Потомки староверов в алтайском крае. Староверы

Бухтарминские старообрядцы. Поселения бухтарминских старообрядцев - одни из первых русских крестьянских поселений на территории Казахстана. Они были основаны в ХVIII в. в Восточно-Казахстанской области беглыми крестьянами из поволжских и центральных русских губерний, искавшими здесь прибежища от экономического и религиозного гнета, от рекрутчины. Эти поселения в труднодоступных горных долинах р. Бухтармы (по местной терминологии, "в камне", отчего все население называлось также "каменщиками") долго оставались неизвестными правительству, и лишь с 1791 г. жители их были официально включены в русское подданство. В 1760-е годы русское население Восточного Казахстана значительно увеличилось за счет русских старообрядцев, бежавших от религиозных преследований в Польшу и принудительно возвращенных в Россию (их стали называть "поляками"). "Поляки" поселились рядом с бухтарминскими старообрядцами - по течению р. Ульбы и р. Убы, правых притоков Иртыша, впадающих несколько севернее Бухтармы, ближе к г. Усть-Каменогорску. Бухтарминцы и "поляки" в силу общего происхождения и длительного совместного проживания сблизились в культурно-бытовом отношении.

Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью многих беглецов. Она была известна под названием Камня, т.е. горной части края, поэтому ее жители именовались каменщиками. Позже эти земли стали называть Беловодьем, отождествляя вольный, лишенный правительственного надзора край с мифической страной из чрезвычайно распространенной среди старообрядцев утопической легенды. В ее многочисленных вариантах рассказывается, что Беловодье - это святая земля, где живут русские люди, бежавшие от религиозных раздоров XVII в. В Беловодье они имеют свои церкви, в которых богослужение идет по старым книгам, таинства крещения и брака совершаются по солнцу, за царя не молятся, крестятся двумя перстами. Как отмечает Е. Шмурло, через все XVIII, а также XIX столетия проходит неустанный поиск этого фантастического Эльдорадо, где реки текут медом, где не собирают податей, где, наконец, специально для раскольников не существует никоновской церкви. Среди старообрядцев ходили многочисленные списки «Путешественника», указывающего путь в Беловодье. Последний реальный географический пункт маршрута - долина Бухтармы. После бесплодных попыток найти Беловодскую землю многие ее искатели стали считать Беловодьем Бухтарминский край, где «мужицкая земля без чиновников и попов». Последнее и привлекало туда старообрядцев. Правительство знало о тайных поселениях в глубине Алтайских гор с 40-х гг. XVIII в., но обнаружить их удалось лишь в 1761 г., когда прапорщик Зеленый, идя с поисковой горной партией на Бухтарму, заметил у одного из ее притоков - Тургусун - избушку, в которой было двое мужчин, успевших затем скрыться. Такие одиночные домики и небольшие поселки из пяти-шести дворов были разбросаны среди горных ущелий Бухтарминской долины. Их жители занимались рыбной ловлей, охотой, земледелием.Однако сложные условия жизни, внутренние раздоры, частые неурожаи, а также постоянная опасность обнаружения, так как в этих местах стали появляться рудознатцы, вынудили бухтарминцев легализировать свое положение. В 1786 г. около 60 жителей Камня отправились к китайскому богдыхану с просьбой принять их под свою опеку. Но, не желая конфликта с русским правительством, китайские власти, продержав просителей под стражей в г. Хобдо, отпустили их с отказом.В 1790 г., воспользовавшись появлением горного чиновника с партией рабочих, бухтарминцы высказали ему свое желание «быть гласными правительству». Рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 г. каменщики были приняты в состав России как ясачные инородцы. Они расплачивались с правительством ясаком в виде пушнины и звериных шкур, как и все другие инородцы Российской империи. В 1796 г. ясак заменили денежной податью, а в 1824г. - оброком как с оседлых инородцев. Кроме того, бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой администрации, горнозаводских работ, рекрутчины и некоторых других повинностей.

После получения официального статуса российских подданных каменщики переселились в более удобные для жительства места. В 1792 г. вместо 30 мелких поселков образовались 9 деревень, в которых проживало чуть более 300 чел.: Осочиха (Богатырево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево).

Таковы краткие сведения о начальной истории бухтарминских каменщиков, обосновавшихся в крае в результате стихийных вольнонародных переселений. Образование старообрядческих поселений в западной части Алтая, происходившее в то же время, что и в долине Бухтармы, носило иной характер, так как явилось следствием правительственных распоряжений. В связи с расширением горнозаводского дела возникла необходимость укрепления Колывано-Воскресенской пограничной линии, что предполагало строительство новых редутов и форпостов. Потребовалось увеличение числа горняков, а следовательно, и крестьян-земледельцев для обеспечения рабочих и военных продовольствием. В 1760 г. был издан сенатский указ «О занятии в Сибири мест от Усть-Каменогорской крепости по реке Бухтарме и далее до Телецкого озера, о построении там в удобных местах крепостей и заселении той стороны по реке Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим речкам, впадающим в Иртыш-реку, русскими людьми до двух тысяч человек». В связи с этим сенат на основании манифеста Екатерины II от 4 декабря 1761 г. пригласил возвращаться в Россию русских старообрядцев, бежавших от религиозных гонений в Польшу. При этом указывалось, что место жительства ими может быть выбрано либо прежнее, либо означенное в распоряжении императрицы, куда входила и Сибирь. Таким образом, некоторые старообрядцы поселились здесь добровольно, однако многих, особенно выведенных генерал-майором Масловым жителей входившей в состав Польши слободы Ветки, выслали на эту территорию насильно. В 1765 г. было издано специальное распоряжение, в котором повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы, поэтому на Алтае их стали называть поляками.В 1760-е гг. были основаны все коренные селения «поляков» в Змеиногорском округе: Екатерининка Александровской волости; Шемонаиха, Лосиха (Верх-Уба), Секисовка Владимирской волости; Бобровка Бобровской волости. Вскоре появились новые деревни, где жителями были только староверы: Малая Убинка, Быструха Владимирской волости; Черемшанка, Бутаково Риддерской волости и некоторые другие.21 мая 1779 г. издается распоряжение о приписке к заводам крестьян-поляков, что обязывало их выполнять не только земледельческие работы, но и рубку леса, вывоз готовой руды и т.д. До 1861 г. поляки являлись приписными к Колывано-Воскресенским горным заводам. В отличие от каменщиков они должны были исполнять все государственные обязанности и платить двойной подушный налог как раскольники.

