Игры для игр по биологии. Внеклассные мероприятия по биологии. Приемы для подвижных игр

Вы, наверное, замечали, что в ходе занятий с репетитором наступает момент, когда ваши методы и приемы, как бы вы не старались, уже не так мотивируют и вдохновляют ученика, на занятии он сонный и не хочет ничего делать. Предлагаю вам немного разнообразить деятельность на уроках, а именно использовать подвижные игры.

Как это правильно сделать, если ваши ученики подростки? Очень просто! Совместите игровой момент с обучающим — двух зайцев сразу!

Применение подвижных игр на уроках биологии

В своей практике я больше работала с подростками, которые, как вы понимаете, не очень-то любят всякого рода игры (компьютерные не в счет). Они считают, что слишком взрослые для подобных развлечений, тем более с учителем.

Согласитесь, просто поиграть в мячик для старших школьников уже «не прокатит», да и платят вам за теоретические занятия, а не за игру. Я вам покажу на примерах, как можно заинтересовать ученика выполнять упражнения, да и еще учить при этом предмет.

Особенно хорошо удавались игры на уроках биологии: темы о животных и растениях, анатомии человека всегда вызывают живой интерес у ребят.

Очень хорошо работают такие приемы для кинестетиков, они любят подвигаться, и в то же время так лучше запоминают материал.

На своих уроках я часто применяла такие методы, даже на индивидуальных занятиях. Если ребенок не очень легок на подъем, можно обойтись карточками. Все равно игра переключает внимание с одного вида деятельности на другой, так легче один и тот же материал подать в более интересной форме.

Ценность подвижных игр

Давайте рассмотрим, в чем же состоит смысл таких упражнений для школьников на занятиях у репетитора:

  • Двигательная активность

Сидеть полтора часа подряд на одном месте и слушать скучный рассказ учителя? — нет уж, лучше поиграем и подвигаемся!

  • Разнообразие деятельности

Однообразие деятельности всегда снижает внимание и желание работать. Примените подвижные игры и вы увидите, как улучшиться успеваемость ваших учеников.

  • Индивидуальный подход

Каждый ученик в такой деятельности может проявить себя, даже если он и не самый сообразительный, зато может быть самым ловким и быстрым.

  • Всестороннее развитие

Разностороннее развитие ученика — это ли не залог успешного урока? В таких играх ребенок раскрывает свои скрытые таланты и развивает эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки.

  • Внедрение знаний в практику

С применением таких игр любые, даже самые сложные термины и понятия сразу кажутся элементарными. Конечно, ведь они — элемент игры!

  • Повышение интереса к занятиям

Подвижные игры – это эмоциональная деятельность, поэтому они имеют большую ценность в дополнительных занятиях с детьми. Такой урок запомниться всем участникам надолго.

  • Ситуация WIN

В любой игре будут победители, а это очень мотивирует. Дайте ученикам возможность победить, пусть будет несколько номинаций («Самый быстрый «, «Эрудит», «Мистер Смекалка»). Соревновательный момент — залог успешной игры.

Приемы для подвижных игр

«Шаг вперед!»

Предложите ученику сделать несколько шагов (5-7) по аудитории, на каждый шаг нужно называть определенные термины или их последовательность.

Например, так очень легко заучить последовательность таксонов в классификации животных (Царство-Тип-Класс-Отряд-Семейство-Род-Вид), где надо слова называть четко по порядку. Потом можно усложнить и добавлять к таксонам еще и пример для определенного животного.

«Я знаю пять …»

Похожий принцип работы с мячом.

Например, ученик, набивая мяч, говорит: «Я знаю пять деревьев смешанного леса: дуб — раз, сосна — два, береза ​​- три, клен — четыре, липа — пять. Я знаю пять цветков смешанного леса: ландыш — раз, подснежник — два, подснежник — трех; фиалка — четыре; хохлатка — пять». Прием подходит как для групповой, так и для индивидуальной работы.

