Принципы политической идеологии коммунизма были разработаны. Вопрос. Коммунистическая идеология. Построение коммунизма в ссср

Коммунизм (от лат. Communis - общий, всеобщий) как социально-историческая категория имеет три зна­чения:

· идеальное общество, основанное на общем владе­нии всеми его членами материальными средства­ми, полном социальном равенстве людей;

· общественно-политическое движение, ведущее борьбу за достижение такого общества. Ядром этого движения являются коммунис­тические партии;

· теория, объясняющая возможность и необходи­мость, пути и средства построения коммунистического общества.

Коммунистическая (марксистско-ленинская) идеология воз­никла в середине XIX столетия на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейер­бах), политической экономии (Смит, Рикардо), утопического соци­ализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Марксизм появился как про­летарская идеология. Главное в нем - обоснование роли рабоче­го класса как "могильщика капитализма" и создателя бесклассо­вого коммунистического общества. Основная цель марксистской идеологии - не только правильно объяснить мир, но и револю­ционно преобразовать его. По сути своей марксизм-ленинизм яв­ляется революционной теорией.

В противовес господствовавшему то­гда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением проле­тариата, появившегося в результате произошедшего промышленно­го переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеоло­гию, акцентировавшую внимание на революционных методах по­строения нового общества. Преобладание революционных, насиль­ственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксистской концепции общественного развития. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба обусловлены существовавшей тогда концентрацией частной собственности в руках класса буржуазии. Революционный переход от капитализма к социализму должен заключаться прежде всего в экспроприации частной собственности и передаче ее в руки тех, кто своим трудом создает все богатство общества.



Теоретическое оформление коммунизма принад­лежит К. Марксу и Ф. Энгельсу. Основополагающими принципами «классическо­го» коммунизма, разработанными К. Марксом, являются следующие:

· переход к коммунистической общественной формации револю­ционным путем, не исключающим насильственные меры;

· отрицание реформистского пути перехода;

· слом буржуаз­ной государственной машины;

· уничтожение буржуаз­ной демократии;

· замена этих институтов системой диктатуры пролетариата;

· ставка на идеологический монизм, отрицание идеологического плюрализма;

· со­здание жестко организованной политической партии как единственной руководящей силы в борьбе за ком­мунизм.

· главную движущую силу социального про­гресса составляет пролетариат как класс, лишенный средств производства.

Классовая борьба, доведенная до социалистической революции, признается в каче­стве локомотива истории.

Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентиро­ванного на моральные стимулы к труду, которые можно описать формулами:

· труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков;

· в труде формируется личность;

· труд есть способ самовыражения, самореализации человека и т.п.

Наиболее важным механизмом интеграции различных элементов социальной структуры была признана коммунистическая партия. В целях более полной реализации этой функции партии предполагалось превра­щение ее во властную структуру, сращивание с государством, кото­рое под ее руководством должно было постепенно заменяться сис­темой общественного самоуправления .

Социально-философские, экономические и политические идеи и установки, разработанные Марксом и Энгельсом, не раз подвергались пересмотру и ревизии, поэтому неудивительно, что при всем своем внешнем единстве марксизм является многоплановым и сложным течением политико-философской мысли. В его рамках можно обнаружить множество как национальных, так и идеологических различий и оттенков.

Марксизм, в социал-демократии, как уже отмечалось выше, в первую очередь К. Каутским подвергся существенной ревизии справа . То же самое, но уже слева произошло в коммунистическом движении. Теоретиком и практиком мирового коммунистического движения стал В.И. Ленин, направивший свои усилия на конкретизацию и ужесточение заложенных в марксизме революционных принципов. Поэтому-то это новое течение и получило название марксизма-ленинизма, или просто ленинизма, который в свою очередь лег в основу левототалитарной большевистской теории общества и государства.

Если Маркс и Энгельс утверждали, что социалистиче­ская революция произойдет первоначально в экономически наиболее развитых странах, то Ленин пришел к выводу о возможности ее победы в относительно отсталых индустриально-аграрных странах, к числу которых относилась Россия. Не менее важно и то, что в отличие от Маркса и Эн­гельса, по мнению которых социалистическая революция достигнет успеха лишь в том случае, если она произойдет одновременно в группе наиболее развитых стран Европы, Ленин обосновывал мысль о возможности ее победы в одной, отдельно взятой стране.

Но дело не только и не столько в этом. Ленин и его сподвижники в такой большой степени пересмотрели и дополнили учение своих предшественников, что, оценивая ленинизм, правомерно говорить, по сути, о новом политико-философском, или идейно-политическом течении, во многом по своим базовым установкам существенно отличающемся от классического марксизма.

История предоставляет нам множество примеров того, что одни и те же идеи в разных исторических условиях могли служить для обоснования совершенно разных интересов и целей. Более того, на основе одного и того же набора данных можно построить разные, зачастую несовместимые друг с другом философские и идейно-политические конструкции. Зачастую большее значение приобретает не просто какая-либо идея, взятая сама по себе, а то, как она интер­претируется, в каких и в чьих интересах она используется.

В.И. Ленин обоснованно говорил о трех известных источниках марксизма. Точно так же сам ленинизм помимо марксизма, который был подвергнут существенной ревизии, черпал идеи из целого ряда других источников. На дух ленинизма, по-видимому, существенный отпечаток нало­жили якобинство периода Великой французской революции, бланкизм с его теорией заговора и конспирации, народовольство и нечаевщина с ее террором, некоторые идеи русских революционных демократов.

