Найди на контурной карте природные зоны кубани. Природные зоны кубани. Характеристика предгорной зоны региона

На территории Краснодарского края сформировалось несколько природных зон. Самая северная из них — зона степей. Она занимает обширные равнинные пространства.

Южнее зоны степей вдоль левого берега Кубани неширокой полосой протянулась лесостепь. Кроме травянистых растений, таких как ковыль, пырей ползучий, типчак, лебеда, подорожник, здесь много кустарников. Ягоды многих из них съедобны. В их числе ежевика, тёрн, шиповник, кизил. В лесостепной зоне встречаются и степные, и лесные представители животного мира: хорёк, полевая мышь, кавказский крот, хомяк, ласка, ёж, соня-полчок, суслик, выдра, заяц, волк, дикий кот, кабан, косуля. Среди птиц можно заметить воробья, коноплянку, дятла, дрозда, пеночку, зяблика, снегиря, сойку.

Растут в лесостепи и деревья. Но основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы, где не так жарко, как в степи, и больше влаги. Наиболее часто встречаются дуб, бук, клён, ясень, каштан, боярышник, ольха, осина. В дубовых и буковых лесах пасутся кабаны, водятся косули, олени, лоси, зайцы. Встречаются и хищники: медведь, волк, шакал, енотовидная собака. В лесной зоне много насекомых: пчёлы, шмели, жуки, кузнечики, мухи, бабочки. Все они являются пищей для различных птиц, таких как сороки, дрозды, кукушки, синицы, сойки. Обитают здесь и довольно крупные пернатые; сова, филин, беркут, сип белоголовый, сапсан.

В горной части края природные зоны меняются с высотой.
Северные и южные склоны Кавказских гор покрыты лесами. Нижний ярус занимают лиственные породы деревьев, чаще всего дуб, бук, граб. В средней части лесной зоны к ним примешиваются сосна, ель, пихта. В верхнем ярусе господствуют хвойные леса. Завершают лесную зону небольшие берёзы ибу ки с сильно искривлёнными стволами.

На высоте от 1800 до 3000 метров над уровнем моря располагаются субальпийские и альпийские луга.
Здесь встречаются тур кавказский, зубр, серна, высоко над скалистыми вершинами парят грифы, орлы, ягнятники. В реках водятся форель, голавль, пескарь.

Вот как описывал альпийские луга известный краевед-исследователь Л. Я. Апостолов (1865-1932):

«В верхней части этой полосы растёт тощая крохотная травка, только в начале июня начинают цвести первые весенние цветы: подснежники, одуванчики, незабудки, анемоны, колокольчики; вершины же скал покрыты мхами, лишайниками и дёрном».

На уровне 3000 метров и выше располагаются вечные снега, ледники и неприступные скалы, почти лишённые всякой растительности.
Особыми природными условиями отличается Черноморское побережье Кавказа, протянувшееся узкой полосой вдоль моря более чем на 600 километров. Горы не пропускают с севера холодный воздух, а нагретое за лето море зимой отдаёт тепло побережью. Здесь круглый год зеленеют мимоза, юкка, олеандр, тис, самшит, рододендрон, магнолия. В лесах и парках водятся насекомые: цикады, бабочки, светлячки, многоножки. Очень много летучих мышей. В море живут дельфины, морские коньки, медузы и креветки.

Краснодарский край - один из субъектов Российской Федерации, расположен на юго-западе страны. Центром территориального субъекта является город Краснодар. Проживает в крае пять с половиной миллионов человек, и он занимает третье место по населению в России. Издревле считается сельскохозяйственной житницей страны и полюсом притяжения туристов.

Географическое положение

Расположен край в европейской части России, в северной части Кавказских гор. Территория граничит с несколькими областями Российской Федерации, а также омывается двумя морями - Азовским и Черным. На обширных просторах выделяются несколько природных зон Краснодарского края, такие как степная, предгорная и горная.

Равнинный рельеф территории

В настоящее время степная зона в Краснодарском крае используется для сельского хозяйства, т.е. все черноземные земли распаханы. Климат, преобладающий на территории, располагает к богатому урожаю. Наиболее популярными культурами являются пшеница, кукуруза, подсолнечник и многие другие. Также в данной природной зоне Краснодарского края встречаются и многие животные, но в основном это представители небольших размеров. Например, полевки, суслики, хомяки, также водятся лисицы и ласки, плюс множество различных птиц.

Предгорная зона Краснодарского края

Данный рельеф территории не подходит для посевных культур, но зато она богата лесами. Наибольшую часть земель занимают широколиственные леса и кустарники, но также есть дубовые и буковые. В предгорной зоне обитают многие виды животных, такие как медведи, волки, шакалы, косули, дикие свиньи, норки, а также множество разнообразных птиц.

Горная зона Краснодарского края

Данная территория так же богата лесами, как и предгорная, но здесь есть и хвойные боры. С 1500 метров над уровнем моря начинается субальпийская зона, богатая пастбищами для выгула крупного рогатого скота. Начиная с 3000 метров, лежат вечные снега и льды. Также в данной природной зоне Краснодарского края находится Кавказский государственный биосферный заповедник для охраны богатой природы и восстановления численности некоторых видов животных, таких как зубры, туры и другие.

Туризм

Говоря о Краснодарском крае, нельзя не рассказать о туризме, ведь эта территория уникальна, так как привлекают отдыхающих в основном горы и море, а тут есть и то, и другое. Конечно же, еще важным фактором для развития этой сферы являются и различные природные зоны Краснодарского края со своими особенностями.

Краснодарский край по праву считают житницей и здравницей России. Сотни пляжей, турбаз, санаториев и даже горнолыжных трасс делают территорию одной из самых популярных в стране. В крае есть множество музеев, таких всемирно известных, как Атамань и музей-крейсер «Михаил Кутузов». Также интересными местами являются мост поцелуев в Краснодаре, крокодилова ферма, дендрарий в Сочи и многое другое.

Краснодарский край по всем показателям является центром туризма в России, а также очень популярным местом не только среди местных, но и среди зарубежных туристов, что положительно сказывается на экономике и развитии этой области.

Выберите страницу тетради:

Т. А Науменко, Ю. А. Матвеева рабочая тетрадь Кубановедение 4 кл. Задания, предлагаемые авторами, помогут ребятам закрепить знания о природе, хозяйстве, замечательных людях Кубани. Работая с «лентой времени» и контурной картой, учащиеся начнут осваивать понятия исторического времени и пространства; создавая генеалогическое древо семьи – узнавать свою родословную. «Хитрые задания» помогут проверить эрудицию и смекалку.

В любом случае изучать и знать историю края, в котором живешь, не помешает.

Мы публикуем ответы только на самые сложные задания тетради.

Если затрудняетесь сделать какое-то задание, ответы к которому не написаны, прикрепляйте скан страницы с заданием в комментариях ВК и мы сделаем по ней ГДЗ.

Ответы на задания тетради кубановедение 4 класс

Выберите страницу тетради: список страниц ↓↓↓ 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Разбор ответов к заданиям тетради кубановедение 4 класс:

Страница 3. ВВЕДЕНИЕ

Краснодарский край на карте России

Вставь пропущенные слова.

Краснодарский край образован 13 сентября 1937 года .
Административный центр края - город Краснодар
В составе нашего края 7 городских округов и 37 районов.
Краснодарский край - субъект Российской Федерации, её неотъемлемая часть . Он расположен на юге страны.
территория края омывается водами двух морей: Чёрного и Азовского .
Площадь края составляет 76 000 квадратных км .
Соседями Краснодарского края являются Ростовская область на севере, Ставропольский край на востоке, Карачаево-Черкесская Республика на юго-востоке, Республика Абхазия, Республика Адыгея, Республика Крым .

Нанеси на контурную карту (стр. 36) границы Краснодарского края и его административный центр, подпиши названия соседних субъектов Российской Федерации и соседних государств...

Используя текст учебного пособия на стр. 7-8 и административную карту Российской федерации, установи соответствие.

Страница 4.