Таким образом, история алтайского старообрядчества XVIII в. делится на два этапа: первую половину столетия, когда в край попадают лишь отдельные староверы-беглецы, и вторую половину - время образования на этой территории оседлых поселений (в 1750 - 1790-е гг. - каменщиков, в 1760 - 1800-е гг. - поляков). XIX в. характеризуется общей стабилизацией жизни алтайского старообрядчества. Об этом свидетельствует активный процесс образования новых деревень (6), налаживание связей между различными старообрядческими толками, обусловленное их религиозной общностью. В XIX в. на Алтае жили представители как поповских, так и беспоповских согласий (8). Староверы-поповцы попали на Алтай в Алейскую, Александровскую, Бобровскую, Владимирскую, Риддерскую волости после «выгонки» поселений на Ветке. Позже, в результате побегов в вольные земли каменщиков, поповцы появились и в Бухтарминском уезде. В Быструхе, Малой Убинке, Черемшанке были сосредоточены беглопоповские общины. С 1850-х гг. отмечается распространение белокриницкого священства среди алтайских поляков, а с 1908 г. - среди каменщиков, у которых белокриницкая церковь находилась сначала в Богатыреве, а с 1917 г. и в Коробихе. С 1800 г. начала существовать единоверческая церковь, являющаяся переходной между старообрядческой и синодальной. Она подчинялась архиереям новообрядческой церкви, но богослужение в ней совершалось по старым книгам в соответствии со старообрядческими установками. На Алтае наиболее многочисленные единоверческие приходы были в Орловке, Поперечной, Екатерининке Александровской волости, Верх-Убе, Шемонаихе Владимирской волости, а также некоторых деревнях каменщиков (Топольное, Камышенка). Во второй половине XIX в. кафедральный единоверческий собор функционировал в Барнауле (священник о. Михаил Кандауров).В роли промежуточных между поповским и беспоповским согласиями выступают часовенный, стариковский и дьяконовский толки. Уральские и сибирские часовенные активно ассимилировались с алтайскими беглопоповцами в 1780-х гг. В долинах Бухтармы и Коксы, на берегу Телецкого озера наиболее распространен стариковский толк. В коренных поселениях поляков - пригородах Усть-Каменогорска, деревнях Риддерской волости - встречались дьяконовские. Один из самых многочисленных беспоповских толков на Алтае - поморский. Поморские общины распространены по всему региону. Беспоповцы-федосеевцы попали на Алтай в связи с массовым переселением сюда ветковцев. Их коренными деревнями были Верх-Уба, Бутаково, Выдриха, Бобровка, Тарханка. В Бутаково, Черемшанке, Быструхе, Малой Убинке проживали беспоповцы-самодуровцы. В долине Убы жили представители таких беспоповских толков, как попавшие на Алтай с Поволжья спасовцы (нетовцы), оховцы (немоляки), в селениях по рекам Уба и Ануй - самокресты, в Язовой и Печах Бухтарминской волости - однопоклонники (дырники), по р. Бухтарме и в Змеиногорском округе - бегуны (странники), что усиливало пестроту обрядово-догматической картины алтайского старообрядчества XIX в. В это время выделяются главные духовные центры края. Славились своим убранством и грамотным ведением службы моленные в Кондратьево, Тургусуне, Выдрихе, Секисовке, Верх-Убе, Черемшанке, Белой. История сохранила имена наиболее авторитетных старообрядческих наставников XIX в. У поповцев в 1800 - 1820-е гг. большим уважением пользовались Егор Алексеев (Крутоберезовка), Трофим Соколов (Малая Убинка), Платон Гусляков (Верх-Уба); в 30 - 40-е гг. - Никита Зеленков (Тургусун), Иван Пантелеев (Снегирево), Екатерина Карельских (бухтарминские деревни); в 50 - 60-е гг. - Иван Голованов (Быструха); в 70 - 80-е гг. - Федор Еремеев (Тарханка); у беспоповцев - Иван Кривоногов (Выдриха), Карп Раченков (Бутаково), Федор Шешунников (Тарханка), Гурий Костин (Бобровка), Яссон Зырянов (Белая). В конце XIX - начале XX в. растет число старообрядческих монастырей. Скиты функционировали недалеко от Риддера, Верх-Убы, Усть-Каменогорска, Змеиногорска, на р. Бащелак, возле сел Пономари и Кордон Чарышской волости, в районе волостного центра Среднекрасилово, недалеко от Залесово (в местечке Микулушкино болото), в Чулышмане на Горном Алтае. В этот период на Алтай попадает достаточно большая группа староверов - переселенцев из России. Как показали экспедиционные исследования сотрудников Новосибирской консерватории в районы проживания старообрядцев 1993 - 1997 гг. (22), современное состояние староверческих поселений на Алтае претерпело определенные изменения. В регионе встречаются поповцы-белокриничники, беглопоповцы и представители восьми беспоповских толков: поморцы, федосеевцы, филипповцы, часовенные, стариковцы, дьяконовцы, мелхиседеки, бегуны (предположительно). Главные центры белокриницких староверов расположены в Барнауле (священник о. Никола), Бийске (священник о. Михаил), Усть-Каменогорске (священник о. Глеб). Благодаря миссионерской деятельности священнослужителей наблюдается активный рост белокриницких общин в райцентрах Красногорское, Залесово, Благовещенка, Горно-Алтайске, селах Усть-Коксинского района Республики Алтай, Глубоковского и Шемонаихинского районов Восточно-Казахстанской области. В некоторых населенных пунктах (Барнауле, Бийске, Залесове, д. Мульта Усть-Коксинского района) ведется строительство храмов. Беглопоповская община, насчитывающая до 100 человек, имеющая свою церковь, сохранилась в с. Черемшанка Глубоковского района Восточно-Казахстанской области. Староверы-беглопоповцы также проживают в деревнях Кордон и Пещерка Залесовского района и в г. Заринске. Часть беглопоповцев попала в Пещерку из Каменки, переставшей существовать с 1957 г. вследствие объединения колхозов, в которой когда-то была церковь. По свидетельствам местных жителей, еще совсем недавно большая община была в Заринске, но после смерти наставника общинные (соборные) богослужения прекратились, моленный дом продали. В настоящее время к беглопоповцам Залесовского и Заринского районов приезжает священник о. Андрей из с. Барит (Урск) Кемеровской области. Численно преобладающим беспоповским толком Алтая остается поморский. Общины поморцев сосредоточены в Барнауле (наставники А.В. Гутов, А.В. Мозолева), Бийске (наставник Ф.Ф. Серебренников), Усть-Каменогорске (наставница М.К. Фарафонова), Лениногорске (наставники И.К. Грузинов, А.Я. Немцев), Серебрянске (наставник Е.Я. Неустроев). Местами компактного проживания поморцев являются Алейский, Алтайский, Бийский, Чарышский районы Алтайского края, а также Глубоковский район Восточно-Казахстанской области. В Лениногорске еще в начале 1990-х гг. находился женский поморский монастырь, в котором были две монахини и послушница. Большая часть поморцев - коренные уроженцы Алтая, однако встречаются и переселенцы из Томской области, Тобольска, с Урала. В некоторых деревнях (Верх-Уба, Бутаково, Малая Уба) поморцев называют самодуровцами. По-прежнему самым распространенным толком на юге Алтая остается стариковский. Известны стариковские общины в Горно-Алтайске (наставница В.И. Филиппова), Майме (наставник Н.С. Сухоплюев), Зыряновске (наставники М.С. Рахманов, Л.А. Выходцев), селах Богатырево, Снегирево, Парыгино (наставник Т.И. Лощилов), Путинцево (наставница Т. Шицына) Зыряновского района, р.п. Усть-Кокса и деревнях Верхний и Нижний Уймон, Тихонькая, Чендек, Мульта (наставник Ф.Е. Иванов) Усть-Коксинского района, Яйлю Турочакского района.Своеобразием представлений, а также строгостью нравов отличаются стариковцы Горного Алтая (самоназвание толка - стариковина). Многие из них отказались от государственных пенсий, стараются жить натуральным хозяйством, как можно реже покупая необходимые продукты в магазинах. Стариковцы имеют отдельную посуду, чтобы не оскверниться через общую трапезу с мирскими людьми. Они не приемлют магнитофон, радио, телевидение, телефон, считая их «бесовскими».Алтайским стариковцам свойственны обрядовые особенности. В частности, причащаясь, они пользуются не просфорами, а богоявленской водой (д. Мульта Усть-Коксинского района), на Пасху - яйцом, пролежавшим год перед иконами со дня прошлой Пасхи (д. Яйлю Турочакского района). При переходе в стариковину никониане должны быть крещены заново, белокриничников же докрещивают с «отреканием» (отрицанием от ереси). По свидетельству Ф.О. Бочкаревой из д. Тихонькая, «для принятия нашей веры прежде, чем креститься, необходимо три года учить устав. Толкование сему найдем в евангельской притче о хозяине и садовнике, три года ухаживавшем за деревом, которое зацвело только на четвертый год».Духовным руководителем стариковской общины является настоятель. По словам В.И. Филипповой из Горно-Алтайска, «настоятель - почти священник. Он имеет право отсаживать от собора, сводить брачующихся». В Мульте за настоятелем сохранилось название «иерей», все проблемы решают собором (т.е. общиной) на духовной беседе. К наиболее спорным догматическим вопросам относится отпевание умершего без покаяния.Стариковцы сознательно не распространяют свою веру.

Следует отметить, что в некоторых бухтарминских деревнях (Быково, Богатырево Зыряновского района, Солдатово Большенарымского района) местные жители выделяют поляковских старообрядцев. Видимо, это потомки поляков, перебравшихся на жительство в Камень, но при этом сохранивших свои отличительные особенности в быту и церковной практике. Поляковские староверы образовали своеобразный самостоятельный толк локального значения. Жительница с. Богатырево У.О. Бирюкова сообщила, что поляковские убегали от советской власти в Китай и затем в 1950-1960-е годы вернулись на Бухтарму. Раньше они имели собственную моленную, отличавшуюся от стариковской отсутствием колоколов. В богослужении у них больше пения, причем их песнопения более распевны и протяженны.

Старообрядцы Восточного Казахстана освоили основные природные богатства края и занимались земледелием (с преобладанием залежно-паровой системы), скотоводством (в том числе разведением оленей-маралов), пчеловодством, охотой (охотились на соболей, белок, медведей, горных козлов, птицу) и рыбной ловлей. Многие элементы материальной и духовной культуры бухтарминцев отличались сохранением ряда архаических черт, что является следствием проживания их в труднодоступных горных долинах в отрыве от основного массива расселения русского народа и замкнутого образа жизни. Бухтарминцы восприняли некоторые черты культуры от соседних народов - казахов, алтайцев. Так, были заимствованы отдельные элементы одежды - шаровары у женщин, орнамент и др. Заимствования культурных элементов у казахов могут объясняться, в частности, тем, что среди первых переселенцев-старообрядцев преобладали мужчины. Из-за нехватки женщин некоторые из переселенцев брали в жены женщин-казашек, предварительно окрестив их. Комплексное этнографическое обследование бухтарминцев было осуществлено в 1927 г. известными этнографами Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринковой в рамках работ Казахстанской экспедиции Академии Наук (руководитель - С.И. Руденко). Результаты обследования отражены в сборнике, подготовленном Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринковой

Первые старообрядцы пришли на Алтай с ранее освоенных северных сибирских территорий. Некоторые из них оказались среди прочих русских переселенцев, подпавших под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов. Другие были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от правительственных повинностей, крепостной неволи, рекрутчины, а также религиозных гонений. Причиной участившихся побегов стало введение в 20-е гг. XVIII в. двойного оклада со староверов, а также распоряжение 1737 г. о привлечении раскольников к горным работам при казенных заводах.

Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью многих беглецов. Она была известна под названием Камня, т.е. горной части края, поэтому ее жители именовались каменщиками. Позже эти земли стали называть Беловодьем, отождествляя вольный, лишенный правительственного надзора край с мифической страной из чрезвычайно распространенной среди старообрядцев утопической легенды. В ее многочисленных вариантах рассказывается, что Беловодье — это святая земля, где живут русские люди, бежавшие от религиозных раздоров XVII в. В Беловодье они имеют свои церкви, в которых богослужение идет по старым книгам, таинства крещения и брака совершаются по солнцу, за царя не молятся, крестятся двумя перстами. "В тамошних местах татьбы и воровства и прочих противных закону не бывате... И всякие земные плоды бывают и злата и серебра несть числа... Светского суда не имеют, ни полиции, ни стражников там нету, а живут по христианскому обычаю. Бог наполняет сие место". Однако в Беловодье могут попасть лишь истинные ревнители древнего благочестия. "Слугам антихристовым дорога туда заказана... Веру надо иметь неколебимую... Поколеблешься в вере, так туманом Беловодскую справедливую землю закроет". Через все XVIII, а также XIX столетия проходит неустанный поиск этой фантастической страны. После бесплодных попыток найти Беловодскую землю многие ее искатели стали считать Беловодьем Бухтарминский край, где "мужицкая земля без чиновников и попов". Последнее и привлекало туда старообрядцев.

Правительство знало о тайных поселениях в глубине Алтайских гор с 40-х гг. XVIII в., но обнаружить их удалось лишь в 1761 г., когда прапорщик Зеленый, идя с поисковой горной партией на Бухтарму, заметил у одного из ее притоков — Тургусун — избушку, в которой было двое мужчин, успевших затем скрыться. Такие одиночные домики и небольшие поселки из пяти-шести дворов были разбросаны среди горных ущелий Бухтарминской долины. Их жители занимались рыбной ловлей, охотой, земледелием.

Однако сложные условия жизни, внутренние раздоры, частые неурожаи, а также постоянная опасность обнаружения, так как в этих местах стали появляться рудознатцы, вынудили бухтарминцев легализировать свое положение. В 1786 г. около 60 жителей Камня отправились к китайскому богдыхану с просьбой принять их под свою опеку. Но, не желая конфликта с русским правительством, китайские власти, продержав просителей под стражей в г. Хобдо, отпустили их с отказом.

В 1790 г., воспользовавшись появлением горного чиновника с партией рабочих, бухтарминцы высказали ему свое желание "быть гласными правительству". Рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 г. каменщики были приняты в состав России как ясачные инородцы. Они расплачивались с правительством ясаком в виде пушнины и звериных шкур, как и все другие инородцы Российской империи. В 1796 г. ясак заменили денежной податью, а в 1824г. — оброком как с оседлых инородцев. Кроме того, бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой администрации, горно-заводских работ, рекрутчины и некоторых других повинностей.

После получения официального статуса российских подданных каменщики переселились в более удобные для жительства места. В 1792 г. вместо 30 мелких поселков образовались 9 деревень, в которых проживало чуть более 300 чел.: Осочиха (Богаты-рево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево).

В 1760 г. был издан сенатский указ "О занятии в Сибири мест от Усть-Каменогорской крепости по реке Бухтарме и далее до Телецкого озера, о построении там в удобных местах крепостей и заселении той стороны по реке Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим речкам, впадающим в Иртыш-реку, русскими людьми до двух тысяч человек". В связи с этим сенат на основании манифеста Екатерины II от 4 декабря 1761 г. пригласил возвращаться в Россию русских старообрядцев, бежавших от религиозных гонений в Польшу. При этом указывалось, что место жительства ими может быть выбрано либо прежнее, либо означенное в распоряжении императрицы, куда входила и Сибирь.

В 1765 г. было издано специальное распоряжение, в котором повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы, поэтому на Алтае их стали называть поляками.

В 1760-е гг. были основаны все коренные селения "поляков" в Змеиногорском округе: Екатерининка Александровской волости; Шемонаиха, Лосиха (Верх-Уба), Секисовка Владимирской волости; Бобровка Бобровской волости. Вскоре появились новые деревни, где жителями были только староверы: Малая Убинка, Быструха Владимирской волости; Черемшанка, Бутаково Риддерской волости и некоторые другие.

Таким образом, история алтайского старообрядчества XVIII в. делится на два этапа: первую половину столетия, когда в край попадают лишь отдельные староверы - беглецы, и вторую половину — время образования на этой территории оседлых поселений (в 1750— 1790-е гг. — каменщиков, в 1760— 1800-е гг. — поляков). XIX в. характеризуется общей стабилизацией жизни алтайского старообрядчества. Об этом свидетельствует активный процесс образования новых деревень, налаживание связей между различными старообрядческими толками, обусловленное их религиозной общностью.

С установлением советской власти в крае с 20-х гг. XX столетия начались религиозные притеснения: закрываются моленные, подвергаются преследованиям верующие, оскверняются культовые обычаи и традиции. Было конфисковано множество духовной литературы, разгромлены иконостасы. Многие общины лишились грамотных уставщиков. Старообрядчество вновь ушло в "подполье", в очередной раз терпя притеснения и гонения со стороны государства

И лишь в последнее время наблюдается религиозное возрождение, о чем свидетельствуют регистрация старообрядческих общин по всему региону, открытие новых моленных, привлечение в общины молодого поколения, возобновление обучения крюковому пению (в частности, в приходах Барнаула, Бийска, Усть-Каменогорска) и т.д. Однако подобные процессы проявляются не везде. В отдаленных от городских центров населенных пунктах преобладают обратные тенденции разрушения и угасания духовных традиций.

Алтайским стариковцам свойственны обрядовые особенности. В частности, причащаясь, они пользуются не просфорами, а богоявленской водой (д. Мульта Усть-Коксинского района ), на Пасху — яйцом, пролежавшим год перед иконами со дня прошлой Пасхи (д. Яйлю Турочакского района). При переходе в стариковину никониане должны быть крещены заново, белокриничников же докрещивают с "отреканием" (отрицанием от ереси). По свидетельству Ф.О. Бочкаревой из д. Тихонькая, "для принятия нашей веры прежде, чем креститься, необходимо три года учить устав. Толкование сему найдем в евангельской притче о хозяине и садовнике, три года ухаживавшем за деревом, которое зацвело только на четвертый год".

Духовным руководителем стариковской общины является настоятель. По словам В.И. Филипповой из Горно-Алтайска, "настоятель — почти священник. Он имеет право отсаживать от собора, сводить брачующихся". В Мульте за настоятелем сохранилось название "иерей", все проблемы решают собором (т.е. общиной) на духовной беседе. К наиболее спорным догматическим вопросам относится отпевание умершего без покаяния.

Стариковцы сознательно не распространяют свою веру. "Веру свою надо скрывать, чтобы посторонние не осмеяли Писания, не считали все, что там написано, за сказки и небылицы. Вера наша от этого не погибнет, только истончится и вытянется в ниточку", — утверждает Ф.О. Бочкарева.

Известно, что в горах на Телецком озере имеются скиты и женский монастырь стариковцев.

По сообщению староверки А. Исаковой из с. Чендек Усть-Коксинского района, раньше стариковская церковь была в Катанде. Она рассказала, что старообрядцы Коксы общались с бухтарминцами, а также кержаками Бийска и Барнаула. В настоящее время центром коксинской стариковщины является д. Мульта. Сюда на большие праздники приезжают стариковцы из Чендека, Верхнего и Нижнего Уймона, Тихонькой…

Более чем 250-летняя история алтайского старообрядчества продолжает развиваться, обогащаясь новыми событиями и фактами. Уникальность этого региона во многом обусловлена многослойностью старообрядческой культуры. Наряду со старожильческим пластом староверов Алтая имеется группа поздних переселенцев. Большое количество толков и согласий на территории Алтая вносит дополнительную дробность и свидетельствует о неоднородности изучаемого явления. Постоянные миграционные процессы, связанные с оттоком населения из-за политических событий, открытий и разработок рудных месторождений, крупных строек, например, таких, как Бухтарминская ГЭС, придают динамичный характер карте старообрядческих поселений.

Бесспорно, что Алтай относится к числу интереснейших и перспективных регионов изучения старообрядчества, поэтому планомерный сбор материала с целью исследования современного состояния алтайского староверия необходимо продолжать и в дальнейшем, что дополнит и расширит наши представления об этом самобытном историко-культурном явлении.

