки, ритуальным инструментам - можно судить о специфическом отношении майянцев, к обряду кровопускания, которое отличало майя религию от более поздних аналогов.

Жрецы практиковали кровопускание с самых давних пор. Религии племени майя диктовали им свои правила.Нельзя сказать, что религия племён майя, распространенная в Центральной Америке той эпохи навязывала жестокость. Это сформировалось само собой с течением времени и под давлением суровой окружающей реальности тех времен.Согласно представлениям майянцев, открывшимся недавно, в крови находилась жизненная энергия, душа. А поэтому гравюры, которыми богата майя цивилизация, религия мезоамериканцев, изображающие правителей с опущенными руками, из которых вытекает жидкость, сегодня, воспринимаются не иначе как иллюстрации обрядов кровопускания. Религия майя-вековые традиции Мезоамерики. Ритуальный календарь на каждый день содержал подробнейшие предсказания для рождающихся детей. Эти предсказания, которые имели прямое отношение к религии мая, описывали будущие качества младенца, предстоящую ему судьбу и подходящий род деятельности.

Народ майя просуществовал не одно столетие, а поэтому сумел развить множество по-своему броских традиций и обрядов. Уникальный подход вот чем выделялись индейцы майя, религия этого народа. Так, археологами установлено, что в зависимости от ранга погибшего могилой для него служили простые ямы, вырытые в земле, каменные камеры, накрытые сверху крышкой или залы со сводчатым потолком.

Религия цивилизации майя не довала поблажек и не делала исключений. Социальный статус был всем. Люди либо покоились под полом хижины, либо готовили для себя пышные похоронные процессии. Древняя религия, цивилизация майя и их верования были жестокими, но по-своему справедливыми. В империи диктовались свои правила и им следовали без оглядки. Религия древних майя: культ крови. Возвращаясь к теме жертвоприношений, без которых не проходило не одно значимое событие в жизни майянцев. Сказать, что в религии древних майя человеческие жертвоприношения были распространенным явлением, все равно, что ничего не сказать. Религия древних майя приносила людей в жертву через повешение, избиение, отравление, утопление, при помощи захоронений заживо и через множество других жестоких и изощренных способов.

Индейская религия, племя майя и их вероисповедание учило, что боги зависят от человеческой крови, они питаются ею. Поэтому все кровь, вытекающую из жертвы, собирали в особые сосуды. После вскрытия грудной клетки жрец вырывал у жертвы еще бьющееся сердце, которое передавалось чилану, старейшине. Завершающим этапом, как диктовали древняя религия, племена майя, становилось действо, когда брызжущей из сердца кровью окроплялась статуя бога, в честь которого было проведено жертвоприношение. В качестве жертвы ритуалы майя использовали как захваченные во время битв войны из враждебных племен, так и добровольцы из собственного народа, в том числе и люди из высших слоев общества, знать. Исследователями установлено, что люди приносились в жертву в огромнейших масштабах. Были обнаружены свидетельства, говорящие, что во время одного из празднований в жертву за всего несколько дней было принесено около пяти тысяч рабов и военнопленных. Нельзя упрекать верования майянцев, как и сам древний народ. Жизнь той эпохи диктовала свои правила, с которыми приходилось мириться и которым приходилось подчиняться.

Вывод: Религия вместе со служителями храмов играли важную роль в жизни майя. В период с 250 н.э. года до 900 н.э. во главе городов-государств стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную роль. В религиозных ритуалах принимали участия представители высших слоев общества. Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичным людям смертными существами. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось майя как акт, способствующий в определенной мере продлить жизнь богам. Человеческие жертвоприношения были распространенным явлением у майя. В жертву, человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также по средством захоронения заживо. Наиболее жестоким методом, как и у ацтеков, являлось вспарывание живота и вырывание из груди еще бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные пленники из других народов, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших сословий.