8 суток 8 часов = 8 х 24 + 8 = 200 часов

1) 4 х 200 = 800 км - сухопутная граница края
2) 800 + 740 = 1540 км
Ответ: 1540 км общая протяжённость морских и сухопутных границ Краснодарского края.

Спланируйте путешествие из своего населённого пункта в один из административных центров и изобрази схему своего маршрута.
Для выполнения задания используй карту на втором форзаце учебного пособия и предложенный план.

1. Укажи названия своего населённого пункта и места прибывания.
2. Обозначь на схеме населённые пункты, через которые пройдёт маршрут.
3. Условными значками обозначь все виды транспорта, которыми ты будешь пользоваться, совершая путешествие.
4. Оформи схему в виде рисунка местности, по которой пройдёт твоё путешествие.

Стр. 5 Глава I. Береги землю родимую, как мать любимую

Природные зоны

Расшифруй и запиши названия природных зон. Для этого в каждом ряду зачеркни одинаковые согласные буквы. Подчеркни названия тех зон, которые расположены на территории Кубани.

ФЛБШЕШФСБА - Лес
ВЩТУВЩНДВРА - Тундра
ТЦКАЙКЦГАЦ - Тайга

РЧПЧУРСТЫЧРНЯ - Пустыня
МСЙФТЙФЕПМЬ - Степь
ДСУМБТРМОПИДКИ - Субтропики

Заполни таблицу "Растительный и животный мир природных зон края". Используй текст учебного пособия на стр. 11 - 17

Природная зона

Растения

Животные

Степная Клевер, тимофеевка, полынь, ковыль, мятлик, шалфей, чабрец Канюк, полевые мыши, суслики, хомяки, тушканчики, степная гадюка, воробьи, вороны
Лесостепная Ежевика, тёрн, шиповник, кизил, ковыль, пырей ползучий, типчак, лебеда, подорожник, дуб, бук, клён, ясень Хорёк, полевая мышь, кавказский крот, хомяк, ласка, ёж, соня-полчок, суслик, выдра, заяц, волк, дикий кот, кабан, косуля, воробей, коноплянка, дятел, дрозд, пеночка, зяблик, снегирь, сойка.
Лесная Дуб, бук, граб, клён, ясень, каштан, боярышник, ольха, осина, сосна, ель, пихта, берёза Кабаны, косули, олени, лоси, зайцы, медведь, волк, шакал, енотовидная собака, пчёлы, шмели, жуки, кузнечики, мухи, бабочки, сороки, дрозды, кукушки, синицы, сойки, сова, филин, беркут, сип белоголовый, сапсан
Субальпийские
и альпийские
луга
Подснежники, одуванчики, незабудки, анемоны, колокольчики, мхи, лишайники, дёрн Тур кавказский, зубр, серна, гриф, орел, ягнятник, форель, голавль, пескарь
Субтропики Мимоза, юкка, олеандр, тис, самшит, рододендрон, магнолия. Цикады, бабочки, светлячки, многоножки, летучие мыши, дельфины, морские коньки, медузы, креветки

Почему тис не тастёт в степи? Сформулируйи запиши ответ на вопрос.

Для тиса не подходят природные условия степи. Тис любит тепло и влагу, в субтропиках, где он произрастает, горы не пропускают с севера холодный воздух, а нагретое за лето море зимой отдаёт тепло побережью.

Стр. 6

Рассмотри фотографии. Определи, какие природные зоны Краснодарского края на них представлены. Подпиши названия зон.

Подпиши названия природных зон в горах Кавказа от подножия до вершины.

Слова для справок: вечные снега и ледники, альпийские луга, смешанные и широколиственные леса, хвойные леса, субальпийские луга.

Стр. 7

Найди на контурной карте район (городской округ), в котором ты живёшь. Обозначь его территорию цветом в соответствии с картой на стр. 10 учебного пособия.

В какой природной зоне расположен твой населённый пункт? Укажи основные особенности природы своей местности.

Краснодар расположен в зоне степи. Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

Стр. 8 Заповедные тропы

Подбери к данному слову родственные слова и запиши. Устно объясни их значение.

Заповедные, сокровенный, неприкосновенный, заветный, запретный.

Отметь значком + редкие и исчезающие виды растений и животных, занесённые в Красную книгу

Суслик
+ кудрявый пеликан
- кабан
- цапля
- щука
+ жук-олень
+ зубр
+ афалина
+ пион кавказский
+ сосна пицундская
- одуванчик
- пырей

Запиши полное название заповедника, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края. Отметь на контурной карте (стр. 35) его границы.

Кавказский государственный природный биосферный заповедник

Что можешь сделать ты для того, чтобы уберечь исчезающие виды растений и животных?

В нашем крае работают школьные лесничества. Можно помогать лесоводам охранять растительный и животный мир лесной зоны края, заниматься озеленением.

Используя дополнительные источники информации, составь небольшое сообщение об одной из заповедных зон края. Напиши её название, местоположение, опиши растительный и животный мир, перечисли достопримечательности.

Сообщение об одной из заповедных зон края:

В Гузерипле имеется один из отделов управления Кавказского государственного биосферного заповедника.
Заповедник площадью в 262,5 тысяч гектаров раскинулся в юго-восточной части Краснодарского края среди высоких лесистых гор. Основанный в 1924 г. для охраны, изучения и увеличения поголовья охотничье-промысловых зверей и птиц, восстановления зубров и сохранения ценных лесных массивов, в 1983 г. он получил статус биосферного. Неповторимо прекрасна и разнообразна его природа. Тенистые дубравы, пихтовые леса, пестрые ковры субальпийских и альпийских лугов покрывают крутые склоны могучих гор, увенчанных вечными снегами и ледниками. В глубоких долинах бурлят быстрые реки. Спокойно дремлют горные озера.
Привольно чувствуют себя здесь, под защитой человека, многочисленные представители животного мира.
Сейчас в заповеднике обитают более 200 зубров, олени, туры, серны и много других животных. Зубры - самые могучие обитатели лесов Северного Кавказа. Эти крупные, медлительные и угрюмые животные держатся обычно небольшими группами по 10 - 17 голов. При длине тела 3,5 метра и высоте 1,8 метра зубры весят до 700 и более килограммов. Раньше их содержали в загонах, сейчас зубры находятся на вольном выпасе. Зимой их подкармливают овсом и корнеплодами, дают им соль и мёд.
В широколиственных лесах, чаще на альпийских лугах, можно видеть грациозных красавцев оленей. Кавказский благородный олень относится к одним из самых ценных охраняемых животных. Особенно красивы самцы: голова их украшена ветвистыми рогами, достигающими веса более 8 килограммов. В сентябре - во время брачного периода - часто слышен рев самцов, разносящийся далеко по лесу.
В высокогорной зоне на альпийских лугах, среди диких скал, обитают крупные горные козы - западные туры Северцова. Старые самцы достигают 150 килограммов веса и несут на голове красиво изогнутые назад массивные рога длиною до 1 метра. В знойные летние дни туры забираются на северные склоны высоких скалистых вершин и хребтов и только под вечер спускаются для кормежки на альпийские луга.
Почти повсеместно в лесах заповедника распространены дикие кабаны. Это животное, кажущиеся грузным и неповоротливым, на самом деле очень быстрое и увертливое. Старый кабан, обладая большой силой, с успехом в одиночку может справиться с несколькими волками. Для охотников раненый кабан представляет серьезную опасность. Излюбленная пища кабанов - буковые орешки, плоды груш, желуди, каштаны, дождевые черви.
Довольно обычны встречи с кавказским медведем. По размерам и силе он значительно уступает бурому медведю, самому крупному хищнику Краснодарского края. Обладая сравнительно добродушным нравом и будучи трусоватым, кавказский медведь редко нападает на человека, и встреча с ним обычно не грозит опасностью. Убежищами медведей служат расщелины в горах, ниши под скалами, буреломы. Летом они иногда приближаются к населенным пунктам, чтобы полакомиться молодой кукурузой или медом на пасеках. Встречаются медведи и на субальпийских лугах. Эти неуклюжие с виду животные бегают легко и быстро даже в гору. Зимой многие медведи не впадают в спячку, а продолжают бродить по лесам в поисках пищи.
Интересным и ценным пушным зверем является енотовидная собака, завезенная для акклиматизации из Уссурийского края. Условия жизни в лесистой нагорной полосе оказались для нее вполне подходящими, и количество этих животных из года в год увеличивается. Енотовидная собака селится близ воды, роя нору в крутых берегах. Питается она рыбой, лягушками и другими мелкими позвоночными, а также червями и насекомыми. Зимой енотовидная собака впадает в спячку. Мех её пушист и красив. Это животное отличается мирным и доверчивым характером.
Довольно много в лесах Кавказа хищных зверей. Изредка в глухих высокогорных местах встречается красивый, сильный и ловкий хищник - рысь.
Кроме описанных, в заповеднике обитает много других интересных животных. Всего здесь насчитывается около 60 видов млекопитающих и свыше 130 видов различных птиц, десятки видов земноводных и пресмыкающихся.