____________________________________________________________________________________________

Ка́менщики (бухтарми́нские каменщики, бухтарми́нские старообрядцы, алтайские каменщики, бухтарми́нцы) — этнографическая группа русских, сформировавшаяся в XVIII - XIX веках на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтарма и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катунь . Название происходит от старинного русского обозначения гористой местности - «ка́мень». Формировалась из семей старообрядцев, преимущественно беспоповцев поморского согласия, и других беглецов от правительственных повинностей — старообрядцев, горнозаводских крестьян, рекрутов, крепостных, каторжников и более поздних поселенцев.

Исторический диалект языка — о́кающий.

Из-за нехватки женщин, случались смешанные браки с местными тюркскими и монгольскими народами (обязательным для невесты было принятие староверия), дети считались русскими. Заметно влияние казахских традиций на быт и культуру каменщиков в элементах одежды, предметах быта, некоторых обычаях, знании языка. Существовал обычай усыновления чужих детей вне зависимости от национальности. Внебрачные дети носили фамилию деда по матери и пользовались такими же правами, как и "законные". Старообрядцы во избежание близкородственных браков помнили до девяти поколений предков.

Исследователями отмечалась большая зажиточность бухтарминских каменщиков, из-за минимального давления государственных повинностей, внутренней системы самоуправления и взаимопомощи, особого склада характера, щедрых природных богатств края, использования наемных работников. Каменщики вплоть до коллективизации представляли весьма замкнутое и локальное общество, со своей самобытной культурой и традиционным бытовым укладом — по консервативным нормам и правилам православных старообрядческих общин, с сильным ограничением внешних контактов.

Основателем бухтарминской вольницы считался крестьянин Афанасий Селезнев, а также Бердюгины, Лыковы, Коробейниковы, Лысовы. Их потомки и сейчас живут в селах на берегу Бухтармы.

Каменщики занимались охотой, сельским хозяйством, рыболовством, пчеловодством, позднее мараловодством . Обменивали добытые меха и продукты на товары у соседей - сибирских казаков, казахов, алтайцев, китайцев, а также заезжих русских купцов. Деревни строились возле речек, и в них обязательно ставили мельницу и кузницу. В 1790 году насчитывалось 15 селений. Часть каменщиков ушла из Бухтарминской долины дальше в горы, на реки Аргут и Катунь. Ими было основано старообрядческое село Уймон и ещё несколько поселений в Уймонской долине.


Алтай - это красота первозданной природы и красота человеческого духа, гармонично соединенных в нераздельной ипостаси. Именно здесь сохранились древние традиции православия, так как сюда переселились старообрядцы в годы гонения за веру Христову. Здесь они живут и поныне. Старообрядцы Уймонской долины считаются беспоповцами. У них нет храма, а молитвы проходят дома. Православных христиан старообрядцы называют мирянами. Всегда помогут, пригласят в дом, а вот накормят из отдельной посуды. В нашем обзоре мы расскажем об старообрядцах Алтая.

.

Старообрядцы или раскольники?



Существенная часть российского населения различных сословий не принимала проводимых реформ обряда церкви с исправлениями церковных книг, которые проводил патриарх Никон, поддерживаемый Алексеем Михайловичем Романовым. Они не принимали и светские реформы, проведенные впоследствии Петром I. Несогласные получили название староверы, раскольники, старообрядцы. Однако сами звали себя, при поддержке вождя, протопопа Аввакума, не иначе как «ревнители древлего благочестия» либо «православные христиане». Напротив, они раскольниками считали людей, которые решили подчиняться «богопротивным» реформаторским действиям.


В Сибирских и Алтайских районах староверов часто зовут кержаками, по названию потомков скитов на реке Керженец, что находится в Поволжье. Именно из этих мест и происходило большинство знаменитых старообрядческих наставников. Пытаясь спастись от религиозных гонений, раскольники были вынуждены бежать, причем в наиболее глухие районы России тех времен. Они обосновывались в северной части страны – Уральские и Сибирские районы. Часть старообрядцев выехало за границы империи на запад.

Бегство во спасение



Проводником в Сибирь оказалось известное сказание о Беловодье. Считалось, что эта богатая страна не доступна для царских властей, в которой полностью была сохранена «святоотеческая вера».

Среди раскольников получили распространение рукописные «маршрутники» с указание нужного маршрута: Москва, далее Казань, затем в Сибирь через Урал, когда приходилось сплавляться по рекам, идти через горы, выйти к деревне Уймон, в которой живут люди, ведущие далее. От Уймона маршрут шел «к соленым озерам», «сорок четыре дня пешком через Китай и Губань», затем до «Богогогше» в «Кокуши» и на «Ергор». И далее можно было увидеть Беловодье, но только будучи чистым духом. Говорилось, что там не будет антихриста, что дремучие леса, высокие горы и крупные расщелины отделяют от России. Также по легенде, в Беловодье не может быть никогда воровства.


До сегодняшнего времени на всем этом пути построены русские селения, которые основывали староверы – искатели мифического Беловодья. Вот почему, мнение приезжих путешественников, что Беловодье расположено в Уймонской долине, является неверными, причем старожилам об этом известно точно, однако рассказывать они не будут. Поэтому и передаются из поколения в поколения современные сказания. Как же им не существовать, когда вода в верхней части р. Катунь действительно белесая, и в волнах своих несет белую глину...

Уклад жизни и быт старообрядцев



Праотцы русских старожилов Уймона обитали в конце 18-го столетия на берегах Коксу и Аргута. Они располагались в маленьких поселениях обычно в 3-5 дворов, которые были раскиданы по ущельям и взгорьям. В этих местах обитатели сооружали небольшие избы, амбары, строили бани, мельницы. Здесь же распахивались и пашни. Поселенцы охотились на диких животных, ловили рыбу, организовали торговлю с соседями с юга – жителями Алтая, Монголии, Китая. Также общались с аналогичными селениями Бухтарминской долины. За высоченными горами приют нашли, кроме раскольников, также мастеровые, которые не хотели работать на различных рудниках и предприятиях, служивые, спасшиеся от службы, и прочие.

Отряды казаков, посылаемые за беглецами, за небольшим исключением не смогли словить их и просто сжигали селения беглых, разоряли пашни. Однако прятаться от властей из года в год удавалось сложнее и сложнее. И вот в 1791 г. жители гор (Аргуты и Бухтарминсы) после долгих раздумий и обсуждений решили отправить сразу 3 делегации в столицу, прося помиловать их и закрепить в подданстве России. Получили они его в 1792 году от Екатерины Второй.


После вышедшего указа старообрядцы покинули суровые и малопригодные для обитания ущелья и поселились в Уймонской долине (сравнительно широкой). Там они спокойно занимались земледелием, разводили скот, пчел и организовали для себя прочие промыслы, необходимые для жизни.

В Уймоне старообрядцы создали ряд поселений. Первым считается село Верхний Уймон. Выходцы из него основаны и другие села. По воспоминаниям старожила Железнова, когда его предки бежали в эти края, алтайцы были очень добры, прятали их от церковников. Им удалось прочно встать на ноги: каждый обосновал усадьбу, жили довольно богато. Однако и работали хорошо. Ложились в 2 ночи, вставали в 6 утра.

Большое место у староверов отводилось охоте. Ей они посвящали много времени в любой сезон. Для охоты на каждого конкретного зверя разрабатывались специальные способы.

И сейчас охота до сих пор остается излюбленным времяпровождением местного населения, причем по-прежнему сохраняется ее промысловая сущность. Есть семьи, где дичь – это главный источник мяса. Одновременно с этими каменщики Уймона были и крестьянами и распахивали земли там, где позволяли местные условия природы.

Жизнь в молитвах и без



Все туристы, видевшие в разное время Уймон, говорили о религиозности местных жителей, о том, что они много молятся и постоянно читают священные писания и книги. Практически до конца 19-го века уймонским каменщикам не было известно светское чтение. Те книги, что праотцы смогли принести и сберечь, имели духовный текст. Нужно отметить, что уровень грамотности местных жителей, в том числе детей и женщин, был очень высоким. Читать и писать мог почти каждый.


Все ученые-исследователи данной местности удивлялись качествам жителей. Эти горные поселенцы были отважными, смелыми, решительными и уверенными. Знаменитый ученый К. Ф. Ледебур, побывавший здесь в 1826 году, отметил, что психология также общин – действительно что-то отрадное в подобной глуши. Староверы не смущались посторонних людей, которых видели не столь часто, не испытывали робость и замкнутость, а, наоборот, выказывали открытость, прямодушие и даже бескорыстие. По мнению этнографа А. А. Принтца алтайские староверы – удалой и лихой народ, отважный, сильный, решительный, неутомимый. При этом женщины почти не уступали в таких качествах. На знаменитого путешественника В.В. Сапожникова уймонские жители также произвели очень благоприятное впечатление - смелые, уверенные в собственных силах, хорошо знающие окрестности и имеющие большой кругозор.


