Презентация на тему "рисуем лебедя". Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Лебедь белая плывет Лебеди изо

Рисование лебедей гуашью. Мастер-класс с пошаговыми фото

Рисование гуашью "Лебединая верность". Мастер - класс с пошаговыми фото


Яковлева Наталья Анатольевна, учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ 73 "Лира" г. Тюмень
Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, а также творческим людям.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: создание композиции пары лебедей на пруду гуашью.
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
учить рисовать фигуры лебедей
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение замечать и отражать в рисунке красоту природы
воспитывать бережное отношение к природе
поддерживать интерес к изобразительному искусству
Материалы: гуашь, лист акварельной бумаги формата А-3, кисти синтетические, палитра, баночка для воды


Перед началом работы можно прослушать песню Евгения Мартынова "Лебединая верность".
Вот текст:
Над землёй летели лебеди
Солнечным днём,
Было им светло и радостно
В небе вдвоём.
И земля казалась ласковой
И в этот миг,
Вдруг по птицам кто-то выстрелил
И вырвался крик.
Что с тобой, моя любимая,
Отзовись скорей,
Без любви твоей
Небо всё грустней.
Где же ты, моя любимая,
Возвратись скорей,
Красотой своею нежной
Сердце мне согрей.
В небесах искал подругу он,
Звал из гнезда,
Но молчанием ответила
Птице беда.
Улететь в края далёкие
Лебедь не мог,
Потеряв подругу верную,
Он стал одинок.
Ты прости меня, любимая,
За чужое зло,
Что моё крыло
Счастья не спасло.
Ты прости меня, любимая,
Что весенним днём
В небе голубом, как прежде,
Нам не быть вдвоём.
И была непоправимою
Эта беда,
Что с подругою не встретится
Он никогда.
Лебедь вновь поднялся к облаку,
Песню прервал.
И, сложив бесстрашно крылья,
На землю упал.
Я хочу, чтоб жили лебеди
И от белых стай,
И от белых стай
Мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди
Над землёй моей,
Над судьбой моей летите
В светлый мир людей.

Последовательность работы:

Располагаем лист горизонтально.Намечаем линию горизонта.


Тонируем небо: много белого и совсем немного синего и бордового


Тонируем фон воды: белый с добавлением синего, зелёного и фиолетового. Причём делаем растяжку от светлого к тёмному. Даём подсохнуть.


Немного ниже середины листа, намечаем белым цветом силуэты лебедей


Синим делаем тени.


В белый добавляем бордовый и накладываем сверху мазками тонкой кистью


Ещё прокладываем тени: белый с синим и фиолетовым. Под лебедями тень из синего, фиолетового с добавлением коричневого


Особое внимание клювам. Сначала рисуем красным цветом


Затем чёрным


Справа на дальнем плане почти сухой кистью выполняем траву и её отражение: зелёным с добавлением синего и охры


Слева траву подлиннее и отдельно стоящие травинки


Также слева рисуем тоненькие стебельки высоких травинок и листья на них


Теперь самое простое- нарисовать листья кувшинок по своему усмотрению в форме овалов.Только обращаю внимание: впереди(внизу) листья крупные и потемнее, чем дальше, тем мельче и светлее и разными оттенками зелёного: добавляем светло - и тёмно - жёлтый, охру, коричневый, синий


Синим с коричневым(в результате - серым) тончайшими линиями " подводим" нижнюю часть кувшинок. Они получаются объёмнее. И здесь же справа дополнительно рисуем зелёным с тёмно - синим ещё одну траву. Этим же цветом добавляем тени слева


Мазками белым цветом рисуем кувшинки. Впереди больше, чем дальше,тем меньше


Серединки жёлтым


В нижней части листа добавляем ещё травинок.


На кувшинках светло- голубым намечаем тени. Тёмно - зелёные травинки на дальнем плане тоже можно " приглушить" этим же цветом.
Наша работа готова!


Надеюсь, что работа принесёт пользу в профессиональной или творческой деятельности, а результат не разочарует!
Желаю всем удачи!

