Непроизносимые согласные в середине слова. Дидактические материалы по русскому языку для начальной школы. Буква непроизносимого согласного в корне слова. Запятая в предложении с однородными членами

В русском языке возникают трудности в правописании сочетаний согласных звуков, потому что при морфофонемном правописании необходимо обозначать и те звуки, которые в слабой позиции при произношении выпадают.

Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это второй звук в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, ртц, рдч, стц, стск, здц, ндц, ндск, нтск, нтств, ргск, первый звук в лнц, вств ), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится , например: областной – область, сердце – сердечный. Есть случаи, не имеющие проверки, требующие запоминания: лестница, праздный, праздник, сверстник, чувство и др.

Нельзя вставлять лишние буквы, если их нет в проверочном слове, то есть в слове, где первый согласный стоит перед гласным, например: вкусный (вкусен, вкус+н-ый ), опасный (опасен ). У чащиеся, запомнив сочетания и забывая о проверке, часто допускают такие ошибки.

ЗАПОМНИТЕ: НЕТ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В СЛОВАХ :

блеснуть, двинуть, вянуть, заснуть, мякоть, обмякнуть, плеснуть, сполоснуть, прыснуть, пыхнуть, треснуть, тиснуть, тянуть (хотя блестеть, двигать, увядший, засыпать, мягкий, плющить, плескать, полоскать, прыскать, пыхтеть, трескаться, тискать, тяга, хрустеть ). Двояко пишется хрястнуть и хряснуть.

Это древнейшие, общеславянские утраты согласных по закону открытого слога, закрепившиеся позже в написании вопреки чередованиям. Ныне многие из них уже произносимы в других словах: прыгнуть, боднуть и т. д. Современные непроизносимые согласные, отражаемые на письме, представлены в слабой позиции, требующей «проверки».

ЗАПОМНИТЕ И РАЗЛИЧАЙТЕ:

искус-ств-о – искус-н-ый, искусница,ср. искус

конъюнктура ‘оценка положения’ – конъектура ‘восстановление текста’

констатация, констатировать – константа

костный (от кость )косные (взгляды ), закоснелый

лестница (от лез-у, с неясной Т ) – лесник (от лес )

пастбище, пастьбахотяпасу, пас-ти, выпасной

прийти, ноприду, придёт, пришёл

серчать – сердиться; сердечный

скатёрка, скатёрочка – скатерть

склянка(исчез древний непроизносимый согласный т , ср. стекло)

сверстник (ср. наверстать ) – ровесник (от ровесный, ср. чудесный )

хрустнуть, свистнуть – блеснуть, плеснутьи др., см. выше список

чувство (В – ныне необоснуемая вставка, ср. чу-я-ти)– участвовать

шефствовать(‘быть шефом’)шест вовать(‘идти’, с корнем шед -, ср. вед-у – вес -т и )

экскаватор – эскалатор

явственно (‘как наяву ’) – яства (от старославянского ясти ‘кушать’).

Упр. 80. Вставьте нужные буквы, подберите проверочные слова (обычно с гласным после сочетания). Образец: Сектантство – сектанты.

Арестан..ский, бессловес..ный, благос..ный, безвозмез..ный, бескорыс..ный, бороз..чатый, брус..вер, вкус..ный, волос..ной, двенадцатипе́р..ная кишка, декаден..ство, дилетан..ский, захолус..ный, извес..ный, интендан..ский, искус..ный, ислан..ский, комендан..ский, компроме..тировать, конста..тировать, конъю..ктивит, корреспонден..ский, критикан..ство, кос..ные взгляды, крёс..ный отец, лан..шафт, лейтенан..ский, ненавис..ный, несчас..ливый, опас..ный, пакос..ник, пацифис..ский, поз..но, пос..лать (письмо), пос..лать (постель), праз..ник, прелес..ный, прете..дент, преце..дент, рен..геновский, сверс..ник, сержан..ский, словес..ный, трос..ник, ужас..ный, фашис..кий, учас..вовать, хироман..ский, ше..ствовать, юрис..консульт, ярос..ный.

Упр. 81 . От данных слов образуйте прилагательные по приведенным образцам.

1. Хвастать – хвастливый (человек), счастье, участь. 2. Честь – честный, должность, вкус, горесть, пакость, словеса, редкость, чудеса, уста. 3. Петербург – петербургский, аспирант, диссидент, расист, Голландия.

Упр. 82. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите ложнопроверяемые и традиционные написания.

I. Аспиран..ская стипендия, безвозмез..ная помощь, блес..нула молния, буревес..ник революции, волос..ные чиновники, голлан..ка, декаден..ские стихи, должнос..ной, звёз..ные войны, искус..ная защита, комендан..ская дочь, кос..ные взгляды, кос..ный мозг, лес..ное хозяйство, лес..ница, лес..ный отзыв, мес..ное время, наперс..ница барыни, одесс..кий, окрес..ности, опас..ность, пас..бище, поз..ний, ровес..ники, сверс..ники, сладос..ный, словес..ный, сума..шедший, уез..ный, ужас..ный, под уз..цы, ус..ный, уча..ствовать, чес..ночная приправа, чес..вовать, чу..ствовать, чудес..ные, я..ственнее.

