Классный час "Вежливость на каждый день" (7 класс). Классный час на тему "Истинная вежливость" Вежливость основа воспитанности классный час

Разделы: Внеклассная работа , Классное руководство

Цель: привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи :

  1. Дать понятие об этикете.
  2. Раскрыть историю понятия этикет.
  3. Отработать навыки культурного поведения.

Оформление:

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. (М.Сервантес)

“Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям”. (Ж.Руссо)

“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. (Ф.Бэкон)

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя понятие “этикет”, как развивалось оно со временем; о правилах поведения в современном обществе.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в “Одиссее” Гомера, в памятниках древнерусской литературы, например, в “Поучении” Владимира Мономаха, написанном еще в Х веке.

“Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного посещайте... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…

В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – “этикеток” – и произошло слово “этикет”. Этикет – это свод правил поведения в обществе. При Петре I трижды издавали книгу для молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. В ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных местах.

“Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать.

Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.

Этикет сегодняшнего дня далек от этикета Людовика XIV или Петра I. Но часть правил пришла к нам из истории. Прошедшие века стали фильтром. Который отсеял незначительные и бесполезные правила и оставил нам только наиболее рациональные из них.

Сейчас я приглашаю вас на несовсем обычное соревнование – турнир вежливости .

Он посвящен правилам этикета в современном обществе.

(Воспитанные, любезные, культурные, великодушные.

Доспехи ваши – вежливость и любезность, внимание и доброжелательность.)

За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик. Победителем окажется тот, кто к концу нашего мероприятия наберет наибольшее количество жетончиков. Итак, внимание! Начинаем!

Для разминки проведем конкурс – поэтическую игру “Словарь вежливых слов”.

  1. Растет даже ледяная глыба От слова теплого....(“С пасибо. ”)
  2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит.... (“Добрый день. ”)
  3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь...(“Здравствуйте. ”)
  4. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... (“Спасибо. ”)
  5. Когда нас бранят за шалости, Говорим... (П рости, пожалуйста. )
  6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут...(“До свидания. ”)

Одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет .

Поговорка “Ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость” хоть и не нова, но, как и прежде, очень актуальна.

Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях” , когда царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. Мы еще не знакомы с человеком, но стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и возраст.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, и интонация.

Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.

Ученый установили, что словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас скромнее – около 4 тысяч слов.

Задание:

Давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “да” произнести по-разному: громко и тихо; неуверенно и решительно; восторженно и задумчиво; нежно и иронично; торжествующе разочарованно; с энтузиазмом и скучающе.

  1. Скажите, к кому вы обычно обращаетесь на “ты”? (К близким людям, друзьям, членам семьи, взрослые к детям.)
  2. К кому вы обычно обращаетесь на “вы”? (К малознакомым и незнакомым взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной обстановке.)
  3. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым – вошедший или те, кто находится в помещении? (Вошедший.)
  4. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (Свои имена.)
  5. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да.)
  6. В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда ее представляют старшему по возрасту или положению.)

“Мы идем в гости!”

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Тарам-парам, парам-тарам, на то оно и утро!

Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.

  1. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить или подготовить подарок.)
  2. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (Поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
  3. Обязательно ли договариваться о времени, приглашая друг друга в гости? (Обязательно. Дежурная фраза “Заходи как-нибудь в гости” – это, по сути дела, плохо завуалированное оскорбление.)
  4. Можно ли приглашать в гости по телефону? (Можно, но только очень близкого друга.)
  5. Как нужно вести себя в гостях? (Быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания.)
  6. Должны ли хозяева знакомить незнакомых друг с другом гостей? (Должны; более того, это их обязанность.)
  7. Представьте, что у вас дома собрались гости, все уже приготовлено, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать? (Не более 15 минут.)
  8. Нужно ли, отправляясь в гости, брать с собой торт, напитки, сладости? (Главное – взять то, что будет уместным, и столько. Сколько действительно нужно.)
  9. Прилично ли опаздывать в гости? (Неприлично, нельзя заставлять себя ждать.)
  10. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа.)

“Что подарить...”?

Чего не дарят людям в день рождения! Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения, другие с целым ворохом конфет.

Приглашение получено, нужно подобрать подарок. Выбрать его – задача не из легких. Главное здесь – чтобы подарок принес радость тому, для кого он предназначен. Итак, поговорим о том, что и когда можно дарить и как правильно принимать подарки!

(На столике лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка, блокнот и т.д.)

Вы видите на столе много-много подарков. Подойдите к столу и выберете тот подарок , который бы подарили своему другу, маме, учительнице, подруге. Если ничего не нравится, предложите свой вариант подарка.

