Основные виды социологического исследования. Виды социологического исследования Пилотажное исследование

Термин «пробное исследование » в литературе употребляется как:

  1. синоним поискового (разведывательного) исследования;
  2. синоним пилотажного исследования;
  3. собирательное понятие, включающее как свои разновидности (подвиды) поисковое (разведывательное) и пилотажное исследования. Будем считать, что поисковое (разведывательное) и пилотажное - два основных подвида пробного исследования.

Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез. Таким образом, по своей сути оно есть концептуальное исследование. Проведение его особенно желательно в том случае, если литература по интересующей вас тематике отсутствует или ее недостаточно.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид социологического анализа: круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа и инструментарий крайне упрощенные; данные нерепрезентативные. Ученый получает лишь прикидочные сведения об объекте исследования для общей ориентации в проблеме. Оно используется для мало изученных или вообще не изученных проблем. Его лозунг - приблизительно, дешево и быстро.

Поисковое исследование может проводиться следующими методами:

  • интервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами;
  • наблюдение;
  • фокус-группа по центральной проблеме исследования;
  • опрос экспертов - специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересующей вас проблемной области;
  • изучение документов, статистических данных, содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам.

Вариантом разведывательного исследования выступают экспресс-опросы. Их еще называют оперативными опросами. Ими пользуются многочисленные опросные фирмы - от ВЦИОМ до РОМИР. Правда, опросы они проводят, как правило, очень грамотные, но глубоких научных задач развития фундаментальной науки не ставят. Решаются сиюминутные, но очень нужные обществу, ведомству или частному заказчику утилитарные задачи: как народ относится к президенту, запрещению абортов, войне в Чечне, приезду Буша, террористическим актам 11 сентября 2001 г. Таким образом получают свежую, недолговечную (срок ее жизни исчисляется днями, неделями, реже месяцами), но очень нужную в данный момент информацию.

Если за дело берется не солидная опросная фирма, имеющая лицензию на проведение опросов, а группа любителей (отдел кадров, хозяин веб-сайта, кружок друзей словесности, журнал и т.д.), то оперативный опрос дает хотя и свежую, даже нужную информацию, но совершенно нерепрезентативную, не очень надежную или совершенно ненадежную. Она может быть достоверной, но только на первый взгляд. Стоит подойти к инструменту по всем научным меркам, как проявятся многочисленные изъяны. Но там, где не требуется великой строгости, где нужно лишь как-то сориентироваться в проблеме (разведать объект), оперативный опрос вполне годится.

Разведывательное исследование часто называют также пилотажным исследованием. Хотя правильнее считать его самостоятельным видом социологического исследования. Разведывательное и пилотажное исследования похожи в двух аспектах:

  • Цель - получить примерные данные о том или ином явлении либо апробировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям.
  • Объект - для проведения того и другого исследования нужна незначительная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.

Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназначено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего - для апробации вопросника. Предварительная проверка опросного инструментария столь же важна для успеха исследования, считают Дж. Мангейм и Р. Рич, как пробная поездка - для успешной покупки подержанного автомобиля. Она помогает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях.

При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:

  • Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования.
  • Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее другое ее качество - разнообразие: она должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному. Если малообразованные люди составят в будущей выборке незначительную долю, их необходимо опрашивать в первую очередь именно потому, что они могут отвечать на ваши умные вопросы совсем не так, как ожидается.
  • В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

В социальной психологии пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В зарубежной и отечественной практике применения тестов (тестологии) пилотажа (рабочий термин - «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста.

В социологии пилотаж проводится до основного исследования и выступает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также профессионального уровня и методической отработанности инструментария. Пилотаж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расходы и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).

Современные социологи придерживаются правила: прежде чем отдавать анкету в большой тираж, ее целесообразно опробовать в малотиражном (пилотажном) опросе, чтобы уточнить, правильно ли понимают вопросы респонденты, не слишком ли она длинна и утомительна, сколько времени занимает ее заполнение (или интервью), а в случае почтовой рассылки - сколько дней проходит с момента отправления анкеты до получения ответов.