Помимо тех вышеупомянутых корректив, которые были внесены в первоначальные установки марксизма, В.И. Ленин как незаурядный политический деятель и идеолог творчески переосмыслил все эти идеи, строго ориентировав их на цели захвата и удержания государственной власти. С этой точки зрения его основной вклад состоял в предельной политизации и идеологизации марксизма, выхолащивании его научного содержания и потенциала, сведении к нескольким догмам , служащим все­цело обоснованию и продвижению революции .

В.И. Ленин, будучи гениальным тактиком, развивая революционную традицию марксиз­ма, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуаз­ной государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Он дополнил учение Маркса:

· теорией империализма;

· концепцией социалистических и национально-освободитель­ных революций в новую эпоху;

· учением о партии нового типа;

· использованием советов как формы диктатуры пролетариата;

· разработкой «новой экономической полити­ки»;

· концепцией мирного сосуществования и др. .

Вместе с тем, он разработал пути и средства, стратегию и тактику захвата и удержания государственной власти. Ленин перевел в практическую плоскость теорию социалистической революции, теорию диктатуры пролета­риата, демократического централизма и социалистического государства. Ему принадлежит авторство создания концентрационных лагерей – ново формы изоляции противников режима, а также машины широкомасштабного государственного террора и т.д. Все эти компоненты и сделали ленинизм одним из вариантов тоталитарной модели переустройства общества .

Абсолютный крах политики «военного коммунизма» в Советской России явился практической иллюстрацией реального антигуманного тоталитарного потенциала идеи коммунизма в современных условиях, невозможности его построения хоть сколько-нибудь цивилизованными методами. Как самообозначение понятие «коммунистический» было и остается присущим как значимому числу политических партий - правящих (КНР и др.) и оппозиционных (Россия и др.), так и экстремистских группировок (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий идее коммунизма служить претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин «коммунизм» выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как «не доктрина, а движение», которое опирается «не на принципы, а на факты» (Энгельс).

Впослед­ствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникно­вения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строитель­ства, создали идейную основу для обеспечения общественных пре­образований (обобществления производства, индустриализации на­родного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения .

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллективности и державности. По существу ее постулаты, как полагают многие ученые-обществоведы, были внешне сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-политической и сугубо светской форме. С приходом к власти большевиков религия была заменена идеологией марксизма-ленинизма, бог – социалистическим государством, рай – светлым будущим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и с массовым эффектом. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеологической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историческом отрезке времени .

В первой половине XX в. между социал-демократией и коммунистическим движением были существенные разногласия о методах социальных преобразований общества (реформистские или революционные). Это нашло отражение в одновременном существовании Коммунистического и Социалистического Интернационалов. После роспуска Коминтерна и распада «государственного социализма» в СССР и ряде стран Восточной Европы в позициях многих компартий произошли изменения, Учи­тывая трансформацию современного мира, они стали модернизировать свои программы, использовать некоторые традиционные социал-демократические концепции и подходы, творчески применяя их к своеобразным условиям соот­ветствующих стран, рыночной экономике .

В XX столетии марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. Десятки коммунистических партий действовали на всех континентах. Матери­альной опорой мирового коммунизма был Советский Союз с его экономической и военной мощью. Пос­ле второй мировой войны на третьей части мира развернулось стро­ительство социалистических государств на основе марксистско-ленинской теории. Невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что эта идеология имела великое множество убежденных сторонников и последователей, да и сейчас их нема­ло. Ее основополагающими идеями были коллективизм, социальная справедливость, народовластие и др., пронизанные подлинным гу­манизмом .

Марксистско-ленинская идеология в ХХ в. реализовалась в различных национальных моделях. В послевоенном Китае она трансформировалась в еще одну прикладную разновидность социализма – маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзэдуна). Отрицая свя­щенные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао взял за основу сталинскую идею о необходимос­ти борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, при­званное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «свет­лому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского на­селения, особенно во времена «культурной революции».

Оригинальная модель коммунистической идеологии была реализована И.Б. Тито, в бывшей Югославии, стремившейся укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это было в Восточной Европе). Страна ориентировалась на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, ее руководство признавало наличие внутренних конфликтов и противоречий социалистического строи­тельства, необходимость ведения борьбы с главным внутренним врагом – бюрократией, и ориентировалось на установление рыночных отношений и ограничение роли коммунистической партии .

В других бывших социалистических странах марксизм-ленинизм, являясь государственной идеологией, был превращен в своего рода государственную религию, единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а ее положения стали критериями оценки всех остальных идеологи­ческих систем мира. Все это создавало условия для ее внутренней стагнации. На ее основе буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращенном виде идеология отторгалась большинством народов, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться партократической верхуш­ки.

В последней четверти XX в. начались глубин­ный кризис и крушение марксистско-ленинской идеологии, в пер­вую очередь в бывших социалистических странах. Причины, вы­звавшие этот кризис, еще долго будут предметом научного осмысле­ния. Ведь с крушением рассматриваемой идео­логии произошло крушение надежды миллионов людей на воз­можность построения общества добра и справедливости .

Кризис этот развивался посте­пенно, так как коммунистическая идеология усилиями многочис­ленных идеологов догматизировалась, слабо приспосабливалась к изменяющимся условиям жизни, которую, напротив, усиленно стре­мились подогнать под идеологию. Поэтому между развивающей­ся, изменяющейся социальной жизнью и догматизирующейся иде­ологией возникла и стала углубляться пропасть.