  1. Какие подарки уместны в любом случае, по поводу любого праздника? (Открытка, цветы, книги, коробка конфет.)
  2. Как следует принимать подарок? (Развернуть, посмотреть, поставить на видное место и поблагодарить за него.)
  3. Вы дарите букет цветов. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное число, если их меньше 10, а если больше – произвольное число.)
  4. Вы дарите букет. В какой руке вы его держите – в правой или в левой? (В левой, чтобы букет не мешал здороваться.)
  5. Допустим, молодой человек придя в гости к девушке приносит цветы ей и ее матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? Кому вручают цветы в первую очередь? (Букеты должны быть разными, сначала цветы вручаются матери, затем девушке.
  6. Можно ли дарить цветы в горшке? (Можно. Но только близкому другу.)

“Пословица за пословицей”.

Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

  1. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  2. Даренному коню в зубы не смотрят.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Худой мир лучше доброй ссоры
  5. Не бросай камня в чужой огород.
  6. Яйца курицу не учат.
  7. Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.
  8. Всяк сверчок знай свой шесток.
  9. Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
  10. Про доброе дело говори смело.
  11. Жизнь дана на добрые дела.
  12. Как проживешь, так и прослывешь.
  13. Худо жить без ласкового слова.
  14. Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  15. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  16. Спасибо – великое дело.
  17. Встречают по одежке, провожают по уму.
  • Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую? (В гостях хорошо, а дома лучше.)
  • Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Мишка вдруг схватил Колю за руку: “Смотри, вон там кто-то стоит!” оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ? (У страха глаза велики.)
  • Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счет? (По секрету всему свету.)

“Прошу за стол!”

Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят. С. Маршак.

  1. Когда можно сесть за праздничный стол?
    – как только вошли в комнату;
    – только после того, как сядут хозяева;
    – после приглашения хозяйки.
  2. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…
    – заправляете за воротник;
    – кладете на колени;
    – кладете рядом с тарелкой.
  3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
    – гневно отказаться;
    – отказаться, назвав причину отказа;
    – взять немного, поблагодарив.
  4. Как правильно есть котлету?
    – ножом и вилкой;
    – одной вилкой;
    – одним ножом.
  5. Для чего к рыбе подается нож?
    – чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
    – чтобы отделят мясо от костей;
    – чтобы придержать кусок, когда пользуешься вилкой.
  6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
    – самые большие;
    – самые маленькие;
    – те, что лежат ближе к вам.

Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: "Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне". Королева ответила: "Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов". И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.

Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.

"От теории к практике."

Задание 1: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Съесть банан (очистить руками и откусывать по кусочку).

Задание 2: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил хорошего тона. (Для этого сначала нужно выпить компот, потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить на блюдце.)

Задание 3: Сервировка стола. Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны установит на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее вилка, справа – нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).

“Модный этикет.”

Эта игра для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадываете, что я на самом деле имею в виду.

  1. Сапоги-теплицы. (Унты или валенки.)
  2. Дубленка для сторожа. (Тулуп.)
  3. Головной убор для дурака. (Колпак.)
  4. Безрукавка с подолом. (Сарафан.)
  5. Бабочка на косе. (Бант.)
  6. Зонтик для носа. (Козырек.)
  7. Стрелочники. (Брюки.)
  8. Защитная одежда стряпухи. (Фартук.)
  9. Два сквозняка – пара. (Сандалии.)
  10. Дамская треуголка. (Косынка.)
  11. Сверхобувь. (Галоши.)
  12. Кистяное изделие. (Шаль.)

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях.

Какую одежду надо носить в школе и на занятиях физкультуры?

“Танцевальный этикет.”

  1. Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей? (Можно, если тебе не хватает пары.)
  2. Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его.)
  3. Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим? (Нет, этого не следует делать.)
  4. Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет танцевать? (Ни в коем случае не отказывать, а поучить его.)
  5. Можно ли прерывать танец на середине? (Нет, такого права не имеет ни кавалер, ни девушка.)
  6. Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить.)
  7. Когда девушкам можно приглашать юношей? (Когда объявлен “белый танец”.)
  8. Можно ли танцевать на вечере “до упаду”? (Нежелательно, так как вы будете выглядеть “взмыленным”. Лучше пропустить 1–2 танца и вовремя передохнуть.)

Конкурс стихов.

М.Карапузов "Очень вежливый индюк"

Объявился в доме вдруг, Очень вежливый индюк. Раз по 30 в день, не реже, Он кричал "Эй, вы, невежи! Заходите, что ли в гости – Поучится вежливости. Я и сам, – кричал Индюк, – Доктор вежливых наук. И жена моя – пример Замечательных манер. Даже когда спит она, Видно, что воспитана. Не стесняйся, ты, Осел! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь, как рыба? Говори: "Приду, спасибо." Ты не будь свиньей, Свинья, Ждет тебя моя семья. Только раньше бы умыла Ты свое свиное рыло." Как ни бился он, однако К Индюку никто не шел – Ни Корова, ни Собака, Ни Хавронья, ни Осел. Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы в гости! Зря пропали все труды! Все они балды-балды!" И добавил с высоты Своего величия: "Не усвоили, скоты, Правила приличия!"