Пилотажное исследование представляет собой исследование по «укороченному» плану - в нем используются малые выборки, не в полной степени проводится сбор информации, полученная информация анализируется только по наиболее значимым критериям. Если пилотажное исследование проводится в цикле исследования хорошо изученной проблемы, оно позволяет «отточить» инструментарий исследования, выявить и устранить его дефекты и дефекты подходов к математическому анализу. Проведение пилотажного исследования в этом случае позволяет избежать сбора информации по «пустым» вопросам, ответы респондентов на которые не подлежат анализу, или неадекватно (неоднозначно) интерпретируются самими респондентами. Для поискового исследования (исследования в сфере недостаточно разработанной) пилотажное исследование предоставляет информацию для уточнения многих пунктов программы, что в дальнейшем обеспечивает немалую экономию ресурсов.

Пилотаж полезен для:

  1. тестирования инструментария, в котором исследователь вполне уверен,
  2. усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю.

В первом случае инструментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном варианте. Во втором исследователь может захотеть поэкспериментировать с разными вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, какой из них удобнее в работе, Предварительное тестирование такого типа может включать в себя:

  1. Тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов.
  2. Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятельного заполнения респондентом, в личном интервью, чтобы в процессе живого общения с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения.
  3. Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем чтобы использовать последние в окончательном варианте.
  4. Тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью определения годности каждого из них.

Пилотаж можно считать генеральной репетицией к главному исследованию. Он позволяет сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этап подготовки к нему, какими могут быть ожидаемые результаты. В ходе такого опроса собирается методическая информация, т.е. информация о качестве разработанного инструментария. Проверяются все организационные и методические условия будущего исследования, и прежде всего: доступность необходимых документов, отношение респондентов к опросу и их реакция на вопросы анкеты. Оценивая качества методики опроса, социолог регистрирует любые затруднения респондента, вызванные техникой заполнения, непониманием смысла вопросов, отдельных слов. Учитываются также все замечания и наблюдения анкетеров о методических недостатках, которые им удалось обнаружить.

Пилотаж проводится в двух вариантах . В первом - всю группу респондентов приглашают в отдельную комнату, где на столах разложены анкеты. Респондентов «вводят» в ситуацию пилотажа, т.е. объясняют его цели и задачи, инструктируют по технике заполнения анкеты и просят высказать после заполнения критические замечания, поговорить о неясностях и о тех вопросах, которые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются в опечатанные урны, после чего начинается групповое обсуждение содержания опроса в целом. Показателями, позволяющими оценить пригодность анкетного вопроса, выступают число неответивших на вопрос и характер распределения ответов по шкале, используемой в вопросе.

Второй вариант пилотажного опроса предполагает приглашение группы из 3-4 респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: опрашиваемые делают пометки о качестве вопросов. Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя, что содержание ответов не анализируется, так как опрос преследует только методические цели. Им задается примерно тот же круг методических вопросов, что и в предыдущем случае. Замечено, что подобная процедура повышает заинтересованность респондентов и уровень критического восприятия анкетного вопроса.

В Аналитическом центре «Бизнес и маркетинг» обязательный пилотаж сформированной анкеты проводится в ходе пробных интервью с несколькими респондентами, принадлежащими к целевой группе (обычно 3-5 респондентов, при сложных исследованиях - 10-15). Это позволяет определить степень понимания вопросов, обнаружить другие особенности их восприятия. По результатам пилотажа, если необходимо, в анкету вносятся коррективы. Особенности проведения пробного опроса подробно обсуждаются также на «круглых столах» с интервьюерами, участвующими в проекте. При этом коллективно имитируется процесс проведения интервью в лабораторных условиях.

Пилотажные материалы хранятся в особых папках опросной фирмы. Они включают в себя первоначальный вариант вопросника, протоколы, фиксирующие замечания респондентов и социологов, а также доработанный вариант анкеты. Со временем накапливается своеобразный «банк» методических решений, появляется опыт и навыки анализа типичных методических ошибок, доработки инструментария.

Пилотажное исследование составляется на основе логического осмысления всей проблемы будущего исследования, приблизительного расположения вопросов с точки зрения их очевидной целесообразности. В ходе пилотажа проверяются все процедуры, весь инструментарий исследования, выбраковываются неудачные вопросы, вносятся коррективы на отдельных этапах исследования.

К его проведению надо относиться как к приобретению страховки: вы, конечно, можете обойтись и без нее, если повезет. А если нет?

Что собой представляет пилотажное исследование? С какой целью оно проводится? На выполнение каких задач направлено?