«По следам… (можно назвать тему урока)»

Разложите на полу (или на стульях, стоящих в ряд) карточки с терминами. Карточки можно сделать в виде следов, стрелок, или в форме листьев, животных, насекомых (проявите фантазию, свяжите это с темой урока). Пусть ученик, поднимая карточки, называет определение или характерные признаки объекта на карточке.

Прием также подходит и для групповой, так и для индивидуальной работы.

«Снежный ком»

Алгоритм этого приема кратко можно описать так: слово — предложение — вопрос — ответ .

Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Слово». Тот говорит слово, которое касается темы урока. Например: «Медуза». Ученик бросает мяч другому ученику и говорит: «Предложение» Другой ученик, получив мяч, составляет предложение с этим словом.

Например: «Медуза – это кишечнополостное животное, обитающее в теплых морях». Сказав предложения, ученик бросает мяч любому из учеников, который должен составить вопросы к этому предложению. Например: «Какие характерные признаки есть у медузы?» Спрашивая, он бросает мяч четвертому ученику, который должен дать ответ на вопрос: «Медуза имеет ряд характерных признаков: куполообразное тело, щупальца на нижней стороне, прозрачная, беспозвоночная».

Если учеников больше четырех, можете добавить еще вопросов, чтоб каждый задавал разные. Потом круг смещается, и ученик задает уже другой вопрос.

«Пинг-понг»

К доске выходят два ученика и по очереди задают друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопросы и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Один из учеников подготовил простые вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односоставными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно ставит ему вопросы. Звучит ответ, и мяч возвращается к первому ученика. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильность ответов.

«Крокодил»

Классический «Крокодил», только слова и выражения связаны с вашим предметом. Заранее подготовьте карточки с заданиями. Предложите ученику или группе учеников изобразить пантомимой какое-то понятие или литературного героя (варианты по предметам – животное, растение, явление природы, историческая личность, ученый), остальные ученики должны его узнать.

Для усложнения возьмите не только слова, но и выражения, фрагменты стихотворений, пословицы и фразы, связанные с вашим предметом.

Потом подведите итог, кто сколько отгадал слов. Очень веселая игра, детей просто не остановить.

«Черное-белое»

Эта игра направлена на различение понятий и их классификацию. Для начала попробуйте провести эту игру с цветными карточками, пусть дети поймут сам принцип игры, затем можно переходить и к более активным играм. Красная карточка – названо животное, зеленая – растение. Со временем можно увеличить количество вариантов слов и цветов карточек соответственно.

Подвижный вариант: если названное слово относится к животным, то игроки должны присесть, а если к растениям — поднять руки вверх. Ученики перепутавшие понятия, каждый раз делают шаг вперед. Побеждают те, кто сделал меньше ошибок.

Если количество детей позволяет (их 6-8 человек или больше), можно устроить командное соревнование. Смысл тот же, только теперь при названии животного одна команда поднимает руки вверх, а другая – приседает. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

Игру можно усложнить: например, различать уже типы животных (черви, членистоногие, хордовые), отделы, классы и семейства растений (Покрытосеменные, Водоросли, Папоротники). Также можно определить не только два действия на два варианта, а больше, например, добавить руки на пояс или поднять ногу на определенные понятия.

Интеллектуальная игра для учащихся 10,11,12 классов

«Своя игра по Общей биологии»

Цель: Продолжить развитие логического мышления, применение теоретических знаний, полученных в ходе уроков; повышение познавательного интереса учащихся к предмету.

Обучающая: реализация меж предметной связи биологии и других дисциплин.

Развивающая: продолжить формирование научного мировоззрения; положительно отношения к знаниям;

Воспитательная: воспитание любознательности, наблюдательности, изобретательности, внимательности. Расширить кругозор.

Девиз:

« Тебе желаю я, мой друг,
И отдыхать, и веселиться,
Постичь границы всех наук
И в жизни много добиться,

Суметь себя перебороть
(Бывает, так необходимо),
Чтоб радовался дух и плоть,
И стать счастливым и любимым! »

Сценарий игры

Учитель: Сегодня мы с вами проверим свои знания и умения по химии в форме игры, отвечая на вопросы химических процессов.