II. 1. Я тоже рос, несчас..ный и худой, средь жи..ких, тягос..ных рас..ветов (Ес.). 2. – Смотри, Игорь, – сказал Шурик, – как видно, они всё-таки не побежали на телеграф. – Да, это так, – конста..тировал Эндель. (Акс.). 3. К этому привыкнуть ещё надо, рассуждал Пухов, – а народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неумес..ного сер..ца (Пл.). 4. – Какими ты глазами на меня глядишь? И-и-и, бессовес..ный! Как тебя земля держит! (Ш.). 5. Гучков обрушился на «пацифис..кие идеи, хлынувшие на армию» (НЖ). 6. Смысл последнего четверостишия, очевидно, показался редактору требующим конъе..ктуры: как это, став вещью, поэт может возгласить слово вещи ‑ и зачем? («Звезда»). 7. Волновало его и то, что Сонька влюблена в него, а значит, отчасти близка ему, что делало ее как бы тайной соучастницей любовной жизни его души, даже давало порой странную надежду, что в Соньке можно найти не то наперсницу своих чувств, не то некоторую замену Кати (Бун.).

Упр. 83. Объясните, какие из приведенных рядом слов не могут быть проверочными и почему. Запишите.

Дви..нуть – двигать, лес..ный отзыв – лесть, лес..ница – лезть, мя..коть – мягкий, пас..бище – пасти, по-преж..нему – прежде, по..черк – подчеркнуть, тис..нуть – тискать, с..клян-ка – стекло, словес..ный – словеса.

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен — нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен — нет т ),

И засияло б солнце красное (красен — нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен — нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).
  • Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

    Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

    Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

    • лестница – ряд ступенек или перекладин;
    • праздник – день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
    • чувства – внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
    • сверстники – люди одного возраста;
    • ровесники – синоним слова «сверстники».
    • Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

      Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


    В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

    Распредели слова на две группы

    Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

    Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

    Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:


      На школьном празднике я вижу радостные лица.

    Участникам концерта подарили прекрасные цветы.

    Красивую местность описал известный писатель в интересном рассказе.

    Появились подснежники – вестники весны.

    Поздней осенью всё вокруг имеет грустный вид из-за ненастной погоды.

    Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

    §28. Непроизносимые согласные в корне слова сердце, здравствуй, безмолвствовать, поздно, солнце, гигантский, голландский, крёстный, счастливый, агентство

    Название правила «Непроизносимые согласные» - дань традиции. Точнее было бы сказать так: «Проверяемые непроизносимые согласные». Тогда оба важных признака этой орфограммы были бы налицо: согласный не произносится, его можно проверить.

    Подбери слово
    для проверки

    Подбери проверочное слово, в котором непроизносимый согласный будет ясно слышен:

    серд ц е – серд ечко, здрав ствуй – здоров ье, без молв ствовать – молв а, позд н о – о пазд ывать, сол нц е – сол н ышко, гигант ский - гигант , голланд ский – Голланд ия, крёст ный – крест , счаст ливый – счаст ь е, агент ство – агент .

    В проверочных словах непроизносимый согласный в сильной позиции. Сильная позиция для пороверки непроизносимых согласных:

  • перед гласными: без молв ствовать – молв а, молв ить ,
  • перед непарными звонкими согласными: сол нц е – сол н ышко, сол н ечный (перед [н]) , счаст ливый счаст ь е (перед [й’]) ,
  • на конце слова гигант ский гигант .
  • Орфограмма непроизносимая согласная правило

    § 83. В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лиц, вств - начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.: чес т ный (честен, честь), страс т ный (страстен, страсть), радос т ный (радостен, радость), совмес т ный (вместе), крёс т ный, крес т ник (крест, крестить), окрес т ный (окрест), кос т ный (кость), пакос т ник (пакость, пакостить), хлес т нуть (хлестать), хрус т нуть (хрустеть), несчас т ный и счас т ливый (счастье), завис т ливый (зависть), с т лать (стелю), поз д ний (опоздать), праз д ный (празден), наез д ник (ездить), сер д це, сер д цевина, сер д чишко (сердец, сердечный), крес т цовый (крестец), ис т ца (истец), под уз д цы (уздечка), гиган т ский (гигант), голлан д ский и голлан д цы (Голландия, голландец), аген т ство (агент), марксис т ский (марксист, см. § 84); со л нце (солнечный), здра в ствовать, здра в ствуй (здравый, здравие), я в ствовать (явный).

    Ср. слова, не имеющие непроизносимых согласных, напр.: ужасный (ужасен), опасный, опасность (опасен), косный (косен), искусный (искусен), властвовать (власть, властен), участвовать (участие), слать (посылать), интриганский, интриганство (интриган).

    Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть (хотя блестеть), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный), серчать (хотя сердиться), скатёрка (хотя скатерть; но скатерочка).

    Примечание. В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, напр.: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник.

    Непроизносимые согласные в корне слова

    ТЕМА: Непроизносимые согласные в корне слова

    ЦЕЛЬ: Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в. На месте звукосочетаний (зн), (сн), (рц), (нц), (ств). Учить переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Дать примеры типа радостный, в которых непроизносимая согласная на стыке двух суффиксов.

    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунок с изображением планет, жители планеты (карточки с буквами л, д, т, в), индивидуальный раздаточный материал, плакат с ребусом, карточки со словами.

    Сегодня на уроке мы отправимся в космическое путешествие к планете, где проживают согласные, которые любят играть с людьми в прятки. Запишите дату отправления в полет. Мы полетим в космические дали на этом корабле. Чтобы путешествие было безопасным, необходимо проверить работоспособность всех систем ракеты. Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите лишние (л, д, т, в).

    В первом столбике – парные согласные, Л– непарный согласный звук,

    Во втором столбике – глухие согласные, Д обозначает звонкий согласный звук, в третьем столбике – непарные глухие согласные, Т– обозначает парный согласный звук. В четвертом столбике – непарные звонкие согласные. Ну вот, все неполадки устранены.

    Запуск двигателя произойдет после того, как мы правильно и красиво пропишем эти буквы.