И. Кибаленко "Простите"

Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся, взглянул им в глаза. И робко и тихо: "Простите" сказал. И мама молчит, улыбается даже. – “Мы купим другую. Есть лучше в продаже”.

Ребята, в нашей школьной жизни еще много недостатков. Есть ученики, которые постоянно нарушают дисциплину: невнимательны, разговаривают на уроках, выкрикивают с места, бегают, дерутся на переменах.
Вот что советовал писатель Н. А. Островский: “Для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный суровый, беспрестанный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия… выяснить свои недостатки, пороки… и решить раз и навсегда, буду я ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт”.
Замечательные поэты С. Маршак, А. Барто и Б. Заходер в своих стихах критиковали многие недостатки школьников и рекомендовали избавляться от них. Прислушайтесь к их советам, постарайтесь стать дисциплинированными и серьезными учениками, настоящими товарищами, добрыми друзьями.

– Чему учит нас стихотворение С. Маршака “Угомон”.

Что случилось нынче в школе, нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс и бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: “Ребята, тише!”
“Тише!” – крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.
“Тише! Тише!” – закричали Коля, Оля, Галя, Валя.
“Тише! Тише! Тишина!” – крикнул Игорь у окна.
“Замолчите! – “на весь класс басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья просто вышла из терпенья, убежать хотела вон.

– Что же нужно сделать, чтобы в классе была тишина?
– Как поступит каждый из Вас?

Вдруг явился Угомон, оглядел он всех сурово и сказал ученикам: “Не учи молчать другого, а молчи побольше сам!”

“Рыцари и джентльмены.”

Кого в прошлом называли рыцарями?

Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи. Чтоб стать рыцарем, необходимо было пройти целую науку, школу воинов, которой учились от 7 до 21 года. В возрасте 7 лет мальчик, который готовился стать рыцарем, отправлялся в знатную семью в качестве пажа. Там он обучался хорошим манерам, помогал своему господину ездить верхом и сражаться на мечах. В 14 лет паж становился оруженосцем. Он должен был готовить господина к бою, следить за лошадью и доспехами. К 21 году большинство оруженосцев становились рыцарями. Рыцарство не сводилось к умению драться – это был особый образ жизни. Рыцарь должен быть щедрым, держать слово, говорить правду, защищать слабых. И еще благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кого сегодня можно назвать рыцарем?

Рыцари сегодняшних дней должны отличаться от средневековых только формой одежды. Во всем остальном это тот же набор благородных правил обхождения.

“Кто такие джентльмены?”

Джентльмен (англ. gentleman.)

1) (устаревшее) человек "благородного" происхождения, дворянин.
2) В Великобритании и англоязычных странах – человек, строго придерживающийся установленных в буржуазном обществе "светских" правил поведения и так называемого хорошего тона.

  1. В Англии – вежливое обращение к мужчине.
  2. Человек, отличающийся благородством, порядочностью и великодушием.

“Современный этикет”

Задачи не на сложение – задачи на уважение!

  1. Мальчик на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? (Он должен был спокойно спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)
  2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
  3. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? (Нет.)
  4. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)

Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.

1. Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах, вежливом общении, вежливой речи и их применении в жизненных событиях. 2. Учить уместно употреблять вежливые слова, 3. Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу. 4. Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.

Классный час в 4 классе.

Тема: "Поговорим о вежливости"

Цели урока:

Расширить знания учащихся о вежливых и добрых словах, вежливом общении, вежливой речи и их применении в жизненных событиях.

Учить уместно употреблять вежливые слова,

Вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу.

Воспитывать уважение к старшим и доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

I. Орг. момент. Вступительное слово учителя.

- Какие средства общения вы знаете?

(Дети говорят, что "улыбка")

- Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

- Улыбнитесь друг другу.

Улыбнитесь мне.

- Как стало на душе? (Радостно)

I I . Введение в тему классного часа.

Восточная мудрость.

Вежливость- это монета, которая ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие.

-Как понимаем эти слова?

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на классном часе?

-Давайте определим тему нашего урока.

-Давайте с вами сегодня поговорим о вежливости.

III. Постановка учебной задачи

Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”

Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
- Дверь открой!

Притвори ее, герой! -
Я ему в ответ сердито

Отвечаю:
- Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся, передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю,

Все равно я ей грублю.

Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить,

А они ко мне:
- Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!

А они ко мне:
- Внучок, -
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

2. Анализ стихотворения.

Как можно назвать такого мальчика?

Почему он так себя ведет? (- Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.

- Он всем грубил, так как был избалованным.

-Он стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.

- А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.)

Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.

А чем мы можем ему помочь?

Были ли у вас такие ситуации?