Запиши ответ на вопрос: как зубры вернулись в Кавказский заповедник?

Когда в 1927 году на планете не осталось ни одного кавказского зубра, были предприняты меры по восстановлению численности этих животных.

Стр. 9 Использование и охрана водоемов

Разгадай кроссворд "Водоёмы Краснодарского края".

По вертикали:

1. Самое большое в крае озеро с солёной водой. Ответ: Ханское
2. По имени этой реки часто называют наш край. Ответ: Кубань
3. Самое крупное пресное озеро, расположенное на территории края. Ответ: Абрау
4. Лиман, место отдыха жителей Ейска. Ответ: Ейский

По горизонтали:

2. Самое большое водохранилище Краснодарского края. Ответ: Краснодарское
5. Одно из морей, омывающее территорию Краснодарского края. Ответ: Азовское
6. Пролив между Чёрным морем и Азовским. Ответ: Керченский

Заполни таблицу "Водоёмы Краснодарского края и их использование". Используй текст в учебном пособии на стр. 21 - 23.

Водоёмы Их роль и значение в жизни людей

Естественные - моря, реки, озера
Воды Черного и Азовского морей богаты рыбными запасами. По ним ходят морские суда. Корабли перевозят пассажиров и грузы. На горных реках Мзымте и Белой построены гидроэлектростанции, вырабатывается электроэнергия. На тёплые воды двух морей, живописные пейзажи горных рек и озёр, целебные источники приезжают на отдых и лечение жители разных регионов нашей страны.

Искусственные - водохранилища, пруды, каналы
Кубанское, Варнавинское, Крюковское водохранилища защищают от наводнений, воду из водохранилища используют для орошения полей. На равнинных реках в степной зоне создано много прудов в которых разводят таких рыб как карп, щука, толстолобик, тарань, амур, карась, лещ и других.

Стр. 10

Обозначь на контурной карте (стр. 35) водоёмы Краснодарского края: Чёрное и Азовское моря, Краснодарское, Крюковское, Варнавинское водохранилища, реки Мзымта и Белая.

Реши экологическую задачу.

В квартире протекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько литров воды вытекает из неисправного крана за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов воды? А сколько воды вытекает за сутки?

1) 60: 6 = 10 - стаканов воды вытекает за час
2) 10: 5 = 2 литра воды вытекает за час
3) 24 х 2 = 48 литров вытекает за сутки
Вывод: 48 литров воды за сутки вытекает из неисправного крана, нельзя допускать растраты воды в пустую. Нужно экономно использовать воду.

Запиши ответ на вопрос: какие реки Краснодарского края могут служить источниками электроэнергии?

Горные реки края обладают большими запасами энергии. На Мзымте и Белой построены гидроэлектростанции.

Почвы

Установи соответствие между типом почвы и растениями, которые произрастают на ней.

Стр. 11

Опиши образец почвы, который ты взял во время экскурсии, по плану: название; описание (состав, цвет, плотная или рыхлая); где распространён этот тип почвы (используй карту на стр. 25 учебного пособия); приведи примеры растений, которые произрастают на этой почве.

Чернозём - тёмный, почти чёрный цвет, рыхлая, богата перегноем. Распространена на Азово-Кубанской равнине. На этой почве хорошо растут пшеница, подсолнечник, сахарная свёкла и другие сельскохозяйственные культуры.

Впиши в клетки слова, которые начинаются на букву "П".

1. Верхний, плодородный слой земли. Ответ: Почва
2. Одна из составных частей почвы. Ответ: Песок
3. Вещество, повышающее плодородие почвы. Ответ: Перегной
4. Основное свойство почвы. Ответ: Плодородие

Реши экологическую задачу.
Проанализируй ответ. Сделай вывод.
Почва образуется в природе очень медленно: за 1000 лет всего 20 см. За сколько лет образуется 1 см почвы?

1) 1000: 20 = 50 лет - образуется 1 см почвы
Вывод: почва - богатство нашего края, которая образуется очень медленно 1 см за 50 лет, поэтому надо бережно её использовать, защищать почвы от истощения.

Запиши ответ на вопрос: что на Кубани ценится дороже золота?

На Кубани ценится дороже золота - почва. Русский учёный В.В. Докучаев, изучавший почвы Кубани в XIX веке, говорил: "Почва дороже золота".

Стр. 12. Полезные ископаемые

Допиши определение. В случае затруднения обратись к тексту учебного пособия на стр. 27.

Полезные ископаемые - это всё то, что добывается из недр земли и используется человеком.

Используя текст учебника на стр. 27 - 30, заполни таблицу "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование".

Названия полезных ископаемых

Хозяйственное использование

Горючие ископаемые Нефть, газ Нефть служит для изготовления синтетических тканей, стиральных порошков, красителей, из неё получают бензин. Газ используют для бытовых целей, это самое дешевое топливо.
Нерудные (сырьё для производства строительных смесей) Гравий, песок, щебень, мергель Используют для производства строительных материалов. На промышленных предприятиях его используют для производства гипсокартона, гипсовых смесей.
Минеральные воды и лечебные грязи Йодобромные воды, минеральные воды Ейска, Сочи, Хадыженска, Анапы, Горячего Ключа, лечебные грязи Таманского полуострова Йодобромные воды используют для производства йода и других препаратов, необходимых в медицине, быту, сельском хозяйстве. Минеральные воды помогают излечить болезни сердца, нервной системы, органов пищеварения. Грязевые процедуры применяют для лечения многих заболеваний.

Подпиши условные значки, которыми принято обозначь полезные ископаемые на карте.

Условными обозначениями покажи на контурной карте (стр. 35) месторождения полезных ископаемых, которые добывают на Кубани.

Стр. 13

Используя приложения, отметь на "ленте времени", в каком году на Кубани была пробурена первая нефтяная скважина.

Запиши ответ на вопрос: где находится памятник "вышка - бабушка"?

В 1864 году была пробурена первая в России нефтяная скважина в долине реки Кудако (Крымский район). В 1958 году на этом месте был сооружен памятник. Местные жители называют его "вышка - бабушка".

Сочини сказку про то, как поспорили ископаемые, какое из них полезнее. Свою работу проиллюстрируй.

Однажды поспорили природные ископаемые, кто из них главнее. Горючие полезные ископаемые говорили: "Мы дарим человеку тепло, мы самые главные!". Мергель, песок, гравий и щебень заявили: "Нет, мы самые главные. Без нас люди не смогут создать себе дома, а без уютных домов, что за жизнь?". Долго спорили полезные ископаемые, пока их спор не разрешил человек. "Все вы нужны и важны, ценю я Вас и буду беречь," - сказал он. С тех пор все полезные ископаемые для человека друзья.

Страница 14. Край, которым я горжусь

Продолжи ряд однокоренных слов.
Объясни их значение.

Житница, жито, жить, житие, жизнь .
Здравница, здравствуйте, здравие, здоровье .