    Словарно-орфографическая работа. Отправляемся в путь. Первый вариант будет располагаться на левом борту, второй вариант на правом борту. Левый борт, подмигните мне левым глазом, Правый борт, помашите правой рукой. Полный вперед.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Непроизносимые согласные в корне слова. Правило, примеры слов

    Непроизносимые согласные - это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

    вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
    здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
    ндск (голландский, шотландский, финляндский),
    нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
    стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
    стн (доблестный, захолустный, яростный),
    лнц (солнце),
    рдц (сердце),
    стск (расистский, националистский)

    При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

    В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

    Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

    Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

    Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

    солнце - солнечный, счастливый - счастье (е = [й’э], перед й);

    аген т ство - агент, постная (пища) - пост, жалостливый - жалость.

    Примеры применения правила

    Примеры слов с непроизносимыми согласными

    При произнесении слов «грус т ный», «кос т ный», «ярос т ный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т . Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

    Грус т ный - грустен, грустить, грусть;

    кос т ный - косточка, кость, кости, окостенеть;

    ярос т ный - в ярости, ярость.

    Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

    Свис т нуть (свистеть), аген т ство (агент), безвес т ный (весть), вес т ник (вести), влас т ный (власть), гиган т ский (гигант), голлан д ский (Голландия), горес т ный (горести), громоз д кий (нагромоздил), дилетан т ский (дилетанты), доблес т ный (доблесть), звёз д ный (звезда), захолус т ный (захолустье), здра в ствовать (здравие), корыс т ный (корысть), кос т ный (кость), мес т ный (место), ненавис т ный (ненависть), ненас т ный (ненастье), неизвес т ность (известие), облас т ной (область), окрес т ность (окрест), пас т бище (пасти), поз д но (опоздал), праз д ность (празден), прелес т ный (прелесть), пристрас т ный (пристрастие), радос т ный (радость), свис т нуть (свистеть), сер д це (сердечко), счас т ливый (счастье), трос т ник (тростинка), хлес т нуть (хлестать), хрус т нул (хрустеть), целос т ный (целость), я в ственный (наяву), ярос т ный (ярость).

    Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

    В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т :

    безгла сн ый, вку сн ый, гну сн ый, живопи сн ый, интрига нс кий, иску сн ый, иску сн ица, интере сн ый, живопи сн ый, небе сн ый, ко сн ый (отсталый), куде сн ик, опа сн ый, слове сн ый, слове сн ость, ужа сн ый, рове сн ик, чуде сн ый.

    Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

    Опа сн ый - опасен, иску сн ый - искусен, интере сн ый — интересен, ужа сн ый - ужасен, вку сн ый - вкусен;

    слове сн ый - словеса, чуде сн ый - чудеса, небе сн ый - небеса, живопи сн ый — живопись.

    Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

    Чудо - чудеса - чудесный;
    небо - небеса - небесный;
    слово - словеса - словесный, словесность, словесник.

    Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

    участвовать, чествовать, шествовать, яства.

    Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

    бле сн уть (но блестеть, блёстки), пле сн уть (но плеск), лес т ница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

    ровесник (ровный по вёснам) - сверст ник (одинаковый по возрасту);

    шествовать (шествие) - шеф ствовать (шефы);

    яства (старославянское ясти - есть) - яв ственный (явь, явиться, явление);

    наперсник (старославянское перси - грудь) - напёрст ок (перст - палец);

    косный (отсталый, реакционный) - кост ный бульон (кости).

    Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

  • Заявление об уменьшении размера исковых требований Образец заявления (ходатайства) об уменьшении размера исковых требований с учетом последних изменений законодательства. В _________________________ (наименование суда) Истец: […]
  • Сумма средств, которую получают военнослужащие в отставке, складывается из 3 показателей: Оклад, который они получал на занимаемой должности; По инвалидности Такой тип пенсии предоставляется тем лицам, которые получили травмы в […]
  • Льготная пенсия медработникам в 2018 году Федеральное законодательство Российской Федерации предусматривает социальные льготные пенсии для работников медицинских учреждений. Эта пенсия не является какой-то дополнительной выплатой, а […]
  • Форум сайта фотошоп-мастер: 4:3 это сколько в мм? см? нужна картинка для телика - Форум сайта фотошоп-мастер Форум сайта фотошоп-мастер >Вопросы по работе в фотошопе >Общие вопросы по работе в программе Фотошоп 2 Страниц 1 […]
  • Иногда согласные

    Играют с нами в прятки.

    Они не произносятся,

    Но пишутся в тетрадке!

    В таких словах согласные

    Всегда вы только пишите,

    Но чтобы стало ясно вам,

    Вы их сейчас услышите.

    (В. Волина.)

    До чего ж сегодня день прелест ный

    Сол нце в небе празд нично горит,

    Освещает мест ность и окрест ность

    И теплом своим серд ца бодрит.

    1. Прочитай слова.

    Грусть, грустить, грустный.

    Что означает каждое слово? Назови корень этих слов. Произнеси те же слова вслух. Найди и назови слово, в котором буква не обозначает звука. Расскажи, как нужно рассуждать, чтобы не ошибиться в написании этого слова.

    2. Из двух столбиков выбери однокоренные слова. Запиши их парами. Проверочное слово пиши перед проверяемым. Выдели корень. Подчеркни непроизносимые согласные.

    Образец: Уста - уст ный

    уста бессовестный

    свист хрустнул

    ненастье устный

    место неизвестный

    известие ненастный

    совесть местность

    3. Прочитай. Где проверяемое, а где проверочное слово? Выпиши сначала проверочное, а затем проверяемое слово. Обозначь орфограмму.

    Образец: мест о - мест ный

    1. Звезда, звёздное

    2. Яростный, ярость

    3. Гигант, гигантский

    4. Счастливый, счастье.

    Придумай и запиши предложение с любым из проверяемых слов.