Слайд 2

1) Используйте линейку для того, чтоб нарисовать прямоугольник такого размера, каким должен быть рисунок2) Ближе к нижней части нарисуйте яйцеобразную фигуру. Оставьте достаточно места для шеи и головы. Меньший конец этой фигуры направлен слегка вниз, в левый угол. Рисуйте легкими линиями, потому что их потом нужно будет стереть

Слайд 3

3) Нарисуйте шею. Заметьте, что нижняя часть шеи шире, чем верхняя

  • Слайд 4

    4) Нарисуйте небольшой круг на верхней части шеи (это будет голова лебедя)

    Слайд 5

    5) Нарисуйте клюв

  • Слайд 6

    6) Легко проведите ластиком по рисунку, пока линии будут еле видны.

  • Слайд 7

    7) Детально нарисуйте лебедя размытыми нечёткими (не прямыми) линиями соответственно с эскизом (что поможет показать фактуру перьев). Не рисуйте прямо по линиям эскиза. Нарисуйте клюв, глаз, крылья, большие красивые перья хвоста и отражение на воде

    Слайд 8

    8) Углом винилового ластика сотрите линии начального эскиза.9) Нарисуйте заново линии, которые случайно стерлись.10) Измените то, что вам не нравится перед продолжением

    Слайд 9

    11) Легко заштрихуйте тело и голову линиями разной длины; используйте карандаш 2Н и НВ для светлых тонов, штрихуя кривыми линиями. Светлое затенение показывает текстуру перьев на теле, крыльях и хвосте. Помните, что источник света справа сверху

    Слайд 10

    12) Детальнее прорисуйте перья на голове лебедя, используя любой карандаш. Посмотрите внимательно на блики на голове и на щеках. Обратите внимание, как затенение на голове очерчивает форму головы.13) Контрастной перекрестной штриховкой зарисуйте клюв.14) Затенение глаза: блик белый, верхняя часть глаза – темнее

    Слайд 11

    15) Добавьте темные тона на шее, на участки в тени карандашами НВ и 2В. Затенение темнее прямо под щекой и на правой части шеи (см. также предыдущее изображение). Также обратите внимание, что перья на нижней части шеи крупнее, чем вверху. Штрихи длиннее, более кривые и между ними большее расстояние

    Слайд 12

    16)Добавьте темные тона к остальным частям тела, хвосту и крыльям (см. также предыдущее изображение)

    Слайд 13

    Тихая вода выглядит реалистичнее, когда линии горизонтальные и параллельные. Когда объект или живое существо двигается на воде, то её поверхность волнистая.17) Нарисуйте много легких прямых линий на заднем фоне, параллельных верхней и нижней сторонам прямоугольника. Воспользуйтесь линейкой

    Слайд 14

    18) Затените отражение лебедя на воде. Обратите внимание на светлые и темные участки

    Белый лебедь, лебедь чистый,

    Сны твои всегда безмолвны,

    Безмятежно-серебристый,

    Ты скользишь, рождая волны.

    Под тобою -- глубь немая,

    Без привета, без ответа,

    Но скользишь ты, утопая

    В бездне воздуха и света.

    Над тобой -- Эфир бездонный

    С яркой Утренней Звездою.

    Ты скользишь, преображенный

    Отраженной красотою.

    Символ нежности бесстрастной,

    Недосказанной, несмелой,

    Призрак женственно-прекрасный

    Лебедь чистый, лебедь белый!

    Бальмонт Константин

    Бурмакин Евгений

    Не удивительно, ведь это сильная и красивая птица являет собой истинное воплощение грации. Посмотришь на такую красоту - и сразу все проблемы отходят на второй план, наступает состояние умиротворения и покоя.

    Давайте посмотрим,как художники рисовали эту прекрасную птицу.

    М.Врубель
    Царевна -Лебедь

    А.Куркин
    ` Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?` -
    Говорит она ему.

    А.Куркин
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.

    Иллюстрации в стиле Палех.

    Лебедь - символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства.

    Почитание лебедей имеет очень древние корни.


    Археологи обнаружили их изображения при раскопках поселений каменного века.