Общая информация

Для начала давайте определимся, что же собой являет пилотажное исследование. Это обозначение используется для того, чтобы именовать пробные или небольшие поисковые (разведывательные) проверки существующего положения дел. Так, если нужно уточнить проблемы, более корректно поставить задачу и выдвинуть обоснованные гипотезы, то пилотажное исследование является наилучшим вариантом для этого. Особенная потребность в нём может быть в тех случаях, когда отсутствует литература по интересующей теме. Тогда пилотажное исследование проводится с целью восполнения информационного пробела.

Что оно собой представляет?

Пилотажное исследование - это в социологии вид анализа, при котором значительно ограничивается круг задач, количество опрошенных людей невелико, данные нерепрезентативные, а инструментарий и программа чрезвычайно упрощены. Из-за этого исследователь получает только примерную информацию о том, чем же является объект исследований. Эти знания используются для общей ориентации. Главный лозунг пилотажных исследований - дешево, быстро и приблизительно. Поэтому они применяются в тех случаях, когда проблема или вообще не изучена, или же познания о ней весьма жалки.

Как проводится?

Итак, нам уже известно, что пилотажное исследование - это Но как оно проводится? Здесь существует большое количество различных вариантов. Наиболее оптимальным считается неформализованное интервью с потенциальными респондентами. Но, увы, субъективность людей может повлиять на их ответы. Чтобы подкорректировать данные используют наблюдение со стороны специалистов. Для этого может формировать фокус-группа. Но тогда следует предельно сконцентрироваться на чем-то конкретном. Весьма популярным является и опрос экспертов. К ним относят специалистов или же простых людей, но которые обязательно должны иметь определённое отношении к проблемной области, что интересует исследователя. В качестве дополнения можно изучать документацию и статистические данные, где имеются нужные сведения для подтверждения/опровержения гипотезы или решения задачи. Весьма популярными являются и экспресс-опросы. Правда они, как правило, несмотря на свою грамотность, не ставят перед собой решение глубоких научных задач и развитие фундаментальной науки. С их помощью узнаётся сиюминутная важность чего-то для общества. При этом не суть важно, что выступает в качестве объекта: выборы Трампа президентом США, запрещение абортов или же что-то ещё. Как бы там ни было - получение данных осуществляется с целью наложить их на более масштабные процессы.

О надежности

Насколько можно доверять полученной информации? Учитывая, что пилотажное исследование - это пробное исследование, уже сам этот факт подразумевает высокую долю рисков. А если оно ещё проводится и не специалистами, а группой любителей (в качестве которых может выступать отдел кадров, журнал, кружок, хозяин веб-сайта), то в таком случае хотя и имеется свежая и нужная информация, она, тем не менее, является нерепрезентативной, и её надёжность весьма сомнительна. На первый взгляд, она может быть вполне надёжной. Но если подойти с научной точки зрения - тут-то и откроются её изъяны. Поэтому использовать пилотажные исследования имеет смысл только в том случае, когда не выдвигаются строгие требования относительно надежности. Первоначально следует затронуть выборку. Четких методических требований здесь нет. Как правило, полагают, что опрос 3-х десятков респондентов позволит получить требуемую информацию. Но при этом следует позаботиться о том, чтобы среди них были представители всех категорий людей, которые подпадают под исследование. При этом нужно стремиться к максимальному разнообразию. Кроме этого, следует позаботится о том, чтобы среди респондентов были люди, для которых тема представляет хоть какое-то значение. В качестве отборочных признаков выступает пол, образование, возраст, стаж работы и прочие подобные критерии.

Важность пилотажных исследований

В целом и общем этот аспект был рассмотрен ранее. Сейчас же давайте остановимся на этом по подробнее. Из самого названия понятно, что пилот проводится до начала основного исследования. Он необходим для того, чтобы проверить обоснованность задач и гипотез. Хотя также может быть использован и для методической отработки инструментария. В случае необходимости пилотное исследование помогает внести коррективы в модель, которые улучшат её работу, позволять уточнить характеристики, предмет, обосновать финансовые траты и сроки завершения. Ведь если будет проводиться полноценный мониторинг настроений в обществе и где-то закрадётся ошибка, то её наличие будет чревато значительными неприятностями. Такой подход оказывает благотворное влияние в вопросе экономии ресурсов. Для проверки эффективности и целесообразности использования имеющегося инструментария могут быть проведены также пилотажные исследования. Они же подходят и в качестве генеральной репетиции главного исследования. В таком случае проверяется успешность проведения первого этапа и оцениваются результаты. Также при исследовании нового объекта это позволяет наработать методический материал. Проверяются одновременно и организационные условия: как относятся респонденты к проводимому опросу, есть ли все нужные документы и оценивается качество материала. При этом регистрируются все затруднения, которые возникают в ходе дела.