    4. Выбери и выпиши слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.

    Здоровье, солнце, лист, сердце, звёздный, книга, известный, друг, радостная, окрестность, столбик, яростный, честный, праздник, прелестная.

    5. Списать слова, обозначающие признаки предметов. Вставить пропущенные буквы. Рядом записать слова, обозначающие предметы.

    Праз…ничный(что?) ……….. Звёз…ное(что?) ……………

    Чес…ный (кто?) …………….. Ненас…ная(что?) ………….

    Счас…ливый(что?) …………. Неизвес…ный(кто?) ……….

    Грус…ное (что?) ……………. Радос…ный (что?) ………….

    6. Спиши. Подбери проверочные слова к данным. Обозначь орфограмму. На

    какие вопросы отвечают проверочные слова?

    Образец: радостный - радости

    Властный, ужасный, крепостной, скоростной, прелестный, честный,



    7. Подберите к выделенным словам близкие по значению слова, но с непроизносимой согласной. Вставьте пропущенные буквы.

    Огромная стройка, яркое светило, очаровательное личико, дождливые дни, печальная история, весёлое событие, знаменитая певица.

    Слова – помощники: со…нце, ненас…ные, извес…ная, прелес…ное, грус..ная, гиган…ская, радос…ное.

    8. Прочитай. Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Подбери к ним как можно больше однокоренных слов и запиши их. Подчеркни непроизносимые согласные.

    Поздняя осень. Грачи улетели,

    лес обнажился, поля опустели.

    Только не сжата полоска одна …

    Грустную думу наводит она …

    Н. Некрасов.

    9. Составь словосочетания по образцу.

    Образец: (радость) день - радостный день

    (Область) город, (счастье) встреча, (гигант) завод, (доблесть) труд, (честь) поступок, (прелесть) картина, (ярость) ветер, (капуста) котлеты, (ненастье) погода, (несчастье) случай.

    Подчеркни непроизносимые согласные.

    10. Прочитай. Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Подбери и запиши однокоренные слова. Подчеркни непроизносимые согласные.

    А рябина осень празднует, бусы красные надев (О. Высотская)

    И во все свои свирели птицы радостно запели (И. Демьянов)

    Над глухою степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут. (И. Никитин)

    11. Отгадай загадки Н. Толоконникова. Найди в загадках однокоренные слова с непроизносимыми согласными. В каких загадках они содержаться? Докажи, что данные слова однокоренные. Выпиши их, подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму. Найди и выпиши слова с буквосочетаниями жи, ши, чк, подчеркни.

    В буйном море - океане

    Рыба страшная живёт,

    У неё большой живот,

    Пасть с ужасными зубами.

    В этом хоре музыканты

    Все во фраках, словно франты.

    Но поёт ужасно хор.

    Хору нужен дирижёр.

    Обитатель леса шустрый

    Своровал листок капустный.

    У него дрожат реснички:



    «Нет ли где – нибудь лисички?»

    Звёзд ный, позд но, празд ник, серд це.

    Вест ник, власт ный, гигант ский, груст ный, доблест ный, извест ный, капуст ный, кост ный, крепост ной, лест ница, мест ность, ненаст ный, област ной, окрест ность, прелест ный, радост ный, свист нул, счаст ливый, трост ник, уст ный, част ное, чест ный, шест надцать, ярост ный.

    Здрав ствуй, чув ство, яв ственный.

    С о л н ц е.

    13. Прочитай. Попробуйте проговорить проверочные слова без буквы Д

    Буд то - будет, громозд кий - громоздить

    Звёзд ный - звезда (звёздочка, звездопад)

    Наход чивый - находить.

    Позд но, позд няя, припозд нился - опоздал (опоздание)

    Празд ник, празд ничный, празд новать, празд ность, празден,

    Серд це - сердечко (сердечный)

    Прочитай. Попробуйте проговорить проверочные слова без буквы В

    Здрав ствуй, здрав ствуйте, здрав ствовать - здравие (поздравить)

    Л

    Сол нце - солнышко (солнечный)

    Прочитай. Попробуй проговорить проверочные слова без буквы Т

    Агент ство – агент; бессовест ный, бессовест но – совесть; вест ник, повест ка - весточка; власт ный, власт но - власть (властитель) , гигант ский - гигант (гигантизм) ; груст ный, погруст нел, груст но - грусть (грустить); доблест ный, доблест но - доблесть; мест ность, мест ные, мест ный - место (поместить); окрест ность, окрест ные, окрест ный - крест.

    14. Измени словосочетания по образцу.

    Образец: сахар из тростника - тростниковый сахар.

    Площадка на лестнице - ………………………………………..

    Житель данной местности - …………………………………….

    День праздника - ………………………………………………….

    Человек, который получил известность -…………………………

    Подчеркни согласные в однокоренных словах.

    15. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни непроизносимые согласные. В скобках напиши проверочные слова.

    Доброе (………..) сер…це, яркое (………..) со…нце, (………….) чес…ное слово, (………..) грус…ное настроение, (…………) извес…ное имя, (……….) ненас…ное утро, (……….) звёз…ное небо, (………..) капус…ное поле.

    16.. Вставьте непроизносимые согласные. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

    Звёз…ное, доблес…ный, мес…ность, поз…но, погрус…нела, ярос…ная, чес…ное, свис…нул, грус…ная, мес…ные, тягос…но, окрес…ная, сер…це, извес…ная, гиган…ское, хлес…нули, вес…ник, громоз…кий, праз…новать, спор…смен.

    17. Вставьте пропущенные буквы. Имена существительные с непроизносимыми согласными подчеркните одной чертой, а имена прилагательные - волнистой линией. Выделите орфограмму.

