Проблема ума в комедии «Горе от ума. Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума Подбери цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное

С. П. ИЛЬЁВ

УМ И ГОРЕ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА

Как известно, категория ума стала предметом спора еще при жизни автора комедии. В нем по-своему принял участие и Грибоедов, давший некоторые пояснения к своему произведению: „...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих... Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший...” (508). Однако именно ум Чацкого, аттестованный автором вполне положительно, возбудил в современниках сомнения и оспаривался Пушкиным , М. А. Дмитриевым , Белинским и др.

С. И. Данелиа видел причину споров в неясности понятия

„ум” и объяснял, что ум Чацкого точнее можно было бы назвать „способностью суждения”: „Судить - значит соединять представления в положение по принципу логического тождества” . Он отличал ум от рассудка (способности умозаключения) - категории психологической, и разума - категории метафизической.

Действительно, в спорах об уме Чацкого эти понятия (ум - рассудок - разум) зачастую строго не дефинируются и не дифференцируются. Если же мы обратимся к „Словарю Академии Российской” (1806-1822), которым Грибоедов, разумеется, пользовался, то найдем, что в его время эти категории различались достаточно четко. Так, ум определяется как „способность понимать вещи и судить об них”; умный - это „благоразумный, имеющий здравый рассудок или основанный на здравом рассудке, рассудительный”; рассудок - „способность души, силою которыя она, сравнивая и соображая многие предметы, выводит заключение”; наконец, разум - „способность души, посредством которой человек понимает, судит и умствует или выводит по смотрении и соображении следствия” .

Гельвеций, автор трактата „Об уме” (1758), утверждал, что „ум... есть совокупность более или менее многочисленных идей, не только новых, но еще и интересных для людей”, именно „с счастливым выбором идей связывают репутацию умного человека”. Причину удивительного разнообразия взглядов людей по вопросу об уме Гельвеций видел в различии „страстей, идей, предрассудков, чувств, а, следовательно, интересов”, поскольку интерес управляет всеми нашими суждениями. „Каждый отдельный человек называет умом привычку к идеям, которые ему полезны”.

Согласно Гельвецию, ум есть совокупность новых идей, и всякая новая идея есть новое отношение, установленное между данными предметами. Ум предполагает изобретательность, т. е. способность генерировать новые идеи.

Умный человек - это мыслящий человек. Но умный человек непременно выбирает общество единомышленников, поскольку ум „есть струна, звучащая только в унисон”. И „если умный человек станет расточать свой ум в различных кругах людей, он будет считаться то сумасшедшим, то мудрым, то приятным, то тупым, то остроумным”. Поэтому в просвещенном человеке предполагается знание человеческого ума и снисходительное

отношение к посредственным людям: „Умный человек знает, что люди таковы, какими они должны быть, что всякая ненависть к ним несправедлива...; и если посредственный человек кажется ему глупым, то сам он кажется тому сумасшедшим” .

Возможно, именно это же рассуждение французского философа-просветителя вызвало известные слова Пушкина о Чацком в письме к А. А. Бестужеву (1825): „Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это?... Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под.” . Вяземскому он прямо писал, что „Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен” .

Ум является следствием сильных страстей, а здравый смысл - следствием их отсутствия.

Согласно Гельвецию, „человек, обладающий здравым смыслом, обыкновенно не впадает ни в одно из тех заблуждений, в которые нас вовлекают страсти, но зато он лишен и тех просветлений ума, которыми мы обязаны лишь сильным страстям. Словом, здравый смысл не предполагает никакой изобретательности и, следовательно, никакого ума; ум <...> начинается там, где кончается здравый смысл”. Но люди, лишенные страстей, чрезвычайно редки, да и глупцы не менее подвержены страстям, чем умные люди. В общем здравомыслящие люди - это люди посредственные, и они более счастливы, чем люди, преданные сильным страстям.

Итак, „здравомыслящий человек” не синоним „умного человека”, но ум посредственный, и поэтому он на своем месте в

ряду своих оппонентов - Фамусова и Молчалина, рассуждающих методом „от обратного”. „Если почти о всех глупцах говорят, что они люди здравомыслящие, - замечает Гельвеций, - то в этом случае к ним относятся, как к некрасивым девушкам, которых всегда называют добрыми” .