Зачем нам нужно быть вежливыми? (поднимает настроение людей, облегчает им жизнь)

В каких произведениях упоминается о вежливости?

IV. Открытие детьми нового знания

-Какого человека можно назвать вежливым? ( Вежливые люди - воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе.

Вежливый человек - учтивый, внимательный, с ним легко установить и поддержать контакт, старается не причинять неприятностей, не оскорбляет ни словом, ни делом, а делают так, чтобы людям, которые окружают вас, было приятно, удобно - хорошо.)

-Как образовалось слово «вежливый»? (подготовка детьми)

Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”, с помощью суффикса “лив”. “Вежа” - знаток (“ведать” - знать). Буквальное значение слова “вежливый” - знающий, как себя вести.

Посмотрим. Что обозначает слово вежливость в словаре по этике.

Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общени я с окружающими.

Что такое вежливость? Вежливость - это вежливая речь, вежливые поступки)

- Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?

- А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене:

На перемене

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:

- Что нужно сказать?

- Здрасьте! - ответил Игорь.

После этих слов ребята рассмеялись.

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

- Можно Игоря назвать вежливым, ведь он употребляет в речи вежливые слова? (нет.) - Почему?

- Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?

- Как их нужно употреблять? (Правильно.)

V. Первичное закрепление

Кто умеет правильно употреблять волшебные слова? Сейчас проверим.

Изобразите на лице огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “ раз” и согнали грустное настроение и показали радость.

1. Попросить карандаш. (отдай тому кто вежливее попросил)

2. Поздороваться. (с другом, с учителем)

3. Ученик потерял телефон. Ваши действия.

4. Ты наступил ученику на ногу. Ваши действия.

Я очень рада, что вы знаете вежливые слова и умеете их применять. Прочитаем их еще раз.

Учитель: А сейчас давайте поиграем.

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста ! Поднимите руки! Будьте добры , похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста . Руки вперед.

Я сказала, руки вперед!

Садитесь , пожалуйста !

VI . Самостоятельная работа в парах.

- подобрать синонимы к слову вежливый

Подобрать антонимы

VII . Ситуации:

1). Инсценирование (подготовлено заранее)

Алло. Это кто?

Маша.

Какая Маша? А Ирина где?

Учитель А теперь послушайте другой диалог.

Алло.

Здравствуйте. Я могу поговорить с Машей?

Здравствуйте. Маши нет дома. Ей что-нибудь передать?

Меня зовут Катя, мы учимся с Машей в одном классе. Если Вас не затруднит, передайте, пожалуйста, Маше, что я звонила.

Хорошо.

До свидания.

Всего доброго, Катя.

Учитель

Какой диалог вам понравился больше? Почему?

Вспомним правила общения по телефону.

(Индивидуальное сообщение ученика)

1. Любой разговор начинайте с приветствия: «Добрый день!», «Здравствуйте!».

2. Выясните, туда ли вы попали, куда нужно.

3. Не забудьте представиться.

4. Вежливо обращайтесь с просьбой. Не забывайте слова пожалуйста, будьте добры.

5. Ясно излагайте цель своего звонка.

6. Не занимайте телефон надолго.

Учитель

Составьте свой диалог по телефону.

Вы позвонили другу, но ошиблись номером.

2) Послушайте стихотворение “Ежели вы вежливы” (Читают подготовленные дети)

Ежели вы
Вежливы
И к совести не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старушке.

Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.

Ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - То есть сами

И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы
Вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы
Вежливы,

Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.

И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

О каких манерах и привычках вы услышали?

VII I . Итог урока

Считаете ли вы себя вежливым человеком? Тест.

7-8 «да»- вы вежливы

5-6 «да»- вы стараетесь быть вежливым, но ещё нужно подучиться

1-4 «да»-ещё многому нужно научиться

IX . Рефлексия.

- А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку вашей работы на нашем занятии.

1 - я все понял, доволен, стал воспитанее, готов продолжить дальше;

2 - доволен, но не понял, хочется узнать еще;

3 - я ничего не понял, не доволен.

- Прикрепите бумажные ягоды на дерево вежливости, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.

Вежливые слова - поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Не надо скупиться на добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием.

18.01.2015 3464 582 Вундер Вера Викторовна

Цель : воспитывать чувство уважения и вежливости друг к другу.

Оформление : плакаты с вежливыми словами, иллюстрации.

Плакаты : «Скромность всякому к лицу», « Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Мигель Сервантес).

« Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.-Ж.Руссо).

Ход мероприятия

Педагог: « Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец», - гласит восточная пословица.

« Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Это выражение мы знаем с детских лет. Но сами не так часто следим за собой, что мы произносим и каким тоном.

А ведь от того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем и наоборот - испортить человеку день и настроение. Стихотворение С.Маршака нам ясно показывает, что такое вежливость. Послушайте.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы-то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам, явившимся заранее,

Минуты на собрание, часы на ожидание!