Такие качества людей, их культурная и психологическая сущность, умение приспосабливаться к трудным климатическим условиям высокогорных районов, а также сформированный староверами особенный тип хозяйствования до сих пор привлекают внимание многих исследователей.

Жительница с.Верхний Уймон Раиса Павловна рассказывает о староверах и их доброте.

Маршрут по местам связанным со старообрядчеством разрабатывают в Алтайской государственной академии культуры и искусств. Известно, что в Алтайском каре нашло приют немало православных из России после раскола церкви при патриархе Никоне 17-го века. Недаром во время переписи населения во второй половине 19-го века 45% жителей Бийского уезда в графе «Религиозные убеждения» написали потомки староверов.

В Алтайском крае уже есть туристические объекты, связанные с жизнью старообрядцев: музей «Горница» в селе Топольное Солонешенского района, проект экологической старообрядческой деревни Анамас в Ельцовском районе . Безусловно, самый живой интерес вызывают поселения, где кержаки по-прежнему живут своей обособленной жизнью. А такие в Алтайском крае есть. В осеннюю и весеннюю распутицу на транспорте к ним не добраться, только летом или зимой после буранов. А так только пешком полтора десятка километров по горной тайге.

«Но, не столько транспортные трудности (настоящего туриста, желающего увидеть что-то необычное, это не остановит), сколько другая сторона дела заставляет не торопиться с желанием организовать экскурсии в поселения староверов. В этом еще раз убедила недавняя поездка к ним. Несмотря на то, что даже внешне они не похожи на нас - небритые с большими бородами мужчины, старающиеся не показываться на глаза приезжим скромные женщины, своеобразный неторопливый говор - но одеты в привычную для нас одежду, есть трактор с ножом для расчистки дороги, снегоходы и даже солнечные батареи, а также небольшая школа для начального образования, - рассказал Сергей Харламов, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Алтайской государственной академии культуры и искусств . - Уклад жизни этих людей сложившийся за три с половиной столетия после Раскола в постоянном труде в удаленном от остального человеческого общества с соблюдением канонов старой православной веры - очень не похож на наш образ жизни. Нельзя своими стремлениями навредить их жизни. Одна из задач исследований кафедры заключается в том, чтобы предложить варианты введения в туристский оборот такой привлекательной темы, как знакомство с наследием старообрядчества».

Тема старообрядчества интересна в туризме и не только для жителей России, но и для путешествующих из-за рубежа. Есть хороший пример в Бурятии в Тарбагатайском районе, где семейная община старообрядцев постоянно принимает экскурсионные группы; в Республике Тыва путешествующие по рекам в верховьях Енисея подолгу задерживаются на стоянках специально оборудованных староверами для приема туристов; в Республике Алтай очень популярным является старообрядческое село Верхний Уймон.

Информация предоставлена кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Алтайской государственной академии культуры и искусств.


Алтайский край

Официально. Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, 3419 км от Москвы. Территория 168 000 квадратных км.

Неформально. Алтайский край очень большой и разнообразный. Топография изменяется по мере продвижения по территории. Он, как будто, растущий медведь, сначала тихий и спокойный, потом огромный и величественный. Так степи и равнины вырастают в предгорья и горы.

Официально. Климат умеренно-континентальный, формируется в результате частой смены воздушных масс.

Неофициально. Четыре сезона имеют много вариантов, и каждый год возвращайтесь, чтобы увидеть их с разных сторон. Можно приехать в жаркое лето, а можно - в прохладу и дождь. Даешь разнообразие! - вот главное правило погоды Алтая.

Лето и Алтайские горы

Официально: Алтайские горы - это сложнейшая система высочайших на территории Сибири хребтов, которые разделяются глубокими долинами горных рек и обширными котловинами, расположенными внутри гор.

Неформально: Природа Алтая восхитительна. Туристы со всего земного шара спешат в эти места насладиться прекрасными видами высоких гор, горных рек, таинственных пещер и безлюдных просторов. Окунитесь в спокойствие и красоту этих мест.


Заселение Алтайского края началось
в ХVIII веке

Молодой России требовался металл для производства оружия и монет. Уральский заводчик Акинфий Демидов основал в 1729 году первый металлургический завод - Колывано-Воскресенский. Недра Алтая были богаты и серебром. В 1744 году Демидов начал производство серебра. Результатом деятельности в Алтайском крае Акинфия Демидова было установление феодальной горной промышленности на основе крепостного труда приписных крестьян и ремесленников.

Событийный туризм в Алтайском крае

Создание и развитие ярких, интересных событий в деловой, культурной, спортивной жизни Алтайского края стало основой развития в регионе событийного туризма. В крае ежегодно проходит более десятка фестивалей, форумов, праздников, способных привлечь тысячи туристов из различных регионов России и из-за рубежа. Это Международный туристский форум «VISIT ALTAI», праздник «Цветение маральника», фестиваль напитков «Алтайфест», День России на «Бирюзовой Катуни», фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», Международный молодежный форум АТР, форум ШОС, Сибирский международный форум по оздоровительному и медицинскому туризму, праздник «Алтайская зимовка» и многие другие.

Присоединение Сибири к
России восходит к концу XVI в. Этот процесс связан с походом Ермака.
Регионом первичного освоения сибирских земель была Тобольская губерния.
К середине XVII в. русские переселенцы заняли земли от Верхотурья до
Тобольска. Поскольку основным, едва ли не единственно возможным путем
продвижения вглубь были реки, то освоение Сибири поначалу происходило
по течениям Оби и Иртыша.
Нужно заметить, что в отдаленных
местностях Алтая вольно-народная колонизация предшествовала
правительственному освоению этих земель. Так происходило заселение в
верховьях Убы, Ульбы и далее на юг по рекам Бухтарма, Белая, Уймон,
Кокса. А. Принтц считал, что первые староверы появились здесь еще в
20-е гг. XVIII в., но документальные свидетельства относятся лишь к
40-м гг. XVIII в. Тогда были обнаружены тайные поселения
пустынножителей на р. Убе, объединенные вокруг монаха Кузьмы. В 1748 г.
поймали двух заводских рабочих, пытавшихся бежать через Убу в долину
Бухтармы. Как выяснилось, их маршрут был уже достаточно проторен
предшественниками, что свидетельствует о более раннем тайном освоении
этих мест.






















никоновской церкви.
Среди старообрядцев ходили многочисленные списки "Путешественника",
указывающего путь в Беловодье. Последний реальный географический пункт
маршрута - долина Бухтармы. После бесплодных попыток найти Беловодскую
землю многие ее искатели стали считать Беловодьем Бухтарминский край,
где "мужицкая земля без чиновников и попов". Последнее и привлекало
туда старообрядцев

Правительство знало о тайных поселениях в глубине Алтайских гор с
40-х гг. XVIII в., но обнаружить их удалось лишь в 1761 г., когда
прапорщик Зеленый, идя с поисковой горной партией на Бухтарму, заметил
у одного из ее притоков - Тургусун - избушку, в которой было двое
мужчин, успевших затем скрыться. Такие одиночные домики и небольшие
поселки из пяти-шести дворов были разбросаны среди горных ущелий
Бухтарминской долины. Их жители занимались рыбной ловлей, охотой,
земледелием.
Однако сложные условия жизни, внутренние раздоры, частые неурожаи, а
также постоянная опасность обнаружения, так как в этих местах стали
появляться рудознатцы, вынудили бухтарминцев легализировать свое
положение. В 1786 г. около 60 жителей Камня отправились к китайскому
богдыхану с просьбой принять их под свою опеку. Но, не желая конфликта
с русским правительством, китайские власти, продержав просителей под
стражей в г. Хобдо, отпустили их с отказом.
more]
Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью многих беглецов.
Она была известна под названием Камня, т.е. горной части края, поэтому
ее жители именовались каменщиками. Позже эти земли стали называть
Беловодьем, отождествляя вольный, лишенный правительственного надзора
край с мифической страной из чрезвычайно распространенной среди
старообрядцев утопической легенды. В ее многочисленных вариантах (3)
рассказывается, что Беловодье - это святая земля, где живут русские
люди, бежавшие от религиозных раздоров XVII в. В Беловодье они имеют
свои церкви, в которых богослужение идет по старым книгам, таинства
крещения и брака совершаются по солнцу, за царя не молятся, крестятся
двумя перстами. "В тамошних местах татьбы и воровства и прочих
противных закону не бывате... И всякие земные плоды бывают и злата и
серебра несть числа... Светского суда не имеют, ни полиции, ни
стражников там нету, а живут по христианскому обычаю. Бог наполняет сие
место". Однако в Беловодье могут попасть лишь истинные ревнители
древнего благочестия. "Слугам антихристовым дорога туда заказана...Веру
надо иметь неколебимую... Поколеблешься в вере, так туманом Беловодскую
справедливую землю закроет" (4). Как отмечает Е. Шмурло, через все
XVIII, а также XIX столетия проходит неустанный поиск этого
фантастического Эльдорадо, где реки текут медом, где не собирают
податей, где, наконец, специально для раскольников не существует
никоновской церкви.

Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью многих беглецов.
Она была известна под названием Камня, т.е. горной части края, поэтому
ее жители именовались каменщиками. Позже эти земли стали называть
Беловодьем, отождествляя вольный, лишенный правительственного надзора
край с мифической страной из чрезвычайно распространенной среди
старообрядцев утопической легенды. В ее многочисленных вариантах (3)
рассказывается, что Беловодье - это святая земля, где живут русские
люди, бежавшие от религиозных раздоров XVII в. В Беловодье они имеют
свои церкви, в которых богослужение идет по старым книгам, таинства
крещения и брака совершаются по солнцу, за царя не молятся, крестятся
двумя перстами. "В тамошних местах татьбы и воровства и прочих
противных закону не бывате... И всякие земные плоды бывают и злата и
серебра несть числа... Светского суда не имеют, ни полиции, ни
стражников там нету, а живут по христианскому обычаю. Бог наполняет сие
место". Однако в Беловодье могут попасть лишь истинные ревнители
древнего благочестия. "Слугам антихристовым дорога туда заказана...Веру
надо иметь неколебимую... Поколеблешься в вере, так туманом Беловодскую
справедливую землю закроет" (4). Как отмечает Е. Шмурло, через все
XVIII, а также XIX столетия проходит неустанный поиск этого
фантастического Эльдорадо, где реки текут медом, где не собирают
податей, где, наконец, специально для раскольников не существует
никоновской церкви.

Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью многих беглецов.
Она была известна под названием Камня, т.е. горной части края, поэтому
ее жители именовались каменщиками. Позже эти земли стали называть
Беловодьем, отождествляя вольный, лишенный правительственного надзора
край с мифической страной из чрезвычайно распространенной среди
старообрядцев утопической легенды. В ее многочисленных вариантах (3)
рассказывается, что Беловодье - это святая земля, где живут русские
люди, бежавшие от религиозных раздоров XVII в. В Беловодье они имеют
свои церкви, в которых богослужение идет по старым книгам, таинства
крещения и брака совершаются по солнцу, за царя не молятся, крестятся
двумя перстами. "В тамошних местах татьбы и воровства и прочих
противных закону не бывате... И всякие земные плоды бывают и злата и
серебра несть числа... Светского суда не имеют, ни полиции, ни
стражников там нету, а живут по христианскому обычаю. Бог наполняет сие
место". Однако в Беловодье могут попасть лишь истинные ревнители
древнего благочестия. "Слугам антихристовым дорога туда заказана...Веру
надо иметь неколебимую... Поколеблешься в вере, так туманом Беловодскую
справедливую землю закроет" (4). Как отмечает Е. Шмурло, через все
XVIII, а также XIX столетия проходит неустанный поиск этого
фантастического Эльдорадо, где реки текут медом, где не собирают
податей, где, наконец, специально для раскольников не существует
никоновской церкви.

Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью многих беглецов.
Она была известна под названием Камня, т.е. горной части края, поэтому
ее жители именовались каменщиками. Позже эти земли стали называть
Беловодьем, отождествляя вольный, лишенный правительственного надзора
край с мифической страной из чрезвычайно распространенной среди
старообрядцев утопической легенды. В ее многочисленных вариантах (3)
рассказывается, что Беловодье - это святая земля, где живут русские
люди, бежавшие от религиозных раздоров XVII в. В Беловодье они имеют
свои церкви, в которых богослужение идет по старым книгам, таинства
крещения и брака совершаются по солнцу, за царя не молятся, крестятся
двумя перстами. "В тамошних местах татьбы и воровства и прочих
противных закону не бывате... И всякие земные плоды бывают и злата и
серебра несть числа... Светского суда не имеют, ни полиции, ни
стражников там нету, а живут по христианскому обычаю. Бог наполняет сие
место". Однако в Беловодье могут попасть лишь истинные ревнители
древнего благочестия. "Слугам антихристовым дорога туда заказана...Веру
надо иметь неколебимую... Поколеблешься в вере, так туманом Беловодскую
справедливую землю закроет" (4). Как отмечает Е. Шмурло, через все
XVIII, а также XIX столетия проходит неустанный поиск этого
фантастического Эльдорадо, где реки текут медом, где не собирают
податей, где, наконец, специально для раскольников не существует
никоновской церкви.

В 1790 г., воспользовавшись появлением горного чиновника с партией
рабочих, бухтарминцы высказали ему свое желание "быть гласными
правительству". Рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 г.
каменщики были приняты в состав России как ясачные инородцы. Они
расплачивались с правительством ясаком в виде пушнины и звериных шкур,
как и все другие инородцы Российской империи. В 1796 г. ясак заменили
денежной податью, а в 1824г. - оброком как с оседлых инородцев. Кроме
того, бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой
администрации, горно-заводских работ, рекрутчины и некоторых других
повинностей.

После получения официального статуса российских подданных каменщики
переселились в более удобные для жительства места. В 1792 г. вместо 30
мелких поселков образовались 9 деревень, в которых проживало чуть более
300 чел.: Осочиха (Богаты-рево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи,
Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево).

Таковы краткие сведения о начальной истории бухтарминских
каменщиков, обосновавшихся в крае в результате стихийных вольнонародных
переселений. Образование старообрядческих поселений в западной части
Алтая, происходившее в то же время, что и в долине Бухтармы, носило
иной характер, так как явилось следствием правительственных
распоряжений. В связи с расширением горно-заводского дела возникла
необходимость укрепления Колывано-Воскресенской пограничной линии, что
предполагало строительство новых редутов и форпостов. Потребовалось
увеличение числа горняков, а следовательно, и крестьян-земледельцев для
обеспечения рабочих и военных продовольствием.

В 1760 г. был издан сенатский указ "О занятии в Сибири мест от
Усть-Каменогорской крепости по реке Бухтарме и далее до Телецкого
озера, о построении там в удобных местах крепостей и заселении той
стороны по реке Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и прочим речкам,
впадающим в Иртыш-реку, русскими людьми до двух тысяч человек". В связи
с этим сенат на основании манифеста Екатерины II от 4 декабря 1761 г.
пригласил возвращаться в Россию русских старообрядцев, бежавших от
религиозных гонений в Польшу. При этом указывалось, что место
жительства ими может быть выбрано либо прежнее, либо означенное в
распоряжении императрицы, куда входила и Сибирь.

Таким образом, некоторые старообрядцы поселились здесь добровольно,
однако многих, особенно выведенных генерал-майором Масловым жителей
входившей в состав Польши слободы Ветки (5), выслали на эту территорию
насильно. В 1765 г. было издано специальное распоряжение, в котором
повелевалось ссылать в Сибирь беглецов из Польши и Литвы, поэтому на
Алтае их стали называть поляками.

В 1760-е гг. были основаны все коренные селения "поляков" в
Змеиногорском округе: Екатерининка Александровской волости; Шемонаиха,
Лосиха (Верх-Уба), Секисовка Владимирской волости; Бобровка Бобровской
волости. Вскоре появились новые деревни, где жителями были только
староверы: Малая Убинка, Быст-руха Владимирской волости;
Черемшанка,Бутаково Риддерской волости и некоторые другие.

21 мая 1779 г. издается распоряжение о приписке к заводам
крестьян-поляков, что обязывало их выполнять не только земледельческие
работы, но и рубку леса, вывоз готовой руды и т.д. До 1861 г. поляки
являлись приписными к Колывано - Воскресенским горным заводам. В
отличие от каменщиков они должны были исполнять все государственные
обязанности и платить двойной подушный налог как раскольники.

Таким образом, история алтайского старообрядчества XVIII в. делится
на два этапа: первую половину столетия, когда в край попадают лишь
отдельные староверы - беглецы, и вторую половину - время образования на
этой территории оседлых поселений (в 1750 - 1790-е гг. - каменщиков, в
1760 - 1800-е гг. - поляков). XIX в. характеризуется общей
стабилизацией жизни алтайского старообрядчества. Об этом
свидетельствует активный процесс образования новых деревень (6),
налаживание связей между различными старообрядческими толками,
обусловленное их религиозной общностью (7).

В XIX в. на Алтае жили представители как поповских, так и
беспоповских согласий (8). Староверы-поповцы попали на Алтай в
Алейскую, Александровскую, Бобровскую, Владимирскую, Рид-дерскую
волости после "выгонки" поселений на Ветке. Позже, в результате побегов
в вольные земли каменщиков, поповцы появились и в Бухтарминском уезде.
В Быструхе, Малой Убинке, Черем-шанке были сосредоточены беглопоповские
общины. С 1850-х гг. отмечается распространение белокриницкого
священства среди алтайских поляков, а с 1908 г. - среди каменщиков, у
которых белокриницкая церковь находилась сначала в Богатыреве, а с 1917
г. и в Коробихе (9).