Разумеется, Чацкий не „глупец”. По терминологии Гельвеция, он „верный ум”, близкий „здравому смыслу” и не лишенный страстей. Это герой без пороков, но и без добродетелей, а, следовательно, ум ограниченный. Все, что говорит Чацкий в комедии, не возвышается над здравым смыслом, а порой и безрассудно, и бестолково. Можно согласиться с мнением С. И. Данелиа: „Это еще недоразвившийся, недозрелый ум”, „плод недолгой науки” . Как это ни парадоксально (на первый взгляд), но определение ума Чацкого как „ленивого” (Чернышевский), при всей его „пылкости”, отмеченной Пушкиным , - точная характеристика грибоедовского персонажа, подтверждаемая словами Гельвеция: „Посредственность сохраняет вещи в том положении, в котором она их находит” .

Внешне Чацкий - противник существующего „порядка вещей”, но как мыслящий человек он механически воспринял новые идеи и принципы (рационалистического Запада) и пытается механически приложить их к явлениям и условиям отечественной действительности. Однако невозможно согласиться с Данелиа в том, что „дальше этого просветительского представления об уме не продвинулся в своем произведении и Грибоедов” . Ведь автор не тождествен своему герою и грибоедовская концепция ума - концепция художественная, она складывается из спектра таких категорий, как „ум”, „безумие”, „чувство”, „горе” и др., а также выходит за пределы одного, пусть и гениального, произведения автора. Грибоедов не отрицает и не одобряет ум как таковой (аналитический или синтетический, разрушающий или созидающий).

В числе важных причин заблуждения ума рационалисты XVII и XVIII вв. называли, во-первых, страсти, во-вторых, неправильное употребление слов и связанные с ними недостаточно ясные представления. С. А. Фомичев уже отметил, что темы „ума” в разных его значениях касаются все действующие лица комедии . Канадский исследователь лексической семантики „Горя от ума” пришел к выводу о том, что большое число случаев употребления разными персонажами слова „ум” (79 случаев, из них 31 отнесен к Чацкому и 14 - к Молчалину)

По мнению С. А. Фомичева, „высокая философская нота”, заданная в комедии Чацким, „явно не по голосу остальным персонажам, а потому их рассуждения о «матерьях важных» комичны” , и, таким образом, исследователь традиционно исключает Чацкого из круга комических характеров пьесы, поскольку сюжетно Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу, на что сразу же указал автор („Этот человек в противуречии с обществом, его окружающим”), и поскольку для Чацкого высшая ценность - „ум, алчущий познаний”, а для Фамусова „ученье - вот чума, ученость - вот причина...”

Гносеологический корень концепции трагического характера в комедии „Горе от ума” - это концепция декабризма Чацкого и даже Грибоедова, все еще, несмотря на усилия нескольких поколений исследователей произведения, остающаяся в значительной степени проблематичной. Вот, например, суммарное политизированное выражение этой концепции в одном сравнительно недавнем труде известного ученого: „Разлад разума и действительности, ума и реальности был запрограммирован в декабристском мировосприятии. Вот в конечном счете, в исходе своем, с чем было связано и чем определялось декабристское «горе от ума», - при соприкосновении с действительностью «ум» фатально терпел поражение” .

Между тем декабризм Чацкого, комедии и ее автора, по-видимому, недоказуем, и вообще следует считать, что в такой постановке проблемы наличествует методологический просчет, поскольку в ней контаминированы аспекты интерпретации художественного текста, с одной стороны, и аспект биографии (мировоззрения) художника, - с другой. Стремление литературоведов оторвать произведение Грибоедова от канонов классицистской поэтики сказалось прежде всего на интерпретации характера Чацкого, превращенного в трагический образ комедии - явлении уникальном в истории русской и мировой литературы. От такой трактовки образ Чацкого только проигрывает и делается не комическим персонажем, а образом смешного чудака, участь которого - „большую часть жизни своей проводить с дураками”, как писал Грибоедов С. Н. Бегичеву (сентябрь 1818 г.) (451).

Чацкий остроумен, т. е. реплики его умны и смешны, что согласуется с требованием нормативной поэтики эпохи, поскольку

„отличительное свойство комедии заключается в искусстве смешить зрителей, как самим расположением происшествий, так и острыми изречениями...” персонажей. „Острые изречения” Чацкого имеют форму парадоксов, столь популярных в эпоху Просвещения периода романтизма. По определению Жана-Поля, остроумие - это „способность сравнивать, которая отличается не столько результатом, сколько направлением и предметами” . Несоответствие между понятием и репликой, отдаленное сходство как противоречие (парадокс) вызывает смех. Поэтому Николай Остолопов писал: „В комедиях прекраснейшее действие производит внезапность” .