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил: «Спасибо»,- говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

Так как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого нужно пользоваться теми словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе.

Если человек разговаривает вежливо, то хочется ответить тем же. Найти с кем – то общий язык не так просто. Иногда случаются и споры. Но даже в споре должны царить деликатность и мягкость. А еще есть слова, которые мы обязательно должны знать и применять.

Давайте проведем небольшую игру, где каждый тур будет иметь свое название и будет иметь свои задания.

Класс делится на четыре команды. Каждый тур оценивается в 10 баллов.

Первый тур. «Культура речи»

У вас лежат листы с заданием, в течение пяти минут вы должны найти правильные ответы на вопросы. Начинаем.

Звучит музыка, ребята работают.

Задание :

  1. Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по - вашему, наиболее употребимы?
  1. Доброе утро.
  2. Здорово.
  3. Привет.
  4. Здравствуйте.
  5. Хелло.

Правильные ответы 1 и 4.

  1. Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.
  1. Позовите Надю.
  2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Надю.
  3. Здравствуйте, позовите Надю.
  4. Здравствуйте, извините, Надя дома?

Правильный ответ: 4.

  1. В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет.

2. Тот, кому 11 лет.

3. Тот, кто вежливее.

4. Уступать дорогу необязательно.

Правильный ответ: 3.

Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?

  1. Простите меня, я выхожу!
  2. разрешите пройти.
  3. Извините, можно пройти?
  4. Расступитесь, я иду.

Правильный ответ: 3

  1. Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться еще раз при встрече?
  1. Можно, но не обязательно.
  2. Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

Правильный ответ 4.

  1. Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?
  1. Скажите, сколько сейчас часов?
  2. Вы не подскажите, который час?
  3. Скажите, пожалуйста, который час.
  4. Сколько времени?

Правильный ответ 3.

Педагог : Ребята, ваше время истекло. Сдаем ваши ответы жюри. А мы с вами продолжаем.

Второй тур. « Вежливый разговор»

А вот я однажды подслушала такой разговор. Вам нужно внимательно слушать и записать слова, которые мы никак не можем назвать вежливыми. Итак, два ученика.

Выходят заранее подготовленные два ученика.

1-й ученик: Привет, Сань! Ты домашку по алгебре сделал?

2-й ученик: Здравствуй, Дима. Конечно.

1-й ученик: Слушай, я в ауте, поможешь мне пример сделать?

2-й ученик: Помочь ближнему – великое дело. Показывай, где застрял.

Выходит хулиган. Видит тетрадку в руках учеников.

Хулиган: А ну, гони тетрадку.

2-й ученик: Да вы что, это же тетрадь по алгебре.

Хулиган: Засохни, малявка!

1-й ученик: Не надо так.

Хулиган : Не понял, здесь кто-то пропищал?

2-й ученик: Сначала надо научиться разговаривать, а потом в школу приходить.

Все уходят.

Ребята, вам нужно написать слова, которые мы называем невежливыми.

Звучит музыка, ребята работают.

Слова, которые должны написать дети.

  1. А ну, гони.
  2. Засохни.
  3. Малявка.
  4. Пропищал.
  5. Я в ауте.

Педагог: Сдаем ваши слова жюри и продолжаем.

Телефон уже прочно вошел в нашу жизнь. А вы знаете, что существует культура разговора по телефону? А вот знаете вы это или нет, мы сейчас и узнаем.

Третий тур. « Разговор по телефону»

По очереди каждая команда отвечает на мой вопрос. Если ответ неверный, то право предоставляется другой команде.

  1. Если в вашей квартире раздался звонок, не спрашивайте: « Кто это?» Почему?

Ответ: Ибо воспитанный человек, поздоровавшись, сам представится.

  1. Если челове, которого попросили к телефону, отсутствует, а вы взяли трубку, что нужно спросить?

Ответ: « Не хотите что- то передать?»

  1. Когда вас оторвали от дел ошибочным звонком, что нужно делать?

Ответ: Не надо кричать в трубку, выслушайте извинения и пожелайте удачи.

  1. Если вы ошиблись номером, стоит ли спрашивать: « Какой у вас номер?»

Ответ: Нет. Извинитесь и назовите номер, по которому вы звонили.

  1. В начале разговора, поле приветствия, какой вопрос нужно задать собеседнику?

Ответ: Удобно ли ему говорить сейчас, если нет, то договориться о другом времени.

  1. Кто должен закончить разговор?

Ответ: Тот, кто звонит.

  1. Если разговор прервался по техническим причинам, кто должен перезвонить?

Ответ: Кто позвонил первым.

  1. Когда можно звонить домой товарищу?

Ответ: Только до 22.00 вечера и после 9 утра.

  1. Сколько можно разговаривать по таксофону на улице?