Сегодня играют команды 10,11,12 классов. Итак, начнем первый тур нашей игры.

(жюри оценивает задание по 10-ти бальной шкале).

Тур разминка: командам необходимо ответить на теоретические вопросы по карточкам. Правильным, ответ засчитывается, в случае полного безошибочного ответа на все вопросы карточке.

Карточка № 1

1) Какие существа могут жить в среде, не содержащей кислорода?
2) Сколько ног имеют насекомые и сколько пауки?

Карточка № 2

Учитель: Переходим к игре: команды по очереди выбирают вопросы из четырех номинаций и зарабатывают от 10 до 50 баллов. Вопросы отличаются по степени сложности.

1) В игре принимают участие две команды.

2) Право первого хода разыгрывается по жребию, за тем команда называет вопрос, на который хочет ответить.

3) При правильном ответе на вопрос на счёт команды поступает соответствующее цене вопроса количество балов; при неправильном -команда штрафуется на соответствующее количество балов, а право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.

4) В игре встречаются следующие секторы:

- «Кот в мешке». Команда передаёт право ответа на вопрос одной из команд-соперниц.

- «своя игра». Команда имеет право увеличить или уменьшить число балов за данный вопрос.

- «Вопрос-аукцион». Команда называет любую цену за вопрос, но не ниже номинальной и не ниже суммы балов, имеющихся на счету команды. Команды-соперники могут перекупить вопрос, назначив более высокую цену. Если команда играет ва-банк, другие команды могут перекупить этот вопрос своим ва-банком. В случаи игры ва-банк при неверном ответе на счету у остаётся 0 балов, при верном ответе - сумма балов на счету удваивается.

5) Сумма балов выбранного вопроса удаляется из таблицы.

Второй тур.

Эволюция

Возникновение жизни

Ох уж эти животные

Занимательная анатомия

Загадки природы

Тема «Эволюция». Вопросы:

10 бал. Кто заведует искусственным отбором?

20 бал . Выживет не самый сильный или красивый. А тот, кто лучше приспособится. Чьи это слова?

30 бал. «Кот в мешке» 100 баллов. Что никогда не говорил Чарльз Дарвин?

40 бал . «Своя игра». Какой смысл избыточной численности потомства?

50 бал. Что такое генотип и фенотип?

Тема «Возникновение жизни». Вопросы:

10 бал . Какое влияние оказали вулканы на возникновение жизни?

20 бал. Что такое коацерватные капли?

30 бал . Как на земле появилась вода?

40 бал. Назовите основные теории возникновения жизни?

50 бал. «Кот в мешке». Как давно на земле появилась жизнь?

Тема «Ох уж эти животные». Вопросы:

10 бал . «Своя игра». Какой цвет крови у осьминога? (Голубая кровь).

20 бал. Какой жук в древнем Египте почитался как священное насекомое? (скарабей).

30 бал. этот представитель семейства кошачьих живет только в Африке? (лев).

40 бал . «Вопрос-аукцион». Почему дельфин никогда не спит?

50 бал. А где зимуют раки?

Тема «Занимательная анатомия». Вопросы:

10 бал. Какая кость в скелете - самая длинная? (Бедренная кость).

20 бал. Что мы выдыхаем? (углекислый газ).

30 бал. Какая железа находится под желудком? (поджелудочная).

40 бал. Где находятся самые маленькие кости человека? (В ухе).

50 бал. «Кот в мешке». Какие кровяные клетки существуют? (Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).

Тема «Загадки природы». Вопросы:

10 бал. Что такое поверхностное натяжение? (проявление водородной связи в жидкости).

20 бал. Грибы – это растения или животные?

30 бал. «Вопрос-аукцион» Где обитает птица секретарь? (в саванах Африки).

40 бал. Зачем домашние куры глотают камешки? (они перетирают зерна в желудке) .

50 бал. «Своя игра». Зачем лоси перед зимой едят мухоморы?

(Животные едят их перед зимой, чтобы выгнать па­разитов и легче пережить голодную зиму).

Учитель: «Тур Кто быстрее (Детские загадки)»

Вопросы тура:

В тихую погоду - нет нас нигде,
А ветер подует - бежим по воде. (Волны ).