Но трудно согласиться с Чацким, что его собеседники - все глупцы только потому, что они придерживаются других, нежели он, мнений о „матерьях важных” или вообще не имеют таковых, или же не считают их таковыми. У каждого из них, в том числе и у Чацкого, - свой ум, который каждый их них по-своему понимает, выражает и проявляет. Обычно „Горе от ума” относят лишь к Чацкому, ссылаясь при этом на слова Грибоедова , тогда как горе от ума - у каждого персонажа комедии, поскольку у каждого - свой ум и соответствующее ему горе (сколько голов - столько умов, согласно народной афористике) . „Размышляющие люди слишком уж склонны считать глупцами тех, кто не умеет рассуждать, - писал Гельвеций. - Им следовало бы подумать, что есть также искусство хранить молчание , возможно, это - малопочтенное искусство, но в конце концов такое, к которому словоохотливые люди не способны. И светские люди слишком поспешно испытывают презрение к человеку молчаливому” .

Характер Молчалина может служить художественной иллюстрацией к словам философа:

Всякому городу нрав и права;
Всяка имеет свой ум голова...

Так писал странствующий народный философ Григорий Сковорода (1722-1794), возможно, старший современник Грибоедова.

Чацкий приехал в Москву уже как чужой местному обществу и чуждый городу человек („Нет, не доволен я Москвой!”). Он

отказывает ей в уме. А вот Константин Аксаков (1817-1860), младший современник автора „Горя от ума”, был противоположного мнения об интеллекте и духовных запросах древней столицы: „В Москве преимущественно идет умственная работа; в ней древнейший русский университет... Здесь пытается мысль выйти на самостоятельную дорогу...” . В комедии Грибоедова „горе” Чацкого как „страдание отвергнутого ума” не оттого, что он умен, а фамусовское общество глупо, а оттого, что ум Чацкого - чужестранный , импортный, заморский, привезенный из „далека”. Знаменитый А. С. Шишков , по словам его биографа, „злобился против молодых администраторов, которые получили нерусское воспитание” . В своем „рассуждении о старом и новом слоге Российского языка” (1803) Шишков призывал соотечественников „жить своим умом, а не чужим”

Образ Чацкого. Грибоедов писал: «...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим...» В суждении автора комедии очень важно слово «разумеется». Конфликт предопределен всем ходом исторического развития русского общества. Противоборствующие силы уже определены, позиции их четко обозначены. Именно поэтому, разумеется, Чацкий просто не может, не в состоянии промолчать, не вступить в конфликт с той грозной силой, которая противостоит ему здесь, в доме Фамусова, как, впрочем, и в любом другом доме, куда он мог бы попасть.

Чацкий в комедии Грибоедова не резонер, не простой выразитель авторских идей, а живая личность - сложная, даже противоречивая и вместе с тем неизменно привлекающая своей живостью, непосредственностью, остроумием и красноречием. В его блестящих монологах широко и последовательно проявляются декабристские идеи. Он- пламенный агитатор, стремящийся объяснить свою позицию, пропагандировать свои взгляды. Вот почему Чацкий никогда не произносит свои монологи «про себя», в одиночестве. Напротив, он постоянно стремится к общению, но именно это ему и не удается. Фамусовское общество вовсе не намерено выслушивать речи своего идейного противника.

Любовь к народу, уважение к его здравому уму, нравственным устоям многое определяют в мировоззрении Чацкого. Именно поэтому он так болезненно переживает отрыв не только фамусовского общества, но и передовой дворянской интеллигенции от народа. Эта оторванность проявляется и в языке, и даже в одежде. Отсюда и мечта Чацкого, «Чтобы умный, бодрый наш народ // Хотя по языку нас не считал за немцев». Какие знаменательные эпитеты использует здесь Чацкий: бодрый и - что еще более важно - умный] Слова Чацкого придают дополнительный оттенок не только проблематике комедии, но и ее названию. Высокая оценка народа делает понятной и обоснованной декабристскую идею Чацкого о необходимости отстаивать национальную самостоятельность русской культуры. Мысли Чацкого о типичном для дворянского общества нечистом духе «пустого, рабского, слепого подражанья» совершенно точно соответствовали призывам Рылеева «уничтожить дух рабского подражанья», убеждениям Кюхельбекера, с которым Грибоедов близко сошелся во время работы над комедией.