Используя свои знания, а также текст учебного пособия на стр. 31 - 36, вставь пропущенные слова. Подготовь краткий рассказ о том, что ты узнал на уроке.

Краснодарский край называют "всероссийской здравницей".

Многочисленных отдыхающих привлекают сюда благоприятный климат , горные и морские курорты , лечебные санатории , минеральные и термальные источники .
В нашем крае выращивают пшеницу, рис, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, фрукты .
Краснодарский край - важнейший сельскохозяйственный регион страны.

На Кубани развиты такие отрасли животноводства как свиноводство, овцеводство, коневодство, разведение крупного рогатого скота, уток, кур, рыбы .

Кубань - жемчужина России. Я думаю, так говорят, потому что в нашем крае есть всё: и природные ресурсы, и развитая промышленность, и сельское хозяйство.

Ответь на вопрос: из чего делают манную крупу и сахар?

Сахар - из сахарной свёклы, манную крупу - из мягкой пшеницы.

Страница 15. Подведем итоги.

Ты принял участие в групповом проекте. Оцени результаты своей деятельности.

Название проекта: Родина моя - Кубань.

Название может отличаться, но смысл остается. К примеру, можно назвать проект по названию главы "Береги землю родимую, как мать любимую".

Цель: получить больше информации о природе родного края, полезных ископаемых, промышленных и хозяйственных отраслях, об истории Кубани.

Источники информации: рассказы моей бабушки и родителей, книги по краеведению.

Мое участие в работе над проектом: я изучал литературные источники, посетил краеведческий музей.

Результат проектной деятельности: я узнал много нового и интересного о родном крае и поделился сведениями с классом и друзьями.

Самооценка моей работы: я считаю, что проделал большую и важную работу.

Впечатления: меня очень удивило и порадовало, что Кубань богата полезными ископаемыми, что в Краснодарском крае много разных растений и животных.

Родина моя - Кубань

Краснодарский край расположен на юге Восточно-Европейской равнины. Он омывается двумя морями: Черным и Азовским. По названию реки Краснодарский край называют Кубанью.

Краевой центр Кубани – город Краснодар. Краснодар был основан в 1793 году. В составе нашего края 7 городских округов и 37 районов.

На Кубани уникальный растительный и животный мир, потому что здесь несколько климатических зон: степь, лесостепь, широколиственные и хвойные леса, субтропики Черноморского побережья. Живая природа Кубани охраняется на территории заповедников.

Водоёмы Краснодарского края: Чёрное и Азовское моря, Краснодарское, Крюковское, Варнавинское водохранилища, реки Кубань, Мзымта, Белая.

Кубань богата полезными ископаемыми: нефть, газ, песок, мрамор, известняк, глина, мергель. В 1864 году в районе реки Кудако в Краснодарском крае появилась первая в России нефтяная скважина.

На Кубани развито сельское хозяйство, а все потому, что почва очень богата черноземом. Мы выращиваем пшеницу, рис, подсолнечник, сахарную свеклу и многие другие культуры для всей страны. В садах выращивают яблоки, груши, сливы, персики, ягоды, виноград. В нашем крае есть много молочных ферм и животноводческих хозяйств.

Страница 16. Глава II. Земля отцов - моя земля.

Как изучают историю Кубани

Установи соответствие.

Вещественные ист. - Каменный топор, меч-акинак, монеты, осколки амфоры
Письменные - Рукописные книги, письма, док. фильмы.
Устные - Легенды, песни, сказки, загадки

Какую науку называют "наукой лопаты"...

Представь себя археологом на раскопках. Составь письменный отчет о найденном тобой предмете. Нарисуй его...

Кольчуга
На раскопках мы нашли кольчугу. Она была выполнена в виде рубахи, сплетённой из металлических колец. Они были в ржавчине. В средневековье в IX-XII столетиях кольчугу носили рыцари для защиты в бою от колющих и режущих ударов.

Украшения
Это очень древние украшения, которые были найдены на раскопках на старом кладбище. Серьги и браслет - золотые, а бусы из жемчуга, нанизанные на конский волос.

Ваза
Эта ваза очень древняя, греческая. Цвет вазы - охра. На ней сохранился узор. Материал вазы - глина. Форма очень интересная, напоминает амфору.

Страница 17

В середине первого тысячелетия до нашей эры на месте современных Тамани и Анапы располагались древнегреческие города-колонии Гермонасса и Горгиппия.

  1. Монета Олимпиада 2014 рассказывает о спортивном мероприятии.
  2. Роликовые коньки - о видах спорта
  3. Аппарат связи - о форме связи
  4. Памятник - о героях и выдающихся личностях.

Кому курганы доверяют свои тайны?

Ученым - археологам.

История Кубани в архитектуре

Допиши предложения.
Используй текст на стр. 44 - 47 учебного пособия.

Около миллиона лет назад на Кубани появились первые люди.
Более двух с половиной тысяч лет назад на землях Кубани проживали племена меотов.
В XVIII веке первые станицы на Кубани основали казаки переселенцы.

Отметь на контурной карте (стр. 35) посёлок Ильский, станицу Елизаветинскую, Таманский полуостров.

Страница 18

Вырежи из приложения изображения жилищ людей, наклей их и подпиши. Укажи, из какого материала создано каждое строение.

Хижина первых людей из костей и шкур животных.
Казачий саманный дом из самана, соломы и глины.
Турлучный дом Адыгов из веток, дерева и глины.
Современный дом из бетона, кирпича, железа и стекла.

Прочитай текст на стр. 44 - 46 учебного пособия. Напиши, как вещественные источники попадают к учёным - историкам.

Семьи передают свои семейные реликвии в музеи, на раскопках археологи находят старинные вещи.

Узнай (или предположи), как выглядело жилище твоих предков. Свою фотографию или рисунок такой постройки помести в альбом "Моя родословная". Рядом можешь расположить фотографию своего дома (квартиры).

Чьи жилища похожи на гигантские корзины?

Жилище меотов по форме напоминало гигантскую корзину из камыша, обмазанную глиной, с крышей из камыша.

Страница 19 Екатеринодар - Краснодар

Вспомни и впиши даты. Используя приложение, отметь их на "ленте времени".

Год основания города Екатеринодара 1793
Год переименования в Краснодар 1920

Обозначь соответствующей цифрой фотографию архитектурного памятника.

1. Храм Александра Невского
2. Свято-Троицкий собор
3. Свято-Екатерининский собор
4. Триумфальная арка

Страница 20

Используя текст на стр. 51 - 52 учебного пособия, заполни первые три строки таблицы "Памятники архитектуры". В четвёртую строку впиши сведения об известном тебе памятнике архитектуры твоего населённого пункта.

Жители какого города называли его "наш маленький Париж"?

Жители Екатеринодара с любовью называли его "наш маленький Париж"

Вещи рассказывают о прошлом

Вставь в предложения пропущенные слова.
Используй текст учебника на стр. 53.

Самый большой краеведческий музей Кубани находится в Краснодаре на улице Гимназической .
Его основатель - историк, краевед Е.Д.Фелицын .
Он был офицер Кубанского казачьего войска .

Соедини линиями предмет и название отдела музея...

Греки: амфора, арфа, кратер.
Казаки: рушник, кадка, прялка.

Страница 21

Составь и запиши в альбом "Моя родословная" рассказ об одном из предметов быта, который хранится в вашей семье как память о прошлом. Нарисуй этот предмет или наклей фотографию.

1. Название предмета. Кому он принадлежал?
2. Кто и когда этот предмет создал? Если не знаешь, предположи.
3. Из какого материала создан этот предмет?
4. Как он появился в вашей семье?

Рассказ об одном из предметов быта

В нашей семье хранится старинный рушник, который вышивала еще моя прапрабабушка. Его передала нам моя бабушка. Это очень тонкая и красивая работа. Когда я рассматриваю его, то мне хочется так же научиться вышивать.

Рассмотри фотографии представителей разных поколений своих родственников. Попробуй нарисовать одежду разных лет. Помести свой рисунок или фотографию старинного костюма в альбом "Моя родословная".