Ответ: Не больше 3 минут.

  1. Если вы забыли позвонить по важному делу, что нужно сделать?

Ответ: Позвонить утром и объяснить ситуацию.

Педагог: Так. С телефоном мы разобрались. У нас остался последний конкурс. Это правила культуры. Я начинаю строку, а команда заканчивает.

Последний тур. « Правила культуры»

  1. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь…

Ответ: Сделать сам.

  1. Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других…

Ответ: Людей.

  1. Не сиди, когда перед тобой стоят женщины или более старшие по возрасту…

Ответ: Лица.

  1. Приветствие не должно быть…

Ответ: Шумным.

  1. Не старайся казаться не тем, кто ты есть…

Ответ: На самом деле.

  1. Тот, кто заходит в помещение, в котором уже находятся люди, должен поздороваться со …

Ответ: Всеми одновременно.

  1. Уважай и цени свое и чужое…

Ответ : Время.

  1. Не навязывай свои правила в чужом…

Ответ: Коллективе.

  1. Воспитанный человек говорит о себе в …

Ответ: Последнюю очередь.

  1. Старайся не давать обещаний, если не уверен, что…

Ответ: Сможешь их выполнить.

Педагог: Вот и закончилось наше мероприятие. Сейчас жюри подведет итоги.

Ребята, а вежливые слова можно назвать волшебными?

Ученица: Конечно. Они хорошее настроение приносят, а это уже чудо.

Слово членам жюри: награждение победителей.

Педагог: А мне хочется пожелать вам, чтобы вы помнили правила культуры и вежливости, чтобы волшебные слова были с вами повсюду.

Уважайте друг друга и окружающих, будьте вежливы и помните, что все будут относиться и разговаривать с вами так же, как вы с ними.

А я вам желаю: счастливого пути, доброго дня, доброй дороги, веселого настроения и удачи!

Будьте добры иль будьте любезны-

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома.

Будет приятно их слышать любому.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Классный час для 3 класса "Поговорим о вежливости"

Классный час: 3 класс
Тема. Поговорим о вежливости
Цели:
формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения;
развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
научить детей оценивать собственную вежливость, а также вежливость других людей.
показать важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия;
формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении;
вызвать потребность употреблять в речи вежливые слова, составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Продолжительность использования презентации на уроке: 20 - 25 минут.
Оборудование: ноутбук, телевизор
Ход классного часа.
1 Организационный момент.

- Ребята покажите какое у вас настроение. Если хорошее – то подтянитесь на мысочках, поднимите руки вверх. Если плохое – присядьте, обнимите колени руками.
Просмотр мультфильма
- Начнём классный час с просмотра мультфильма
- Сделайте вывод, о чем же важном пойдет разговор на сегодняшнем классном часе? Почему вы так подумали?
Вежливым должен быть каждый ребенок,
Вежливость знает даже котенок.
Ты, не должен грубить старикам
И не давать дорогу щенкам.
После приема пищи в обед,
Должен сказать ты «спасибо» в ответ,
Если ты сделал что-то плохое,
Надо сказать «извините». Открою
Я вам секрет: «до свиданья», «привет» –
Эти слова помогут нам с вами,
И вмиг исчезнут все наши страданья!
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.

Какая тема классного часа? / вежливость /
- Какие цели поставим перед собой?
Открытие нового.
Вступительное слово учителя и ребят - экспертов (Слайды 2 - 3).
Знаете ли вы, что значит быть вежливым? Какого человека вы считаете вежливым? Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным?
- Вежливость и умение вести себя зависят от общего развития человека. В. А. Сухомлинский писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно». В народе всегда относились к доброте и вежливости по-особому.
Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Учитель. Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. (Слайды 4- 5).
Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны сказать вежливыми или нет, были действия в ней. Если все было правильно, то вы будете хлопать в ладоши, а если нет - топать ногами.
Работа в группах - решение проблемы.
Проблемный вопрос: Что значит, быть вежливым?
А сейчас будем работать в группах. Для каждой группы дана ситуация, обсудите их вместе и дайте ответ как надо поступить.
Учащиеся класса делятся на четыре микро-группы. Каждой микро-группе выдаются тексты и задания к ним. После прочтения текстов, обсуждения в группах, представитель каждой группы делает вывод для остальных микро-групп.
Определяется также и тема урока - «А ты вежлив?» (Слайд 6- 14).
Физкультминутка.
- Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Ученица . В обиходе вежливого и воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
Игра «Словарь вежливых слов» Игра «Словарь вежливых слов» (Слайды 15 - 22)
- А сейчас выясним, знаете ли вы вежливые слова.
Каждая микро-группа встает и хором договаривает стихотворные строки.
- Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Такого человека любят и уважают. У него всегда будут друзья, с которыми не будет скучно. А, впрочем, вежливому человеку и скучать некогда. Он всегда найдет себе занятие или дело. Как вы думаете, чем может заняться вежливый человек?
- Помогать взрослым, убирать дом, поливать цветы, ухаживать за домашними животными, чистить обувь, ходить в магазин, играть с младшими, заботиться о близких, многое другое.
Работа по карточкам. Лексико-орфографическая работа. (работа в парах) (Слайд 23)
Задание.
Учитель. Объясните значение слов в правом столбике (Идет обсуждение в микро-группах, используются «Словарь синонимов», «Словарь русского языка»).
- Дайте характеристику себе и своим поступкам, используя слова этой таблицы. Начните так «Мне кажется, в общении с другими людьми я …»