В общественном сознании социализм стал отождествляться с образом сформировавшейся в странах «реального социализма» командно-бюрократической общественной системы, которую никак нельзя признать в качестве идеального посткапиталистического общественного устройства. С утверждением гласности, плюрализма мнений, многопар­тийности старая идеология, лишенная жизненной силы, начала са­моразрушаться. С ее развалом в нашем обществе образовался идеологический вакуум, началось смутное время.

Со вто­рой половины 1980-х гг. влияние коммунистической идеологии, авторитета СССР на ход мирового разви­тия стало заметно снижаться. Сегодня коммунизм как идеология и как социальное движение повергается критике, в т.ч. и со стороны тех, кто недавно исповедовал эту идеологию и был активным участни­ком деятельности коммунистических партий. Ряд исследователей считает, что коммунизм как социальное учение сошел с исто­рической арены. Такое категорическое суждение вряд ли соответствует действительности. Да, коммунизм как социальный идеал оказался несостоятельным, утопич­ным на современном этапе человеческой истории. Поэтому традиционное коммунистическое движение, направленное на достижение этого социального идеала, в настоящее время теряет смысл .

Вместе с тем, в современных условиях коммунизм как идейно-полити­ческая доктрина продолжает существовать и оказывать влияние на умы многих людей. Более того в ряде стран, в том числе в СНГ, действуют носители этой докт­рины - коммунистические партии. Они имеют свои фракции в парламентах, представителей в местных органах власти. А в некоторых странах коммунистичес­кие партии и сегодня являются правящими

К тому же в последние годы коммунистическая идеология стала возрождаться, что вызвано рядом основных причин:

· крупные неудачи потерпели многие реформы, вы­звавшие в обществе негативные последствия;

· углубляющейся пропастью в доходах беднейших и богатейших слоев российского общества;

· успехи Китая, возглавляемого коммунистической партией;

· авантюристической агрессивной политикой США, олицетворявших ранее в глазах многих жителей планеты идеалы справедливости и прогресса.

Учитывая изменения в современном мире, многие коммунистические партии стали модернизировать свои программы, а в ряде случаев использовать некоторые социал-демократические концепции и подходы, творчески применять новые теоретические наработки к своеобразным условиям своих стран.

Итальянские коммунисты, например, поставили задачу радикально обновить коммунистическую концепцию, в которой необходимо дать ответ на процесс капиталистической модернизации, развернувшейся во всем мире и получившей название «глобализация экономики». Этот процесс приводит к негативным последствиям в обществе, несмотря на успехи в экономике.

Французские коммунисты считают, что необходимо сделать идею коммунизма вновь жизненной и привлекательной. Идентификация коммунизма с опытом СССР и стран Восточной Европы, с их точки зрения, несостоятельна. Идея коммунизма существовала до советского опыта и провал этого опыта не является доказательством ошибочности самой идеи коммунизма как справедливого общества без угнетения и эксплуатации. Они считают, что в современном демократическом обществе сохраняются различия между правящим классом и трудящимися, а также угнетение и эксплуатация в новых формах.

Безотносительно к потенциальным деталировкам, содержание понятия "коммунизм" XXI в. может выражать:

· отрицание любых форм организации института собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность", она же - "общенародная" в социалистическом варианте);

· полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма", "еще большей социальной справедливости" и т.п.;

· ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов "капитал - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т.д.) системой волевых распределительных решений;

· замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т.д. В наиболее радикальных формах (практика большевизма и клики Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ коммунизма эффективно результировалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличьи сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса.

В целом коммунизм, как правило, выступает в ряде ипостасей:

· как идеология маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров;

· как разновидность социального нигилизма, противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире;

· как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного коммунизма".

Возрождение коммунистической идеологии в новых услови­ях - дело сложное, требующее продолжительного времени. Простая реанимация ее невозможна, даже если кто-то этого и хотел бы. Обновление идеологии сможет произойти только на путях сближения с современной социал-демократией. Раскол между левым и правым крыльями российской социал-демократии произошел на II съезде в 1903 г. Возможно в перспективе проведение Объединительного съезда. Но это невозможно пока КПРФ возглавляется Г.А. Зюгановым, направляющим основные усилия на критику политики, проводимой В.В. Путиным, а не на выдвижение собственной концепции развития страны.

В целом историяXX в. наряду с общегуманистическим содержанием лозунгов социалистов выявила и органические пороки этой идеологии, воспрепятствовавшие в конечном счете ее воплощению в современном мире. Так, для индустриального этапа развития общества неприемле­мым оказалось негативное отношение социалистов к экономическому неравенству индивидов, к конкуренции и принципам неодинакового вознаграждения за труд, обусловленных различиями в способностях, образовании и других характеристиках индивидов. Желая исправить «не­справедливость» общества, социалисты пытались заменить их механиз­мами нетрудового распределения доходов, политическим регулирова­нием экономических процессов, признавали необходимым сознатель­ное установление государством принципов и норм социального равенства. Поэтому в идеологии социализма, по А.И. Соловьеву, государство всегда возвышалось над индивидом, сознательное управление – над эволюционным ходом раз­вития общества, политика – над экономикой .