    Очень многих художников привлекал древний миф

    о царице Спарты Леда ,которая сразила своей красотой самого Зевса, и однажды влюбленный владыка богов явился к ней в образе раненого лебедя. Леда приласкала лебедя, и вскоре она родила яйцо. Из яйца возникла прекрасная Елена, из-за которой впоследствии разгорелась Троянская война.

    Деонардо да винчи

    Сlaudio Boltiansky

    Pol Prosper Teler
    Anri Gerve

    Mikelandzhelo

    Издавна человек поклонялся лебедям, почитая их за гордый и неприступный вид. У многих народов Зауралья, например у якутов, лебеди являлись тотемными животными. У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, у монголов считалось, что первые люди на земле были сделаны из лебединых лап. Народы Сибири верили, что зимой лебеди превращаются в снег, а весной - наоборот.

    К.Васильев

    Как уже говорилось, лебединые пары, раз встретившись, долгие годы живут вместе.



    Е.Самарская

    Возможно, эта их «человеческая» особенность сделала лебедей неординарными героями многих сказок и легенд.


    Соломко С.

    Часто в этих легендах лебеди умеют принимать человеческий облик и обладают человеческим характером. Так, например, всем нам знакома сказка, в которой рассказывается о том, как прилетели на озеро лебедушки, сбросили оперение, обернулись девушками и стали купаться. Парень, оказавшийся поблизости, схватил одну из шкурок, и ее владелица стала его женой. Как ни странно, но эта сказка совершенно одинаково звучит и в Индии, и в России, и в Скандинавских странах.

    В.Назарук

    Татьяна Хомичевская

    Тарас Омельченко

    Как и люди, лебеди в легендах могут иметь противоположные характеры. Проще говоря, лебеди, присутствующие в сказках одного народа, могут быть как плохими, так и хорошими.

    Например, в некоторых славянских сказках лебеди состоят на службе у Бабы-яги, воруют для нее маленьких детей. Но они же могут помочь похищенным детям избежать злой участи и вернуться домой.


    Весьма важна лебединая тема в русском свадебном фольклоре.

    В одном из русских заговоров матушка увещевает доброго молодца: “... не пускать бы молодцу калену стрелу по поднебесью, не стрелять бы белых лебедей”. Да как же иначе, если у славян лебедь со своей лебедушкой являлся воплощением супружеской верности, красоты и дородства.


    М.Нестеров

    Лебедушка - символ чисто женский и плавание лебедей сопоставлялось с разными аспектами женской жизни. С плаванием лебедя против течения сравнивается грусть разлуки. В свадебных песнях лебеди расплетают навеки косу невесты. Лебедь с лебедятами - образ матери, обремененной семейством. Подобно другим птицам, лебедь говорит правду, которую видит и знает.


    М.Щербинина
    М.Щербинина

    Ким Норлиен

    Лебедь у русских - распространенное ласковое обращение к женщине. Во многих песнях это часто символ девицы.

    “Уж не лебедь ходит белая,

    По зеленой травке шелковой,

    Ходит красна девица душа”.

    Невеста часто носит название “лебедушки и лебеди белой”.


    Тимошкин Е.
    Wei Ze

    Цель урока :

    • выполнить пошаговое рисование лебедя
    • развивать речь учащихся, обогащение кругозора
    • воспитывать чувство прекрасного, умение сопереживать, видеть и беречь красоту

    Оборудование: презентация по теме, плакаты с пошаговым изображением лебедя

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Сегодня на уроке мы будем рисовать птиц. А какую птицу мы будем рисовать, вы узнаете позже.

    II. Вводное слово учителя:

    Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной пустыне, и в безводных песках и над безбрежными просторами океанов. Птиц на земле более 10 тысяч видов. Просто удивительно, что существуют такие разные и непохожие друг на друга виды (слайд 2). Трудно представить рядом африканского страуса, ростом почти под три метра и малютку колибри, росточком всего около пяти сантиметров. Андского кондора, с размахом крыльев более трех метров, способного парить на высоте нескольких километров и императорского пингвина, умеющего нырять на глубины свыше полкилометра (до 530 метров) и находиться под водой почти двадцать минут (слайд 3).

