Мой первый друг анализ. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор"). Анализ стихотворения Пущину Пушкина

Стихотворение А.С. Пушкина И.И. Пущину считается произведением российской классики. Все школьники анализирует его в шестом классе, однако не у всех это получается удачно. Что же, попробуем помочь им в этом.

План анализа

Для того чтобы успешно сделать анализ стихотворения Пушкина «Пущину», необходимо составить план. Это очень сильно упростит ту задачу, которую мы перед собой ставим.

Для начала разделим весь анализ на три части. В первой составляющей для анализа стихотворения Пушкина «Пущину» мы описываем содержание произведения. Другими словами, нужно сказать, о чем Мы выделяем тему стиха. Здесь же необходимо сказать об идейном замысле автора и жанре, к которому относится произведение.

Вторая составляющая, которую нужно раскрыть в анализе стихотворения Пушкина «Пущину», - это та особая техника написания произведения, которую использовал автор. Здесь необходимо отметить ритмику, рифму и стилистическое направление.

Третьей составляющей анализа стихотворения Пушкина «Пущину» станет употребление определенных образов и отношение самого Александра Сергеевича к той проблеме, которую он выделяет в стихотворении. Здесь также нужно высказать и свое мнение о проблеме, выделить какие-либо моменты, которые смогли заставить задуматься. Нужно также сделать маленький вывод, который обобщит все элементы стихотворения.

Первая составляющая: создание стихотворения

Главный герой - И.И. Пущин. А.С. Пушкин был его близким другом. Главный герой произведения погиб, и поэт тяжело переживал эту утрату.

Произведение было написано в 1826 году. В то время, когда Пушкин создавал стихотворение, он находился в ссылке в Псковской области, тогдашней губернии.

Произведение состоит всего из двух строф, однако при этом относится к лучшим лирическим произведениям всей русской классики. Темой произведения стала та радостная встреча, которую очень ждал Александр Сергеевич. Это произведение способно рассказать о тех впечатлениях, событиях, которые заставили подружиться Пущина и Пушкина. Это дружба была очень долгой, ведь мужчины дружили еще с лицейских лет.

Вторая часть: особенности произведения

Как уже было сказано выше, произведение состоит всего из двух строф. Несмотря на это, глубокий смысл, заложенный в стихотворении, очень велик. Пушкин показывает, насколько ему ценна эта дружба, используя различные средства выразительности. В произведении можно увидеть, как автор мастерски употребляет эпитеты и метафоры.

Нужно отметить, что Пушкин написал данное произведение четырехстопным ямбом. В каждой строфе всего по пять строк. Стихотворение очень торжественно. Можно наблюдать элементы лексики старославянского языка.

Третья часть: авторское отношение

По строкам произведения видно, как сильно Александр ценит дружбу с этим человеком. Он очень любит Пущина. Можно сказать даже больше: писатель восхищается им. Пущин был декабристом, который выступал за свободную Россию, Пушкин поддерживал все те взгляды, которых придерживался его друг.

Несмотря на размер стиха Пушкина «Пущину», поэту удалось донести свои эмоции до публики. Любовь к своему другу доказывает, что поэт был очень привязан к Пущину, он переживал за своего друга. Он очень высоко ценил тот день, когда познакомился с Пущиным, это видно по первой строфе произведения.

Хочется отметить, что разлуку со своим другом Пушкин переживал очень тяжело. Судьба пушкинского лицейского товарища сложилась очень трагически - за свои политические взгляды он пожизненно попал на каторгу. Именно там он и погиб. Это было большим ударом для поэта. Когда Александр Сергеевич был в ссылке, Пущин был первым приятелем и знакомым поэта, который его навестил. Эта встреча была короткой и стала самой последней в жизни приятелей.

Хочется сказать, что такое уважение и восхищение своими близкими друзьями заставляет задуматься о том, насколько мы мало их ценим в современной жизни. Важно понимать, что некоторые люди, которые нас окружают ежедневно, действительно заслуживают такого отношения. Многие из них изменили нашу жизнь, кто-то в лучшую, кто-то в худшую сторону. Но и те, и другие принесли в наше существование и обыденность нечто новое, что нас научило чему-то, стало для нас уроком. Поэтому стихотворение Александра Пушкина является отличным примером для подражания.