В настоящее время насчитывается около 2 тыс. стел с надписями. Стелы устанавливались в честь каждого двадцатилетия, в честь смены правителя. Многие надписи на стелах связаны с конкретными историческими событиями. Часть их имеет отношение к различным культам и астрономическим вычислениям. Долгое время тексты на памятниках майя оставались загадкой для ученых. В 1960-х гг. ленинградский ученый Ю. В. Кнорозов произвел дешифровку древних текстов. Дешифровка цифровых знаков не составляла большого труда. Причиной тому была поразительная простота, доведенная до совершенства логичность системы счета. Европа еще «считала по пальцам», когда математики древних майя ввели понятие нуля и оперировали бесконечно большими величинами. Большое число записано на стеле 10-а в городе Тикале – 1841641600 дней, то есть 5 миллионов лет.

При вычислениях майя ограничивались только сложением и вычитанием. Сам человек майя был той идеальной математической моделью, которая была взята за единицу счета. В основе арифметики лежала двадцатеричная система счисления (умножение на 20), возникшая от суммы пальцев на руках и ногах человека. Сложение представляло собой вертикальный столбец снизу вверх. Эпоха у майя, как уже отмечалось, отмерялась 20-летиями. Месяц состоял также из 20 дней. Каждому дню месяца жрецы приписывали свои приметы, каждый день имел свое название, например: 1-й день – Имиш (кукуруза) – родившийся в этот день будет дурным, распутным и бесчестным человеком; 4-й день – Кан (спелая кукуруза) – родившийся в этот день будет мудрым; 6-й день – Кими (смерть) – родившийся в этот день будет убийцей с плохой судьбой и тому подобное. Майя записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка всегда означала единицы данного порядка, а тире – пятерка. Изображение раковины обозначало ноль. Знание письма составляло привилегию жречества и знати. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые, грамматические и фонетические. Из сохранившихся рукописей известны три: «Пророчества Ягуара» («Чилам-Балам») и «Книга народов» («Пополь-Вух»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги «Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении. В 1958 г. Генрих Берлин опубликовал свидетельства того, что в системе письменности майя существует вид специальных знаков, так называемых «иероглифов эмблемы», связанных с некоторыми из известных археологам поселениями. Такие знаки легко выделить, поскольку они обычно сочетаются с определенными элементами иероглифики, которые появляются вместе с каждым из них. Специалистам уже удалось точно идентифицировать «иероглифы эмблемы» восьми «городов» классической эпохи: Тикаля, Пьедрас-Неграс, Копана, Киригуа, Сейбаля, Наранхо, Паленке и Яшчитлана. Берлин предположил, что эти знаки либо обозначали названия самих «городов», либо династий, которые правили в них, и выдвинул предположение, что на стелах и других монументах этих городов были зафиксированы исторические события.

Таким образом, фигуры, вырезанные на рельефах классической эпохи, изображают не богов и жрецов, а представителей правящих династий, их супругов, детей и подданных. Когда каменные «летописи» одного правления подходят к концу, следующая последовательность изображений начинается с того же самого мотива – прихода к власти нового правителя. Возможно, самая полная из «хроник» правления светских владык древних «городов» майя вырезана на множестве каменных притолок Яшчитлана. Когда рассматривается проблема письменности майя, то неизбежно встает и вопрос: зачем вообще потребовалось этому народу рассчитывать цикл «лунной последовательности» для столь далеко отстоящих во времени эпох и зачем им понадобилось оперировать в своих вычислениях датами, связанными со столь большими периодами времени? Ответ, вероятно, связан с тем, что правители древних майя верили в астрологию, и, возможно, они советовались со жрецами том, как связаны лунные циклы, и расположение небесных светил с тем или иным событием в их стране, подобно тому, как это делали египтяне, этруски, вавилоняне и многие другие народы Старого Света. В астрологии есть своя собственная логика, которая заставляла серьезно относиться к ней не только народы древности, но и таких людей, как Ньютон и Кеплер.

Еще одной областью, которой майя уделяли много внимания, была родословные и проблемы, связанные с происхождением человека. Именно поэтому на некоторых монументах мы находим даты и изображения, которые могут быть связаны только с представлениями о том, кем являлись их отдаленные предки. Поскольку во всех трех имеющихся в нашем распоряжении кодексах майя имеется множество таблиц и иллюстраций и, кроме того, в текстах очень часто встречаются отрывки, имеющие отношение к датам 260-дневного календаря, то никто из специалистов не сомневается в том, что их содержание связано исключительно с религией и астрономией. У майя не было науки в привычном для нас понимании. Вместо нее у всех цивилизаций Мезоамерики существовала своеобразная смесь из данных точных астрономических наблюдений и того, что можно было бы назвать нумерологией. Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией.