    Прелес…ная, мес…ность, окрес…ная, со…нце, звёз…ное, наез…ник, грус…ный, лес…ница.

    18. Подберите к данным словам однокоренные с непроизносимой согласной в корне. Вставьте пропущенные буквы.

    Здравие, пасти, известно, хрустеть.

    Слова - помощники: пас…бище, хрус…нул, здра…ствуй, вес…ник.

    19. К словам в скобках подбери однокоренные прилагательные. Запиши словосочетания, выдели корень. Подчеркни непроизносимые согласные.

    Образец: Счаст ливый день

    (счастье) день, (ненастье) вечер, (известие) певец, (уста) ответ, (место) магазин, (капуста) салат, (честь) человек.

    20. Выборочный диктант. Выбери и запиши слова с непроизносимой согласной.

    П о с л о в и ц ы.

    1. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

    2. Счастливый к обеду, несчастный - к ответу.

    3. Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

    4. Сердце матери лучше солнца греет.

    5. Радостная жизнь веселит сердце.

    6. Будет и на нашей улице праздник.

    21. Выучите стихотворение. Оно поможет вам при изучении темы «Непроизносимые согласные» . Запомните сочетания СН, ЗН.

    Не чудесно , не прекрасно ,

    А ужасно и опасно

    Букву «т» писать напрасно

    В словах вкусный, интересный .

    (И. Козловский)

    Запомни эти слова!

    Чудесн о, прекрасн о, ужасн о, ясн ый, опасн о, напрасн о, вкусн о, интересн о, тесн ый, пресн ый, небесн ый, парусн ый, отвесн ый, согласн ый, адресн ый, уксусн ый, безгласн ый, бессловесн ый.

    Безобразн ый, грязн ый, любезн ый, железн ый, колхозн ый, слёзн ый, серьёзн ый, грозн ый, алмазн ый.

    23. Подчеркните сочетания СН, ЗН. Обязательно проговаривайте вслух проверочные слова.

    Тесн ый, алмазная, прекрасная, отвесная, ужасно, безобразная, парусная, уксусная, колхозный, ужасные, любезное, ясная, грязное, отвесная, вкусный, интересные, грозная, ясное, запасная, ежечасное, навесной, несносный.

    24. Вставь, где нужно, непроизносимые согласные. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

    Ус…ные, ужас…ное, звёз…ные, прекрас…но, чес…ный, поз…новато, час…ный, праз…ничный, небес…ное, напрас…ные, извес…ные, бессовес…ная, хлес…нули, хрус…нуло, крас…ное, ненас…ная, гроз…ное, извес…ная.

    25. Отгадайте загадку, напишите отгадку!

    * Когда и лежу я на спине,

    Нет пользы никакой во мне!

    Но прислони меня к стене -

    Найдёте дело сразу мне.

    (Л - - - - - - - .)

    * Подберите верные слова.

    Мороз и ……. ; день ………… !

    Ещё ты дремлешь, друг …………….. .

    (А. Пушкин)

    …………., князь ты мой ……….. !

    Что ты тих, как день …………… ?

    (А. Пушкин)

    Слова - помощники: прелес…ный, со…це, чудес…ный, прекрас…ный, ненас…ный, здра…ствуй.

    26. З р и т е л ь н ы е д и к т а н т ы.

    Мы едем, едем, едем

    В далёкие края

    Хорошие соседи,

    Счастливые друзья. (С. Михалков.)

    Заварила чайка чай

    Из морской капусты.

    Рыбы пили - похвалили,

    Чай у чайки вкусный. (И. Демьянов.)

    Ёлка в блёстках ледяных,

    В тёплых слёзках смоляных.

    Светлая, зелёная,

    Солнцем озарённая. (А. Барто.)

    27. Предупредительные и объяснительные диктанты.

    Сол нце ещё не взошло. Ненаст ным утром охотники ушли за добычей. В лесу слышался тягост ный вой. Маленькой и слабой чув ствовала себя Настя перед этой силой.

    На аллеях группы людей сгребают гигант ские охапки пожелтевшей и покрасн евшей листвы. Позд ней осенью наша мест ность кажется груст ной. В окрест ностях чудесн ые краски ранней осени сменил пресн ый серый цвет. На серд це появилось ужасн ое чув ство тоски.

    Чудесн ая снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазн ых отблесков.

    Она походила на звёзд ный небесн ый свод.

    Гигант ские тучи казались железн т ные и безобразн ые.

    Тучи власт т ность.

    28.. Зрительный д и к т а н т.

    1. Три девицы под окном пряли позд но вечерком. (А.С.Пушкин)

    2. День с утра стоял ненаст ный, лужи серые везде. (Е. Благинина)

    3. Нарядилась и рябина в белый празд ничный наряд(Е. Трутнева)

    Объясни написание непроизносимой согласной.

    29. Выборочный д и к т а н т. Выпиши слова с непроизносимой согласной.

    1. Здравствуй, солнце золотое!

    2. Кролик лист капустный грыз (К. Чуковский)

    3. Лестница – чудесница бежит сама собой (Е. Тарахановская)

    4. Под навесом прячутся грустные грачи (Г. Ладонщиков)

    6. С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями.

    (А. Пушкин)

    7. Была тихая - тихая звёздная ночь (Д. Мамин – Сибиряк)

    30. Спиши, рядом напиши слова, которые отвечают на вопрос какой?

    Образец: запаслив (какой?) - запасливый

    Вкусен - …………………….

    Чудесен - ……………………..

    Опасен - ……………………..

    Прекрасен - ……………………..

    Интересен - ……………………..

    Вынослив - ………………………

    Ужасен - ………………………

    Ясен - ………………………

    31. Страничка - тест.

