Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Лебедь белая плывет. Лебединая верность. Рисование гуашью поэтапно Лебеди изо

Рисование лебедей гуашью. Мастер-класс с пошаговыми фото

Рисование гуашью "Лебединая верность". Мастер - класс с пошаговыми фото


Яковлева Наталья Анатольевна, учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ 73 "Лира" г. Тюмень
Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, а также творческим людям.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: создание композиции пары лебедей на пруду гуашью.
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
учить рисовать фигуры лебедей
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение замечать и отражать в рисунке красоту природы
воспитывать бережное отношение к природе
поддерживать интерес к изобразительному искусству
Материалы: гуашь, лист акварельной бумаги формата А-3, кисти синтетические, палитра, баночка для воды


Перед началом работы можно прослушать песню Евгения Мартынова "Лебединая верность".
Вот текст:
Над землёй летели лебеди
Солнечным днём,
Было им светло и радостно
В небе вдвоём.
И земля казалась ласковой
И в этот миг,
Вдруг по птицам кто-то выстрелил
И вырвался крик.
Что с тобой, моя любимая,
Отзовись скорей,
Без любви твоей
Небо всё грустней.
Где же ты, моя любимая,
Возвратись скорей,
Красотой своею нежной
Сердце мне согрей.
В небесах искал подругу он,
Звал из гнезда,
Но молчанием ответила
Птице беда.
Улететь в края далёкие
Лебедь не мог,
Потеряв подругу верную,
Он стал одинок.
Ты прости меня, любимая,
За чужое зло,
Что моё крыло
Счастья не спасло.
Ты прости меня, любимая,
Что весенним днём
В небе голубом, как прежде,
Нам не быть вдвоём.
И была непоправимою
Эта беда,
Что с подругою не встретится
Он никогда.
Лебедь вновь поднялся к облаку,
Песню прервал.
И, сложив бесстрашно крылья,
На землю упал.
Я хочу, чтоб жили лебеди
И от белых стай,
И от белых стай
Мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди
Над землёй моей,
Над судьбой моей летите
В светлый мир людей.

Последовательность работы:

Располагаем лист горизонтально.Намечаем линию горизонта.


Тонируем небо: много белого и совсем немного синего и бордового


Тонируем фон воды: белый с добавлением синего, зелёного и фиолетового. Причём делаем растяжку от светлого к тёмному. Даём подсохнуть.


Немного ниже середины листа, намечаем белым цветом силуэты лебедей


Синим делаем тени.


В белый добавляем бордовый и накладываем сверху мазками тонкой кистью


Ещё прокладываем тени: белый с синим и фиолетовым. Под лебедями тень из синего, фиолетового с добавлением коричневого


Особое внимание клювам. Сначала рисуем красным цветом


Затем чёрным


Справа на дальнем плане почти сухой кистью выполняем траву и её отражение: зелёным с добавлением синего и охры


Слева траву подлиннее и отдельно стоящие травинки


Также слева рисуем тоненькие стебельки высоких травинок и листья на них


Теперь самое простое- нарисовать листья кувшинок по своему усмотрению в форме овалов.Только обращаю внимание: впереди(внизу) листья крупные и потемнее, чем дальше, тем мельче и светлее и разными оттенками зелёного: добавляем светло - и тёмно - жёлтый, охру, коричневый, синий


Синим с коричневым(в результате - серым) тончайшими линиями " подводим" нижнюю часть кувшинок. Они получаются объёмнее. И здесь же справа дополнительно рисуем зелёным с тёмно - синим ещё одну траву. Этим же цветом добавляем тени слева


Мазками белым цветом рисуем кувшинки. Впереди больше, чем дальше,тем меньше


Серединки жёлтым


В нижней части листа добавляем ещё травинок.


На кувшинках светло- голубым намечаем тени. Тёмно - зелёные травинки на дальнем плане тоже можно " приглушить" этим же цветом.
Наша работа готова!


Надеюсь, что работа принесёт пользу в профессиональной или творческой деятельности, а результат не разочарует!
Желаю всем удачи!

Слайд 2

1) Используйте линейку для того, чтоб нарисовать прямоугольник такого размера, каким должен быть рисунок2) Ближе к нижней части нарисуйте яйцеобразную фигуру. Оставьте достаточно места для шеи и головы. Меньший конец этой фигуры направлен слегка вниз, в левый угол. Рисуйте легкими линиями, потому что их потом нужно будет стереть

Слайд 3

3) Нарисуйте шею. Заметьте, что нижняя часть шеи шире, чем верхняя

  • Слайд 4

    4) Нарисуйте небольшой круг на верхней части шеи (это будет голова лебедя)

    Слайд 5

    5) Нарисуйте клюв

  • Слайд 6

    6) Легко проведите ластиком по рисунку, пока линии будут еле видны.