С 1800 г. начала существовать единоверческая церковь, являющаяся
переходной между старообрядческой и синодальной. Она подчинялась
архиереям новообрядческой церкви, но богослужение в ней совершалось по
старым книгам в соответствии со старообрядческими установками. На Алтае
наиболее многочисленные единоверческие приходы были в Орловке,
Поперечной, Екатерининке Александровской волости, Верх-Убе, Шемонаихе
Владимирской волости, а также некоторых деревнях каменщиков (Топольное,
Камышенка). Во второй половине XIX в. кафедральный единоверческий собор
функционировал в Барнауле (священник о. Михаил Кандауров).

В роли промежуточных между поповским и беспоповским согласиями
выступают часовенный, стариковский и дьяконовский толки (10). Уральские
и сибирские часовенные активно ассимилировались с алтайскими
беглопоповцами в 1780-х гг. В долинах Бух-тармы и Коксы, на берегу
Телецкого озера наиболее распространен стариковский толк. В коренных
поселениях поляков - пригородах Усть-Каменогорска, деревнях Риддерской
волости - встречались дьяконовские.

Один из самых многочисленных беспоповских толков на Алтае -
поморский. Поморские общины распространены по всему региону.
Беспоповцы-федосеевцы попали на Алтай в связи с массовым переселением
сюда ветковцев. Их коренными деревнями были Верх-Уба, Бутаково,
Выдриха, Бобровка, Тарханка (11). В Бутаково, Черемшанке, Быструхе,
Малой Убинке проживали беспоповцы-самодуровцы (12). В долине Убы жили
представители таких беспоповских толков, как попавшие на Алтай с
Поволжья спасов-цы (13) (нетовцы), оховцы (14) (немоляки), в селениях
по рекам Уба и Ануй - самокресты (15), в Язовой и Печах Бухтарминской
волости - однопоклонники (дырники) (16), по р. Бухтарме и в
Змеи-ногорском округе - бегуны (17) (странники), что усиливало пестроту
обрядово-догматической картины алтайского старообрядчества XIX в. В это
время выделяются главные духовные центры края. Славились своим
убранством и грамотным ведением службы моленные в Кондратьево,
Тургусуне, Выдрихе, Секисовке, Верх-Убе, Черемшанке, Белой.

История сохранила имена наиболее авторитетных старообрядческих
наставников XIX в. У поповцев в 1800 - 1820-е гг. большим уважением
пользовались Егор Алексеев (Крутоберезовка), Трофим Соколов (Малая
Убинка), Платон Гусляков (Верх-Уба); в 30 - 40-е гг. - Никита Зеленков
(Тургусун), Иван Пантелеев (Снегирево), Екатерина Карельских
(бухтарминские деревни); в 50 - 60-е гг. - Иван Голованов (Быструха); в
70 - 80-е гг. - Федор Еремеев (Тарханка); у беспоповцев - Иван
Кривоногов (Выдри-ха), Карп Раченков (Бутаково), Федор Шешунников
(Тарханка), Гурий Костин (Бобровка), Яссон Зырянов (Белая).

В конце XIX - начале XX в. растет число старообрядческих монастырей.
Скиты функционировали недалеко от Риддера, Верх-Убы, Усть-Каменогорска,
Змеиногорска, на р. Бащелак, возле сел Пономари и Кордон Чарышской
волости, в районе волостного центра Среднекрасилово, недалеко от
Залесово (в местечке Мику-лушкино болото), в Чулышмане на Горном Алтае
(18). В этот период на Алтай попадает достаточно большая группа
староверов - переселенцев из России. В начале XX в. старообрядцы
заселяют Кулунду. Около 15 семей староверов прибыли на Алтай в 1898г.
из Воронежской губернии. Они поселились в с. Петухово нынешнего
Ключевского района. Но поскольку основная часть петуховцев была
никонианами, переселенцы - староверы хотели образовать отдельные
поселки. И когда в начале 1900-х гг. правительство выделяло участки
земли для заселения Кулундинской степи, старообрядцы обратились к
начальнику по переселению с просьбой дать им земли, ссылаясь на
религиозную несовместимость. С 1908 г. начинается переселение
староверов в Кулундинскую степь. Таким образом, кулундинские
старообрядцы относятся к позднепоселенческой группе некоренного
сибирского населения.

С установлением советской власти в крае с 20-х гг. XX столетия
начались религиозные притеснения: закрываются моленные, подвергаются
преследованиям верующие, оскверняются культовые обычаи и традиции. Было
конфисковано множество духовной литературы, разгромлены иконостасы.
Многие общины лишились грамотных уставщиков. Старообрядчество вновь
ушло в "подполье", в очередной раз терпя притеснения и гонения со
стороны государства (20).

И лишь в последнее время наблюдается религиозное возрождение, о чем
свидетельствуют регистрация старообрядческих общин по всему региону,
открытие новых моленных, привлечение в общины молодого поколения,
возобновление обучения крюковому пению (в частности, в приходах РПСЦ
(21) Барнаула, Бийска, Усть-Каменогорска) и т.д. Однако подобные
процессы проявляются не везде. В отдаленных от городских центров
населенных пунктах преобладают обратные тенденции разрушения и угасания
духовных традиций.

Как показали экспедиционные исследования сотрудников Новосибирской
консерватории в районы проживания старообрядцев 1993 - 1997 гг. (22),
современное состояние староверческих поселений на Алтае претерпело
определенные изменения. В регионе встречаются поповцы-белокриничники,
беглопоповцы и представители восьми беспоповских толков: поморцы,
федосеевцы, филипповцы, часовенные, стариковцы, дьяконовцы,
мелхиседеки, бегуны (предположительно).

Главные центры белокриницких староверов расположены в Барнауле
(священник о. Никола), Бийске (священник о. Михаил), Усть-Каменогорске
(священник о. Глеб). Благодаря миссионерской деятельности
священнослужителей наблюдается активный рост белокриницких общин в
райцентрах Красногорское, Залесово, Благовещенка, Горно-Алтайске, селах
Усть-Коксинского района Республики Алтай, Глубоковского и
Шемонаихинского районов Восточно-Казахстанской области. В некоторых
населенных пунктах (Барнауле, Бийске, Залесове, д. Мульта
Усть-Коксинского района) ведется строительство храмов (23).

Беглопоповская община, насчитывающая до 100 человек, имеющая свою
церковь, сохранилась в с. Черемшанка Глубоковского района
Восточно-Казахстанской области. Староверы-бегло-поповцы также проживают
в деревнях Кордон и Пещерка Зале-совского района и в г. Заринске. Часть
беглопоповцев попала в Пещерку из Каменки, переставшей существовать с
1957 г. вследствие объединения колхозов, в которой когда-то была
церковь. По свидетельствам местных жителей, еще совсем недавно большая
община была в Заринске, но после смерти наставника общинные (соборные)
богослужения прекратились, моленный дом продали. В настоящее время к
беглопоповцам Залесовского и Заринского районов приезжает священник о.
Андрей из с. Барит (Урск) Кемеровской области.

Численно преобладающим беспоповским толком Алтая остается поморский.
Общины поморцев сосредоточены в Барнауле (наставники А.В. Гутов, А.В.
Мозолева), Бийске (наставник Ф.Ф. Серебренников), Усть-Каменогорске
(наставница М.К. Фарафонова), Лениногорске (наставники И.К. Грузинов,
А.Я. Немцев), Серебрянске (наставник Е.Я. Неустроев). Местами
компактного проживания поморцев являются Алейский, Алтайский, Бийский,
Чарышский районы Алтайского края, а также Глубоковский район
Восточно-Казахстанской области. В Лениногорске еще в начале 1990-х гг.
находился женский поморский монастырь, в котором были две монахини и
послушница. Большая часть поморцев - коренные уроженцы Алтая, однако
встречаются и переселенцы из Томской области, Тобольска, с Урала.

В некоторых деревнях (Верх-Уба, Бутаково, Малая Уба) поморцев
называют самодуровцами. Сейчас отдельного толка само-дуровцев на Алтае
не сохранилось. Они примкнули к поморцам, приняли их догматику и
обрядность. Осталось лишь название, которое в исконных самодуровских
деревнях перешло и на поморцев.

Федосеевцы проживают в селах Бобровка, Тарханка, Бутаково
Глубоковского района Восточно-Казахстанской области (наставница Е.Ф.
Полторанина). Когда-то федосеевцы этих мест имели две моленные. Сейчас
собираются только в большие праздники в Бутаково.

Староверы-филипповцы сохранились в Залесовском и Заринском районах.
Попали они в эти места с Вятки. Однако их большая часть в 1930 - 1940-е
гг. мигрировала в Беловский и Гурьевский районы Кемеровской области.