Происходящий от латинского слова commūnis («общий») и означающий «идеальный мир», модель общества, в которой отсутствует социальное неравенство, не существует частная собственность и каждый имеет право на средства производства, обеспечивающие существование общества в целом. В концепцию коммунизма также постепенное уменьшение роли государства с его последующим отмиранием за ненадобностью, так же, как и денег, и ответственность каждого человека перед обществом под слоганом «от каждого по способностям - каждому по потребностям». Сами по себе определения понятия « », данные в разных источниках, отличаются между собой, хотя и озвучивают общие идеи.

Основные идеи коммунизма

В 1848 году Карл Маркс сформулировал основные постулаты коммунизма - последовательность шагов и изменений, которые сделают возможным переход от капиталистической модели общества к коммунистической. Он огласил его в «Манифесте коммунистической партии», опубликованном .

Основной идеей манифеста стало отчуждение частной собственности на землю и взымание платы за землепользование в казну государства вместо частных . Кроме того, согласно идеям Маркса, должен был вводиться налог, зависящий от уровня обеспеченности платящего, государственная монополия на банковскую систему - централизация кредита в руках государства с помощью национального банка со стопроцентным государственным капиталом, и передача всей транспортной системы в руки государства (отчуждение частной собственности на транспортные линии).

Трудовые обязательства в виде трудовых отрядов вводились для всех без исключения, особенно в сфере сельского хозяйства, отменялся принцип передачи наследства и отчуждалась собственность эммигрантов в пользу государства. Должны были строиться новые государственные фабрики, создающие, прежде всего, новые средства производства. Планировалось введение централизованного сельского хозяйства за счет государства и под его контролем. Особое значение придавалось объединению сельского хозяйства с промышленностью, постепенное слияние города и деревни, устранение различий между ними. Кроме того, должны были быть введены общее бесплатное воспитание и образование детей и воспитательные мероприятия, объединенные с производственным процессом, отменен детский труда на фабриках.

На территории России эти идеи воплотились в марксистско-ленинской философии, идеалогии рабочего класса, призывавшей к свержению капиталистического строя и борьбе пролетариата за построение коммунистического общества. Марксизм-ленинизм был официально закреплен в качестве государственной идеалогии СССР в конституции 1977 года и в таком виде просуществовал вплоть до распада Советского Союза.

Еще несколько десятилетий тому назад мировое коммунистическое движение представляло собой мощную силу, с которой приходилось считаться ведущим государствам мира, включая Соединенные Штаты. Даже в условиях «крестового похода против коммунизма» коммунистические партии оставались авангардом левых сил.

Сегодня ситуация изменилась кардинально. За исключением Китая и ряда азиатских стран, а также Кубы, влияние коммунистических партий практически незаметно.

В ряде европейских стран запрещены не только коммунистические партии, но и коммунистическая символика. В Евросоюзе все чаще звучат заявления, которые уравнивают коммунизм с фашизмом и национал социализмом, возлагая на коммунистов ответственность за разжигание Второй Мировой войны.
***
Страны, бывшего СССР и Восточного блока, где запрещена коммунистическая идеология...

Албания
Люстрация. Всем высокопоставленным госслужащим, членам правящей до 1991 г. Партии труда, а также сотрудничавшим с тайной полицией лицам было запрещено избираться или же занимать руководящие посты в госорганах до 2002 года (законы 1995 г.).
Запрет компартии. Запрещение фашистских, марксистско-ленинских и расистских партий (закон 1992 г.).

Венгрия
Люстрация. Уголовная ответственность без срока давности для лиц, совершивших в декабре 1944 - мае 1990 г. «предательство Родины», вплоть до пожизненного заключения (закон 1992 г.). В 1994 году Конституционный суд признал этот закон неконституционным. Второй этап люстрации (до 2001 г.) свелся к разглашению информации о сотрудничестве граждан с органами госбезопасности. В 2005 г. парламент открыл широкий доступ к секретным документам об агентах спецслужб.
Запрет символов. Коммунистическая и нацистская символика запрещена с 1993 г. На лиц, использующих символы тоталитаризма для нарушения гражданского спокойствия или демонстрирующих их публично, накладывается штраф.

Грузия
Люстрация. Запрет занимать высокие посты в государстве лицам, которые служили в КГБ или занимали руководящие должности в КПСС (закон 2010 г.). Создана комиссия по люстрации, которая занимается искоренением в Грузии коммунистической символики, в том числе в названиях улиц и площадей, а также ликвидацией монументов, восхваляющих тоталитарное прошлое. Бывшие сотрудники спецслужб Советского Союза, а также бывшие должностные лица компартии и комсомола не смогут работать в органах исполнительной власти и в судебной системе (закон 2011 г.).
Запрет символов. Запрещена коммунистическая и нацистская идеология, а также использование в общественных местах советской и фашистской символики (закон 2011 г.).

Латвия
Люстрация. Все кандидаты в депутаты парламента обязаны в письменной форме указать наличие либо отсутствие у них связей с советскими или иными секретными службами (закон 1992 г.). Запрет избираться лицам, состоявшим в компартии и ряде дружественных ей организаций, после 13 января 1991 г., а также сотрудникам и агентам КГБ (закон 1995 г.).
Запрет символов. С 1991 года советская и нацистская символика запрещена на публичных мероприятиях. Запрет не распространяется на развлекательные, праздничные, памятные и спортивные мероприятия.