  • Слайд 7

    7) Детально нарисуйте лебедя размытыми нечёткими (не прямыми) линиями соответственно с эскизом (что поможет показать фактуру перьев). Не рисуйте прямо по линиям эскиза. Нарисуйте клюв, глаз, крылья, большие красивые перья хвоста и отражение на воде

    Слайд 8

    8) Углом винилового ластика сотрите линии начального эскиза.9) Нарисуйте заново линии, которые случайно стерлись.10) Измените то, что вам не нравится перед продолжением

    Слайд 9

    11) Легко заштрихуйте тело и голову линиями разной длины; используйте карандаш 2Н и НВ для светлых тонов, штрихуя кривыми линиями. Светлое затенение показывает текстуру перьев на теле, крыльях и хвосте. Помните, что источник света справа сверху

    Слайд 10

    12) Детальнее прорисуйте перья на голове лебедя, используя любой карандаш. Посмотрите внимательно на блики на голове и на щеках. Обратите внимание, как затенение на голове очерчивает форму головы.13) Контрастной перекрестной штриховкой зарисуйте клюв.14) Затенение глаза: блик белый, верхняя часть глаза – темнее

    Слайд 11

    15) Добавьте темные тона на шее, на участки в тени карандашами НВ и 2В. Затенение темнее прямо под щекой и на правой части шеи (см. также предыдущее изображение). Также обратите внимание, что перья на нижней части шеи крупнее, чем вверху. Штрихи длиннее, более кривые и между ними большее расстояние

    Слайд 12

    16)Добавьте темные тона к остальным частям тела, хвосту и крыльям (см. также предыдущее изображение)

    Слайд 13

    Тихая вода выглядит реалистичнее, когда линии горизонтальные и параллельные. Когда объект или живое существо двигается на воде, то её поверхность волнистая.17) Нарисуйте много легких прямых линий на заднем фоне, параллельных верхней и нижней сторонам прямоугольника. Воспользуйтесь линейкой

    Слайд 14

    18) Затените отражение лебедя на воде. Обратите внимание на светлые и темные участки

    Цель урока :

    • выполнить пошаговое рисование лебедя
    • развивать речь учащихся, обогащение кругозора
    • воспитывать чувство прекрасного, умение сопереживать, видеть и беречь красоту

    Оборудование: презентация по теме, плакаты с пошаговым изображением лебедя

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Сегодня на уроке мы будем рисовать птиц. А какую птицу мы будем рисовать, вы узнаете позже.

    II. Вводное слово учителя:

    Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной пустыне, и в безводных песках и над безбрежными просторами океанов. Птиц на земле более 10 тысяч видов. Просто удивительно, что существуют такие разные и непохожие друг на друга виды (слайд 2). Трудно представить рядом африканского страуса, ростом почти под три метра и малютку колибри, росточком всего около пяти сантиметров. Андского кондора, с размахом крыльев более трех метров, способного парить на высоте нескольких километров и императорского пингвина, умеющего нырять на глубины свыше полкилометра (до 530 метров) и находиться под водой почти двадцать минут (слайд 3).

    Каких птиц вы знаете вы?

    Какую пользу приносят человеку птицы? (Они поддерживают природное равновесие в природе, поедая вредных насекомых, поедая грызунов, помогают растениям распространять семена, радуют человека своим пением, ярким оперением.)

    Человек издавна наблюдал за птицами и подмечал то, что удивляло его и восхищало, некоторые птицы стали символами разнообразных качеств и поступков людей. О птицах в народе слагают песни, стихи, легенды.

    III. Выступления детей с легендами о птицах.

    Легенда о птице Пеликан.

    Некогда в цветущей долине Нила древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения. Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что вылупившиеся птенцы птицы пеликан. И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, птица пеликан разорвала себе грудь и напоила их своей кровью. С тех пор эта птица стала символом самоотверженной родительской любви. В России приз лучшему учителю года - статуэтка “Хрустальный пеликан”. В Скандинавии пеликан - эмблема доноров (слайд 4,5,6).

    Легенда о вороне.