    Яс…ное, кос…ная, доблес…ная, мес…ное, любез…ное, прелес…ный, уксус…ная, свис…нул, извес…ный, парус…ная, безобраз…ная, час…ное, гиган…ский, ужас…ный, звёз…ный, сер…це, запоз…но, безглас…ная, прес…ный, праз…ничный, окрес…ный, интерес…ный, ненавис…ный, прихвас…нула, доблес…ный, чудес…ный, влас….ный.

    32. Словарный д и к т а н т.

    Солнце, сердце, звёздный, радостный, праздник, окрестность, честный, грустная, счастливая, лестница, здравствуй,

    Местный, интересный, ужасный, опасный, крепостные, устный, прекрасный.

    33. Напишите по памяти по 5 слов с непроизносимой согласной и сочетаниями СН, ЗН.

    Если не получилось, то вернитесь к предыдущим упражнениям, прочитайте их ещё раз.

    Затем закройте книгу и выполните данное задание.

    34. Послушай отрывок из сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». О какой орфограмме идёт речь в отрывке? Объясни, как ты понимаешь выражение «сомнительные и скрытые буквы»

    В самом деле, как пишется слово «солнце» ? Зоя Филипповна всегда советовала нам изм…нять слово так, чтобы все сомнительные и скрытые буквы выл…зали наружу. Быть может, попробовать?

    И я начал выкрикивать: «Солнце! Солнышко! Солнечный!». Ага! Выл…зла буква «л». Я схв…тил мел и быстро вып…сал её. В эту же минуту солнце снова загл…нуло в зал.

    Какие способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова» ты знаешь?

    Найди и выпиши слова:

    1. с орфограммой - большой буквой в именах;

    2. с удвоенной согласной в корне слова;

    3. с непроизносимой согласной.

    Назови проверочные слова.

    35. Прочитай правило в стихах. Для каких слов стихотворного правила написание буквы т , действительно, оказывается ошибочным? Докажи! Выпиши эти слова, а рядом запиши проверочные. Обозначь орфограмму.

    И ужасно, и опасно

    Букву т писать напрасно!

    Всем известно, как прелестно

    Букву т писать уместно!

    Выпиши слова с буквосочетанием стн. Докажи, что эти слова написаны верно.

    36. Творческие д и к т а н т ы.

    1. Ночью звёздное небо. Окрестность. Поздно.

    2. День рождения. Радостно. Бьётся сердце.

    Придумай предложения с данными словами так, чтобы получилось два небольших текста.

    37. Прочитай сочетания слов. Замени их синонимами с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Обрати внимание: эти слова должны отвечать на вопросы какой? какая? Обозначь орфограмму.

    Образец: унылая песня - груст ная (груст ить)

    Правдивый ответ - ………………………………..

    Здешний житель - ………………………………..

    Занимательная книжка - …………………………….

    Красивый пейзаж - …………………………………

    38.. Предупредительный диктант со слуховой подготовкой. Послушай текст. Найди слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова», объясни написания. Проговори все слова в предложениях, как будешь писать. Запиши текст под диктовку. Обозначь орфограммы.

    Как прекрасно звёздное небо! Группы звёзд образуют созвездия. Человек дал им чудесные названия: Лев, Весы, Дева … А вокруг Солнца вращаются девять небесных тел. Это планеты. И одна из них - наша Земля.

    Выпиши однокоренные слова, выдели корень.

    39. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни непроизносимые согласные.

    Здра…ствуй, осень золотая! Школа, со..нцем залитая! (В.Лебедев-Кумач)

    Рыж…й, рыж…к рыж не зря рыж…к - вес…ник сентября.

    (Б. Мусатов)

    На дорогах лужи морщатся от стуж…, под навесом прячутся грус…ные грачи. (Л. Ладонщиков)

    40. Прочитай. Выпиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными. Перед словами с непроизносимыми согласными в скобках напиши проверочные слова.

    Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и тишина. И грустно и радостно.

    (По Н. Сладкову)

    41. Отгадай загадку, напиши отгадку. Выдели орфограмму.

    Отгадайте, кто такой я?

    Поднимаюсь к облакам,

    Странным криком в шторм морской я

    Предвещаю морякам.

    (Б - - - - - - - - - - .)

    Бегает быстро и метко стреляет –

    Как одним словом их всех называют?

    (С - - - - - - - - - .)

    Найди пару. Вставьте пропущенные буквы.

    Находящийся в запасе. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости.

    Слова – помощники: кос…ный, вкус…ный, завис…ливый, интерес..ный, запас…ной.

    42. Найди пару. Вставь пропущенные буквы.

    Ус…ный, прекрас…ная, опас…ная, счас…ливое, чудес…ные.

    Сер…це, лес…ница, окрес…ность, мес…ность.

    Придумай предложение с одним из словосочетаний.

    43. Предупредительные д и к т а н т ы.

    Л а в и н ы.

    Опасн ы снежные бури в горах. После таких бурь надо быть осторожным. На скалах лежат гигантские снежные шапки. В такой мест ности бывают лавины. Извест но много случаев, когда в лавинах гибли люди. (40 слов)

    Домик Мальвины.

    Буратино увидел прелест ную лужайку. На ней стоял чудесн ый домик. На ставнях были нарисованы сол нце, луна, звёзд ное небо. Вокруг росли прекрасн ые цветы. В этом доме жила девочка Мальвина.

    44. Прочитай. Какие буквы нужно вставить вместо пропусков? Почему? Какие ещё орфограммы ты увидел? Обозначь их, объясни написания. Запиши под диктовку. Проверь по книге.

    В окрес…ностях славного Новгорода жила прекрас…ная царевна Волхова.

    Полюбила царевна добра молодца Садко. Но не стала она счас…ливой. Другая девушка завладела сер…цем Садко.