Литва
Люстрация. Принят Закон о проверке мандатов депутатов, подозреваемых в сознательном сотрудничестве со специальными службами СССР или других государств.
Запрет символов. Запрещено использование советской и нацистской символики, гимнов, формы и изображений лидеров национал-социалистов Германии и лидеров КПСС на общественных собраниях с 2008 г.
Запрет компартии. С 1992 года компартия запрещена на территории страны, фактически действует в подполье.

Польша
Люстрация. Все желающие поступить на госслужбу (министры, судьи, депутаты, сенаторы) и кандидаты на парламентских выборах, прежде сотрудничавшие с коммунистическими спецслужбами, должны были покаяться публично и получить прощение. В случае сокрытия такой информации претендент лишался права занимать публичные должности на 10-летний срок (закон 1997 г.).
Запрет символов. Уголовная ответственность (штрафы, лишение свободы сроком до двух лет) за хранение, распространение или продажу вещей или записей, на которых присутствует коммунистическая символика, с 2009 г. Разрешено их использование в художественных, образовательных целях, а также коллекционирование. Статья Уголовного кодекса запрещает нацистскую символику и демонстрацию символики «других тоталитарных режимов».

Чехия
Люстрация. Компартия Чехословакии названа «организацией преступной и достойной осуждения». Кадровые сотрудники и тайные агенты спецслужб, сотрудники партийного аппарата КПЧ, «политически руководившие» госбезопасностью, лишались на 5 лет права занимать ответственные посты в госорганах, если специальная комиссия могла доказать их вину (закон 1993 г.).
Запрет символов. Коммунистическая символика запрещена. Но Коммунистическая партия Чехии и Моравии остается одной из ведущих политических сил страны.

Эстония
Люстрация. Принят Закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 1940–1950-е гг., согласно которому прокуратуре было поручено рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в массовых убийствах, других преступлениях против человечности.
Запрет символов. Запрет на использование нацистской и советской символики в общественных местах с 2007 г.

Туркмения
Запрет компартии. Коммунистическая партия Туркмении (КПТ) с 1992 г. существует на нелегальном положении. В 2002 г. после серии протестов оппозиции лидера КПТ Рахимова обвинили в участии в подготовке покушения на президента Ниязова и осудили на 25 лет заключения. По неподтвержденной информации, в декабре 2006 г. он был убит в тюрьме вместе с несколькими своими соратниками.

Узбекистан
Запрет компартии. Коммунистическая партия Узбекистана, основанная в 1994 г., существует на нелегальном положении.

Молдавия
Запрет на использование коммунистической символики в политических целях и пропаганду тоталитарной идеологии действовал с 12 июля 2012 года, однако 5 июня 2013 года Конституционный суд отменил данный запрет, как противоречащий Конституции.

Украина
С 21 мая 2015 года запрещено «публичное отрицание преступного характера коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов», а также публичное использование и пропаганда их символики. Запрещается изготовление, распространение и публичное использование символики коммунистического режима (в том числе и сувенирной), публичное исполнение гимнов СССР, УССР, других союзных советских республик или их фрагментов. За первичное правонарушение следует наказание ограничением или лишением свободы до 5 лет с возможной конфискацией имущества, за повторное правонарушение или его совершение организованной группой лиц либо с использованием СМИ - лишением свободы от 5 до 10 лет с возможной конфискацией имущества.
***
-- Германия
Согласно параграфу 86а Уголовного кодекса Германии, запрещено распространение или публичное использование на совещании или в переписке, производство, использование в коммерческих целях внутри страны или за её границей символов либо материалов, содержащих символику партии, которая была признана Федеральным Конституционным Судом незаконной и противоречащей Конституции, каковой с 1956 года является Коммунистическая партия Германии.
К таковой символике относятся, в частности, флаги, символика, униформы, слоганы и формы приветствия, при этом символы, которые выглядят внешне достаточно похоже, чтобы существовала возможность их перепутать с символами запрещённых организаций, считаются эквивалентными. За подобные действия лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и приговорено к лишению свободы сроком до трёх лет или штрафу.

Индонезия
Запрещена коммунистическая партия и публичная демонстрация её символов.

Вчера в 22:53 vverh 570 167 20

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко встретился с секретарём Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии (КПБ) Игорем Карпенко. Во время встречи, в которой приняли участие глава администрации президента Андрей Кобяков и его первый заместитель Александр Радьков, были обсуждены вопросы функционирования белорусских партий и движений патриотической направленности, в частности КПБ.

НА ФОНЕ массированных атак Запада и не прекращающегося давления на республику со стороны определённых российских сил эта проблема приобрела особую остроту. И совсем не случайно Александр Лукашенко решил обсудить её с представителем руководства Компартии Белоруссии. КПБ занимает основное место на левом политическом фланге. К тому же коммунистические идеи созвучны мировоззрению Лукашенко. Все помнят, как, выступая перед республиканским активом, он сказал:

— Самая понятная и близкая народу идеология — коммунистическая. Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе — стремление к равенству и социальной справедливости… С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь ХХ век. С этой идеологией были одержаны великие победы — над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос... Коммунистическая идеология, основанная на идеологии марксистско-ленинской, должна стать одной из главных составляющих белорусской государственной идеологии.

И сегодня, выдерживая атаки внешних и внутренних противников своей политики, Александр Лукашенко стремится, насколько возможно, сохранить в жизни государства и общества принципы равенства и социальной справедливости. Естественно, в этом благородном, воистину святом деле более надёжной опоры, чем коммунисты, не может быть.