Вселенная – йоккаб (буквально: над землей) – представлялась древним майя в виде расположенных друг над другом миров. Прямо над землей находилось тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.

В центре земли возвышалось «Первоначальное дерево». По четырем углам, строго соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Востоке – красное, символизирующее цвет утренней зари. На Севере – белое. Черное дерево – цвет ночи – стояло на Западе, а на Юге росло желтое – оно символизировало цвет солнца. В прохладной тени «Первоначального дерева» – оно было зеленым – разместился рай. Сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем. Древние майя не сомневались, что земля была квадратной, в крайнем случае, прямоугольной. Небо, словно крыша, покоилось на пяти подпорках – «небесных столбах», то есть на центральном «Первоначальном дереве» и на четырех «цветных деревьях», росших по краям земли. Майя как бы перенесли – планировку древних общинных домов на окружавшую их вселенную. Если представления майя о строении вселенной в целом нам сегодня ясны и не вызывают каких-либо особых сомнений, а календарь, поражающий свой почти абсолютной точностью, досконально изучен учеными, совсем иначе обстоит дело с их «подземными мирами». Мы не можем даже сказать, почему их было именно девять (а не восемь или десять). Известно лишь имя «владыки преисподней» – Хун Ахав, но и оно пока еще имеет только предположительное толкование.

В старинном эпическом повествовании майя-киче «Пополь-Вух» рассказывается, как боги-праотцы Тепеу и Гукуматц подняли из водяной пучины землю и населили ее животными и растениями. Сотворив это, божественные прародители возжаждали почитания и преклонения и вылепили из земли существ, похожих на людей, но они оказались недолговечными и спустя некоторое время вновь обратились в грязь. Следующую расу боги создали из дерева, но творение получилось настолько глупым, что было уничтожено самими богами, заменившими его на людей, сделанных из мяса. Однако эти существа обратились к злу и были уничтожены, когда боги обрушили на землю ужасный ливень: чудовищное наводнение смело их с лица земли. И наконец, из кукурузного теста боги создали настоящих людей, предков майя-киче.

Для религий Мезоамерики, так же как для религий Востока, характерны представления о повторяющихся циклах сотворения и разрушения. Как описано выше, ацтеки полагали, что мироздание прошло уже через четыре таких цикла и наша эпоха является пятым циклом творения, которому суждено погибнуть из-за землетрясений. Представления майя были похожими. В них тоже предполагалось существование временных циклов большой продолжительности. Первое Солнце длилось 4008 лет, и было разрушено землетрясениями и съедено ягуарами. Второе Солнце длилось 4010 лет, и было уничтожено ветром и его яростными циклонами. Третье Солнце длилось 4081 год, и было уничтожено огненным дождем, пролившимся из кратеров огромных вулканов. Четвертое Солнце длилось 5026 лет и пало от воды, залившей все вокруг в гигантском наводнении. Затем родилось Пятое Солнце, которое светит нам сегодня. Оно известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого все погибнут.

До нас дошло очень мало сведений о пантеоне богов, которым поклонялись майя. Олимп майя был населен таким количеством богов, что разобраться в них совершенно невозможно. Общее представление о количестве богов майя можно почерпнуть из манускрипта XVIII в., озаглавленного «Ритуалы Бакабов», в котором упомянуты по имени 166 богов, или из кодексов, относящихся к кануну испанского завоевания. В текстах этих кодексов можно встретить упоминания более чем о тридцати богах. Причиной такой теогонической множественности было то, что каждый из богов имел огромное число различных ипостасей. Во-первых, каждый из них представлял собой не одну, а целых четыре индивидуальности, соотнесенные с одной из четырех сторон света. Во-вторых, целый ряд богов имел двойников противоположного пола, которые являлись их супругами, что стало отражением дуализма, присущего философии народов Мезоамерики. И наконец, каждый из богов, олицетворяющих собой какое-либо из небесных тел, имел еще одно воплощение – на тот период времени, когда он умирал и был обречен странствовать по подземному миру. Перед тем как снова появиться на небе, он превращался в одного из богов подземного мира.