Чацкий, горячо верящий в возможность светлой жизни для «бодрого и умного» народа, не смиряется с существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего национальную гордость подлинного патриота. Поэтому с таким возмущением говорил Чацкий о крестьянах, которых меняли на борзых собак, О крепостных, проданных поодиночке, то есть так, что при»этом разрывались семейные отношения.

Можно догадываться, что Чацкому уже немало довелось пережить в жизни утрат и разочарований: «Мундир...- теперь уж к это мне ребячество не впасть...» Он приезжает в Москву в надежде, что здесь он «оживет», быть может, найдет свое счастьем «Там стены, воздух, все приятно! Согреют, оживят...» Ничего подобного не происходит. Рушится романтическая вера в любовь, дружбу (встреча героя с Платоном Михайловичем в этом отношении очень важна).

Существенно, что образ Чацкого дан в динамике. Идейное развитие героя происходит на) наших глазах. Подобно многим своим современникам (не исключая при этом и декабристов) он и начале комедии убежден, что только в уме заключены истоки нравственности. По его мнению, подлинная ценность и значение человека определяются его способностями к занятиям наукой, стремлением к безграничному познанию. Просветительская философия героя предопределяет не только его силу, но и его слабость. Оказывается, что важнейший для него критерий ума далеко не все может объяснить в жизни. Так, Софья, презирающая Скалозуба за то, что тот «слова умного не выговорил сроду», тем не менее влюблена в Молчалина, приписывая ему несуществующие добродетели. Вполне закономерно, что Чацкий с позиций своего мировосприятия никак не может в это поверить. Ведь по всем законам разума Софья никак не должна любить Молчалина, но она его все же любит. (Тут тоже свое горе от ума: Софья Молчалина выдумала по законам сентиментальной литературы: бедный, незнатный молодой человек, наделенный чувствительной душой, Скромный и застенчивый...)

Просветительские принципы Чацкого уже не в состоянии были объяснить всю сложность действительности, противоречивость психологии человека, причины, по которым глупец вдруг оказывается хитрее умного, и т. д.

Первоначально комедия была названа «Горе уму». В таком заглавии ощущается просветительское убеждение, что ум сам по себе представляется высшей ценностью; горе ему могло прийти лишь откуда-то со стороны. Окончательный вариант заглавия: « Горе от ума» позволяет ощутить новый оттенок в замысле драматурга. Сам герой с тревогой начинает ощущать не только острейший конфликт с окружающим его обществом, но и противоречие в его собственном внутреннем мире. В нем самом «ум с сердцем не в ладу».

Чацкий приходит к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательствами. Он мужает, взрослеет, начинает яснее постигать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не таков, как в начале: «Так! отрезвился неполна, // Мечтанья с глаз долой, и спала пелена...» Об этом со всей присущей ему откровенностью говорит он сам в заключительном монологе, называя себя «слепцом»... В этом и заключался замысел драматурга: показать, как происходит постепенное становление борца, расстающегося с юношеским прекраснодушием и готовящегося к суровым жизненным испытаниям.

>Сочинения по произведению Горе от ума

Проблема ума в комедии

О своем произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Одно только это выражение характеризует смысл книги. Мы понимает, что речь пойдет об извечной проблеме ума и глупости. Для своего времени это была передовая комедия, пропагандирующая новое движение. Главный герой по своим знаниям и жизненным принципам приближен к декабристам. Он умен, но не расчетлив, смел, но не проявляет наглости, открыт для новых идей, но умеет придавать их сомнению. А. А. Чацкий – это герой нового поколения, хотя для общества Фамусова он «лишний» человек. По сюжету пьесы он не побоялся противостоять целой армии неучей.

К неучам и людям необразованным Грибоедов относит Павла Афанасьевича Фамусова , а также всех его коллег и друзей. В действительности, мы видим, что это так и есть. Автор показывает, как такие неотесанные и неграмотные люди вроде Фамусова занимали важнейшие чины в Москве начала 19-го века. Как такие пройдохи вроде Молчалина прислуживала и льстили, чтобы подняться по карьерной лестнице. Как такие грубияны вроде Скалозуба становились полковниками, не имея за плечами ни одного воинского подвига. Невольно возникает вопрос, а как же так получалось? К сожалению, общество к тому моменту было настолько «прогнившим», что очередной революции не удалось бы избежать. Люди должны были понять, что пора развиваться и осваивать новые вершины.