И потому, как признался президент Белоруссии, у него вызывает глубокое сожаление серьёзный урон, который был нанесён КПБ расколом в её рядах:

— Но не бывает худа без добра и наоборот. Та часть, которая откололась от КПБ, уже стала маргинальной и фактически является авангардом всей нашей «пятой колонны». Они долго к этому шли и наконец-то пришли...

Как шли, уползая, за подачками, на Запад и расшаркиваясь в Белом доме перед президентом США, известно всем. Собственно, это типичный путь перевёртышей из стран СНГ, предавших идею социальной справедливости и ставших на службу чужим богам.

Отметив, что Компартия Белоруссии осталась патриотической партией, Александр Лукашенко высказал свою убеждённость в том, что государство должно оказывать поддержку всем партиям патриотической направленности:

— Давайте откровенно говорить: надо их поддержать. Не содержать, допустим, за счёт бюджета, но поддержку надо оказать. Ведь все эти «пятиколонники» получают солидные вливания из-за рубежа. А партии, которые нас поддерживают, страну поддерживают, действуют в интересах народа, не имеют порой даже офиса и комнаты для того, чтобы организовать приём людей... И в конце концов мы и их можем попросить, чтобы они нам давали информацию с мест. Это не чуждые нашему народу партии, поэтому я не боюсь и публично говорю о том, что они не должны влачить нищенское существование. Там, где они нужны народу, по тем направлениям мы им должны помогать.

Сразу же после того, как репортаж об этой встрече был передан по каналам белорусского телевидения, «демократическая» оппозиция разразилась злобными комментариями: «Диктатор поддерживает коммунистов». И ни слова о том, что поддержка эта — во имя интересов народа и что нескончаемая, в сотни миллионов долларов, поддержка, которая из-за кордона течёт «демократической» оппозиции, используется в интересах Запада, против Белоруссии. Как говорят, почувствуйте разницу.

Понятно, что «пятиколонников» пугает сама мысль о росте влияния КПБ и других патриотических партий в государстве и обществе. Для белорусских же коммунистов это — сигнал к более активной работе. К сожалению, пока что они не смогли развернуть её на уровне и в масштабах, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня. В какой-то степени сказались безразличие и порой молчаливое противодействие части чиновничьего аппарата, охотнее занимающейся делами бизнесменов, а также, что вызывает не меньшее удивление, позиция государственных телеканалов и газет, нередко своими передачами и статьями насаждающих либерально-частнособственническую, буржуазную идеологию. Следуя своим западным и российским коллегам, они навязывают чуждые народу нравы и привычки, чернят достижения советской цивилизации, развращают людей.

Но нельзя умолчать о том, что и Компартия Белоруссии зачастую не проявляла должной активности. Оппозиционно-«демократические» СМИ писали о злоупотреблениях чиновников, о незаконной раздаче и присвоении собственности и тем самым лепили из себя образ «народных заступников». И обвиняли во всех грехах Лукашенко, хотя преступления эти творились вопреки его политике да и порождены были идеологией «демократических» оппозиционеров, призывавших к разделу народной собственности. Но в партийной печати не велась активная борьба против конкретных бизнес-чиновничьих преступлений, не раскрывалось лицемерие «народных заступников».

Аналитики отмечают, что у КПБ и других патриотических партий теперь появятся новые возможности для работы на благо народа. Но в то же время возрастёт и ответственность. Это полностью осознаёт руководство Компартии Белоруссии.

— Мы должны укрепить свои структуры, увеличить численность партийных рядов и усилить борьбу за те цели, что намечены в недавно принятой новой редакции программы КПБ. Многие её положения схожи с теми, что записаны в программе социально-экономического развития республики, принятой на Всебелорусском народном собрании, — сказал мне сразу же после встречи с президентом Игорь Карпенко.

Что ж, у Компартии Белоруссии появятся новые возможности для достижения программных целей. Как эти возможности будут использованы, зависит от неё.

PS. Что сказать, жму руку Александру Григорьевичу. Ох не даром его либералы не любят.

Коммунизм (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме, организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

Различные определения коммунизма

Фридрих Энгельс в проекте программы Союза коммунистов «Принципы коммунизма» (конец октября 1847 года): «Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. <…> Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.»

Карл Маркс (1844) : «<…> коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.» «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он - решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение».

Словарь Вл. Даля (1881, орфография оригинала): «Комунизмъ, политическое ученіе о равенствѣ состояній, общности владѣній, и о правахъ каждаго на чужое имущество».

Философский словарь (1911): «Коммунизм - учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага.
Всё зло в общественных и государственных отношениях проистекает из неравномерного распределения блага.
Чтобы устранить это зло, коммунизм советует сохранить права собственности лишь за государством, а не за частными лицами. Первым, рекомендовавшим коммунистический идеал, был Платон (ср. его „Политию“)».

Настольная книга для священно-церковно-служителей (1913): «Коммунизм проповедует принудительное общение имуществ, отрицая все виды частной собственности. Распространяя принцип коллективизма, то есть общности, не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведёнными продуктами, или на их потребление, и подчиняя всё это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни. <…> Проповедуемое коммунизмом общение имуществ ведёт к ниспровержению всякого правосудия и к совершенному разрушению благосостояния и порядка семейного и общественного.»