Хотя некоторые источники утверждают, что майя верили в существование единого бога (Хунаб Ку), который был воплощением всемогущего бестелесного духа, тем не менее, главным из богов, которым поклонялись майя, был, несомненно, бог Ицамна, чье имя означает «Дом Ящерицы». В рукописях майя этого бога изображали в виде пожилого человека с ястребиным – «римским» – носом. Этого бога почитали как изобретателя письменности и покровителя ученых и учености. Его супругой была Иш Чель – «Госпожа радуги», старая богиня, под покровительством которой находились ткачество, медицина и деторождение. Она же, по всей вероятности, была богиней старой луны. Змеи, украшающие ее прическу, и когти на концах пальцев ее рук и ног доказывают, что в религии майя эта богиня играла ту же роль, что и ацтекская богиня Коатликуэ – мать богов и людей. Все остальные боги, включая и Бакабов, были, очевидно, потомками этой пары. Бог солнца, Ах Кинчил, в кодексах изображался очень похожим на Ицамна, и возможно, что он являлся одной из его ипостасей. Во время своего ночного путешествия под землей, от заката до восхода, он превращался в бога-ягуара – своего пугающего двойника, изображения которого очень часто встречаются на монументах классической эпохи.

Считается, что молодая полуобнаженная женщина, очень запоминающееся изображение, которое можно найти в «Дрезденском кодексе», представляет собой богиню Луны Иш Чап (Женщину), которая, возможно, являлась супругой Ах Кинчила. Другими богами, связанными с небесными светилами, были бог Полярной звезды и различные воплощения Венеры. Менее значительными божествами были покровители различных слоев общества и видов деятельности. Во главе этого списка находился Кукулькан – бог-покровитель правящей касты. Хотя культ Кукулькана достиг высшей точки своего расцвета во времена правления тольтеков, существуют изображения Пернатого Змея, относящиеся к более ранним периодам времени. Находки, свидетельствующие о том, что культ этого бога существовал в области майя гораздо раньше прихода тольтекских завоевателей, сделаны в некоторых из поселений майя, например в Тикале. Воины почитали нескольких богов войны, некоторые из них, очевидно, были героями, обожествленными за свои военные удачи. Купцам и тем, кто занимался выращиванием какао, покровительствовал бог Эк Чуах, которого изображали с черным лицом и длинным носом. Кроме этих богов, существовало множество других, покровительствовавших охотникам, рыбакам, тем, кто занимался изготовлением татуировок, комедиантам, певцам, поэтам, танцовщикам, влюбленным и даже самоубийцам.

В отличие от ацтекских, жрецы майя не были обязаны соблюдать обет безбрачия. Их сыновья тоже становились жрецами. Некоторые из жрецов были вторыми сыновьями правителей. Жрецы носили титул Ах Кин («тот, что принадлежит солнцу»), что лишний раз доказывает их близкую связь с календарем и астрономией. Список обязанностей жрецов, очерченный Диего де Ландой, позволяет понять, что они занимались не только проведением ритуалов, но и обучением. В ведении жрецов находились «…счет лет, месяцев и дней, праздники и церемонии, управление их святынями, несчастные дни и времена, их способы предсказания и их пророчества, события, лекарства против болезней, памятники древности, умение читать и писать буквами и знаками, которыми они писали, и фигурами, которые объясняли письмена.…». Жрецы также занимались составлением и хранением генеалогий. Во времена расцвета Майяпана наследственный верховный жрец проживал в этом городе. Судя по всему, основная функция верховного жреца состояла в том, чтобы надзирать за специальным учебным заведением, в котором проходили подготовку те, кто собирался присоединиться к жреческому сословию. Ни в одном из документов нельзя найти ни малейшего намека на то, что верховный жрец обладал каким-либо влиянием, или на то, что жрецы каким-то образом подменяли собой гражданские власти.