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (Река ).

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
белые, пушистые,
Только не душистые. (Cнег ).

В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ... (Облака ).

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём... (Узор ).

Жюри подводит итоги

Награждение победителей …..

Урок-игра по биологии. 5 класс

«Занимательная биология» (внеурочная деятельность по биологии)

Цели:

  • обобщить знания детей о характерных признаках живой и неживой природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.

Технологии: игровая, проблемно-диалогическая

Ход урока

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по разным уголкам природы.

Путешествие ваше будет необычным уже тем, что мы сразу организуем соревнование между тремя командами. Чтобы узнать, кто в какой будет команде, проведем считалочку «шишки, желуди, орехи». Итак, команда «Шишки» занимает место за 1 столом, «желуди» - за 2, «орехи» - за 3.

Наше путешествие пройдет по двум маршрутам: маршрут "Зеленый друг" и маршрут "Царство зверей и птиц". Начинаем с разминки.

І МАРШРУТ "ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ"

Рассмотрите рисунки деревьев. Назовите их. На какие группы можно их разделить? (Хвойные и лиственные )

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ.

Команде "Шишки": Листья каких растений краснеют? (Рябина, осина, клен )

Команде "Желуди": Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? Растут ли они у нас? (Брусника, клюква )

Команде "Орехи": Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (Хвойные деревья имеют листья в виде иголок, они называются хвоинками. В отличие от лиственных деревьев осенью хвойные деревья не сбрасывают хвоинки. Хвоинки тоже являются листьями. )

Команде "Шишки": В каком лесу темнее: еловом или сосновом? (В еловом лесу темнее, чем в сосновом лесу. У ели много веток, густая хвоя. Ветви почти не пропускают солнечных лучей. В сосновом лесу светлее. Крона сосен редкая и расположена высоко .)

Команде "Желуди": Где растёт лиственница, и чем её отличие от других хвойных деревьев? (Лиственница растёт в сибирской тайге. Лиственница - это хвойное дерево, но не вечнозелёное в отличие от ели и сосны. Каждую осень лиственница сбрасывает свои листья-хвоинки, а весной распускает новые .)

Команде "Орехи": В какой природной зоне растут эти растения: морошка, голубика, брусника? (Морошка, голубика, брусника растут в тундре. Все эти растения относятся к ягодам .)

Как вы поступите, когда встретите красиво цветущее растение?

Послушайте стихотворение. Цветок. А.Викторов.

Цветок на лугу я сорвал на бегу. Сорвал, а зачем - объяснить не могу. В стакане он день простоял и завял. А сколько бы он на лугу простоял.

Коротка жизнь сорванного растения. Многие растения исчезают с лица земли. И если каждый будет рассуждать так: "Ладно, сорву всего один цветок, ничего не случится", то вскоре некоторых редких и красивых цветов совсем не станет.

ІІ МАРШРУТ "ЦАРСТВО ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ"

Лес - это не только деревья, травы, а также разнообразные, населяющие его, звери и птицы.

1. Послушайте и скажите, о каких зверьках идет речь?

С виду эти зверьки очень похожи. У них маленькая мордочка, длинные уши и задние ноги, короткий хвост. Тело покрыто шерстью. Своих детенышей выкармливают молоком. Но условия жизни у этих зверьков разные. Один живет в лесу, другой - в домашних условиях. Питаются травой, молодыми веточками. Но одному из них чаще достается морковь, сено, вареный картофель. (Заяц и кролик ). 2. Эстафета "Кто быстрее?"

За 1 минуту команды должны написать названия: 1-я команда домашних животных, 2-я команда - диких, 3-я команда - птиц.

3. Музыкальная пауза "Мы запели песенку"

На экране будут появляться рисунки, которые изображают объекты природы. Вы должны быстро вспомнить песенку на тему рисунка (кузнечик, елочка, солнышко, медведь, береза, облака ).

4. Угадай-ка «Звуки птиц»

Каждая команда по очереди прослушает 3 звука птиц, задача угадать их название.