Эррико Малатеста в книге «Краткая система анархизма в 10 беседах» (1917): «Коммунизм есть форма общественной организации, при которой <…> люди соединятся и вступят во взаимное соглашение, имея целью - обеспечить за каждым возможно большее благосостояние. Исходя из принципа, что земля, рудники и все природные силы так же, как накопленные богатства и все, созданное трудом прошедших поколений, принадлежит всем, люди при коммунистическом строе условятся работать сообща с целью производить все необходимое для всех».

В. И. Ленин (декабрь 1919): «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу».

Философский словарь. под ред. И. Т. Фролова (1987): коммунизм есть «общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам; высшая фаза коммунистической формации (полный коммунизм), конечная цель коммунистического движения».

Словарь иностранных слов (1988): «1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности, на средства производства; 2) вторая, высшая фаза коммунистической общественной формации, первой фазой которой является социализм.»

Англоязычный словарь Merriam-Webster (одно из нескольких значений): «тоталитарная система правления, в которой единственная авторитарная партия контролирует находящиеся в государственной собственности средства производства». С 1990-х годов в таком значении термин также используется в русскоязычной литературе России и других стран бывшего СССР.

Социологический словарь Н. Аберкромби, С. Хилла и Б. С. Тернера (2004): «Под коммунизмом понимают скорее не реальную практику, а определенную доктрину. Этим понятием обозначаются общества, в которых отсутствует частная собственность, социальные классы и разделение труда.»

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun - «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

История коммунистических идей

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные.

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII-XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV в. (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI в. (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной - все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах. Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм - основная составляющая «буржуазных революций» XVII-XVIII века, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию гуманизма XVI-XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности, что делало её нацеленной на противодействие прогрессу в области материального производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма - от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В первой половине XIX в. появились труды А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и ряда других социалистов-утопистов. В соответствии с их представлениями, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. Роберт Оуэн не только занимался разработкой теоретической модели социалистического общества, но и на практике осуществил ряд социальных экспериментов по внедрению таких идей в жизнь. В начале 1800-х годов фабричном посёлке Нью-Ленарке (Шотландия), обслуживающем бумагопрядильную фабрику, на которой Оуэн являлся директором, он провёл ряд успешных мероприятий по технической реорганизации производства и обеспечению социальных гарантий рабочим. В 1825 в штате Индиана (США) Оуэн основал трудовую коммуну «Новая гармония», деятельность которой закончилась неудачей.

Ранние социалисты-утописты видели необходимость введения в коммунистическое общество развитого аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том или ином смысле проявляет желание подняться над общим уровнем или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок, и потому коммунистическое государство по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том числе автократии (Т.Кампанелла).

Эти и другие социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. При этом в утопическом обществе допускалось сохранение частной собственности, имущественного неравенства. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х - начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г. В нем они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:
Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:
Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Так возник марксизм. Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Многие из анархистов, современников Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность (Петр Кропоткин называл свою систему «анархо-коммунизмом»), но они отрицали централизацию, которая пропагандируется в марксизме, из-за ограничений свободы личности. В свою очередь, анархо-коммунизм склоняется к индивидуализму в вопросах свободы.

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично ее лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике ее развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нем государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа».
«Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование в результате репрессий, но идеология ее лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом.

Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм».

Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н.С.Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е-1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

«Научный коммунизм»

Понятие, введённое в СССР в 1960-е, которым обозначалась «одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин „научный коммунизм“ („научный социализм“) употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.»

Также название учебного предмета в вузах СССР с 1963 года. Был обязательным для студентов всех вузов наряду с «историей КПСС» и «марксистско-ленинской философией» до июня 1990 года.

В рамках научного коммунизма доказывалась необходимость диктатуры пролетариата для достижения коммунизма, хотя идея коммунизма, как общества, основанного на общей собственности, не указывает на политическое устройство такого общества.

Термин «Научный коммунизм» появился в конце XIX века для выделения марксистских коммунистических идей от других. Добавление «научный» возникло потому, что К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали необходимость изменений в общественном устройстве изменениями в способах производства. Они подчёркивали объективный характер исторического движения к коммунизму. Г. В. Плеханов писал, что научный коммунизм не выдумывает новое общество; он изучает тенденции настоящего, чтобы понять их развитие в будущем.

Фридрих Энгельс предсказывал ряд основных черт коммунистического общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает разделение труда, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность - самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами, коренным образом изменится семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят всё сделанное до сих пор».
Понятия, формируемые с использованием термина «коммунизм»

Примитивный коммунизм

Согласно Энгельсу, наиболее древние человеческие сообщества охотников-собирателей, существовавшие до возникновения классов, можно назвать «примитивным коммунизмом». Примитивный, или первобытный, коммунизм характерен для всех народов, находящихся на ранних ступенях развития (т. н. первобытнообщинный строй, по археологической периодизации совпадающий в основном с каменным веком). Для примитивного коммунизма характерно одинаковое отношение всех членов общества к средствам производства, и соответственно единый для всех способ получения доли общественного продукта. Отсутствуют частная собственность, классы и государство.
В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Вещи, производимые каждым человеком для себя самостоятельно, находились в общем доступе - общественной собственности. На ранних этапах не существовало индивидуального брака: групповой брак был не просто главной, а единственной формой регулирования отношений между полами. Развитие орудий труда привело к разделению труда, что стало причиной появления индивидуальной собственности, возникновения некоторого имущественного неравенства между людьми.