Во время проведения ритуалов, связанных с человеческими жертвоприношениями, жрецу помогали четверо пожилых мужчин, которых, в честь богов дождя, именовали Чаками. Они держали руки и ноги жертвы, в то время как ее грудь вскрывалась еще одним человеком, который носил титул Наком (титул военного вождя). Другим служителем культа был Чилам, своего рода шаман-духовидец, который, находясь в состоянии транса, получал «послания» от богов. Его пророчества обычно интерпретировались собраниями жрецов.

Проведение всех ритуалов жестко определялось календарем, и прежде всего календарем 260-дневного цикла. Календарь майя называют Великое колесо Мандала Пакаль Вотана. В книге «Фактор Майя» доктор Х. Аргуэльес описывает и разъясняет Великое колесо Мандала Пакаль Вотана (см. приложение М). Свойства этого «колеса» очень хорошо знали древние майя. Первый круг содержит 8 вершин, характеризуя эволюцию двойственного отношения. Второй круг содержит 13 вершин. Это число отражает уже свойства эволюции Великого предела (О Создателях миров). Третий круг характеризует самый сложный уровень, порождающий и контролирующий Великие 13-ти вершинные циклы. Каждая из этих 20 вершин характеризуется собственным «звездным семейством Создателей миров. Эти 13 вершин и определяют Великие Циклы Майянского Календаря, причем текущий (наш) цикл охватывает период - с 3113 г. до н. э. по 2012 г. н. э. Х. Аргуэльес повествует, что человеческая история определяется галактическим лучом, через который проходят Земля и Солнце.

Циклы развития земных цивилизаций подчиняются принципам «галактических сезонов», которые были описаны майянцами в математической и символической форме. Ритуальные священнодействия были насыщены символическим смыслом, в них, например, очень часто фигурировали цифры 4, 9 и 13 и указания на цвета, связанные со сторонами света. До ритуала и во время его проведения запрещалось принимать пищу, и необходимо было соблюдать строгое половое воздержание. Нередки были ритуальные самоистязания как у ацтеков, во время которых майя наносили себе уколы иголками или иглами морского ежа в уши, щеки, губы, язык или пенис. Добытой таким образом кровью обрызгивали бумагу или использовали ее для того, чтобы смазывать идолов. Накануне испанского завоевания жрецы обкуривали таких идолов смолами и каучуком и проводили их ритуальные кормления. Для человеческих жертвоприношений использовали пленников и рабов, но чаще всего в жертву приносили детей (незаконнорожденных или сирот, которых покупали специально для этой цели). До установления господства тольтеков в жертву приносили чаще все же не людей, а животных. Известно, что дикие индейки, собаки, белки и игуаны считались вполне подходящими приношениями для богов майя.

Знания о том, какой именно была последовательность проводимых юкатеками ритуалов, очень отрывочны. Одной из причин является то, что Диего де Ланда не сумел в некоторых случаях уловить различие между тем, что он называл «непостоянными праздниками», то есть ритуалами, определяемыми 260-дневным календарным счетом, и ритуалами, находящимися в зависимости от цикла, состоящего из 19 месяцев 365-дневного «нечеткого года». В течение всего года проводились ритуалы и церемонии, связанные с земледелием, охотой, пчеловодством, рыбной ловлей и художественными ремеслами. Возможно, церемонии проводились в соответствии с циклом 260-дневного календаря. Упоминания об этом можно отыскать в «Мадридском кодексе». Целью проведения подобных церемоний было увеличение количества пойманной дичи, изобилие меда и воска и тому подобное. Очень часто они основывались на действиях, которые Джеймс Фрейзер в свое время назвал «симпатической магией». Например, при проведении ритуала вызывания дождя люди, одетые в костюмы бога Чака, выливали в костер воду из горшков. Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческом образе (кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову). Ягуарами называли богов сторон света – Чаков. Кроме того, титул «Ягуар» носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался «Циновка Ягуара». Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят о том, что это животное было тотемом – амулетом удачи в племени.

В «Книге народов» («Пополь-Вух») описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение – доставить «знаки отличия» – когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и тому подобное Таким испытаниям подвергался будущий правитель или жрец.




Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.