Сформулируй и запиши ответ на вопрос учебника: где можно увидеть прошлое?

Прошлое можно увидеть, посетив музей.

Страница 22 Письменные исторические источники

Рассмотри картинки. Подпиши изображенные на них письменные исторические источники.

1. Книга
2. "Берестяная грамота".
3. "Жалобная грамота" Екатерины II
4. Детский журнал "Мурзилка"

Вставь пропущенные слова

На месте станицы Тамань в первом тысячелетии до нашей эры существовал древнегреческий город - Гермонасса , а в XI веке - древнерусский город - Тмутаракань .
Местоположение Тмутаракани помог определить найденный на Таманском полуострове камень с надписью, сделанной в 1068 году по приказу князя Глеба .

Как камень стал письмом от русского князя?

В 1792 году казаки при строительстве крепости нашли плиту с древнерусскими письменами. Оказалось, что надпись была сделана по приказу тмутараканского князя Глеба.

Страница 23 История в символах

Замени слова близкими по смыслу.
Используй слова для справок.

символ - знак
символизирует - обозначает
символический - условный

Слова для справок: знак, условный, обозначает

Сделай подписи под рисунками. Используй описание герба Краснодара в тексте на стр. 67 учебного пособия.

Нарисуй или приклей изображение герба своего района (города) или населённого пункта, в котором ты живёшь. Объясни, что отражают символы, изображённые на нём.

Герб Краснодара

Щит разделён на четыре части. В первой и четвёртой - двуглавый орёл, который опирается на крепостную стену с открытыми воротами, символизирующими дружелюбие и открытость города. Во второй и третьей - атаманская булава, бунчуки и знамёна. В середине - красный щит с золотым вензелем царицы Екатерины II. Сверху щит венчает золотая башенная корона. С двух сторон его поддерживают два казака. Золотая кайма щита обрамлена 59 золотыми шестиконечными звёздами - по количеству казачьих станиц в Черноморском казаьем войске в 1849 году.

Придумай герб своей семьи. Используй символы, отражающие историю рода, славные дела твоих предков. Помести герб на обложку альбома - вкладыша "Моя родословная".

О чём может рассказать герб?
Запиши ответ на вопрос.

Герб содержит в себе информацию о прошлом и может ответить на многие вопросы, связанные с историей рода или целого государства.

Страница 24 Устная история родного края

Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

1. Песня, которой убаюкивают ребёнка.
4. Документ, выдаваемый в награду за успехи в каком-либо деле.
7. Меч скифского воина.
8. Древнегреческий сосуд с узким горлом.

По вертикали:

1. Земляная насыпь над могилой.
3. Фантастическое сказание, предание о каком-либо событии или лице.
5. Расшитое полотенце.
6. Короткая сказка, басенка.

С помощью каких исторических источников ты исследуешь историю своей семьи? Заполни схему.

Прочитай сказку "Тройная благодарность" и кратко ответь на вопрос учебника: как муравей спас казака из плена?
Сначала перегрыз верёвку, которой был пленный казак. Потом укусил стрелка в щёку, чтобы он не выстрелил в казака. Дальше муравьи принесли зёрнышки, чтобы с голоду не умер казак и показали тайную тропку, чтобы казак добрался к своим.

Казачья сказка "Тройная благодарность" Б.А. Алмазов

Шел казак в дозор на бекет. На самую границу тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей барахтается - тонет. Пожалел его казак - соломинку подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался.
- Спасибо тебе, казак, за помощь!
- Не стоит благодарности! - казак отвечает. - Велика ли помощь: соломинку подать.
- Для тебя соломинка, а для меня - жизнь! - говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.
Посмеялся казак: какая может быть помощь от такого маленького муравья? Да и дальше пошел.
А на бекете его ждала беда. Ночью абреки казаков перерезали, в бурки их завернулись да смену поджидали. Казак, ничего не ведая, подошел: думал к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на коня и повезли в полон. А казак от бессилия зубами скрепит, да ничего поделать не может - руки за спиною туго связаны.
Вдруг чувствует - веревка лопнула. И слышит голос муравья:
Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это я веревку перегрыз. Как доедем до поворота - прыгай с коня и плыви на ту сторону, абреки тебя не догонят - плавать не умеют, их кони воды боятся.
Так и сделал казак. Ударил одного абрека по бритому затылку, другому в лоб, да прямо с кручи в волны.
Третий вытащил ружье и поймал на мушку уплывающего казака. Муравей опять выручил: укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу в лесу скрылся.
Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог бережется. Совсем ослабел.
Лег казак на землю - помирать собрался.
Вдруг слышит голос муравья:
- Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен, и дети не подросли.
Откуда ни возьмись, наползли муравьишки, натаскали зернышек пшеничных.
Тройная благодарность
Казак баланды наварил, поел, поспал - будто заново родился.
- Ну, спасибо, муравей, за помощь!
- Не стоит благодарности, муравей отвечает.
- Для тебя зернышко, а для меня - жизнь! - говорит казак.
- Ну что, - смеется муравей, - понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.
Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней он на казачьи посты к своим и вышел.

Страница 25 Обычаи и традиции народов Кубани

Представители каких национальностей проживают на Кубани?
Напиши названия некоторых из них.

русские, армяне, украинцы, адыги, белорусы, татары, азербайджанцы, греки

Раскрась рисунок.
Цвета костюмов смотри на стр. 74 учебного пособия.

Соедини линиями слова в левом и правом столбиках, чтобы получились правила взаимоуважения людей разных культур.


Запиши ответ на вопрос.

Среди наших земляков - кубанцев - люди более ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, белорусы, греки, грузины, армяне и многие другие.

Сколько народов проживает на Кубани?

На территории Краснодарского края проживают представители более ста народов.
В крае проживает:

4300 тыс. русских,
246 тыс. армян,
193 тыс. украинцев,
38 тыс. белорусов,
30 тыс. греков,
20,2 тыс. немцев,
19,3 тыс. адыгейцев.

Страница 26 Земля отцов - моя земля. Подведем итоги.

Прочти утверждения. Верны ли они? Обведи "да" или "нет".

Архитектура - это наука, изучающая прошлое людей по вещественным источникам Да Нет
На территории Кубани в разное время проживали меоты, греки, скифы. Да Нет
Древнегреческий город Горгиппия - это современный город Анапа Да Нет
Первый на Кубани исторический музей основал Е.Д. Фелицын Да Нет
Это Геродот назвал Азовское море Меотидой, а народ, живший на его берегах, - меотами Да Нет
Русский князь Глеб "мерял море по леду" в 1068 году Да Нет
"Жалованная грамота" казаками от императрицы Екатерины II хранится в Эрмитаже Да Нет
Иван Мальгерб - известный кубанский археолог Да Нет

Проект

Название проекта: Земля отцов - моя земля.

Источник информации: Краеведческий музей, интернет.

Мое участие в работе над проектом: я посетил музей, нашел справочную информацию о Кубани.

Результат проектной деятельности: я много нового узнал о своей Родине - Кубани.

Самооценка работы: работа проведена качественно, вложено много труда.

Впечатления: мне очень понравилось работать над проектом.

Текст для проекта:

Я живу в Краснодарском крае. Часто его называют Кубанью по названию главной реки. Краснодарский край расположен на юге Восточно-Европейской равнины. Он омывается двумя морями: Черным и Азовским. Краевой центр – город Краснодар.

Столица нашего края, город Краснодар был основан в 1793 году. Раньше город назывался Екатеринодар, ведь он был заложен по приказу императрицы Екатерины II. На гербе Краснодара изображена крепостная стена – символ защиты. Казаки, заселившие Кубань, охраняли южную границу России.

В древности на территории нашего края жили меоты, в 1068 году князь Глеб мерил море от Тмутараканя до Корчева, а в XVIII веке казаки-переселенцы построили на Кубани первые станицы.