Утопический коммунизм

Классическим выражением этого вида коммунизма может служить работа Томаса Мора «Утопия» (1516), в котором рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму. К XVII веку формируются новые, более развитые версии утопического коммунизма, выраженные во взглядах Мелье, Морелли, Бабёфа, Уинстенли. Своего апогея утопический коммунизм достиг в XIX веке в концепциях Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Чернышевского.

Военный коммунизм

Официальное название экономической практики в России во время Гражданской войны на территории Советской России в 1918-1921 гг. Элементы военного коммунизма были введены большинством стран-участниц 1 и 2 мировых войн. Основной целью являлось обеспечение населения промышленных городов и Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все существовавшие прежде экономические механизмы и отношения были разрушены войной. Основными мерами военного коммунизма были: национализация банков и промышленности, введение трудовой повинности, продовольственная диктатура на основе продразвёрстки и введении пайковой системы, монополия на внешнюю торговлю. Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года, когда на X съезде РКП(б) был введен НЭП.

Еврокоммунизм

Еврокоммунизм - условное название политики некоторых коммунистических партий Западной Европы (таких, как французская, итальянская, испанская), критиковавших недостаток политических свобод и отчуждённость партии и властей, по их мнению, существовавших в принявших советскую модель социализма странах. Переход к социализму, по мнению сторонников еврокоммунизма, должен осуществляться «демократическим, многопартийным, парламентским» путём. В своём отказе от диктатуры пролетариата еврокоммунизм был близок социал-демократии (хотя еврокоммунисты и не отождествляли себя с ними). Российских последователей еврокоммунизма, или неавторитарного коммунизма, часто ошибочно называют троцкистами, несмотря на авторитаризм самого Троцкого и отсутствие в идеологии неавторитарных левых каких-либо следов предпочтения именно троцкистской ветви марксизма.

Анархо-коммунизм

Социально-экономическое и политическое учение об установлении безгосударственного общества, основанного на принципах децентрализации, свободы, равенстве и взаимопомощи. Идейные основы анархо-коммунизма были заложены известным учёным и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали повстанческое движение Нестора Махно в ходе Гражданской войны в России, а также действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день анархо-синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922-1923 годов.

Прогнозные даты перехода к коммунистической форме общества

Первомайская демонстрация 2009 года в Северодвинске

В. И. Ленин в 1920 году относил построение коммунизма к 30-м - 40-м годам XX столетия:
Первый Секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв объявил в октябре 1961 года на XXII съезд КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма - «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Полный коммунизм как высшая фаза коммунистической формации

Согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей - которая в марксизме называется социализмом и высшей - так называемого «полного коммунизма». При социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем при других формациях, элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации. Также при социализме существуют личная собственность, существует мелкое частное производство (приусадебные участки) и мелкая частная торговля (рынки). Однако, крупная частная собственность при социализме тоже отсутствует. Поскольку средства производства становятся общей собственностью, слово «коммунизм» применимо уже и к этой фазе.

По Марксу,

На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому - по потребностям» .

Анархо-коммунисты с концепцией двух фаз не согласны и считают, что для наступления полного коммунизма и ликвидации государства не нужна предварительная стадия усиления государства.

Многие авторы не раз отмечали, что потребности человека безграничны, поэтому при любой, даже самой высокой производительности труда требуются механизмы распределения и ограничения, например, деньги. На это марксисты отвечали следующее:
Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. «Узкий горизонт буржуазного права», заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока, не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, - этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности».

С точки зрения буржуазной легко объявить подобное общественное устройство «чистой утопией» и зубоскалить по поводу того, что социалисты обещают каждому право получать от общества, без всякого контроля за трудом отдельного гражданина, любое количество трюфелей, автомобилей, пианино и т.п…
…«обещать», что высшая фаза развития коммунизма наступит, ни одному социалисту в голову не приходило, а предвидение великих социалистов, что она наступит, предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя, способного «зря» - вроде как бурсаки у Помяловского - портить склады общественного богатства и требовать невозможного.

В фантастике

Путь к звёздам прокладывают коммунисты. Почтовый блок СССР 1964

В Советском Союзе коммунистические мотивы в научной фантастике имели первостепенное значение с самого зарождения жанра в стране.

Наше дело - превратить советскую научную фантастику в оружие борьбы за коммунизм и за распространение коммунистических идей во всём мире путём повышения художественности и идейности произведений.

Однако в 1930-1950-е годы это была в основном «фантастика ближнего прицела», описывающая переход к коммунистическому обществу, но не само это общество.

И. А. Ефремов ярко и позитивно описал гуманное коммунистическое общество будущего в своём знаменитом романе «Туманность Андромеды», по которому был снят одноимённый фильм. Развитие представлений этого автора о людях коммунистического будущего дано в повести Сердце Змеи и романе Час Быка.

Своё видение коммунистического будущего давали А. Богданов («Красная звезда»), братья Стругацкие («Мир Полудня»), Г. Мартынов («Гианэя», «Гость из бездны»), Г. Альтов («Опаляющий разум»), В. Савченко («За перевалом»), В. Назаров («Зелёные двери Земли») В.Войнович («Москва 2042 год»).

Описание коммунистического общества в фантастике Запада представлено в сериале «Звёздный путь». Помимо этого, коммунистическое общество будущего описывали Г. Уэллс («Люди как боги», «Машина времени», У. Ле Гуин «Обделённые», Т. Старджон («Искусники планеты Ксанаду»).



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.