Обыграй ситуацию: (работа в группах) (Слайд 24)
Учитель. Ребята, сейчас на экране будут появляться «волшебные» слова, а вы постараетесь объяснить, когда и как их необходимо произносить. Что это за выражения - слова приветствия, благодарности, а может, просьбы. Задание понятно? Начали. (По одному представителю от каждой микро-группы).
Идет игра “Волшебные слова” (Слайды 25-43).
Выступление ребят – экспертов.
Ученица . Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября - международный день приветствий! Да, да, приветствий.
Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира (Слайд 44).
Учитель . Все приветствия объединяет одно - “пожелание добра и благополучия”. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: “Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение” (Слайд 45).
Ученица. Еще одна замечательная дата. 11 января - Всемирный день «спасибо». Самая «вежливая» дата в году! Слово «спасибо» известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов «Спаси бог» - этой фразой на Руси выражали благодарность. Теперь «спасибо» - новое слово, которое обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ»
(Слайд 46).
Учитель. Слова благодарности - это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой. Мы каждый день говорим, друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идет только от чистого сердца!
Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
Ученик. 17 февраля - День спонтанного проявления доброты - одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически вообще не известен. Предполагается, что в этот день людям следует стараться быть не просто добрыми, что подразумевается само собой, а добрыми беспредельно и бескорыстно(Слайд 47).
Учитель. Мы узнаем человека не только, по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, а мимике и жестам - 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов(Слайд 48).

Учитель . Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «Почти все у человека предназначено для самого себя … кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко» (Слайд 49).
Итог урока.
Задание на рефлексию.

Учитель . Внимательно посмотрите на экран и подумайте, как может называться эта картина (Слайд 50-51).
Ответы учащихся
– Вспомните цвета радуги, нарисуйте ее у себя в тетради и заполните каждую цветную полоску тем качеством, которое, по вашему мнению, есть у вас.
Выставка работ.

Дата публикации: 16.12.17

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.(М.Сервантес)

Классный час в 5 классе

Тема: Азбука вежливости.

Цель: Развить представления учащихся о вежливости, речевой этике и культуре общения.

Задачи:

Ø развить этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом;

Ø развить эмоционально-нравственную сферу учащихся;

Ø содействовать воспитанию культуры общения друг с другом, содействовать самовоспитанию личности ребенка;

Ø развить умения сравнивать, анализировать, обобщать;

Ø развить речь учащихся:

Ø развить умение совместно работать в группе

Оборудование: карточки со слогами, плакат, карточки-эпиграфы, карточки с ситуациями, текст стихотворения, карточки с правилами вежливости

Форма: беседа.

Методы: дискуссия, практикум по решению ситуаций, игровые (моделирование жизненных ситуаций в сюжетной игре).

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: проблемные, витагенные, модерации.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, она необычна, её нет на карте, однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать ее название, вы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. На столе у каждой группы лежат карточки. Приступим! Посмотрим, кто быстрее справится.

(Ребята собирают название загадочной страны)

Разгадали тайну. Молодцы! Что же это за страна?

(Это « Страна вежливости»).

Учитель: Замечательно! Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Какова тема нашего классного часа?

(О вежливости, о вежливом отношении людей друг к другу, о культурном общении.)

Учитель: Спасибо, правильно. Тема нашего занятия – «Азбука вежливости».

Как вы полагаете, какова цель нашего занятия?

(Развить свое представление о вежливости, о речевом этикете, о правилах поведения в обществе).

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, ребята, какие задачи стоят перед нами?

(Повторить вежливые слова, изучить правила вежливого и доброжелательного общения друг с другом, научиться употреблять слова вежливости).

3.Беседа.

Учитель: Сегодня наш урок посвящен вежливости - тому, чему нужно учиться с самого детства, чтобы вырасти настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, культурными. Это очень важные качества для человека. Что же такое вежливость?

Вежливость – это умение вести себя так,

чтобы другим было приятно с тобой.

4. Работа над речевой этикой (работа с плакатом – «Страна вежливости»)

Учитель: Итак, в путь! Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом (индивидуальная работа).