Сохранилось много исторических источников, которые можно разделить на группы: вещественные, письменные, устные. К вещественным источникам можно отнести орудия труда, одежду, посуду, украшения. Письменные исторические источники – это грамоты, газеты, письма, летописи. Устные источники: сказки, легенды, песни, частушки, пословицы и поговорки.

На Кубани живет многонациональный народ, у каждого свои традиции и обычаи.

Страница 27 Глава 3. Жизнь дана на добрые дела. Просветители земли Кубанской

Продолжи ряд однокоренных слов. Подчеркни те, которые имеют отношение к процессу получения знаний.

Просветитель, свет, просвещение, освещение, светло, светлячок, просвещённый, просвещаться, светиться.

Прочитай текст на стр. 80 - 83 учебного пособия, составь его план, обозначив основные этапы развития образования на Кубани в хронологическом порядке.

XVIII век - мало грамотных людей
XIX век - 1803 году в Екатеринодаре открыта первая школа.
XX век - всеобщая грамотность на Кубань пришла в 20-е годы XX столетия.
XXI век - сегодня в классах современное оборудование, мебель, спортзал, библиотека, компьютерный класс.

Используя текст учебного пособия на стр. 80 - 83, заполни пропуски. Расскажи о человеке, которого называют первым просветителем Кубани.

Открытие первой школы на Кубани связано с именем священника Кирилла Васильевича Россинского . Он был очень талантлив и образован : писал стихи , мог оказать врачебную помощь, сам составлял "рукописные тетрадки " для первых школьников. Своё жалование Кирилл Васильевич отдавал на нужды детей - сирот . В 1820 г. он был назначен директором Черноморской войсковой гимназии . Кирилл Васильевич считал, что настоящий гражданин должен не только быть образованным человеком , но и уметь защищать свою Родину .

Страница 28

Заполни таблицу. Расскажи об изменениях, которые произошли за время, прошедшее со дня открытия на Кубани первой школы.

Первая школа на Кубани

Наша школа

Год открытия 1803 1980
Учебные предметы
  • чтение
  • чистописание
  • правописание
  • грамматика
  • арифметика
  • Священная история
  • рисование
  • русский язык
  • чтение
  • математика
  • окружающий мир
  • кубановедение
  • физкультура
  • рисование
  • музыка
Оборудование

рукописные тетради, библиотека, кабинет физики

современное оборудование, мебель, спортзал, библиотека, компьютерный класс
Имена директора, учителей Кирилл Васильевич Россинский

Сформулируй и запиши краткий ответ на вопрос: чему учили в школе 200 лет назад?

Преподавали чтение, чистописание, правописание и грамматику, арифметику, Священную историю, рисование.

Защитники Отечества

К словам из названия темы урока подбери однокоренные. Объясни их значения.

Защитник, защита. Защитник - человек, который защищает других.
Отечество, отец, соотечественник, отеческий, отечественный. Отечество - Родина .

Как увековечивают память о защитниках Родины? Что символизирует Вечный огонь в наших городах и станицах?

Устанавливают памятники, памятные знаки, стелы во славу тех, кто выстоял в жестокой схватке с врагом. В честь героем названы многие улицы кубанских городов, имена героев носят многие школы края. Вечный огонь это постоянно горящий огонь, который символизирует вечную память о тех, кто не пожалел своей жизни во имя победы, во имя мирного неба над нашей землёй.

Страница 29

Вспомни и впиши даты.
Отметь их на "ленте времени".

Освобождение от фашистских захватчиков:

Краснодара 12 февраля 1943 года
- населённого пункта, в котором ты живёшь
- всей территории Кубани 9 октября 1943 года

Кому из героев Великой Отечественной войны поставлены памятники в твоём населённом пункте? Узнай, какие улицы, учебные заведения, библиотеки названы именами героев Великой Отечественной войны.

Мемориальный комплекс кубанцам, погибшим в борьбе за Родину. Обелиск воинам-освободителям города Краснодара, памятник Г.К.Жукову, памятник А.И. Покрышкину. Библиотека братьев Игнатовых, СОШ № 66 имени Евгения Дороша,

Запиши ответ на вопрос: кого называли "ночными ведьмами"?

Так называли советских лётчиц 46-го Таманского авиаполка, в котором служили девушки-добровольцы. Боевые вылеты совершали ночью, наводя страх на фашистов, которые их и прозвали "ночными ведьмами". А наши бойцы ласково называли девушек "ласточками".

Страница 30 Труженики полей

Вставь пропущенное слово в пословицы.
Объясни их смысл.

Где труд , там и счастье.
Терпение и труд всё перетрут.
Труд кормит, а лень портит.

Рассмотри картинки. Чем занимаются люди данных профессий? О ком из этих людей можно сказать: "Они Россию кормят хлебом"? Какие ещё профессии, связанные с производством хлеба, ты знаешь? Запиши их названия.

Можно сказать о пекаре, который печёт хлеб и водителе, который с полей привозит зерно, развозит готовый хлеб в магазины.

Профессии, связанные с производством хлеба:

пекарь, комбайнёр, тракторист, мукомол, селекционер, механизатор, агроном, хлебороб, водители.

Впиши в предложения фамилии учёных, о которых говорится в тексте на стр. 91- 92 учебного пособия.

Учёный - селекционер, создавший новые сорта подсолнечника - Василий Степанович Пустовойт.

Учёный - селекционер, создавший новые сорта пшеницы - Павел Пантелеймонович Лукьяненко

Запиши ответ на вопрос: кто вырастил на Кубани самый большой "солнечный цветок"?

Талантливый селекционер В.С. Пустовойт создал сорт "передовик" . У сильного, высокого растения этого сорта "корзинка", наполненная семенами, достигает почти полуметра в диаметре!

Страница 31

Страница 32

Страница 33

Страница 34

Страница 35

Страница 36

Наши земляки - гордость страны

Каково значение слова "радетель"?
Подбери к нему синонимы.

Радетель - попечитель, опекун, радельщик, защитник.

Радетель - бескорыстный человек: он спешит делать добро не ради славы или выгоды, а ради блага других людей, ради счастья и процветания родной земли.

Впиши в таблицу фамилии людей, которые внесли вклад в развитие нашего края.

Писатели
Лихоносов В.И.
Бакалдин В.Б.
Варава И.Ф.
Неподоба В.П.
Щеколдин Е.В.

Художники
Похитонов И.П.
Воржев С.Д.
Архангельский М.В.
Булгаков Г.А.
Клименко А.Т.

Врачи
Очаповский С.В.
Будзинский В.А.
Илизаров Г.А.
Барбухатти К.

Космонавты
Горбатко В.В.
Севастьянов В.И.
Березовой А.Н.
Падалка Г.И.

Учителя
Россинский К.В.
Бакалдин В.Б.
Самсонкина В.В.
Коломиец А.В.
Храмова И.

Музыканты
Пономаренко Г.Ф.
Захарченко В.Г.
Плотниченко Г.М.
Гаранян Г.А.
Волченко В.М.

Спортсмены
Мачуга В.Н.
Москаленко А.
Караваева И.В.
Лавров А.
Иванов А.К.
Изотов Д.С.

Учёные
Пустовойт В.С.
Чернышев Н.Г.
Хаджинов М.И.
Лукьяненко П.П.
Беспалова Л.
Бабешко В.

Страницы 95 - 99 учебного пособия оформлены как страницы энциклопедии, рассказывающей об известных людях. Здесь указаны полное имя человека, годы его жизни, профессия, приводится портрет, а также биография этого человека. Используя приложения, создай страничку о своём земляке для мини-энциклопедии "Радетели земли кубанской".

Гатов Леонард Григорьевич
Гатов Леонард Григорьевич, родился в Ростове-на-Дону 13.01.1937г., умер 23.06.2007г., генеральный директор, художественный руководитель государственного театрально-концертного учреждения «Краснодарское творческое объединение «Премьера». Окончил в 1960г. Ставропольское краевое музыкальное училище (факультет духовых инструментов), в последствии краснодарский государственный университет культуры. Создал объединение «Премьера» и активно и творчески работал над совершенствованием театрально- концертной деятельности объединения, коллектива учреждения. Вместе с выдающимся хореографом современности Юрием Григоровичем работал над формированием классического балета в Краснодаре. Добился признания коллектива «Премьеры» не только в Краснодарском крае, но и в стране и в мире. Гатов Леонард Григорьевич народный артист России, почетный гражданин Краснодара. Награждён медалью Герой труда Кубани, Орденом дружбы, медалями «За вклад в развитие Кубани», удостоен государственной премии им. Волкова.