    Каких птиц вы знаете вы?

    Какую пользу приносят человеку птицы? (Они поддерживают природное равновесие в природе, поедая вредных насекомых, поедая грызунов, помогают растениям распространять семена, радуют человека своим пением, ярким оперением.)

    Человек издавна наблюдал за птицами и подмечал то, что удивляло его и восхищало, некоторые птицы стали символами разнообразных качеств и поступков людей. О птицах в народе слагают песни, стихи, легенды.

    III. Выступления детей с легендами о птицах.

    Легенда о птице Пеликан.

    Некогда в цветущей долине Нила древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения. Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что вылупившиеся птенцы птицы пеликан. И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, птица пеликан разорвала себе грудь и напоила их своей кровью. С тех пор эта птица стала символом самоотверженной родительской любви. В России приз лучшему учителю года - статуэтка “Хрустальный пеликан”. В Скандинавии пеликан - эмблема доноров (слайд 4,5,6).

    Легенда о вороне.

    Однажды бог Аполлон встретил девушку. Девушку звали Коронида. Плененный ее красотой, Аполлон женился на ней. У них родился сын. У Аполлона был ворон с блестящими, как серебро, перьями, он летал быстро, как стрела, и мог разговаривать. Когда Аполлону приходилось уходить в дальние края, он говорил Корониде: "Я буду каждый день знать, как ты и сын живете без меня. Мой ворон будет посещать вас, и рассказывать мне о вашей жизни". Но как-то ворон вернулся от Корониды и начал с запинками повторять: "Кор... Кор... Кор..." Ничего не понял Аполлон из этих несвязных слов. Наконец, ворон, сказал уже внятно: "Коронида только веселится со своими подругами и совсем не заботится о твоем сыне". Разгневанный Аполлон отправился домой, чтобы убедиться, правду ли рассказал ему ворон. Вот он уже приблизился к роще, где стоял его дом, и вдруг заметил белую одежду Корониды, брошенную на ветвях дерева, а затем увидел и саму Корониду, бегущую в лес. "Не обманул меня ворон",- подумал Аполлон. Не задумываясь, он направил в нее свою стрелу. Послышался крик, и Коронида упала, пронзённая стрелой. Умирая, она сказала ему, что увидев возвращающегося мужа, сбросила по дороге одежду, чтобы было легче бежать ему навстречу, что вела себя достойно, проводя все время в заботах о сыне. Нагнулся Аполлон, чтобы ее обнять, но она уже была мертва... Смерть Корониды потрясла Аполлона. Ведь он сам, поверив ворону, убил ее. А тут и ворон прилетел. "Кор... Кор..." - раскаркался он. Поднял голову Аполлон и проклял ворона: "Будь ты проклята, птица! Никогда больше ты не сможешь сказать ни слова, а будешь только каркать! И пусть серебристо-белое твое оперение станет черным, как деготь!" С тех пор все вороны стали черными. Аполлон превратил ворона в созвездие и оставил на небе, чтобы, оно напоминало людям об обмане и удерживало их от поспешных и необдуманных решений (слайд 7).

    Легенда о кукушке.

    Почти у всех народов с кукушкой связано множество легенд. В одной из самых распространенных говорится о том, что женщина загубила своего мужа и бог в наказание превратил ее в птицу, которой никогда не суждено было иметь свою семью. Горько с тех пор плачет кукушка. Ее слезы превращаются в травку, которая так и называется кукушкины слезы, а печальный голос слышен далеко вокруг (слайд 8).

    Легенда об аисте.