1 команда - сова (филин), воробей, ворона

2 команда - гусь, дятел, кукушка

3 команда - чайка, петух, голубь

5. Конкурс капитанов

1-ому капитану: Обозначить части растений. 2-ому капитану: Назвать свойства снега и льда. 3-ему капитану: Назвать предметы природы: шкаф, солнце, стекло, обувь, воздух, сыр, береза, заяц, машина, дождь.

Учитель: Пройдя по тропам Природы на уроках природоведения и сегодня на уроке, вы узнали много интересного. А что можете сделать для охраны родной природы вы, ребята? Прежде всего, соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Вспомним правила поведения.

Каждой команде раздаются листы и фломастеры, за 1 минуту написать правила поведения в лесу.

Эти правила надо не только знать, но и выполнять. В лесу человек - гость. И поэтому вести себя должен в гостях как человек воспитанный.

6. Блиц-турнир "это все мы проходили" Как называется прибор для измерения температуры воздуха?

    Какие животные спят зимой?

    Назовите два лиственных дерева.

    Где следует прикреплять уличный термометр?

    Что вниз вершиной растет?

    Какие растения названы именами людей?

    Назовите два комнатных растения.

    Человек, охраняющий лес.

    Детеныш козы.

    Капельки влаги на траве.

    Назовите 2 предмета неживой природы.

    Заяц никаких запасов не делает. Почему?

    Назовите 2 съедобных гриба.

    Как называют птиц, которые возвращаются весной?

    Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

    Рефлексия .

    Синквейн

    1 строка - существительное (кто?, что?), относящееся к теме урока

    2 строка - 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение на уроке

    3 строка - 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?))

    4 строка - фраза, выражающая ваше отношение к уроку в целом, или пожелание участникам

    5 строка - существительное (кто?, что?), или наречие (как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?)

Спасибо за творческую и плодотворную работу на у

Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время»

Опыт актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой - нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз превышающий обычный урок.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые. Более подробно я расскажу об игровых методах. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя - это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны - это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально - пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

Требования к игре.

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным, разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

Работой над данной проблемой я занимаюсь два года. Я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр. Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, но и уроки, где игра - ведущий метод (уроки - ролевые игры, уроки - конкурсы, уроки - смотры знаний, уроки - викторины, урок - расследование, урок - экспертиза и другие).

Начну с уроков - игр.

1. Урок - ролевая игра «В мире животных. Тип Членистоногие». Этот урок я провожу в 7 классе как урок - обобщение пройденного материала. Заранее распределяю роли, (это зависит от количества учащихся в классе), чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать признаки типа Членистоногих и классов, входящих в данный тип. Следующие роли - роли корреспондентов, которые рассказывают о разных представителях типа Членистоногие. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных точках нашей планеты, не забываем о наших местных видах. Подбирая материал, стараюсь, чтобы информация была интересной, необычной. Так, на этом уроке корреспонденты рассказывают о следующих Членистоногих: омарах и лангустах, пауке - каракурте «черной вдове», мухе - цеце, оводах и слепнях, бродячих муравьях, блохе, колорадском жуке. Рассказывая о животном, корреспондент показывает на карте области обитания. Готовясь к уроку, ребята сами делают рисунки животных, о которых рассказывают. В дискуссию о колорадском жуке включается профессор Массачусетского университета, который рассказывает о полезных свойствах колорадского жука. В конце урока 2 ученика - зоолога рассказывают интересные факты из жизни Членистоногих, проводят викторину о Членистоногих для закрепления знаний.

Готовясь к этому уроку, ребята учатся работать с дополнительной литературой - подобрать источник, выбрать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают своими словами. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение. Так как в конце урока ребят ждёт викторина, то внимание их сконцентрировано на предлагаемой информации. В обычный урок ребята с большой неохотой готовят доклады, а здесь каждый хочет поучаствовать. Слушая одноклассников, ребята учатся культуре общения, поведения; у них воспитывается чувство уважения к окружающим.