Заключение

Само пилотажное исследование проходит, как правило, в группах. Вопрос только в том, насколько большими они являются. Существует два наиболее популярных варианта. Первый предусматривает приглашение всех респондентов в отдельную комнату, где они заполняют анкеты. Перед этим людей информируют про пилотаж, сообщают и объясняют его задачи и цели, инспектируют нюансы заполнения анкеты и просят высказывать все замечания. Второй вариант опирается на небольшие группы, которые состоят из 3-4 человек. При этом анкеты обсуждаются по мере их заполнения. Наибольший интерес для исследователей представляет качество задаваемых вопросов. В таких случаях наибольший интерес предоставляют, как правило, методические цели.

Пилотажное исследование можно проводить с различными целями: проверка основных гипотез программы, выявление отдельных характеристик объекта с целью определения наиболее устойчивых для их дальнейшей углубленной разработки, выяснение действенности методики в целом или ее отдельных частей, предварительная проверка достоверности результатов опроса и т.д.

Существуют различные формы проведения пилотажного исследования. Оно может проводиться на небольших и на больших выборках. Если этого требует программа исследования, то пилотаж анкеты может проходить с большой представительной выборкой. По существу такой пилотаж иногда выступает как самостоятельное эмпирическое исследование, на которое затрачивается не меньше сил и времени, чем на основное исследование.

Однако обычно пилотажное исследование проводится на небольшом массиве. Точная численность обследуемых в этом случае не устанавливается, поскольку в каждом конкретном случае она может быть различной. Практика показывает, что численность опрашиваемых чаще всего не превышает 50-100 человек. Этого количества респондентов бывает достаточно, чтобы решить задачи, стоящие перед пилотажным исследованием. Необходимое условие заключается в том, что объектом исследования должны быть те люди, которые по своим основным характеристикам соответствуют основному объекту исследования. При этом пилотажный опрос проводится не на основном объекте, а на другом "поле", близком по своим характеристикам к основному. Это делается для того, чтобы не испортить основное "поле" исследования, поскольку любое, даже самое маленькое исследование получает резонанс, и тем или иным способом может оказать воздействие на основное исследование. Так, если в качестве основного объекта исследования выступают рабочие промышленного предприятия, то в пилотажном опросе объектом должны стать рабочие тоже промышленного, но другого предприятия.

Очень важен порядок проведения пилотажного опроса. Несмотря на то, что анкета готовится для заочного опроса, в пилотажном исследовании ее лучше представить в виде формализованного интервью. Преимущество формализованного интервью заключается в том, что, кроме того, что результаты пилотажного опроса будут анализироваться в совокупности ответов, оно дает и непосредственные наблюдения интервьюеров за реакцией респондентов на тот или иной вопрос и на всю анкету в целом. В качестве интервьюеров чаще всего выступают члены исследовательской группы или специально подготовленные для этого люди. По окончании опроса интервьюеры пишут небольшие отчеты по результатам каждого интервью. Такие письменные отчеты, хотя и отнимают много времени и сил и приятны далеко не каждому интервьюеру, но играют значительную роль в пилотажном исследовании. Они представляют большой интерес как документ непосредственного наблюдения, и их анализ чрезвычайно важен для доработки анкеты. Вот как описывает свое впечатление от опроса в пилотажном исследовании один из интервьюеров.

Пилотажное исследование -- пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. В социальной психологии П. и. (рабочий термин "зондаж") применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др.; в тестологии П. и. (рабочий термин -- "претест") служит средством выявления некоторых стандартов основного теста. П. и. -- важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического исследования: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. В отечественной психологии более употребительным является термин "поисковый эксперимент".

Метод беседы.

Метод необходим любому психологу. При любом диагностическом обследовании необходима беседа.

  • 1. установление контакта, настройка на сотрудничество.
  • 2. Создание положительной мотивации, усиление мотивации к обследованию.
  • 3. Получение диагностической информации.
  • 4. Снижение тревожности и оказание психологической помощи испытуемому.