    Узнала об этом Волхова, заплакала. Слёзы её жемчужинками падали на траву и превращались в чудес…ные белые цветы. Люди назвали те цветы ландышами …. (По материалам журнала «Мурзилка»)

    45. Столбиком списать слова. Рядом, через чёрточку, записать однокоренные с непроизносимыми согласными.

    Солнечный - ……………….. Место ……………………

    Радость - …………………… Прелесть - ……………….

    Сердечный - ………………… Уста - ……………………

    Трость - ……………………. Доблесть - ………………..

    Весть - ……………………… Запоздалый - ……………..

    46. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выдели непроизносимую согласную.

    1. Со…нце осветило окрес…ность.

    2. Хрус…нула сухая ветвь на с…сне.

    3. Прол…тела прелес…ная птичка.

    4. Пастух гонит стадо на пас…бище.

    Какие ещё орфограммы ты увидел?

    47. Вставьте пропущенные согласные.

    Грусть - грустный дети - де __ __ тво

    известие - извес__ный звезда - звё__ ___ ный

    место - мес___ный опоздал - по__ __ ний

    пасти - пас___бище здравие - здра__ __ твуй

    прелесть - прелес___ный радость - радос __ный

    свист - сви___ ___нул ужас - ужас __ ный

    счастье - сча___ ____ливый напрасен - напра__ ___ ный.

    Не путайте: чувст во – чувств овать, но част ь - участ вовать.

    48. Комментированное письмо.

    1. Стояла поздняя осень. (В. Сутеев)

    2. Счастливым и красивым делает человека работа (Пословица)

    3. Работа сердце веселит. (Пословица)

    4. Под навесом прячутся грустные грачи. (Г. Ладонщиков)

    5. В поздний вечер буря за окном шумела. (А. Плещеев)

    49, Из слов каждой строчки составить предложения. Записать. Подобрать название к получившемуся тексту.

    стоят, дни, ненастные;

    тучи, солнце, закрывают, тяжёлые;

    с, морозит, утро, позднего, до, вечера, дождь;

    деревьев, с, ветер, срывает, яростно, листья;

    стало, в, грустно, лесу.

    Выделить орфограмму «Непроизносимые согласные»

    50. В пословицы вставить подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.

    1. …………….. матери лучше ………………. греет

    2. …………….. нечестному не товарищ.

    3. Тайна, ……………….. троим, уже не тайна.

    4. Рукам работа - душе ……………… .

    5. Беда …………….. в его зависти.

    6. ………………. встанешь - мало сделаешь.

    7. Человек трудолюбивый ……………… самый …………… .

    Слова для справок: солнце, честный, сердце, известная, завистник, праздник, счастливый, поздно.

    51. Творческая р а б о т а.

    Составь небольшой текст на одну из данных тем.

    Ёлка наряжается.

    Праздник приближается. (Я. Аким)

    Мы любим дни морозные,

    Катка упругий лёд,

    Ночное небо звёздное

    И шумный Новый год! (О. Высотская)

    52. Предупредительный, объяснительный диктанты.

    В е с н о й.

    Тёплый воздух. Высокое солнце. Звонко поют синицы. Они торопят весну. Радостный звон слышу в небе. Это летят на родину птицы. Вот свистнул дрозд. Над опушкой слышится прелестный голос незнакомой птички.

    Ночью была вьюга. Дул яростный ветер. К утру стало тихо. Охотник стоял на краю леса. Он осматривал местность. Солнце поднималось над верхушками деревьев. Через дорогу катился белый комок. Это был молодой заяц. Охотник свистнул. Заяц бросился в кусты.

    53. Диктант - подготовка. Напиши под диктовку.

    Поздняя осень.

    Позади сч астливое и радост ное лето. Прошла чудесн ая золотая осень. Стоят ненаст ные дни позд ней осени. В лесу ужасн ая грязь. Жёлтые и красн ые листья уже потемнели. Они лежат на земле безобразн ой скользкой массой. Ночью редко можно увидеть прекрасн ое звёзд ное небо. На небесн ом своде видны пресн ые серые тучи. Здрав ствуй, утреннее солнышко! Но напрасн о низкое сол нце хочет удержать тёплую погоду. Близко зима. (60 слов)

    Если ученик допустил ошибки, особенно в выделенной орфограмме, необходимо выписать данные слова и подобрать проверочные к ним.

    54. Диктант - тест. При написании диктанта ученику необходимо внимательно слушать и обязательно проговаривать текст «губами».

    Низкое зимнее солнце было чуть-чуть красн оватым. Чудесн ая снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазных отблесков. Она походила на звёзд ный небесн ый свод. Гигант ские тучи казались железн ыми. Они складывались в картинки - прелест ные и безобразн ые. Тучи власт но глядели на опустевшую зимой мест ность. Полетели вниз чудесн ые снежинки, похожие на прекрасн ые звёздочки. Наступила ненаст ная погода. Ярост ный ветер налетел на гигант ские деревья. Но они доблест но выдерживали его атаки. Груст ные деревья чув ствуют тоску по весеннему теплу. (69 слов)

    Если в тексте допущены ошибки на выделенную орфограмму, значит надо вернуться к выполнению упражнений на данную тему.

    55. Замените выделенные слова близкими по значению словами с непроизносимой согласной. Выделите орфограмму.

    Знаменитый писатель, красивая девочка, близлежащие места, шумное торжество . весёлый народ.

    Слова – помощники: радос…ный, извес…ный, прелес…ная, праз…ник, окрес…ные.

    56. Замени одним словом.

    1. Обращаться с приветствием.

    2. Центральный орган кровообращения.

    3. Белая бабочка.

    4. Выраженный словами.