    Однажды бог Аполлон встретил девушку. Девушку звали Коронида. Плененный ее красотой, Аполлон женился на ней. У них родился сын. У Аполлона был ворон с блестящими, как серебро, перьями, он летал быстро, как стрела, и мог разговаривать. Когда Аполлону приходилось уходить в дальние края, он говорил Корониде: "Я буду каждый день знать, как ты и сын живете без меня. Мой ворон будет посещать вас, и рассказывать мне о вашей жизни". Но как-то ворон вернулся от Корониды и начал с запинками повторять: "Кор... Кор... Кор..." Ничего не понял Аполлон из этих несвязных слов. Наконец, ворон, сказал уже внятно: "Коронида только веселится со своими подругами и совсем не заботится о твоем сыне". Разгневанный Аполлон отправился домой, чтобы убедиться, правду ли рассказал ему ворон. Вот он уже приблизился к роще, где стоял его дом, и вдруг заметил белую одежду Корониды, брошенную на ветвях дерева, а затем увидел и саму Корониду, бегущую в лес. "Не обманул меня ворон",- подумал Аполлон. Не задумываясь, он направил в нее свою стрелу. Послышался крик, и Коронида упала, пронзённая стрелой. Умирая, она сказала ему, что увидев возвращающегося мужа, сбросила по дороге одежду, чтобы было легче бежать ему навстречу, что вела себя достойно, проводя все время в заботах о сыне. Нагнулся Аполлон, чтобы ее обнять, но она уже была мертва... Смерть Корониды потрясла Аполлона. Ведь он сам, поверив ворону, убил ее. А тут и ворон прилетел. "Кор... Кор..." - раскаркался он. Поднял голову Аполлон и проклял ворона: "Будь ты проклята, птица! Никогда больше ты не сможешь сказать ни слова, а будешь только каркать! И пусть серебристо-белое твое оперение станет черным, как деготь!" С тех пор все вороны стали черными. Аполлон превратил ворона в созвездие и оставил на небе, чтобы, оно напоминало людям об обмане и удерживало их от поспешных и необдуманных решений (слайд 7).

    Легенда о кукушке.

    Почти у всех народов с кукушкой связано множество легенд. В одной из самых распространенных говорится о том, что женщина загубила своего мужа и бог в наказание превратил ее в птицу, которой никогда не суждено было иметь свою семью. Горько с тех пор плачет кукушка. Ее слезы превращаются в травку, которая так и называется кукушкины слезы, а печальный голос слышен далеко вокруг (слайд 8).

    Легенда об аисте.

    Аист - символ почтительности к родителям (считалось, что молодые аисты во время продолжительного перелета несут на себе старых и ослабевших сородичей), нежности, привязанности к детям. В древности верили, что аисты кормят своих престарелых родителей. Предписание заботиться о родителях в Риме именовалось "Законом аиста" По одной из легенд, аист - это превращенный в птицу человек, наказанный Богом за непослушание. Будто бы Бог собрал всех гадов земли (лягушек, ящериц, змей) в мешок и велел человеку уничтожить его. Но человек не выполнил приказа. Из любопытства он развязал мешок и заглянул в него. Гады вырвались на свободу и снова расползлись по всей земле. Превратив ослушника в аиста, Бог наказал ему очищать от них землю. От пережитого стыда ноги и нос аиста покраснел.У славян считался аист священной птицей, убийство аиста, либо разорение его гнезда расценивалось как большой грех. Согласно русским народным поверьям, аист - птица, приносящая счастье. Он покровительствует рождению детей (слайд 9).

    IV. Новый материал.

    А теперь, ребята, отгадайте загадку:

    Длинная шея, в стае живут,
    Очень красивые, друг без друга умрут.

    Да, сегодня на уроке мы с вами поговорим и научимся рисовать прекрасную птицу, которую называют царём водоплавающих птиц – лебедя (слайд10).

    Лебеди это гордые, статные птицы – дивной красоты, приковывающие взгляды грациозностью и благородством (слайд 11 ). Белые как снег, с блестящими глазами, с длинной, гибкой и красивой шеей лебеди прекрасны, когда плывут по синей поверхности воды. (слайд 12,13)

    Старая легенда гласит, что нет любви сильнее лебединой, а пара лебедей хранит верность друг другу всю жизнь. Лебединая пара-это символ верности и красоты. Пары у них создаются однажды на всю жизнь (слайд 14, 15). Самка и самец необычно верно привязаны друг к другу, они вместе строят гнездо, по очереди высиживают яйца, совместно заботятся о птенцах. В народе даже появилось такое понятие, как “лебединая верность”, о которой сложено немало песен (Приложение 2) , (слайд 16).