11 (23) января 1825 года в Михайловское приехал лицейский друг Пушкина Иван Иванович Пущин. Это была их последняя встреча.

Пущин Иван Иванович (4 (15 н.с.) мая 1798 - 3 (15 н. с.) апреля 1859) - один из ближайших лицейских друзей Пушкина, его «первый» и «бесценный» друг. В табели об успехах аттестуется: «В российском и латинском языках - превосходные успехи и более тверды, нежели блистательны; редкого прилежания, счастливых дарований» . В отзыве весьма скупого на оценки М. А. Корфа: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в Лицее любимцем всех товарищей» .

Подружился Пушкин с Пущиным еще до вступительных экзаменов, и эта дружба была неизменной до кончины великого поэта. В Лицее их комнаты были рядом – Иван Пущин № 13, Александр Пушкин № 14, и это также способствовало сближению серьезного и рассудительного Пущина с пылким и увлекающимся Пушкиным. Свою любовь и преданность другу поэт высказал в ряде стихотворений, написанных еще в Лицее: «К Пущину» (1815), «Воспоминание» (1815), «Вот здесь лежит больной студент...» (1817) и «В альбом Пущину» - накануне окончания Лицея:

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья...

По окончании Лицея Пущин определился в гвардейскую Конную артиллерию, а в 1823 году перешел на гражданскую службу в Московский надворный суд, где занял скромное место судьи. Он энергично боролся со взяточничеством и несправедливостью и, по словам современника, был «первым честным человеком, который сидел когда- либо в русской казенной палате».

Еще в Лицее Пущин участвовал в преддекабристской организации «Священная артель» и несколько позднее стал членом Союза благоденствия и Северного общества. В январе 1825 года Пущин посетил опального поэта в Михайловском. «Он, как дитя, был рад нашему свиданию»,- вспоминал Пущин позднее. Они говорили о политическом положении в стране, читали в рукописи привезенную Пущиным комедию «Горе от ума».

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
...Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Друзьям больше не суждено было встретиться. Декабрьское восстание 1825 года навеки разлучило их. За участие в нем декабрист Пущин был сослан на каторгу в Сибирь. Через год до Пущина дошло проникновенное стихотворение Пушкина, адресованное изгнаннику:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

В первоначальном неоконченном послании И. И. Пущину 1825 г. за стихом «Твой колокольчик огласил» следовало:

Забытый кров, шалаш опальный
Ты вдруг отрадой оживил,
На стороне глухой и дальней
Ты день изгнанья, день печальный
С печальным другом разделил.
Скажи, куда девались годы,
Дни упований и свободы,
Скажи, что наши? что друзья?
Где ж эти липовые своды?
Где ж молодость? Где ты? Где я?
Судьба, судьба рукой железной
Разбила мирный наш лицей,
Но ты счастлив, о брат любезный,
На избранной чреде своей.
Ты победил предрассужденья
И от признательных граждан
Умел истребовать почтенья,
В глазах общественного мненья
Ты возвеличил темный сан.
В его смиренном основанье
Ты правосудие блюдешь,
Ты честь...........
...................

В конце послания, как раз и говорится о должности судьи, избранной Пущиным после его ухода из гвардии. Об этом же строки из черновой рукописи «19 октября», которые И. И. Пущин процитирует позднее в «Записках о Пушкине»:

Ты, освятив тобой избранный сан,
Ему в очах общественного мненья
Завоевал почтение граждан.

Через несколько лет Пушкин встретился на Кавказе с декабристом Михаилом Ивановичем Пущиным, который вскоре написал брату: «Он любит тебя по-старому и надеется, что и ты сохраняешь к нему то же чувство». Смерть великого поэта Пущин воспринял как личную и общественную потерю. «Последняя могила Пушкина! Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история... то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России...»

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.
Не друг ли едет запоздалый,
Товарищ юности удалой?..

…Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения я поехал в Псков. Погостил у сестры (Екатерины Ивановны, которая была замужем за Иваном Александровичем Набоковым, командовавшим дивизией, квартировавшей в то время в Пскове) несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова; в Острове, проездом ночью, взял три бутылки клико и к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели. Свернули мы наконец с дороги в сторону, мчались среди леса по гористому проселку: все мне казалось не довольно скоро! Спускаясь с горы, недалеко уже от усадьбы, которой за частыми соснами нельзя было видеть, сани наши в ухабе так наклонились набок, что ямщик слетел. Я с Алексеем, неизменным моим спутником от лицейского порога до ворот крепости, кой-как удержался в санях. Схватили вожжи.

Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора...

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке.

Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один - почти голый, другой - весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь, через тридцать три года, мешает писать в очках), мы очнулись. Совестно стало перед этою женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, - чуть не задушил ее в объятиях.

Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора; против его двери - дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев.

После первых наших обниманий пришел и Алексей, который, в свою очередь, кинулся целовать Пушкина; он не только близко знал и любил поэта, но и читал наизусть многие из его стихов. Я между тем приглядывался, где бы умыться и хоть сколько-нибудь оправиться. Дверь во внутренние комнаты была заперта, дом не топлен. Кое-как все это тут же уладили, копошась среди отрывистых вопросов: что? как? где? и проч. Вопросы большею частью не ожидали ответов. Наконец помаленьку прибрались; подали нам кофе; мы уселись с трубками. Беседа пошла правильнее; многое надо было хронологически рассказать, о многом расспросить друг друга. Теперь не берусь всего этого передать.

Вообще Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость; может быть, самое положение его произвело на меня это впечатление. Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами; я нашел, что он тогда был очень похож на тот портрет, который потом видел в «Северных цветах» ….

Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллеристов я преобразовался в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня!

… Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему вовсе почти незнакомою. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух; но опять жаль, что не припомню теперь метких его замечаний, которые, впрочем, потом частию явились в печати...

… Пушкин, как ни в чем не бывало, продолжал читать комедию; я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и исполненное жизни чтение, довольный тем, что мне удалось доставить ему такое высокое наслаждение. Потом он мне прочел кое-что свое, большею частью в отрывках, которые впоследствии вошли в состав замечательных его пиес; продиктовал начало из поэмы «Цыганы» для «Полярной звезды» и просил, обнявши крепко Рылеева, благодарить за его патриотические «Думы»…

….Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить: на прощанье хлопнула третья пробка. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякнул у крыльца, на часах ударило три. Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку! Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мной...

Завершает Иван Иванович свои «Записки» словами:

…В Петербурге навещал меня, больного, Константин Данзас. Много говорил я о Пушкине с его секундантом. Он между прочим рассказал мне, что раз как-то, во время последней его болезни, приехала У. К. Глинка, сестра Кюхельбекера; но тогда ставили ему пиявки. Пушкин, прося поблагодарить ее за участие, извинялся, что не может принять. Вскоре потом со вздохом проговорил:

«Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского!»

Вот последний вздох Пушкина обо мне. Этот предсмертный голос друга дошел до меня с лишком через двадцать лет!

Им кончаю и рассказ мой.

Лирика дружбы занимает особенное место в творчестве А.С. Пушкина. Через всю жизнь пронес поэт воспоминания о лицейском братстве. Под множеством стихотворений разных лет стоит дата 19 октября . Именно в этот день был основан Лицей и день этот его воспитанники отмечали ежегодно. Несколько стихотворений посвящено Ивану Пущину (друзья звали его Жанно). Первое из них было написано еще в юношестве и относится к 1815 году.

В своих воспоминаниях Пущин описывает встречу с другом, которая имела большое значение для обоих друзей, а также послужила поводом к написанию одного из прекрасных стихотворений. Стихотворение это начинается словами «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Это восклицание выражает все самые нежные и искренние чувства Пушкина к его товарищу по Лицею.