Григорович Юрий Николаевич
Григорович Юрий Николаевич, родился в 1927 году в Ленинграде, учился в Ленинградском хореографическом училище. Выдающийся балетмейстер. Работал в 1961-1964г в Ленинградском театре оперы и балета, в 1964-1995г. главный балетмейстер Большого театра в период наивысшего рассвета труппы, завоевавшей мировое признание и авторитет, с 2001 вновь работает в Большом театре. В 1996г Григорович Ю. Н. осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича, руководитель Краснодарского театра балета и штатный хореограф балетной труппы в составе Краснодарского творческого объединения «Премьера». Театром поставлены шедевры мировой классики: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Спартак», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Золотой Век».
Григорович Юрий Николаевич, народный артист СССР, лауреат Ленинской и дважды Государственных премий. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством II степени» и орденом «За заслуги перед Отечеством I степени». Герой Социалистического труда. За заслуги в Краснодарском крае награжден медалью «Герой труда Кубани».

Варрава Иван Фёдорович
Варрава Иван Федорович, известный кубанский поэт, родился 25 февраля 1925г в селе Новобатайск, Ростовской области в семье переселенцев с Кубани, в 1932г. семья возвратилась на Кубань. Потомственный казак.
В 1942 ушел на фронт, прошел боевой путь до Берлина, на стенах Рейстага оставил стихотворную надпись. Был тяжело ранен. Имеет много боевых наград, ордена: Отечественной войны I степени, Красной звезды, Знак Почета. Печататься начал в фронтовых газетах. Окончил литературный институт, работал в Министерстве культуры СССР, но возвратился на родную Кубань. Собирал казачьи песни, много сделал для возрождения Кубанского казачьего хора, при его участии создан альманах «Кубань», был ответственным секретарем краснодарской краевой организации писателей, членом редколлегии альманаха Кубань и входил в совет журнала «Родная Кубань». Творческая Варрава Ивана Фёдоровича деятельность очень плодотворна, издал десятки сборников произведений, такие как: «Песни казаков Кубани», «Казачий край», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях», «Бежит река Кубанушка», «Всадники вьюги» и ряд других.
За литературную деятельность награждался различными премиями.
Герой труда Кубани.

Обойщиков Кронид Александрович
Обойщиков Кронид Александрович русский поэт, родился в станице Тацинская, Ростовской области 10 апреля 1920г., умер 11 сентября 2011 в Краснодаре на 92 году жизни.
Обойщиков К.А. окончил Краснодарское авиационное училище, военный летчик. С первых дней участник Великой Отечественной войны, служил в бомбардировочном полку, охранял конвои союзников. Награжден за боевые заслуги двумя орденами Отечестячвенной войны, орденом Красного знамени.
Первое стихотворение восьмиклассника Кронида Обойщикова печатается в газете «Армавирская коммуна» в 1936г. Послевоенные годы стал печататься в армейских и флотских газетах и журналах. В 1963 вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье». Издал более 30 книг, в том числе: Бессонное небо», «Линия судьбы», «Награда», «Мы были». «Салют победы», «Имя твое в небесах пронесу». Кронид Обойщиков автор и составитель четырех томной антологии биографий кубанцев – Героев Советского Союза и трехтомного поэтического «Венка Героям Кубани».
Он много писал для детей замечательных поэтических произведений: «Сфетофорик», «Зойка пешеход», «Как слонёнок учился летать». Делал переводы поэтов Северного Кавказа.
Кронид Обойщиков член Союза писателей СССР и Союза писателей России, член Союза журналистов СССР и Союза журналистов России.
Заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Кубани, почетный гражданин Краснодара, лауреат премии Н. Островского, премии Е. Ф. Степановой.
Герой труда Кубани.

Запиши ответ на вопрос: как горсть кубанской земли оказалась в космосе?

Космонавт Горбатко Виктор Васильевич наш земляк, родился в посёлке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края. Совершил три полёта в космос. И каждый раз брал с собой горсть родной земли.

Наследники земли отцов

Перед тобой выписка из статьи толкового словаря. Выбери и подчеркни наиболее подходящее к теме урока объяснение слова "наследник".

Наследник - это

Человек, который получил или имеет право получить в наследство имущество, деньги, титул человека, который умер;
- сын монарха или какое-либо другое лицо, которое будет править государством после смерти монарха;
- сын;

- человек, который продолжает чью-либо деятельность .

Вот и завершился начальный этап твоего увлекательного путешествия по нашему краю. Ты многое узнал благодаря урокам кубановедения. Темы каких уроков тебе запомнились больше всего? Впиши их в схему.

Темы запомнившихся уроков:

Заповедные тропы, Полезные ископаемые, Защитники Отечества, Письменные исторические источники, История Кубанив архитектуре, Вещи рассказывают о прошлом.

Как ты думаешь, что значит "быть наследником земли отцов"? Свои мысли передай в форме рассказа, стихотворения.

Именно мы - наследники нашей прекрасной кубанской земли: ее истории, культуры, всех тех богатств, которые созданы руками старших поколений. Кубань недаром называют жемчужиной России. Обильна и плодородна ее земля, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев. Наследнику земли отцов нужно бережно хранить щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о радетелях и защитниках Кубани.

Ты – наследник земли отцов.
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя
Родимый край мой,
Край счастливый
Земля отцов – моя земля.
(И. Варавва.)

Кто отчий сад берег, дом строил,
Трудился до седьмого пота,
В нем нет величия героя,
Но в нем жива душа народа.

Письмо ровеснику из будущего

Напиши письмо своему ровеснику из будущего. Расскажи ему о Краснодарском крае так, чтобы он смог представить всю красоту Кубани и её жителей, почувствовать, как ты гордишься своей малой родиной. Своё письмо оформи согласно правилам: не забудь о вежливом обращении и подписи, правильно подпиши конверт. Вложи в письмо фотографию или рисунок.

Привет!
Как твои дела? У меня все отлично! Передаю тебе горячий привет из прошлого! Я живу на Кубани. Сейчас 2017 год. Мою Родину называют жемчужиной России. Обильна и плодородна наша земля, уникальна и самобытна народная культура.
Земледелие и животноводство – главное занятие жителей Кубани вот уже более двухсот лет. Тяжело было поначалу распахивать землю степей, заросшую густой травой. И вот уже заколосилась хлебная Нива. Появились поля подсолнечника. Кукурузы, риса и овощей. «Хлеб идёт!» На Кубани - все, от мала до велика, понимают важность этих слов. Житница России – это почётное, но и очень ответственное звание.
Интересно, а какие выращивают растения у вас в будущем? Возможно уже существуют виды растений и породы животных, которые мы еще не знаем.
А еще на Кубани у нас народ гостеприимный. Любые посиделки не обходятся без накрытого стола, угощения. Интересно, какие сладости у вас в будущем?
Заглянуть бы к Вам на немного и своими глазами посмотреть, какое будущее ожидает нашу Кубань.
Я надеюсь, что там впереди у нашей с тобой Родины чудесное будущее.
До свидания, надеюсь увидимся в будущем!

Страница 2 из 31

ГЛАВА 1. БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ

Природные зоны

Ряд, слой, этаж - ярус.

* Впиши названия природных зон Краснодарского края.

1) В недалеком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Современная степь вся распахана и занята посевами культурных сельскохозяйственных растений....

2) Лесостепь протянулась неширокой полосой по левобережью Кубани....

3) Основная часть смешанных и широколиственных лесов приходится на предгорье и горные районы. Широколиственные леса из дуба и бука сменяются хвойными, в которых растут кавказская пихта, ель, сосна.