    Дело в том, что лебедям свойственно хранить верность своему партнеру даже после его смерти. Лебеди ухаживают за своим больным или раненным партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду. После смерти партнера они не прибиваются к стае лебедей, не улетают в теплые страны, а так и остаются на месте гибели своих возлюбленных, храня им верность. А нередко бывает и так, что лебедь, потерявший подругу, поднимается ввысь и падает, разбиваясь, на землю.

    Пара лебедей все время вместе,
    Не изменят, не уйдут, не предадут,
    В белом оба, будто – бы жених с невестой,
    Счастье лебединое хранят и берегут.

    Ну, а если, вдруг один погибнет,
    То другому тоже не прожить,
    В высоту поднимется, застынет,
    Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…

    Учитесь верности у лебедей!
    Любите так, как любят эти птицы!
    Ведь если взять вселенную,
    Ни с чем... Любовь такая не сравнится.

    Лебеди не оставляют равнодушными никого, поэтому сложено столько легенд, сказок и поэтических строк (сказки “Гуси-лебеди”, “Сказка о царе Салтане”, Г.Х.Андерсен “Гадкий утенок” С.Есенин “Лебёдушка”).

    Михаил Александрович Врубель создал прекрасную картину “Царевна-лебедь”.

    На этой картине изображена прекрасная царевна, которая через минуту вновь обратится в белую птицу. Она смотрит на нас печальными глазами, в которых одиночество и беззащитность красоты (слайд 17).

    П.И.Чайковский посвятил им бессмертную музыку, написав балет “Лебединое озеро”. Это прекрасная легенда о верности и любви принца Зигфрида и прекрасной принцессы Одетты, превращенной в лебедя Черным коршуном (слайд 18,19 ).

    Просмотр отрывка из балета(Приложение 3), (слайд20).

    V. Физминутка (слайд21).

    VI. Рисование.

    И мы сегодня на уроке будем рисовать этих прекрасных птиц.

    Пошаговое рисование лебедей (слайд 22-27).

    Можно предложить учащимся использовать приём - рисование свечкой, для изображения отражения в воде или гребней волн. Нужные места натираются свечкой или восковыми карандашами и раскрашиваются акварельными красками.

    VII. Подведение итогов урока.

    Выставка работ учащихся (слайд 28-29).

    Розалия Каримова
    Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Лебедь белая плывет»

    Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе

    «Лебедь белая плывет »

    Программное содержание :

    Учить передавать в рисунке образ сказочной птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове) .

    Учить передавать величину и пропорции частей тела птицы и различные движения, использовать схемы последовательности рисования .

    Закреплять технику рисования «тычком» , концом кисти.

    Развивать воображение, образное мышление, творчество, чувства прекрасного.

    Расширять знания детей о птицах. Упражнять в подборе определений и глаголов.

    Формировать зрительно-двигательные умения планомерного обследования образа.

    Материал :

    Демонстрационный : схемы последовательного рисования лебедя в разных позах и движениях, аудиозапись «Лебедь » из сюиты «Карнавал животных» Камилла Сен Санса.

    Раздаточный : голубая бумага (20х30, кисти №3 (щетина, №2, №5, 1/2 альбомного листа, палитры, гуашь : белая , синяя, красная, желтая, черная, салфетки, баночки для воды, простой карандаш.

    Предварительная работа :

    Чтение «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, рассказ воспитателя о лебедях , рассматривание иллюстраций, лепка «Лебедь » , рассматривание схем последовательного рисования лебедя в разных позах и движениях, игровые упражнения «Подбери признак» , «Назови действие» .

    Про какую птицу можно сказать : «Гордо изогнув шею, величаво плывет крупная белоснежная птица»?

    Этим прекрасным птицам посвящают свои творения поэты и композиторы, художники и скульпторы, о них слагают сказки. Одну из них мы с вами недавно прочитали.

    Глядь, поверх текучих вод

    Лебедь белая плывет…

    Из какой сказки эти слова? Да, это «Сказка о царе Салтане» . Написал ее … (Пушкин А. С.) .

    За что люди любят этих птиц?

    Какие они? (Крупные, белоснежные, белокрылые, длинношеи, водоплавающие, прекрасные, красивые, гордые, величавые, грациозные.)

    Как много красивых определений вы подобрали.

    Сегодня я вам предлагаю нарисовать царевну Лебедь до ее превращения в красавицу-девицу.