Пущин приехал к поэту в январе 1825 года, когда тот находился в ссылке в Михайловском и даже через много лет так живо описывал эту встречу, как будто она произошла только вчера. Для Александра Сергеевича эта встреча была неожиданной и от этого особенно радостной и волнительной. Поэт в то время жил уединенно, был оторван от литературной жизни, от друзей, в непростых отношениях с родными. От друга он узнал новости жизни литературной и общественной: о создании тайных обществ, о новой комедии Грибоедова «Горе от ума». Иван Иванович рассказал другу, что его любят и ждут, что его произведения читают. Дружеская поддержка была необходима изгнанному поэту.

В стихотворении «Пущину» всего десять строк. Первая строфа – воспоминание о чувствах, испытанных в момент приезда друга. Второе пятистишие адресуется Пущину, попавшему в похожую ситуацию: он был сослан в Сибирь до 1856 года за участие в декабрьском восстании. Своим стихотворением Пушкин поддержал его и дал «утешенье». Все годы дружбы Пушкина и Пущина освещены были «лучом лицейских ясных дней».

19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Лицеисты первого выпуска, к ко­торому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый «лицейский дух» - дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. Кроме того, Лицей стал для него настоящим домом, и там же произошло его посвящение в поэты. В связи со всем этим день открытия Лицея Пуш­кин неизменно отмечал стихотворениями, обращенными к друзьям юности (Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру). Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября. В те го­ды, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. Одно из таких дружеских посланий и представляет собой «19 октября».

Жанр - дружеское послание.

Сюжет. Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа и сразу же возникает тема одиночества. Поэт с тоской вспоминает о своих товарищах, которые в этот день «пируют» «на бре­гах Невы», размышляет о том, «еще кого не досчитались» его лицейские друзья. В его воспоми­наниях друзья, которых он обрел в Царскосельском лицее, предстают как единственно надежные и верные, а сам Лицей - как «отечество», родной дом:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Затем поэт вспоминает о тех, кто не оставил опального поэта и в ссылке. Так, он пишет о посе­щении его в Михайловском Пущиным:

Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.

Оканчивается стихотворение печальными размышлениями о том, что с каждым днем круг дру­зей редеет. Но поэт выражает надежду на то, что в следующем году он будет отмечать этот день вместе со всеми:

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

Центральная тема стихотворения «19 октября» - тема дружбы. Здесь Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотив­шей их в единую семью. Не случайно в одной из строф поэт подчеркивает, что истинных друзей он обрел именно в Лицее, «иные» же «друзья» глубоко разочаровали его:

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой...

С мольбой моей печальной и мятежной,

С доверчивой надеждой первых лет,

Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет.

Все послание согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.

М.Ю. Лермонтов "Тучи "

Михаил Юрьевич Лермонтов любил писать стихи, и вкладывать в них свою душу. Им написано свыше 300 стихотворений, среди и нашлось стихотворение под названием "Тучи".

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурную, цепью жемчужную
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
(Написано в 1840 году)

Прочитав это стихотворение, я понял, что люди жившие в обществе не одиноки, а тучи должны скитаться по небесным просторам. Изгнанники...
Когда Лермонтов прочитал своим друзьям в Петербурге это стихотворение, у него глаза были влажные от слёз. Стихотворение очень трогательное и душевное.
Мне кажется, что в мире очень много изгнанников, особенно зимой и осенью. Когда я читаю стихотворение, мне представляется поэт, который смотрит в окно и наблюдает за потоком туч изгнанников.

Михаил Юрьевич Лермонтов постоянно был в изгнанники (То есть, перебирался во всякие города), и он сравнил своё изгнание с тучами. И смотря в окно он сочинил это стихотворение.

Я думаю, Лермонтов хочет нам сказать что нужно держаться вместе с друзьями, близкими и приятелями, и жить в обществе как нормальные люди. А ни как тучи, всё время в изгнании.

Лермонтов вложил в это стихотворение чувства любви, страданий и страсти, как написано в стихотворении. Автор переживает разлуку с любимым городом, и волнуется насчёт его личной жизни.

Я понял, что надо дружить со всеми, но не заводить врагов, быть равным с обществом, стремиться к свободе, и не с кем не ссориться!



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.