Цель Чацкого, как человека разумного, была именно такой – донести до дворян, что нельзя оставаться на том же уровне необразованности, нужно двигаться дальше. Нельзя игнорировать книги и другие проявления искусства, нельзя употреблять в русской речи заграничные словечки и носить платья, покроенные по типу «французских модисток», и после этого утверждать, что ты патриот своей страны. Все эти злободневные проблемы затронуты Грибоедовым в его нашумевшей комедии. А самое главное, что мы видим, как люди передового ума страдали в окружении «фамусовского общества». В сущности, по уровню умственного развития конкуренцию Чацкому могла составить только Софья , да и та было слишком зависима от чужого мнения.

Не зря автор подобрал для нее такое символичное имя. Вероятно, этим он хотел подчеркнуть «мудрость» Софьи, которая все же выступает двойственным персонажем. Её трудно причислить к какому-то одному лагерю. По уму и образованности она шла в ногу со временем, а по степени воспитания принадлежала к «фамусовскому обществу». С одной стороны, она могла бы стать надежной спутницей и соратницей для Чацкого, а с другой, мы видим, что она сплошь пропитана «дворянской» идеологией. В заключительной части комедии общество Фамусова сумело вытеснить главного героя из своих кругов, но это только благодаря тому, что они брали количеством, а если таких как Чацкий будет больше, то и «фамусовское общество» потерпит крах.

  • Прав ли был А.С.Грибоедов, утверждая, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

  • А.С.Пушкин в письме А.Бестужеву писал о Чацком: «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми и тому подоб.». Прав ли А.С.Пушкин?

  • Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Докажите свою точку зрения.

  • Почему А.С.Грибоедов первоначальное название комедии «Горе уму» заменил на «Горе от ума»? В чём разница? Отразилось ли это на основной мысли произведения?


Почему А.С.Грибоедов изменил название комедии?

    Во времена А.С.Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» - «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» (что, кстати, нашло полное отражение в комедии)… С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т.е. фамусовых, скалозубов, молчалиных и др. Уделом Чацкого стало горе от ума, но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим»


Обобщающее повторение

  • А.И.Герцен считал : «Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста – это в Чацком.

  • В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьёт в каменную стену общественных предрассудков… У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться. »

  • - Прокомментируйте высказывание.

  • Прав ли А.Блок, утверждавший, что «Горе от ума» - «произведение, непревзойдённое, единственное в русской литературе, не разгаданное до конца»?

  • Почему автор определил жанр своего произведения как комедия?


Язык комедии

  • А.С.Пушкин – А.А.Бестужеву: «О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу».

  • Какую особенность языка комедии А.С.Грибоедова отмечал А.А.Пушкин? Докажите его правоту.

  • Какие языковые особенности комедии вы отметили?


Закончите афоризм

  • Минуй нас пуще всех печалей…

  • Грех не беда…

  • А впрочем, он дойдёт до степеней известных…

  • Хотел объехать целый свет…

  • Служить бы рад…

  • Упал он больно…

  • Свежо предание…

  • Дома новы…

  • Да, чтоб чины добыть…

  • Ах, злые языки…

  • Чины людьми даются…

  • В мои лета не должно сметь


  • Тема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении.

  • Идея сочинения – его главная мысль.

  • Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает.

  • Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.


Предупреждение орфографических ошибок

  • Литературный диктант

  • Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный конфликт, нравственные принципы, идеалы светского общества, противостояние, борьба «века нынешнего» с веком «минувшим», столкновение взглядов, убеждений, объявить сумасшедшим, ненависть к просвещению, чуждый предрассудкам.


Предупреждение ошибок в управлении

  • Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, намёк (на кого?) на Чацкого, надежда (на что?) на успех, мысль (о ком?) о Фамусове, мнение (о чём?) о взглядах, призвание (к чему?) к деятельности, любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в успех, уверенность (в чём?) в успехе.


Запомни!

  • играть роль

  • иметь значение

  • уделять внимание


Как работать над сочинением на литературную тему

  • Внимательно прочитай тему сочинения.

  • Выдели в ней ключевые слова.

  • Прокомментируй их.

  • Сформулируй тему в виде проблемного вопроса.

  • Определи основную мысль.

  • Подбери эпиграф, в котором отразится основная мысль сочинения.

  • Составь план сочинения.

  • Подбери цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное.

  • Напиши черновой вариант сочинения.