    Пальчиковая гимнастика :

    Прищипывание пальцев правой и левой руки поочередно, начиная с мизинца, на слова стихотворения :

    На волнах качаясь, лебеди плывут ,

    То нырнут, то вынырнут, лапками гребут.

    Мы с вами уже рассматривали образцы рисования , лебедя в разных движениях .

    Давайте еще раз рассмотрим один из них.

    Воспитатель показывает и проговаривает последовательность рисования :

    На какую цифру похожа лебедь ? Начинаем рисовать двойку , затем внизу пририсовываем большой овал – туловище. Вверху рисуем голову – маленький овал. Покажем длинную изогнутую шею, дорисовываем хвост – треугольник , клюв, крыло – овал. У основания клюва, вы помните, есть … (небольшая черная шишечка) .

    Давайте прорисуем лебедя пальцем на листе .

    Воспитатель еще раз проговаривает последовательность рисования .

    Посмотрим на эту лебедушку . Как вы думаете, что делает она? (Воспитатель уточняет и дополняет : машет крыльями, наверное хочет взлететь или, наоборот, только опустилась на воду; а может быть, плывет навстречу князю Гвидону).

    А эта птица плывет навстречу к нам , форма туловища изменяется. Мы с вами убедились в этом, когда рассматривали игрушку. А что делает эта лебедь ? (Вытягивает шею, ловит рыбу; а может быть, прячется от коршуна) .

    Что еще может делать лебедь ? (Поворачивать голову, кружиться на воде, плескаться, летать)

    Подумайте, как вы нарисуете свою царевну Лебедь . Может быть, вы придумаете для своей лебедушки совсем другие движения. Дорисуйте море, по которому плывет царевна Лебедь .

    Как можно раскрасить лебедя ? («Тычком» , всей кистью, концом кисти передать перья.) Вспомните главное правило при раскрашивании «тычком» . («Тычок не любит много краски, воды.)

    Зрительная гимнастика :

    Прослеживающие движения глаз ребенка вверх-вниз, вправо-влево за игрушкой-лебедем (с использованием художественного слова) . Моргание.

    Вдоль по реченьке лебедушка плывет ,

    Выше бережка головушку несет,

    Белым крылышком помахивает,

    На цветы водицу стряхивает.

    Глаза наши отдохнули.

    А сейчас я предлагаю вам изобразить этих прекрасных птиц.

    Физминутка «Лебеди летят » :

    Лебеди летят , Подняться на носки, плавные

    Крыльями машут, движения рук.

    Прогнулись над водой, Прогнуться назад, нога на носок

    руки на пояс.

    Качают головой. Покачивание головой, полуприседание,

    руки на пояс.

    Прямо и гордо умеют держаться,

    Очень бесшумно на воду садятся. Присесть, руки в стороны.

    Белые лебеди летели , летели Подняться, руки вверх, взмах руками.

    И на воду сели. Присесть, руки в стороны.

    Сели, посидели,

    Снова полетели. Встать, руки вверх, через стороны

    Приступаем к работе. Я включу вам прекрасное музыкальное произведение, которое называется «Лебедь » . Думаю, эта музыка поможет вам в рисовании прекрасной царевны Лебеди .

    Во время рисования обращать внимание :

    Не нажимать сильно на карандаш при рисовании контура ;

    - рисовать крупно ;

    Использовать листочки для проверки цвета, «тычка» , чтобы убрать лишнюю краску, опробовать отдельные элементы;

    При рисовании «тычком» держать кисть вертикально;

    Опираться на образцы.

    При необходимости оказывать индивидуальную помощь.

    Самоанализ.

    Кто хочет рассказать о своей царевне Лебеди ?

    Какая она у тебя получилась? Что делает? Все ли тебе удалось? Что было трудно?

    (2 – 3 ребенка.)

    В анализе воспитатель отмечает выразительность передачи образа, движений.

    Публикации по теме:

    Конспект фронтальной интегрированной НОД в логопедической средней группе для детей с ОНР «Белая сказка» Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о белом цвете, о зиме и ее признаках. Совершенствование грамматического строя.

    Конспект НОД для детей подготовительной группы «Сине-белая роспись». Подготовила и провела воспитатель Луцив И. С. Программное содержание:.

    Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Натюрморт» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе "Натюрморт" Программные задачи: Продолжать учить, детей рисовать с натуры, передавать.

    Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе «Путешествие в Африку» Задачи: 1. Расширить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь по теме, уточнить название животных жарких стран. (Интеграция.

    Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием-углем. Воспитывать у детей интерес к рисованию. Задачи: Закрепить знания о.

  • 

    Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.