4) На высоте 2000 метров над уровнем моря раскинулись субальпийские луга. Это богатые пастбища для скота. Далее следуют альпийские луга. Здесь природы сурова. Лишь в августе поляны освобождаются от снега. Выше 3000 метров над уровнем моря - царство вечных снегов, ледников и неприступных скал, почти лишенных растительности.

5) Значительная часть Черноморского побережья относится к зоне субтропиков.

* Назови природные зоны в горах Кавказа от подножия до вершины. Заполни схему, используя слова для справок.


Тема урока: « Природа Краснодарского края. Формы поверхности.

Природные зоны края».

Цель урока: уточнить, обобщить и расширить знания детей по теме, развивать познавательный интерес к природе родного края, воспитывать бережное отношение к природе; работать над развитием внимания, логического мышления.

Оборудование: учебные контурные карты края, карта России, глобус, атлас

«Мир и человек» (у детей), картины «Равнинный пейзаж»,

«Главный Кавказский хребет», справочники

Ход урока:

Ребята, сегодня мы поговорим о поверхности земли Краснодарского края, о рельефе. Кто знает, что оно обозначает? (Оно означает все неровности земли). Внимательно рассмотрите карту Краснодарского края. Посмотрите на сушу и назовите два основных цвета, которыми она обозначена (зелёный, коричневый). Что обозначено зелёным цветом (равнины ), а коричневым (горы ) ? Делаем вывод: поверхность Краснодарского края можно разделить на …(горы и равнины ). Что является границей между ними? (река Кубань как бы делит её на две части: северную – равнинную и южную – предгорную и горную)

По карте Краснодарского края опредлите:

Низменность - (Азово-Кубанская)

Равнина - (Закубанская)

Горы - (Кавказские)

Низменность, равнина, горы – виды …(рельефа Краснодарского края)

Рассмотрим карту «Природные зоны России».

Кто знает, о каких зонах идет речь? Природа разделила нашу страну на зоны. Каждая зона характеризуется определённым количеством тепла и влаги, играющих большую роль в формировании почвы, растительности. На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь. Обратимся к карте, чтобы сделать вывод, в каких природных зонах расположен Краснодарский край. (Это смешанные и широколиственные леса, лесостепь и степь)

Степи

В недалеком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культурных растений. Возделывается свыше ста различных сельскохозяйственных культур.

Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов, можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, осот, зверобой, ромашку и другие травы.

Отметьте на контурной карте степную зону. Какие животные обитают в данной зоне? Почему?

Лесостепь, лес

Лесостепь протянулась сравнительно неширокой полосой в левобережье Кубани. Примерно половину ее площади занимают кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клена, орешника, кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточено около 30% дубрав, свыше 80% буковых и примерно 90% каштановых насаждений России.

Отметьте данную зону на контурной карте. Назовите животных, которые могут обитать в этой зоне. Чем они питаются?

Горы

Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 метров над уровнем моря. За буковыми лесами начинаются хвойные, их составляет кавказская пихта, ель, сосна.

На высоте 1800-2200 метров над уровнем моря изобилие субальпийской растительности.

За субальпийскими лугами простираются альпийские луга северо-западного Кавказа. Здесь природа сурова. Лишь в августе поляны освобождаются от снега.

Как разительна перемена! Поражает яркость окраски, пестрота цветов на каменистых полянах, в окружении скал и снегов. Кругом произрастают красные мытники, синие горечавки, желтые одуванчики, красные гвоздики.

От 300 метров и выше - вечные снега и ледники.

Отметьте эту зону на контурной карте. Назовите животных, обитающих в горной зоне. Что позволяет им переносить такие условия жизни?

Черноморское побережье

От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом, грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривленные сильными ветрами низкорослые вяз, граб, кизил, боярышник. В районе Геленджика встречаются клен, ясен, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью пицундская сосна.

А в районе большого Сочи растительность иная. Круглый год тут зеленеют кипарисы, пальмы, магнолии. Это происходит оттого, что Главный Кавказский хребет защищает побережье от холодных северных ветров, а море, нагретое солнечными лучами за лето, зимой обогревает побережье. Так создаются условия для формирования влажного субтропического климата.

Отметьте эту зону. Назовите животных - обитателей этой зоны.

Вопросы для закрепления: Рассмотрите карту Краснодарского края. Особенности каких природных зон можно наблюдать на территории Краснодарского края?

Что вы знаете об этих природных зонах? Каковы особенности климата степей, лесов, лесостепей, субтропиков - Черноморского побережья Кавказа, климат гор? Как на климат в крае влияют Кавказские горы (предгорье) , а

также Черное и Азовское моря? Как нужно охранять природу?

Задания на карточках:

Карточка 1.

Убери «лишнее» слово:

Дятел, сова, чайка, дрозд

Обоснуй свой ответ.

Карточка 2.

О какой зоне идет речь:

Обилие плодов и сочных трав создают благоприятные условия для обитания животных и птиц. Здесь небольшими стадами пасутся дикие свиньи, промышляют медведь, шакал, енотовидная собака.

Карточка 3.

Л_____________________________

Е_____________________________

С_____________________________

Карточка 4.

Впиши названия растений и животных, обитающих в данной зоне:

С____________________________

Т____________________________

Е____________________________

П____________________________

Карточка 5.

Впиши названия растений и животных, обитающих в данной зоне:

Г____________________________

О____________________________

Р____________________________

Домашнее задание: Составить рассказ – путешествие в одну из природных зон Краснодарского края.

Тема урока: « Природа Краснодарского края. Формы поверхности.

Природные зоны края».

Цели : Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей, учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой, совершенствовать речь, умение наблюдать. Закрепить умение работать в парах, группах.

Оборудование:

Карта природных зон; картины, рисунки с изображением изучаемых объектов, видеофильм «Черноморское побережье Кавказа»; запись музыки для игры; гербарий; наборы открыток; фотографии.

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаём, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

Что же друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег море и пляж.

Но мы отправляем не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Запись на доске и в тетрадях: «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона».

Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? (Эта

удивительная зона занимает очень маленькую территорию.

Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказ-

ские горы, а с другой – Чёрное море).

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? (Вечером.) Почему? Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В умеренном поясе, но ещё ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи.) Почему Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Что вы знаете об этих горах? (Это высокие, молодые горы.) Да, это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на

побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

(Показ видеосюжетов из фильма «На побережье Чёрного моря».) Что же обозначает приставка «суб»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками.) Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек. А теперь в работу включаются все научные группы нашей экспедиции.

Материалы для ботаников:


  1. Отличительная особенность растений субтропиков.

  2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.
Материалы для зоологов:

  1. Обитатели суши.

  2. Обитатели суши, добывающие пищу в море.

  3. Обитатели моря.
Материал для экологов:

  1. Чем является для человека Черноморское побережье?

  2. Экологические проблемы.

  3. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
Методический комментарий: ученики в группах, используя энциклопедии, готовят сообщение по соответствующему плану.

Рассказ ботаников:

Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан (рисунки, гербарий). Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет. Каштан– дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 354 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы (рисунки, гербарий). На Черноморском побережье растёт много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи (рисунки, гербарий). Можно ещё добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая (картины). Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения. А теперь послушаем наших зоологов.

В ходе рассказа на карту вывешиваются иллюстрации с изображением растений.

Рассказ зоологов:

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это косуля. В лесах обитают медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль - и сам станет бурым, сядет на зелёную – позеленеет. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может – мягкая. А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В ходе рассказа карточки с животными закрепляются на карте.

Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно много говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.

Рассказ экологов:

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возник ли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растение иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк (просмотр иллюстративного материала).

Вопросы для закрепления:

Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России? (Рассказы детей.)

Какие растения и животные вас заинтересовали? Почему?

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?

Методический комментарий: уроки на эту тему можно спланировать следующим образом: первый урок посвятить формированию общих представлений о природных зонах края, а второй – изучению той зоны, на территории которой находится ваш населенный пункт.



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.