2. Урок - смотр знаний «Кровь. Кровеносная система». Этот урок я провожу в 8 классе как урок - контроль знаний. Этот урок позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Кровь. Кровеносная система». Весь опрос и контроль знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого класс делится на две команды. Первый конкурс «Термины» или устный биологический диктант, учитель читает определения, учащиеся должны дать названия. Второй конкурс «Найди ошибку». Учитель зачитывает рассказ, в котором допущено 8 ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе команды, так как можно дополнить ответ соперников и заработать дополнительные баллы. Третий конкурс «Приём в травмпункте». Командам предлагается ситуация - описание, они должны определить, каков характер травмы и оказать первую помощь. Четвёртый конкурс «С точностью до….». Учащимся предлагаются цифры, их задача определить, что эти цифры обозначают. Пятый конкурс «Решение биологических задач». Учащимся предлагаются по две биологических задачи, на которые нужно ответить. Шестой конкурс «Имена». Командам по очереди называется имя учёного, сделавшего какое- то открытие в области изучения крови или кровеносной системы, задача команды - определить, что же за открытие этим учёным совершено. Седьмой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание - команды по жребию вытянули тему для своего сообщения, и в течение 2 - 3 минут выступают по своей теме. Восьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет время) - каждая команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся итоги урока.

Данная форма урока позволяет опросить большое количество учащихся, проконтролировать усвоение большого объёма материала. На этом уроке очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.

3. Урок - путешествие «Клетка - единица живого». Этот урок я провожу в 11 классе как повторно-обобщающий урок. Весь повторяемый материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют определённые задания.

1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Учащиеся вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке. 2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Учащиеся называют термины по их определениям. 3. Станция «Сравнительно-анатомическая». На карточках написаны некоторые характерные особенности строения клеток того или иного организма. Задача учащихся - определить, о каком организме идёт речь. 4. Станция «Строение клетки». У учащихся на парте таблички с названиями органоидов клетки. Учитель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Учащиеся должны поднять карточку с нужным органоидом. 5. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют. 6. Станция. «Генетическая». Задание на биосинтез белка. Приведены две нуклеотидных последовательности ДНК, написать процесс транскрипции и трансляции с этой последовательности.

4. Урок - конкурс «Покрытосеменные растения». Этот урок я провожу как урок проверки и контроля знаний. Класс делится на две команды. 1 конкурс - «Загадки с грядки», команды отгадывают загадки о растениях изученных семейств. 2 конкурс - «Определи растение». Командам раздаются наборы растений (гербарии) с определительными карточками. Команды определяют растения, кто быстрее и правильнее, затем рассказывают, как проводилось определение. 3 конкурс - «Слушай, не зевай». У команд есть таблички с названиями семейств изученных растений. Учитель называет признаки - учащиеся поднимают табличку с названием семейства (или семейств). 4 конкурс - «Отгадай задуманное растение». На доске находятся несколько гербарных экспонатов. Каждая команда загадывает растение, а затем, задавая наводящие вопросы, должна отгадать растение, задуманное соперниками. Побеждает команда, быстрее отгадавшая растение. 5 конкурс - «Знаешь ли ты систематику растений». У команд таблички с таксономическими единицами. Учитель зачитывает различные биологические названия, учащиеся должны поднять карточку с нужным таксоном. 6 конкурс - «Пятый лишний». Командам раздаются гербарии растений из одного семейства, выбрать лишнее растение, не относящееся к этому семейству. 7 конкурс - «Назови родственника». За 1 минуту необходимо написать как можно больше растений из семейства Сложноцветных. Затем команды зачитывают растения (по очереди), побеждает команда, которая последней назовёт растение. 8 конкурс - «Рассказ - небылица». Это домашнее задание. Каждая команда составляет рассказ, о каком-либо растении, допуская 5 ошибок. Задача соперников - найти и исправить ошибки. Подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина.

5. Урок - ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». При проведении этого урока между учащимися распределяются роли (генетик, врач - инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование учащихся школы; таблицы и графики.