Если беседа ведется для оказания психологической помощи - это будет психотерапевтическая беседа или клиническое интервью.

Диагностическое интервью и клиническое интервью нельзя противопоставлять, они дополняют друг друга. Любое интервью - налаживание контакта и настройка на сотрудничество. Хорошее психотерапевтическое интервью - постановка диагноза.

Беседа - сложный метод для психолога.

Сложности:

  • 1. В процессе беседы психолог вступает во взаимодействие с испытуемым и использует информацию путем метода наблюдения, фиксирует мимику, жесты, позы... Оценивает отношение испытуемого к беседе.
  • 2. Получает информацию с помощью беседы - обращает внимание на формальную сторону беседы, на саму манеру речи... Такого рода наблюдения дают информацию, важную с точки зрения личностных особенностей человека.
  • 3. Психолог, участвуя в беседе, сам воздействует на испытуемого, на то, что говорит испытуемый. Тем самым психолог может менять ситуацию, содержание ответов испытуемого. Ситуация беседы: собеседники находятся в ассиметричных позициях. Чаще всего получается, что психолог спрашивает, испытуемый - отвечает. Следовательно данная ситуация может привести к нарушению доверительности испытуемого. Возможен отказ отвечать на вопросы. Психолог перед беседой говорит, что он будет задавать вопросы, а после испытуемый задает все свои вопросы психологу.
  • 4. Каждый психолог априорно воспринимается своим собеседником как специалист по межличностным отношениям. Следовательно, повышенные требования к личности самого психодиагноста.

Каким должен быть психодиагност?

В зависимости от цели и выдвигаемых задач можно выделить следующие виды социологических исследований: разведывательные, описательные и аналитические (5, с.13-17; 8, с.21-25).

Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование - наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает весьма ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Для него характерна упрощенная программа и сжатый по объему инструментарий.

В прикладной социологии инструментарием называются методические документы, необходимые для сбора первичной социологической информации: анкета, бланк-интервью, карточка для фиксации результатов наблюдения и т.д.

Разведывательное исследование используется при сборе "прикидочных" сведений об объекте исследования для общей ориентации или с целью получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении.

Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос. С помощью экспресс-опроса (оперативного опроса) выявляют отношение людей к актуальным событиям и фактам (т.е. проводится зондаж общественного мнения) либо степень эффективности только что проведенного мероприятия. Например, для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции.

Часто разведывательное исследование выступает в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, и в таком случае его называют пилотажным .

Пилотажное (пробное ) исследование (или пилотаж) (от англ. слова pilot - одно из значений которого - "опытная установка") - в социологии пробное исследование, цель которого - проверка качества инструментария для сбора первичной социологической информации, процедур и методов организации полевого исследования. В данном случае оно используется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария (анкет, планов интервью и т.п., включая формулировку вопросов и измерительных шкал), границ обследуемой совокупности, и отрабатывается организация сбора информации. С помощью его выявляются трудности, которые могут встретиться в ходе последующего проведения углубленного, широкомасштабного исследования. Часто после проведения пилотажного исследования изменяется гипотеза.



Так как цель пилотажного исследования заключается в проверке социологического инструментария, то к выборке в пилотажном исследовании не предъявляется требований репрезентативности. Обычно считается достаточным опрос 50-100 человек, в зависимости от степени новизны методик и исследовательности и однородности объекта, но так, чтобы в выборку обязательно были включены все значимые для целей исследования группы респондентов.

Для полноценного осуществления пилотажного исследования часто бывает недостаточно проведения только одного опроса, необходим целенаправленный анализ специальной литературы, опрос специалистов (экспертов). Наиболее распространенным методом получения знания о надежности разработанного инструментария является неструктурированное наблюдение, так как допущенные при его разработке ошибки могут быть обнаружены при наблюдении за процессом практического применения инструментария. Например, при пилотаже анкеты респонденты или задают вопросы о значении непонятных слов, или отвечают не по существу, или вообще оставляют вопрос без ответа, или смущаются при ответе на "острые" вопросы и т.п. Таким образом, с помощью неструктурированного наблюдения можно обнаружить наиболее грубые и очевидные просчеты в конструкции методической процедуры.