    Аист - символ почтительности к родителям (считалось, что молодые аисты во время продолжительного перелета несут на себе старых и ослабевших сородичей), нежности, привязанности к детям. В древности верили, что аисты кормят своих престарелых родителей. Предписание заботиться о родителях в Риме именовалось "Законом аиста" По одной из легенд, аист - это превращенный в птицу человек, наказанный Богом за непослушание. Будто бы Бог собрал всех гадов земли (лягушек, ящериц, змей) в мешок и велел человеку уничтожить его. Но человек не выполнил приказа. Из любопытства он развязал мешок и заглянул в него. Гады вырвались на свободу и снова расползлись по всей земле. Превратив ослушника в аиста, Бог наказал ему очищать от них землю. От пережитого стыда ноги и нос аиста покраснел.У славян считался аист священной птицей, убийство аиста, либо разорение его гнезда расценивалось как большой грех. Согласно русским народным поверьям, аист - птица, приносящая счастье. Он покровительствует рождению детей (слайд 9).

    IV. Новый материал.

    А теперь, ребята, отгадайте загадку:

    Длинная шея, в стае живут,
    Очень красивые, друг без друга умрут.

    Да, сегодня на уроке мы с вами поговорим и научимся рисовать прекрасную птицу, которую называют царём водоплавающих птиц – лебедя (слайд10).

    Лебеди это гордые, статные птицы – дивной красоты, приковывающие взгляды грациозностью и благородством (слайд 11 ). Белые как снег, с блестящими глазами, с длинной, гибкой и красивой шеей лебеди прекрасны, когда плывут по синей поверхности воды. (слайд 12,13)

    Старая легенда гласит, что нет любви сильнее лебединой, а пара лебедей хранит верность друг другу всю жизнь. Лебединая пара-это символ верности и красоты. Пары у них создаются однажды на всю жизнь (слайд 14, 15). Самка и самец необычно верно привязаны друг к другу, они вместе строят гнездо, по очереди высиживают яйца, совместно заботятся о птенцах. В народе даже появилось такое понятие, как “лебединая верность”, о которой сложено немало песен (Приложение 2) , (слайд 16).

    Дело в том, что лебедям свойственно хранить верность своему партнеру даже после его смерти. Лебеди ухаживают за своим больным или раненным партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду. После смерти партнера они не прибиваются к стае лебедей, не улетают в теплые страны, а так и остаются на месте гибели своих возлюбленных, храня им верность. А нередко бывает и так, что лебедь, потерявший подругу, поднимается ввысь и падает, разбиваясь, на землю.

    Пара лебедей все время вместе,
    Не изменят, не уйдут, не предадут,
    В белом оба, будто – бы жених с невестой,
    Счастье лебединое хранят и берегут.

    Ну, а если, вдруг один погибнет,
    То другому тоже не прожить,
    В высоту поднимется, застынет,
    Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…

    Учитесь верности у лебедей!
    Любите так, как любят эти птицы!
    Ведь если взять вселенную,
    Ни с чем... Любовь такая не сравнится.

    Лебеди не оставляют равнодушными никого, поэтому сложено столько легенд, сказок и поэтических строк (сказки “Гуси-лебеди”, “Сказка о царе Салтане”, Г.Х.Андерсен “Гадкий утенок” С.Есенин “Лебёдушка”).

    Михаил Александрович Врубель создал прекрасную картину “Царевна-лебедь”.

    На этой картине изображена прекрасная царевна, которая через минуту вновь обратится в белую птицу. Она смотрит на нас печальными глазами, в которых одиночество и беззащитность красоты (слайд 17).

    П.И.Чайковский посвятил им бессмертную музыку, написав балет “Лебединое озеро”. Это прекрасная легенда о верности и любви принца Зигфрида и прекрасной принцессы Одетты, превращенной в лебедя Черным коршуном (слайд 18,19 ).

    Просмотр отрывка из балета(Приложение 3), (слайд20).

    V. Физминутка (слайд21).

    VI. Рисование.

    И мы сегодня на уроке будем рисовать этих прекрасных птиц.

    Пошаговое рисование лебедей (слайд 22-27).

    Можно предложить учащимся использовать приём - рисование свечкой, для изображения отражения в воде или гребней волн. Нужные места натираются свечкой или восковыми карандашами и раскрашиваются акварельными красками.

    VII. Подведение итогов урока.

    Выставка работ учащихся (слайд 28-29).

  • 

    Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.