6. Урок «Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами». Урок изучения нового материала. На этом уроке провожу выставку косметических средств по уходу за кожей, ногтями, волосами. Учащиеся выступают в роли косметологов, рассказывая о видах косметики. Правилах ее использования. Учащиеся - «народные целители» рассказывают о рецептах народной медицины, применяемых для лечения угревой сыпи, отбеливания кожи и т.д.

7. Урок «Глобальные проблемы загрязнения атмосферы» проводится на уроке химии в 11 классе как один из завершающих. Учащиеся распределяются на группы-секции, каждая секция готовит информацию по определенной проблеме загрязнения. Учащиеся в секции сами распределяют задания: кто будет готовить сообщение, решать задачу или проводить эксперимент. Это способствует укреплению коллективизма, взаимовыручки в группе.

8. Урок - игра «Слабое звено» по теме «Углеводороды». Провожу этот урок в 10 классе как урок контроля знаний. Данная форма позволяет за сравнительно небольшое время проверить качество усвоения довольно большой темы. Учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания по таким вопросам, как: ученые-химики, внесшие свой вклад в изучение углеводородов; особенности строения молекул углеводородов; физические и химические свойства; качественные реакции; области применения. Кроме уроков - игр, я использую игру как фрагмент урока. Очень часто я использую игру «Биологическая рыбалка». Для игры готовы рыбы, на нижней стороне которых написаны задания. Два ученика - «рыболова», от каждой команды выходят и ловят удочками с прикрепленными магнитами рыб. Затем в течение 2 - 3 мин. команды готовятся к ответам, потом отвечают. Игра многофункциональна, т.к. позволяет, заменив задания, применять её на разных уроках. Кроме этого, в такой игровой форме можно спросить слабых учащихся, которые, выполняя данное задание чувствуют себя увереннее. Игра - «Биологическое лото». На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся. По такому же принципу я провожу игру «Химическое лото» , где учащиеся должны распределить формулы предлагаемых веществ по классам неорганических (органических) соединений. Игра - «Зоопарк». Учащиеся за 1 мин. должны написать как можно больше животных. Затем по очереди зачитывают свои ответы, побеждает ребёнок, который назовёт последнее животное. При выполнении этого задания дети анализируют имеющуюся информацию о животных вообще. Учатся обобщать понятие «животное». Игра - «Третий лишний». Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко (6 класс). С одной стороны, лишнее - семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны - яблоко, т. к. это многосемянный плод.

Игра - «Составь пары». 7 класс Класс Рыбы.

1) Лососевые; Латимерия. 2) Осетровые. Жерех. 3) Карпообразные. Ёрш. 4) Колючепёрые. Белуга. 5) Кистепёрые. Горбуша.

Кроме таких игр я использую разнообразные кроссворды, ребусы. Дети сами составляют кроссворды, сказки, творческие задания и отчеты, рисунки фантастических животных и т. д.

Путем перестановки букв составить название рыбы.

ШУБА + РОГ = ГОРБУША

РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА ВИД + АСТРА = СТАВРИДА ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА ТРЕК + АС = ТРЕСКА АС + ПЛУТ = ПАЛТУС БАЛ + КАМА = КАМБАЛА ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА

Для усложнения данного задания можно попросить учащихся придумать вопросы к получившимся названиям рыб.

Широкое поле деятельности для использования игр существует во внеклассной работе по биологии и по химии. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, как: игры «Счастливый случай» - «Зима в природе»; «Звездный час» - «Птицы», «Первоцветы», «Собака бывает…», «Брейн ринг» - «Мое здоровье» и т.д.

И самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети не считают мой предмет второстепенным, ненужным. Они с увлечением изучают биологию, сдают экзамены, затаив дыхание, слушают рассказы о живом. Применяют полученные на уроках знания в повседневной жизни.

Считаю, что как учитель, я приблизилась к реализации своей цели в обучении и всестороннему развитию личности ученика, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на моих уроках в реальной взрослой жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.