  • Отредактируй написанное, исправь ошибки.

  • Перепиши работу в чистовик.


Темы сочинений

  • Чацкий и Молчалин.

  • Кто Чацкий: победитель или побеждённый?

  • Чем опасны Молчалины?

  • Жизненные идеалы фамусовского общества.

  • Современное звучание комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


Чацкий и Молчалин

  • В чём особенность этой темы сочинения?

  • Какую роль здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление?

  • Как можно сформулировать тему в виде проблемного вопроса?

  • Как определите идею сочинения?

  • Определите объём темы и её содержание.


Развёрнутый план сочинения

  • I. Вступление. Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а). зарождение прогрессивных декабристских идей; б). назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в). Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей.

  • II. Основная часть.

  • Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций:

  • 1. Общие черты : а). молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б). образованны, умны; в). Принадлежность к фамусовскому обществу (Чацкий – дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – секретарь, живёт в доме Фамусова)


Развёрнутый план сочинения

    2. Различия : а). положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный», подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе); б). цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных»); в). достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г). жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего»); д). отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство); е).отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности»);



    ж). личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во всём придерживается «умеренности»); з). отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества).

  • III. Вывод.

  • Создание А.С.Грибоедовым типичных характеров: Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А.С.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.


Домашнее задание:

  • Напишите черновой вариант сочинения на одну из заданных тем.


Использованные материалы:

  • А.С.Грибоедов. «Горе от ума». 9 класс.

    1.К какому идейно-эстетическому направлению, художественному методу можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

    1. просветительский реализм 2. романтизм

    3. критический реализм 4. классицизм

    2. А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

    1. Скалозуб 2. Молчалин 3. Чацкий 4. Софья

    3. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

    1. «Ну бал!.. Какие-то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать», «Подписано, так с плеч долой», «Нет отдыха, мечусь как словно угорелый», «Во вторник зван я на форели»

    2. «Трёх сажен удалец», «…Чтобы чины давать - есть многие каналы», «Я князь – Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам…», «Он слова умного не выговорил сроду»

    3. «А наши старички?? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и … разойдутся»

    4. «А? хм? И – хм?»

    5. «Что мне молва?», «Вы знаете, что я собой не дорожу»

    6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед», «Отрезвился… сполна»

    1. Чацкий 2. Репетилов 3. Скалозуб

    4. Софья 5. князь Тугоуховский 6. Фамусов

    4. Афоризм – это:

    1. Художественное обоснование поступков персонажей.

    2. Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

    3. Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

    5. Кому из героев принадлежат следующие выражения, ставшие афоризмами:

    1. «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «А судьи кто?»

    2. «Я вам советовать не смею», «Я вас перепугал, простите, ради Бога»

    3. «Счастливые часов не наблюдают», «Шел в комнату, попал в другую», «Не человек, змея», «Герой не моего романа»

    1. Чацкий 2. Софья 3. Молчалин

    6. Определите, какие слова и словечки соответствуют персонажам комедии:

    1. «Раболепство», «предрассудки», «к свободной жизни», «чай», «колит», «дым отечества»

    2. «Треснулся», «опрометью», «обморочить», «дал маху», «федьфебель», «ушибена».

    3. «Два-с», «по-прежнему-с», «простите, ради Бога», «личико», «ангельчик».

    4. «Минула», «покудова», «кличут», «започивала», «доложусь», «мне-с».

    5. «Тащиться», «час битый», «за уши дирала», «пора перебеситься».

    1. Скалозуб 2. Чацкий 3. Лиза 4. Хлестова 5. Молчалин

    7. Композиция – это:

    1. Эпизод литературного произведения.

    2. Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

    3. Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

    4. Столкновение, противоборство персонажей.

    8. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова выражено в орпеделении жанра:

    1. Комедия 2. Трагедия 3. Трагикомедия

    9. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

    1. Д.И.Писарев 2. В.Г.Белинский

    3. И.А.Гончаров 4. Н.А.Добролюбов

    А.С.Грибоедов «Горе от ума». Ключ.

      1 – Фамусов, 2 – Скалозуб, 3 – Репетилов, 4 – Князь Тугоуховский, 5 – Софья, 6 – Чацкий.

      1 – Чацкий, 2 – Молчалин, 3 – Софья.

      1 – Чацкий, 2 – Скалозуб, 3 – Молчалин, 4 – Лиза, 5 – Хлёстова.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.