    Слова – помощники: приве…ствовать, сер…це, словес…ный, капус…ница.

    57. Диктант - подготовка.

    П р о г у л к а.

    Мы гуляли по окрест ностям. Сегодня самый чудесн ый празд ник позд ней осени. Выпал первый снег. Всех охватило радост ное чув ство. Безобразн ые от грязи поля вдруг стали прекрасн ыми. Они блестят на сол нце, как алмазн ые. Группы деревьев под снегом кажутся прелест ными парусн ыми судами. Груст ная, пресн ая мест ность стала интересн ой. В колхозн ых ангарах идёт работа. Там чинят железн ых коней для весеннего сева. Опасн о оставлять технику на зиму без серьёзн ого ремонта. (64 слова)

    Если ученик допустил ошибки, особенно в выделенной орфограмме, необходимо выписать эти слова и подобрать к ним проверочные.

    Если слово нельзя проверить, значит надо его запомнить.

    58. Диктант - тест.

    Мой дед разбил прекрасн ый сад. Аккуратно заботиться о нём - серьёзный труд. Но как радост но видеть прелест ные цветы и гулять по чудесн ым длинным аллеям. Сад деда - лучший в нашей мест ности. Со всех окрест ностей приходят люди взглянуть на него. Даже из област ного центра приезжал извест ный профессор. Я люблю слушать интересн ые рассказы деда о растениях. В ненаст ные дни дед ужасн о переживает. Мы все ему сочув ствуем. Но напрасн о дожди и ярост ные ветры атакуют сад. Потом появится сол нце и власт но разгонит безобразн ых врагов. (79 слов)

    59. Дополнительные диктанты.

    С и н и ч к и.

    Стоит прекрасный зимний денёк. Солнце освещает всю окрестность. Радостные солнечные зайчики скачут по стволам деревьев. На берёзу опустилась стайка пёстрых птичек. Это синички. Их много живёт в нашей местности. У синичек праздничный наряд… . На головке птички чудесная шапочка. Спина, крылья и хвост - жёлтые. Одна из синичек радостно свистнула. Какое счастье! Она увидела на ветке соседнего дерева вкусное сало. Его привязал лесник. (62 слова)

    Сахарный тростник.

    Сок сахарного тростника был известен в Индии ещё пять тысяч лет назад. Этот сладкий сок напоминал вкусный пчелиный мёд. Потом сахарный тростник стали выращивать на Кубе и Гаити. Это гигантский злак до шести метров высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака. Чтобы не вытек сладкий сок, стебли тростника измельчают. Они служат прекрасным топливом для сахарных фабрик. Из тростниковых листьев можно делать ещё и бумагу. (68 слов)

    Пришло время повторить пройденное и снова двигаться вперед.

    Итак, гласные бывают ударные и безударные. Безударные проверяются ударными. Согласные бывают сильные и слабые. Слабые проверяются сильными. Но есть еще и особенные соглас­ные - непроизносимые. И если сильные звучат отчетливо, определенно, а слабые - неопреде­ленно, двусмысленно, то непроизносимые не звучат вовсе.

    Порой в словах встречаются

    ужасные согласные -

    они не произносятся,

    и что писать - неясно.

    То есть неизвестно. Кстати, произнесите-ка вслух это слово: «неизвестно». Звук «т» в нем не звучит! Его как будто и нет. Но писать его надо обязательно.

    А теперь произнесите слово «ужасно». В нем тоже звук «т» не звучит. И правильно делает: его в слове «ужасно» нет и в помине. Вот ужас!

    Вот именно: ужас. «Ужас» - проверочное слово для слова «ужасный»: раз в однокоренном слове «т» нет, значит, и в проверяемом его нет тоже.

    А для слова «неизвестно» проверочное - «весть». В нем есть «т». Значит, и в слове «неизвестно» «т» есть. Хотя и не произносится.

    Вообще, звук «т» - абсолютный чемпион по непроизносимости. Слов с этим непроизносимым зву­ком великое множество. Но большинство из них можно проверить.

    И ужасно, и опасно

    букву Т писать напрасно.

    Но известно, как прелестно

    букву Т писать уместно!

    Со звуком «т» все, кажется, ясно. Но бывают и другие непроизносимые звуки. Давайте скажем вслух: «сердце», «солнце», «здравствуй». А теперь посмотрим, как эти слова пишутся. И сделаем вы­вод: кроме «т» непроизносимыми бывают звуки «д», «л», «в».

    А как их проверять? Точно так же, как непроиз­носимый звук «т»!

    Чтобы проверить непроизносимый соглас­ный в корне слова, нужно подобрать род­ственное слово, в котором он произносится отчетливо.

    В родственных словах непроизносимый соглас­ный звук может зазвучать перед гласным, за один звук перед гласным или в конце слова.

    А если он не зазвучит - значит, его нет.

    В общем, как видите, все довольно просто. Толь­ко не ленитесь подбирать проверочные слова. И тогда

    Труд ваш не будет напрасным

    (напрасен),

    будет диктант неопасным

    (неопасен),

    Мир вам откроет чудесный

    (чудесен),

    русский язык интересный

    (интересен)!

    Но имейте в виду: среди слов с непроизносимыми согласными есть три особенных: лестница, празд­ник, чувство. Для этой троицы невозможно отыс­кать родственные проверочные слова. Про Т в лесТнице, про Д в празДнике, про В в чуВстве нужно просто-напросто помнить крепко-накрепко. А чтобы про них не забыть, предлагаем вашему вниманию маленькие подсказки для запоминания.

    СТупенька, сТупенька, сТупенька, сТупенька, — вот и получилась лесТница.

    ПразДник — День поДарков и раДости.

    В нас, В наших сердцах — Вот где жиВут чуВства.

    

    Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.