Информант рассказала нам, что мелхиседеки имеют свой собственный
календарь и книги, главная из которых - Часовник. Чужими и новыми
книгами не пользуются. Службу ведут на цер - ковнославянском языке,
песнопения исполняются на речь. Мирские песни запрещены, допустимо лишь
пение духовных стихов. Сами изготавливают свечи, которые освящает
наставник. В причастные часы причащаются водой и просфорами. Из-за
отсутствия священников обряда венчания не совершают, только лишь
благословляют на брак. Раньше благословляли исключительно людей своей
веры, сейчас разрешен брак разноверных, но благословле-ние при этом
получает только член общины. Детей крестят в купели, взрослых - в реке.
Крестить, благословлять, принимать на исповедь, вести устав имеют право
только мужчины. Вследствие объединения нескольких приходов справляются
три храмовых праздника: пророку Илие, иконе Владимирской Божьей матери,
Великомученику Георгию Победоносцу.

Мелхиседеки до сих пор очень строго "соблюдают чашку". Раньше после
проходящих путников посуда, использованная ими, выбрасывалась, сейчас
для мирских людей имеется отдельный комплект посуды. С иноверцами
мелхиседеки предпочитают не общаться и ничего не рассказывать о своей
вере.

По-прежнему самым распространенным толком на юге Алтая остается
стариковский. Известны стариковские общины в Горно-Алтайске (наставница
В.И. Филиппова), Майме (наставник Н.С. Су-хоплюев), Зыряновске
(наставники М.С. Рахманов, Л.А. Выходцев), селах Богатырево, Снегирево,
Парыгино (наставник Т.И. Лощилов), Путинцево (наставница Т. Шицына)
Зыряновского района, р.п. Усть-Кокса и деревнях Верхний и Нижний Уймон,
Тихонькая, Чендек, Мульта (наставник Ф.Е. Иванов) Усть-Коксинского
района, Яйлю Турочакского района.

Своеобразием представлений, а также строгостью нравов отличаются
стариковцы Горного Алтая (самоназвание толка - стариковина). Многие из
них отказались от государственных пенсий, стараются жить натуральным
хозяйством, как можно реже покупая необходимые продукты в магазинах.
Стариковцы имеют отдельную посуду, чтобы не оскверниться через общую
трапезу с мирскими людьми. Они не приемлют магнитофон, радио,
телевидение, телефон, считая их "бесовскими".

Алтайским стариковцам свойственны обрядовые особенности. В
частности, причащаясь, они пользуются не просфорами, а богоявленской
водой (д. Мульта Усть-Коксинского района), на Пасху - яйцом,
пролежавшим год перед иконами со дня прошлой Пасхи (д. Яйлю
Турочакского района). При переходе в старикови-ну никониане должны быть
крещены заново, белокриничников же докрещивают с "отреканием"
(отрицанием от ереси). По свидетельству Ф.О. Бочкаревой из д.
Тихонькая, "для принятия нашей веры прежде, чем креститься, необходимо
три года учить устав. Толкование сему найдем в евангельской притче о
хозяине и садовнике, три года ухаживавшем за деревом, которое зацвело
только на четвертый год".

Духовным руководителем стариковской общины является настоятель. По
словам В.И. Филипповой из Горно-Алтайска, "настоятель - почти
священник. Он имеет право отсаживать от собора, сводить брачующихся". В
Мульте за настоятелем сохранилось название "иерей", все проблемы решают
собором (т.е. общиной) на духовной беседе. К наиболее спорным
догматическим вопросам относится отпевание умершего без покаяния.

Стариковцы сознательно не распространяют свою веру. "Веру свою надо
скрывать, чтобы посторонние не осмеяли Писания, не считали все, что там
написано, за сказки и небылицы. Вера наша от этого не погибнет, только
истончится и вытянется в ниточку", - утверждает Ф.О. Бочкарева.
Известно, что в горах на Телецком озере имеются скиты и женский монастырь стариковцев.

По сообщению староверки А. Исаковой из с. Чендек Усть-Коксинского
района, раньше стариковская церковь была в Катан-де. Она рассказала,
что старообрядцы Коксы общались с бухтар-минцами, а также кержаками
Бийска и Барнаула. В настоящее время центром коксинской стариковщины
является д. Мульта. Сюда на большие праздники приезжают стариковцы из
Чендека, Верхнего и Нижнего Уймона, Тихонькой. По воспоминаниям М.К.
Казанцевой, "в Мульте когда-то была большая моленная, состоящая из двух
отсеков: правого - для мужчин, левого - для женщин, с общим налоем.
Служба шла с четырех вечера до девяти утра. Содержали моленный дом
богатые сельчане".

Если в деревнях наблюдается тенденция к объединению стариковцев
вокруг единого центра, то в городских общинах идут обратные процессы.
Так, в недавнем прошлом община в Горно-Алтайске распалась на две,
вторая собирается теперь в Майме. Некогда большой приход в Зыряновске
для удобства совершения богослужения еще в 1960-е годы разделился на
две группы, и в настоящее время зыряновские староверы не идут на
сближение, образовав отдельные общины под духовным руководством М.С.
Рахманова и Л. А. Выходцева.

В Бийске стариковцев называют "отписными". Как объяснил Ф.Ф.
Серебренников, бийские стариковцы отпочковались от часовенных,
присоединившись к единоверцам, затем они отвернулись от единоверия,
посчитав его никонианством, часовенные же их. обратно не приняли,
поэтому-то они и стали именоваться отписными, затем - стариковцами.
Такая же община есть в с. Тополь - I ное Солонешинского района
(наставница А.А. Филиппова).

Старообрядцы, называющие себя часовенными, встречаются в селах Тюменцевского района.

Дьяконовщина (самоназвание дьяковские) сохранилась на Рудном Алтае в
пригородах Усть-Каменогорска и с. Черемшанка Глубоковского района
Восточно - Казахстанской области (наставница Т.С. Денисова) - всего
около 50 чел.

В Рубцовске, Змеиногорске, селах Змеиногорского, Третьяковского
районов проживают "ипэхашники". По-видимому, это потомки некогда
многочисленного на Алтае бегунского толка истинно православных христиан.

Из воспоминаний жителей Змеиногорска: "В годы войны жил в этих краях
святой старец - провидец, на глазах у людей совершал исцеления. Звали
его Димитрий, был он простым христианином, пока не услышал голос с
неба. Поскольку верующие люди подвергались гонениям, то он скрывался по
тайным углам и заимкам, туда приходили на молитву люди. Потом Димитрия
нашли и судили, с тех пор он пропал без вести. Его дело продолжил
вернувшийся с войны сын Михаил. Однако его также судили за то, что
отказался от паспорта. Из тюрьмы Михаил вернулся калекой, но продолжил
свою религиозную деятельность. К нему примкнули около 40 человек".

Сейчас таких людей осталось не более 10. Они не приемлют священство,
называя современных священников "культработниками", которые "не служат,
а работают". Таинство причастия совершают самостоятельно: после поста
принимают святую крещенскую воду, приносят покаяние перед Евангелием -
тем самым, причащаются Святым Духом ("в Духе - истина"). Многие
ипэ-хашники отказались от пенсий, считая, что деньги даются не Богом, а
дьяволом, от паспортов, как печати антихриста, воцарившегося в мире;
отключили электроэнергию, пользуются свечами, а пищу готовят на огне в
печи. Люди эти стараются жить замкнуто, как можно меньше соприкасаясь с
"миром".

Следует отметить, что в некоторых бухтарминских деревнях (Быково,
Богатырево Зыряновского района, Солдатово Больше-нарымского района)
местные жители выделяют поляковских старообрядцев. Видимо, это потомки
поляков, перебравшихся на жительство в Камень, но при этом сохранивших
свои отличительные особенности в быту и церковной практике. Поляковские
староверы образовали своеобразный самостоятельный толк локального
значения. Жительница с. Богатырево У.О. Бирюкова сообщила, что
поляковские убегали от советской власти в Китай и затем в 1950 - 1960-е
годы вернулись на Бухтарму. Раньше они имели собственную моленную,
отличавшуюся от стариковской отсутствием колоколов. В богослужении у
них больше пения, причем их песнопения более распевны и протяженны.

В целом среди современных староверов-поповцев и беспоповцев
преобладают различные тенденции. В поповских общинах наблюдается
активизация духовной жизни, стремление не только сохранить свои
традиции, но и дать им продолжение в новых условиях. Поповцам не
свойственна религиозная замкнутость. Между их общинами налажен контакт
и внутри региона, и за его пределами: с единоверцами Новосибирска,
Москвы, Одессы, Беларуси. Среди беспоповцев же отсутствует единство
взглядов на обрядово-догматические и обычно-правовые моменты, что во
многом способствует разрушению и угасанию духовных традиций, вплоть до
исчезновения некоторых толков, слияния их с изначально доминирующим



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.