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого….(спасибо)

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит….(добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече…(здравствуйте)

4.Когда нас бранят за шалости, мы говорим, извините…(пожалуйста)

5.И во Франции, и в Дании на прощание говорят… (до свидания)

Учитель: Спасибо, молодцы! Все хорошо помнят вежливые слова!

Первая область нашей страны называется «Слова приветствия».

Пусть один представитель от каждой группы напишет по одному слову на плакате (на лепестках цветка).

(Дети пишут слова : здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро,

добрый вечер, приветствую вас.)

Учитель: Спасибо, ребята. Продолжим наше путешествие. Чтобы попасть в другую область нашей страны, поработайте в парах и вспомните слова извинения и благодарности, просьбы и прощания.

(Дети называют слова: простите, извините, виноват; спасибо, благодарю, очень признателен, очень приятно; прошу вас, будьте добры, будьте любезны, вас не затруднит; до свидания, прощайте, пока)

Учитель: Какие вы молодцы! Как хорошо знаете эти слова! Надеюсь, что вы не просто знаете эти слова, но и применяете их в жизни. Соответственно области нашей страны будут называться

«Слова извинения и благодарности». (Простите, извините, виноват. Спасибо, большое спасибо, благодарю, очень признательны.)

«Слова просьбы и прощания». (Пожалуйста, прошу вас, разрешите, будьте добры, будьте любезны, если вас не затруднит.

До свидания, прощайте, до встречи, всего доброго, пока, счастливо оставаться.)

Учитель: Напишите, пожалуйста, эти слова на лепестках цветов для каждой области нашей страны. Спасибо, ребята, в нашей «Стране вежливости» выросли прекрасные цветы доброго и чуткого отношения людей друг к другу. Однако вежливость может выражаться не только с помощью слов.

4. Игровая минутка

Учитель: Выражая благодарность, люди в разные времена совершали определенные действия. Они могли поклониться друг другу в пояс, могли лишь слегка наклонить голову, а женщины делали реверанс.

Встаньте, повернитесь к соседу, улыбнитесь друг другу и, в благодарность за улыбку, поклонитесь, а девочки пусть сделают реверанс.

Учитель: Как прекрасно у вас получилось! Человек живет среди людей. Люди постоянно влияют друг на друга. Это влияние может быть неприятным, болезненным, если люди не учитывают интересы друг друга. Оно может быть ярким и теплым, если они заботятся друг о друге. Именно поэтому люди выработали правила поведения. Эти правила называются вежливостью.

Отсутствие вежливости называется хамством. В ответ на вежливость одного человека другой выражает ему благодарность.

5. Правила вежливости (игра «Горшочек»)

Учитель: Нам всем нужно учиться быть вежливыми, чтобы было приятно находиться в школе и взрослым, и детям. Давайте откроем несколько важных правил вежливости для себя – это будет наш первый секрет. Эти правила находятся в волшебном горшочке.

(Дети выходят к столу, берут карточки-бабочки, читают правила и наклеивают их на плакат.)

На карточках напечатаны правила вежливости:

Учитель : Если мы будем думать друг о друге, будем вежливы друг к другу, а в ответ на вежливость отвечать благодарностью , то нам будет всем хорошо в классе, в школе и в любом другом месте.

6. Ситуативный практикум.

Учитель: Что ж, посмотрим на практике, как хорошо вы владеете правилами культуры общения. (Каждая группа получает карточку с заданием, время на обдумывание – 1 минута)

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Будь вежлив со своими товарищами .

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

- Привет, Серый!

- Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: А сейчас послушаем отрывок из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы» (читает подготовленный ученик)

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы-то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель : Вот и подошел к концу наш классный час. Посмотрите, как расцвела наша «Страна вежливости», сколько много в ней вежливости и доброты. Давайте подведем итог. Продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

1.Теперь я знаю, что…

2.Теперь я научился…

3.Для себя я отметил, что…

Спасибо за высказанные суждения.

Ребята, вы должны помнить о том, что уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

Ребята, вы должны оставаться друзьями. Когда вы окончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами... Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.

Так что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность.

Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

В чём заключается вежливость?

Это и слова, и поступки, и внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям. Воспитанность человека характеризует определённые признаки вежливости, которые не исчерпываются только обиходными вежливыми словами. Понятие вежливости глубже.

До XVI века “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Воспитанность проявляется, прежде всего, в вежливом поведении человека. Проявление вежливости - это не только слова, но и поведение человека в целом, когда им руководит стремление показать уважение и доброе отношение к человеку, быть тактичным и внимательным к нему.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

(М.Сервантес)

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Задание:

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Задание: прокомментируйте поступок девочки. Как бы вы поступили на её месте?

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

Привет, Серый!

Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

Задание: прокомментируйте поступок мальчика. Как бы вы поступили на его месте?

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы-то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

уважительность

внимательность

заботливость

порядочность

тактичность

доброжелательность



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.