Игры уроки

Слайдов: 38 Слов: 1268 Звуков: 0 Эффектов: 0

Игровые методы обучения на уроках биологии. Уроки –соревнования. Уроки – пресс-конференции. Уроки по типу КВН. Театральные уроки. Уроки с групповыми формами работы. Уроки взаимообучения. Уроки, которые ведут учащиеся. Уроки – зачеты. Бинарные уроки. Уроки – обобщения. Уроки – лекции. Уроки – конференции. Уроки – семинары. Уроки – экскурсии. Уроки - игры. Приведу несколько примеров использования игровых приёмов на уроках и на внеклассных мероприятиях. ЛОТО: вариант 1. ЛОТО: вариант 2. 1. Ребус "Хвойные растения" Какое значение имеют хвойные растения в природе? - Игры уроки.ppt

Игра по биологии

Слайдов: 90 Слов: 2134 Звуков: 0 Эффектов: 30

«ТАКАЯ РАЗНАЯ БИОЛОГИЯ» (игра для учащихся 9-11 классов). Правила игры. Играют три команды. Правила сходны с правилами телепередачи «Своя игра». Право первого хода разыгрывается жребием. Правильный ответ оценивается суммой баллов, назначенной за вопрос. При неправильном ответе - право хода передается соперникам. Дополнения к игре. «Ва-банк» - вопрос перебивается только ва-банком. Заключительный раунд. Команда делает ставку на определенное число баллов. Зачитывается вопрос, ответ участники команды записывают на листах. По окончанию времени (1 минута) ответы зачитываются вслух. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. - Игра по биологии.ppt

Игра на биологии

Слайдов: 25 Слов: 1095 Звуков: 0 Эффектов: 36

Игры и игровые ситуации на уроках биологии. Об игре вообще и познавательных играх в частности. Слово «игра» трактуется по-разному: Особенности учебной игры. Дидактические возможности учебных игр. Ориентация. Подготовка к проведению. Проведение игры. Подведение итогов. Обсуждение хода и результатов игры. Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко). Ролевые игры. Игры-состязания. Имитационно-моделирующие игры. Игра – направляемая дискуссия. Игра – творческая дискуссия. 6 класс. «Суд над хлорофиллом». Класс разбивается на три команды (ряда). На доске предложены рубрики и баллы за правильные ответы. - Игра на биологии.ppt

«Игра по биологии» 6 класс

Слайдов: 29 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 18

Игра по биологии. Корзина. Золотая середина. Беленькое платьице. Пурга. Сорняк. Лепестки. Что лишнее. Дождевой червь. Найди ошибку. Глухари. Поймай птицу. Прогулка в лес. Наступает весна. Кроссворд. Насекомое. Стоп-кадр. Живая буква. Команда. Отгадай ребус. Липа. Свекла. - «Игра по биологии» 6 класс.ppt

Конкурс по биологии

Слайдов: 23 Слов: 1587 Звуков: 0 Эффектов: 142

Конкурс по биологии. Разминка. Команды. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Наука о строении и форме организма и его органов. Неподвижное соединение костей. Конкурс для капитанов. Термин. Кровь и кровообращение. Эритроцит. Найди ошибку. Носовая полость. Кисть. Правое предсердие. Конкурс эрудитов. Папа римский Иннокентий. Поле чудес. Часть головного мозга. Английский ученый. Наука. - Конкурс по биологии.pptx

Викторина по биологии

Слайдов: 15 Слов: 654 Звуков: 1 Эффектов: 1

Добрый день, юные знатоки биологии! Вас приветствует самый знаменитый ученик нашей школы «Почемучкин». Сегодня, в биологической перестрелке участвуют две команды: «Корешки» и «Вершки». Час занимательной биологии. Представление команд. Каждая команда в течение 2 минут показывает «визитку»-название команды, эмблему. Защита в виде песни, стихов, сценки по выбору. Разминка. Разминка для «Вершков» 1. Ветка в гроздья разодета Фиолетового цвета. «Тайны черного ящика » Подсказка №1. Неприхотливы. В жару высыхают и кажутся безжизненными. Живут до 50-100 лет. Подсказка №2 Симбиоз. Лишайник + Гриб. -



Copyright © 2024 Наука. Техника. Экономика. Литература. Юриспруденция.