Пилотажное исследование - необходимый этап социологического исследования. Оно может повторяться неоднократно, до тех пор, пока не будут достигнуты положительные результаты и не отработаны все элементы исследования. Проведение пилотажного исследования не обязательно в том случае, если применяются хорошо апробированные до этого методики сбора данных.

В разведывательном исследовании обычно используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (анкетирование или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки.

Описательное исследование - это более сложный вид конкретного социологического исследования. Оно дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Обычно это исследование применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам. Например, население города, где можно выделить людей разных профессий, разного возраста, стажа работы, семейного положения, уровня образования и т.д. В этом случае в структуре изучаемого объекта выделяют относительно однородные группы и проводят поочередную оценку, сравнение и сопоставление наиболее важных характеристик, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой, а также выявляют наличие или отсутствие связей между ними.

Программа в данном случае уже достаточно подробно разработана, а инструментарий апробирован.

Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического исследования. Его целью является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдений, его динамику и т.д. Так, если в результате описательного исследования выясняется, существует ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в результате аналитического исследования социолог может определить, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом исследовании изучается наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором исследовании выясняется, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, которая выступает в роли фактора, определяющего уровень его производительности.

Для подготовки и проведения такого вида исследования требуется много времени, тщательно разработанная программа и инструментарий. По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. Исследователь может использовать различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, которые будут взаимно дополнять друг друга.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования выступает социальный эксперимент . Для его проведения создается экспериментальная ситуация, для чего изменяются обычные условия функционирования объекта, интересующего исследователя. Эксперимент позволяет не только собирать данные, но и в той или иной степени видоизменять действительность. Выдвинутые в ходе эксперимента гипотезы проходят проверку непосредственно на практике.

Для получения в короткие сроки надежной информации, кроме зондажных исследований, проводят также и оперативное исследование.

Оперативное исследование - это исследование, главная цель которого получить в короткие сроки надежную и объективную информацию о каком-либо социальном процессе, состояние которого требует безотлагательного и усиленного управленческого воздействия. Данный вид социологического исследования, в отличие от других видов, проводится только тогда, когда проблемная ситуация очевидна, а противоречия достигли максимальной точки развития.

Задача оперативного социологического исследования заключается в поиске причин возникновения того или иного противоречия, которое мешает нормальному функционированию конкретного социального механизма. Полученные результаты используются организациями, сделавшими заказ на проведение такого исследования. В оперативном исследовании для сбора информации могут быть использованы: опрос, наблюдение, анализ документов (часто в сочетании друг с другом), а в зондажных исследованиях, для выявления проблемной ситуации, используются только методы опроса. Одной из важных особенностей оперативного исследования является то, что полученные после анализа данных исследования выводы не могут быть распространены на другие социальные группы, так как каждый раз изучается специфическая социальная ситуация.

В зависимости от того, изучается предмет в статике или динамике , различают два вида социологического исследования - точечное и повторное .

Точечное (разовое) исследование - позволяет получить информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Данную информацию можно назвать статистической, так как она отражает как бы моментальный "срез", но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Повторное (трендовое) исследование - ориентировано на выявление динамики изучаемого объекта. Для этого последовательно через определенные промежутки времени проводятся несколько исследований. Таким образом повторное исследование - это средство сравнительного социологического анализа. В зависимости от цели сбор интересующей повторной информации может осуществляться в два, три и более этапа, а временной интервал между исследованиями может быть самым различным, так как разные социальные процессы обладают неодинаковой динамикой. При его проведении нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Обязательной должна быть только их принадлежность к одной социальной группе.

Существует несколько разновидностей повторного исследования: панельное и лонгитюдное .

Панельное исследование (от англ. panel - панель, список) - это изучение одних и тех же лиц через определенные интервалы времени. Главная цель панельного исследования - это исследование тенденции развития и динамики социального явления или процесса во времени. С помощью его можно изучить изменения, происходящие в какой-либо группе людей в течение определенного промежутка времени. Например, исследование процесса производственной адаптации молодых рабочих.

Недостатком является сложность сохранения выборки от исследования к исследованию. Поэтому объем выборки такого исследования, в связи с возможными потерями, следует увеличивать на 20-25% против статистически обоснованной выборки.

Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота; буквально "продолжительное исследование") - вид повторного социологического и социально-психологического исследования, при котором ведется описание всех этапов психического и социального развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Первоначально лонгитюдное исследование возникло в психологии как инструмент изучения индивидуальных и возрастных различий людей, а позднее нашло распространение в социальной психологии и социологии при анализе проблем жизненного цикла человека, для изучения динамики семей и брачных пар, учебных групп, производственных бригад, а также индивидуального поведения в социальных процессах. Начальный этап исследования обычно связывается с окончанием учебы в общеобразовательной школе, а завершающий - с достижением социальной зрелости (приобретения устойчивого социального статуса, профессии, создание семьи и т.д.).

Общим для лонгитюдных и панельных исследований является то, что объектом длительного наблюдения в них является один и тот же контингент обследуемых. Но есть и различия. Если в панельных исследованиях в качестве объекта могут выступать любые возрастные группы (например, пенсионеры), то в лонгитюдных исследованиях - только молодежь. Если в панельных исследованиях время проведения последующих обследований устанавливается по внешним для изучаемого объекта факторам (через год, через три года, после проведения каких-либо социальных мероприятий и т.д.), то в лонгитюдных исследованиях оно устанавливается по мере достижения молодежью определенных стадий в своем социальном развитии.

Лонгитюдное исследование - это комплексное, многоцелевое исследование. Благодаря ему можно получить информацию о многих важных социальных проблемах, таких, как выбор профессии, профессия и социальная адаптация, изменение ценностного сознания и поведения молодежи в процессе самоопределения и др. Данное исследование - одно из самых трудоемких и дорогих методов в социологии, так как в течение многих лет необходимо сохранять контакт между исследователем и респондентом.

Лонгитюдное исследование также иногда называют генетическим исследованием, так как оно позволяет проследить становление тех или иных социальных характеристик молодежи.

В повторных исследованиях важную роль играют понятия "поколение" и "когорта", в связи с чем выделяются еще два вида исследования: поколенное и когортное.

Поколенное исследование - это исследование, главная цель которого - изучение динамики социальной структуры и ценностей общества через исследование взаимоотношения поколений. К одному поколению относятся люди, возраст которых помещается в некотором интервале, при этом последний не всегда остается неизменным. В настоящее время большинство исследователей определяют интервал между поколениями в 20-25 лет. Трудности определения границ поколения во многом обусловлены множественностью и противоречивостью его социально-биологических критериев: сроки физического созревания юношества, начало трудовой деятельности, средний возраст вступления в брак, общность образа мыслей, поведения, ценностей. Все перечисленные критерии подвижны и социально обусловлены. Например, увеличение продолжительности образования ведет к тому, что вступление в трудовую жизнь все меньше совпадает с физической зрелостью. В обществе всегда одновременно существуют несколько поколений, отношения между которыми создают ряд проблем, а иногда даже приводят к конфликтам.

Когортное исследование - изучает более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Когорта (от лат. cohors - "множество, подразделение") - это группировка, состоящая из индивидов, подобранных по тому признаку, что они переживают одни и те же события, процессы в одни и те же периоды времени. Таким образом, под когортой понимается часть поколения, выделяемая по одному (или более) специфическому признаку. Первоначально наиболее распространенным было понятие "когорта рождения", т.е. группа людей рожденных в определенные периоды времени (в один и тот же год). В ходе исследования производится опрос членов этой когорты по достижении ими 18, 20, 25, 30 лет и т.д. Позднее были выделены другие виды когорт, например когорта событий ("ликвидаторы" Чернобыльской АЭС) и др.

При когортном исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, но все они обязательно должны принадлежать к одной и той же когорте. Это обусловлено предположением, что индивиды, входящие в когорту, характеризуются некоторыми общими для них социальными и социально-психологическими показателями. Понятие "когорта" при проведении социологических исследований используется в том случае, если возникает необходимость выявить индикаторы социальных изменений и процессов, исследовать влияние социальных, культурно-исторических изменений на процессы развития личности, изучить механизмы социализации личности и т.д.

Также в социологии выделяются монографическое и сравнительное исследования.

Монографическое исследование - вид социологического исследования, главная цель которого - изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, являющимся представителем целого класса подобных объектов. Объект отбирается типологически на основе имеющейся информации и предполагается, что он характерен для данного класса явлений. Задача монографического исследования заключается в том, чтобы дать детальный анализ нового явления, так как отсутствие информации о нем делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. В связи с этим монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации.

Сравнительное исследование - вид социологического исследования, в котором в качестве основного приема используется сопоставление информации, которая может быть получена: 1) в разные периоды исторического развития общества; 2) в разных социальных подсистемах (группах, общностях, институтах и т.д.); 3) разными исследователями или исследовательскими коллективами; 4) разными методами сбора или измерения информации. В сравнительных исследованиях могут решаться различные методологические и методические задачи как описательные (установление сходства и различия), так и аналитические (объяснение, предсказание, практические рекомендации).

В зависимости от места и условий проведения исследование может быть полевым или лабораторным .

Полевое исследование (синонимы "обследование", "эмпирическое обследование", "полевое обследование", "полевые работы") - в узком смысле - это опрос на "месте" (на дому, в школьном классе, на производстве и т.п.), в широком смысле - изучение объекта исследования в естественных, "полевых" условиях, в условиях повседневной жизни. Обычно полевое исследование направлено на полное и глубокое исследование социальных объектов для получения информации, которая необходима для объяснения социальных явлений и процессов. Поэтому объект полевого исследования всегда должен иметь четкие временные и пространственные границы (конкретный трудовой коллектив, студенты определенного ВУЗа, территориальная общность и т.д.).

Лабораторное (экспериментальное) исследование - антоним понятия "полевое исследование". Если при полевом исследовании изучение социального объекта осуществляется в естественных условиях, а вмешательство социолога в ситуацию наблюдений по возможности сводится до минимума, то при лабораторном исследовании поведение людей изучается в искусственно созданной ситуации.

В зависимости от специфики объекта, а также от характера уже имеющейся информации об объекте , существуют три следующих основных вида социологического исследования: опрос, анализ документов, наблюдение, а также тестирование, эксперимент и др. Данные виды исследования будут подробно рассмотрены в последующих параграфах.

ВОПРОСЫ

Почему социальных работников необходимо обучать использовать различные методы исследования?

Что свойственно как процессу социальной работы, так и научно-исследова­тельскому процессу?

Из каких элементов состоит конкретное социологическое исследование?

Какая работа осуществляется на разных этапах социологического исследования?

Какие виды исследования в зависимости от цели и выдвигаемых задач Вы знаете? Какое исследование планируете проводить Вы?

Почему необходимо проводить пилотажное исследование?

Чем отличается монографическое исследование от сравнительного?

Когда проводится точечное, а когда повторное исследование? Какие разновидности повторного исследования Вы знаете?

ЛИТЕРАТУРА

Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы: Библиотека социальной работы: [Пер. с швед.] - М.: Б.и., 1992. -
340 с.

Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого; Предисл. и общ. ред. А.Р. Лурия. - М.: Прогресс, 1977. - 411, с.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 230 с.

Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: Упражнения и методические разработки для обучения и повышения квалификации социальных работников / Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 236, с.

Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / [Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги]. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1990. - 287, с.

Краткий словарь по социологии / [Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова; Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина]. - М.: Политиздат, 1989. - 477, с.

Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред.: Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 156 с.

Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М. Маслова и др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова; Центр социал. прогнозирования и маркетинга. - М.: Academia, 1995. - Т.1. - 199, с.

Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (форма и методы): [Пер. с англ.] / [Рос. гос. социал. ин-т].- М.: Союз, 1993. - 223 с.

Словарь прикладной социологии / [Сост. К.В. Шульга; Редкол.: Г.И. Давидюк (отв. ред.) и др.]. - Минск: Университетское, 1984.
- 316, с.

Социальная работа как профессия: Учеб. пособие / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Фак-т истории, социал. наук и междунар. отношений. Каф. общ. социологии и социал. работы; [Сост. и авт.: Колобов О.А. и др.; Под общ. ред З.Х. Саралиевой]. - Н. Новгород: ННГУ, 1996. - 313 с.

Социологический словарь / [Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Университетское, 1991. - 528 с.

Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие. Для вузов / ; Под ред. С.И. Григорьева. - М.: Наука, 1994. - 184, с.

Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Ассоц. социал. педагогов и социал. работников Рос. Федерации. Рос. акад. образования; [Отв. ред.: Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова]. - М.; Тула, 1993. - Т.1. - 459, с.

Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.

Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ.: В 3 т. / Гл. науч. ред.: Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский. - М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1993-1994. - Т.1-3.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.